221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Палочки для развития мелкой моторики

Развитие мелкой моторики рук. Счётные палочки.
консультация по теме

В.А. Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»/

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
konsultaciya_dlya_roditeley.doc187 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Составила: Абрамова Ольга Анатольевна

Развитие мелкой моторики рук.

В.А. Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» , а И.Кант писал: «Рука является вышедшим головным мозгом».

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, мышление, память и связная речь. А ребёнок с низким уровнем развития моторики быстро утомляется, испытывает затруднения при выполнении заданий по письму (например, обвести какую-либо фигуру по точкам). Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревожности, что в дальнейшем может привести к трудности в учёбе.

Работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать ещё с самого раннего возраста (когда грудному младенцу мы массируем пальчики, происходит воздействие на активные точки, связанные с корой головного мозга).

В раннем и младшем дошкольном возрасте выполняются простые пальчиковые гимнастика и упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, развиваются элементарные навыки самообслуживания.

В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики и координации движений руки является важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Так же учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. И поэтому величина проекции руки и её близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. На основе этого, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребёнка.

Таким образом, чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук (мелкую моторику). Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.

Одним из эффективных элементов игр и упражнений для развития мелкой моторики являются счётные палочки.

Счётные палочки представляют собой одно- и многоцветные брусочки (из дерева или пластика). Они используются не только для обучения счёту, но и в качестве развивающей игрушки.

Счётные палочки – это универсальная игрушка для развития интеллектуальных и творческих способностей у детей, многофункциональная. Счётными палочками можно играть по-разному, используя их в образовательной и творческой деятельностях, сюжетно – ролевых играх.

Игры и упражнения с счётными палочками развивают не только мелкую моторику рук (умелость, ловкость, координацию), но и внимание, мышление сообразительность, конструктивные навыки (то есть синтез, анализ, зрительное восприятие и мыслительные операции сравнения).

Игры и упражнения с палочками:

  1. ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ (можно играть с детьми десятимесячного возраста). В футляре от счётных палочек (можно использовать различные пластмассовые баночки) с помощью ножа и ножниц делается прорезь и показывается ребёнку, как в неё можно класть палочки по одной. Такая игра может надолго увлечь вашего ребёнка. Но следует помнить, что дети младшего возраста должны играть только под вашем присмотром. Эта игра развивает не только мелкую моторику, но и глазомер, координацию движений, внимание, усидчивость.
  2. Игры на развитие сенсорного восприятия, умения сравнивать, внимания, мышления – РАЗЛОЖИ ПО ЦВЕТУ — раскладывание палочек по цвету, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ДОРОЖКИ – знакомство ребёнка с понятиями «широкий/узкий», «длинный/короткий» -выкладываются дорожки из счётных палочек, ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА – выкладывание логических цепок из палочек различной последовательности.
  3. ВЫЛОЖИ УЗОР (ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛОЧКИ) – развитие мелкой моторики, логического мышления, памяти, внимания – ребёнок выкладывает палочки по образцу. Усложнение – выкладывание палочек по памяти, без образца.
  4. РИСУЕМ ПАЛОЧКАМИ – развитие мелкой моторики, воображения, мышления – из палочек выкладывается всё, что ребёнок придумал.

Пособие по мелкой моторике — палочки

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королёв Московской области

«Детский сад общеразвивающего вида № 40 «Яблонька»

141070, Московская область, г.о. Королёв, мкрн. Первомайский,

ул. Заводская д. 7А, ул. Кирова 40/4

ДЛЯ РАБОТЫ с детьми

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

зам. зав. по ВМР Антипова Е.В.

В пособиии представлена игра со счетными палочками, целью которой является развитие мелкой моторики пальцев рук ребенка .

Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием о симметрии. Игру сопровождают стихотворные формы . В этом пособии предложены варианты рисунков, которые малыш может выложить из палочек на ровной поверхности.

В начале раздела краткая рекомендация для взрослых.

В.А. Сухомлинский сказал: «Истоки способностей

и дарований детей находятся на кончиках пальцев».

Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать

руками, тем он умнее и изобретательнее.Ведь на кончиках

пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли,

которая питает мозг ребенка. На протяжении всего

раннего детства чётко выступает эта зависимость –

по мере совершенствования мелкой моторики идет

развитие речевой функции.Фунция руки и речь

развиваются параллельно. Естественно, это должно

использоваться в работе с детьми – и с теми, у которых

развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми,

у которых имеются различные нарушения развития речи.

Совершенствование мелкой моторики – это

Пособие предназначено для родителей и педагогов.

Дидактические игры, способствующие

развитию мелкой моторики.

Вид дидактической игры

Названия дидактических игр, включённых в программу «Мозаика»

На развитие мелкой моторики пальцев рук.

«Зашнуруй (застегни) сапожки».

«Развяжи. завяжи узелок».

«Застегни (расстегни) пуговицы».

«Выложи фигурку из счетных палочек».

«Сложи картинку из 4 – 6 частей»

«Покажи пальчиками «зайчика» («козу», «жука»,).

«Слепи из пластилина (соленого

теста) чашку (снеговика, птичку)».

«Нарисуй цветными карандашвми

Игра со счетными палочками

В этой игре вашими помощниками, уважаемые педагоги и родители, станут обыкновенные счетные палочки, деревянные (хорошо, если еще и цветные) палочки, карандаши или соломинки, стержни от старых фломастеров, соломинки. Эти игры развивают мелкую моторику пальцев детей, спобствуют улучшению их речи. Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием о симметрии.

В давнюю рускую игровую традицию уходит корнями игра в бирюльки. Бирюльками называли мелкие предметы, которые высыпались горкой на стол. Задача игроков по очереди вытаскивать по одной бирюльке, стараясь не потревожить соседние. Выигрывает тот, кто к концу игры вытащит больше предметов. В этом соревновании ребенок приобретает необходимую ловкость пальцев, а также развивает терпение и выдержку. Эти же качества помогут проявить ребенку и интерес к строительству самого высокого и ровного колодца из палочек.

Далее в этом пособии предложены варианты рисунков, которые малыш может выложить из тех же палочек на ровной поверхности. Начинать советую с простых геометрических фигур. В процессе игры необходимо объяснить ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника, солнце – из многоугольника и т.п. Пусть малыш проявит фантазию и сделает свою картину. Затем можно предложить ему «нарисовать» палочками понравившуюся фигурку из пособия.

Перед деятельностью с детьми по «рисованию» палочками хорошо сделать разминку с помощью народных игр – потешек:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка, Пальчики по очереди разгибаются из кулачка.

Этот пальчик – папочка, Если упражнение вызывает у детей некото-

Этот пальчик мамочка, рые трудности, то взрослый помогает ребенку

Этот пальчик – я. удерживать остальные пальчики от

или такая потешка:

Этот пальчик хочет спать

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

Формы организации обучения дошкольников

в игре со счетными палочками.

С целью оптимального развития детей в игре со счетными палочками используется принцип «от простого к сложному», который реализует развитие детей от «Зоны актуального развития» к «Зоне ближайшего развития». «Зоной актуального развития» считается все то, что ребенок самостоятельно выполняет в настоящее время, а «Зоной ближайшего развития» является зона с новыми знаниями, умениями и навыками, которыми ребенок может овладеть сам или с помощью взрослого (в соответствии с теорией Л.С. Выгодского).

В работе со счетными палочками необходимо начинать деятельность с детьми с простых геометрических фигур – квадрата, треугольника, прямоугольника, трапеции. Далее ребенок осваивает более сложные фигуры: домик из квадрата и треугольника, лодочка из трапеции, мост из прямоугольников и т.п. Потом детям дается задание проявить самостоятельность и фантазию и сделать свою фигуру, картинку.

Усложнение заданий на выкладывание фигур происходит в соответствии с возрастом детей по следующим заданиям:

1. Выкладывание палочек по образцу (репродуктивная деятельность), предложенному воспитателем: заключается в том, что детям предлагаются образцы фигур из палочек и показывают последовательность их выкладывания. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Такую работу трудно напрямую связать с развитием творчества. Выкладывание палочек по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, важный начальный этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

2. Выкладывание палочек по черно-белому рисунку : дети должны решить — какие палочки взять (по цвету, по длине); какое их количество. Задачи в данном случае требуют проявления самостоятельности, и задание носит частично проблемный характер , поскольку возможны разные варианты выполнения задания. В процессе такой работы у детей формируется умение принимать решения на основе анализа (формируются предпосылки творческого труда).

3. Выкладывание палочек по собственному замыслу (продуктивная деятельность): обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности — они сами решают какие фигуры выкладывать. Задача в данном случае требует проявления самостоятельности, и задание носит проблемный характер . Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творчества.

Таким образом, в играх со счетными палочками, для повышения эффективности развития детей, применяются следующие технологии: игровая, ИКТ и проблемного обучения в соответствии с рекомендациями известного российского педагога-психолога Л.С. Выгодского.

КВАДРАТ. ТРЕУГОЛЬНИК. ТРАПЕЦИЯ. КУБ.

Четыре палочки сложил и вот квадратик получил. У треугольника три стороны, и они могут быть разной длины. У кубика много равных сторон. Можно построить из кубиков дом. Трапеция больше на крышу похожа. Юбку рисуют трапецией тоже. Взять треугольник и верх удалить – трапецию можно и так получить.

В руки я флажок возьму и на праздник с ним пойду.

ЛОДКА С ПАРУСОМ

Лодка с парусом плывет, путешествовать зовет

ЕЛОЧКА. ЛОПАТКА. ГРИБОК.

Елочка зеленая выросла в лесу. Елочку на праздник я домой несу.

В лес с корзинкой я пошел, у пенька грибок нашел.

Лопаткой я песок копаю, песком машину нагружаю.

Танк на войне боевая машина, сильная, смелая, несокрушимая.

На одной ноге стоит, на лягушек все глядит. На одной ноге весь день ей стоять совсем не лень.

Как высоко качели взлетают и ребятишек веселых качают.

Помоги мне, ветерок, паруса надуй, дружок, пусть плывет кораблик мой к папе с мамочкой домой

Краб сказал однажды раку: — ты не лезь со мною в драку, ссориться

нам не годится, лучше будет помириться

Шапочка на ножке около дорожки. В мой просторный кузовок полезай скорей, грибок.

Вот загадка непростая: прилетела – не кусает, не жужжит и не пищит, над поляною кружит. В сеточку ее глаза – кто же это? Стрекоза.

Погода начала сердиться – весь день льет дождик за окном. И чтобы мне не простудиться, гулять я буду под зонтом.

Очки пропали у Гали. Весь день мы их дружно искали, а они на носу очень тихо смеялись над нашей шумихой.

К облакам лети, пилот, поднимайся смело,

я построил самолет для тебя умело

Папа, что за чудеса? Из металла – стрекоза. И внутри сидит пилот. Знаю, это вертолет.

Дом я строю во Вселенной. Есть в нем крыша и антенна. Есть в нем дверь и есть окошко – пусть живет в нем наша кошка.

Мышка маленькая в норке тихо грызла хлеба корку. «Хрум, хрум» — что за шум? Это мышка в норке хлебные ест корки.

В руке палочки держу. С ними я сейчас дружу. Если есть в руках сноровка, то получится коровка.

— Змей бумажный за окном! — Закричал Антошка. Змею с красочным хвостом помахал ладошкой.

Черепашка в пустыне, скучая, пьет за чашкою чашку чая. И не может остановиться – очень трудно в пустыне напиться.

Дом я строю во Вселенной. Есть в нем крыша и антенна. Есть в нем дверь и есть окошко – пусть живет в нем наша кошка .

Очень радовались дети: мама принесла в пакете пряников для Машеньки, бубликов для Сашеньки, Васеньке – пирожное,

ну а мне — мороженое.

Кораблик к дальним берегам отправился однажды. На нем был смелый капитан и юнга бал отважный.

Пыхтя, тащил домой грибок проворный маленький зверек. Ни головы, ни ножек, — конечно, это ежик.

Жирафы в Африке живут, жирафы в Африке жуют. А у меня жираф из палочек – из палочек, из выручалочек.

1. Синицина Е. Умные пальчики. М., 1998 г.

2. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Санкт – Петербург, 1997 г.

3. Эльконин Д.Б., Венгер А.Л. Особенности психического развития детей 5 – 7 летнего возраста, М. Педагогика, 1998г.

4. Аксенова М. Развитие тонких движений рук у детей с нарушениями речи. Дошкольное воспитание 1991 – 8 – с.62.

5.Толбанова А. Пальцы помогают говорить. Дошкольное воспитание 1988 – 9 — с.81-82;

1989 – 10. С.94 – 95.

6. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М. Просвещение, 1988 – с.44,50,79.

7. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. — М.: , ООО «Издательство АСТ», 2000. – 48 с.

8. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры 4-7 лет. Издательский дом «Литера» 2011 г.

9. Александрова В. Дошкольная педагогика /Октябрь/ 2008 г.

Картотека игр для развития мелкой моторики у дошкольников

Картотека пальчиковых игр

Картотека составлена для организации развивающей деятельности с детьми в ходе взаимодействия со взрослым (педагогом, родителем) и самостоятельности детей. Игры могут быть включены в НОД, использованы в ходе режимных моментов.

Картотека может быть полезна педагогам и родителям заинтересованным в развитии ручной умелости, мелкой моторики рук, межполушарного взаимодействии, подготовки руки к овладению письмом, стимуляции речевой активности дошкольников. Все использованы фото материалы авторские и были сделаны в ходе практического взаимодействия автора с детьми среднего, старшего дошкольного возраста.

«Сухой бассейн»
Цель: Закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам, формирование основных сенсорных эталонов.

Материал: Ёмкость наполненная сушёным горохом (гречкой, песком, пуговицами, манкой и т.п.) на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по лексическим темам)

Ход игры: ребёнку предлагается найти закопанные мелкие предметы. Погружая кисти рук в наполнитель, перебирая горох (или другие крупы или материал нополнителя) и игрушки, пальчики массируются, становятся более чувствительными, а их движения координированными, ребёнок на ощупь находит какой-либо предмет и называет его.

«Сюда насыпали горох и пальцы запустили,

Устроим там переполох, чтоб пальцы не грустили.»

Игра «Коробочка тактильных ощущений

Цель: Развивать мелкую моторику рук, тактильные навыки планомерного исследования, логическое мышление, речь, умение выражать словами свои ощущения от прикосновения.

Ход игры: Ребёнок ощупывает пальцами пластину с текстилем, бархатной и наждачной бумагой, запоминает их, рассказывает о своих ощущениях(гладкие, жёсткие, ровные, мягкие, тёплые), затем в рукаве (мешочке, коробочке) находит схожие по тактильным ощущениям материалы.

Цель: Развивать умение наматывать клубочки из толстых ниток, подвижность пальцев, ловкость, координацию движений обеих рук.

Ход игры: Пособие предназначено для подгруппы детей до 5 человек.1) Ребёнок учится наматывать клубочек ниток. 2) Соревнования для 3-5 человек. Воспитатель предлагает детям выбрать клубочек определённого цвета, затем кто быстрее перемотает клубок.

Дидактическая игра «Собери бусы»

Цель: Продолжаем учить детей выбирать предметы определенной формы и цвета, сначала по показу, затем по словесному обозначению. Развивать зрительную память. Формировать умение следовать поставленной задаче. Развивать моторику кончиков пальцев рук, выполняя нанизывание мелких деталей на шнур( леску).

Ход игры: Игру провожу в различных вариантах: нанизывать бусинки на шнур такого же цвета; чередование бусинок по цвету; чередование форм и цвета; найди лишнюю бусинку и исправь ошибку.


«Разноцветная мозаика»

Цель: Учить различать и правильно произносить основные цвета (красный, желтый, зелёный, синий). Развитие мелкой моторики.


«Волшебные палочки».

Цель: Развиваем ориентирование на плоскости, проекции, мышление, воображение, мелкую моторику, точность движений.

Предлагаем ребенку выложить из цветных палочек сюжет по схематическому изображению.

Усложнение: Выкладывание сюжета по собственному воображению.

«Заплети косичку» – для индивидуальных занятий.

Цель: Обучать навыкам плетения. Развивать точность движения пальцев, координацию движения обеих рук, ручную умелость, внимание. Воспитывать усидчивость.

Ход игры: Пособие «Заплети косичку» предназначено для индивидуальной деятельности и маленькой подгруппы детей (2-3 ребёнка)

Вместе с ребёнком рассмотреть косички у куклы или у кого-нибудь из детей, показать как из закреплённых «прядей» можно плести такие же косички. Затем предложить ребёнку попробовать самостоятельно сплести косичку.

Речевое сопровождение: «Для моей сестрички

Я плету косички

Из шнурков и из тесьмы,

С нею очень мы дружны.»

Цель: Продолжать учить детей застегивать и расстегивать различные виды застёжек: пуговицы, кнопки, замки и т.д. Развивать ловкость пальцев, мелкую моторику детей.

Ход игры: Пособие предназначено для индивидуальной деятельности. Все детали крепятся на пуговицах, застёжках, кнопках, шнурках, липучках, замочках.

«Рисование по манке (муке)»

Цель: Развитие точности движения пальцев, воображение мышления, ориентировки на плоскости, проекции.

Ход игры: Ребенку предлагается разнос яркого цвета с манкой или мукой. Движением пальца ребенок изображает желанные предметы: солнце, волны на море, высокие горы, прекрасные цветы, любимую букву, автомобиль, если что то не понравилось, то легко можно всё исправить одним движением — разровнять.


«Игры с прищепками»

Цель: Развитие мелкой моторики, силу мышц руки.

Ход игры: Ребёнок нанизывает на плоскостные изображения недостающие детали в виде прищепок.

Усложнение: прищепки заменяются канцелярскими скрепками.

Использую прищепки для массажа пальцев, дети нанизывают прищепки на кончики пальцев на несколько секунд, прицепки не должны быть тугими.


«Дидактическая игра с крышками»

Цель: Учить закручивать и откручивать крышки, развивать координацию движений, умение складывать пальцы в щепоть.

Ход игры: Подбирать по цвету крышки, чередовать их в определённой последовательности и накручивать.


Игра с крышками от бутылок «Лыжник»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, мышц рук, подвижности пальцев, координированности движений пальцев рук.

Ход игры: Положить две крышечки на стол резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» — «Мы едим на лыжах, мы мчимся с горы, мы любим забавы снежной зимы». Из пластмассовых крышек сооружаем разнообразные постройки, выкладываем слова, предложения.


«Игры с резинками»

Цель: сенсорное обогащение, развитие мелкой моторики рук, умения действовать по образцу, воображения.

Ход игры: В начале игры мы проводим разминку-надеваем резинку (для волос, офисную) на 2 пальчика,

соединяем и раздвигаем пальчики. Дети надевают резинки по цвету — «Цветные дорожки».

Затем детям предлагается выложить картинку по образцу (домик- окна и крыша, кораблик плывет по волнам, солнышко, бабочка, рыбка, геометрические фигуры и т.д. Дети с удовольствием создают картинки по замыслу. Разноцветные резинки превращаются в веселые картинки!

Игры с конструктором.

Цель: Учить конструировать из разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления, создавая из них конструкции как по предлагаемым рисункам, так и придумывая свои. Сформировать навыки монтажа и демонтажа, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Цель: обогащение сенсорных ощущений, стимулирование нерных окончаний пальцев рук, развитие мелких двжений пальцев рук, умения сосредотачиваться, видеть границы форм и т.д.

Ход игры: детям предлагаются разнообразные природные материалы (семена арбуза и дыни, макаронные изделия, зерна кофе, крупы, шишки, другие семена растений и т.п.), бросовые материалы для выкладывания разнообразных изображений по лексическим темам, по собственному замыслу ребёнка.

Цель: знакомство, закрепление сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики рук, комбинаторных способностей, умения работать по образцу и в соответствии с собственным замыслом.

Дети с удовольствием складывают яркие красочные картинки из геометрических фигур по образцу и по замыслу. Геометрическая мозаика закрепляет знания о геометрических фигурах и основных цветах, развивает фантазию, воображение, логическое мышление, мелкую моторику и связную речь.

Все для развития ребенка

Развивающие игры для детей, творчество, игрушки своими руками

37 игр для развития мелкой моторики рук у детей

Предлагаем вашему вниманию детские игры, направленные на развитие мелкой моторики рук у детей раннего и дошкольного возраста с использованием предметов и материалов, которые находятся в «шаговой» доступности. Это позволит не только сэкономить семейный бюджет, но и больше времени проводить с ребенком.

(В тексте приведены ссылки для справки).

Игры для детей 0+

♥ Массаж кисти и пальчиков. Для большего эффекта проводите массаж с потешками, например, «Сорока-ворона»;

♥ Давайте ребёнку ощупывать предметы с разной текстурой, различного размера и температуры: кусочки льда, грецкий орех, колючий резиновый мячик, тёплую металлическую миску, меховую шапку и т д). Для стимуляции тактильных ощущений делайте сенсорные коробки.

Самодельные фоторамки с различными по фактуре материалами — отличный инструмент для массажа детских ладошек.

♥ Привяжите к обручу разные кусочки ткани, ленты, помпоны и т. п. Игра вызывает хватательный рефлекс и побуждает малыша к активным действиям в положении лежа на животе. Эти движения укрепляют мышцы кистей и пальцев и способствуют развитию мелкой моторики.

♥ Создайте своими руками развивающую доску бизиборд с различными текстурами и предметами, которые малыш будет трогать, сжимать, тем самым совершенствовать мелкую моторику рук. Важно, чтобы все объекты доски были безопасными для ребенка и игра проходила под вашим присмотром!

♥ Предложите поиграть с бумагой различной текстуры (салфетки, вощёная пекарская бумага, гофрокартон, газета и т д). Покажите как мять и рвать. Продемонстрируйте, что большой лист бумаги может стать небольшим комочком, который можно катать и бросать. Заверните в фольгу или бумагу маленькие игрушки и предложите ребенку развернуть сюрпризы.

♥ Сделайте отверстие в картонной коробке и покажите ребёнку как проталкивать небольшие предметы (мячики, салфетки, ленты , грецкие орехи, крышки — что угодно), можно прорезать несколько отверстий разного диаметра, сделать нечто вроде самодельного сортера. Например, сортер из контейнера для салфеток.

♥ Разложите на полу/столе мелкие предметы (кусочки бумаги, фасолинки, орехи, нитки, маленькие лоскутки) и предложите собрать это в заранее приготовленную посуду. Даже если малыш будет просто так пытаться поднять эти предметы — уже полезно.

♥ Приклейте к столу/доске маленькие игрушки при помощи пластыря или малярного скотча и попросите малыша освободить пленников из заточения.

‼Пожалуйста, не забывайте, все подобные игры — строго под наблюдением мамы!

Игры для детей 2+

♥ Предложите ребёнку кусочек солёного теста (рецепт тут) или мягкого пластилина типа Play doh (в Озоне, в Май-Шопе) и пригоршню бусин, фасоли и гороха, мелких макарон или игрушек и предложите испечь для кукол кексы.

♥ Смешайте в большой миске различные виды круп, также можно использовать разные орехи, фасоль, те же бусины, небольшие игрушки, стеклянные шарики Марблс и предложите рассортировать их по разным мисочкам.

♥ Книжки с окошками и с клапанами. Дети любят яркие книжки, а ещё больше любят с ними играть. Выберите такие книжки, которые позволят маленьким пальчикам поработать. Например, серия «Книжки с кошками» — это красочные книжки с яркими иллюстрациями и простыми понятными текстами об окружающем мире. А под клапанами на страницах книги прячутся животные и познавательные элементы.

♥ Сделайте простую аппликацию из крупы «Мышка» (шаблон для печати тут).

♥ Предложите нанизывать крупные макароны на соломинки/шпажки.


РЕКОМЕНДУЕМ

♥ Научите ребёнка делать шарики и колбаски из пластилина, а затем расплющивать их пальцем, покажите, что на пластилине можно рисовать зубочисткой или специальными инструментами.

♥ Поиграйте в пальчиковые игры или пальчиковый театр, например, по сказке Красная Шапочка (шаблон для пчати тут).

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ:

♥ Покрасьте рис (рецепт тут), если вы ни разу этого не делали — подарите себе полчаса тишины и покоя, пока ребёнок с удовольствием будет перебирать радужную массу.

♥ Порисуйте пальчиковыми красками или попробуйте необычное рисование на зип-пакете.

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ

♥ В таз с водой поместите мелкие игрушки или любые мелкие предметы, предложите вылавливать их руками, ложкой или ситечком.

Игры для детей 4+

♥ При помощи нитки и иголки сделайте бусы из рябины, мелких макарон, шариков фольги или настоящих бусин. Макароны можно предварительно окрасить.

♥ Для развития мелкой моторики потренируйтесь сматывать пряжу в клубок или наматывать нитки на катушку.

♥ Сделайте шнуровку своими руками (шаблоны тут): вырежьте из картона контуры любого предмета (машинки, тучки, яблока), сделайте по контуру отверстия при помощи дырокола, привяжите к ушной палочке яркую толстую нитку и покажите, что нужно делать. Удивительно, но такие самодельные шнуровки интересуют детей в разы больше магазинных аналогов.

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ

♥ Продумайте меню таким образом, чтобы максимально привлечь ребёнка к приготовлению пищи: пусть он взбивает венчиком, почистит сваренные яйца, порежет банан и т д.

♥ Потренируйтесь завязывать бантики, узлы разных видов, плести косички и зашнуровывать обувь.

Способствуют развитию мелкой моторики:

♥ Игры со всевозможными пинцетами. Например, нужно разложить бусинки на подставке для мыла при помощи пинцета.♥ Игры с пипеткой. Предлагаем игру с блоками конструктора Лего. Задача для детей состоит в том, чтобы заполнить каждую лунку водой настолько, насколько возможно и не пролить ни капли.

♥ Наклеивание мелких наклеек.

♥ Работа с ножницами. Поиграйте в парикмахерскую.

♥ Лепка. Идеи для занятий смотрите тут.

♥ Игры с резиночками (для плетения браслетов). Как сделать развивающую игру «Математический планшет» смотрите тут.

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ

♥ Пазлы. Вы сами можете сделать простой пазл из блоков конструктора и фотографий.

♥ Мозаика. Особенно, детям понравится делать поделки из термомозаики.

♥ Закручивание крышек. Например, нужно подобрать крышечки к баночкам.

♥ Лего и прочие конструкторы с мелкими деталями.

♥ Всевозможное переливание жидкостей и пересыпание сыпучих материалов из одной ёмкости в другую.

♥ Творческая деятельность с использованием фигурного дырокола (в Май-Шопе, Алиэкспресс).

Тренажеры для развития мелкой моторики

Обучающая игра «Развиваем основные навыки» (в Май-Шопе).

Доска «Развиваем основные навыки» — это одновременно и пазл и рамка с застежками. Поможет вашему крохе научиться застегивать пуговки, ремни, молнии, зашнуровывать обувь. Кроме того, в процессе игры, развивается моторика ручек и логическое мышление.

Книжка-тренажер «Одеваюсь сама» (в Лабиринте, в Май-Шопе).

Книжка-тренажер «Одеваюсь сама» поможет ребенку развить мелкую моторику, речевые навыки и самостоятельность. Ваш малыш научится: завязывать шнурки, застегивать молнии, пуговицы, липучки и пряжки.

Книжка-тренажер «Одеваюсь сам» (в Лабиринте, в Май-Шопе).
Комплект из 6 тренажеров (на Алиэкспресс)

С помощью тренажеров ребенок научится шнуровать, расстегивать-застегивать пуговицы, клепки, молнию, пряжки, потренируется завязывать бантики.

Игрушки с Алиэкcпресс для развития мелкой моторики

Книги по развитию мелкой моторики

Предлагаем подборку полезных и увлекательных книг для детей, которые помогут развить навыки, необходимые для овладения письмом. (Кликайте на изображение, чтобы узнать подробности).

Рабочие тетради по развитию мелкой моторики

Издательство «Я могу»:

Издательство «Клевер Медиа Групп»:

Альбомы по развитию мелкой моторики
Прописи для малышей

Больше идей для игр на развитие мелкой моторики можно увидеть в Pinterest!

Не забывайте, что помимо упражнений для развития мышц кисти, важно регулярно тренировать мышцы предплечий и плеч, ведь то же письмо — монотонный процесс, в котором задействована вся рука, а не только пальцы, и тренированному ребёнку длительное письмо в школе будет даваться легче. Поэтому не забывайте об активных прогулках, играх с мячом, банальной зарядке, занятиях в бассейне.

Понравились идеи — поделитесь друзьями в соцсетях, нажав на кнопку ниже!

Читать еще:  Психомоторное развитие детей первого года жизни
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector