221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Плохо развита моторика рук у ребенка

Консультации для родителей «Что такое «мелкая моторика» и почему так важно ее развивать?», «Что делать, если Вы обнаружили плохое развитие мелкой моторики руки у своего ребенка?»
консультация по теме

консультации для родителей про мелкую моторику.

Скачать:

ВложениеРазмер
chto_takoe_melkaya_motorika_i.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

« Что такое мелкая моторика

И почему так важно

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат.

В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить ребенка правильно говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста.

Консультация для родителей

« Что делать, если Вы обнаружили плохое развитие мелкой моторики руки у своего ребенка? »

Необходимо набраться терпения и начать постепенно исправлять этот недостаток систематически, каждый день.

Можно использовать для этого обычные занятия ребенка. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик, а затем так же тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу. Если у вас есть сад, воспользуйтесь этим и привлеките ребенка к сбору ягод. Попросите помочь вам приготовить пельмени, вдеть нитку в иголку и т.п.

Есть и специальные игры и упражнения для развития тонкой моторики руки. Некоторые из них известны вам давно. Например, игра в тени. Это когда с помощью различных комбинаций пальцев показывают различные теневые фигуры — зайчика, собачку, человечка. Другая распространенная игра — определение на ощупь предмета, накрытого салфеткой. Вспомните и об играх — шнуровках. У большинства современных детей наблюдается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас распространена обувь на липучках и детям часто не приходится учиться завязывать шнурки. Раньше все делали руками, а сейчас на каждое занятие есть по машине.

Важно приучить ребенка стремиться всё делать аккуратно. Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение — есть способ познания мира. Соответственно, чем четче и точнее будут детские движения, тем глубже и осмысленнее будет знакомство ребенка с миром.

«Игры и упражнения»

Лепка из глины и пластилина — это занятие очень полезное и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если на дворе зима — что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук вашего ребенка.

Рисование или раскрашивание картинок — любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолеты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.

Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликации. Ребенку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить — насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков ребенка.

Конструирование, изготовление поделок из природного материала – шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук, эти занятия развивают также воображение, фантазию, образное мышление ребенка.

Застегивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.

Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на

верёвке – каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.

Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т.д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.

Всасывание пипеткой воды – развивает мелкие движения

пальчиков и улучшает общую моторику.

Нанизывание бус и пуговиц – летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.

Плетение косичек из ниток, венков из цветов. Все виды ручного творчества: для девочек — вязание, вышивание и т. д, для мальчиков — чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научите своих детей всему, что умеете сами!

Переборка круп — насыпьте в небольшое блюдце, например,

гороха, гречки и риса и попросите ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.

Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Ежедневно предлагайте детям такие занятия!

Такая всесторонняя тренировка отлично развивает

мелкую моторику рук, и ребенок будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут

для ребёнка не столь утомительными.

Полезно проверить результаты кропотливой работы по формированию движения кисти. Для этого используйте тест «вырезания круга», проведя его до начала тренировки и после.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:

  1. развивают мелкую моторику его руки, подготавливая

к овладению письмом,

  1. формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,
  2. детские физиологи утверждают, что хорошо развитая

кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

Развитие мелкой моторики у детей

Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Рассмотрим подробно все эти вопросы.

Общее понятие и особенности мелкой моторики детей

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры (в интернет-журнале «Развитие» есть статьи про развивающие игры для детей в 1 год, а также игры для развития детей в 2 года).

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Статьи о развитии ребенка по системе Монтессори а также о монессори-играх, также будет интересна.

Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:

1. Массаж ладошек

Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.

3. Разрывание бумаги

Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.

4. Перелистывание страниц

После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.

Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.

В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

8. Баночки с крупами

Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.

9. Рисование на песке

Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

Игрушки для развития мелкой моторики

Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.

11. Завинчивание крышек

Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

12. Застегивание, расстегивание и шнуровка

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

14. Рисование и раскрашивание

Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

15. Собирание мозаик и паззлов

Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение.

Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.

Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

Консультация «Что делать, если у ребенка плохо развита мелкая моторика рук?»

Ольга Писарева
Консультация «Что делать, если у ребенка плохо развита мелкая моторика рук?»

Нужно набраться терпения и начать постепенно исправлять этот недостаток каждый день. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.

Для начала посмотрите как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик, а затем также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу.

Есть специальные игры и упражнения для развития тонкой моторики руки. Например, игра в тени.Это с помощью различных комбинаций пальцев показывают различные теневые фигуры: зайчика, собачку, птичку и т. д.

Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики. Лепить можно из всего. Зимой из снега, летом из песка или мелких камешков.

Рисование или закрашивание картинок — любимое занятие детей. Следует отметить, что если мальчик рисует только машины и самолеты, а девочка похожие друг на друга кукол, то это вряд ли положительно влияет на развитие образного мышления ребенка.

Изготовление поделок из бумаги. Например, самостоятельное вырезание из бумаги геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребенку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ можно оценить насколько развита мелкая моторика рук и движение пальчиков малыша.

Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики развития рук, развивают фантазию, воображение ребенка.

Конструирование развивает образное мышление, фантазию, мелкую моторику рук.

Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Отличная тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке такие игры оказывают огромное влияние на развитие мелкой моторики рук.

Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие моторики и ловкость пальчиков ребенка.

Всасывание пипеткой воды: развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.

Плетение косичек из ниток, венков из цветков.

Все виды ручного творчества: для девочек — вязание, вышивание и т. д., для мальчиков — чеканка, выжигание, художественное выпиливание. Научите своих детей всему, что умеете сами.

Переборка круп: развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.

Игры в мяч, кубики, мозаикой.

Ежедневно предлагайте детям такие занятия. Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка и малыш хорошо будет подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребенка, не столь утомительными.

«Книжка малышка» из фетра. Мелкая моторика Хочу поделиться своей новой книгой из фетра. Эта книжка малышка для развития мелкой моторики. Мелкая моторика — совокупность скоординированных.

Анкета для родителей «Как развита мелкая моторика у вашего ребенка?» 1. Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка? — Да — Затрудняюсь ответить — Нет 2. Как вы думаете когда можно начинать развивать мелкую.

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок кусается?» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами консультацией «Что делать, если ребенок кусается?».

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок врет» Консультация для родителей «Что делать, если ребенок врет» Если ребенок врет, родители начинают хвататься за голову и искать, где же они.

Мелкая моторика слабо развита: почему?

21.07.2014 , Мелкая моторика, Статьи Комментарии отсутствуют

Давно доказано, что двигательные импульсы пальцев рук положительно сказываются на развитии головного мозга ребенка. Речевое и умственное развитие идет быстрее, если малыш выполняет различные мелкие движения руками, играет в пальчиковые игры. В одной из статей мы уже рассматривали, как взаимосвязана мелкая моторика и речь.

Такие занятия очень популярны среди родителей и педагогов. И это не случайно. В последнее время отмечается, что у детей не развита мелкая моторика. И об этом говорят не только опытные воспитатели, но и сами мамы и бабушки.

Давайте рассмотрим основные причины этого явления.

Влияние современной техники на мелкую моторику

Наши дети – неотъемлемая часть современного общества с его благами и недостатками. За последние двадцать лет произошел значительный скачок в области развития технологий. У нас появилось много помощников в быту: стиральные машины, мультиварки, моющие пылесосы, парогенераторы. Они заметно облегчают жизнь, выполняя ту работу, которую наши мамы и бабушки, а вместе с ними и дети, делали руками.

Сейчас же достаточно нажать на кнопочку, чтобы выполнить львиную долю хозяйственных дел. Дети наблюдают за родителями, копируют их движения. Они не знают, что можно по-другому. Как результат – у детей мелкая моторика развита недостаточно.

Техника высвобождает время, которое нужно чем-то занять. Раньше многие вышивали, вязали, шили, выжигали. Сейчас все эти виды досуга часто заменяет телевизор и интернет. Мало кто занимается рукоделием и творчеством, и обучает этому своих чад. Вот еще одна причина того, что у современных детей мелкая моторика слабо развита.

Недостаток времени как причина плохого развития мелкой моторики

За последние годы темп жизни увеличился в разы. Люди много часов проводят на работе, в пробках. Они постоянно спешат. Часто не остается свободных минут для полноценного общения с детьми. Приходя домой, маме нужно успеть приготовить ужин, убраться, проверить уроки.

Поэтому малышу вручается «развивающая» игрушка, которая призвана развивать мелкую моторику рук в том числе. Однако самый важный развивающий фактор – это мама и ее непосредственное участие, без которого эффект любого новомодного детского гаджета сводится практически к нулю.

Следующая причина того, что у детей мелкая моторика плохо развита – нехватка времени на обучение ребенка элементарным бытовым навыкам.

Виной тому служит постоянная спешка, в которой мы все пребываем. Проще самим накормить, одеть, обуть, почистить зубы, пока ждать, как это будет делать ребенок.

Многие полагают, что всему научится сам. Да, но периода ошибок не избежать в любом случае. Конечно, чем старше ребенок, тем меньше времени ему понадобится на то, чтобы научиться, к примеру, завязывать шнурки. Но и он будет на первых порах ошибаться.

Довольно часто ситуация принимает весьма неприятный оборот, когда у детей мелкая моторика слабо развита, и ребенок в возрасте пяти лет не ест сам ложкой, или в девять не может завязать себе шнурки. Грустно, но это реальные примеры.

Раннее развитие и мелкая моторика

Вместе с тем сейчас многие мамы увлекаются ранним развитием. И это прекрасно. Однако часто оно неправильно понимается. Акцент делается на развитии интеллектуальном и логическом.

Малыши же натуры творческие от природы. У них большую роль играет правое полушарие мозга. Именно его и нужно задействовать. Как? Рассказывать сказки, привлекать красочные образы, рисовать, лепить, вырезать и клеить. Развивая ребенка через игру, предлагая ему творческие задания, вы не столкнетесь с тем, что у него мелкая моторика плохо развита.

Поэтому пытаясь научить двухлетнего ребенка читать и считать, задайте себе вопрос: «А зачем?» Чтобы с гордостью рассказывать об этом знакомым? Или для того, что эти знания пригодились малышу уже сейчас?

Гораздо большую пользу крохе принесет умение самостоятельно справляться с застежками, кушать и мыть руки. Никто не говорит о том, что не нужно его знакомить с различными предметами и явлениями. Но не забывайте при этом развивать мелкую моторику рук и уделять особое внимание освоению практических навыков и умений.

Алена Волкова, Ваш консультант по развитию детской речи.

Читать еще:  Рисование развивает мелкую моторику
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector