221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Предметы для развития мелкой моторики своими руками

Игрушки для развития мелкой моторики своими руками

Самодельные игрушки для детей своими руками можно встретить в любой детской. Родителям интереснее и проще сделать развивающую игрушку самостоятельно, чем искать что-то подходящее в магазинах. Дидактические игры очень полезны, эта форма активного обучения применима с самого раннего возраста и имеет массу разновидностей, направленных на развитие мелкой моторики, речи, логики.

Развитие мелкой моторики по возрасту

На первом месте по популярности стоят игрушки для мелкой моторики своими руками. Игры, развивающие этот вид координации движений, очень полезны для развития речи ребенка. Ест несколько удобных и простых вариантов для самостоятельного изготовления.

Такие самодельные игрушки подходят для развития ребенка от 3 до 12 месяцев. Первый вариант — волшебная перчатка. Потребуется:

  • старая нитяная перчатка взрослого человека;
  • нитки и иголка;
  • бусины различных форм и размеров, бубенчики, бисер.

На чистую выстиранную перчатку нашить мелкие детали. На кончики пальцев густо нашить бисер — тогда перчатку можно будет использовать еще и для массажа. На ладонь нашить бусины разных размеров. Перчатку обшивают с обеих сторон.

Взрослый надевает на руку готовую перчатку, и предлагает потрогать ее малышу — перебирать пальчиками разноцветные элементы, рассматривать их и трогать. Это стимулирует акупунктурные точки на кончиках пальцев и ладошках, стимулирует кровообращение и способствует правильному развитию ребенка.

После года для детской будет уместным сенсорный коврик, развивающее панно своими руками и дорожные игрушки аналогичного устройства.

Развивающий коврик для пальчиков

Для такого коврика потребуется:

  • фетр 10 цветов;
  • плотная ткань для основы;
  • пуговицы разных форм — звездочки, дельфины, машинки, бабочки, цветочки и т. д. ;
  • иголка, нитки;
  • швейная машинка, портновские булавки;
  • линейка и портновский мел;
  • тесьма и аппликации.
  1. Из фетра вырезать 10 прямоугольников размером 10 на 15 см. На каждый прямоугольник нашить пуговицы и аппликации. Делать это таким образом, чтобы дорожка из пуговиц вела к пришивной картинке. Дополнить каждый кусочек полосками тесьмы.
  2. Распределить фетр на листе основе, сколоть портновскими булавками и пристрочить на машинке.

Изготовление бизиборда

В дословном переводе с английского это слово переводится как «занятая доска». Это и правда занятный развивающий стенд для мальчика, своими руками сделать который сможет любой. Главная задача такой поделки не только развить моторику ребенка, но и отвлечь его от настоящих предметов, которые в быту могут быть небезопасными.

В качестве основы обычно берется кусок фанеры, на который прикручиваются или приклеиваются на жидкие гвозди самые разные детали. Сама развивающая панель, как правило, крепится на стенку. На ней могут быть:

  • розетка и вилка;
  • диск от старого стационарного телефона;
  • калькулятор, старый пульт от телевизора;
  • щеколда;
  • навесной замок;
  • кулер из компьютера;
  • задвижки и крючки всякого рода;
  • любые поворотные бытовые механизмы — как на плите, форточке, окне;
  • выключатели и тумблеры;
  • циферблаты со стрелками и без;
  • звонок, гудок и прочие «громкие» детали;
  • колокольчики и бубенчики;
  • поворотные и шаровые краны;
  • мебельные колесики.

Главное, что нужно внушить ребенку — все эти вещи безопасны только на этом стенде. Оконную ручку можно трогать только на этой доске, а не на окне, рычажок крутить в разные стороны нельзя на плите и т. д. Тщательный контроль в первые несколько дней использования строго необходим.

Массажный коврик для ног

На стопах находится не меньше важных акупунктурных точек, чем на ладонях. Сшить красивый и интересный массажный коврик довольно просто. Потребуется:

  • ткань темно-синего цвета размером 1 м на 80 см — 2 куска;
  • кусок синтепона соответствующего размера — 1 кусок;
  • фетр желтого, оранжевого, зеленого и голубого цветов, нитки в тон;
  • много пуговиц — плоских и на ножке, пуговицы-звездочки;
  • швейная машина, булавки, портновский мел и линейка;
  • тесьма и косая бейка.

  1. На лицевой стороне одного куска материала мелом нарисовать диагональные линии на расстоянии 1,5−2 см друг от друга. Сложить слоями ткань-синтепон-ткань, сколоть булавками через полоску и простегать на швейной машинке. Этот этап необходим, чтобы в последующем можно было стирать коврик, а синтепон при этом не деформировался. Края оформить бейкой.
  2. Коврик изображает звездное небо с различными небесными телами. Из фетра вырезать солнышко с лучами и остальные 8 планет. Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун имеют кольца — их можно оформить с помощью тесьмы или бусинок разного размера. Пришить небесные тела к коврику. Каждая деталь пришивается отдельно.
  3. Все оставшееся свободное пространство густо расшивается пуговицами, бусинами и прочими мелкими деталями. Не стоит выбирать слишком крупные плоские пуговицы — они могут треснуть под давлением, и ребенок получит травму.

Сенсорные игры и игрушки

Современная жизнь так устроена, что довольно много времени люди проводят в транспорте. Вне зависимости от того, едет ли ребенок в автокресле семейного автомобиля, или же в автобусе у мамы на коленках, стоит обеспечить ему интересное занятие. В противном случае ребенок найдет его себе сам.

Рыбка на застежках

Сшить для развлечения и развития малыша рыбку на застежках можно своими руками. Для работы потребуется:

  • ткань двух видов;
  • картон, карандаш, линейка, ножницы;
  • крупа в качестве наполнителя (конкретный выбор круп за вами, но их предварительно нужно прокалить в духовке);
  • застежки следующих видов: ленты-липучки, 2 кнопки, 2 пуговицы, карабин, молния;
  • швейная машина и швейные принадлежности;
  • фетр черного и белого цвета.

  1. На картоне нарисовать шаблоны: два одинаковых прямоугольника для тела, треугольник с закругленными краями для головы и рыбий хвост. Вырезать шаблоны и обвести их на ткани основного цвета. Вырезать с припусками на швы в 1 см.
  2. Нарисовать шаблон соединительных полос. Это прямоугольники шириной 3 см и длиной 5−7 см. Всего потребуются 24 таких полоски. Их нужно сложить попарно лицом к лицу и сострочить, оставив не зашитой одну из сторон. Через нее детали выворачиваются на лицевую сторону и к ним крепятся застежки. В итоге должно получиться: 4 полосы с липучками; 2 полосы с пуговицами, 2 полосы с петлями под пуговицы; 4 полосы с кнопками. Итого 12 соединительных полос.
  3. Рыбья голова. На соответствующей детали нарисовать линию рта и вшить туда молнию. Из фетра вырезать глазки и пришить к основе. Сложить слоями: ткань, полосы с застежками, ткань. Прошить по нарисованной линии, не замыкая ее. Вывернуть на лицевую сторону, засыпать в получившийся мешочек крупу (гречку или рис), зашить.
  4. Тело рыбки. Взять одну часть первого прямоугольника, положить на лицевую сторону полоски с застежками так, чтобы их основная часть оказалась на ткани, а края материала всех деталей были выровнены по одной линии. Прострочить. Со второй стороны симметрично расположить следующую пару застежек и повторить процесс. После этого сверху лицевой стороной вниз положить вторую деталь прямоугольника и сострочить, оставив свободной одну сторону. Вывернуть на лицо, наполнить крупой, зашить. Аналогично сделать со вторым элементом. Карабин соединяет второй квадратик и рыбий хвост.
  5. Соединить детали рыбки в одно целое. Теперь ребенок может тренироваться с застежками всех видов в дороге и перебирать наполнитель внутри мешочков. Кроме крупы внутрь можно положить вишневые или абрикосовые косточки или мелкие игрушки.

Накорми животное

Такое занятие подойдет для ребенка 2−3 лет. Смысл этой игры в том, что ребенку предлагается несколько вариантов «корма» — горошек для петушка, червячки для птички, косточки для собаки и т. д. Малыш не только тренирует ловкость пальчиков, но и запоминает, кто какую пищу ест. Чтобы сделать такую развивайку своими руками, потребуется:

  • длинный кусок упаковочного картона;
  • пустые спичечные коробки по числу животных;
  • рисунки животных, ножницы, клей;
  • отвертка;
  • общая баночка с «кормами».

На плотном картоне расположить рисунки животных — петуха, собаки, мыши, птички и т. д. Вырезать эти рисунки и приклеить к картону на разном расстоянии друг от друга. Отверткой проделать дырки возле голов животных. В спичечных коробках тоже сделать отверстия, соответствующего размера. С обратной стороны картона приклеить коробки так, чтобы два отверстия совпадали.

Дидактические занятия

Такие игры — отличное пособие не только для работников сферы образования дошкольников, но и для молодых мам, которые хотят с пользой проводить время со своими детьми. Игры с крышечками от бутылочек отличаются своей незатейливостью и увлекательностью одновременно. Дети учатся с помощью обыденных предметов, которые мало связаны между собой в повседневной жизни, создавать что-то осмысленное и интересное.

Пример такой игры — «Дополни картинку». Для занятия предлагаются рисунки, внутри которых нарисованы круги: иллюминаторы самолета, колеса поезда и т. д. , и с помощью крышечек и цветных карандашей ребенок должен довести картинку до логического завершения. То есть, в нужные места приклеить крышки, а остальные детали раскрасить.

Что в коробке

Игры подобного рода не только тренируют тактильные навыки, но и развивают логическое мышление и воображение. Чтобы сделать необходимые предметы для этой игры, потребуется:

  • большая обувная коробка с крышкой и плотный картон;
  • циркуль, линейка, карандаш;
  • канцелярский нож;
  • клеевой пистолет.
  1. Сделать круглые отверстия для рук с боковых частей коробки. Для этого циркулем очертить равные круги диаметром не меньше 10−15 см и аккуратно вырезать канцелярским ножом.
  2. Измерить коробку с внутренней стороны и разделить ее на две части. В качестве разделителя использовать плотный картон, который фиксируется горячим клеем.

В разные отсеки кладутся разные предметы, которые ребенок не видит. Он должен на ощупь определить, что у него в правой и левой руке. Желательно использовать «контрастные» вещи — например, большую шишку и маленькую бутылочку и т. д.

Логопедические игры

Развивающие игры и поделки для стимулирования мелкой моторики служат для развития речи. Однако, помимо таких игр и занятий существуют специальные логопедические игры, которые формируют правильное дыхание у малышей.

Игры для развития воздушной струи

Когда целью стоит развитие речи ребенка, немаловажно научить его правильному дыханию, которое влияет на произношение звуков, артикуляцию и развитие голоса. Две простые, но интересные для детей поделки помогут в этом.

Игра салют

Для создания потребуется:

  • пластиковая бутылка;
  • конфетти из фольги;
  • коктейльные трубочки.
Читать еще:  Развитие речи через развитие мелкой моторики рук

Внутрь бутылки засыпается конфетти. В пластике бутылки делается несколько отверстий — 3 или 4, в зависимости от размера тары, в них вставляются соломинки. Дети должны длинным выдохом поднимать конфетти в воздух. Одно отверстие должно быть свободным.

Веселый аэробол

Для этой игры потребуется коробка с невысокими бортами в 3−4 см, коктейльные соломинки, один пластиковый стаканчик, клей и целлулоидный мячик для пинг-понга. Стаканчик разрезается на две части, которые приклеиваются в противоположных сторонах коробки. Это ворота, в которые надо загнать мячик, направляя его струей воздуха.

Игрушки для развития мелкой моторики своими руками

Руки для человека очень важны. Ежедневно они выполняют тысячи разнообразных движений, большинство из которых делаются неосознанно. Поэтому в развитии ребенка следует особое внимание уделять мелкой моторике. Малыши любят трогать предметы, ощупывать их, пытаются выполнять простейшие движения руками.

Игрушки для развития мелкой моторики служат отличным практическим материалом, с помощью которого ребенок через игру занимается каждый день. Их можно изготовить самостоятельно, используя разнообразные подручные средства.

Меры предосторожности

Существует множество мастер-классов, помогающих изготавливать дома игрушки детям любых возрастов. Многие современные родители стараются развивать моторику ребенку рано, пока он еще грудничок. Малышам всегда интересны новые предметы.

Однако, выбирая материалы и пошаговую инструкцию, стоит помнить о мерах предосторожности:

  1. Пришивайте все элементы игрушки покрепче, особенно мелкие — дети любят не только трогать, но и пробуют «на зуб» понравившийся предмет.
  2. Закончив поделку, проверяйте все ее элементы сами, причем несколько раз. Насколько крепко пришиты пуговицы? Легко расстегнуть молнию? Есть узкие места, где можно случайно защемить палец?
  3. Осмотрите игрушку. Помните, там не должно присутствовать никаких мелких острых концов, режущих краев и других опасных элементов, о которые малыш может пораниться.
  4. Используйте на игрушки для развития моторики рук для малышей только натуральные материалы, не содержащие никаких примесей или химии.
  5. Проявите фантазию. Ребятишки 0-3 лет и старше познают мир через тактильные ощущения. Вот почему они стараются все потрогать, даже попробовать. Делайте разные игрушки — мягкие и твердые, шершавые. Экспериментируйте с размерами и формой. Помните, даже месячный младенец сможет развиваться, изучая новые предметы.

Сенсорные мешочки

Такие игрушки своими руками для развития мелкой моторики у детей подойдут малышам 0-3 года и чуть старше. Внешне они выглядят как мягкие тканевые мешочки, набитые разнообразными материалами. Ребенок будет трогать их и обнаружит скрытые сюрпризы внутри.

Сова с секретом

Маленький мешочек — сова, внутри которого находятся различные материалы.

  • фетровая ткань — разноцветные кусочки (белый — глаза, желтый — клюв и основной цвет для туловища);
  • ленточки;
  • нитки;
  • иголки;
  • тюль или иная прозрачная ткань;
  • мелкие материалы (бусинки, звездочки, пуговицы);
  • готовая выкройка.

  1. Дидактический материал можно скачать готовые или нарисовать самим. Основа — туловище совы в форме арки. Перенося готовые детали на ткань, стоит помнить, что одна сторона (задняя) — будет закрытой, а вторая (перед) — имеет небольшое круглое отверстие, через которое содержимое мешочка отлично просматривается.
  2. Вырежьте круг чуть больше отверстия из тюли. Аккуратно пришейте его к детали передней стороны (где было круглое отверстие).
  3. Соедините основные две детали, прошив машинкой. Только оставьте внизу небольшое отверстие, через которое набейте мешочек собранными мелкими деталями. Незачем класть много, лучше соберите разных штучек: звездочки, пуговицы, бисер.
  4. Закончив набивку, закройте отверстие. Теперь осталось украсить мешочек — вырежьте из мягкого белого фетра глаза, черным маркером можно добавить им зрачки, из желтого — треугольный клюв. А голову совы украсьте двумя яркими ленточками. Такие игрушки для мелкой моторики рук от года тоже подойдут. Они безопасны, ведь содержимое нельзя достать.

Тактильные мешочки

Можно смастерить несколько маленьких тканевых мешочков, набив их разнообразным содержимым: крупами, бисером, рисом.

  • ткань;
  • нитки, иголка;
  • ножницы;
  • содержимое — крупы, рис, бисер, бусинки.

  1. Раскроите несколько маленьких подушечек и аккуратно набейте каждую крупами, только смотрите, чтобы содержимое получилось разным. Например, в одной будет только рис, в другой — овсяная крупа и пр.
  2. Сшейте дополнительно для них большой тканевый мешок, где будете хранить самодельные игрушки.
  3. Чем набивать? Вариантов много: ракушками, рисом, ватой, камушками, бусинами. Главное, чтобы предметы были гладкие и безопасные.

Слингобусы грызунки и браслетики для грудничков

Такие игрушки больше подходят для грызения и ощупывания младенцам. В магазинах не всегда можно доверять ассортименту, нет гарантии в безопасности изделий. А дома можно смастерить их самим, используя пошаговую инструкцию.

Это самые ранние игрушки, внешне похожи на бусы или браслеты. Мамы часто надевают их, чтобы отвлекать ребенка, пока он находится в слинге или на руках.

Важно! Здесь потребуются навыки вязания именно крючком. Умение связывать предметы (браслеты, бусины) и связать отдельные элементы (фигурки животных, мягкие шарики).

  • деревянные бусины;
  • хлопковые нити;
  • крючки;
  • вощеный шнур/лента (основа);
  • наполнитель (силиконовое волокно, вата);
  • шуршащие или какие-нибудь гремящие предметы (по необходимости).

Заранее определитесь, будет это маленький браслет, полноценные бусы или игрушка — кусалка. Основой служит деревянный предмет.

Браслет — игрушка

Вариант 1. Возьмите небольшое деревянное кольцо и аккуратно обвяжите его так, чтобы вязаная ткань покрыла всю поверхность. Похожим образом обвяжите небольшую деревянную бусину — «голову» игрушки. Отдельно свяжите пару ушей к ней, оформите мордочку. Закончив, соедините детали.

Вариант 2. Здесь деревянные шарики чередуются с мягкими, вязаными. Можете обвязать несколько деревянных шаров — бусин или связать шарики, набив их ватой/поролоном. Пусть в браслете мягкие шарики чередуются с обычными деревянными. Соедините их, набрав на толстую, хлопковую нить.

Вариант 3. Браслет с разными шариками дополнен парой деревянных колец.

Вариант 4. Браслет — бегемотик. Обвяжите деревянную основу — браслет хлопковой нитью, только плотнее и закрепите концы. 4 ножки и голову бегемотика свяжите отдельно. Набейте их ватой или иным мягким наполнителем.

Вариант 5. Разноцветные вязаные шарики собраны вместе, с ними фигурка маленького бегемотика. Каждый шарик связывайте отдельно. Можно использовать разноцветные нитки, так игрушка получается ярче. Собирая готовые шарики, чередуйте их с небольшими бусинами. В центре пришейте вязаную фигурку зверушки.

Слингобусы выполняются похожим образом, только они большего размера. Мама носит такие как практическое пособие малыша, заодно отвлекающая вещь.

Подобные игрушки подходят и годовалым детям, 1-2, даже 1-3 лет. Можно со временем усложнять структуру бус или браслета, объясняя ребенку, из каких именно элементов он состоит.

Шнуровка

Дети постарше (3-4, также 4-5 лет) уже освоили азы пальчиковой моторики, пора им изучать мастерство завязывания шнурков. Конечно, большинство детской обуви делается на удобной застежке или липучке, но малышу все равно нужно уметь завязывать себе шнурки.

Лучше всего навык познается на практике. Поможет игрушка — шнуровка. Видно как развитие мелкой моторики рук помогает ребенку в жизни.

  • фетр разноцветный;
  • шнурки (обычные новые);
  • картон — основа;
  • кнопки (вернее, специальные кружки, которыми закрываются отверстия);
  • нитки, иголка;
  • ножницы;
  • готовый шаблон.

Форма игрушки. Если шнуровку делаете для малыша помладше (2-4 года), тогда можно сделать любую зверушку. Например, улитку или дракона, на котором будет элемент шнуровки. Фактура изделия тканевая, мягкая. Чтобы игрушка заинтересовала, стоит выбирать любимого зверя ребенка. Нравятся динозавры — сделать динозавра, нравятся кошки — кота. Добавить элемент шнуровки несложно к любому.

Если ребенок постарше (5-6 лет), лучше изготовить пример обуви. Тогда он сможет практиковаться завязывать шнурки, вдевать их, вязать бантики, понимая, где это используется.

Улитка — шнуровка

Раскроите все детали будущей улитки: круглую раковину, туловище, два кружка — глаза, дополнительные детали — окружение. Основой будет лист плотного картона, сверху обшитый фетром или иной плотной тканью. Для удобства картон приклейте потом.

Сначала на ткань — основу пришейте элементы будущей улитки. Для оформления ее раковины прострочите несколько раз, делая шов в форме уменьшающейся спирали. Закончив, пришейте вручную бусинки, через которые потом нужно будет продевать шнурок.

Осталось пришить оставшиеся детали игрушки — туловище, глаза. Два шнурка будут рожками улитки. Сделайте поделку яркой, разноцветной, чтобы заодно развивать способность ребенка различать цвета (их названия, наименования предметов). Добавьте элементов к картине. Солнышко, травку, пенек.

Шнуровка — кеды

Скачайте шаблон кеды и перенесите его на ткань. Постарайтесь создать реалистичную обувь. Низ — темный фетр, носок — полукруг белой ткани, основа — детали из зеленого фетра. Основа — квадратный отрез ткани, к ней пришиваете детали игрушки.

Сначала пришейте черный низ. Сверху — белый полукруг-носок кеды. Делайте его чуть меньше, чтобы край низа был заметен. Сложнее всего — оформить дырочки. Купите специальные пластиковые «шлепки», и сделав круглые дырки, установите их сверху. Можно приклеить, чтобы ребенок потом не смог вытащить детали.

Такие сенсорные игрушки должны быть максимально реалистичными. Малыш станет ассоциировать их с настоящими кроссовками или ботинками.

Все для развития ребенка

Развивающие игры для детей, творчество, игрушки своими руками

37 игр для развития мелкой моторики рук у детей

Предлагаем вашему вниманию детские игры, направленные на развитие мелкой моторики рук у детей раннего и дошкольного возраста с использованием предметов и материалов, которые находятся в «шаговой» доступности. Это позволит не только сэкономить семейный бюджет, но и больше времени проводить с ребенком.

(В тексте приведены ссылки для справки).

Игры для детей 0+

♥ Массаж кисти и пальчиков. Для большего эффекта проводите массаж с потешками, например, «Сорока-ворона»;

♥ Давайте ребёнку ощупывать предметы с разной текстурой, различного размера и температуры: кусочки льда, грецкий орех, колючий резиновый мячик, тёплую металлическую миску, меховую шапку и т д). Для стимуляции тактильных ощущений делайте сенсорные коробки.

Самодельные фоторамки с различными по фактуре материалами — отличный инструмент для массажа детских ладошек.

♥ Привяжите к обручу разные кусочки ткани, ленты, помпоны и т. п. Игра вызывает хватательный рефлекс и побуждает малыша к активным действиям в положении лежа на животе. Эти движения укрепляют мышцы кистей и пальцев и способствуют развитию мелкой моторики.

♥ Создайте своими руками развивающую доску бизиборд с различными текстурами и предметами, которые малыш будет трогать, сжимать, тем самым совершенствовать мелкую моторику рук. Важно, чтобы все объекты доски были безопасными для ребенка и игра проходила под вашим присмотром!

Читать еще:  Мешочки с крупами для развития мелкой моторики

♥ Предложите поиграть с бумагой различной текстуры (салфетки, вощёная пекарская бумага, гофрокартон, газета и т д). Покажите как мять и рвать. Продемонстрируйте, что большой лист бумаги может стать небольшим комочком, который можно катать и бросать. Заверните в фольгу или бумагу маленькие игрушки и предложите ребенку развернуть сюрпризы.

♥ Сделайте отверстие в картонной коробке и покажите ребёнку как проталкивать небольшие предметы (мячики, салфетки, ленты , грецкие орехи, крышки — что угодно), можно прорезать несколько отверстий разного диаметра, сделать нечто вроде самодельного сортера. Например, сортер из контейнера для салфеток.

♥ Разложите на полу/столе мелкие предметы (кусочки бумаги, фасолинки, орехи, нитки, маленькие лоскутки) и предложите собрать это в заранее приготовленную посуду. Даже если малыш будет просто так пытаться поднять эти предметы — уже полезно.

♥ Приклейте к столу/доске маленькие игрушки при помощи пластыря или малярного скотча и попросите малыша освободить пленников из заточения.

‼Пожалуйста, не забывайте, все подобные игры — строго под наблюдением мамы!

Игры для детей 2+

♥ Предложите ребёнку кусочек солёного теста (рецепт тут) или мягкого пластилина типа Play doh (в Озоне, в Май-Шопе) и пригоршню бусин, фасоли и гороха, мелких макарон или игрушек и предложите испечь для кукол кексы.

♥ Смешайте в большой миске различные виды круп, также можно использовать разные орехи, фасоль, те же бусины, небольшие игрушки, стеклянные шарики Марблс и предложите рассортировать их по разным мисочкам.

♥ Книжки с окошками и с клапанами. Дети любят яркие книжки, а ещё больше любят с ними играть. Выберите такие книжки, которые позволят маленьким пальчикам поработать. Например, серия «Книжки с кошками» — это красочные книжки с яркими иллюстрациями и простыми понятными текстами об окружающем мире. А под клапанами на страницах книги прячутся животные и познавательные элементы.

♥ Сделайте простую аппликацию из крупы «Мышка» (шаблон для печати тут).

♥ Предложите нанизывать крупные макароны на соломинки/шпажки.


РЕКОМЕНДУЕМ

♥ Научите ребёнка делать шарики и колбаски из пластилина, а затем расплющивать их пальцем, покажите, что на пластилине можно рисовать зубочисткой или специальными инструментами.

♥ Поиграйте в пальчиковые игры или пальчиковый театр, например, по сказке Красная Шапочка (шаблон для пчати тут).

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ:

♥ Покрасьте рис (рецепт тут), если вы ни разу этого не делали — подарите себе полчаса тишины и покоя, пока ребёнок с удовольствием будет перебирать радужную массу.

♥ Порисуйте пальчиковыми красками или попробуйте необычное рисование на зип-пакете.

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ

♥ В таз с водой поместите мелкие игрушки или любые мелкие предметы, предложите вылавливать их руками, ложкой или ситечком.

Игры для детей 4+

♥ При помощи нитки и иголки сделайте бусы из рябины, мелких макарон, шариков фольги или настоящих бусин. Макароны можно предварительно окрасить.

♥ Для развития мелкой моторики потренируйтесь сматывать пряжу в клубок или наматывать нитки на катушку.

♥ Сделайте шнуровку своими руками (шаблоны тут): вырежьте из картона контуры любого предмета (машинки, тучки, яблока), сделайте по контуру отверстия при помощи дырокола, привяжите к ушной палочке яркую толстую нитку и покажите, что нужно делать. Удивительно, но такие самодельные шнуровки интересуют детей в разы больше магазинных аналогов.

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ

♥ Продумайте меню таким образом, чтобы максимально привлечь ребёнка к приготовлению пищи: пусть он взбивает венчиком, почистит сваренные яйца, порежет банан и т д.

♥ Потренируйтесь завязывать бантики, узлы разных видов, плести косички и зашнуровывать обувь.

Способствуют развитию мелкой моторики:

♥ Игры со всевозможными пинцетами. Например, нужно разложить бусинки на подставке для мыла при помощи пинцета.♥ Игры с пипеткой. Предлагаем игру с блоками конструктора Лего. Задача для детей состоит в том, чтобы заполнить каждую лунку водой настолько, насколько возможно и не пролить ни капли.

♥ Наклеивание мелких наклеек.

♥ Работа с ножницами. Поиграйте в парикмахерскую.

♥ Лепка. Идеи для занятий смотрите тут.

♥ Игры с резиночками (для плетения браслетов). Как сделать развивающую игру «Математический планшет» смотрите тут.

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ

♥ Пазлы. Вы сами можете сделать простой пазл из блоков конструктора и фотографий.

♥ Мозаика. Особенно, детям понравится делать поделки из термомозаики.

♥ Закручивание крышек. Например, нужно подобрать крышечки к баночкам.

♥ Лего и прочие конструкторы с мелкими деталями.

♥ Всевозможное переливание жидкостей и пересыпание сыпучих материалов из одной ёмкости в другую.

♥ Творческая деятельность с использованием фигурного дырокола (в Май-Шопе, Алиэкспресс).

Тренажеры для развития мелкой моторики

Обучающая игра «Развиваем основные навыки» (в Май-Шопе).

Доска «Развиваем основные навыки» — это одновременно и пазл и рамка с застежками. Поможет вашему крохе научиться застегивать пуговки, ремни, молнии, зашнуровывать обувь. Кроме того, в процессе игры, развивается моторика ручек и логическое мышление.

Книжка-тренажер «Одеваюсь сама» (в Лабиринте, в Май-Шопе).

Книжка-тренажер «Одеваюсь сама» поможет ребенку развить мелкую моторику, речевые навыки и самостоятельность. Ваш малыш научится: завязывать шнурки, застегивать молнии, пуговицы, липучки и пряжки.

Книжка-тренажер «Одеваюсь сам» (в Лабиринте, в Май-Шопе).
Комплект из 6 тренажеров (на Алиэкспресс)

С помощью тренажеров ребенок научится шнуровать, расстегивать-застегивать пуговицы, клепки, молнию, пряжки, потренируется завязывать бантики.

Игрушки с Алиэкcпресс для развития мелкой моторики

Книги по развитию мелкой моторики

Предлагаем подборку полезных и увлекательных книг для детей, которые помогут развить навыки, необходимые для овладения письмом. (Кликайте на изображение, чтобы узнать подробности).

Рабочие тетради по развитию мелкой моторики

Издательство «Я могу»:

Издательство «Клевер Медиа Групп»:

Альбомы по развитию мелкой моторики
Прописи для малышей

Больше идей для игр на развитие мелкой моторики можно увидеть в Pinterest!

Не забывайте, что помимо упражнений для развития мышц кисти, важно регулярно тренировать мышцы предплечий и плеч, ведь то же письмо — монотонный процесс, в котором задействована вся рука, а не только пальцы, и тренированному ребёнку длительное письмо в школе будет даваться легче. Поэтому не забывайте об активных прогулках, играх с мячом, банальной зарядке, занятиях в бассейне.

Понравились идеи — поделитесь друзьями в соцсетях, нажав на кнопку ниже!

20 самых необходимых и интересных предметов и игрушек для развития мелкой моторики

О главных факторах успеха в развитии мелком моторики малышей. мы с Вами уже говорили в статьях «Развитие мелкой моторики» (массаж рук и пальчиков, как правильно проводить и отбирать упражнения) и «Пальчиковая гимнастика».

В этой статье я собрала перечень самых интересных детям и необычных предметов и игрушек для развития мелкой моторики. И даю идеи и рекомендации о том, как лучше их использовать и на что обратить внимание.

1. ЯРКИЕ АТЛАСНЫЕ ЛЕНТОЧКИ РАЗНОЙ ШИРИНЫ.

Возьмите колокольчики или бубенчики и привяжите к ним яркие разноцветные атласные ленточки. Привяжите веревочку поперек кроватки и прикрепите к ней колокольчики. Вложите ленточку в ручку ребенка и позвените. Упражнением мы побуждаем малыша первого года жизни захватывать ленты и вызывать перезвон колокольчиков.

2. ИНСТРУМЕНТЫ И БЫТОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ:

— ложка (перекладываем из подноса в сосуд ложкой шарики, крупные бусины, мелкие помпончики; перекладываем ложкой и сортируем два вида орехов – например, грецкие и фундук),
— сачок (ловим сачком мелкие плавающие игрушки в тазу или в ванной),
— сито (просеять через сито и отделить фасоль от манки).
— молоточек (вбиваем молоточком колышки в отверстия разных размеров),
— палочка (пододвигаем палочкой к себе игрушку, если она находится далеко и недоступна),
— лопатка и совок (действуем с песком),
— удочка для магнитных рыбок,
— шнурок с деревянной иголкой для нанизывания разных предметов,
— кувшин или ковшик (переливаем воду из одного сосуда в другой).

Такие игры с предметами развивают сенсомоторную координацию, наглядно-действенное мышление, согласованную работу обеих ручек малыша.

3. ШНУРКИ, ТЕСЕМКИ И ВЕРЕВОЧКИ.

Вместо ленточек можно использовать и тесемочки разной фактуры. Привяжите к звучащим или обычным игрушкам тесемочки и веревочки разной фактуры, подвесьте игрушки над кроваткой ребенка. Вложите концы тесемочек малышу в ладошки. Покажите, как можно вызвать движения игрушек. Малыш будет хватать тесемочки, тренируя свои пальчики и учиться при захвате толщину и фактуру шнура.

4. ДЕРЕВЯННЫЕ ЧАЙНЫЕ ХОХЛОМСКИЕ ЛОЖКИ.

С возраста 3 месяцев пальчики малыша начинают постепенно разгибаться. До этого они были плотно сжаты в кулачок. Поэтому для развития умения захватывать предмет нужно приобрести игрушки или предметы с ручкой, за которую малыш сможет ухватиться. Можно использовать маленькие легкие чайные хохломские ложки.

Упражнения с ложками Вы найдете в рубрике «Развитие малыша от рождения до года».

Малышу 3-4 месяцев давайте только предметы с удобной для захвата формой ручки.

Можно плотно привязать две деревянные ложки друг другу парой (через отверстие в ручке или туго связав ложки с помощью шнура) и дать игру ребенку. Такими ложками можно стучать о стул или друг о друга, наматывать шнурок на предметы или на свои пальчики и разматывать его, брать одну ложку и смотреть, как качается на шнурке другая ложка. Это будет интересно годовалому ребенку.

Если у Вас есть гимнастический комплекс или шведская стенка, то сделайте на них шаросброс для экспериментирования ребенка с шарами. Вам понадобится три пластиковых трубы разного диаметра (их можно купить в хозяйственном магазине) и шарики трех разных размеров из разных материалов. Ребенок залезает по стенке к верхнему краю трубы и опускает в нее шар. Ему нужно опытным путем найти трубу подходящего размера к шарику, чтобы он мог скатиться по трубе вниз. В лазании малыш чередует попеременно руки и ноги, что тоже полезно для его развития. Внизу шары падают в коробку с разным звуком.

Вам понадобится груша – пипетка с пластиковым тонким концом из аптеки. Покажите, как ей действовать. Сжимаем грушу, опускаем пипетку в стакан с водой и разжимаем. Вода наполнила грушу. Затем выливаем воду через пипетку в пустую банку. Можно капать из пипетки на нарисованные на платмассовой доске для лепки цветочки («напоить цветочки»), капать из пипетки в ячейки на палитре ( в каждую ячейку – одну капельку), делать цветную воду с помощью акварельных красок и их смешивания (капаем разными пипетками из разных баночек и смотрим, что получается при смешивании цветов).

Читать еще:  Развитие мелкой моторики рук 1 3 года

7. РЕЗИНОВАЯ ГРУША (продается в аптеке).

Купите маленькую грушу. Нажимая на нее, получается струя воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Можно даже поиграть в футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота из двух кубиков. Для детей первого года жизни груша не нужна, эту роль выполняют резиновые игрушки — пищалки, играя с которыми малыш развивает силу рук.

С резиновой грушей можно поиграть в дождик: сжимать грушу, чтобы получились брызги. В эту игру можно играть летом на улице или дома в ванной.

8. САМОДЕЛЬНАЯ ГИРЛЯНДА ИЗ ИГРУШЕК.

Когда малыш первого года жизни научится хватать игрушки и удерживать их в ладошке, можно дать ему игрушку – самодельную гирлянду. Возьмите для нее игрушки размером 5-7 см и соедините их прочно ленточкой в круг. Можно использовать кольца разного цвета и размера от пластиковой пирамидки и нанизать их на веревку, использовать в гирлянде шарики, кубики и кирпичики из наборов геометрических форм – они требуют разного положения пальчиков при захвате и развивают ручку малыша. Нельзя использовать в гирлянде мелкие игрушки, которые малыш может проглотить.

Можно сделать гирлянду из пластиковых бутылочек с крышками. В каждой бутылке делаем два отверстия напротив друг друга, протягиваем через них шнур. Надеваем мелкие игрушки по бокам от сосудов. Наполните сосуды разными наполнителями. Сосуды можно передвигать по шнуру, брать в ручку, извлекать разные звуки. Для наполнителей можно использовать любые крупные элементы, которые не будут высыпаться через отверствия: гречу, фасоль, горох, манку, бубенцы, скрепки, пуговицы, макароны, крупные бусины и другие предметы.

9. ПОГРЕМУШКИ С РАЗНОЙ ФОРМОЙ РУЧКИ.

С 5 месяцев давайте малышу погремушки с разной формой ручки– это очень важно! Ручка может быть в виде палочки, петельки, булавы, кольца, гантели, хвоста животного. Если Вы шьете или вяжете погремушки сами, то подбирайте разную фактуру для разных частей погремушки, вкладывайте в нее разные наполнители или бубенцы. Малыш будет учиться делать разнообразные движения по захватыванию игрушки с учетом ее формы, по-разному действовать пальчиками при захвате, ощущать разную фактуру, отлеплять детали на липучках и снова их закреплять.

Для каждого вида ручки рука ребенка делает свой определенный тип движения – скользящие или петлеобразные движения, поэтому этот принцип подбора игрушек очень важен для развития малыша.

10. ПЛАСТИКОВЫЕ БУТЫЛОЧКИ С КРЫШКАМИ — ШУМЕЛКИ (для заданий на сортировку предметов).

Ребенок заполняет две емкости мелкими предметами, сортируя их. Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками – большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.

Перемешиваем в одной коробке два вида наполнителя — горох и фасоль, или ракушки и камушки, или пуговицы и мелкие бубенцы. И попросите малыша помочь Вам сделать звучащие игрушки. Заполняем бутылочки или игрушки- матрешки, бочата наполнителем. В одной емкости — один вид наполнителя. Сначала малыш сортирует два вида предметов (раскладывает горох в одну матрешку, а фасоль – в другую матрешку): «Матрешка Катя любит горох, у нее платье в горошек. А матрешка Лена любит фасоль». Затем сортировать можно будет до 5 предметов. После изготовления игрушки с малышом пробуем позвенеть или пошуршать ей.

В качестве гирлянды могут выступать и слингобусы. Их нужно связать или сшить особым образом. Желательно использовать разные нитки, чтобы получилась разная фактура бусин. Бусины должны быть крупными, разного цвета и размера. Бусами малыш может играть только в присутствии мамы. Бусы должны быть скреплены очень прочно, чтобы малыш не смог откусить и проглотить деталь.

12. КУСОЧКИ ТКАНИ.

Ребенку с 5 месяцев и старше можно давать для игр только подушечки и лоскутки ткани разной фактуры (вельвет, сукно, ситец, шелк, бархат, шерсть, трикотаж). Дайте малышу возможность схватить пальчиками кусочек ткани. Как только ребенок захватит лоскуток, потяните медленно за другой уголок лоскутка, стимулируя малыша крепко удерживать ткань в руке. Это развивает его ручки.

Когда малыш подрастет, давайте ему подбирать пары лоскутков по фактуре.

13. ИГРУШКИ С ПОДВИЖНЫМИ ДЕТАЛЯМИ.

С шести месяцев и старше нужны игрушки, которые могут изменять свой внешний вид – с подвижными элементами, веревочками для подтягивания деталей, с крутящимися деталями. Они будут побуждать малыша к действиям с мелкими предметами и развивать его ручку. Это могут быть готовые игрушки, текстильные книжки и коврики, сшитые лоскутные мячики разной фактуры со съемными элементами.

14. МЯЧИ РАЗНОГО РАЗМЕРА.

Игры с мячом развивают правильный захват предметов и обособление большого пальца от других пальчиков руки. Малыш начинает держать предметы, обхватив их ладонями и большими пальчиками обеих рук. При этом большой пальчик он начинает держать отдельно от остальных пальчиков — это особый этап в развитии мелкой моторики (Подробнее о важности обособления большого пальца от других пальчиков ручки малыша — читайте в статье «Как научить малыша держать ложку»). Мячи можно бросать вперед, вниз, вверх, закатывать в воротца или в ямку в земле, ловить, отталкивать от себя, бросать в корзину на полу, бросать и догонять, бегать, держа мячик двумя руками перед собой.

Мячи можно катать с горки. Для этого сделайте из длинного узкого листа картона скат горки с бортиками в форме буквы П. Положите его на стопку книг или низкую скамейку получилась горка, которой можно катать шары и мячики. Можно варьировать высоту горки и наблюдать, далеко ли укатился мячик.

15. МАТРЕШКИ ИЛИ БОЧАТА ИЗ ДВУХ ПОЛОВИНОК.

Малыш учится разбирать и собирать матрешку и развивает при этом пальчики ручек и умение соотносить детали предметов. Какие матрешки даем малышу для игры:

1 год 1 месяц – 1 год 3 месяца – две матрешки с разницей в величине примерно 3 см. Маленькая матрешка не раскрывается.
С 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев. Две матрешки с той же разницей в величине, но обе из них разъемные (то есть состоят из двух частей и раскрываются и закрываются).
С 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев – три матрешки с той же разницей в величине. Две разъемные матрешки, одна – самая – маленькая — неразъемная.
С 1 года 9 месяцев до 2 лет – три матрешки с той же разницей в величине, но все три матрешки разъемные.
С 2 лет до 2 лет 6 месяцев – малыш может собрать 4-5 местную матрешку сам, все матрешки раскрываются.
С 2 лет 6 месяцев до 3 лет – ребенок учится собирать 6-местную матрешку, при это все матрешки разъемные (раскрываются и закрываются).

Как научить ребенка играть с матрешками Вы можете прочитать в статье «Игры — занятия с матрешками для самых маленьких».

Развитию мелкой моторики также помогают игры малыша с пирамидками самых разнообразных форм и размеров.

Сначала малыш учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже после этого дайте малышу волчки маленького размера. Вместо волчка можно использовать и закручивать любые другие предметы: кольца пирамидок, шарики, пластиковые миски и т.д.

17. ЗАВОДНЫЕ ИГРУШКИ.

Полезно для развития мелкой моторики заводить ключиком заводные игрушки.

18. ИГРУШЕЧНАЯ ОДЕЖДА НА ЛИПУЧКАХ, ШНУРКАХ, КНОПКАХ, КРУПНЫХ ПУГОВИЦАХ.

Сначала малыш учится одевать куклу, мишку, зайку, а затем – одеваться сам.

Научите ребенка играть в стирку и развешивать на веревке сушиться мелкие предметы и игрушечную одежду. Веревка должна быть на уровне глаз ребенка. Каждую вещь малыш прикрепляет прищепкой. Научите его «открывать» и «закрывать» прищепку, прикреплять ее на веревку.

20. ФИГУРКИ – «ЛИПУЧКИ» ИЗ ПОЛИСТИРОЛА ИЛИ ПОЛИПРОПИЛЕНА (наборы продаются в детских магазинах).

Научите малыша обмакивать фигурку в воду и прикреплять на стену ванной (фигурка будет плотно держаться), делать свои композиции из фигурок. Фигурка берется всеми пальчиками с вычленением большого пальца – покажите правильный захват малышу.
Для развития мелкой моторики важно не количество игрушек или игр дома, а правильный захват ребенком мелких элементов в игре.

ЭТО ВАЖНО: Следите за тем чтобы во всех играх для развития мелкой моторики малыш правильно захватывал мелкие элементы игрушек: щепотью (тремя пальчиками) или пинцетным захватом (большим и указательным пальчиком). Покажите, как это делается. Сначала используйте для такого захвата объемные элементы, затем – плоские (захват плоских предметов сложнее для малыша).

Крупные детали малыш захватывает горстью, мелкие – пинцетным захватом кончиками пальчиков.

Еще материалы для развития малышей Вы найдете в рубриках сайта «Развитие ребенка от рождения до года» и «Развитие ребенка 1-2 лет».

Еще интересные идеи и основные теоретические положения о развитии мелкой моторики детей Вы найдете в статьях сайта «Родная тропинка»:

— Развитие мелкой моторики — мифы и правда о пальчиковых играх, как правильно проводить пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры с дошкольниками, упражнения для развития мелкой моторики, массаж рук и пальчиков для самых маленьких.

— Пальчиковая гимнастика: как определить уровень развития мелкой моторики у ребенка, упражнения для пальчиков в картинках и стихах, упражнения Марии Монтессори, теневой пальчиковый театр.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector