221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Предметы для развития мелкой моторики

Картотека игр для развития мелкой моторики у дошкольников

Картотека пальчиковых игр

Картотека составлена для организации развивающей деятельности с детьми в ходе взаимодействия со взрослым (педагогом, родителем) и самостоятельности детей. Игры могут быть включены в НОД, использованы в ходе режимных моментов.

Картотека может быть полезна педагогам и родителям заинтересованным в развитии ручной умелости, мелкой моторики рук, межполушарного взаимодействии, подготовки руки к овладению письмом, стимуляции речевой активности дошкольников. Все использованы фото материалы авторские и были сделаны в ходе практического взаимодействия автора с детьми среднего, старшего дошкольного возраста.

«Сухой бассейн»
Цель: Закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам, формирование основных сенсорных эталонов.

Материал: Ёмкость наполненная сушёным горохом (гречкой, песком, пуговицами, манкой и т.п.) на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по лексическим темам)

Ход игры: ребёнку предлагается найти закопанные мелкие предметы. Погружая кисти рук в наполнитель, перебирая горох (или другие крупы или материал нополнителя) и игрушки, пальчики массируются, становятся более чувствительными, а их движения координированными, ребёнок на ощупь находит какой-либо предмет и называет его.

«Сюда насыпали горох и пальцы запустили,

Устроим там переполох, чтоб пальцы не грустили.»

Игра «Коробочка тактильных ощущений

Цель: Развивать мелкую моторику рук, тактильные навыки планомерного исследования, логическое мышление, речь, умение выражать словами свои ощущения от прикосновения.

Ход игры: Ребёнок ощупывает пальцами пластину с текстилем, бархатной и наждачной бумагой, запоминает их, рассказывает о своих ощущениях(гладкие, жёсткие, ровные, мягкие, тёплые), затем в рукаве (мешочке, коробочке) находит схожие по тактильным ощущениям материалы.

Цель: Развивать умение наматывать клубочки из толстых ниток, подвижность пальцев, ловкость, координацию движений обеих рук.

Ход игры: Пособие предназначено для подгруппы детей до 5 человек.1) Ребёнок учится наматывать клубочек ниток. 2) Соревнования для 3-5 человек. Воспитатель предлагает детям выбрать клубочек определённого цвета, затем кто быстрее перемотает клубок.

Дидактическая игра «Собери бусы»

Цель: Продолжаем учить детей выбирать предметы определенной формы и цвета, сначала по показу, затем по словесному обозначению. Развивать зрительную память. Формировать умение следовать поставленной задаче. Развивать моторику кончиков пальцев рук, выполняя нанизывание мелких деталей на шнур( леску).

Ход игры: Игру провожу в различных вариантах: нанизывать бусинки на шнур такого же цвета; чередование бусинок по цвету; чередование форм и цвета; найди лишнюю бусинку и исправь ошибку.


«Разноцветная мозаика»

Цель: Учить различать и правильно произносить основные цвета (красный, желтый, зелёный, синий). Развитие мелкой моторики.


«Волшебные палочки».

Цель: Развиваем ориентирование на плоскости, проекции, мышление, воображение, мелкую моторику, точность движений.

Предлагаем ребенку выложить из цветных палочек сюжет по схематическому изображению.

Усложнение: Выкладывание сюжета по собственному воображению.

«Заплети косичку» – для индивидуальных занятий.

Цель: Обучать навыкам плетения. Развивать точность движения пальцев, координацию движения обеих рук, ручную умелость, внимание. Воспитывать усидчивость.

Ход игры: Пособие «Заплети косичку» предназначено для индивидуальной деятельности и маленькой подгруппы детей (2-3 ребёнка)

Вместе с ребёнком рассмотреть косички у куклы или у кого-нибудь из детей, показать как из закреплённых «прядей» можно плести такие же косички. Затем предложить ребёнку попробовать самостоятельно сплести косичку.

Речевое сопровождение: «Для моей сестрички

Я плету косички

Из шнурков и из тесьмы,

С нею очень мы дружны.»

Цель: Продолжать учить детей застегивать и расстегивать различные виды застёжек: пуговицы, кнопки, замки и т.д. Развивать ловкость пальцев, мелкую моторику детей.

Ход игры: Пособие предназначено для индивидуальной деятельности. Все детали крепятся на пуговицах, застёжках, кнопках, шнурках, липучках, замочках.

«Рисование по манке (муке)»

Цель: Развитие точности движения пальцев, воображение мышления, ориентировки на плоскости, проекции.

Ход игры: Ребенку предлагается разнос яркого цвета с манкой или мукой. Движением пальца ребенок изображает желанные предметы: солнце, волны на море, высокие горы, прекрасные цветы, любимую букву, автомобиль, если что то не понравилось, то легко можно всё исправить одним движением — разровнять.


«Игры с прищепками»

Цель: Развитие мелкой моторики, силу мышц руки.

Ход игры: Ребёнок нанизывает на плоскостные изображения недостающие детали в виде прищепок.

Усложнение: прищепки заменяются канцелярскими скрепками.

Использую прищепки для массажа пальцев, дети нанизывают прищепки на кончики пальцев на несколько секунд, прицепки не должны быть тугими.


«Дидактическая игра с крышками»

Цель: Учить закручивать и откручивать крышки, развивать координацию движений, умение складывать пальцы в щепоть.

Ход игры: Подбирать по цвету крышки, чередовать их в определённой последовательности и накручивать.


Игра с крышками от бутылок «Лыжник»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, мышц рук, подвижности пальцев, координированности движений пальцев рук.

Ход игры: Положить две крышечки на стол резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» — «Мы едим на лыжах, мы мчимся с горы, мы любим забавы снежной зимы». Из пластмассовых крышек сооружаем разнообразные постройки, выкладываем слова, предложения.


«Игры с резинками»

Цель: сенсорное обогащение, развитие мелкой моторики рук, умения действовать по образцу, воображения.

Ход игры: В начале игры мы проводим разминку-надеваем резинку (для волос, офисную) на 2 пальчика,

соединяем и раздвигаем пальчики. Дети надевают резинки по цвету — «Цветные дорожки».

Затем детям предлагается выложить картинку по образцу (домик- окна и крыша, кораблик плывет по волнам, солнышко, бабочка, рыбка, геометрические фигуры и т.д. Дети с удовольствием создают картинки по замыслу. Разноцветные резинки превращаются в веселые картинки!

Игры с конструктором.

Цель: Учить конструировать из разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления, создавая из них конструкции как по предлагаемым рисункам, так и придумывая свои. Сформировать навыки монтажа и демонтажа, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Цель: обогащение сенсорных ощущений, стимулирование нерных окончаний пальцев рук, развитие мелких двжений пальцев рук, умения сосредотачиваться, видеть границы форм и т.д.

Ход игры: детям предлагаются разнообразные природные материалы (семена арбуза и дыни, макаронные изделия, зерна кофе, крупы, шишки, другие семена растений и т.п.), бросовые материалы для выкладывания разнообразных изображений по лексическим темам, по собственному замыслу ребёнка.

Цель: знакомство, закрепление сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики рук, комбинаторных способностей, умения работать по образцу и в соответствии с собственным замыслом.

Дети с удовольствием складывают яркие красочные картинки из геометрических фигур по образцу и по замыслу. Геометрическая мозаика закрепляет знания о геометрических фигурах и основных цветах, развивает фантазию, воображение, логическое мышление, мелкую моторику и связную речь.

Все для развития ребенка

Развивающие игры для детей, творчество, игрушки своими руками

37 игр для развития мелкой моторики рук у детей

Предлагаем вашему вниманию детские игры, направленные на развитие мелкой моторики рук у детей раннего и дошкольного возраста с использованием предметов и материалов, которые находятся в «шаговой» доступности. Это позволит не только сэкономить семейный бюджет, но и больше времени проводить с ребенком.

(В тексте приведены ссылки для справки).

Игры для детей 0+

♥ Массаж кисти и пальчиков. Для большего эффекта проводите массаж с потешками, например, «Сорока-ворона»;

♥ Давайте ребёнку ощупывать предметы с разной текстурой, различного размера и температуры: кусочки льда, грецкий орех, колючий резиновый мячик, тёплую металлическую миску, меховую шапку и т д). Для стимуляции тактильных ощущений делайте сенсорные коробки.

Самодельные фоторамки с различными по фактуре материалами — отличный инструмент для массажа детских ладошек.

♥ Привяжите к обручу разные кусочки ткани, ленты, помпоны и т. п. Игра вызывает хватательный рефлекс и побуждает малыша к активным действиям в положении лежа на животе. Эти движения укрепляют мышцы кистей и пальцев и способствуют развитию мелкой моторики.

♥ Создайте своими руками развивающую доску бизиборд с различными текстурами и предметами, которые малыш будет трогать, сжимать, тем самым совершенствовать мелкую моторику рук. Важно, чтобы все объекты доски были безопасными для ребенка и игра проходила под вашим присмотром!

♥ Предложите поиграть с бумагой различной текстуры (салфетки, вощёная пекарская бумага, гофрокартон, газета и т д). Покажите как мять и рвать. Продемонстрируйте, что большой лист бумаги может стать небольшим комочком, который можно катать и бросать. Заверните в фольгу или бумагу маленькие игрушки и предложите ребенку развернуть сюрпризы.

♥ Сделайте отверстие в картонной коробке и покажите ребёнку как проталкивать небольшие предметы (мячики, салфетки, ленты , грецкие орехи, крышки — что угодно), можно прорезать несколько отверстий разного диаметра, сделать нечто вроде самодельного сортера. Например, сортер из контейнера для салфеток.

♥ Разложите на полу/столе мелкие предметы (кусочки бумаги, фасолинки, орехи, нитки, маленькие лоскутки) и предложите собрать это в заранее приготовленную посуду. Даже если малыш будет просто так пытаться поднять эти предметы — уже полезно.

Читать еще:  Как развивать моторику

♥ Приклейте к столу/доске маленькие игрушки при помощи пластыря или малярного скотча и попросите малыша освободить пленников из заточения.

‼Пожалуйста, не забывайте, все подобные игры — строго под наблюдением мамы!

Игры для детей 2+

♥ Предложите ребёнку кусочек солёного теста (рецепт тут) или мягкого пластилина типа Play doh (в Озоне, в Май-Шопе) и пригоршню бусин, фасоли и гороха, мелких макарон или игрушек и предложите испечь для кукол кексы.

♥ Смешайте в большой миске различные виды круп, также можно использовать разные орехи, фасоль, те же бусины, небольшие игрушки, стеклянные шарики Марблс и предложите рассортировать их по разным мисочкам.

♥ Книжки с окошками и с клапанами. Дети любят яркие книжки, а ещё больше любят с ними играть. Выберите такие книжки, которые позволят маленьким пальчикам поработать. Например, серия «Книжки с кошками» — это красочные книжки с яркими иллюстрациями и простыми понятными текстами об окружающем мире. А под клапанами на страницах книги прячутся животные и познавательные элементы.

♥ Сделайте простую аппликацию из крупы «Мышка» (шаблон для печати тут).

♥ Предложите нанизывать крупные макароны на соломинки/шпажки.


РЕКОМЕНДУЕМ

♥ Научите ребёнка делать шарики и колбаски из пластилина, а затем расплющивать их пальцем, покажите, что на пластилине можно рисовать зубочисткой или специальными инструментами.

♥ Поиграйте в пальчиковые игры или пальчиковый театр, например, по сказке Красная Шапочка (шаблон для пчати тут).

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ:

♥ Покрасьте рис (рецепт тут), если вы ни разу этого не делали — подарите себе полчаса тишины и покоя, пока ребёнок с удовольствием будет перебирать радужную массу.

♥ Порисуйте пальчиковыми красками или попробуйте необычное рисование на зип-пакете.

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ

♥ В таз с водой поместите мелкие игрушки или любые мелкие предметы, предложите вылавливать их руками, ложкой или ситечком.

Игры для детей 4+

♥ При помощи нитки и иголки сделайте бусы из рябины, мелких макарон, шариков фольги или настоящих бусин. Макароны можно предварительно окрасить.

♥ Для развития мелкой моторики потренируйтесь сматывать пряжу в клубок или наматывать нитки на катушку.

♥ Сделайте шнуровку своими руками (шаблоны тут): вырежьте из картона контуры любого предмета (машинки, тучки, яблока), сделайте по контуру отверстия при помощи дырокола, привяжите к ушной палочке яркую толстую нитку и покажите, что нужно делать. Удивительно, но такие самодельные шнуровки интересуют детей в разы больше магазинных аналогов.

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ

♥ Продумайте меню таким образом, чтобы максимально привлечь ребёнка к приготовлению пищи: пусть он взбивает венчиком, почистит сваренные яйца, порежет банан и т д.

♥ Потренируйтесь завязывать бантики, узлы разных видов, плести косички и зашнуровывать обувь.

Способствуют развитию мелкой моторики:

♥ Игры со всевозможными пинцетами. Например, нужно разложить бусинки на подставке для мыла при помощи пинцета.♥ Игры с пипеткой. Предлагаем игру с блоками конструктора Лего. Задача для детей состоит в том, чтобы заполнить каждую лунку водой настолько, насколько возможно и не пролить ни капли.

♥ Наклеивание мелких наклеек.

♥ Работа с ножницами. Поиграйте в парикмахерскую.

♥ Лепка. Идеи для занятий смотрите тут.

♥ Игры с резиночками (для плетения браслетов). Как сделать развивающую игру «Математический планшет» смотрите тут.

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ

♥ Пазлы. Вы сами можете сделать простой пазл из блоков конструктора и фотографий.

♥ Мозаика. Особенно, детям понравится делать поделки из термомозаики.

♥ Закручивание крышек. Например, нужно подобрать крышечки к баночкам.

♥ Лего и прочие конструкторы с мелкими деталями.

♥ Всевозможное переливание жидкостей и пересыпание сыпучих материалов из одной ёмкости в другую.

♥ Творческая деятельность с использованием фигурного дырокола (в Май-Шопе, Алиэкспресс).

Тренажеры для развития мелкой моторики

Обучающая игра «Развиваем основные навыки» (в Май-Шопе).

Доска «Развиваем основные навыки» — это одновременно и пазл и рамка с застежками. Поможет вашему крохе научиться застегивать пуговки, ремни, молнии, зашнуровывать обувь. Кроме того, в процессе игры, развивается моторика ручек и логическое мышление.

Книжка-тренажер «Одеваюсь сама» (в Лабиринте, в Май-Шопе).

Книжка-тренажер «Одеваюсь сама» поможет ребенку развить мелкую моторику, речевые навыки и самостоятельность. Ваш малыш научится: завязывать шнурки, застегивать молнии, пуговицы, липучки и пряжки.

Книжка-тренажер «Одеваюсь сам» (в Лабиринте, в Май-Шопе).
Комплект из 6 тренажеров (на Алиэкспресс)

С помощью тренажеров ребенок научится шнуровать, расстегивать-застегивать пуговицы, клепки, молнию, пряжки, потренируется завязывать бантики.

Игрушки с Алиэкcпресс для развития мелкой моторики

Книги по развитию мелкой моторики

Предлагаем подборку полезных и увлекательных книг для детей, которые помогут развить навыки, необходимые для овладения письмом. (Кликайте на изображение, чтобы узнать подробности).

Рабочие тетради по развитию мелкой моторики

Издательство «Я могу»:

Издательство «Клевер Медиа Групп»:

Альбомы по развитию мелкой моторики
Прописи для малышей

Больше идей для игр на развитие мелкой моторики можно увидеть в Pinterest!

Не забывайте, что помимо упражнений для развития мышц кисти, важно регулярно тренировать мышцы предплечий и плеч, ведь то же письмо — монотонный процесс, в котором задействована вся рука, а не только пальцы, и тренированному ребёнку длительное письмо в школе будет даваться легче. Поэтому не забывайте об активных прогулках, играх с мячом, банальной зарядке, занятиях в бассейне.

Понравились идеи — поделитесь друзьями в соцсетях, нажав на кнопку ниже!

20 самых необходимых и интересных предметов и игрушек для развития мелкой моторики

О главных факторах успеха в развитии мелком моторики малышей. мы с Вами уже говорили в статьях «Развитие мелкой моторики» (массаж рук и пальчиков, как правильно проводить и отбирать упражнения) и «Пальчиковая гимнастика».

В этой статье я собрала перечень самых интересных детям и необычных предметов и игрушек для развития мелкой моторики. И даю идеи и рекомендации о том, как лучше их использовать и на что обратить внимание.

1. ЯРКИЕ АТЛАСНЫЕ ЛЕНТОЧКИ РАЗНОЙ ШИРИНЫ.

Возьмите колокольчики или бубенчики и привяжите к ним яркие разноцветные атласные ленточки. Привяжите веревочку поперек кроватки и прикрепите к ней колокольчики. Вложите ленточку в ручку ребенка и позвените. Упражнением мы побуждаем малыша первого года жизни захватывать ленты и вызывать перезвон колокольчиков.

2. ИНСТРУМЕНТЫ И БЫТОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ:

— ложка (перекладываем из подноса в сосуд ложкой шарики, крупные бусины, мелкие помпончики; перекладываем ложкой и сортируем два вида орехов – например, грецкие и фундук),
— сачок (ловим сачком мелкие плавающие игрушки в тазу или в ванной),
— сито (просеять через сито и отделить фасоль от манки).
— молоточек (вбиваем молоточком колышки в отверстия разных размеров),
— палочка (пододвигаем палочкой к себе игрушку, если она находится далеко и недоступна),
— лопатка и совок (действуем с песком),
— удочка для магнитных рыбок,
— шнурок с деревянной иголкой для нанизывания разных предметов,
— кувшин или ковшик (переливаем воду из одного сосуда в другой).

Такие игры с предметами развивают сенсомоторную координацию, наглядно-действенное мышление, согласованную работу обеих ручек малыша.

3. ШНУРКИ, ТЕСЕМКИ И ВЕРЕВОЧКИ.

Вместо ленточек можно использовать и тесемочки разной фактуры. Привяжите к звучащим или обычным игрушкам тесемочки и веревочки разной фактуры, подвесьте игрушки над кроваткой ребенка. Вложите концы тесемочек малышу в ладошки. Покажите, как можно вызвать движения игрушек. Малыш будет хватать тесемочки, тренируя свои пальчики и учиться при захвате толщину и фактуру шнура.

4. ДЕРЕВЯННЫЕ ЧАЙНЫЕ ХОХЛОМСКИЕ ЛОЖКИ.

С возраста 3 месяцев пальчики малыша начинают постепенно разгибаться. До этого они были плотно сжаты в кулачок. Поэтому для развития умения захватывать предмет нужно приобрести игрушки или предметы с ручкой, за которую малыш сможет ухватиться. Можно использовать маленькие легкие чайные хохломские ложки.

Упражнения с ложками Вы найдете в рубрике «Развитие малыша от рождения до года».

Малышу 3-4 месяцев давайте только предметы с удобной для захвата формой ручки.

Можно плотно привязать две деревянные ложки друг другу парой (через отверстие в ручке или туго связав ложки с помощью шнура) и дать игру ребенку. Такими ложками можно стучать о стул или друг о друга, наматывать шнурок на предметы или на свои пальчики и разматывать его, брать одну ложку и смотреть, как качается на шнурке другая ложка. Это будет интересно годовалому ребенку.

Если у Вас есть гимнастический комплекс или шведская стенка, то сделайте на них шаросброс для экспериментирования ребенка с шарами. Вам понадобится три пластиковых трубы разного диаметра (их можно купить в хозяйственном магазине) и шарики трех разных размеров из разных материалов. Ребенок залезает по стенке к верхнему краю трубы и опускает в нее шар. Ему нужно опытным путем найти трубу подходящего размера к шарику, чтобы он мог скатиться по трубе вниз. В лазании малыш чередует попеременно руки и ноги, что тоже полезно для его развития. Внизу шары падают в коробку с разным звуком.

Читать еще:  Рисунки для развития мелкой моторики

Вам понадобится груша – пипетка с пластиковым тонким концом из аптеки. Покажите, как ей действовать. Сжимаем грушу, опускаем пипетку в стакан с водой и разжимаем. Вода наполнила грушу. Затем выливаем воду через пипетку в пустую банку. Можно капать из пипетки на нарисованные на платмассовой доске для лепки цветочки («напоить цветочки»), капать из пипетки в ячейки на палитре ( в каждую ячейку – одну капельку), делать цветную воду с помощью акварельных красок и их смешивания (капаем разными пипетками из разных баночек и смотрим, что получается при смешивании цветов).

7. РЕЗИНОВАЯ ГРУША (продается в аптеке).

Купите маленькую грушу. Нажимая на нее, получается струя воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Можно даже поиграть в футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота из двух кубиков. Для детей первого года жизни груша не нужна, эту роль выполняют резиновые игрушки — пищалки, играя с которыми малыш развивает силу рук.

С резиновой грушей можно поиграть в дождик: сжимать грушу, чтобы получились брызги. В эту игру можно играть летом на улице или дома в ванной.

8. САМОДЕЛЬНАЯ ГИРЛЯНДА ИЗ ИГРУШЕК.

Когда малыш первого года жизни научится хватать игрушки и удерживать их в ладошке, можно дать ему игрушку – самодельную гирлянду. Возьмите для нее игрушки размером 5-7 см и соедините их прочно ленточкой в круг. Можно использовать кольца разного цвета и размера от пластиковой пирамидки и нанизать их на веревку, использовать в гирлянде шарики, кубики и кирпичики из наборов геометрических форм – они требуют разного положения пальчиков при захвате и развивают ручку малыша. Нельзя использовать в гирлянде мелкие игрушки, которые малыш может проглотить.

Можно сделать гирлянду из пластиковых бутылочек с крышками. В каждой бутылке делаем два отверстия напротив друг друга, протягиваем через них шнур. Надеваем мелкие игрушки по бокам от сосудов. Наполните сосуды разными наполнителями. Сосуды можно передвигать по шнуру, брать в ручку, извлекать разные звуки. Для наполнителей можно использовать любые крупные элементы, которые не будут высыпаться через отверствия: гречу, фасоль, горох, манку, бубенцы, скрепки, пуговицы, макароны, крупные бусины и другие предметы.

9. ПОГРЕМУШКИ С РАЗНОЙ ФОРМОЙ РУЧКИ.

С 5 месяцев давайте малышу погремушки с разной формой ручки– это очень важно! Ручка может быть в виде палочки, петельки, булавы, кольца, гантели, хвоста животного. Если Вы шьете или вяжете погремушки сами, то подбирайте разную фактуру для разных частей погремушки, вкладывайте в нее разные наполнители или бубенцы. Малыш будет учиться делать разнообразные движения по захватыванию игрушки с учетом ее формы, по-разному действовать пальчиками при захвате, ощущать разную фактуру, отлеплять детали на липучках и снова их закреплять.

Для каждого вида ручки рука ребенка делает свой определенный тип движения – скользящие или петлеобразные движения, поэтому этот принцип подбора игрушек очень важен для развития малыша.

10. ПЛАСТИКОВЫЕ БУТЫЛОЧКИ С КРЫШКАМИ — ШУМЕЛКИ (для заданий на сортировку предметов).

Ребенок заполняет две емкости мелкими предметами, сортируя их. Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками – большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.

Перемешиваем в одной коробке два вида наполнителя — горох и фасоль, или ракушки и камушки, или пуговицы и мелкие бубенцы. И попросите малыша помочь Вам сделать звучащие игрушки. Заполняем бутылочки или игрушки- матрешки, бочата наполнителем. В одной емкости — один вид наполнителя. Сначала малыш сортирует два вида предметов (раскладывает горох в одну матрешку, а фасоль – в другую матрешку): «Матрешка Катя любит горох, у нее платье в горошек. А матрешка Лена любит фасоль». Затем сортировать можно будет до 5 предметов. После изготовления игрушки с малышом пробуем позвенеть или пошуршать ей.

В качестве гирлянды могут выступать и слингобусы. Их нужно связать или сшить особым образом. Желательно использовать разные нитки, чтобы получилась разная фактура бусин. Бусины должны быть крупными, разного цвета и размера. Бусами малыш может играть только в присутствии мамы. Бусы должны быть скреплены очень прочно, чтобы малыш не смог откусить и проглотить деталь.

12. КУСОЧКИ ТКАНИ.

Ребенку с 5 месяцев и старше можно давать для игр только подушечки и лоскутки ткани разной фактуры (вельвет, сукно, ситец, шелк, бархат, шерсть, трикотаж). Дайте малышу возможность схватить пальчиками кусочек ткани. Как только ребенок захватит лоскуток, потяните медленно за другой уголок лоскутка, стимулируя малыша крепко удерживать ткань в руке. Это развивает его ручки.

Когда малыш подрастет, давайте ему подбирать пары лоскутков по фактуре.

13. ИГРУШКИ С ПОДВИЖНЫМИ ДЕТАЛЯМИ.

С шести месяцев и старше нужны игрушки, которые могут изменять свой внешний вид – с подвижными элементами, веревочками для подтягивания деталей, с крутящимися деталями. Они будут побуждать малыша к действиям с мелкими предметами и развивать его ручку. Это могут быть готовые игрушки, текстильные книжки и коврики, сшитые лоскутные мячики разной фактуры со съемными элементами.

14. МЯЧИ РАЗНОГО РАЗМЕРА.

Игры с мячом развивают правильный захват предметов и обособление большого пальца от других пальчиков руки. Малыш начинает держать предметы, обхватив их ладонями и большими пальчиками обеих рук. При этом большой пальчик он начинает держать отдельно от остальных пальчиков — это особый этап в развитии мелкой моторики (Подробнее о важности обособления большого пальца от других пальчиков ручки малыша — читайте в статье «Как научить малыша держать ложку»). Мячи можно бросать вперед, вниз, вверх, закатывать в воротца или в ямку в земле, ловить, отталкивать от себя, бросать в корзину на полу, бросать и догонять, бегать, держа мячик двумя руками перед собой.

Мячи можно катать с горки. Для этого сделайте из длинного узкого листа картона скат горки с бортиками в форме буквы П. Положите его на стопку книг или низкую скамейку получилась горка, которой можно катать шары и мячики. Можно варьировать высоту горки и наблюдать, далеко ли укатился мячик.

15. МАТРЕШКИ ИЛИ БОЧАТА ИЗ ДВУХ ПОЛОВИНОК.

Малыш учится разбирать и собирать матрешку и развивает при этом пальчики ручек и умение соотносить детали предметов. Какие матрешки даем малышу для игры:

1 год 1 месяц – 1 год 3 месяца – две матрешки с разницей в величине примерно 3 см. Маленькая матрешка не раскрывается.
С 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев. Две матрешки с той же разницей в величине, но обе из них разъемные (то есть состоят из двух частей и раскрываются и закрываются).
С 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев – три матрешки с той же разницей в величине. Две разъемные матрешки, одна – самая – маленькая — неразъемная.
С 1 года 9 месяцев до 2 лет – три матрешки с той же разницей в величине, но все три матрешки разъемные.
С 2 лет до 2 лет 6 месяцев – малыш может собрать 4-5 местную матрешку сам, все матрешки раскрываются.
С 2 лет 6 месяцев до 3 лет – ребенок учится собирать 6-местную матрешку, при это все матрешки разъемные (раскрываются и закрываются).

Как научить ребенка играть с матрешками Вы можете прочитать в статье «Игры — занятия с матрешками для самых маленьких».

Развитию мелкой моторики также помогают игры малыша с пирамидками самых разнообразных форм и размеров.

Сначала малыш учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже после этого дайте малышу волчки маленького размера. Вместо волчка можно использовать и закручивать любые другие предметы: кольца пирамидок, шарики, пластиковые миски и т.д.

17. ЗАВОДНЫЕ ИГРУШКИ.

Полезно для развития мелкой моторики заводить ключиком заводные игрушки.

18. ИГРУШЕЧНАЯ ОДЕЖДА НА ЛИПУЧКАХ, ШНУРКАХ, КНОПКАХ, КРУПНЫХ ПУГОВИЦАХ.

Сначала малыш учится одевать куклу, мишку, зайку, а затем – одеваться сам.

Научите ребенка играть в стирку и развешивать на веревке сушиться мелкие предметы и игрушечную одежду. Веревка должна быть на уровне глаз ребенка. Каждую вещь малыш прикрепляет прищепкой. Научите его «открывать» и «закрывать» прищепку, прикреплять ее на веревку.

Читать еще:  Развитие речи и моторики у детей

20. ФИГУРКИ – «ЛИПУЧКИ» ИЗ ПОЛИСТИРОЛА ИЛИ ПОЛИПРОПИЛЕНА (наборы продаются в детских магазинах).

Научите малыша обмакивать фигурку в воду и прикреплять на стену ванной (фигурка будет плотно держаться), делать свои композиции из фигурок. Фигурка берется всеми пальчиками с вычленением большого пальца – покажите правильный захват малышу.
Для развития мелкой моторики важно не количество игрушек или игр дома, а правильный захват ребенком мелких элементов в игре.

ЭТО ВАЖНО: Следите за тем чтобы во всех играх для развития мелкой моторики малыш правильно захватывал мелкие элементы игрушек: щепотью (тремя пальчиками) или пинцетным захватом (большим и указательным пальчиком). Покажите, как это делается. Сначала используйте для такого захвата объемные элементы, затем – плоские (захват плоских предметов сложнее для малыша).

Крупные детали малыш захватывает горстью, мелкие – пинцетным захватом кончиками пальчиков.

Еще материалы для развития малышей Вы найдете в рубриках сайта «Развитие ребенка от рождения до года» и «Развитие ребенка 1-2 лет».

Еще интересные идеи и основные теоретические положения о развитии мелкой моторики детей Вы найдете в статьях сайта «Родная тропинка»:

— Развитие мелкой моторики — мифы и правда о пальчиковых играх, как правильно проводить пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры с дошкольниками, упражнения для развития мелкой моторики, массаж рук и пальчиков для самых маленьких.

— Пальчиковая гимнастика: как определить уровень развития мелкой моторики у ребенка, упражнения для пальчиков в картинках и стихах, упражнения Марии Монтессори, теневой пальчиковый театр.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Памятка «Упражнения для развития мелкой моторики» игры с предметами домашнего обихода.
консультация по теме

Памятка для родителей

«УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ»

ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ ДОМАШНЕГО ОБИХОДА.

Скачать:

ВложениеРазмер
pamyatka_igrys_predmetami_dom._obihoda.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

«УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ»

ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ ДОМАШНЕГО ОБИХОДА.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.

Игры с пуговицами.

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание безвашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаикиможно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

1. Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

«Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех»

2. Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

Игра с горохом и фасолью.

  1. Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

«Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи».

2. Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины поодной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременнобольшим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишияподбираются любые.

3. Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину иудерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину,потом еще и еще — так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Игры с пробками.

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударныйслог: «Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы».То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Игры с прищепками.

  1. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

  1. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).

Игры с палочками.

1. Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

2. Строим «сруб» из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

Игры с веревками.

1. Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобныеприспособления из бусин, пуговиц и т.д.

2. Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

«Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку».

Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Игры с подручными средствами.

Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги накаждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно — и двумяодновременно, говоря:

«В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят».

Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

«Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?».

«Что написано (нарисовано)?

Опознание фигур, цифр или букв, «написанных» на правой и левой руке.

Игра «Помоги маме».

  1. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
  2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.
  3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
  4. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать)
  5. Отвинчивать различные пробки — у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
  6. Помогать перебирать крупу.
  7. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
  8. Собирать на даче или в лесу ягоды.
  9. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
  10. Вытирать пыль.
  11. Включать и выключать свет.
  12. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.

Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцевпередвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.

Игры с рисованием.

Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму, то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки, или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту.Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных,но, в принципе, их легко изготовить и самим.

«Сколько спичек в коробке?».

Если в спичечном коробке осталось немного спичек (в пределах десяти), предложите ребенку пересчитать их, вынимая из коробка по одной (заодно он закрепит счет до десяти).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В картотеке представлены игры на развитие мелкой моторики, которые с легкостью организуют даже самые молодые родители.

Консультация для родителей, которая содержит примерные игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей на тему «Игры с предметами домашнего обихода».

Как с помощью предметов домашнего обихода можно организовать в детском саду или дома интересную и полезную деятельность с детьми 2 — 3 лет.

Игры с предметами домашнего обиходана развитие мелкой моторики Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики, что подготавливает руку к рисованию и.

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК РЕБЁНКА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ».

Все мамочки знают, как важно развитие мелкой моторики рук. Выполняя обычные задания и упражнения, малыш развивается, развивается его речь, координация, он начинает подготовку к школьным заданиям по пи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector