221madou.ru

Мама и Я
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Природный материал для развития мелкой моторики

Упражнения с природным материалом для развития мелкой моторики.
консультация по теме

Упражнения с природным материалом для развития мелкой моторики.

С давних времен дети любят играть с камушками, желудями, шишками, орехами и другими природными материалами. Дети строят, мастерят игрушки, выкладывают узоры. Колючие шишки, гладкие и блестящие желуди, замысловатые камни, кора деревьев своим ароматом и шероховатостью вызывают положительные эмоции, дарят рукам силу, гибкость и свободу движений. Играя с природным материалом, дети познают окружающий мир, становятся более общительными и спокойными. Работа с природным материалом оказывается увлекательной и неутомительной, но благодаря этой работе развивается моторика рук. Руки ребенка постепенно крепнут, становятся более подвижными, готовыми выполнять четкие, последовательные действия, что так необходимо для овладения письмом.

Упражнения с природным материалом можно включать в прогулку, игровую деятельность, непосредственно образовательную деятельность, режимные моменты.

При проведении упражнений с природным материалом необходимо соблюдать следующие правила:

— следить, чтобы руки были здоровыми (без царапин, аллергических проявлений т.д.)

-природный материал должен быть чистым и нетравмоопасным.

Упражнения с шишками

Для обучения упражнениям лучше всего использовать молодые, свежие шишки, так как они не колются, имеют приятный аромат и не вызывают отрицательных эмоций. В дальнейшем используют сухие, колючие шишки.

Воспитатель предлагает ребенку взять корзинку с разными шишками и просит взять одну из шишек. Далее проводится небольшая беседа.

С какого дерева шишка?

Какая она по форме?

Круговые движения сосновой шишкой между ладонями. Упражнения можно сопровождать веселыми, короткими стихами.

Как ёжик колется сосна,

Её мне шишка не страшна.

Сосновую шишку в ладонях катаю.

С сосновою шишкой сейчас я играю.

Мишка с шишкою играет,

Между лап её катает

Медвежата все хохочут,

Шишки лапы им щекочут.

Колются не больно,

Перекатывание шишек между ладонями.

Упражнение проводят до появления чувства приятного тепла и легкого покраснения.

Раз, два, три, четыре, пять,

Шишку будем мы катать.

Шишку будем мы катать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Еловая шишка нам колет ладошки.

Мы покатаем шишку немножко.

Шишки, словно ёжики,

Колются чуть – чуть.

Покатать в ладошках

Шишку не забудь.

Сжимание и разжимание шишек обеими руками.

Упражнение можно проводить двумя руками одновременно или поочередно правой и левой рукой.

Я сильнее всех на свете!

Буду шишки я сжимать.

Буду шишки я сжимать,

Буду руки развивать.

Если, как Мишутка,

Сильным хочешь стать,

Надо в ручке шишку

Сильно- сильно сжать.

Легкое постукивание и вращательное движение кончиками шишки.

Шишку я на пальчик ставлю

На другой переставляю —

По всем пальчикам пройду-

Прокатывание шишки от кончиков пальцев до локтя и обратно.

От ладошки до локтя

Покатила шишку я.

От локтя и до ладошки

Катит шишка по дорожке.

Перебрасывание шишек друг другу.

Белки с нами шутят,

Шишки в нас кидают.

С белкой поиграем,

Шишки мы поймаем.

Перекатывание шишек друг другу.

До Лизы докатилась.

К Пете воротилась,

А потом обратно.

Как катать приятно.

Упражнения с желудями, орехами

Данные игровые упражнения помогают ребенку научиться удерживать в ладонях максимально большое количество природного материала; перекатывать между ладонями по одному или несколько плодов; доставать мелкие игрушки из ведерка , наполненного плодами; «купать» кисти рук, сжимать и разжимать руки в желудях, орехах ( сухой бассейн).

Игра «Дождик»

На подносе или в емкости лежат плоды. Ребенок поочередно или обеими руками одновременно захватывает плоды и выпускает их из рук, имитируя дождик.

Дождик, дождик, водолей,

Лей из тучки веселей!

Лей позвонче и почаще,

Лей по полю и по чаще!

Игра «Найди пропажу»

Ребенок опускает руки в емкость с плодами и находит предмет, который спрятался.

В ведерко руки опускай,

Все игрушки доставай.

Громко нам их называй,

По порядку сосчитай.

Игра «Моем ручки»

Ребенок опускает руки в емкость, наполненную плодами, сжимает и разжимает кулачки, набирает плоды, сжимает и разжимает кулачки.

В орешках ручки я купаю,

Их сжимаю, разжимаю. Пальчики купаются,

Им орешки нравятся.

Упражнения с ребристыми деревянными палочками

Палочки можно украсить силуэтами игрушек, животных. Такие дидактические игрушки можно сделать с ребенком. Проявив творчество и фантазию.

Ребенку предлагают покатать палочку между ладонями со словами:

Я в руках кручу.

С красавицей матрешкой

Я танцевать хочу.

Эти и подобные игровые упражнения могут выполнять и родители с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
uprazhneniya_s_prirodnym_materialom_dlya_razvitiya_melkoy_motoriki.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения с природным материалом для развития мелкой моторики.

С давних времен дети любят играть с камушками, желудями, шишками, орехами и другими природными материалами. Дети строят, мастерят игрушки, выкладывают узоры. Колючие шишки, гладкие и блестящие желуди, замысловатые камни, кора деревьев своим ароматом и шероховатостью вызывают положительные эмоции, дарят рукам силу, гибкость и свободу движений. Играя с природным материалом, дети познают окружающий мир, становятся более общительными и спокойными. Работа с природным материалом оказывается увлекательной и неутомительной, но благодаря этой работе развивается моторика рук. Руки ребенка постепенно крепнут, становятся более подвижными, готовыми выполнять четкие, последовательные действия, что так необходимо для овладения письмом.

Упражнения с природным материалом можно включать в прогулку, игровую деятельность, непосредственно образовательную деятельность, режимные моменты.

При проведении упражнений с природным материалом необходимо соблюдать следующие правила:

— следить, чтобы руки были здоровыми (без царапин, аллергических проявлений т.д.)

-природный материал должен быть чистым и нетравмоопасным.

Упражнения с шишками

Для обучения упражнениям лучше всего использовать молодые, свежие шишки, так как они не колются, имеют приятный аромат и не вызывают отрицательных эмоций. В дальнейшем используют сухие, колючие шишки.

Воспитатель предлагает ребенку взять корзинку с разными шишками и просит взять одну из шишек. Далее проводится небольшая беседа.

С какого дерева шишка?

Какая она по форме?

Круговые движения сосновой шишкой между ладонями . Упражнения можно сопровождать веселыми, короткими стихами.

Как ёжик колется сосна,

Её мне шишка не страшна.

Сосновую шишку в ладонях катаю.

С сосновою шишкой сейчас я играю.

Мишка с шишкою играет,

Между лап её катает

Медвежата все хохочут,

Шишки лапы им щекочут.

Колются не больно,

Перекатывание шишек между ладонями.

Упражнение проводят до появления чувства приятного тепла и легкого покраснения.

Раз, два, три, четыре, пять,

Шишку будем мы катать.

Шишку будем мы катать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Еловая шишка нам колет ладошки.

Мы покатаем шишку немножко.

Шишки, словно ёжики,

Колются чуть – чуть.

Покатать в ладошках

Шишку не забудь.

Сжимание и разжимание шишек обеими руками.

Упражнение можно проводить двумя руками одновременно или поочередно правой и левой рукой.

Я сильнее всех на свете!

Буду шишки я сжимать.

Буду шишки я сжимать,

Буду руки развивать.

Если, как Мишутка,

Сильным хочешь стать,

Надо в ручке шишку

Сильно- сильно сжать.

Легкое постукивание и вращательное движение кончиками шишки.

Шишку я на пальчик ставлю

На другой переставляю —

По всем пальчикам пройду-

Прокатывание шишки от кончиков пальцев до локтя и обратно.

От ладошки до локтя

Покатила шишку я.

От локтя и до ладошки

Катит шишка по дорожке.

Перебрасывание шишек друг другу.

Белки с нами шутят,

Шишки в нас кидают.

С белкой поиграем,

Шишки мы поймаем.

Перекатывание шишек друг другу.

До Лизы докатилась.

К Пете воротилась,

А потом обратно.

Как катать приятно.

Упражнения с желудями, орехами

Данные игровые упражнения помогают ребенку научиться удерживать в ладонях максимально большое количество природного материала; перекатывать между ладонями по одному или несколько плодов; доставать мелкие игрушки из ведерка , наполненного плодами; «купать» кисти рук, сжимать и разжимать руки в желудях, орехах ( сухой бассейн).

На подносе или в емкости лежат плоды. Ребенок поочередно или обеими руками одновременно захватывает плоды и выпускает их из рук, имитируя дождик.

Дождик, дождик, водолей,

Лей из тучки веселей!

Лей позвонче и почаще,

Лей по полю и по чаще!

Игра «Найди пропажу»

Ребенок опускает руки в емкость с плодами и находит предмет, который спрятался.

В ведерко руки опускай,

Все игрушки доставай.

Громко нам их называй,

По порядку сосчитай.

Игра «Моем ручки»

Ребенок опускает руки в емкость, наполненную плодами, сжимает и разжимает кулачки, набирает плоды, сжимает и разжимает кулачки.

В орешках ручки я купаю,

Их сжимаю, разжимаю. Пальчики купаются,

Им орешки нравятся.

Упражнения с ребристыми деревянными палочками

Палочки можно украсить силуэтами игрушек, животных. Такие дидактические игрушки можно сделать с ребенком. Проявив творчество и фантазию.

Ребенку предлагают покатать палочку между ладонями со словами:

Я в руках кручу.

С красавицей матрешкой

Я танцевать хочу.

Эти и подобные игровые упражнения могут выполнять и родители с детьми.

Развитие мелкой моторики через упражнения с природным материалом в коррекционной работе с дошкольниками

Светлана Цветкова
Развитие мелкой моторики через упражнения с природным материалом в коррекционной работе с дошкольниками

Упражнения с природным материалом

в коррекционной работе с дошкольниками.

Готовность ребенка к обучению в школе в значительной мере зависит от его

сенсомоторного развития. Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

В. А.Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Таким образом, пальчиковые игры характеризуются как один из способов развития речи детей и подготовки их к школьному обучению.

Вы должны понять, что развитие мелкой моторики возможно только в игро-вой форме. Одной из занимательных форм развития мелкой моторики и тактиль-ного восприятия дошкольников являются упражнения с природным материалом.

Сказочна и прекрасна природа – неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Общение с ней обогащает ребенка, учит наблюдать и замечать красоту, удивляться и радоваться, а сам природный материал является отличным побудителем развития фантазии и воображения. Поделки из него могут стать забавным сувениром, украсят интерьер, внесут в дом тепло и уют.

С древних времен на русской земле детей забавляли шишками, чурочками,

желудями, орехами, косточками, камушками и прочим природным материалом.

Из него строили, делали игрушки, выкладывали узоры, перебрасывали, перекаты-

вали друг другу и т. д.

Колючие шишки, гладкие блестящие желуди, кора деревьев своим ароматом,

влажностью, шероховатостью, теплой энергетикой вызывают положительные эмо

ции, дарят рукам силу, гибкость, свободу движений. Природный материал лучше

собирать вместе с детьми, развивая внимание, наблюдательность, терпение, по-буждая тем самым ребенка развивать воображение и творчество.

Играя с природным материалом, дети познают окружающий мир, становятся общительнее, спокойнее. Развитие мелкой моторики оказывается увлекательным

и неутомительным делом, благодаря которому рука постепенно крепнет, становит

ся более подвижной, готовой выполнять четкие, последовательные действия, что

так необходимо для подготовки к овладению письменной речью.

Упражнения с природным материалом можно включать как в процесс любо-го занятия, так и в режимные моменты, прогулки, в различные игры.

Используя упражнения с природным материалом мы, тем самым, создаем ус-

ловия для формирования тактильно-двигательного восприятия, так как именно

оно лежит в основе чувственного познания и без него у ребенка не может сложить

ся всестороннее представление об окружающем предметном мире.

На концевых фалангах пальцев и тыльной поверхности кисти находится наи-

большее количество окончаний чувственных нервных волокон, расположенных в

коже и реагирующих на прикосновения к ней. Органом осязания служит рука, а

значит, и основные усилия должны быть направлены на развитие чувствительнос-

ти рецепторов руки.

Для осуществления работы по развитию тактильно-двигательного восприятия

необходима предметно-пространственная среда, включающая необходимые объек

ты. Естественные качества природных материалов позволяют детям не только ос-

воить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.

Вся работа проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризует-

ся постепенным усложнением как самого процесса обследования, так и словесно-

го отчета о свойствах предмета:

1. ощупывание предметов с различной поверхностью (поглаживание, размина

ние, постукивание, сжимание и т. д., обозначение словами свойств предме-

та (мягкий, жесткий, гладкий, шершавый).

2. ощупывание предметов с контрастными поверхностями с открытыми глаза-ми, обозначение словом (табличкой) свойств предмета.

3. ощупывание отдельных предметов с закрытыми глазами, обозначение сло-вом (табличкой) свойств предметов.

4. ощупывание предметов с контрастными поверхностями с закрытыми глаза-ми, обозначение словом (табличкой) свойств предмета.

5. нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств материала (выбор из 2-х предметов).

6. нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств материала (выбор из 3-5 предметов).

Следует учитывать, что «тактильная» среда предполагает развитие тактильной

чувствительности не только рук, но и других частей тела (ступни ног, спина).Для этого также необходимо специальное оборудование:

«Сенсорная тропа для ног» – это дорожка из ковролина, на которой с помо- щью липучек закреплены разные по фактуре «кочки»: мешочки с разными наполнителями (мелкие камушки, горох; деревянные брусочки, чурочки ит. д) Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Такая ходьба полезна для развития тактильного восприятия, координации движе-ний и профилактика плоскостопия.

Специально подобранные игры на развитие психомоторики (тактильно-дви-

«Определи на ощупь» (парные предметы –шишки: большая – маленькая;

чурочки: длинная – короткая)

«Узнай фигуру» (на столе геометрические фигуры, в мешочке предметы)

«Отгадай букву, цифру» (палочкой писать на спине, руке)

Перед проведением игр и упражнений с природным материалом в помещении

необходимо придерживаться следующих правил:

• мыть руки перед игрой;

• следить, чтобы руки были здоровыми (без царапин, аллергических проявле-ний и пр.);

природный материал должен быть чистым, нетравмоопасным.

Упражнения с шишками.

Игры и упражнения с шишками лучше начинать со свежих шишек, так как они

не колются, приятны на ощупь и не вызывают отрицательных эмоций. В дальней-шем используются сухие, колючие шишки. Упражнения целесообразно сопрово-ждать речью (короткими стишками или репликами героев из сказок).

На солнечной полянке

Нашла я эти шишки.

Пойдем играть со мной.

1. Рассматривание сосновой шишки,определение ее свойств:

С какого дерева шишка? Какая по форме? Какая на ощупь?

2. Круговые движения шишкой между ладонями. (ребенок выполняет самостоя-

тельно или с помощью взрослого, если в этом есть необходимость).

Мишка с шишкою играет,

Между лап ее катает.

Медвежата все хохочут,

Шишки лапы им щекочут.

Колются не больно,

3. Перекатывание еловых шишек между ладонями до появления чувства прият-

ного тепла и легкого покраснения.

Раз, два, три, четыре, пять,

Шишку будем мы катать.

Шишку будем мы катать,

Раз, два, три, четыре, пять.

4. Сжимание и разжимание шишек обеими руками одновременно или поочеред-

но правой и левой рукой (ребенок выполняет самостоятельно или вместе с

педагогом, используя прием «рука в руке» (если это необходимо).

Шишку я в руке держу,

То сожму, то разожму.

Ладошки разогрею.

Вот сжимаю правую,

Вот сжимаю левую…

Буду шишки я сжимать,

Буду ручки укреплять.

5. Воздействие на кончики пальцев и ладошку кончиками шишки легким

постукиванием и вращательными движениями.

Шишку я на пальчик ставлю

На другой переставляю –

По всем пальчикам пройду –

6. Прокатывание шишки от кончиков пальцев до локтя и обратно (если у ребен-

ка не получается, то сначала это выполняет взрослый, прокатывая шишку по

К локотку от ладошки

Шишка катит по дорожке,

А потом обратно,

7. Игра «Белки шутят» – перебрасывание шишки друг другу.

Белки с нами шутят,

Шишки в нас кидают.

С белкой поиграем,

Шишки мы поймаем.

8. Перекатывание шишек друг другу (по столу, по ковру, по дорожке).

Друг другу ребятишки.

Мы играем дружно –

Это очень нужно.

9. Игра «Прятки» – в емкость, наполненную шишками спрятать мелкие игрушки,

предметы. Ребенок опускает в нее руку и находит то, что спряталось.

Упражнения с березовыми чурочками и корой.

1. Катание березовой чурочки между ладонями (на первых порах использовать

прием «рука в руке», затем ребенок выполняет самостоятельно).

Я в руках катаю,

С чурочкой березовой

А затем быстрее,

Ладошки мне согреет.

Снова качу медленно,

А потом быстрее,

У меня ладошки

2. Легкое постукивание круглым основанием чурочки о ладонь и пальцы.

• вниз (от кончиков пальцев к запястью,

• вверх (от запястья до кончиков пальцев»,

• по фалангам пальцев, называя каждый палец.

По пальчикам стучу,

Пальчики и ручку

3. Прокатывание чурочки до локтя и обратно.

По ручке чурочку качу,

Слова простые ей шепчу:

«Катись, чурочка, быстрей,

Мою ручку разогрей». Л. Орлова.

4. Похлопывание корой ладошек ребенка и предплечья;

Растирание корой ладошек. (сначала делает взрослый ребенку, а затем ребе-

нок выполняет самостоятельно).

Березки добрую кору

В руки смело я беру.

Тру ладошки, локоток,

Начинай и ты, дружок.

Упражнения с ребристыми деревянными палочками

Для данных игровых упражнений понадобятся ребристые четырех-или

шестигранные палочки длинной 30-35 см., украшенные головками матрешек,

петрушек, животных и т. д. такие дидактические игрушки можно сделать вместе

с ребенком, проявив творчество и фантазию.

Ребенку предлагается покатать между ладонями палочку со словами:

Я в руках кручу.

Оживить хочу. Л. Орлова.

Упражнения с желудями, каштанами, орехами, горохом

и другими плодами.

Данные игровые упражненияпомогают ребенку научиться:

• удерживать в ладонях максимально большое количество природного материала;

• перекатывать между ладонями по одному или несколько плодов;

• доставать мелкие игрушки из ведерка, наполненного плодами;

«купать» кисти рук, сжимать и разжимать руки в желудях, горохе, орехах.

В горошке ручки я купаю,

Их сжимаю, разжимаю.

Очень нравится ладошкам

Весело играть в горошке.

«Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом» (консультация для родителей и педагогов) Как неповторима природа, так неповторимо и то, что создано из ее даров. Каждое произведение уникально и совершенно в своем роде, даже если.

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием природного материала в коррекционной работе с дошкольниками Мелкая моторика – это согласование движения пальцев рук, умения «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки, артикуляционный аппарат.

Перспективный план кружка по работе с природным и нетрадиционным материалом «Умелые ручки» (для детей 4–6) Перспективный план работы кружка «Умелые ручки». для детей 4-6 лет Воспитатель: Мехоношина В. Ю. Пояснительная записка Программа кружка.

Планирование работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики руки с помощью тестопластики» Тема: «Развитие мелкой моторики руки через использование технологии тестопластики» Цель: — изучить и систематизировать наиболее эффективные.

Развитие конструктивного воображения у детей через работу с природным и бросовым материалом Важную роль я отвожу художественно-продуктивным видам деятельности. Эти виды деятельности обладают широкими возможностями для всестороннего.

Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников с ОНР через занятия вышиванием Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий.

Развитие мелкой моторики рук учащихся младших классов коррекционной школы 8 вида В начальных классах я большое внимание уделяю общению с учащимися. Мое радостное настроение передается и учащимся. Поэтому я стараюсь сделать.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования Цель: — Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве; — Формировать умение выполнять.

Развитие мелкой моторики у детей и возрастные особенности развития зрительно-моторной координации и мелкой моторики рук Развитие мелкой моторики у детей и возрастные особенности развития зрительно-моторной координации и мелкой моторики рук [/b] Актуальность.

Упражнения для развития мелкой моторики у дошкольников Уважаемые коллеги и гости моей странички! Предлагаю вам упражнения для развития мелкой моторики у дошкольников. С детьми я работа уже много.

Природный материал для развития мелкой моторики

«Развитие мелкой моторики рук у детей ОВЗ с использованием природного материала»

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Работая по данной темой, я искала наиболее эффективные и рациональные методы и приемы и решила обратиться к природе.

Данный материал всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей. Игры с природным материалом способствуют развитию мелкой моторики, формированию и развитию пространственных и количественных отношений, знакомству со свойствами природных материалов, развитию памяти, мышлению и речи.

Упражнения и тренировка пальцев рук помогают снять умственную усталость, эмоциональное напряжение, улучшают произношение звуков, повышают тонус и эластичность мышц. Использование природного материала является не только доступным, не затратным способом развития мелкой моторики, но также и развивающим представления об окружающей среде, открывающим новые свойства природных материалов. Так, малыши опытным путем узнают, что камень тяжелее горошины, он может тонуть, при этом он не растворяется в воде, как, например, соль; что песок сыпучий, но если его намочить, то можно вылепить куличик, и т. д.

Работая с природным материалом, ребенок приобщается к миру прекрасного: учится быть рачительным хозяином родной природы, оберегать любое растение от бессмысленного уничтожения.

В своей работе с детьми ОВЗ, я использую горох, манку, макароны, гречу, песок, камни, маленькие веточки деревьев, орехи и т. д.

Нужно ли рассказывать о радости, которую приносят малышам такие, незатейливые на первый взгляд, игры?

Исходя из этого, я определила цели и задачи.

Цель:

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений с использованием природного материала.

Задачи:

  • Развивать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
  • Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • Укрепить общую двигательную активность;
  • Содействовать нормализации речевой функции;
  • Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  • Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу регулярной,

используя следующие формы работы:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми
  • индивидуальная работа с детьми

— свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Я постаралась подобрать максимально эффективные методы для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму посредством игр и упражнений с использованием природного материала.

Основные правила:

Игры и упражнения не должны быть длительными, должны проводиться в игровой форме

Если движение не удается, то игру нужно проводить многократно, пока движение не будет получаться легко, правильно, четко.

Как использую природный материал для развития мелкой моторики:

Массаж рук. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Вместе с тем этот же массаж рук действует успокаивающим образом. Кстати, на этом свойстве был основан обычай, принятый ещё в Древнем Китае задолго до появления чёток, — перебирать в руках грецкие орехи.

Чтобы массаж проходил интереснее, я использую в качестве ручных тренажеров природный материал — грецкие орехи, косточки от персиков, шишки, каштаны.

Игры:

«Кто выше подбросит орех?», «Кто спрячет его в ладони, чтобы не было видно?», «У кого дольше всех будет вращаться орех?», «Кто дальше прокатит орех?» Заменить грецкие орехи можно каштанами, шишками, косточками от персиков, слив.

Игры с крупой и семенами.

  1. На ощупь определить и назвать крупу и семена, находящиеся в мешочке.
  2. В подносы тонким слоем насыпать манку или песок Нарисуйте пальцем что хотите: волны на море, высокие горы, прекрасные цветы, любимую букву, автомобиль.
  3. Крупу можно пересыпать в разные емкости, рукой, мерной ложкой, прятать и искать в крупе секреты, сделать тесто из крупы для этого в крупу добавляем воды и начинаем перемешивать полученную массу, выполнить рисунок крупой.
  4. Выкладывать фигуры, узоры, целые картины, используя семена фасоли, гороха, арбуза, фиников.

На них можно выкладывать изображения контуров предметов, дорисовывать то, что пропустил художник, украшать предметы, находить фигуры и все это делать семенами арбуза, дыни, горохом фасоли. Например: Украсить модницу гусеницу, выложить пятнышки у мухомора, жирафа, найти все капельки дождя и т. п.).

Работа с семенами способствует и оздоровлению организма ребенка. Оказавшись под воздействием тепла и влаги, человеческого тела семя растения способно производить мощный энергетический выброс, имеющий лечебный эффект. Гречишные зёрна универсальный инструмент, каждое зерно похоже на маленькую пирамиду. А любая пирамидальная форма обладает способностью концентрировать энергию особенно сильно и направленно её передавать. Поэтому зёрна гречихи оказывают положительное воздействие на оздоровление организма.

На гречневой крупе ряд упражнений: прижать кисти рук, скользить ладонями, выполняя зигзагообразные и круговые движения (змейка, рыбка, санки) те же движения, поставив ладонь на ребро, кулачком, пройтись отдельно каждым пальцем поочерёдно правой и левой рукой – одновременно указательными (средними, мизинцами, безымянными); поиграть на «пианино»

Для изготовления конструктора необходимо подобрать гладкие камушки и раскрасить. Раскрашивать камушки можно и с детьми, можно на них прикрепить наклейки. Чем больше деталей вы сделаете, тем лучше. Одни и те же камешки можно использовать для построения разных фигур. Для раскрашивания используются акриловые краски. После высыхания они не смываются водой и имеют приятный блеск. Эти краски не имеют запаха и не токсичны.

Соленое тесто — это экологически чистый материал, который можно смело доверять ребенку. У него много преимуществ: безопасное, все необходимые материалы доступны и дешевы, легко отмывается не оставляет следов, можно получать разные оттенки добавляя в тесто краски. Тесто прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней стимулирует и массажирует. Оно дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Из теста можно слепить все что угодно: любимых героев сказок, печенье, пирожные к игре, сделать красивое украшение.

Мною были изготовлены дидактические игры на развитие мелкой моторики: «Угости колобка», «Волшебные бусы», «Сосчитай-ка», «Мозаика».

Очень интересно проходят занятия, когда дети занимаются поделками из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика», «Развитие мелкой моторики в быту». Были подготовлены консультации для педагогов и родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье. Составила презентации

«Поделки из природного материала». «Игры и упражнения с природным материалом». Составила буклеты по данной теме. Провела родительское собрание на тему: «Умные пальчики»

В результате моей работы у детей совершенствовалась ручная умелость, что стало стимулирующим толчком для развития речи и формированию психических процессов. Пополнилась предметно-развивающая среда материалом и оборудованием для развития мелкой моторики рук, оформлена картотека пальчиковых игр и гимнастик, изготовлены различные авторские игры с природным материалом, собран и систематизирован информационно — наглядный материал для родителей по данной теме.

В дальнейшем я планирую поиск новых методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Портал педагога

Автор: Курыхалова Евгения Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 8 структурное подразделение
Населённый пункт: город Володарск, Нижегородская область
Наименование материала: Мастер — класс
Тема: «Развитие мелкой моторики рук дошкольников через использование природного материала»
Дата публикации: 14.02.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 8

Мастер- класс для воспитателей.

«Развитие мелкой моторики рук дошкольников

через использование природного материала»

МБДОУ детский сад

комбинированного вида № 8

«Развитие мелкой моторики рук дошкольников через использования

Цель:
Создание условий для расширения у педагогов представлений о нетрадиционных способах и приемах коррекции речи дошкольников, развитии мелкой моторики с использованием природного материала.
Задачи:
 Познакомить участников мастер-класса с организацией проведения массажа с использованием в качестве ручных тренажеров природного материала.  Расширить представления об играх с природным материалом, которые способствуют развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.  Развивать творческий потенциал участников мастер-класса.
Материал:
подносы с крупой, контейнеры с фасолью, грецкие орехи по количеству участников, схемы- картинки, доски, тарелочки, соленое тесто разных цветов, галька , кисти, акриловые краски. Участников мастер – класса приглашаю пройти за столы, на которых лежит приготовленный материал.
Ведущий:
Добрый день, уважаемые коллеги! Посмотрите внимательно и полюбуйтесь своими руками. Сколько тайн хранит в себе рука. По определению древнегреческого философа Аристотеля рука — это «инструмент инструментов». Имея разные инструменты, скульптор лепит из глины, пластилина или гипса руками; живописец в ответственный момент отбрасывает кисть и растирает краску на холсте пальцем. Более совершенного инструмента, чем руки, в природе не существует. Все мы педагоги знаем закономерность, установленную ученными всего мира: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности. Кроме того, учеными и практиками было замечено, что у городских детей отмечается общее моторное отставание и слабое развитие рук. Это связано с развитием технологий стремительно входящими в жизнь современного человека, облегчающим его быт. Кто сейчас, из нас, возьмется перебирать крупу? Раньше это занятие всегда было закреплено за младшими в семье: расторопные пальчики и зоркие глазки – лучшие помощники в таком деле. Прополка грядок и сбор ягод, лепка пельменей, штопка, шитье, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок из дерева и лепка из глины… Почти все домашние дела так или иначе делались руками. А с пуговицами и шнурками, требующими сноровки пальчиков, сегодня дети все меньше общаются: липучки и «молнии» экономят время, силы. А это отражается на развитии мелкой моторики рук ребенка. В своей работе мы сталкиваемся с проблемой развития мелкой моторики у детей, стараемся решить ее. Я предлагаю поделиться друг с другом методами и приемами, которые мы используем в своей работе при решении этой задачи. (Ответы участников мастер класса). При изучении литературы по данной теме меня заинтересовали игры с природным материалом, т.к. он всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей. Игры с природным материалом способствуют развитию мелкой моторики, формированию и развитию пространственных и
количественных отношений, знакомству со свойствами природных материалов, развитию памяти, мышлению и речи. Ежедневно с детьми мы массажируем руки. Массаж повышает тонус, эластичность, оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, и сократительную способность мышц. Так же массаж рук действует успокаивающим образом. Самомассаж «Комарики» Дарики, дарики, (Руки складываются Ай да комарики! щепотью и Вились, кружились, описывают круги) В щечки вцепились! Грецкие орехи, косточки от персиков, шишки, каштаны – это ручные тренажеры, которые я использую в работе. (Предлагаю участникам, используя грецкие орехи выполнить следующие движения — прокатить орех между ладонями, покатать его между пальцами, удержать несколько орехов между пальцами.) А теперь посоревнуемся: кто спрячет орех в ладони, чтобы не было видно; у кого дольше всех будет вращаться орех ( практическое выполнение задания). Заменить грецкие орехи вы можете каштанами, шишками, косточками от персиков, слив. Предлагаю поиграть с крупой и семенами: 1. На ощупь определить и назвать крупу и семена, находящиеся в мешочке. 2. В подносы тонким слоем насыпается манка (можно для этой цели использовать коробки от обуви, сделав дно коробки темной). Задание — нарисуйте пальцем что хотите: волны на море, прекрасные цветы, любимую букву, автомобиль. Если вам что то не понравилось, можете одним движением все разровнять. 3. Спрятать и найти в крупе секреты. 4. На манке выложить фигуры, узоры, картины, используя семена фасоли, гороха, арбуза, фиников. Загадка для участников мастер — класса: «Ты весь мир обогреваешь И усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, А зовут тебя все . (солнце). Задание — выложить отгадку с помощью семян. В своей работе использую схемы-картинки. На них можно выкладывать изображения контуров предметов, дорисовывать то, что пропустил художник, украшать предметы, находить фигуры и все это делать семенами арбуза, дыни, горохом фасоли. Предлагаю выполнить задание по карточке: украсить модницу гусеницу, выложить пятнышки у мухомора, жирафа, найти все капельки дождя и т.п. Еще работа с семенами способствует и оздоровлению организма ребенка. Оказавшись под воздействием тепла и влаги, человеческого тела семя растения способно производить мощный энергетический выброс, имеющий лечебный эффект. Гречишные зёрна универсальный инструмент, каждое зерно похоже на маленькую пирамиду. А любая пирамидальная форма обладает способностью концентрировать энергию особенно сильно
и направленно её передавать. Поэтому зёрна гречихи оказывают положительное воздействие на оздоровление организма. Предлагаю выполнить на гречневой крупе ряд упражнений: прижать кисти рук,; поставив ладонь на ребро, кулачком, пройтись отдельно каждым пальцем поочерёдно правой и левой рукой – одновременно указательными (средними, мизинцами, безымянными); поиграть на «пианино». Из камушков можно изготовить конструктор. Для этого необходимо подобрать гладкие камушки и раскрасить. Раскрашивать камушки можно и с детьми, можно на них прикрепить наклейки. Чем больше деталей вы сделаете, тем лучше. Одни и те же камешки можно использовать для построения разных фигур. Для раскрашивания используются акриловые краски. После высыхания они не смываются водой и имеют приятный блеск. Эти краски не имеют запаха и не токсичны. (Предлагаю участникам раскрасить камушки краской или наклейками). Экологически чистый материал это соленое тесто, который можно смело доверять ребенку. У него много преимуществ: безопасное, все необходимые материалы доступны и дешевы, легко отмывается не оставляет следов, можно получать разные оттенки добавляя в тесто краски. Тесто прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней стимулирует и массажирует. Оно дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Из теста можно слепить все что угодно: любимых героев сказок, печенье, пирожные к игре, сделать красивое украшение. Предлагаю вылепить букву, с которой начинается ваше имя и украсить ее семенами. В результате данной работы у детей совершенствовалась ручная умелость, что стало стимулирующим толчком для развития речи и формированию психических процессов. Пополнилась предметно-развивающая среда материалом и оборудованием для развития мелкой моторики рук, оформлена картотека пальчиковых игр и гимнастик, был проведен семинар–практикум для родителей с детьми по пальчиковым играм, собран и систематизирован информационно — наглядный материал для родителей по данной теме.

Читать еще:  Картинки для развития мелкой моторики рук
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×