221madou.ru

Мама и Я
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психомоторное развитие детей в условиях дизонтогенеза

Психологическая статья на тему «Подходы к развитию и коррекции психических нарушений у детей с дизонтогенезом»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Подходы

к развитию и коррекции психических нарушений

у детей с дизонтогенезом.

Одним из наиболее важных вопросов является выбор подхода к коррекции и развитию детей с психическими нарушениями. В данной мы рассмотрим виды и направления работы с младшими школьниками с дизонтогенезом и определим условия эффективного подхода преодоления нарушений, их коррекции и компенсации.

Важным условием гармоничного развития и эффективной коррекционной работы младшего школьника с дизонтогенезом является рациональная систематизированная проработанная схема клинико-психологического сопровождения ребенка. Говоря о детях младшего школьного возраста, мы касаемся образовательной сферы, а именно, педагогического процесса, который является основой педагогического подхода . В качестве объекта исследования педагогической науки выступают те явления действительности (обучение и воспитание), которые обусловливают развитие ребенка в сфере общеобразовательного процесса.

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это положение К.Д. Ушинского остается актуальным для современной педагогики. Предметом общей педагогики является образование как реальный целостный процесс, организуемый в специально созданных социальных институтах (семье, образовательных, воспитательных учреждениях), изучение его сущности, закономерностей, тенденций, и перспектив развития, влияния их на формирование личности человека (ребенка, подростка, юноши). В педагогической структуре воспитания ребенка есть некоторые ограничения. Педагог является лишь направляющим вектором в формировании личности ребенка, не учитывая индивидуальные черты развития его в системе познания. Следует отметить, что традиционное обучение строится на основе коллективного обучения и воспитания, с подведением итогов в виде статистики успеваемости. Таким образом, мы наблюдаем неполную картину развития ребенка.

Когда речь идет о детях с нарушениями психического развития, педагогически должны решаться вопросы о преодолении трудностей в образовательном процессе каждого ученика отдельно. Для этого необходимо решить ряд задач, связанных с природой образования каких-либо отклонений в развития, разработать план коррекционно-педагогической работы с детьми. Обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии осуществляется в рамках единого педагогического процесса и направлено на формирование в ребенке гуманистических, общечеловеческих ценностей, активной гражданской позиции, нравственно-положительных черт и качеств. Необходим специфический способ образования, процесс активного целенаправленного взаимодействия педагога и обучаемого, в результате которого у ребенка формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества.

Коррекционное обучение носит специфический характер, определяемый глубиной и характером недостатка. Следовательно, данный процесс должен носить развивающий характер обучения с учетом зоны ближайшего развития школьника, то есть учитывать тот запас потенциальных возможностей, формирующихся функций, которые ребенок не в состоянии реализовать самостоятельно в настоящий момент, но успешно их использует при непосредственной помощи учителя. Обучение активизирует переход зоны ближайшего развития в ее актуальное развитие, когда поддержка учителя помогает раскрыться внутренней активности ребенка, повышает уровень его самостоятельности. Обучения ведет за собой развитие. Дети с недостатками в развитии и отклонениями в поведении не готовы к школе, к изменениям своей жизнедеятельности, к требованиям педагогов в силу недостатков общего развития. Так возникает проблема школьной дезадаптации, результатом которой является хроническая неуспеваемость, отставанием по ряду предметов в освоении школьной программы, сопротивление педагогическому воздействию, негативное отношение к учению, пропуски занятий, побеги из школы и дома, педагогическая запущенность, асоциальное поведение.

Коррекционно-развивающее обучение детей с дизонтогенезом охватывает всю совокупность педагогического воздействия на образование и воспитание ребенка с нарушениями психики. Оно направлена на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качеств, на развитие его интересов. Коррекционно-развивающее обучение помогает решить задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении, школьной адаптации. Важным этапом такой работы является процесс систематизации знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка, подготовку его к адекватному восприятию учебного материала.

Кроме того, коррекционно-педагогическая деятельность будет тогда эффективной, когда она будет опираться на знания в области медицинских наук. С медицинской точки зрения базой для коррекционной педагогики может быть педиатрия, которая изучает здоровье ребенка и процессы его развития, физиологию, патологию, методы профилактики и лечения заболеваний, угрожающих его гармоничному развитию или представляющих опасность для жизни детского организма; психиатрия, изучающая вопросы этиологии, патогенеза, диагностики, терапии и профилактики психических болезней; неврология, занимающаяся вопросами возникновения заболеваний центральной и периферической нервной системы, а также изучающая механизмы их развития, симптоматику и возможные способы диагностики, лечения и профилактики.

Таким образом, следующий важным подходом к изучению развития и коррекции детей с дизонтогенезом, является медицинский подход , который базируется на научных представлениях о причине болезни и опирается на ликвидацию симптомокомплекса заболевания. Медицинский аспект работы с младшими школьниками основан на медикаментозном лечении ребенка, исходя из поставленного диагноза терапевтом, неврологом, психиатром. Врач любой направленности работает с уже имеющимися анамнезистическими знаниями о недуге обследуемого, в результате чего назначает определенное лечение с предсказуемым воздействием на симптом или болезнь в целом. В нашем случае, чаще всего встречаются школьники, наблюдающиеся у невролога, и проходящие профилактическое лечение у него. Многие тяжелые, хронические болезни нервной системы начинаются в детском возрасте, такие как: задержка психоречевого развития и проблемы обучения; нарушение поведения и трудности в общении (конфликтность, агрессивность, гиперактивность, расстройство коммуникации); расстройства сна(трудности засыпания, частые просыпания, ночные кошмары и страхи, снохождение и т.д.), нервно-мышечные заболевания (наследственные миопатии, амиотрофии, миастении); поражение периферической нервной системы; последствия травм и нейроинфекций (сотрясение головного мозга, перенесенные менингиты и энцефалиты); заболевания опорно-двигательного аппарата (патология тазобедренных суставов, нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие и т.д.). Ответственность детского невролога огромна, иногда от его решения зависит вся дальнейшая жизнь ребенка, его психическое, физическое здоровье и социальная адаптация. В медицинской сфере развитие ребёнка представляет собой взаимное влияние наследственности и окружающей среды на развивающийся мозг. Поэтому при осмотре ребёнка оценивают четыре сферы показателей развития: крупную моторику; зрение и мелкую моторику; слух, речь и языковые навыки; социальные навыки, эмоции и поведение. Недостаток в любой области навыков может повлиять на остальные сферы. В течение развития у ребенка появляются дополнительные новообразования, такие как внимание, концентрация и способность каждого ребёнка интегрировать свои навыки.

Читать еще:  Развитие мелкой моторики 3 года

В медицинском подходе главной целью оценки развития ребёнка считают раннее выявление задержки или патологии психического развития; подбор медикаментозного лечения специализированными препаратами; обеспечение адекватного ухода и надлежащего лечения ребёнка с нарушениями развития.

Следующий и, одновременно, основной и главный связующий подход к развитию и коррекции нарушений психического развития младших школьников с дизонтогенезом, который мы рассмотрим, – психологический подход , который включает в себя клинико-психологическое сопровождение (в нашем случае) младших школьников с нарушениями психического развития. Бихевиоризм, когнитивный подход, психоанализ, психотерапия — все эти подходы находятся на одном уровне: они основаны на чисто психологических законах и понятиях («подкрепление», «восприятие», «бессознательное», «самоактуализация»). Хотя эти подходы иногда конкурируют, по-разному объясняя одно и то же явление, но все они согласны в том, что объяснение должно находиться на психологическом уровне.

Гармоническое развитие ребенка предполагает не только повышение его интеллектуальных способностей, связанных с учебной деятельностью, но и личностное и эмоциональное становление. Целью психологического сопровождения является создание оптимальных условий для детей младшего школьного возраста в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию, а также помощь при социально-культурной адаптации в социуме.

Началом клинико-психологического сопровождения младшего школьника становится диагностический этап , который заключается в проведении комплексного обследования психического развития ребенка, определение индивидуальных особенностей личности обследуемого, выявление причин механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации и дальнейшего динамического наблюдения за его развитием. На основе полученных данных нами составляется клинико-психологическое заключение уровня развития всех высших психических функций и эмоционально-личностной сферы ребенка. Следует отметить, что при диагностике, мы учитываем социальную ситуацию развития ребенка, предварительно собрав медицинский анамнез, дополнив его данными, полученными в ходе беседы с педагогами и родителями подопечного. Эти знания о ребенке необходимы для полноценного психологического анализа причин наличия нарушений у ребенка, и в последствии, для составления индивидуальной коррекционной программы сопровождения с учетом особенностей интеллектуального и эмоционально-личностного развития младшего школьника. Грамотно спланированная коррекция нарушений развития младшего школьника является основой эффективной работы психолога. Помимо работы с ребенком, мы проводим работу с другими участниками социально-педагогического взаимодействия, в которое включен младший школьник.

В результате анализа педагогического, медицинского и психологического подходов, мы можем сделать вывод о том, что эффективная коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями развития, должна быть комплексной и системной, включать в себя проработку всех вышеупомянутых сфер взаимодействия с подопечным. Обучение и коррекция должны быть основаны на данных о физическом состоянии ребенка, его физиологическом развитии, уровне сформированности высших психических функций, социальной ситуации развития ребенка, а также его индивидуально-личностных особенностях. Для этого необходима разработка и реализация комплексной программы клинико-психологического сопровождения младшего школьника с дизонтогенезом, которая должна простраиваться в соответствии с индивидуальными потребностями подопечного, учитывая структуру его дефекта и индивидуального темпа развития, работу с социальной ситуацией развития, с ориентировкой на зону актуального развития и зону ближайшего развития, с учетом возраста и ведущего типа деятельности, а также интересов ребенка.

Дизонтогенез
презентация по коррекционной педагогике

Дизонтогенез – это состояние, при котором наблюдаются отклонения от нормального личностного развития в определенный период жизни. Оно может проявиться в любом возрасте. — Читайте подробнее на FB.ru: https://fb.ru/article/142633/dizontogenez-eto-chto-takoe

Скачать:

ВложениеРазмер
dizontogenez.pptx1.93 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Факторы, влияющие на возникновение дизонтогении Время и длительность воздействия повреждающих факторов Этиология Распространенность болезненного процесса, локальность или системность патогенного воздействия — Степень нарушения межфункциональных связей

Уровни нервно – психического реагирования детей на различные патогенные воздействия с омато – вегетативный п сихомоторный а ффективный

Сомато-вегетативный ( от 0 до 3 лет ) На фоне незрелости всех систем ребенок в этом возрасте н а любое патогенное воздействие реагирует комплексом с омато-вегетативных реакций, таких как : о бщая и вегетативная возбудимость повышение температуры тела нарушение сна и бодрствования нарушение аппетита желудочно-кишечные расстройства

Психомоторный ( от 4 до 7 лет ) Интенсивное формирование корковых Отделов двигательного анализатора и в частности лобных отделов головного мозга, делает данную систему, предрасположенной к динамическим р асстройствам различного генеза: п сихомоторная возбудимость т ики з аикание с трахи

Аффективный ( от 7 до 12 ) На любую вредность ребенок реагирует: а ффективным компонентом ( от выраженной аутизации до аффективной возбудимости с элементами негативизма, агрессии, невротическими реакциями) могут встречаться следующие расстройства: — синдром аффективной возбудимости — синдромы страхов — синдром нарушения школьных навыков — синдром навязчивых состояний — психохарактерологические реакции — неврастенический синдром

Этиология дизонтогений Условно причины возникновения дизонтогений можно разделить на 2 большие группы: Ι биологические факторы ΙΙ социальные факторы

Ι Биологические факторы: Антенатальные ( токсикозы беременности, заболевания м атери во время беременности, вредные привычки и н аркологические проблемы, психические нарушения у м атери). Перинатальные ( внутриутробные повреждения плода, п атология процесса родов ). П остнатальные ( генотип, соматические заболевание д о 7 лет, черепно – мозговые травмы ). Наследственность и состояние здоровья родителей.

ΙΙ Социальные факторы: Факторы, влияющие на здоровье родителей и наследственность ( клинические условия, особенности питания, уровень загрязненности окружающей среды, социально – стрессовые условия). Психические факторы ( условия микросоциальной среды, типы воспитания, хронические психотравмирующие ситуации, школьные проблемы, школьная дезадаптация, структура и насыщенность свободного времени, фактор культуры). Психофизиологические факторы ( умственное и физическое переутомление, структура и насыщенность двигательной активности, стиль жизни, проблемы подросткового возраста).

Основные направления нарушений психического нарушения ( Л. С. Выгодский, Г. Е. Сухарева, В. В. Ковалев, Л. Каннер). Ретардация — запаздывание или приостановка всех сторон психического развития или преимущественно отдельных ее компонентов. Дисфункция созревания – связана с морфофункциональной возрастной незрелостью центральной нервной системы и взаимодействием незрелых структур и функций головного мозга с неблагоприятными факторами внешней среды.

Поврежденное развитие — изолированное повреждение Какой – либо анализаторной системы или структур головного мозга. Асинхрония — диспропорциональное психическое развитие При выраженном опережении темпа и сроков развития Одних функций и запаздывании или выраженном Отставании других.

Классификация видов психического дизонтогенеза ( по В. В. Лебединскому) Ι группа включает отклонения по типу р етардации задержанное развитие и дисфункцию созревания : общее стойкое недоразвитие ( УО ) задержанное развитие ( ЗПР )

Классификация видов психического дизонтогенеза ( по В. В. Лебединскому ) Ι Ι группа включает отклонения по типу повреждения Поврежденное развитие ( органическая деменция ) Дифицитарное развитие ( тяжелые нарушения анализаторных систем: слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, развитие в условиях хронических соматических заболеваний )

Классификация видов психического дизонтогенеза ( по В. В. Лебединскому) Ι ΙΙ группа включает отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоционально – волевых расстройств: и скаженное развитие ( РДА ) д исгармоническое развитие ( психопатия )

В последние годы все больше и больше появляется детей со сложными недостатками в развитии, у которых имеется сочетание двух и более направлений отклоняющегося развития. Это дает основание выделять специфическую группу дизонтогений под названием « дети со сложными недостатками развития ».

Нарушение приема, переработки, сохранения и использования информации Нарушается «расшифровка» окружающего мира При сенсорной патологии При патологии эмоционально – личностной сферы

Психологическая статья на тему «Подходы к развитию и коррекции психических нарушений у детей с дизонтогенезом»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Подходы

к развитию и коррекции психических нарушений

у детей с дизонтогенезом.

Одним из наиболее важных вопросов является выбор подхода к коррекции и развитию детей с психическими нарушениями. В данной мы рассмотрим виды и направления работы с младшими школьниками с дизонтогенезом и определим условия эффективного подхода преодоления нарушений, их коррекции и компенсации.

Важным условием гармоничного развития и эффективной коррекционной работы младшего школьника с дизонтогенезом является рациональная систематизированная проработанная схема клинико-психологического сопровождения ребенка. Говоря о детях младшего школьного возраста, мы касаемся образовательной сферы, а именно, педагогического процесса, который является основой педагогического подхода . В качестве объекта исследования педагогической науки выступают те явления действительности (обучение и воспитание), которые обусловливают развитие ребенка в сфере общеобразовательного процесса.

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это положение К.Д. Ушинского остается актуальным для современной педагогики. Предметом общей педагогики является образование как реальный целостный процесс, организуемый в специально созданных социальных институтах (семье, образовательных, воспитательных учреждениях), изучение его сущности, закономерностей, тенденций, и перспектив развития, влияния их на формирование личности человека (ребенка, подростка, юноши). В педагогической структуре воспитания ребенка есть некоторые ограничения. Педагог является лишь направляющим вектором в формировании личности ребенка, не учитывая индивидуальные черты развития его в системе познания. Следует отметить, что традиционное обучение строится на основе коллективного обучения и воспитания, с подведением итогов в виде статистики успеваемости. Таким образом, мы наблюдаем неполную картину развития ребенка.

Когда речь идет о детях с нарушениями психического развития, педагогически должны решаться вопросы о преодолении трудностей в образовательном процессе каждого ученика отдельно. Для этого необходимо решить ряд задач, связанных с природой образования каких-либо отклонений в развития, разработать план коррекционно-педагогической работы с детьми. Обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии осуществляется в рамках единого педагогического процесса и направлено на формирование в ребенке гуманистических, общечеловеческих ценностей, активной гражданской позиции, нравственно-положительных черт и качеств. Необходим специфический способ образования, процесс активного целенаправленного взаимодействия педагога и обучаемого, в результате которого у ребенка формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества.

Коррекционное обучение носит специфический характер, определяемый глубиной и характером недостатка. Следовательно, данный процесс должен носить развивающий характер обучения с учетом зоны ближайшего развития школьника, то есть учитывать тот запас потенциальных возможностей, формирующихся функций, которые ребенок не в состоянии реализовать самостоятельно в настоящий момент, но успешно их использует при непосредственной помощи учителя. Обучение активизирует переход зоны ближайшего развития в ее актуальное развитие, когда поддержка учителя помогает раскрыться внутренней активности ребенка, повышает уровень его самостоятельности. Обучения ведет за собой развитие. Дети с недостатками в развитии и отклонениями в поведении не готовы к школе, к изменениям своей жизнедеятельности, к требованиям педагогов в силу недостатков общего развития. Так возникает проблема школьной дезадаптации, результатом которой является хроническая неуспеваемость, отставанием по ряду предметов в освоении школьной программы, сопротивление педагогическому воздействию, негативное отношение к учению, пропуски занятий, побеги из школы и дома, педагогическая запущенность, асоциальное поведение.

Коррекционно-развивающее обучение детей с дизонтогенезом охватывает всю совокупность педагогического воздействия на образование и воспитание ребенка с нарушениями психики. Оно направлена на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качеств, на развитие его интересов. Коррекционно-развивающее обучение помогает решить задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении, школьной адаптации. Важным этапом такой работы является процесс систематизации знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка, подготовку его к адекватному восприятию учебного материала.

Кроме того, коррекционно-педагогическая деятельность будет тогда эффективной, когда она будет опираться на знания в области медицинских наук. С медицинской точки зрения базой для коррекционной педагогики может быть педиатрия, которая изучает здоровье ребенка и процессы его развития, физиологию, патологию, методы профилактики и лечения заболеваний, угрожающих его гармоничному развитию или представляющих опасность для жизни детского организма; психиатрия, изучающая вопросы этиологии, патогенеза, диагностики, терапии и профилактики психических болезней; неврология, занимающаяся вопросами возникновения заболеваний центральной и периферической нервной системы, а также изучающая механизмы их развития, симптоматику и возможные способы диагностики, лечения и профилактики.

Таким образом, следующий важным подходом к изучению развития и коррекции детей с дизонтогенезом, является медицинский подход , который базируется на научных представлениях о причине болезни и опирается на ликвидацию симптомокомплекса заболевания. Медицинский аспект работы с младшими школьниками основан на медикаментозном лечении ребенка, исходя из поставленного диагноза терапевтом, неврологом, психиатром. Врач любой направленности работает с уже имеющимися анамнезистическими знаниями о недуге обследуемого, в результате чего назначает определенное лечение с предсказуемым воздействием на симптом или болезнь в целом. В нашем случае, чаще всего встречаются школьники, наблюдающиеся у невролога, и проходящие профилактическое лечение у него. Многие тяжелые, хронические болезни нервной системы начинаются в детском возрасте, такие как: задержка психоречевого развития и проблемы обучения; нарушение поведения и трудности в общении (конфликтность, агрессивность, гиперактивность, расстройство коммуникации); расстройства сна(трудности засыпания, частые просыпания, ночные кошмары и страхи, снохождение и т.д.), нервно-мышечные заболевания (наследственные миопатии, амиотрофии, миастении); поражение периферической нервной системы; последствия травм и нейроинфекций (сотрясение головного мозга, перенесенные менингиты и энцефалиты); заболевания опорно-двигательного аппарата (патология тазобедренных суставов, нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие и т.д.). Ответственность детского невролога огромна, иногда от его решения зависит вся дальнейшая жизнь ребенка, его психическое, физическое здоровье и социальная адаптация. В медицинской сфере развитие ребёнка представляет собой взаимное влияние наследственности и окружающей среды на развивающийся мозг. Поэтому при осмотре ребёнка оценивают четыре сферы показателей развития: крупную моторику; зрение и мелкую моторику; слух, речь и языковые навыки; социальные навыки, эмоции и поведение. Недостаток в любой области навыков может повлиять на остальные сферы. В течение развития у ребенка появляются дополнительные новообразования, такие как внимание, концентрация и способность каждого ребёнка интегрировать свои навыки.

В медицинском подходе главной целью оценки развития ребёнка считают раннее выявление задержки или патологии психического развития; подбор медикаментозного лечения специализированными препаратами; обеспечение адекватного ухода и надлежащего лечения ребёнка с нарушениями развития.

Следующий и, одновременно, основной и главный связующий подход к развитию и коррекции нарушений психического развития младших школьников с дизонтогенезом, который мы рассмотрим, – психологический подход , который включает в себя клинико-психологическое сопровождение (в нашем случае) младших школьников с нарушениями психического развития. Бихевиоризм, когнитивный подход, психоанализ, психотерапия — все эти подходы находятся на одном уровне: они основаны на чисто психологических законах и понятиях («подкрепление», «восприятие», «бессознательное», «самоактуализация»). Хотя эти подходы иногда конкурируют, по-разному объясняя одно и то же явление, но все они согласны в том, что объяснение должно находиться на психологическом уровне.

Гармоническое развитие ребенка предполагает не только повышение его интеллектуальных способностей, связанных с учебной деятельностью, но и личностное и эмоциональное становление. Целью психологического сопровождения является создание оптимальных условий для детей младшего школьного возраста в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию, а также помощь при социально-культурной адаптации в социуме.

Началом клинико-психологического сопровождения младшего школьника становится диагностический этап , который заключается в проведении комплексного обследования психического развития ребенка, определение индивидуальных особенностей личности обследуемого, выявление причин механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации и дальнейшего динамического наблюдения за его развитием. На основе полученных данных нами составляется клинико-психологическое заключение уровня развития всех высших психических функций и эмоционально-личностной сферы ребенка. Следует отметить, что при диагностике, мы учитываем социальную ситуацию развития ребенка, предварительно собрав медицинский анамнез, дополнив его данными, полученными в ходе беседы с педагогами и родителями подопечного. Эти знания о ребенке необходимы для полноценного психологического анализа причин наличия нарушений у ребенка, и в последствии, для составления индивидуальной коррекционной программы сопровождения с учетом особенностей интеллектуального и эмоционально-личностного развития младшего школьника. Грамотно спланированная коррекция нарушений развития младшего школьника является основой эффективной работы психолога. Помимо работы с ребенком, мы проводим работу с другими участниками социально-педагогического взаимодействия, в которое включен младший школьник.

В результате анализа педагогического, медицинского и психологического подходов, мы можем сделать вывод о том, что эффективная коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями развития, должна быть комплексной и системной, включать в себя проработку всех вышеупомянутых сфер взаимодействия с подопечным. Обучение и коррекция должны быть основаны на данных о физическом состоянии ребенка, его физиологическом развитии, уровне сформированности высших психических функций, социальной ситуации развития ребенка, а также его индивидуально-личностных особенностях. Для этого необходима разработка и реализация комплексной программы клинико-психологического сопровождения младшего школьника с дизонтогенезом, которая должна простраиваться в соответствии с индивидуальными потребностями подопечного, учитывая структуру его дефекта и индивидуального темпа развития, работу с социальной ситуацией развития, с ориентировкой на зону актуального развития и зону ближайшего развития, с учетом возраста и ведущего типа деятельности, а также интересов ребенка.

Параметры дизонтогенеза по В.В. Лебединскому. Профиль психического развития аномального ребенка

В.В. Лебединский выделяет 6 основных видов психического дизонотогенеза:

1) психическое недоразвитие (олигофрения – ранее время поражения);

2) задержанное психическое развитие (ЗПР – замедление темпа развития);

3) повреждённое развитие (деменция — позднее);

4) дефицитарнос развитие (дети с нарушениями анализаторных систем);

5) искажённое развитие (ранний детский аутизм — РДА);

6) дисгармоничное развитие (дети с диспропорциональностью психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере — психопатия).

Необходимо помнить, что при одном и том же заболевании могут сосуществовать различные варианты дизонтогенеза. Например, при ДЦП (детский церебральный паралич) — может присутствовать дефицитарное развитие, задержанное, иногда и общее психическое недоразвитие.

В.В. Лебединский, разработав идеи Л.С. Выготского, выделяет 4 параметра дизонтогенеза, определяющих тип нарушения психического развития.

I параметр — связан с функциональной локализацией дефекта. Соответственно существует 2 вида дефекта — общий, вызванный нарушением взаимодействия регуляторных систем коры и подкорки, и частный, обусловленный недостаточностью отдельных функций.

II параметр — связан с временным фактором (время поражения). От него зависит характер нарушения психического развития. Временной фактор имеет исключительное значение в СПиКП.

Необходимо учитывать его взаимосвязь с силой патогенного воздействия.

В ходе психического развития каждая функция проходит через сензитивный период своего развития. В СПиКП понятие сензитивности шире, чем в возрастной психологии. Сснзитивные периоды — это «нежные периоды», когда функция наиболее уязвима по отношению к воздействию.

Учитывая кольцевую природу строения функций и их взаимосвязей, взаимозависимостей, взаимообусловленностей, можно сделать вывод о «профиле психического развития» аномальною ребёнка. Он состоит из функций: повреждённых, искажённых и сохранных.

III параметр — связан с учением Л.С. Выготского о системном строении нарушения и характеризует взаимоотношения между первичным и вторичным дефектами.

Необходимо помнить, что «. органический дефект уха или глаза реализуется как социальная ненормальность поведения. » (Л.С. Выготский).

IV параметр — связан с нарушением межфункционального взаимодействия в процессе аномального системогенеза. При полноценном онтогенезе существует три типа взаимодействия психических функций:

1. временная независимость, характерная для ранних этапов онтогенеза (например, мышление и речь)

2. ассоциативные связи, на основе которых разномодальные чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе пространственно-временной близости (например, образ дома).

3. иерархический тип взаимодействия, лежит в основе компенсаторной перестройки психических функций.

Дата добавления: 2015-08-31 ; Просмотров: 5605 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector