221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие мелкой моторики 1 класс

Развитие мелкой моторики
рабочая программа (1 класс) по теме

Программа «Развитие мелкой моторики» предназначена для занятий с детьми 6-7 лет для подготовки к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Программа предназначена для занятий с детьми 6-7 лет по подготовке к школе166.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Воткинска Удмуртской Республики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

города Воткинска Удмуртской Республики

«Развитие мелкой моторики»

Пирожкова Наталия Владиславовна,

учитель начальных классов I категории

Программа по развитию мелкой моторики «Развитие мелкой моторики» предназначена для занятий с детьми 6-7 летнего возраста в условиях общеобразовательной школы.

Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

  • Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
  • Освоение продуктивной проектной деятельности.
  • Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
  • Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
  • Сформировать навык правильно держать ручку и карандаш.
  • Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
  • Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  • Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
  • Формировать навыки исполнительского мастерства.
  • Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.
  • Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.

Общая характеристика курса.

Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психологического напряжения.

Место курса «Развитие мелкой моторики» в учебном плане.

Программа по развитию мелкой моторики может быть использована на занятиях по подготовке к школе. Она рассчитана на одно занятие в неделю. Занятия проводятся в группах (8 – 10 человек) по 30 минут.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

  • беседа
  • дидактическая игра
  • ролевая игра
  • физические упражнения
  • коллективное творчество
  • анкетирование
  • индивидуальная корректировка действий.

Результаты изучения курса.

Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:

  • Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  • Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук учащихся до уровня соответствующего данному возрасту.
  • Овладение разными видами трудовой деятельности.
  • Умение создавать художественный образ своего изделия.
  • Овладение приемами работы с разными инструментами.
  • Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.
  • Овладение нормами этики поведения

Программа включает в себя следующие разделы :

  • пальчиковая гимнастика
  • оригами
  • лепка и рисование
  • аппликация
  • графические упражнения
  • игры и действия с предметами.

В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделе “Оригами” учащиеся знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.

В разделе “Лепка и рисование” в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.

В разделе “Аппликация” дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.

В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.

В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Развитие мелкой моторики руки первоклассников

Сегодня многие учителя отмечают, что у первоклассников часто возникают серьезные трудности в формировании навыков письма, причина чего – слабо развитая моторика.

Уровень развития мелкой моторики руки является одним из показателей школьной зрелости ребенка. Обычно у ребенка, имеющего высокий уровень развития мелкой моторики, достаточно развиты внимание, память и связная речь.

В свою очередь недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, снижению мотивации к обучению, нарушению общения, повышения уровня школьной и общей тревожности, что в последствии может привести к школьной дезадаптации. Этот момент в дальнейшем оказывает негативное воздействие и в подростковом возрасте.

Для изучения актуальности проблемы было проведено мониторинговое исследование развития мелкой моторики руки первоклассников за период с 2006/07 по 2010/11 учебные года.

Результаты представлены в таблице № 1 (% от общего количества обследованных детей).

Учебный годОбщее число первоклассниковУровни развития мелкой моторики руки
ВысокийСреднийНизкий
2006/0715325 – 16%82 – 54%46 – 30%
2007/0816742 – 25%111 – 66%14 – 8%
2008/0918447 – 27%102 – 55%35 – 19%
2009/1018035 – 19%122 – 68%23 – 13%
20010/1111931 – 26%76 – 64%12 – 10%

В графической форме это выглядит следующем образом (Приложение 1)

Анализируя данные можно сделать следующие выводы:

  • процентное соотношение детей со средним уровнем развития мелкой моторики примерно одинаковое и колеблется в пределах от 54 до 68%;
  • значительные колебания отмечены в низком уровне: если 2007/08 уч.г. было снижение процентного соотношения детей с низкими показателями на 22%, то в 2008/09 уч.г отмечено повышение данного показателя на 11%;
  • несмотря на улучшение % высокого уровня, в среднем 1/5 часть детей, поступающих в первый класс уже запрограммированы на неуспех.
  • Данные выводы подтверждают наличие остроты проблемы в формировании у первоклассников умений мелкой моторики.

    С целью разрешения данной проблемы разработана программа “Я учусь писать и красиво рисовать”, которая выступает одним из направлений работы школы по коррекции качеств школьной зрелости.

    Данная программа выступает как один из моментов, позволяющих детям со слабо развитой моторикой в адаптации к школьному обучению, способствует более успешному освоению навыков письма и развитию ручной умелости. В свою очередь это ведет к развитию речи и мышления, и как результат более успешной школьной и социальной адаптации.

    Принципы построения программы:

  • использование максимально разнообразного материала по развитию мелкой моторики руки;
  • принцип постепенности, плавного перехода от простых заданий к более сложным;
  • принцип индивидуализации (полнота реализации программы зависит от особенностей умственного развития детей, темпа работы каждого ребенка, скорости выполнения тренировочных упражнений).
  • Цель программы: развитие мелкой моторики и координации движений рук.

    Разнообразные формы деятельности на развитие мелкой моторики руки учащихся, включенные в занятия, позволят решить следующие задачи:

  • сформировать внимание и контроль за собственными действиями, развивать умение строить свою деятельность по словесной инструкции;
  • сформировать умение регулировать движения руки; осуществлять зрительно-двигательный контроль;
  • развить умение анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов;
  • развить внимание, восприятие, воображения.
  • Контингент детей: учащиеся первых классов со слабо развитой моторикой.

    Основные формы работы:

    – коррекционно-развивающие занятия с детьми с использованием разнообразных форм работы для развития мелкой моторики руки;
    – консультативная работа с родителями и педагогами.

    Методические приемы: игры и упражнения на тактильные ощущения, пространственную ориентировку и зрительно-моторную координацию, упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. Использование пальчиковой гимнастики, ниткописи, бисерографии. Работа с пластилином, применение массажера “Каштан”.

    Периодичность: занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут. Количество занятий 14, два из них диагностических.

    Мониторинг успешности программы проводится по показателям определенным в следующих диагностических методиках.

    МетодикаЦельИсточник
    1Тест КуглераДиагностика наличия элементов легкой формы энцефалопатииГаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Ярославль, 1997 с.93
    2Бендер-тестИсследование зрительно-моторной координации.ИМАТОН. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах. Методика Л.Я. Ясюковой.
    3Дорисуй узорВыявление умения анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов.Ильина М.В. развиваем внимание и память. М., 2005 с.101

    Структура занятия предусматривает:

  • Вступление (приветствие, работа с пиктограммой настроения, рефлексия предыдущего занятия)
  • Разминка (гимнастический комплекс для мышц рук)
  • Тренировочные упражнения на развитие мелкой моторики руки
  • Пальчиковая гимнастика
  • Упражнение на развитие восприятия, внимания, воображения
  • Итог занятия
  • Работа с родителями: первичное консультирование по диагностическому исследованию уровня развития мелкой моторики руки; рекомендации (в виде индивидуальных листов с заданиями); повторное консультирование (эффективность проведенной работы) и стратегия дальнейшего поведения родителя с ребенком (рекомендации).

    Работа с педагогами: индивидуальное консультирование по поводу индивидуальных особенностей развития учащегося, информация об индивидуальном продвижении учащегося; стратегия поведения педагога с ребенком.

    Диагностический блок.
    Исследование уровня развития мелкой моторики руки.

    Тема: “Знакомство. Наши пальчики”.
    Создание положительного эмоционального фона, чувство единения среди участников группы и определение правил работы в ней.
    Повторение и закрепление названий пальцев руки. Пальчиковая гимнастика.
    Понятие “штриховка”, правила выполнения различных видов штриховки. Обведение и штрихование предмета (трафарет). Ориентировка на плоскости и в пространстве: закрепление понятий: “право”, “лево”, “верх”, “низ”.
    Анализ образца и нанизывание бусин на леску в определенной последовательности.

    Тема: “Помощница-рука”.
    Статические и динамические упражнения для кистей и пальцев.
    Обведение изображений по контуру.
    Копирование узоров по образцу.
    Правила ухода за руками.

    Тема: “Волшебные узоры”.
    Использование (применение) массажера “Каштан”.
    Выкладывание узоров из разноцветных геометрических фигур по словесной инструкции.
    Исследование и описание предмета путем тактильных ощущений (игра “Чудесный мешочек”).
    Выкладывание изображений различных предметов с помощью ниток.

    Тема: “Учимся копировать”
    Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия – рисование геометрических фигур одновременно двумя руками.
    Рисование по зрительным ориентирам (по точкам).
    По словесной инструкции выполнение графического изображения по клеточкам.

    Тема: “Что за чудо клеточка?”
    Пальчиковая гимнастика.
    Рисование по зрительным ориентирам (по клеточкам).
    Выкладывание из счетных палочек различных изображений по образцу.

    Тема: “Волшебные ниточки”.
    Статические и динамические упражнения для кистей и пальцев.
    Выкладывание контуров различных геометрических фигур, букв с помощью ниток.
    Исследование и описание предмета путем тактильных ощущений (игра “Чудесный мешочек”).

    Тема: “Собираем бусы”.
    Использование (применение) массажера “Каштан”.
    Анализ образца и нанизывание бусин на леску в строгой последовательности.
    По словесной инструкции выполнение графического изображения по клеточкам.

    Тема: “Пластилиновая картина”.
    Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия – рисование геометрических фигур одновременно двумя руками.
    Рисование по зрительным ориентирам (по точкам).
    Работа с пластилином. Создание различных изображений путем вдавливания в пластилин мелких деталей (бисер, пуговицы) или разных круп.

    Тема: “Фантазия”.
    Пальчиковая гимнастика.
    Дорисовывание второй половины предмета.
    Дорисовывание фигуры до образа какого-либо предмета (игра “Закорючка”).
    Выкладывание изображений различных предметов с помощью ниток.

    Тема: “Умные узоры”.
    Статические и динамические упражнения для кистей и пальцев.
    Анализ образца и нанизывание бусин на леску в строгой последовательности.
    Выкладывание узоров из разноцветных геометрических фигур по словесной инструкции.

    Тема: “Ох, уж эти ладошки!”
    Использование (применение) массажера “Каштан”.
    Копирование изображения по клеточкам.
    Исследование и описание предмета путем тактильных ощущений (игра “Чудесный мешочек”).

    Тема: “Золотые руки”.
    Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия – рисование геометрических фигур одновременно двумя руками.
    Коллективная работа – создание плаката “Развиваем наши руки”. Каждый первоклассник выполняет наиболее интересный вид деятельности и результаты оформляются на общем плакате.
    Правила ухода за руками.

    Диагностический блок.
    Повторное исследование уровня развития мелкой моторики, с целью отслеживания динамики (изменений) в развитии детей в процессе реализации данной программы.

    Литература:

  • 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. “Издательство АСТ”, 2002.
  • Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. “Издательство АСТ”, 2000
  • Ануфриев А.Ф., Костромитина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., “ОСЬ-89”, 2006.
  • Доскин В.А., Голубева Л.Г. Здоровье ребенка и его готовность к школе. М.. 2007
  • Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. С-П., 1999.
  • Ковалев В.И. Развивающие игры. 10 шагов к успеху. М., “Просвещение”, 2000
  • Готовимся к школе. Книга для родителей будущих первоклассников. “Издательство АСТ”, 1999
  • Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Коррекционная педагогика. Эффективная коррекция для первоклассниках в играх и упражнениях. С-Пб., 2007
  • Ковалева Е.С., Синицына Е.И. Готовим ребенка к школе. М., 2001.
  • Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе. М., “Вентана-Граф”, 2004.
  • Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг. С-Петербург, 1998.
  • Шевердина Н.А., Сушинская Л.Л. Тестирование будущих первоклассников. Ростов-на –Дону, “Феникс”, 2004.
  • Кувашова Н.Г., Нестерова Е.В. Методика подготовки детей к школе (психологические тесты, основные требования, упражнения). Волгоград, 2007.
  • Начальная школа № 23/1999. Подготовка руки к письму детей седьмого года жизни.
  • Узорова О.В., Нефедова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. М., “Аквариум”, 1998.
  • Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать. “Академия развития”, Ярославль, 1997.
  • Гризик Т.И. Подготовка ребенка к обучению письму. М., “Просвещение”, 2007.
  • Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе? М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева. “Дельта”, 1997.
  • Игры на развитие мелкой моторики с ребенком от 1 года. Часть 1

    Широко известен факт, что развивать мелкую моторику рук малыша очень важно. Точные, скоординированные движения рук и пальцев необходимы ребенку для полноценной жизнедеятельности: чтобы писать, рисовать, одеваться, выполнять множество бытовых действий. Кроме того, учеными давно установлено, что развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. Связано это с тем, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому при стимуляции моторного центра речевой центр начинает активизироваться.

    Так как же развивать мелкую моторику? Для этого используются следующие варианты занятий:

    • игры с мелкими предметами (с бусинами, шнурками, замочками и т.п.);
    • пальчиковые игры, сопровождающиеся веселыми стишками или песенками;
    • массаж пальчиков,
    • рисование;
    • лепка.

    В сегодняшней статье я хотела бы предложить вашему вниманию несколько игр с мелкими предметами для тренировки моторных навыков пальчиков малыша, большинство из них легко сделать своими руками. Игры рассчитаны на малышей от 1 года. Вторую часть игр смотрите здесь:

    1. Чистить вареное яичко

    На мой взгляд, в возрасте 1 года это занятие является одним из лучших для развития мелкой моторики. Во время этой игры замечательно развивается «пинцетный» или «щипковый» захват , тренируется сила пальцев. К тому же для занятия не нужно специально ничего покупать, достаточно просто сварить яйцо, которое всегда есть в холодильнике.

    Когда я первый раз предлагала дочке почистить яичко, честно признаюсь, была уверена, что у нас ничего не получится, ведь ей был всего лишь год! Она и правда не сразу поняла, что от нее требуется, и зачем вообще чистить яйцо, но когда я предложила ей складывать скорлупки в маленькую мисочку (т.к. в этом возрасте у нее была настоящая страсть к складыванию и выкладыванию чего-либо), дело сразу начало спориться, оно приобрело для дочери смысл. Тася с энтузиазмом принялась очищать яичко, а мне приходилось его держать – одновременно чистить и держать яичко дочке пока не удавалось. Иногда скорлупки падали, она старательно поднимала их со стола и складывала в миску. А так как кусочки скорлупы получались очень маленькие, ей приходилось прикладывать неимоверные усилия, чтобы захватить их. И, как мне кажется, она действовала на максимуме своих моторных навыков. Такое долгое удержание внимания и интереса на очень мелких предметах в этом возрасте я наблюдала, пожалуй, только в этой игре.

    2. Отрывать приклеенные на кубик кусочки скотча

    Игра чем-то сходна с чисткой яйца. Для нее вам нужно немного подготовиться и приклеить на большой кубик полоски скотча так, чтобы их краешки торчали в разные стороны, и малыш мог за них ухватиться. Ребенку будет гораздо интереснее не просто отрывать скотч, но затем еще и приклеивать его куда-нибудь, поэтому с этой целью подготовьте заранее листок бумаги или что-то подобное.

    3. Разворачивать предметы, завернутые в фольгу

    Заверните в фольгу какую-нибудь небольшую игрушку и предложите малышу посмотреть, кто спрятался внутри блестящего комочка. При этом оставьте торчать небольшой краешек фольги, чтобы крохе было за что ухватиться.

    4. Проталкивать монеты в копилку

    Проталкивание небольших монеток в узкую дырочку как нельзя лучше тренирует моторные навыки. Не так это просто, как кажется на первый взгляд, — направить монетку так, чтобы она вошла в узкое отверстие.

    Рекомендую выделить для малыша отдельную чистую копилку, а также заранее помыть несколько монет, чтобы потом не приходилось после каждой игры с копилкой мыть руки.

    5. Выбирать из крупы мелкие предметы

    Подробнее об этой игре я писала в другой статье, поэтому здесь не буду на ней останавливаться.

    6. Осваивать откручивающиеся крышки и различные застежки: молнии, липучки и т.п.

    Мария Монтессори была первой, кто обратил внимание на пользу от подобных занятий. Мелкая работа по застегиванию и расстегиванию различных застежек хорошо развивает мелкую моторику малыша, к тому же способствует развитию самостоятельности. Для обучения понадобятся самые обычные вещи, где есть какие-либо застежки. Учите ребенка

    • самостоятельно расстегивать и застегивать молнии на одежде;
    • позволяйте ему под вашим присмотром расстегивать молнии на сумках или купите персонально для малыша небольшой кошелечек на молнии;
    • разрешайте ему помогать вам расстегивать и застегивать ваш ремень на джинсах;
    • учите ребенка откручивать и закручивать крышки на бутылках .

    Такое обучение может проходить незаметно во время какой-либо поездки или сборов на прогулку.

    Замечательно, если кроме этого у малыша будут и специальные развивающие пособия, с которыми он в любой момент сможет поиграть, если захочет. Самый интересный, на мой взгляд, вариант, который можно сделать своими руками – это развивающий коврик Монтессори. На таком коврике пришиты самые обычные пуговицы, замочки, липучки, шнурочки и т.п., но все они обыграны интересным для малыша образом. Например, расстегивая пуговку, малыш открывает дверку домика, за которой прячется зверушка. Дети очень любят такие сюрпризы, им нравится находить спрятавшихся персонажей, это мотивирует их приложить усилия, чтобы освоить заветный замочек.

    Развивающий коврик можно сшить самостоятельно, а можно приобрести в магазине. В продаже также можно встретить множество других игрушек, которые помогут малышу освоиться с различными застежками и липучками. Например, доска с застежками ( KoroBoom , My-shop ), коврик с липучками , кукла с застежками .

    Приведу также в пример одну замечательную книжку-игрушку «Одеваюсь сам» ( Озон , Лабиринт , My-shop ). Вместе с ребенком вы сможете сначала снять многочисленные кофточки и жилетки с мальчика, а затем надеть, для этого вам придется поработать с молнией, шнурком, пуговицами, липучками, пряжкой.

    Может показаться, что малышу все эти умения осваивать еще слишком рано, и ребенок, умеющий откручивать крышки на бутылках и расстегивать замки на сумках, доставит больше хлопот, чем радости. Но здесь мы как обычно должны сделать выбор из двух вариантов: либо мы запрещаем ребенку множество интересных занятий, ограничивая тем самым его развитие, либо мы показываем и объясняем ребенку все, что его заинтересует, но при этом заранее убираем наиболее опасные предметы из его зоны доступа. Так, например, нет ничего плохого в том, что у ребенка для игры будет небольшая бутылочка с откручивающейся крышкой, но при этом все лекарства в вашем доме должны быть заведомо убраны. Подробнее о том, как и что запрещать ребенку, можно почитать здесь.

    Важно! Все занятия с мелкими предметами обязательно должны проводиться под наблюдением взрослых, чтобы малыш не засунул в рот или нос какую-нибудь мелкую деталь. После занятий обязательно убирайте мелкие предметы из зоны досягаемости малыша.

    На этом пока все. Подписаться на новые статьи блога можно здесь: Инстаграм , Вконтакте , Facebook . Также обязательно посмотрите статью, где опубликовано еще 8 игр на развитие мелкой моторики для детей от 1 года:

    Развитие мелкой моторики у детей

    Мелкая моторика — это способность совершать небольшие, но точные движения пальцами ног и рук. Ее развитие зависит от правильной координации сразу нескольких систем: мышечной, костной и центральной нервной. Моторику часто называют ловкостью. Она способствует развитию речи у детей.

    Роль мелкой моторики

    Моторное развитие ребенка благоприятно влияет на общие навыки. Это обусловлено тем, что в процессе взаимодействия нескольких систем происходит быстрое оформление связей между нейронами.

    Вовлечены следующие сферы:

    1. Воображение. Ученые доказали, что просмотр существующих картинок не отличается от работы с придуманными образами с точки зрения деятельности мозга. Активное воображение будет способствовать развитию креативности и пространственного мышления.
    2. Развитие речи. Нервные импульсы, поступающие в мозг при ощупывании предметов, стимулируют соседние центры. К ним относится речевой. Упражнения на развитие моторики включают в курс даже при реабилитации взрослых людей, утративших возможность разговаривать.
    3. Способность планировать. Взаимодействие с предметами учит детей оценивать последствия своих действий. Ребенок начинает продумывать, что ему нужно сделать для достижения результата.
    4. Усидчивость. Благодаря упражнениям и занятиям дети становятся более терпеливыми. Им легче сконцентрироваться на поставленной задаче.
    5. Память. После тренировок дети быстрее запоминают визуальные образы.

    Мелкая моторика пальцев — критерий интеллектуального развития ребенка. Для детей младшего возраста она определяет способность к обучению. Ученые заметили, что младенцы с более подвижными пальцами и уверенными движениями быстрее учатся говорить. В дальнейшем в школе у таких детей оценки лучше, чем у остальных.

    Виды моторики

    Существуют 2 вида моторики: крупная и мелкая. Первая заключается в способности удерживать равновесие, ходить, бегать и прыгать. Благодаря ей человек может двигать руками, ногами и телом. Крупная моторика является базой для формирования мелкой. Последняя позволяет взаимодействовать с небольшими предметами.

    Этапы развития моторных навыков

    В дошкольном возрасте выделяют следующие периоды развития моторики:

    1. 2-3 месяца. Ребенок изучает мир через осязание. Он тянется к игрушкам и предметам, которые к нему подносят родители. Хватает взрослых за руки и пальцы. Ощупывает самого себя. Это помогает ему сформировать картину мира и четкие границы в психике между собой и окружающими объектами.
    2. 3-6 месяцев. Период совпадает с временем прорезывания зубов. Дети целенаправленно тянут руки ко рту, пытаясь унять зуд. Это первые полностью осознанные движения. В это же время ребенок начинает следить за окружающими. Он уверенно направляет руки к предметам при наличии интереса. Это важный процесс, поскольку раннее развитие моторики до 8 месяцев способствует формированию психики.
    3. 8-12 месяцев. Ребенок уверенно берет предметы. Еще до года он учится взаимодействовать с ними. Перекладывает из одной руки в другую. Может перемещать ложку в чашку, складывать небольшие вещи в коробку. Преобладает точный пинцетный захват: дети хватают предметы указательным и большим пальцами. В это же время ребенок учится разъединять вещи, наблюдая за процессом.
    4. 1 год. Дети держат предметы одной рукой, а другой взаимодействуют с ней. Ребенок начинает повторять действия за взрослыми. Он может, например, толкать игрушечную машинку. Дети делают первые рисунки, которые пока выглядят как хаотичные линии.
    5. 12-18 месяцев. При взаимодействии с книгами ребенок переворачивает сразу все страницы. Уверенно держит столовые приборы, карандаши, фломастеры и ручки. Может убрать упаковку (бумагу, фольгу или скотч) с предмета. Дети учатся строить пирамиды из кубиков, соединять вещи друг с другом и откручивать крышки с бутылок. Ребенок играет с пирамидами и может хватать движущиеся предметы.
    6. 18-24 месяцев. Дети умеют переворачивать по одной странице. Они способны удерживать сразу 2 небольших или тонких предмета в руке. В 2 года ребенок умеет опускать маленькие фигурки через отверстия, учитывая их форму. Некоторые дети уже умеют переливать воду из одного сосуда в другой. Столбики из кубиков становятся выше: они состоят из 4-6 деталей.
    7. 24-36 месяцев. До 3 лет дети учатся играть с глиной, песком и пластилином. Они способны открывать ящики и вытряхивать их содержимое. Ребенок уверенно открывает крышки. Он улучшает навыки рисования: может красить поверхность пальцами, воспроизводить простые фигуры и делать черточки и крестики.
    8. 3-4 года. При рисовании ребенок способен повторять формы простых объектов. Дети без затруднений обводят контуры. Они могут делать постройки из 8-10 кубиков.
    9. 4-5 лет. Происходит общая подготовка к школе. Ребенок активно развивается. Он может заполнять раскраски и полноценно рисовать карандашами. Дети умеют складывать фигурки из бумаги. Они способны угадывать знакомые предметы наощупь. Возможна лепка из пластилина. Ребенок может самостоятельно завязывать шнурки. Он начинает переписывать печатные буквы. Рисунки становятся сложнее: у людей присутствуют части тела, у домов могут быть окна и двери.
    10. 5-6 лет. Ребенок способен вырезать фигурки из картона или бумаги. Он свободно пишет цифры и буквы, может логически дополнить ряд из картинок. Способен воспроизводить простые геометрические фигуры. Некоторым детям для этого требуется образец.

    В дальнейшем развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет и старше предусматривает погружение в творчество. Это может быть вышивание, лепка из глины, плетение браслетов из бисера и т.д. Даже стандартных навыков моторики хватит для общего развития, однако совершенствование позволяет простимулировать соседние центры мозга.

    С какого возраста нужно помогать в развитии

    Определение оптимального возраста бессмысленно, т.к. ребенок почти с рождения начинает развивать моторику. Вы можете помогать младенцу с того момента, как он начнет концентрироваться на предметах и частях тела. Однако занятия будут эффективны и после 3-4 лет. Моторику могут развивать даже взрослые люди.

    Что должен делать родитель

    Чтобы занятия были эффективными, нужно запомнить следующие правила:

    1. Тренировки должны быть интересными. Ребенок быстро откажется заниматься, если занятия будут слишком скучными, сложными или простыми. Важно подавать все в игровой форме и давать посильную нагрузку.
    2. Деятельность должна быть совместной. Вы можете отдать ребенка в группу, но необходимо хотя бы иногда заниматься вместе с ним. Доверие и позитивные эмоции дополнительно мотивируют детей. Игры помогают укреплять отношения.
    3. Ребенка нужно хвалить. Некоторые родители не понимают, почему дети теряют интерес к занятиям. В действительности даже самая увлекательная игра может вызывать у ребенка отторжение, если он не получает одобрение.
    4. Продолжительность занятий должна быть адекватной. Не стоит доводить детей до переутомления, иначе у них возникнут негативные ассоциации. В то же время нельзя прерывать игру на середине. Если вы видите, что ребенок устал, подведите занятие к логическому завершению.
    5. Старайтесь не держать в свободном доступе те игрушки, которые используете для занятий. У детей возникает интерес к тому, чего им не хватает в повседневности. Если игрушка будет слишком доступной, она надоест ребенку.
    6. Организуйте занятия систематически. Следует играть с ребенком каждый день. Лучше проводить несколько коротких тренировок, чем 1 длинную.
    7. Усложняйте задания постепенно. Сначала помогайте выполнять движения, иногда допускается полностью сделать всю работу вместо ребенка. В дальнейшем добивайтесь, чтобы дети сами проявляли инициативу, повторяя за вами. Игровой материал следует подавать от простого к сложному.

    Мелкую моторику развивает большинство игр, занятий и хобби. Даже работа в огороде может принести пользу. Однако некоторые занятия нравятся детям больше других.

    Занятия с мелкими предметами

    Для игр подойдут маленькие камни, бусины, бисер, крупы, пуговицы и т.д. Вы можете попросить рассортировать их по какому-либо признаку или просто собрать в контейнер. Начинать лучше с предметов побольше, затем постепенно уменьшать размер.

    Важно сообщить ребенку, что таким образом он поможет вам, и похвалить его после выполненного задания. Можно привлечь детей к чему-то полезному: например, попросить перебрать гречку и убрать черные зерна или рассортировать бисер по цветам.

    Пальчиковая гимнастика

    Самые простые пальчиковые игры — это ладушки. Маленьким детям до 1 года подойдет массаж ладоней. Его можно сопровождать популярными присказками или песенками.

    Взрослый ребенок может проводить полноценную зарядку. В комплекс упражнений можно включить сжимание и разжимание кулаков, сгибание пальцев по отдельности и вместе, встряхивание кистями и т.д.

    Лепка из пластилина или глины

    Дети проявляют интерес к лепке с 2 лет. Вы можете предложить ребенку пластилин или глину, позвать его печь фигурное печенье с вами или просто попросить раскатать тесто. Лепка хорошо сочетается с придумыванием сюжетных игр. Это дополнительно развивает воображение и логику.

    Дополнительные предметы

    Хорошо развивает мелкую моторику раскрашивание, рисование и обведение контуров. Для этого можно приобрести специальные тетради. Желательно дополнительно обеспечить ребенку вертикальную поверхность для рисования. Например, повесить доску. Бюджетный вариант — зеркало.

    Дети могут развивать мелкую моторику с помощью паззлов и мозаики. Количество деталей и их размер подбирают индивидуально в зависимости от возраста. Паззлы также развивают воображение.

    Можно вырезать вместе с ребенком фигурки из бумаги. Желательно учить самообслуживанию: застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Детям помладше можно упражняться в завинчивании крышек.

    Методички по занятию с детьми

    Для занятия с детьми 3-5 лет подойдет методичка А.В. Артемьевой. В ее книге присутствуют теоретическая и практическая части. Материал изложен доступно, без лишней информации. Предоставлены схемы и способы диагностики уровня развития ребенка. Дан комплекс упражнений.

    С маленькими детьми можно заниматься по методичке Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. 1-3 года». Учебник содержит много идей для игр. К упражнениям даны фото, иллюстрирующие процесс выполнения. Некоторые задания подходят даже полугодовалым детям, поэтому книгу можно приобрести заранее.

    Читать еще:  Оборудование для развития мелкой моторики своими руками
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector