221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие мелкой моторики дома

Развитие мелкой моторики в домашних условиях

Тонкие дифференцированные движения пальцев напрямую связаны с ловкостью рук, что необходимо не только для любого труда по самообслуживанию, но и для произносительных возможностей речи. Поэтому развитию руки нужно уделять большое внимание в работе с ребенком.

Игры с пальчиками очень просты и не требуют большой предварительной подготовки, они понятны для ребенка, следовательно, интересны для него. Игра с пальчиками может быть использована ив форме развлечения, и для закрепления у детей знаний, бытовых навыков и навыков общения.

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так, развитие функции руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость – по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции.

Самомассаж – это массаж на самом себе – руками или массажными приборами. Благоприятное влияние массажа на организм человека, как местного, так и общего, отмечают многие авторы. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную работу мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. Положительно действует массаж и на суставы, также на эластичность и подвижность связочного аппарата.

В процессе коррекционной работы с детьми можно использовать следующие приемы самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, надавливание, активные и пассивные движения.

При выполнении упражнений самомассажа необходимо соблюдать следующие рекомендации:

— упражнения должны проводиться в комфортных для ребенка условиях, желательно в сопровождении приятной музыки, соответствующей релаксации;

— кожа рук должна быть сухой, чистой, без ссадин и царапин;

— продолжительность самомассажа – 2-3 минуты;

— выбор упражнений зависит от состояния мышечного тонуса

Упражнения с массажным мячиком

В качестве массажного мячика могут быть использованы резиновые игрушки, эспандер, поролоновый мячик, малый резиновый мячик и др., которые используются для развития мышц пальцев рук. Успех любой предметно-практической деятельности напрямую зависит от уровня развития мышц пальцев, кисти и предплечья, что требует постепенного и неуклонного способствования повышения их мышечной силы. Поэтому использование игр с массажным мячиком позволяет повысить уровень ручной умелости ребенка, а, следовательно, способствуют развитию мышления и речи.

Пальчиковые игры

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры» — эти игры предполагают выполнение ребенком по подражанию различных пальчиковых поз («кольцо», «зайчик», «коза» и др.). Игры эти очень эмоциональные и увлекательные. Их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения за взрослым, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, координировать внимание на одном виде деятельности.

Игры с пластилином

Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития, и для развития мелкой моторики.

Замечено: чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированнее становятся движения их пальцев. К четырем годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений рук. Во время игры с пластилином можно читать детям сказку, а они в это время – творить наиболее понравившихся им персонажей. Не нужно сдерживать фантазию ребенка – среди вылепленных образцов могут оказаться существа из его собственного мира. По рассказам о них педагог сможет лучше понять характер ребенка.

Игры с бумагой

Этот комплекс игр помогает регулировать мышечный тонус ребенка. Берется небольшой лист легко мнущейся бумаги и показывается образец, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает! Потом то же самое выполняет ребенок, сначала одной рукой, потом другой (на начальных этапах этой игры можно использовать детские носовые платочки), затем одновременно двумя руками. В дальнейшем из скомканных листов можно делать забавные фигурки для настольного театра, мячики для метания и пр.

Игры с семенами, зернами, бусами, орехами

Использование игр с данными предметами способствует не только развитию мелкой моторики, но и оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее воздействие на организм ребенка.

Читать еще:  Слоговые таблицы для обучения чтению зайцева

Упражнения с крупой, семечками, орехами развивают у детей логику, воображение, внимание, усидчивость; зрительно-моторную координацию, зрительный анализ и синтез, тонкие движения пальцев рук,

тактильные ощущения детей. Кроме того, они учат ориентироваться на плоскости, помогают создать на ней множество различных изображений (цифры, буквы, геометрические фигуры, узоры), работать по схеме, видеть связь между предметами или явлениями окружающего мира и их абстрактным изображением.

Технологии развития мелкой моторики помогают детям:

  • Овладеть навыками письма, рисования, ручного труда и развить с их помощью речь и интеллект;
  • лучше адаптироваться в практической жизни;
  • исправить нарушения звукопроизношения;
  • научиться понимать многие явления окружающего мира.

Статью подготовила учитель-логопед С.О. Зимина

Как развить мелкую моторику ребенка в домашних условиях

Мелкая моторика и ее развитие – это важные моменты, о которых сегодня знают практически все родители. Вещей, с помощью которых мелкая моторика развивается, можно найти в современных магазинах с игрушками просто несчетное количество. Только вот денег на них хватает не всегда, кроме того подобные шнуровки и мозаики достаточно быстро надоедают малышам, превращаясь в вещи , которые нужны карапузу только для того, чтобы их разбрасывать по комнате. На самом деле, для того, чтобы развивать мелкую моторику своего малыша, можно найти все необходимое дома, почти не растрачивая на это денег. Попробуем разобраться, какими же способами можно так развивать малыша в домашних условиях.

Начинать подобное развитие нужно практически с самого рождения. Вначале это всего лишь массаж пальчиков. Позже кроха начнет захватывать ваш палец, вложенный в его ладошку. Используйте для развития предметы с разной поверхностью: гладкие и шершавые, мягкие и холодные, теплые и твердые. Делайте массаж каждому пальчику, начиная от мизинчика и заканчивая большим. Обоим ручкам нужно уделять одинаковое внимание. Какие предметы для этого использовать? Да что угодно! Осмотритесь в доме, сколько там разных баночек, ленточек, крышечек, шнурков и т. д. Не прячьте все подряд от крохи, наоборот, дайте ему возможность прикоснуться к какому-нибудь новому предмету, почувствовать то, чего раньше он еще не чувствовал.

Кроме того, что малыш будет притрагиваться к разным предметам, он должен слышать, какими они являются. Характеризируйте вслух все, что в руках у вашего карапуза: это мягкое, а это гладкое и твердое, это с пупырышками и т. д. Очень хорошо в этом плане подходят различные потешки и стишки, которые, кстати, дети очень любят. Говорить их нужно ритмично, четко, меняя интонацию в нужных местах, скорость произношения и громкость. Для самых маленьких подходят «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки-ладушки». Но для малышей даже самое простое «первый пальчик – мамочка, второй – папочка…» приносит огромное количество радости и восторга. Потом они просят повторять это снова и снова.

Все мамы знают, как малышей тянет в кухню, будто там медом намазано. Малыш часто мешает там родителям, но именно в этой комнате находится множество предметов, способных помочь в развитии мелкой моторики. Вы замечали, сколько радости испытывает кроха, добравшись до круп и макарон, которые мама не успела спрятать? Конечно, никому не хочется, чтобы кроха разбрасывал по всему дому кухонную утварь и крупы. Но они незаменимы для мелкой моторики. Любимое занятие малышей – рисовать манкой (или мукой, когда мама что-то готовит). Можно насыпать крохе в поднос манки и показать, как хорошо по ней рисовать пальчиками или даже всей ладошкой. Интересное занятие и пересыпание разных мелких предметов из одной посудины в другую. Дайте крохе много разных пластиковых баночек, кружку, миску, лоток и т. д., пускай пересыпает гречку или рис. Предложите ему и собрать то, что рассыпается. Можно использовать в таких целях и фасоль, которая немного крупнее и очень приятна на ощупь. Пересыпать можно как ручкой, так и ложкой или даже лопаткой из песочницы.

Деткам в более старшем возрасте задачу можно усложнить. Смешайте разные виды макаронных изделий и дайте крохе задание каждый вид собрать в отдельную коробочку. Таким же образом можно играть и с фасолью разных цветов, изучая их при этом. Еще один вариант – смешать фасоль и горох.

Отлично способствует развитию мелкой моторики еще одно занятие – нанизывание разных предметов на веревочку. Для этого можно найти в доме много разных предметов – макароны, коробки от спичек, бублики, бусины от разорвавшихся бус. Вместо нитки лучше взять проволоку или леску, поскольку их легче удержать в руках. Для этого занятия можно найти много предметов в доме, стоит только оглядеться по сторонам.

Можно найти для крохи и другие занятия на кухне, чтобы мама могла и готовить и присматривать за ним одновременно. Для этого существует целая куча разнообразных вещей с магнитиками на холодильник: кубики, пазлы, наклейки, азбука и т. д. Во время приготовления пищи тоже можно доверить какое-нибудь простенькое задание крохе. Например, предложите ему почистить яйцо или вареную картошку. Конечно, убираться после таких игр придется долго и много. Но что делать, зато карапуз будет точно доволен и впечатлений ему надолго хватит.

Читать еще:  Развитие мелкой моторики для развития речи

Возможно, вы удивитесь, но во время купания малыша тоже можно осуществлять развитие мелкой моторики. Каким образом? Все очень просто: хлопки по воде – это просто отличный массаж для ладошек карапуза. Мамы и папы обычно успокаивают ребенка в воде. Но не стоит. Ведь вытереть воду не сложно, а коврики можно убрать. Зато кроха проведет время весело и с пользой. Интересно малышам и переливать воду с одной емкости в другую. Дайте крохе пластиковые баночки, коробочки из-под кремов и т. д.

Игра с малышом может стать очень интересной, если вы приготовите для него своеобразный «сундучок с сокровищами». Насыпьте в шкатулку бусинки, пуговицы, камешки. Расскажите, что сундук упал на дно моря (в ванную) и все сокровища высыпались. Теперь их нужно собрать обратно в шкатулку. Насколько интересную и длинную историю вы будете при этом рассказывать, зависит уже от фантазии и возраста вашего карапуза. Как ловить те пуговички, которые плавают на поверхности? Это можно делать с помощью ложки, ситечка или лопатки. Дайте крохе во время купания шприц без иголки, научите, как им набирать и выливать воду. Можно поиграть и губкой (по методике М. Монтессори). Дайте ее малышу и покажите, как впитывать ею воду, а потом выжимать.
Можно купить крохе и зубную щетку специально для игры. Ею в воде и почистить игрушки можно, и сделать массаж пальчикам, ладошкам.

Незаменимыми для развития мелкой моторики и усидчивости крохи являются занятия по лепке. Для этого можно использовать специальные массы, которых в магазинах очень много. Можно приготовить дома соленое тесто. А когда малыш уже старше, то для лепки хорошо подойдет пластилин, из которого делаются целые города и страны.

Как еще можно осуществлять такое развитие малыша? Вот несколько советов. Давайте ребенку бумагу – газеты, старые журналы и т. д. Пускай он делает с ней все, что хочет: сминает, рвет на части. Можно научить его и резать специальными детскими ножницами. Потом все эти частички тоже легко использовать, делая различные аппликации.
Еще одно интересное занятие – обычное рисование. Сделайте его необычным, купив пальчиковые краски и ватман. Малыш хорошенько повеселится! Конечно, придется его помыть, но эти краски вполне безопасны и вреда ему не принесут.
Можно иногда позволять крохе кушать руками, например, макароны или вареники, пельмени. Более старшим детям можно показать азы шитья, которое тоже просто незаменимо для развития мелкой моторики. Учите кроху застегивать молнии, пуговицы, завязывать шнурки. Все это тоже развитие. Сначала завязывайте узелки просто на веревочке, а потом и обувь можно будет подключить.

Развитие мелкой моторики скрывается на самом деле во многих простых и привычных нам занятиях. Для этого совсем не нужно тратить много денег. Стоит лишь подключать ребенка к различной работе, давать ему интересные занятия, не боясь уборки и мойки, которая вас после этого, несомненно, ожидает!

Развивающие игрушки своими руками: Развитие мелкой моторики.

Предлагаю подборку на тему «Игрушки для развития мелкой моторики». Игрушки, которые можно сделать своими руками. Все представленные ниже фотографии — наши с дочкой творения.

Начнем с игрушек и пособий, которые не потребуют особых навыков:

1. «Коробочка с крупами» — взяли коробку от обуви, маленькие лопатки, грабельки, кисточку для бритья, контейнеры с крупами (у нас манка, пшено, рис), вырезали из картона геометрические фигуры и приделали к ним «ручки» — крышечки от пластиковых бутылок. Можно пересыпать, рисовать на крупе, закапывать мелкие игрушки, учится «писать» пальчиком буквы-цифры и пр.

2. В продолжение темы использования коробок от обуви — «Коробочка с крышечками». В такой коробочке мы хранили долгое время наши первые машинки. Ребенок тренируется закручивать-откручивать крышечки, можно подключить еще и изучение цветов (прикручивать согласно цвета). Сделали мы ее так: коробка от обуви, самоклеющаяся пленка (сделали аппликацию), обрезанные горлышки от пластиковых бутылок (вкрутили в крышку изнутри), крышечки от пластиковых бутылок для закручивания.

3. «Копилки-кормилки» — из пластиковых бутылок, баночек можно сделать такие копилочки, которых детки с удовольствием будут «кормить». У нас есть хрюшка (обшила её фетром, но можно было и самоклейкой оклеить), а самые первые были зверюшки из баночек от пальчиковых красок (здесь помимо мелкой моторики мы проходили, кто что ест).

Читать еще:  Развитие мелкой моторики рук способствует

4. Игры с прищепками (а для более старших деток- со скрепками) — изготовить их легко из бумаги или картона.

5. «Картинки-пластилинки», а точнее заготовки для многоразового рисования пластилином — просто распечатали картинки и заламинировали их в салоне оперативной полиграфии. Теперь можно «рисовать» пластилином (белые горошки мухомору, чёрные-божьим коровкам, яблочки на яблоне, забор перед домом и пр.)

6. «Домашняя песочница». У домашней песочницы масса плюсов: в нее можно играть круглый год, можно не волноваться за здоровье ребенка (дворовые песочницы очень любимы котами, а дома песок из карьера прокален), песок помогает расслабляться и взрослым, а еще мне лично очень нравится песочная терапия (почитайте в интернете).

7. Пальчиковые куклы. Можно их сшить, а можно и из бумаги сделать.

При изготовлении следующих игрушек понадобятся навыки шитья:

8. «Перебиралки-перетягивалки» — вариантов их исполнения может быть масса, мы сделали себе на автокресло. Нашила разнофактурных разноцветных лоскутков, ленточек, шнурочков с бусинами. А маленькой племяшке я шила игрушку-совушку.

9. Искалочки — игрушки из ткани с прозрачным окошечком, наполненные бисером/рисом и мелкими деталями. Детки перебирают искалочку и ищут спрятанные в ней сокровища. Вариантов в интернете много, здесь наша черепашка.

10. Игрушки с застежками. Есть различные варианты исполнения: матрешки-застежки, развивающие кубики, книжки, коврики. Лично мне больше всего нравится вариант коврика, поскольку он очень практичен — его удобно брать с собой на природу, на дачу, на пляж.

Надеюсь, эта подборка кому-нибудь пригодится.

Развитие мелкой моторики в домашних условиях

Автор: Орехова Вера Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 125», г. Воронеж
Описание: данный материал будет интересен и полезен педагогам для проведения консультаций и работы с родителями.
Цель:
Привлечение внимания родителей к осознанию важности развития мелкой моторики в жизни ребенка.
Вопросы для обсуждения:
1.Значимость и важность развития мелкой моторики в жизни ребенка;
2.Как можно использовать крупу для развития мелкой моторики;
3.Рекомендации, советы и примеры по использованию круп в творческой деятельности с детьми.

Педагог-классик В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
Одним из важных аспектов развития дошкольника , является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Значимость развития мелкой моторики пальцев рук получила научное обоснование.
Исторические исследования дают понять: развитие функции руки и речи шло одновременно, ведь первой формой общения первобытных людей были именно жесты. Можно говорить о том, что ход развития речи ребенка аналогичен: сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, а все последующие совершенствования речевых реакций стоят в прямой зависимости от степени тренировки движения пальцев рук.

Сегодня я хочу рассказать, как можно использовать крупы для развития мелкой моторики в домашних условиях.
Крупа — очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком.
Первое что надо сделать – познакомить ребенка с крупами. Для этого можно взять несколько небольших емкостей – и насыпать в каждую – какую-то крупу. Для этого подойдут любые крупы, которые есть в доме: фасоль, горох, греча, пшено, манка.

Познакомьте ребенка с крупами, дайте ребенку потрогать фасоль, горох, гречку, поиграть с ней. Пусть вытащит на стол и сложит обратно.
Играя с крупами, мы делаем пальчики ребенка более чувствительными и ловкими. Ведь взять в руки крупинку – очень сложно для ребенка.

Предлагаю несколько игровых упражнений.
1.Насыпьте в ёмкость гречку, пусть ребенок опустит в нее свои ручки и пальчиками перетирает крупинки, зажимает поочередно в кулачки. Отличный массаж пальчиков. Предложите пересыпать гречку из одной ладошки в другую.

Играя в эти игры, мы развиваем: мелкую моторику рук, значит, развиваем речь, память, внимание.
Пальчиковая гимнастика.
Игра с горошком.
Дома я одна скучала,
Горсть горошинок достала.
Прежде чем игру начать,
Надо пальчику сказать:
-Пальчик, пальчик, мой хороший,
Ты прижми к столу горошек,
Покрути и покатай
И другому передай.

Теперь, хочу предложить несколько самых простых примеров использования крупы для творческой деятельности, в результате которой, развивается мелкая моторика рук.

«Яблочко»
Вырезать круг из картона, приклеить трафарет яблочка. Размазать пластилин, снять трафарет. Теперь можно украшать крупами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×