221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие мелкой моторики фгос до

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр с предметами в условиях реализации ФГОС

Дата публикации: 15.03.2018 2018-03-15

Статья просмотрена: 1337 раз

Библиографическое описание:

Василенко Н. М., Харченко О. В., Бабина Е. В. Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр с предметами в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2018. — №11. — С. 136-138. — URL https://moluch.ru/archive/197/48756/ (дата обращения: 23.03.2020).

В настоящее время у большинства современных детей отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук, что отрицательно сказывается на формировании навыка письма. И даже будучи уже в школе многие школьники ощущают дискомфорт, утомление и переутомление в мышцах руки. Это результат слабости, вялости мышц руки, связано с тем, что сейчас многие операции выполняют за человека машины — стиральные машины, пылесосы и др.

Вследствие этого, то, что нам облегчает жизнь, экономит время, лишает ребёнка возможности больше работать руками. Возникает противоречие между требованиями учителя выдерживать темп работы и недостаточными возможностями ребенка, так как мелкая моторика мышц рук не натренирована, силы, нервная энергия детей истощаются. Такие дети замедляют общий темп работы, требуют от педагога особого внимания, поэтому развитие мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка в период дошкольного детства.

В условиях реализации стандарта, направленного на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия [6, с.29], большую работу ведем в ДОО по физическому развитию воспитанников, поиск новых форм, средств и методов развития мелкой моторики.

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать движения со зрительной системой.

Необходимо тренировать и совершенствовать крупную и мелкую моторику рук, у дошкольников уже с раннего возраста. Считаем, что самое ценное в оздоровительном плане — пальчиковые игры. Целью педагогической деятельности является развитие у старших воспитанников тонких движений пальцев рук, подготовка к овладению письмом, посредством пальчиковых игр с предметами.

Проблеме подготовки руки к письму в педагогике уделяется особое внимание и предлагается комплекс мер, способствующих развитию движений пальцев рук. Успешно овладеть письмом в школе можно при условии, если ребенок в дошкольном возрасте выработал и усвоил ряд приемов, которые подготовили и облегчили его к процессу письма, благодаря развитию мелкой моторики. Основным факторов психического развития ребенка предусматривается обучение и его собственная деятельность. Обучение и деятельность неразрывны, и вместе становятся источником развития ребенка. охватываются зоной ближайшего развития ребенка. С одной стороны, обучение выступает средством формирования деятельности, а с другой — деятельность является основным средством обучения [3, с.44]

Так как ум ребенка находится на кончиках пальцев, то пальчиковые игры улучшают психические процессы, помогают выработать усидчивость и терпение, развивают творческие способности и фантазию малыша. [3, с.1]

Большое значение в развитии мелкой моторики имеет создание в группе обстановки, постоянной разнообразной деятельности и положительного микроклимата. Свою работу выстраиваем в соответствии с принципом индивидуализации. Этот принцип официально заявлен в стандарте дошкольного образования как руководство к действию педагога. Такой подход, для каждого ребенка исходя из его потенциальных возможностей, дает эффективный положительный результат [1, с.14]

Для этого согласно ФГОС, в группе, создали предметно — развивающую среду, соответствующую возрастным и индивидуальным особенностям и склонностям развития творческого потенциала каждого ребенка, гарантирующую охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. Оформили картотеку пальчиковых игр в стихотворной форме, с применением различных предметов.

В «Центре сенсорного развития» находятся различные предметы для использования в пальчиковых играх (прищепки, пробки, шишки, орехи, карандаши). Все предметы находятся в свободном доступе, что дает возможность детям самостоятельно выполнять игры и упражнения, без вмешательства педагога.

У воспитанников старшего дошкольного возраста по развитию и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук применяем комплекс пальчиковых игр с ученическими ручками, с различным бросовым материалом. Такие игры с предметами способствуют развитию обеих рук ребенка, акцент в работе делается на ведущую руку, а другая развивается как помощница ведущей руки с использование этих же упражнении [2, с.6]

Перед разучиванием игры создаем мотивацию: оказывается, ручкой не только можно писать, но и играть. На занятиях используем игры для снятия напряжения, спрашиваем: «Хотят ли ваши пальчики поиграть с ручкой?». И ручка временно превращается в игрушку. Этот прием удовлетворяет потребности воспитанников, так как игра является ведущим видом деятельности у дошкольников, доставляет удовольствие, уменьшает психологическую нагрузку и дает возможность переключиться на другой вид деятельности.

С помощью разнообразных комбинаций пальцев рук предлагаем изобразить животных, людей и предметы, предлагаем воспитанникам назвать упражнение, что дает возможность легко запомнить его. Например: Игра «Ослик».

Ослик хвостиком качал, (ручка между большим и указательным пальцами правой руки.)

Чуть его не потерял,

Ты качай, качай, качай, (Покачивают, имитируя движения маятника)

Но давай-ка не теряй.

Зрительный образ служит раздражителем, способствует развитию моторной памяти и воспитанию зрительно-моторного соотнесения. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у воспитанников формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь [4, с.1]

Пальчиковую гимнастику всегда начинаем с разогрева и разминки мышц кистей рук, способствующих повышению подвижности суставов, с помощью самомассажа, оказывающих тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояния мышц и суставов кистей рук. Массажерами могут являться различные предметы. Упражнения в играх считаем качественно выполненными лишь тогда, когда появляется легкая усталость кисти руки. Признаками переутомления считается сильная усталость, потливость. В таких случаях предостерегаем воспитанников: «Если у кого-то запотели ладошки, расслабьте руки, и прекратите гимнастику».

Во время утренней гимнастики и на занятиях физической культурой используем фрагментом пальчиковые упражнения, которые выполняются в начале комплекса общеразвивающих упражнений, а самомассаж кисти с помощью массажных мячей в заключительной части. Самомассаж и упражнения пальчиковой гимнастики проводим сначала с одной рукой, а потом с другой с целью симметричного развития мышц пальцев рук, для равномерной циркуляции крови и поддержания энергетического баланса. После каждого упражнения проводим расслабление кисти руки.

Очень важно в организованной образовательной деятельности использовать гимнастику для пальчиков не только на одном занятии, а на нескольких. Повторяемые упражнения поддерживают мышцы и эмоции воспитанников в тонусе, что положительно сказывается на обменных процессах в период формирования организма дошкольника.

Изготовили «волшебные мешочки» с мелкими предметами, крупами, семенами. Такие игры развивают у детей зрительно — моторную координацию, тонкие движения пальцев, тактильные ощущения детей, психические процессы: мышление, воображение, внимание, необходимые при обучении в школе.

Для получения максимального эффекта пальчиковые игры подбираем таким образом, чтобы в них сочетались такие виды нагрузки, как сжатие и растяжение с расслаблением кисти, а также использовались изолированные движения каждого пальца. Умеренная дополнительная нагрузка при удержании ручки, или другого предмета во время упражнений положительно влияет на систему кровообращения, воспитывает дополнительный навык управления мышцами и координации движений [2, с.8]

Учитывая особенности детей данного возраста, развиваем мелкую моторику путем реализации проектной деятельности. Разработан и реализован проект «Веселые пальчики».

В своей работе используем разнообразные приемы: массаж с предметами (круговые движения, прямые движения вперёд и назад, попеременное сжимание предмета кончиками пальцев), Например, игра «Карандаш».

Карандаш в руках катаю, (перекатывание между пальцами или ладонями шестигранный карандаш)

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Кончики пальцев при этом необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла.

В условиях реализации стандарта, успех развития мелкой моторики у старших дошкольников возможен только при условии тесного взаимодействия педагогов и родителей. Ведь именно родители являются для ребенка образцом для подражания. В этом направлении ведём активную работу. Для родителей, которые хотят подготовить своего ребенка к письму в школе, применяем различные формы организации работы: анкетирование, родительские собрания, консультации, совместное проведение игровых тренингов.

Читать еще:  Слоговые таблицы для обучения чтению для дошкольников

С помощью родителей изготовили подставку для пальчикового театра, героев персонажей сказок для проведения сказок-инсценировок. Большая заинтересованность вызвала у родителей работа по изготовлению персонажей различного вида пальчикового театра.

Таким образом, вся работа, заставила родителей серьёзно взглянуть на необходимость развития мелкой моторики детей и повысила знания родителей в выборе пальчиковых игр.

Одним из важнейших условий развития мелкой моторики у дошкольников является построение системы взаимодействия всех педагогов ДОО.

На этапе завершении дошкольного детства стандарт предусматривает требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, представленные в виде целевых ориентиров. Одно из требований: у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими [6, с.29]

В результате систематической работы по развитию у старших дошкольников мелкой моторики, посредством пальчиковых игр с предметами достигнуты значительные успехи у воспитанников: повысилась подвижность суставов и эластичность мышц, подъем мышечных движений, развитие психических процессов, активизировались биологические процессы организма и деятельность жизненно важных анализаторов, Создали возможность для своевременной переключаемости движений, вызвали у воспитанников положительные эмоции и стойкий интерес к игровой деятельности.

  1. Безубцева, Г. В. Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5–7 лет / Г. В. Безубцева. — Москва: ГНОМИД, 2003. — 120с.
  2. Бачина, О. В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6–8 лет. Практическое пособие для педагогов и родителей. / О. В. Бачина, Н. Ф. Коробова. — Москва; Аркти, 2016. — 88с.
  3. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — Санкт Петербург; «Союз», 2004. -224с.
  4. Новиковская, О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры / О. А. Новиковская. — Москва; АСТ, 2007. — 94с.
  5. Ткаченко, Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков / Т. А. Ткаченко. — Москва; ЭКСМО, 2010. — 48с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. — М.:ТЦ Сфера, 2015. — 96 с.

Программа по развитию мелкой моторики

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей раннего возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка. Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно — правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО от 17.10.2013 №1155, Приказом Минобрнауки России №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013, примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой.

В основу программы положены принципы:

научной обоснованности и практической применимости;

развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

комплексно – тематическое построение образовательного процесса;

единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника.

Данная программа предназначена для работы с детьми раннего возраста по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.

обучение детей проводится с 1,5-летнего возраста;

подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;

разработан мониторинг определения уровня развития, предусматривающий следующие разделы: 1. мелкая моторика; 2. речевое развитие;

занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Все более актуальной становится проблема вовремя не сформированного графического навыка у ребенка. Дети в период освоения грамоты не редко встречаются с трудностями в написании элементов букв: неправильно держат ручку, при этом очень напряжены, петельки и крючочки пляшут на строчках, линии дрожащие. Ребенок так же активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании, заменяя умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа. Рисуя маленькие предметы, навык ребенка свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. А ребенок чрезмерно старается и огорчается, видя, что не оправдывает наших надежд. У детей появляется неудовлетворение, они плачут, нервничают. И наступает тот момент, когда появляется нелюбовь к письму, то есть, говоря языком науки, исчезает положительная мотивация учения. Встает вопрос, в достаточной ли мере развита рука ребенка? И надо ли ее готовить лучше и основательнее? Именно в дошкольном возрасте важна подготовка к письму, умению выполнять мелкие движение, развивается мелкая моторика рук. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга развития мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Некоторые родители ошибочно считают, что руку ребенка можно подготовить к письму за 1-2 года до школьного обучения «Так, когда же начинать заниматься?». Многих родителей волнует этот вопрос. Работая, на группе с детьми раннего возраста, от 1,5 до 3 лет, вижу необходимость, как можно раньше познакомить родителей с таким термином как «раннее развитие», ознакомить их с массовыми возможностями серьезного подхода к развитию ребенка. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста, это первейшая забота родителей, которые должны заблаговременно позаботится об основательной и систематической подготовки своего ребенка к будущему обучению. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарование детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движение необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное основание. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Истинный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией».

Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук;

развитие способности координированной работу рук со зрительным восприятием;

развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии;

формирование навыков исполнительского мастерства;

формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ;

фоспитание уважительного отношения к своему и чужому труду;

Программа рассчитана на два часа в неделю. Занятия проводятся в группах (2 – 4 человека) по 20 минут и предполагают использование следующих форм:

индивидуальная корректировка действий.

Программа включает в себя следующие разделы :

игры и действия с предметами;

Программа «Умные пальчики» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 1,5 – 3 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики. Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игры и упражнения:

Читать еще:  Картотека развития мелкой моторики рук

самомассаж кистей рук;

выполнение движений с мелкими предметами (мозайка, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины);

рисование (пальчиками, ладошками, пластилином, штриховка, закрашивание, лабиринты);

Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.) Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Форма работы может быть разной: с подгруппами, индивидуально. К концу учебного года дети должны будут уметь работать с бумагой в разных техниках, научиться правильно держать карандаш, ручки станут более гибкими, послушными, дети научатся самостоятельно и творчески работать. Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Возрастные особенности детей

На втором году жизни развивается самостоятельность детей, формируется предметно-игровая деятельность, появляются элементы сюжетной игры. Общение со взрослым носит ситуативно-игровой характер, затем характер делового сотрудничества. Совершенствуются восприятие, речь, наглядно-действенное мышление, чувственное познание действительности.

В разных видах деятельности обогащается сенсорный опыт. В процессе знакомства с предметами ребенок слышит название форм (кубик, кирпичик, шарик, «крыша» — призма), одновременно воспринимая их (гладит предмет, обводит пальцем по контуру, стучит, бросает и т.п.) и уточняя физические качества. При этом происходит и ознакомление с основными фигурами (квадрат, четырехугольник, круг, треугольник). С помощью взрослого ребенок упражняется в установлении сходства и различий между предметами, имеющие одинаковые названия.

При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамидки, матрешки), строительным материалом и сюжетными игрушками. Эти действия ребенок воспроизводит по подражанию после показа взрослого.

Второй год жизни-период интенсивного формирования речи. Связи между предметом, действием и словами, их обозначающими, формируются в 6-10 раз быстрее, чем в конце первого года жизни. Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Благодаря этому можно организовать деятельность и поведение малышей, формировать и совершенствовать восприятие, в том числе составляющие основу сенсорного воспитания.

Активный словарь на протяжении года увеличивается не равномерно. К полутора годам он равен примерно 20-30 словам. В нем много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательные и наречия (тут, там, туда и т.п.), а так же предлоги. Упрощенные слова заменяются обычными, пусть и не совершенными в фонетическом отношении.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование и конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету, различать мелодии, петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т.п.

Продолжительность реализации программы – в течении учебного года (период с середины сентября по май включительно), что составляет 4 занятий в месяц по 15 минут каждое. Занятия проходят 1 раза в неделю.

Работа с родителями

Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Взрослые даже не представляют насколько важно развивать мелкую моторику у ребенка, а ведь развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.

Перед педагогом дошкольного образовательного учреждения стоит важная задача: заинтересовать родителей предстоящей работой по развитию мелкой моторики детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе. Родителей надо постоянно держать в курсе событий, создавать возможности для ознакомления с работой по программе. Для этого нужно выбрать адекватные формы взаимодействия, которые помогут родителям повысить уровень компетентности по данному вопросу.

Консультация «Что такое мелкая моторика?»

«Развитие мелкой моторики у детей»

Консультация «В чем заключается влияние пальцев на развитие речи»;

Просмотр видеофильма «Пальчиковая гимнастика для детей 3 – 5 лет» и обсуждение.

Папка-передвижка «Развитие мелкой моторики»;

Консультация для родителей «Пальчиковые игры для детей среднего дошкольного возраста»

Беседа с родителями «Как научить ребенка ориентироваться на листе бумаги»

Семинар – практикум «Наши руки не для скуки»

Презентация «Упражнения для развития кинестетической основы движений рук »

Папка-передвижка для родителей «Новые виды пальчикового театра»

Советы логопеда «Пальчиковые игры дома»

Консультация для родителей «Пальчиковый массаж»

Мастер-класс «Учим пальчики»

Методическое обеспечение программы

Занятия предполагают организацию разных видов работ в следующих направлениях:

I . Развитие движений рук и ручной

Манипуляция с крупными деталями

Работа с конструктором «Лего», мозаиками, с деталями крупных размеров;

Нанизывание больших пуговиц с одним отверстием на леску;

Нанизывание шариков на проволоку.

Манипуляция с мелкими деталями

Работа с техническим конструктором;

Нанизывание пуговиц мелких размеров на леску;

Нанизывание бусинок на нить;

Сортировка крупяных изделий;

Аппликация из крупяных изделий;

Лепка из пластилина

Лепка из целого куска вытягивание.

Вращательные движения мелких предметов пальцами

Запуск мелких волчков;

Катание по очереди каждым пальчиком камешков, шариков;

Застёгивание пуговиц (игры с куклой – одевание, раздевание);

Завод механических игрушек ключом;

Катание по очереди каждым пальцем мелких бусинок;

Закручивание шурупов, гаек.

Работа с нитками, проволокой, шнурками

Завязывание и развязывание узелков;

Наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на палец (получается колечко или спираль);

Шнуровка ботинок, сапог, курточек;

Наматывание ниток на катушку.

Изготовление изделий способом складывания – «гармошка;

Изготовление изделий способом оригами простых конструкций (рыбка, лягушонок, ёлочка)

Вырезание из бумаги и склеивание

Изготовление закладок с элементами аппликации.

Раскрашивание картинок, сюжетных картинок в «Книжках – раскрасках»;

Рисование различными материалами: ручкой, карандашом, мелом, акварелью, гуашью, фломастерами и пальчиками.

II . Пальчиковая гимнастика

1.Инсценирование руками по образцу учителя

Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО. Моя дипломная работа.

Просмотр содержимого документа
«Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Читать еще:  Мозаика для развития мелкой моторики

Назарова Марина Викторовна

Иван Михайлович Сеченов

Актуальность выбранной темы видим в том, что своевременное формирование и развитие двигательных и психических механизмов являются основными условиями речевого развития ребёнка

данной работы является:

изучение развития речи детей младшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики рук

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимосвязи развития мелкой моторики и речи у младших дошкольников

2. Изучить условия и закономерности развития речи детей младшего дошкольного возраста.

3. Выявить связь между особенностями речевого развития и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

4. Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению особенностей развития речи через развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

Объект: процесс развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

особенности влияния мелкой моторики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста

Согласно ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ СТАНДАРТУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  • Развитие свободного общения со взрослыми;
  • Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны; связной речи – диалогической и монологической формы; формирования словаря) в различных формах и видах детской деятельности.
  • Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
  • Воспитания интереса и любви к чтению.

Целью констатирующего эксперимента является выявление уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста.

  • Задачи практического исследования:
  • Провести исследование развития речи у детей младшего дошкольного возраста до формирующего эксперимента.
  • Подобрать и организовать систему занятий с использованием игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук.
  • Провести исследование развития речи у детей среднего дошкольного возраста после формирующего эксперимента.

Диаграмма 1. Уровень развития речи у детей младшего дошкольного возраста на констатирующем этапе работы.

Цель формирующего эксперимента: доказать, что развитие мелкой моторики рук является эффективным средством развития речи детей младшего дошкольного возраста.

1. Систематизировать работу воспитателя по развитию мелкой моторики.

2. Способствовать развитию мелкой моторики рук:

развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

3. Развитие тактильной чувствительности рук.

Устроив там переполох,

чтоб пальцы не грустили.

Ведь тут не соль, совсем

а разноцветная фасоль.

На дне – игрушки для детей, мы их достанем без затей.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ игра «Чудесный мешочек»

Отгадывать знакомый предмет на ощупь.

Предмет из мешочка достать и показать можно только после того, как рассказано о нём;

мешочек не открывается, если предмет не узнан по описанию, неправильно назван.

Выкладывание «Узор из белой и красной фасоли»

Дидактическая игра «Геометрическая мозаика»

Дидактическая игра «Веселая шнуровка»

Дидактическая игра «Собери бусы»

Диаграмма 2 Уровень развития речи у детей младшего дошкольного возраста на контрольном этапе работы.

Особенности развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Вера Ермакова
Особенности развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО

МБДОУ “ЦРР-д/с №196”

воспитатель 1КК Ермакова В. А.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста проходит в тот период, когда формируются и развиваются практически все двигательные навыки, которыми владеет человек в течение всей жизни. Необходимой задачей педагога в условиях реализации ФГОС ДО становится создание такой благоприятной образовательной среды, в которой каждый ребенок в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями получает возможность проявить свои способности.

Работая с детьми младшего возраста, передо мною возникают такие проблемы детей, как слабое развитие кисти рук, слабое запоминание цвета, формы, нарушение моторики рук, у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Вследствие этого, дети неловко держат ложку, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, поиграть с крупными пазлами.

Поэтому, в своей работе я использую такие средства для развития мелкой моторики, как пластилин, различные крупы, бусы, пуговицы, природный материал, нитки, веревки, шнурки, ткани, игры с песком и водой, пальчиковые краски, неоновые краски. Изготавливаю пособия (игры со шнуровками) своими руками, чтобы дети каждый раз с удовольствием выполняли упражнения.

Кроме этого, развивающая трансформируемая среда группового помещения наполнена оборудованием для развития крупной и мелкой моторики. Это различного рода конструкторы с деталями разного размера и с разным принципом их соединения, мягкие модульные тренажеры, настенные панно с молниями, шнурками и кнопками, заводными игрушками, сортерами.

Развивать мелкую моторику рук детей – не только увлекательное, но и доступное для них занятие. Каждую минуту ребенок видит вокруг себя тысячу возможностей, чтобы потренировать эти нелегкие умения.

Необходимо отметить, что игровое оборудование используется мною не только в процессе непосредственно-образовательной игровой деятельности, но и в режимных моментах (на прогулке, в совместной и самостоятельной деятельности).

Таким образом, развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного образа позволяет:

-формировать интеллектуальные способности;

-положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга;

-способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

1. Александрова Т. В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок. / Т. В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2008. №7.

2. Бардышева Т. Ю. Пальчиковые игры. – ООО «Карапуз – дидактика», 2006.

3. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М., 1999.

4. Коноваленко В. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М. : ООО «Гном-пресс», 2000.

5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб. : Издательский дом «Литера», 2007

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Подготовила:.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Игра для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста «Накормим Хрюшу» Цели: — развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации; — формирование умения сочетать по цвету (при использовании в игре разных.

Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения прогулок в соответствии с ФГОС В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из основных образовательных областей,.

Развивающая предметно-пространственная среда для детей младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС Особое место в процессе воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития занимает.

Разноцветные прищепки и пробки для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста. Все дети без исключения обожают играть! Мои малыши тоже любят играть. И я взяла для игры и развития детей обычные бельевые прищепки. Прищепки.

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Почему одни дети говорят лучше, а другие хуже? По какой причине у одних в тетрадках красуются ровные ряды букв, а у других — сплошные каракули?.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Воспитатель: Еремина А. А. Основной целью представленных пособий является.

Рисование в нетрадиционной технике как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Рисование в нетрадиционной технике как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста В. А. Сухомлинский писал,.

Специфические особенности мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Нарушения речи у детей дошкольного возраста встречаются очень часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. Это является.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector