221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие мелкой моторики с помощью пластилина

Развитие мелкой моторики через пластилин.
консультация на тему

Консультация на тему: «Развитие мелкой моторики через пластилин».

Скачать:

ВложениеРазмер
razvitie_melkoy_motoriki_cherez_plastilin.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики через пластилин.

Развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Письмо является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений (Н.А. Бернштейн, 1990), уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста. Зачастую, первоклассники не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), не умеют точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, у многих детей отмечается плохая координация движений при беге, прыжках, общая двигательная неловкость и неуклюжесть. Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку: Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому в нашем детском саду развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание. Обычно острую необходимость в этом испытывают дети подготовительной группы к школе, готовящиеся к освоению сложнейшего навыка – навыка письма. Но в нашем детском саду ведется работа по развитию мелкой моторики, начиная с группы раннего возраста. Ежедневно, за 3–5 минут до обеда, сидя уже за столами мы играем с детьми в пальчиковые игры. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно, и используешь разнообразные приемы, то она становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Что развивает пластилин.

Любой ручной труд способствует развитию сенсомоторики у детей — согласованность в работе глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости и точности в выполнении действий. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности. А работа с пластилином – это еще и творческое искание, и возможность добиваться все более совершенных результатов, и удовлетворение любознательности малыша.
Польза пластилина, как уже говорилось выше, для мелкой моторики заключается в самой лепке, а не в ее результате. Важно, чтобы малыш мял пластилин, отрывал от него кусочки, катал их между ладошками. И, конечно, проще всего добиться от крохи выполнения этих действий в игровой форме.
Возможно, увлекшись играми с пластилином, малыш полюбит этот материал, и вскоре сам уже будет создавать машины, зверей, людей. А может быть, лепка так и останется для ребенка неинтересным занятием. Но благодаря играм набор пластилина принесет немало пользы и радости вам и вашему ребенку.

Если вашему малышу 1,5-2 года — пора начинать лепить из пластилина!

Первое, что нужно сделать, купив его — устроить «презентацию» материала. Даже если вы не в состоянии «изваять» зайца или медведя (что в принципе несложно), изобразите что-нибудь попроще: змею (длиннющая колбаса), самолет (две колбаски крест-накрест) или снеговика (три шарика друг на друге). Главное, чтобы ребенок осознал назначение пластилина.

Скорее всего, малыш начнет с того, что станет отрывать маленькие кусочки и куда-нибудь их налеплять. (Занятие, исключительно полезное для развития мелкой моторики рук). Направьте эту деятельность в мирное русло — дайте ему для этой цели кусочек цветного картона. Получится пластилиновый «рельеф» — скорее всего, абстрактный, но, быть может, вам удастся увидеть в нем некий образ. В любом случае у вас в руках окажется первое «объемное» произведение вашего малыша, которое можно уже сохранять и выставлять на всеобщее обозрение. Похвалите, выберите видное место на полке и торжественно установите «шедевр» там . В дальнейшем «галерея» будет пополняться, а мастерство — совер Одна из необходимых задач подготовки детей к школе — развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребенка. Конечно, оно предполагает и усвоение определенных знаний, навыков, умений, которые обслуживают и содержательную, и моторную, двигательную сторону письма. шенствоваться.

Развитие мелкой моторики

В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими:

  • Игры с мелкими предметами — паззлы, мозаика, конструкторы, бусины и т. п.
  • Пальчиковые игры
  • Массаж кистей и пальцев и т. д.
  • Лепка

Игры и упражнения
на развитие мелкой моторики рук

  1. Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук вашего ребенка.
  2. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.
  3. Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.
  4. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
  5. Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
  6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
  7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.
  8. Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.
  9. Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.
  10. Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.
  11. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
  12. Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научите своих детей всему, что умеете сами!
  13. Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.
  14. Игры в мяч , с кубиками, мозаикой.

Ежедневно предлагайте детям такие занятия!

Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка и малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными.

Полезно проверить результаты кропотливой работы по формированию движения кисти. Для этого используйте тест “вырезание круга”, проведя его до начала тренировки и по её окончании.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:

  • во-первых, развивают мелкую моторику его руки , подготавливая к овладению письмом,
  • во-вторых, формируют у него художественный вкус , что полезно в любом возрасте,
  • в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.

Развитие мелкой моторики: как, зачем, с какого возраста?

Бывает так, что малышу уже больше года, а он почти не говорит. Или пятилетний дошколенок с трудом соединяет маленькие детали конструктора, хотя прекрасно знает схему его сборки. Или первоклашка не умеет выводить палочки в прописях. Все эти проблемы можно исправить, развивая мелкую моторику: рисуя, вышивая или лепя фигурки из пластилина вместе с ребенком.

Да-да, задержка речи тоже тесно связана с работой ручек: ведь на пальцах и ладошке много нервных окончаний, которые связаны с речевым центром головного мозга. И стимулируя их — мы стимулируем речь, а также мышление. А еще такая работа ручками развивает фантазию и усидчивость. Но самое главное — творчество дарит ребенку удовольствие и уверенность в своих силах.

С какого возраста надо заниматься развитием мелкой моторики ? С рождения — и до пенсии! И это не шутка: ведь ловкость рук можно развить как у младенца (например, предлагая ему потрогать игрушки разной формы и текстуры), так и у взрослого человека. Например, лепить из глины или пластилина полезно музыкантам, хирургам, массажистам. Но особенно это важно для художников, которые хотят сделать свои рисунки более аккуратными, а линии — ровными. Лепка делает движения рук более четкими, а значит — прорисовывать мелкие детали станет легче, улучшится качество картин.

Конечно, до года малыш вряд ли сможет осмысленно заниматься лепкой или рисованием. Поэтому ему лучше развивать мелкую моторику в процессе игры — возиться с песком, нажимать на кнопки, собирать пирамидку. А вот «годовасиков» вполне заинтересует глина, пластилин, карандаши и краски. Главное — не требовать от крохи «серьезного» отношения к творчеству: пусть мнет и рвет пластилин или перемажется гуашью. Так юный исследователь знакомится с окружающим миром.

Ближе к трем годам ребенку уже интересно рисовать и лепить: он теперь не просто балуется, а пытается сделать «нечто». И «чудесный цветочек» может вполне оказаться похожим на бабку-Ёжку. Но главное, работая с пластилином и красками, ребенок учится координировать свои движения и планировать.

Дошкольник и младший школьник уже многое умеет, может как фантазировать, так и создавать что-то по образцу. Теперь он может совмещать несколько видов творчества одновременно: например, не только слепить из глины лисичку, но и раскрасить ее, а из бумаги сложить для нее домик. А значит, с каждым годом ребенку надо предлагать разные виды материалов — не только бумагу, краски и пластилин, но и семена и листья растений, бисер, блестки, веревочки. Все это будет стимулировать фантазию и побуждать ребенка создавать более интересные поделки. Ведь развитие — это постепенное движение от простого к сложному.

Обычно принято считать, что поделки малышей не долговечны, и важен лишь сам процесс творчества, а совсем не результат. Конечно, это отчасти верно: для детей рисование или лепка — это в первую очередь увлекательная игра, а не труд, как для взрослых. Но чем старше становится ребенок, тем сильнее он хочет видеть плоды своей деятельности. И, конечно же, положительную реакцию на них родителей.

Некоторые психологи утверждают обратное: мол, результат труда должен радовать в первую очередь самого ребенка, а восхищение мамы и папы могут сделать малыша слишком зависимым от чужого мнения. Но если не родители, то кто же будет поощрять позитивную детскую деятельность? Как иначе ребенок поймет, что созидать — хорошо, а вот ломать — плохо? Лично я считаю, что кособокая вазочка, с любовью и интересом сделанная малышом, куда лучше, чем ее отсутствие.

В философии многих народов есть такое понятие, как «внутренняя красота» — она может быть как у человека, так и у вещи. И именно мама с папой должны как можно раньше научить ребенка ценить не только внешний блеск, но и внутренний свет — свет доброты, творчества, дружбы. Будет очень здорово, если родители смогут сохранить результаты творчества малыша — картинки, фигурки, вышивку. А через несколько лет, когда ребенок подрастет, сказать ему: «Погляди, ты уже в 3 (5, 7. ) лет мог сделать что-то интересное, и если постараешься, то в будущем у тебя получится еще лучше». Потом, когда ребенок повзрослеет, это поможет ему стать уверенным в своих силах человеком, и маленькие неприятности — хоть в учебе, хоть на работе — не смогут его сломить. Ведь теперь он будет знать, что главное — приложить усилие, и все сложится удачно!

В этом цикле статей мы поговорим о развитии мелкой моторики с помощью лепки. Особенность этой подборки поделок в том, что с большинством из них сможет справиться не только будущий школьник, но и трехлетний карапуз — и каждому будет интересно. И, что немаловажно, почти все эти поделки можно будет хранить несколько лет. Главное, чтобы родители были рядом, помогали малышу, и если надо — слегка усложняли или упрощали задания по принципу: «чем младше ребенок — тем меньше деталей и украшений, чем старше — тем больше».

Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Автор: Наталья Михайловна Дашкина, воспитатель, МБДОУ детский сад «Звёздочка» комбинированного вида СП детский сад № 138 компенсирующего вида.
Описание: предлагаю Вашему вниманию материал, который может быть полезен педагогам в детских садах (например взять за тему собрания, или консультацию для родителей), так и студентам обучающимся в педагогических колледжах, вузах.
Цель: дать теоретическое обоснование развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами лепки.

Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что мелкая моторика влияет на развитие речи ребенка. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
О том, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, было известно уже во II в. до н. э. в Древнем Китае. Японская акупунктура — еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему.
Не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности к письму.

Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Каждый ребенок может создать свой собственный маленький пластилиновый или глиняный мир, лепка приобщает малышей к миру прекрасного, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.
Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Педагог должен обеспечивать эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения. Важно помнить, что для дошкольника важнее процесс, чем результат. Поэтому следует сделать этот процесс как можно более комфортным для него.
Основываясь на исследованиях по развитию мелкой моторики у детей, мы разработали систему занятий по лепке для детей дошкольного возраста (4-5 лет), на которых будут совершенствоваться мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, повлияет на развитие речи и мышления, на нервную систему в целом.
Занятия разбиты по блокам:
1. Лепка предметная с элементами конструирования;
2. Лепка предметная по представлению.
Задачи, которые будут решаться на занятиях по лепке:
— развивать мелкую моторику рук;
— поддерживать интерес детей к народному искусству;
— поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления;
— заинтересовать детей лепкой объемных фигурок и простых композиций из пластилина;
— показать способы соединения частей;
— поощрять стремление к более точному изображению (моделировать форму кончиками пальчиков, сглаживать места соединения частей фигуры);
— проводить коллективные работы, учить согласовывать свои действия с действиями других детей;
— развивать у детей способность передавать одну и ту же форму в разных техниках;
— создавать условия для самостоятельного художественного творчества.
На занятии по лепке решаются не только традиционные задачи по формированию изобразительных умений и навыков, но и специфические — по коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребенка. Большое значение занятия по лепке имеют для формирования навыков планирования. Проводятся специальные коррекционные занятия, на которых детей учат с помощью наглядных опор составлять план предстоящей деятельности, проговаривать всю последовательность действий, а затем поэтапно ее выполнять и сравнивать полученный результат с запланированным. Лепку можно рассматривать не только как один из любимых детьми видов деятельности, но и как инструмент коррекции и развития.
Таким образом, занятия лепкой могут комплексно воздействовать на развитие ребенка:
• повышать сенсорную чувствительность, то есть способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
• развивать воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
• синхронизировать работу обеих рук;
• формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его и при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

В завершении консультации, родителям можно предоставить на внимание детские работы из разных техник лепки, а так же привлекать их к деятельности вместе с детьми, пригласить на мастер-класс в детский сад.
СПАСИБО!

Пластилинография как способ развития мелкой моторики

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Пластилинография как способ развития мелкой моторики

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании — карандаш и кисть, в аппликации — ножницы и кисть, в лепке — стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно ребёнка нужно учить правильно держать инструменты и работать с ними).

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, я решила сделать это при помощи такого материала , как пластилин, и занялась изучением такой техники , как«Пластилинография».

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.) .

Занятия по пластилинографии реализуют познавательную активность детей. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, должен имеет практическую направленность, максимально опираться на имеющийся у них жизненный опыт, помогать выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизировать образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они должны позволять уточнять уже усвоенные им знания, расширять их, применять первые варианты обобщения.

В интересной игровой форме обогащать свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Дети знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Лепка как средство развития мелкой моторики

Мы продолжаем рассказывать о том, как с помощью игр развить у ребенка мелкую моторику. Сегодня вы узнаете, почему лепка сложнее и полезнее, чем рисование на бумаге. Ребенок может лепить фигурки из теста или пластилина

Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Ребенок ставит перед собой серьезные задачи, у него формируется конструктивное мышление, ведь, изображая человека в рисунке, достаточно только пририсовать ему две ноги, а в лепке задача сложнее — нужно, чтобы человек стоял на этих ногах. Требуется большая сообразительность, а мозг так же, как и мускулы, развивается, когда его тренируют.

Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке врач и педагог Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она предположила, что мелкая моторика влияет на развитие речи ребенка.

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Лепку можно смело причислить к одному из видов изобразительного искусства, приносящего несомненную пользу в процессе развития ребенка

Лепка из теста

Тесто для лепки – это смесь из натуральных продуктов: соли, муки и воды. Рецепт приготовления прост и не требует больших материальных затрат. Хорошо вымешанное тесто пластично и приятно на ощупь, легко деформируется. Но на открытом воздухе оно отвердевает, становится хрупким. Хранить в холодильнике в полиэтиленовом пакете, не более 4-5 дней.

Рецепт теста для лепки : 1 стакан мелкой соли + 1 стакан муки + немного воды. (Для повышения эластичности можно добавить столовую ложку крахмала, а для прочности – ложку клея ПВА.)

Окрашивание

При первом варианте — натуральные красители либо гуашь добавляют при вымешивании. Не используйте краску для пасхальных яиц.

Другой вариант – разукрашивание готового и подсушенного изделия.

Каждый полученный цвет хранится в отдельном пакете или контейнере.

Сушка

Можно сушить в духовке при низкой температуре либо на воздухе. Время зависит от объема изделия и метода сушки

Сборка

Часто композиция состоит из множества частей, после полного высыхания их склеивают между собой.

Тестопластика подойдет даже для малышей, которые тянут все в рот, в этом случае нельзя добавлять клей и гуашь.

Важно помнить, что оставлять детей наедине даже с самым безопасным материалом, не говоря об острых предметах, нельзя.

Лепка из пластилина

Пластилин – это измельченный и очищенный порошок глины с добавлением воска, жира, вазелина, озокерита. Способен принимать любую форму, приятен на ощупь, поэтому дети любят перекатывать его в руках. Для повышения мягкости рекомендуется разогреть в ладонях.

Основные способы лепки

Перед выполнением сложных элементов и конструкций изобразительного искусства лепки необходимо научиться создавать простейшие фигуры и овладеть элементарными навыками.

Скатывание

Кругообразными движениями ладоней скатать шарик любого размера. Попробуйте превратить обыкновенный шарик в веселого колобка или в забавного снеговика.

Раскатывание

Перекатывая по-разному шарик в ладонях, всего за несколько движений можно превратить его в яйцо, цилиндр или змейку.

Сплющивание

Если сильно сдавить шарик между ладонями, он превратится в лепешку, а если прижать к столу – в тонкий блин. Эти фигуры потом можно будет сворачивать и скручивать.

Прищипывание

Пальчиками захватывают немного материала, не отделяя от целого куска, затем придают ему задуманную форму.

Оттягивание

Этот способ схож с прищипыванием, только захватывается больше объема материала и формируется новый элемент, например, ушки зайчика.

Заглаживание

При соединении двух разных частей, место перехода плавно сглаживают, при этом удаляя излишки сырья.

Разрезание

Любую сформированную фигуру можно разрезать на части. Для малышей лучше всего приобрести пластмассовый ножичек, который не поранит.

Соединение

Большинство композиций состоит из нескольких малых деталей, поэтому желательно научиться прижимать их, не нарушая первоначальной формы.

Зачем ребенку заниматься лепкой?

Дети, выполняя различные поделки, учатся фантазировать, развивают интеллектуальные способности, начинают осознавать красоту и гармонию. Именно в это время, закладывается аккуратность, усидчивость, кропотливость и целеустремленность.

Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Каждый ребенок может создать свой собственный маленький пластилиновый или глиняный мир, лепка приобщает малышей к миру прекрасного, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.

Занятия лепкой могут комплексно воздействовать на развитие ребенка:
• повышать сенсорную чувствительность, то есть способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
• развивать воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
• синхронизировать работу обеих рук;
• формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его и при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел

Читать еще:  Психомоторное развитие детей дошкольного возраста
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector