221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие мелкой моторики у детей 2 3

Развивающие занятия для детей 2 лет. Развитие мелкой моторики и не только. Часть 2

Всем привет! Надеюсь, вы меня еще не потеряли Столь длительному перерыву в публикации статей у меня есть оправдание – я с головой ушла в свой новый проект . Работа над проектом продолжается, но теперь я обещаю писать статьи чаще Предлагаю также поддерживать связь в Инстаграме , Вконтакте и Facebooke .

Ну а сегодня я хотела бы опубликовать давно обещанное продолжение статьи про игры на развитие моторики для детей от 2 лет. В статье я расскажу о том, какие развивающие игрушки будут интересны двухлетнему малышу, и какие игры можно сделать дома своими руками. Ну и чтобы ничего не упустить, не забудьте также посмотреть первую часть статьи:

Итак, во что еще можно поиграть с ребенком дома, чтобы это было интересно и полезно:

1. Находим недостающие фрагменты картинки

Как известно, самые интересные и простые игры получаются из подручных средств и того, что вы как раз собирались выбросить Поэтому не спешите утилизировать старые журналы, открытки, прошлогодние календари и ненужные фотографии! Из них можно сделать много всего интересного. Как пример – вот такая развивающая игра на «залатывание дыр». Вы можете сделать в картинке прорези как одинаковой, так и совершенно разной формы, чтобы было интереснее.

Для игры лучше всего подойдет большая картинка, примерно формата А4 (Я использовала прошлогодний календарь). И, чтобы ребенку было удобнее играть, желательно, наклеить картинку и получившиеся детали на чистый лист или картон.

2. Веселые упражнения для пальчиков

Пальчиковый театр ( Ozon , My-shop , KoroBoom ) сам по себе очень привлекает внимание детей, редкий ребенок не захочет примерить эти хорошенькие маленькие игрушки на свои пальчики. Между тем игра с такими пальчиковыми игрушками может быть очень полезной, ведь ее можно превратить в настоящую пальчиковую зарядку! Как это сделать? Для начала наденьте себе и ребенку по одной игрушке на указательные пальчики обеих рук (впоследствии можно будет подключать и другие пальцы).

Далее договоритесь с малышом, что сейчас зверушки будут делать зарядку, либо можно разыграть любой другой простой сюжет с включением следующих движений:

  • Игрушки кланяются (пальчик сгибается в фаланге);
  • Кружатся (пальчик поворачивается туда-сюда);
  • Прыгают;
  • Ходят;
  • Спят;
  • Обнимаются друг с другом;
  • Встают на голову;
  • Ползают;
  • Катаются с импровизированной горки и т.д.
  • Дети, как правило, выполняют движения обеими руками одновременно. Но, когда освоитесь, можно попробовать и усложненную версию – разные движения на разных руках. Например, зверушка на одной руке прыгает, а на другой – просто спит или смотрит на первого. Или совсем сложный вариант: один прыгает, другой кружится.

Для взрослого это все может и элементарно, а вот для ребенка 2-3 лет это задачка совершенно нового уровня, это же нужно понять, как вывернуть руку, чтобы зверушка на пальчике покланялась или прилегла Получается очень полезная работа для пальчиков в увлекательной игре.

3. Подбираем болты и гайки по размерам, прикручиваем

Зайдя в магазин крепежа и прикупив там за относительно небольшую сумму набор болтов и гаек последовательно увеличивающихся размеров, вы можете получить замечательную развивающую (и в то же время очень практичную) игру, которая позволит вашему малышу:

  • Развивать глазомер, подбирая к гайкам подходящие болты;
  • Потренировать пальчики, освоив весьма полезный навык «вкручивания»;
  • Ранжировать болты и гайки по размеру.

Нам с Тасей играть было интересно, думаю, мальчикам будет еще интереснее.

4. Игра «Подбери ключик»

Занятие аналогично предыдущему, только на этот раз мы будем подбирать ключики к замочкам и соответственно овладевать навыком открывания замков. Прикладываю фото, найденное в интернете, так как мы с Таисией в такую развивашку играли в детском клубе, а не дома. К сожалению, в представленном примере ключики и замочки не сильно отличаются по размерам, желательно, найти замочки с более заметным отличием.

Любителям маленьких ключиков и замочков также будет интересен вот такой домик с замочками от Melissa & Doug , цена на него, правда, ужасно подскочила с повышением курса доллара.

5. Выкладывать макароны/пуговицы по линиям

И еще одна игра, которую можно сделать за 2 минуты из подручных средств. Такая игра способствует совершенствованию моторики и, конечно, аккуратности. В чем суть развивашки, думаю, понятно из фото – по начерченным дорожкам аккуратно выкладываем макароны. Подойдут также пуговицы. Если вы используете материалы разных цветов, то для каждой дорожки можно определить свой цвет, тем самым добавится еще и цветная сортировка.

Один совет: чтобы сделать занятие более интересным, поставьте по краям дорожек маленькие игрушки, и объясните, что ваша миссия – построить для игрушек мост из макарон, иначе им никак не встретиться.

6. Играем с пипеткой

Еще одна простая игрушка, которая всегда есть под рукой и которая способна надолго завладеть детским вниманием, — это пипетка. Если ваш малыш еще не знаком с этим приспособлением, то начать лучше с более крупных груш и дозаторов (можно купить в KoroBoom ), и при этом просто переливать воду из одной посуды в другую. Ну а когда ребенок уже уловит последовательность действий (нажать – опустить пипетку в воду – разжать пальцы и т.д.), то можно уже и задачки посложнее предлагать. Например, разлить водичку по ячейкам при помощи маленькой пипетки.

В качестве ячеек идеально подходят детали лего. Водичку для этого развивающего занятия желательно подкрасить гуашью, так будет виднее, какие ячейки уже заполнены, а какие еще нет.

Для тех, кто уже совсем хорошо освоился, можно предложить продвинутый вариант – чередовать цвет водички при заполнении рядов ячеек.

7. Вырезаем ножницами

Если вы еще не начали вырезать ножницами, то обязательно начинайте прямо сейчас! Дети это занятие просто обожают. Сначала их любовь, как правило, ограничивается простым кромсанием бумаги по краям. И это совершенно нормально, к этому нужно подготовиться, предложив ребенку большую пачку бумаги, газет или журналов, а также безопасные детские ножницы. (Кстати, можно еще вот такой полезный инструмент использовать для совершенствования навыков работы с ножницами).

И только после того, как ребенок полностью убедится в своем умении держать ножницы, он начинает интересоваться вырезанием по линиям. Совершенно идеально для этого подходят тетради «Кумон» из серии « Давай вырезать » ( Лабиринт , My-shop , Ozon ). Встречаются и подобные более бюджетные пособия, например, у нас еще была тетрадь из серии « Disney. Играй и учись ». Таисия заинтересовалась подобными тетрадями в 2 года 3 месяца и ее уже было не оторвать

Тетради «Кумон» выстроены так, что все задания представлены в порядке возрастающей трудности и если в начале для успешного выполнения задания достаточно сделать только пару надрезов ножницами, то ближе к концу тетради линии становятся все более извилистыми и замудренными. «Кумон» замечателен также своим небольшим форматом, благодаря которому ребенку удобно удерживать вырезаемую поделку. Напоминаю также, что вы можете скачать большинство тетрадей «Кумон» вот здесь.

8. Конструкторы и кубики

Производители конструкторов, соревнуясь друг с другом, каждый год выдумывают все новые и новые разновидности строительных блоков, чтобы было проще выбирать, предлагаю вам почитать статью про конструкторы для детей от 2 лет.

9. Выкладываем простые закономерности, длинные/короткие дорожки

С помощью таких простых материалов как кубики, мозаика ( вот такого типа ), счетные палочки можно решать первые логические задачи, а именно:

  • Выкладывать длинные и короткие дорожки, сравнивать их, считать, сколько деталей в каждой из них.
  • Выкладывать широкие и узкие дорожки, сравнивать их.
  • Выкладывать дорожки заданных цветов. Эта задача становится гораздо интереснее с кубиками Никитина «Сложи узор» ( Лабиринт , My-shop , KoroBoom ). Дело в том, что при игре с мозаикой или обычными кубиками ребенку достаточно просто выбрать красный или синий элемент из кучи. А если же он имеет дело с кубиками Никитина, у которых каждая грань окрашена в свой цвет, то ему нужно будет сначала найти соответствующую грань на кубике, а затем поставить кубик нужной стороной вверх. Вроде просто, да? Но двухлетнему малышу нужно будет немного поразмышлять:)

  • Выкладывать простые закономерности. Для начала попробуйте самое простое – чередование цветов 1 через 1. Вы начинаете – малыш продолжает. Если ребенку будет это интересно, переходите к закономерностям потруднее.

10. Шнуровка-планшетик

Конечно, я уже не раз упоминала шнуровку в своих статьях. Почему я пишу про нее снова? Дело в том, что я считаю, что в 2 года ребенок переходит на новый уровень «шнуровального мастерства» Если до этого возраста малышу нравились в основном шнуровки типа «бусы», у него хорошо получилось собирать достаточно длинные цепочки деталей, надевая одну за другой на шнурок, то теперь ребенок с большой вероятностью заинтересуется шнуровкой плоского типа. Играя с такой шнуровкой, ребенок учится, во-первых, отслеживать с какой стороны дощечки на данный момент у него находится шнурок, во-вторых, пришнуровывать к нему простые детали (например, яблоки к ежику , игрушки к елке , сов к дереву ), что уже не так просто, как собирать однотипные бусы.

11. Кинетический песок ( Ozon , My-shop )

С недавних пор кинетический песок стал довольно популярен и, в общем-то, вполне заслуженно: он представляет собой прекрасную альтернативу обычному песку в холодное время года, увлекает детей надолго, моторику и фантазию развивает на ура.

Несмотря на то, что кинетический песок внешне похож на мокрый речной песок, по своим свойствам он существенно отличается. Он менее рассыпчат и представляет собой что-то вроде связной массы (в то же время, он не такой пластичный как тесто для лепки или пластилин). Кроме того, кинетический песок обладает «текучестью». Так, башня, слепленная из него, простояв несколько минут, потихоньку начнет расползаться, в то время как башня из обычного песка может стоять хоть весь день, пока ее кто-нибудь не разрушит. Однако, все это не значит, что кинетический песок хуже или с ним неинтересно играть!

Читать еще:  Развитие речи через развитие мелкой моторики рук

Что мне нравится в кинетическом песке? Главное – это то, что он всегда надолго увлекал мою дочь В этом возрасте это была одна из немногих игрушек, с которой Таисия могла играть самостоятельно хоть целый час.

В игре мы используем обычные формочки для песка, строим замки для принцесс и зоопарки для животных, но больше всего, пожалуй, любим стряпать руками разные пироги и колбаски, украшать их, разрезать игрушечным ножиком и угощать всех подряд.

Сколько песка достаточно для игры? У нас 2,5 кг песка (фирмы Waba Fun ) и этого объема нам пока что всегда хватало. По своим наблюдениям могу сказать, что в возрасте лет до двух достаточно и небольшого количества (до 1 кг), потом масштабы стройки увеличиваются и одним килограммом уже не обойдешься.

Что еще полезно знать о кинетическом песке:

  • Песок довольно «туговат», маленький ребенок (до 2 лет) лопаткой его не покопает.
  • Многие жалуются на запах от кинетического песка. Да, запах, действительно, присутствует, но уже после нескольких дней использования существенная его часть выветривается, и он становится почти неощутим.
  • Если песок оставить не закрытым, он не высыхает.
  • Кинетический песок не боится воды. При попадании воды, достаточно просто просушить песок, разложив на газетку.

На этом все. Следующая статья будет или про развивающие книги для детей от 3 лет или про сенсорные коробки для сюжетно-ролевых игр, еще не определилась:) Что опубликовать сначала?

Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет
статья (младшая группа) на тему

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

Развитие мелкой моторики – это одно из самых важных направлений развития детей в возрасте 2 лет. И не случайно! Развивая детские пальчики, мы не только помогаем ребенку научиться виртуозно владеть своими руками, но и:
— стимулируем развитие речи у ребенка (зоны мозга, ответственные за мелкие движения пальцев тесно связаны с зонами мозга, отвечающими за речь человека; давно доказано, что деятельность по развитию мелкой моторики рук стимулирует также и развитие речи у детей);
— помогаем развивать интеллект ребенка в целом;
— готовим руку ребенка к освоению таких важных навыков, как письмо, рисование, умение пользоваться ножницами, одевание и выполнение других действий, для которых важны ловкие пальцы.
Все дети без исключения обожают играть! Думаю что эти игры на развитие мелкой моторики для детей 2 лет вам обязательно пригодятся!

1. Игры с прищепками.
Эти игры очень любят мамы и педагоги, потому что прищепки стоят недорого, дети любят с ними возиться, ну а уж игр с прищепками придумано огромное множество!
— Конструирование из прищепок. С помощью прищепок делаем иголочки на спинке ежика, лучики у солнышка и т.п.
— Сортируем прищепки по цвету.
— Также с помощью прищепок можно учиться перекладывать разные материалы. Это кажется очень простым занятием, но не для детей 2 лет – очень редко кому удается все правильно сделать с первого раза!
— Кормим птичек червяками (попросите ребенка переложить «червячков» в тарелочку к птичке используя прищепки):
— Сортируем помпоны по цвету, перекладывая их с помощью прищепок.
2. Сортируем крупу.
Сортировка крупы не только развивает пальчики, но и развивает математическое мышление. Но если честно, в отличие от Золушки, многим детям очень скучно отделять фасоль от гороха и раскладывать их по разным коробочкам. И тут на помощь мамам могут прийти сюжетные игры:
— накорми курочку, петушка, цыпленка (втыкаем крупу в тарелочки из теста – курочке – горох, петушку – фасоль, маленькому цыпленку – самые маленькие зерна – гречку).
— помоги зверям добраться до домиков – выложи дорожки «камешками». У медведя ноги большие – ему кладем самые большие камни (фасоль), лисичке — камушки поменьше (горох), ну а белке – самые маленькие (гречка).
— по такому же принципу можно играть в огород — помогать зайке высаживать семена на грядках (фасоль отдельно, гречку отдельно и т.п.).
Сортировка крупы в таких играх становится намного веселее, правда?

3. Мелкие предметы и отверстия:
Следующий вид игр, которые отлично развивают мелкую моторику, заключается в следующем: ребенку предлагают опускать мелкие предметы (монетки, фасолины, крупы и т.п.) в мелкие отверстия.
— Кормить голодную птичку зернышками.
4. Рисование ватными палочками.
Если вы мама ребенка 2 лет, то конечно знаете – приучить ребенка правильно брать в руки карандаш или кисточку совсем непросто.
Рука ребенка быстро натренируется правильно держать кисточку если вы будете чаще рисовать ватными палочками, потому что ватную палочку дети обычно сразу берут в руки вот так (держат ее так как обычно взрослый держит ручку или карандаш).
Кроме того рисование ватной палочкой хорошо развивает мелкую моторику. Что можно рисовать? Подключите фантазию!
— можно лечить кариес на зубах;
— смазывать ранки у слоненка зеленкой;
— можно украшать точками все что угодно (чашки, чайники, платье у куклы и т.п.).

5. Лепка.
Лепка из теста – королева среди всех игр по развитию мелкой моторики у детей. К тому же большинство малышей просто обожают лепить!
С ребенком 2-х лет можно осваивать следующие приемы лепки из теста и пластилина:
— лепить пирожки с начинкой.
— лепить колбаски (и превращать их в червяков, гнезда для птиц, бревна на крыше, полоски котенка и и т.п.).
— лепить шарообразные предметы (типа колобков). Они могут превращаться в мячики, воздушные шарики и т.п.
— осваивать технику размазывания пластилина:
— очень удобно работать со специальными альбомами для лепки для детей от 1 до 3 лет. Мне больше всего нравится серия «Это может ваш малыш» — «Пластилиновые картинки», «Пластилиновый снежок», «Учимся лепить».

6. Раскопки и рисование на манке.
Для игр понадобится поднос на котором насыпана манка. Можно рисовать вместе с мамой, например, лучики для солнышка, дождик и т.п.
Кроме рисунков, в манке можно проводить раскопки. Это очень полезно, так как во время таких «раскопок» ребенок совершает движения пальцами аналогичные тем, которые он делает при выполнении пальчиковой гимнастики.

— Положите на поднос лист бумаги на котором нарисован один или несколько рисунков и присыпьте этот лист манкой. Пусть ребенок по просьбе мамы отыщет картинку, спрятанную в крупе.
— Ну а можно просто предложить ребенку самому поиграть с подносом с манкой – дети редко отказываются от такой затеи.

7. Подготовка руки к письму – рисуем линии.
Когда ребенок выполняет задания по типу «нарисуй линию», он достигает сразу трех целей:
— развивает мелкую моторику;
— готовит руку у письму;
— учится рисовать (ведь малыши в 2 года в основном рисуют спонтанно, а говоря проще — просто калякают на бумаге. Линии и точки — это самые первые их рисунки, которые им под силу сделать осознанно).

Не спешите сразу давать ребенку сложные задания, в которых характер линий уже задан.
Такие задания малыш будет рисовать где-то после трех лет. Пока же ему проще выполнять задания, в которых характер линии не определен.
— можно рисовать горизонтальные линии:
— вертикальные линии (искупай слонят):
— косые линии (помоги мишкам добраться до мамы):
Ближе к 3 годам можно предложить рисовать кружочки и округлые линии.

8. Ищем мелкие предметы в воде и крупе.
Игры с крупой и водой хороши не только тем, что они развивают мелкую моторику, но и тем, что они необыкновенно успокаивают и снимают стресс. Искать предметы в крупе и воде можно со смыслом.
— найди в крупе все «конфеты» и сложи каждую на свою тарелочку (выполняем сортировку по цвету);
— вылови бусинки или мозаику из воды и разложи их по цветам;

9. Игры с медицинской грушей и пипеткой.
Игры с обычной медицинской грушей и пипеткой здорово развивают мелкую моторику, к тому же и стоят эти предметы совсем недорого, а детям такие игры очень нравятся!

Скачать:

ВложениеРазмер
razvitie_melkoy_motoriki_u_detey_2.docx15.53 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

Развитие мелкой моторики – это одно из самых важных направлений развития детей в возрасте 2 лет. И не случайно! Развивая детские пальчики, мы не только помогаем ребенку научиться виртуозно владеть своими руками, но и:
— стимулируем развитие речи у ребенка (зоны мозга, ответственные за мелкие движения пальцев тесно связаны с зонами мозга, отвечающими за речь человека; давно доказано, что деятельность по развитию мелкой моторики рук стимулирует также и развитие речи у детей);
— помогаем развивать интеллект ребенка в целом;
— готовим руку ребенка к освоению таких важных навыков, как письмо, рисование, умение пользоваться ножницами, одевание и выполнение других действий, для которых важны ловкие пальцы.
Все дети без исключения обожают играть! Думаю что эти игры на развитие мелкой моторики для детей 2 лет вам обязательно пригодятся!

1. Игры с прищепками.
Эти игры очень любят мамы и педагоги, потому что прищепки стоят недорого, дети любят с ними возиться, ну а уж игр с прищепками придумано огромное множество!
— Конструирование из прищепок. С помощью прищепок делаем иголочки на спинке ежика, лучики у солнышка и т.п.
— Сортируем прищепки по цвету.
— Также с помощью прищепок можно учиться перекладывать разные материалы. Это кажется очень простым занятием, но не для детей 2 лет – очень редко кому удается все правильно сделать с первого раза!
— Кормим птичек червяками (попросите ребенка переложить «червячков» в тарелочку к птичке используя прищепки):
— Сортируем помпоны по цвету, перекладывая их с помощью прищепок.
2. Сортируем крупу.
Сортировка крупы не только развивает пальчики, но и развивает математическое мышление. Но если честно, в отличие от Золушки, многим детям очень скучно отделять фасоль от гороха и раскладывать их по разным коробочкам. И тут на помощь мамам могут прийти сюжетные игры:
— накорми курочку, петушка, цыпленка (втыкаем крупу в тарелочки из теста – курочке – горох, петушку – фасоль, маленькому цыпленку – самые маленькие зерна – гречку).
— помоги зверям добраться до домиков – выложи дорожки «камешками». У медведя ноги большие – ему кладем самые большие камни (фасоль), лисичке — камушки поменьше (горох), ну а белке – самые маленькие (гречка).
— по такому же принципу можно играть в огород — помогать зайке высаживать семена на грядках (фасоль отдельно, гречку отдельно и т.п.).
Сортировка крупы в таких играх становится намного веселее, правда?

3. Мелкие предметы и отверстия:
Следующий вид игр, которые отлично развивают мелкую моторику, заключается в следующем: ребенку предлагают опускать мелкие предметы (монетки, фасолины, крупы и т.п.) в мелкие отверстия.
— Кормить голодную птичку зернышками.
4. Рисование ватными палочками.
Если вы мама ребенка 2 лет, то конечно знаете – приучить ребенка правильно брать в руки карандаш или кисточку совсем непросто.
Рука ребенка быстро натренируется правильно держать кисточку если вы будете чаще рисовать ватными палочками, потому что ватную палочку дети обычно сразу берут в руки вот так (держат ее так как обычно взрослый держит ручку или карандаш).
Кроме того рисование ватной палочкой хорошо развивает мелкую моторику. Что можно рисовать? Подключите фантазию!
— можно лечить кариес на зубах;
— смазывать ранки у слоненка зеленкой;
— можно украшать точками все что угодно (чашки, чайники, платье у куклы и т.п.).

5. Лепка.
Лепка из теста – королева среди всех игр по развитию мелкой моторики у детей. К тому же большинство малышей просто обожают лепить!
С ребенком 2-х лет можно осваивать следующие приемы лепки из теста и пластилина:
— лепить пирожки с начинкой.
— лепить колбаски (и превращать их в червяков, гнезда для птиц, бревна на крыше, полоски котенка и и т.п.).
— лепить шарообразные предметы (типа колобков). Они могут превращаться в мячики, воздушные шарики и т.п.
— осваивать технику размазывания пластилина:
— очень удобно работать со специальными альбомами для лепки для детей от 1 до 3 лет. Мне больше всего нравится серия «Это может ваш малыш» — «Пластилиновые картинки», «Пластилиновый снежок», «Учимся лепить».

6. Раскопки и рисование на манке.
Для игр понадобится поднос на котором насыпана манка. Можно рисовать вместе с мамой, например, лучики для солнышка, дождик и т.п.
Кроме рисунков, в манке можно проводить раскопки. Это очень полезно, так как во время таких «раскопок» ребенок совершает движения пальцами аналогичные тем, которые он делает при выполнении пальчиковой гимнастики.

— Положите на поднос лист бумаги на котором нарисован один или несколько рисунков и присыпьте этот лист манкой. Пусть ребенок по просьбе мамы отыщет картинку, спрятанную в крупе.
— Ну а можно просто предложить ребенку самому поиграть с подносом с манкой – дети редко отказываются от такой затеи.

7. Подготовка руки к письму – рисуем линии.
Когда ребенок выполняет задания по типу «нарисуй линию», он достигает сразу трех целей:
— развивает мелкую моторику;
— готовит руку у письму;
— учится рисовать (ведь малыши в 2 года в основном рисуют спонтанно, а говоря проще — просто калякают на бумаге. Линии и точки — это самые первые их рисунки, которые им под силу сделать осознанно).

Не спешите сразу давать ребенку сложные задания, в которых характер линий уже задан.
Такие задания малыш будет рисовать где-то после трех лет. Пока же ему проще выполнять задания, в которых характер линии не определен.
— можно рисовать горизонтальные линии:
— вертикальные линии (искупай слонят):
— косые линии (помоги мишкам добраться до мамы):
Ближе к 3 годам можно предложить рисовать кружочки и округлые линии.

8. Ищем мелкие предметы в воде и крупе.
Игры с крупой и водой хороши не только тем, что они развивают мелкую моторику, но и тем, что они необыкновенно успокаивают и снимают стресс. Искать предметы в крупе и воде можно со смыслом.
— найди в крупе все «конфеты» и сложи каждую на свою тарелочку (выполняем сортировку по цвету);
— вылови бусинки или мозаику из воды и разложи их по цветам;

9. Игры с медицинской грушей и пипеткой.
Игры с обычной медицинской грушей и пипеткой здорово развивают мелкую моторику, к тому же и стоят эти предметы совсем недорого, а детям такие игры очень нравятся!

Развиваем мелкую моторику ребенка в возрасте двух-трех лет

Все родители знают или по крайней мере слышали о том, что развивать мелкую моторику у детей нужно уже с раннего возраста. Почему же это так важно, почему ее называют мелкой и, главное, как ее можно развивать у детей 2-3 лет? Обо всем этом ниже.

Что такое моторика и какова ее роль?

Итак, для начала о самом понятии моторики. Мелкой ее называют совсем не потому, что она малозначима. Мелкая моторика называется так прежде всего потому, что отвечает за управление мелкими мышцами, что, в свою очередь, открывает перед ребенком новые возможности в использовании мелких предметов (ручек, ножниц, игл и пр.). Проще всего сказать, что мелкая моторика — это высокая координация действий, которыми мозг управляет с особой точностью.

Естественно, что развитие мелкой моторики, особенно в таком раннем возрасте (2-3 года), — это непростой процесс. Освоить подобные навыки для ребенка – все равно что взрослому научиться плести кружева или спаивать микросхемы. Без специальных игр, упражнений и игрушек достичь быстрого прогресса малышам 2-3 лет будет крайне сложно.

За последние годы развития они и так научились многому, начиная с ходьбы и заканчивая освоением сложнейшего пинцетного захвата. В 2-3 года малыши уже умеют немало и совершенствуют ранее приобретенные навыки:

  • строят из кубиков башни, пытаясь ставить их друг на друга ровно;
  • укладывают элементы сортера в подходящие отверстия;
  • аккуратно едят ложкой и вилкой;
  • с легкостью решают задачи с деревянными вкладышами;
  • складывают крупные пазлы и конструкторы;
  • строят из песка разные фигуры и пр.

Число навыков, которые освоил малыш в этом возрасте, стремительно увеличивается, но это не значит, что родители должны думать, будто развитие мелкой моторики крохи можно пустить на самотек. Правильный вклад в ее развитие поможет ребенку достичь особых результатов.

Пальчиковая гимнастика — эффективное средство для стимуляции моторики

Пальчиковая гимнастика — это проверенный способ улучшить мелкую моторику детей, в том числе и в возрасте 2-3 лет. Очень важно в процессе выполнения пальчиковой гимнастики заинтересовать малышей, например сопровождая действия песнями, стихами и потешками.

Суть гимнастики сводится к массажу пальчиков и ладоней малыша, который научится делать ими разными движения, сжимать и разжимать по требованию. Можно предложить малышу вместе поиграть в пальчиковый театр, развивая по ходу игры не только моторику, но и речь, а также память, инициативу и творческое мышление.

Подручные предметы для развития моторики

Совсем не обязательно покупать дорогие игрушки, чтобы ускорить развитие мелкой моторики малыша 2-3 лет. Вполне достойным вариантом могут стать подручные предметы и игрушки из домашнего хозяйства. Так, например, можно разрешить (конечно, под наблюдением!) поиграть крохе с мелкими деталями и инструментами отца или дедушки, сложенными в специальный ящик, или исследовать содержимое маминой корзины для рукоделия.

Отличную службу в развитии мелкой моторики малышей 2-3 лет сослужат обычные чайные ложки, которыми можно из одной емкости в другую перекладывать изюминки или фасоль (делать это можно и пальчиками), прищепки, с помощью которых можно делать бусы, гирлянды и даже фигурки животных. Фантазируйте, и у вас обязательно получится найти свои варианты применения бытовых предметов.

Прокалывания и нанизывания

Просто идеальный вариант игры для малышей в возрасте 2-3 лет — это занятия с прокалыванием дырочек и последующим нанизыванием. Прокалывать можно что угодно, начиная от бумаги и заканчивая кусочками ваты или пенопласта. Нанизывать на нитку, леску, палку также можно все что угодно. Например, можно нанизать на палку бублики, на леску – бусины, на веревку – прищепки и так далее.

Главное, чтобы взрослые не ленились изобретать новые и интересные варианты игр с нанизыванием и прокалыванием, затягивая малышей в увлекательный мир творчества. В ходе таких игр ребенок сможет ускорить развитие моторики, а также научится быть более координированным, терпеливым, внимательным и креативным.

Роль рисования в процессе развития

Сложно переоценить роль рисования в процессе работы над совершенствованием мелкой моторики у детей 2-3 лет. Желание ребенка рисовать нужно культивировать и всячески поощрять. Причем совсем не обязательно, чтобы это было рисование в привычной форме

Фломастеры, карандаши, ручки можно заменить пальчиковыми красками и мелками

Пусть малыш повеселится, оставляя на бумаге цветные отпечатки пальчиков и ладошек, научится мыслить пространственно, рисуя на асфальте во дворе цветными мелками. Кстати, мелками можно рисовать не только на улице, но и на специальной доске дома, на стенах и даже на мебели.

О роли лепки в процессе развития моторики

Так же как и рисование, лепка оказывает самое позитивное воздействие на развитие мелкой моторики рук малышей 2-3 лет. Лепить можно не только из пластилина, но и из глины, песка, соленого теста. Поделки из теста и глины можно будет усовершенствовать, если запечь их в духовке и вместе с крохой раскрасить, вместо кисточек пользуясь пальцами.

Игры с песком в возрасте 2-3 лет отлично развивают моторику и приносят небывалое удовольствие ребенку. Если играть в песочнице на улице нет возможности, то можно приобрести домой безопасный цветной кинетический песок, формы для лепки и специальную песочницу. Имея такие игрушки, кроха будет с радостью заниматься «пескостроением», развивая не только моторику, но и фантазию, терпение и внимание.

Как развивать моторику у детей с ДЦП?

Естественно, что у малышей 2-3 лет с диагнозом ДЦП наблюдается существенное отставание развития мелкой моторики. Именно поэтому с ними нужно активно работать над ее совершенствованием, применяя специальные методы:

  • пальчиковую гимнастику;
  • игры с использованием предметов из разных материалов;
  • самомассаж.

С трехлетними малышами можно заниматься складыванием крупных пазлов или конструкторов. Отличный вариант — это игры с вкладышами, которые помогут укрепить мышцы пальцев и улучшить координацию их движений. Если ребенку сложно самостоятельно справиться со сбором пазлов, ему необходимо показать, как это делается, столько раз, сколько нужно, чтобы он понял.

Также для развития моторики детей 2-3 лет с ДЦП можно использовать магнитные фигурки, которые они могут клеить на магнитную доску или холодильник. Отличный вариант для развития таких детей — это специальные кубы-сортеры с отверстиями, в которые нужно будет вставлять подходящие по размеру фигурки. Как вариант также можно использовать доски Сегена из дерева, в которые нужно будет вкладывать подходящие по форме предметы.

Все перечисленные выше игры, игрушки и упражнения будут стимулировать развитие мелкой моторики как у здоровых детей, так и у детей с физиологическими нарушениями. Кроме того, такие занятия положительным образом отразятся на сенсорике и развитии мышления малышей 2-3 лет.

Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей 2 – 3 лет

Мелкая моторика — это умение координировать движения кистей и пальцев рук, присущее исключительно человеку. Эту уникальную способность необходимо целенаправленно тренировать с самого раннего возраста, поэтому развитие мелкой моторики у детей 2–3 лет — актуальный вопрос для родителей.

Необходимость развития мелкой моторики

Невозможно научиться держать ложку, застегивать пуговицы, писать, шнуровать, пользоваться ножницами и выполнять еще миллион разных действий, которых мы даже не замечаем, без виртуозного владения руками. Мало того, благодаря современной науке мы знаем, что мелкая моторика человека находится в прямой взаимосвязи с речью, определяя скорость овладения родным языком. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Один из старейших и эффективнейших способов развития координации движений рук, сохранивший популярность по сей день, — пальчиковые игры. В ходе простой, постепенно усложняющейся игры в детском мозге закладывается фундамент умственного развития, что впоследствии окажет влияние на память и внимание малыша, его способность логически мыслить. Ребенок с недостаточно развитой моторикой пальцев не только имеет проблемы с речью — он может отставать и в психомоторном развитии.

Примеры игр и упражнений

В 2–3 года малыш уже способен справляться с застежками-липучками, крупными пуговицами, проталкивать предметы в отверстия, разбирать и собирать пирамидки, строить башни из кубиков, рисовать, лепить куличики, откручивать крышки, нанизывать бусины на шнурок и еще много чего. Он даже начинает пользоваться безопасными детскими ножницами. Чем разнообразнее игры и занятия ребенка, тем более разносторонним будет развитие его рук и пальчиков. Это не значит, что нужно покупать ему как можно больше игрушек, — в любом доме легко найдется множество подходящих для этой цели предметов.

Самые простые упражнения для пальцев

Заинтересовать и вовлечь в игру малыша 2-3 лет легко, и чем проще игра — тем лучше.

  • «Улитка». Самым маленьким это упражнение поможет научиться удерживать большим пальцем безымянный и мизинец в согнутом состоянии, оставляя указательный и средний прямыми. Одну руку нужно сжать в кулачок и аккуратно высвободить из него 2-й и 3-й пальчики так, чтобы 4-й и 5-й остались под большим. Чтобы малышу было проще сохранить такую комбинацию, можно слегка прижать ее к повернутой вверх ладошке другой руки. Теперь пора пошевелить свободными указательным и средним пальцами, изображая рожки улитки, сидящей на листочке-ладошке.
  • «Ножки». Ребенку непременно понравится изображать указательным и средним пальчиками шагающего по столу человечка, повторяя за взрослым. Чтобы игра стала интереснее, «ножкам» можно сделать башмачки из теста или массы для лепки, а можно нарисовать на тыльной стороне ладони забавную рожицу, превратив человечка в веселого монстрика или даже в осьминога.
  • «Очки». Соединить большой и указательный пальцы так, чтобы получилось кольцо, не такая уж простая задача для малыша. Но, немного потренировавшись, он сможет соорудить себе импровизированные очки и полюбоваться своим отражением в зеркале. Остальные три пальчика, оставшиеся свободными, можно растопырить наподобие птичьего хохолка, а можно сложить в замысловатую фигуру — тут все зависит от фантазии и уровня владения пальцами.

Играя с ребенком, проявляйте фантазию: это поможет не только развеселить его, но и стимулирует развитие творческих способностей, воображения.

Рисование

Впервые взяв в руки карандаши, восковые мелки или пальчиковые краски, ребенок с восторгом понимает, что теперь он умеет оставлять разноцветные каракули практически на любой доступной поверхности.

Пользу рисования сложно переоценить, ведь помимо мелкой моторики оно развивает:

  • мышление;
  • фантазию;
  • чувство прекрасного;
  • творческие способности.

Многие родители расстраиваются, что их чадо не желает держать пишущий предмет правильно, а зажимает его в кулачке, но в таком раннем возрасте об этом можно не беспокоиться.

Вот несколько рекомендаций для того, чтобы рисование принесло удовольствие и пользу малышу:

  1. В качестве инструмента для первых опытов предпочтительнее безопасные восковые мелки, чем карандаши, так как при поломке они не теряют пишущих качеств. К тому же, с их помощью можно проводить линии разной толщины, а также рисовать боковой поверхностью.
  2. Чтобы уберечь от потока детского творчества обои, нужно обеспечить ребенка необходимым пространством для рисования: например, предложить ему лист ватмана, разложенный на полу. Это обязательно понравится маленькому художнику, если в альбоме ему тесновато.
  3. Работу с пальчиковыми или обычными красками удобно организовать в ванной, совместив с купанием. Рисовать можно на кафельной стене или другой подходящей поверхности, и при этом не боясь запачкаться. В магазинах даже можно найти специальные мелки для ванной.

Как мелки, так и карандаши лучше покупать толстые, диаметром около 1,5 см, – их малышу будет намного удобнее держать, чем «взрослые» тонкие, а значит, он охотнее будет ими пользоваться.

Лепка

Одно из самых важных упражнений для детских пальцев — лепка. Даже простое разминание пластилина или теста великолепно развивает сенсомоторику ребенка. Выбору массы для лепки следует уделить особое внимание: материал должен быть безопасным и достаточно мягким, чтобы малыш мог с ним работать. Занятия должны проходить под присмотром и при участии взрослых:

  • «Лепешки и колбаски». Чтобы наглядно продемонстрировать малышу возможности пластилина, можно скатать несколько небольших шариков (лучше разноцветных) и предложить ему расплющить один из них ладошкой — получится лепешка. Второй шарик ребенок должен будет покатать по столу так, чтобы получилась колбаска. Следующие несколько шариков нужно предоставить в распоряжение ребенка и понаблюдать, что он из них сделает.
  • «Прилипалка». Начинающему скульптору нужно показать, что иногда фигурка может состоять из нескольких деталей. Для этого нужно слепить несколько незамысловатых фигур — шариков, кубиков, колбасок — и предложить малышу соединить их как ему захочется. Возможно, он слепит человечка.
  • «Палитра». Через какое-то время после начала работы с пластилином ребенку обязательно придет в голову идея смешать цвета. Не стоит его в этом ограничивать! Наоборот, полезно будет показать ему несколько удачных сочетаний, например, перекрутив между собой две тонкие колбаски разных цветов, а потом позволив перемять их. Конечно, разделить пластилин обратно уже не удастся, но зато палитра пополнится новыми оттенками.

Подобные маленькие уроки расшевелят фантазию ребенка, и он уже сам придумает множество интересных «пластилиновых» игр.

У малыша не сразу получится воплощать все свои замыслы, поэтому ему нужно помогать в наиболее сложных деталях, иначе он может потерять интерес к лепке.

Игрушки

Детские магазины предоставляют огромный выбор развивающих игрушек для малышей. При желании почти любую из них можно воспроизвести дома из подручных материалов. Здесь главное условие — чтобы игрушка нравилась ребенку. Вот несколько популярных примеров:

  • Мозаика. Представляет из себя перфорированное пластмассовое поле и набор разноцветных фишек, которые вставляются в дырочки. Обычно к мозаике прилагается инструкция с образцами фигурок, но собирать собственные картинки для развития мелкой моторики ничуть не менее полезно.
  • Шнуровка. Это набор из картонных карточек с отверстиями и разноцветных шнурков. На картонках — яркие картинки, иногда со сказочными сюжетами, и шнурки нужно продевать в отверстия так, чтобы дополнить их. Как и в случае с мозаикой, допускается беспорядочное шнурование.
  • Сортировка. Для этой игры подойдет любая россыпь разноцветных мелких предметов — бусин, фишек от мозаики, фасоли, деталей конструктора, макаронных изделий, прищепок — список можно продолжать. Смысл в том, чтобы рассортировать всю кучку по цветам. Это занятие развивает не только мелкую моторику, но и усидчивость.
  • Подбор крышки. Это домашняя игра, для которой понадобится несколько небольших пластиковых бутылок и банок с крышками разного диаметра. Ребенку предлагается подобрать нужную крышку к каждому горлышку и закрутить ее.
  • Конструктор. Универсальная игра, интересная ребенку любого возраста. Возводить постройки можно как по образцу, так и в свободной форме. При выборе конструктора для малыша нужно учитывать одно требование: чтобы он соответствовал категории «0+» как по размеру деталей, так и по качеству материала, из которого он изготовлен.

В 2-3 года вся активная деятельность ребенка сводится к игре. Играя, он учится, развивается, растет. А играть можно только в хорошем настроении – родителям об этом стоит помнить. Поэтому к любым развивающим занятиям нужно приступать, когда малыш пребывает в соответствующем расположении духа, – тогда они принесут максимальную пользу и радость.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector