221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие моторики и речи

«Мелкая моторика помогает развивать речь»
консультация ( группа) на тему

«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию»

К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Раньше, дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок. Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает.

Скачать:

ВложениеРазмер
tekst_vystupleniya.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Мелкая моторика помогает развивать речь»

«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию»

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Психологи и неврологи утверждают, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев), что она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики очень тесно связано с развитием речи. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.

Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Ещё тридцать лет назад процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления? Да просто в старое время не было обуви и одежды на липучках. Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок. Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие общей и мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Уровень развития общей и мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, имеет связная речь, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, графическое письмо. Необходимость развития активных движений пальцев рук получило научное обоснование.

Развивая пальчики ребенка – мы развиваем речь. Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дети выполняют двигательные упражнения с использованием различного материала.

Средства развития мелкой моторики: — Пластилин — Бумага — Крупа, бусы, пуговицы — Природный материал — Нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани — Куклы — Песок — Вода — Карандаши, счетные палочки картофельные печати и т.д.

Игры с пластилином: «Мнем и отщипываем. Надавливаем и размазываем. Скатываем шарики. Раскатываем колбаски и т.д.» Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина. Работа с пластилином является подготовительной к работе с другими материалами и овладению разными инструментами. Лепка также оказывает выраженное влияние на эмоциональное состояние, вызывает положительные эмоции

Игры с бумагой «Бумагу» можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок. В процессе бумажного творчества стабилизируется состояние нервной системы, улучшается внимание, концентрация, память, раскрывается творческий потенциал ребёнка.

Игры со счетными палочками, спичками и т.д. В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, спички или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии.

Игра в кубики и собирание конструктора не только тренирует мелкую моторику рук, но и развивает воображение, художественный вкус и образное мышление. В процессе создания рисунка из мозаики или фигур из конструктора, малыш воспитывает целенаправленность деятельность, внимательность и наблюдательность.

Игры с пуговицами отлично развивают: мелкую моторику и тактильное восприятие; зрительно-моторную координацию; точность движений и внимание; математическое мышление (ребенок учиться классифицировать, различать предметы по размеру, считать); эмоциональное и творческое развитие

Некоторые дети могут достаточно длительное время перебирать крупы, перекладывать в миски, а некоторым надоест уже через 5-10 минут, но при этом все равно данная игра принесет пользу малышу.

Дети могут рисовать в крупе или делать из неё аппликации

Игры с веревочками, шнурками, ленточками Отлично развивают руку разнообразные нанизывания. Можно нанизывать все — пуговицы, бусы, рожки макароны, сушки. А можно сделать красивые бусы из старых ненужных фломастеров. Эти бусы дети сделают себе сами, отличная игра для развития кисти руки и координация руки и глаза.
Сочетание игры и упражнений для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Необходимо соблюдать в ажные правила в процессе развития мелкой моторики у детей

  • Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. Можно придумать по ходу какую-то забавную историю или даже сказку.
  • Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать малышу ручку или насобирать красивых камушков и листочков.
  • В ходе игры побольше разговаривайте с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки.
  • Важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс – позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит неимоверное удовольствие.
  • Нельзя заставлять маленького ученика. Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не лепить – прислушайтесь к его пожеланиям.
  • Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку.
  • Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики.
  • Не забывайте хвалить ребеночка за каждый успех – критика в этом деле абсолютно неуместна!
  • Контролируйте время – оно для каждого ребенка индивидуально. Не пересиживайте и не переутомляйте его.
  • И не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии!

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

Дата публикации: 14.04.2014 2014-04-14

Статья просмотрена: 27247 раз

Библиографическое описание:

Вавилова А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 495-497. — URL https://moluch.ru/archive/64/10336/ (дата обращения: 23.03.2020).

С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний— с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца— на работе сердца. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”.

И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж. Такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект— это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи— это два. Веселое общение малыша и мамы, заряд положительных эмоции— это три.

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму. Без сомнения можно сказать о важности пальчиковых игр и упражнений.

Известно, что речью управляет центральная нервная система. Специальные речевые центры в мозге отличают речь от других звуков, дифференцируют фонемы, стимулирует речевые органы к воспроизведению звуков, осваивают и используют законы образования слов, словосочетаний и предложений, использования грамматических форм и многое другое. Мы вполне можем поспособствовать ей, развивая мелкую моторику рук малыша. Кисти рук— представители речевых центров мозга, при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируются речевые функции— двойная польза!

Развивать ручки малыша можно с самого рождения. Сжимая крошечными пальчиками, захватывая и удерживая погремушки или стараясь поймать свои собственные ножки, он уже находится в процессе развития. Наша же задача помочь крохе сделать игры с ручками более эффективными. Пока ребенок маленький, и не может самостоятельно выполнять различные упражнения, необходимо ему помочь, например, в процессе чтения стишков загибать пальчики. Для лучшего воздействия, их стоит не просто загибать, а слегка массировать, начиная с мизинчика и заканчивая большим пальцем. Но играя с малышом в пальчиковые игры, произнося вслух тот или иной стишок, нужно не забывать и об эмоциональной окраске того, что вы говорите. Менять тембр и скорость речи, делать паузы, подчеркивать отдельные слова, рассказывать весело, и выразительно. Главное, что бы установился эмоциональный контакт у мамы, и у малыша.

Необходимость развития моторики рук, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого — развитию речевой функции. Рекомендуются различные виды упражнений, направленные на развитие ловкости, точности, координации движений пальцев рук.

Существуют различные способы развития мелкой моторики пальцев рук, например:

1. Массаж— ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт с ребёнком. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребёнка есть явные отставания в речевом развитии. Он даёт отличные результаты.

2. Фасолевые ванны— в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Малыш запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.

3. Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи.

4. Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы, растирать в руках.

5. Мозаика— игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.

6. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры— этим весёлым занятиям посвящены многие книги. Народная мудрость принесла к нам из глубины веков Сороку-ворону, ладушки, Козу-рогатую и многое другое. А современные исследователи дополнили ассортимент увлекательных игр. Занимайтесь с крохой— игры и гимнастика для пальчиков способствует не только речевому, но и всестороннему развитию.

7. Шнуровки — сейчас в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурования ботинок. Простейшую шнуровку можно сделать в домашних условиях. Возьмите кусок картона, вырежьте из него какой-то знакомый ребёнку объект (яблоко, ёжика или что-то ещё) и сделайте по контуру дырки с помощью дырокола. В эти дырки малыш будет просовывать шнурочки. Также можно пришнуровывать один объект к другому (ёжик несёт яблоко и т. д.)

8. Игры с пуговицами и бусинами— нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую— разные петли. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой-маленький.

9. Пазлы — красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.

10. Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие— дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти.

Используя творческий подход, сопровождая пальчиковые игры сказками, придумываемыми по ходу действий. Это удвоит эффект.

Необходимо развитие мелкой моторики в и повседневной жизни: на прогулке можно разрешить потереть песок между ладонями и собрать мелкие камешки. И конечно же, обсуждайте всё, что происходит.

Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев руки оказывают занятия изобразительной деятельностью (лепка, рисование, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из разного материала). Также работа с ножницами (вырезание по контуру или на глаз).

Примерный комплекс и образцы упражнений для пальчиковой гимнастики:

— Хочешь? Тоже делай так:

То — ладонь, а то — кулак.

Руки положить на стол:

1. ладони прижать к столу;

2. одновременно сжать два кулачка (позиция «кулак» — «кулак»)

3. разжать пальцы одной руки и прижать ее к столу (позиция «рука» — «кулак»).

Для усложнения — увеличить темп движения.

Крепко держатся дружочки,

Не разжать нам их крючочки.

Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.

Пальчик-мальчик, Где ты был?

С этим братцем — В лес ходил.

Песни пел! (Поочередно сгибать и разгибать все пальцы, начиная с мизинца.)

Двигай домик мой сильней

Подушечками пальцев и нижней частью ладошки прикасаться к столу, образуя «полушарие». Вытянуть указательный палец с упором на стол и подтянуть им вперед весь «домик» черепашки. Аналогичным способом передвигать «домик» черепашки средним, безымянным пальцами и мизинцем.

1. Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. — 1983. — № 1.

2. Дудьев В. П. Средство развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи //Дефектология. — 1999. — № 4.

3. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей. — М, 1994.

4. Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. — М., 1981.

5. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М. 1973.

6. Кольцова М. М., Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. — СПб.,1997.

7. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. — СПб., 1998.

8. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. — М., 1967.

9. Наумова Э. Д. Играя, учимся говорить. — М., Просвещение, 1994.

10. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. — С.-Пб., 2000.

11. Толбакова А. К. Пальцы помогают говорить //Дошкольное воспитание. — 1988. — № 4; 1989. — № 10.

12. Ткаченко Т. А. Если дошкольник говорит плохо. — М., 1987.

13. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. — Нижний Новгород, 1995.

14. Шмаков С. А. Игры-шутки, игры-мишутки. — М., 1993.

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи дошкольников

Моторика рук – это различные движения, в которых задействованы мелкие мышцы кистей и пальцев. Мелкая (тонкая) моторика не является рефлекторной и требует специального развития. Но чем полезна моторика рук для развития детской речи? Учеными уже давно доказана связь между тонкими движениями рук и активностью мозга.

Почему это важно?

Итак, влияние мелкой моторики на развитие речи безусловно. Оно заключается в том, что зоны коры головного мозга, отвечающие за тонкие движения и речь, находятся в непосредственной близости друг от друга. Задействуя зону моторики, мы стимулируем и развитие речевой зоны.

Вполне закономерен вопрос: почему наши бабушки не занимались специально развитием моторики, а речь детей развивалась нормально? Да потому, что в те годы в специальных упражнениях не было особой надобности. Большую часть работы по дому дети с раннего возраста делали вместе с родителями вручную: стирали, отжимали белье, штопали, вязали, шили иголкой, мыли полы, чистили ковры, перебирали крупы, готовили еду (числили овощи, лепили вареники, месили и раскатывали тесто). При этом не стоит забывать, что наши бабушки часто играли со своими малышами в «ладушки», «сороку-ворону», «козу рогатую». А это не что иное, как пальчиковые игры – прекрасное средство для стимуляции мелких мышц.

Сегодня большую часть домашней работы делают за нас бытовая техника и бытовая химия. А мелкая моторика задействуется детьми, увы, только при нажимании на кнопки гаджетов. Мамы же, ссылаясь на занятость, все меньше занимаются ручками и пальчиками своих крох. Именно поэтому уделять отдельное внимание мелким мышцам рук так важно.

Когда же можно начинать занятия, стимулирующие тонкую моторику рук? Сегодня специалисты сходятся во мнении, что это можно делать уже с момента, когда пропадает гипертонус новорожденных ( в 5–7 месяцев). Массаж с потешками, разминание пальчиков и ладошек, «ладушки», сжимание маленького мячика — это простейшие упражнения на моторику для самого раннего возраста.

Взаимосвязь отделов мозга

Организм человека развивается комплексно: зрение, слух, эмоции, мышление, память обычно идут в ногу с его общим физическим развитием. Если малыш к определенному времени не научился сидеть или ползать, можно с большой долей вероятности говорить о том, что у него будут и проблемы с речью. И наоборот. Ребенок, отстающий в становлении речевых навыков, скорее всего, отстает и физически: у него плохая координация, он неуклюж в движениях, часто не может выполнить довольно простых упражнений.

Но, как уже говорилось, благодаря этой взаимосвязи можно «подтягивать» одни зоны мозга, воздействуя на другие. Хорошими примерами такого воздействия можно назвать, например, иглоукалывание. Болевой импульс из определенной точки тела подается в нужную зону коры головного мозга, стимулируя ее активность.

Кроме того, при таком взаимодействии затрагивается не только конкретный отдел, но и прилегающие к нему. Именно поэтому нельзя сказать, что значение моторики заключается только в развитии речи. Она также косвенно затрагивает зоны, отвечающие за другие сферы:

Более выраженное воздействие на эти сферы оказывают специальные упражнения для развития речи. Ребенку в процессе таких игр приходится запоминать, повторять, развивать ритмический слух, представлять себе какие-то образы, концентрироваться на выполнении тех или иных движений.

Кстати, существует мнение, что эффект от таких занятий достигается именно благодаря тому, что мозг включается в работу по «составлению плана действий» для выполнения непривычного ему задания. Как только действие доводится до автоматизма, ребенок выполняет его без активного участия мозга, и оно уже не влияет на развитие нужных зон. Поэтому упражнения и игры есть смысл менять по мере их освоения малышом. Это не только поможет задействовать зону речи, но и будет служить прекрасной зарядкой для маленького мозга.

Виды упражнений

Существует немало видов деятельности, которые помогают совершенствовать моторику рук. Среди них можно подобрать занятия, соответствующие разным возрастным этапам. Например, для самых маленьких подойдут:

  • массаж;
  • игры-потешки как разновидность пальчиковой гимнастики;
  • катание между ладошками орехов, ребристых карандашей;
  • хватание и сжимание каучукового мячика (или массажного – с мягкими шипами);
  • «переминание» песка.

Обязательно проводите такие игры с речевым сопровождением, используя стишки, рассказывая все, что делаете и для чего: для развития речи важны не только движения рук, но и активное речевое окружение, побуждающее малышей к ответной реакции.


Чем старше ребенок, тем сложнее могут быть занятия. Для деток после года подойдут, например, такие:

  • лепка из пластилина или теста;
  • рисование карандашами или красками;
  • собирание пазлов, мозаик, конструкторов, пирамидок, сортеров;
  • выкладывание простейших рисунков из фасоли, гороха;
  • перебирание круп;
  • рисование по песку, муке, мелким крупам;
  • застегивание молний, кнопок, пуговиц, завязывание шнурков;
  • закручивание баночек, бутылочек;
  • разрывание бумаги на кусочки.

Таким образом, далеко не всегда необходимо приобретать специальные дорогие игры. Для пальчиковых игр вполне подойдут предметы, имеющиеся в повседневном обиходе каждой семьи.

Развиваем пальчики с дошкольниками

Пальчиковая гимнастика для дошкольников может быть еще более сложной. Дети после 3 лет способны запоминать, повторять за взрослыми, проговаривать определенные слова или даже целые стишки, проделывать более сложные последовательные манипуляции пальчиками, фантазировать. Поэтому картотека таких игр может включать разнообразные потешки, сюжетные пальчиковые игры, в которых нужно обыгрывать определенные действия с помощью пальцев, представляя их то животными, то крыльями, то ножками. В таких занятиях полезно использовать музыкальное сопровождение.

Занятия по мелкой моторике с детьми дошкольного возраста обязательно должны быть выстроены в форме увлекательной игры, чтобы ребенок включался в них с удовольствием и не думал о том, что это обязательный и сложный урок.

Итак, чем старше ребенок, тем сложнее и разнообразнее могут быть упражнения на моторику рук.

  1. В 3–4 года дети могут рисовать сюжетные картинки, лепить определенные предметы (а не просто мять пластилин), собирать довольно сложные модели из конструктора, строить башни и домики из кубиков. Для развития тактильных ощущений полезны «трогательные» упражнения (можно, например, «познакомить» одноименные пальцы малыша и взрослого, прижимая их друг к другу поочередно, или подключать к играм предметы разной фактуры: мех, камень, дерево, шелк, перья, металл).Сейчас полезно осваивать технику шнуровки. Для этого можно приобрести или смастерить самим специальные пособия-картинки с отверстиями, через которые будет продеваться шнурок. Соревнуясь с ребенком, родители придадут игре азарта и веселья. Кто первый «нашнурует» волны, елочки, лесенки? Застегивание кнопок и пуговиц также можно отрабатывать в форме соревнования. Еще один прекрасный способ задействовать пальцы рук – рисование пальчиковыми красками. Вот уж где простор для творчества и оттачивания мелких движений!
  2. В 4–5 лет в дополнение к вышеизложенным упражнениям детки в состоянии нанизывать большие бусины на нить, выкладывать рисунки из пуговиц, камешков, строить замки или куличики из песка. Большую роль в подготовке руки к письму играют штриховка, обведение рисунков по контуру, раскрашивание, вырезание деталей, выкладывание мозаичных аппликаций из рваной бумаги. Сейчас ребенок уже может рисовать не только прямые, но и ломаные линии, завитушки, волны и даже полностью человечка. Можно усложнить задание: пусть нарисует картину с помощью только геометрических фигур. Выполняя пальчиковую гимнастику, ребенок уже может повторять за взрослым весь сюжет игры: и проговаривая, и показывая в движении.
  3. 5–6 лет – возраст на пороге школы. Сейчас с помощью моторики рук нужно не только воздействовать на речевые зоны мозга, но и параллельно готовить руку к письменным нагрузкам: не просто держать ручку или карандаш, но и уметь довольно долго писать. Полезно, например, обводить линии, рисунки и фигуры в детских прописях, собирать мозаику из самых мелких деталей по инструкции. В этом возрасте дети прекрасно воспринимают «пальчиковый кукольный театр». Пальчиковые куклы смастерить совсем несложно, а представления, которые с их помощью можно показывать, вызовут восторг не только у ребенка, но и у всей семьи. Кроме того, обычные пальчиковые игры можно усложнить. Например, не показывать ничего ребенку, а попросить его обыграть конкретный сюжет. Или использовать игры, подразумевающие самомассаж рук (растирание, разминание, похлопывание). Также сейчас весьма полезно пришивать пуговицы, нанизывать мелкие бусины, складывать фигурки оригами. На этом этапе все важнее связь моторики не только с речью, но и с координацией, логикой, памятью.

Но главное, о чем стоит помнить родителям: мы развиваем речь детей не только с помощью мелкой моторики. Наоборот, это лишь одно из средств, помогающих стимулировать или корректировать речь малыша.

Однако ребенок – даже если у него самые ловкие пальчики на свете – никогда не научится говорить, если с ним мало общаются, не побуждают к диалогу, пересказу, описанию, выплеску впечатлений. К тому же, нередко занятия на моторику входят в комплексы по коррекции речевых навыков у деток с отставанием. То есть применяются вместе с артикуляционными упражнениями, логоритмикой, занятиями с дефектологом, психологом, медикаментозным лечением. Поэтому возлагать надежды только на мелкие мышцы рук нельзя. Но и без них не обойтись. Как уже было сказано, они способствуют активизации многих мыслительных и умственных процессов, в том числе – речи.

Кроме того, если ребенок умеет пользоваться красками, ножницами, шнурками, иголкой, карандашом, это поможет ему в развитии и обучении независимо от того, есть у него проблемы с речью или нет.

Развитие речи дошкольников через мелкую моторику рук.

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Развитие речи дошкольников через мелкую моторику рук.

Известный педагог Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами — чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

С этим трудно не согласиться – двигательные и речевые центры находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться и речь. Систематическая и планомерная работа по развитию тонкой моторики рук, способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психологического здоровья ребёнка.

Существует много способов развития мелкой моторики:

пальчиковый театр, Би-ба-бо

лепка из пластилина или теста

рисование карандашами или красками

собирание пазлов, мозаик, конструкторов, пирамидок

выкладывание рисунков из фасоли или гороха

застегивание молний, кнопок, пуговиц, завязывание шнурков, плетение косичек.

Недостаточно поместить ребенка в речевую среду, чтобы речь его стала развиваться. Необходимо стимулировать его собственную речь. Поэтому в своей работе мы используем игры-манипуляции, в основе которых народное творчество — прибаутки и потешки. Эти игры хороши тем, что они позволяют нам многократно повторять маленькие несложные тексты, которые дети быстро запоминают и потом могут проговаривать.

Где ладошка? (показать ладошку)
Тут-тут (стучим указательным пальцем по ладошке)
На ладошке пруд, пруд (рисуем круг на ладошке)
Палец большой — это гусь молодой (поочередно показываем пальцы)

Указательный – поймал гуся
Средний гуся ощипал,
Безымяный – суп варил,
А мизинчик – всех кормил.

Полетел гусь в рот (подносим руки ко рту)
А оттуда в живот! (показываем живот)

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Очень увлекательны забавы, в которых есть рифмованные стихотворения. П роговаривание стихов мы проводим одновременно с движениями пальцев рук, при этом речь становится ритмичной, более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Пальчиковые игры для нас универсальный дидактический развивающий материал.

Массажными шариком мы стимулируем зоны на ладонях. С помощью шаров – «ежиков» нашим детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Ежик, ежик, хитрый еж (круговые движения шариком по ладошке)

На клубочек ты похож

На спине иголки — очень, очень колкие (каждым пальцем надавливать на «иголку» )

Хоть и ростом ежик мал

Нам колючки показал

А колючки тоже на ежа похожи (собрать пальцы обеих рук в «щепотку» , крутить мяч) .

Часто мы используем в своей работе с дошкольниками упражнения, которые развивают у ребенка мелкую моторику, и способствуют активизации речевых навыков

Упражнение 1. «Заплети косичку» — три шнура (одноцветные или разноцветные) заплести в косичку.

Упражнение 2. «Бумага» — смять, расправить, скрутить, раскрутить, свернуть, стараться работать пальцами (складывать веер, шляпу, пароход) .

Упражнение 5. «Штриховка» — линиями продольными, поперечными, диагональными, диагонально-поперечными заштриховать нарисованные геометрические фигуры, овощи, фрукты и т.д.

Упражнение 7. «Аппликация выщипыванием» — нарисовать, выщипать, склеить 2 кружка (1 большой, 2 маленьких — получится неваляшка) .

Упражнение 9. «Бусы» — нанизывать на нитку бусины, пуговицы и т.п. разной величины, цвета.

Упражнение 10. «Мотылек» — грушу, пульверизатор сжимать, разжимать, струю воздуха направлять на вату, на различном расстоянии различной силы.

Упражнение 11. «Чудесный мешочек» — мелкие игрушки, геометрические фигуры, муляжи овощей, фруктов, контуры букв-ребенок ощупывает рукой, называет предмет, затем вынимает из мешка, уточняет название.

Упражнение 12. «Мозаика» — (мелкая и крупная) выкладывать по образцу узоры, предметы, фигурки, буквы и т.д.

Упражнение 13. «Завяжи-развяжи» — полоска жесткой материи или клеенки в петли с двух сторон вставить и завязать шнурки разных цветов, шнурков по количеству петель.

Упражнение 15. «Нитки» — смотать нитки с одного клубка в другой, с одной трубочки на другую (нитки разного цвета и толщины) .

Для развития мелкой моторики рук, а также детского творчества, артистизма детей, мы успешно используем различные виды инсценирования. Любимыми в нашей группе являются игры-инсценировки в форме диалога: «Колобок», «Теремок», «Репка». Кистью или пальцами руки ребёнок имитирует движения персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы.

На занятиях в качестве элемента двигательной активности и средства переключения на другой вид деятельности мы используем физкультминутки, которые проводим в сочетании движений с речью детей, что позволило нам достичь наибольшего обучающего эффекта.

Наших детей привлекает возможность мастерить поделки из бумаги, которые мы используем в играх, инсценировках, – это оригами. Это не случайно. Притягательная сила этого искусства – в способности будить детское воображение, память, оживлять плоский немой лист бумаги, за считанные минуты превращать в цветы, животных, птиц.

Кроме игр и массажа пальчиков, мы часто используем различные упражнения, которые имеют прямое отношение к развитию мелкой моторики. Для этого мыиспользуем подручные материалы, от пуговиц до круп, любые предметы:

Одеваем кукол в одежду, где пришиты пуговицы, имеются крючки и липучки;

Зажимаем между ладонями простой карандаш и перекатываем его;

Завязываем банты из лент или наматываем нитки на катушку;

Занимаемся выкладыванием фигур из камушков, ракушек;

Играем со шнуровкой, создавая разные плетения;

Используем прищепки для развешивания картинок или как декоративный элемент в аппликациях.

Рисование на манке. Высыпаем на поднос манную крупу и играем в художника. Начинаем с простых линий, а потом переходим к рисованию образов, букв, цифр.

Крупы – отличный материал для развития тактильного восприятия и увлекательных игр: мы перебираем гречку, горох, создаем из крупинок аппликации, ищем спрятанные игрушки в емкости с зерном.

В своей работе мы часто используем творческие задания. Для этого создано множество различных наборов мозаик и конструкторов, состоящих из мелких деталей, или требующих соединения компонентов винтиками.

Творческие виды деятельности богаты идеями, как еще задействовать мелкую моторику рук:

Мы вырезаемфигурки из бумаги.

Соревнуемся на повторение фигур по образцу. Взрослый складывает из пальцев комбинацию или изображает зверька. Дети как можно точнее повторяют оригинал.

Лепим из пластилина и глины.

Собираем пазлы, бусы по схеме

Ещё одним способом развития мелкой моторики является лепка и занятия пластилинографией. Этот нетрадиционный способ художественного творчества мы применяем в своей практике.Большинство наших детей очень любят рисовать пластилином. Для декорирования работ используем различные виды круп: фасоль, горох, рис, гречка. Ссыпав их в одну емкость, дети перебирают крупу, зачитывая стихотворения:

Сюда насыпали горох и

Устроим там переполох,

чтоб пальцы не грустили!

Катись, фасолинка, за окошко,

Катись, фасолинка, к нам в лукошко.

Ты катись, фасолинка, по столу,

Развлекай, фасолинка, детвору.

В процессе работы, дети с удовольствием обсуждают, что они делают, оценивают результат готовых работ, тем самым развивают связную речь.

На занятиях мы читаем небольшие стихи:

Мы рисуем пластилином

И фантазий самолёт

Отправляется в полёт!

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует развитию речи детей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка, что является главной целью нашей работы. Желаем Вам творческих успехов.

Читать еще:  Развитие мелкой моторики 1 класс
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector