221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие моторики у детей 10 лет

Развитие мелкой моторики у детей

Мелкая моторика — это способность совершать небольшие, но точные движения пальцами ног и рук. Ее развитие зависит от правильной координации сразу нескольких систем: мышечной, костной и центральной нервной. Моторику часто называют ловкостью. Она способствует развитию речи у детей.

Роль мелкой моторики

Моторное развитие ребенка благоприятно влияет на общие навыки. Это обусловлено тем, что в процессе взаимодействия нескольких систем происходит быстрое оформление связей между нейронами.

Вовлечены следующие сферы:

  1. Воображение. Ученые доказали, что просмотр существующих картинок не отличается от работы с придуманными образами с точки зрения деятельности мозга. Активное воображение будет способствовать развитию креативности и пространственного мышления.
  2. Развитие речи. Нервные импульсы, поступающие в мозг при ощупывании предметов, стимулируют соседние центры. К ним относится речевой. Упражнения на развитие моторики включают в курс даже при реабилитации взрослых людей, утративших возможность разговаривать.
  3. Способность планировать. Взаимодействие с предметами учит детей оценивать последствия своих действий. Ребенок начинает продумывать, что ему нужно сделать для достижения результата.
  4. Усидчивость. Благодаря упражнениям и занятиям дети становятся более терпеливыми. Им легче сконцентрироваться на поставленной задаче.
  5. Память. После тренировок дети быстрее запоминают визуальные образы.

Мелкая моторика пальцев — критерий интеллектуального развития ребенка. Для детей младшего возраста она определяет способность к обучению. Ученые заметили, что младенцы с более подвижными пальцами и уверенными движениями быстрее учатся говорить. В дальнейшем в школе у таких детей оценки лучше, чем у остальных.

Виды моторики

Существуют 2 вида моторики: крупная и мелкая. Первая заключается в способности удерживать равновесие, ходить, бегать и прыгать. Благодаря ей человек может двигать руками, ногами и телом. Крупная моторика является базой для формирования мелкой. Последняя позволяет взаимодействовать с небольшими предметами.

Этапы развития моторных навыков

В дошкольном возрасте выделяют следующие периоды развития моторики:

  1. 2-3 месяца. Ребенок изучает мир через осязание. Он тянется к игрушкам и предметам, которые к нему подносят родители. Хватает взрослых за руки и пальцы. Ощупывает самого себя. Это помогает ему сформировать картину мира и четкие границы в психике между собой и окружающими объектами.
  2. 3-6 месяцев. Период совпадает с временем прорезывания зубов. Дети целенаправленно тянут руки ко рту, пытаясь унять зуд. Это первые полностью осознанные движения. В это же время ребенок начинает следить за окружающими. Он уверенно направляет руки к предметам при наличии интереса. Это важный процесс, поскольку раннее развитие моторики до 8 месяцев способствует формированию психики.
  3. 8-12 месяцев. Ребенок уверенно берет предметы. Еще до года он учится взаимодействовать с ними. Перекладывает из одной руки в другую. Может перемещать ложку в чашку, складывать небольшие вещи в коробку. Преобладает точный пинцетный захват: дети хватают предметы указательным и большим пальцами. В это же время ребенок учится разъединять вещи, наблюдая за процессом.
  4. 1 год. Дети держат предметы одной рукой, а другой взаимодействуют с ней. Ребенок начинает повторять действия за взрослыми. Он может, например, толкать игрушечную машинку. Дети делают первые рисунки, которые пока выглядят как хаотичные линии.
  5. 12-18 месяцев. При взаимодействии с книгами ребенок переворачивает сразу все страницы. Уверенно держит столовые приборы, карандаши, фломастеры и ручки. Может убрать упаковку (бумагу, фольгу или скотч) с предмета. Дети учатся строить пирамиды из кубиков, соединять вещи друг с другом и откручивать крышки с бутылок. Ребенок играет с пирамидами и может хватать движущиеся предметы.
  6. 18-24 месяцев. Дети умеют переворачивать по одной странице. Они способны удерживать сразу 2 небольших или тонких предмета в руке. В 2 года ребенок умеет опускать маленькие фигурки через отверстия, учитывая их форму. Некоторые дети уже умеют переливать воду из одного сосуда в другой. Столбики из кубиков становятся выше: они состоят из 4-6 деталей.
  7. 24-36 месяцев. До 3 лет дети учатся играть с глиной, песком и пластилином. Они способны открывать ящики и вытряхивать их содержимое. Ребенок уверенно открывает крышки. Он улучшает навыки рисования: может красить поверхность пальцами, воспроизводить простые фигуры и делать черточки и крестики.
  8. 3-4 года. При рисовании ребенок способен повторять формы простых объектов. Дети без затруднений обводят контуры. Они могут делать постройки из 8-10 кубиков.
  9. 4-5 лет. Происходит общая подготовка к школе. Ребенок активно развивается. Он может заполнять раскраски и полноценно рисовать карандашами. Дети умеют складывать фигурки из бумаги. Они способны угадывать знакомые предметы наощупь. Возможна лепка из пластилина. Ребенок может самостоятельно завязывать шнурки. Он начинает переписывать печатные буквы. Рисунки становятся сложнее: у людей присутствуют части тела, у домов могут быть окна и двери.
  10. 5-6 лет. Ребенок способен вырезать фигурки из картона или бумаги. Он свободно пишет цифры и буквы, может логически дополнить ряд из картинок. Способен воспроизводить простые геометрические фигуры. Некоторым детям для этого требуется образец.

В дальнейшем развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет и старше предусматривает погружение в творчество. Это может быть вышивание, лепка из глины, плетение браслетов из бисера и т.д. Даже стандартных навыков моторики хватит для общего развития, однако совершенствование позволяет простимулировать соседние центры мозга.

С какого возраста нужно помогать в развитии

Определение оптимального возраста бессмысленно, т.к. ребенок почти с рождения начинает развивать моторику. Вы можете помогать младенцу с того момента, как он начнет концентрироваться на предметах и частях тела. Однако занятия будут эффективны и после 3-4 лет. Моторику могут развивать даже взрослые люди.

Что должен делать родитель

Чтобы занятия были эффективными, нужно запомнить следующие правила:

  1. Тренировки должны быть интересными. Ребенок быстро откажется заниматься, если занятия будут слишком скучными, сложными или простыми. Важно подавать все в игровой форме и давать посильную нагрузку.
  2. Деятельность должна быть совместной. Вы можете отдать ребенка в группу, но необходимо хотя бы иногда заниматься вместе с ним. Доверие и позитивные эмоции дополнительно мотивируют детей. Игры помогают укреплять отношения.
  3. Ребенка нужно хвалить. Некоторые родители не понимают, почему дети теряют интерес к занятиям. В действительности даже самая увлекательная игра может вызывать у ребенка отторжение, если он не получает одобрение.
  4. Продолжительность занятий должна быть адекватной. Не стоит доводить детей до переутомления, иначе у них возникнут негативные ассоциации. В то же время нельзя прерывать игру на середине. Если вы видите, что ребенок устал, подведите занятие к логическому завершению.
  5. Старайтесь не держать в свободном доступе те игрушки, которые используете для занятий. У детей возникает интерес к тому, чего им не хватает в повседневности. Если игрушка будет слишком доступной, она надоест ребенку.
  6. Организуйте занятия систематически. Следует играть с ребенком каждый день. Лучше проводить несколько коротких тренировок, чем 1 длинную.
  7. Усложняйте задания постепенно. Сначала помогайте выполнять движения, иногда допускается полностью сделать всю работу вместо ребенка. В дальнейшем добивайтесь, чтобы дети сами проявляли инициативу, повторяя за вами. Игровой материал следует подавать от простого к сложному.

Мелкую моторику развивает большинство игр, занятий и хобби. Даже работа в огороде может принести пользу. Однако некоторые занятия нравятся детям больше других.

Занятия с мелкими предметами

Для игр подойдут маленькие камни, бусины, бисер, крупы, пуговицы и т.д. Вы можете попросить рассортировать их по какому-либо признаку или просто собрать в контейнер. Начинать лучше с предметов побольше, затем постепенно уменьшать размер.

Важно сообщить ребенку, что таким образом он поможет вам, и похвалить его после выполненного задания. Можно привлечь детей к чему-то полезному: например, попросить перебрать гречку и убрать черные зерна или рассортировать бисер по цветам.

Пальчиковая гимнастика

Самые простые пальчиковые игры — это ладушки. Маленьким детям до 1 года подойдет массаж ладоней. Его можно сопровождать популярными присказками или песенками.

Взрослый ребенок может проводить полноценную зарядку. В комплекс упражнений можно включить сжимание и разжимание кулаков, сгибание пальцев по отдельности и вместе, встряхивание кистями и т.д.

Лепка из пластилина или глины

Дети проявляют интерес к лепке с 2 лет. Вы можете предложить ребенку пластилин или глину, позвать его печь фигурное печенье с вами или просто попросить раскатать тесто. Лепка хорошо сочетается с придумыванием сюжетных игр. Это дополнительно развивает воображение и логику.

Читать еще:  Развитие моторики 4 года

Дополнительные предметы

Хорошо развивает мелкую моторику раскрашивание, рисование и обведение контуров. Для этого можно приобрести специальные тетради. Желательно дополнительно обеспечить ребенку вертикальную поверхность для рисования. Например, повесить доску. Бюджетный вариант — зеркало.

Дети могут развивать мелкую моторику с помощью паззлов и мозаики. Количество деталей и их размер подбирают индивидуально в зависимости от возраста. Паззлы также развивают воображение.

Можно вырезать вместе с ребенком фигурки из бумаги. Желательно учить самообслуживанию: застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Детям помладше можно упражняться в завинчивании крышек.

Методички по занятию с детьми

Для занятия с детьми 3-5 лет подойдет методичка А.В. Артемьевой. В ее книге присутствуют теоретическая и практическая части. Материал изложен доступно, без лишней информации. Предоставлены схемы и способы диагностики уровня развития ребенка. Дан комплекс упражнений.

С маленькими детьми можно заниматься по методичке Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. 1-3 года». Учебник содержит много идей для игр. К упражнениям даны фото, иллюстрирующие процесс выполнения. Некоторые задания подходят даже полугодовалым детям, поэтому книгу можно приобрести заранее.

Развитие мелкой моторики у детей

Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Рассмотрим подробно все эти вопросы.

Общее понятие и особенности мелкой моторики детей

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры (в интернет-журнале «Развитие» есть статьи про развивающие игры для детей в 1 год, а также игры для развития детей в 2 года).

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Статьи о развитии ребенка по системе Монтессори а также о монессори-играх, также будет интересна.

Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:

1. Массаж ладошек

Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.

3. Разрывание бумаги

Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.

4. Перелистывание страниц

После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.

Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.

В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

8. Баночки с крупами

Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.

9. Рисование на песке

Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

Игрушки для развития мелкой моторики

Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.

11. Завинчивание крышек

Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

12. Застегивание, расстегивание и шнуровка

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

14. Рисование и раскрашивание

Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

15. Собирание мозаик и паззлов

Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение.

Читать еще:  Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.

Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

Развитие мелкой моторики

О том как развивать мелкую моторику у детей раннего возраста пишут и говорят много, А о том какие подобрать средства и методы на занятиях по развитию мелкой моторики в соответствии с возрастными особенностями детей младшего подросткового возраста пишут мало. Это и определило тему статьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
razvitie_melkoy_motoriki.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Она имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. О необходимости и важности развития мелкой моторики чаще говорят и пишут тогда, когда речь идет о маленьких детях. Это оправданно тем, что в раннем возрасте идет бурное развитие головного мозга. Наиболее активное созревание двигательной коры идет в первый год жизни ребенка и продолжается в моторном поле до 3 лет. [2]

В возрасте 10 лет ребёнок становится младшим подростком. Не смотря на очень большое количество разнообразной информации о том, как развивать мелкую моторику у детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста, по окончанию начальной школы выделяется категория детей, у которых развитие мелкой моторики находится на низком уровне. У них слабо развиты мелкие мышцы кисти, недостаточно развиты механизмы программирования сложно-координированных двигательных действий, несовершенна нервная регуляция движений, низка выносливость к статическим нагрузкам, Дети не умеют правильно строить последовательность своих действий, не умеют их оценивать, а значит, и корректировать в процессе выполнения. В первую очередь это проявляется в письме, в школьной неуспеваемости.

Среди особенностей младшего подросткового возраста А.П. Краковский выделяет: стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; потребность в достойном положении в коллективе сверстников; отсутствие адаптации к неудачам; повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе; отсутствие адаптации к положению “худшего”; стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе; ярко выраженная эмоциональность; переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем. [1, с. 167] Упражнения по развитию мелкой моторики должны вызывать не отвержение, а интерес и подкрепляться наглядными промежуточными результатами. Тогда ребенок будет их выполнять с желанием. Чувство взрослости, как центральное новообразование этого возраста, выражается в отношении подростка к себе как к взрослому и желании, чтобы и взрослые, и сверстники так же относились к нему. Возникает вопрос, а как же развивать мелкую моторику у данной возрастной группы, если имеющиеся в большом количестве методики направлены на более ранние возрастные периоды.

Комплекс по развитию мелкой моторики включает в себя упражнения: статические (удержание приданной пальцам определенной позы), динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую), расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др. Для получения максимального эффекта эти упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев. [3]

На основании анализа рынка игр и методических пособий рекомендуется для занятий с детыми младшего подросткового возраста использовать: массажер для кисти руки «Анти-стресс» яйцеобразной формы, массажер «Су-Джок» (2 кольца, шарик), набор для гравюр (магазинный или самодельный), набор круговых трафаретов «Мир цветов», трафареты для рисования «Как нарисовать спираль» линейка-спирограф (спирограф был назван лучшей обучающей игрушкой мира 4 года подряд, с 1965 по 1969 год), «Копировальный экран «Мираж», игра «Пальчиковый твистер», хэндгам, игра «Баланс», игра «Бирюльки» (разные наборы), пальчиковые кисточки, пальчиковый кукольный театр, шагающие куклы, перчаточные куклы, пособие «Не просто лабиринты» Набор 1 (автор: Г.М. Зегебарт, издательство Генезис), набор «Волшебные лабиринты (+ маркер)» (авторы: Екатерина Гвоздева, Наталья Плотникова), пособия по рисованию двумя руками, раскраски-штриховки.

Как дополнительные средства бумага (поделки-оригами, папье-маше и др.), набор камушков гладких не менее 40 штук – для игры в камушки (подобные игры были очень популярны у школьников СССР), пластилин, цветные карандаши, цветные ручки, фломастеры, нитки, спички или счетные палочки (для спичечного тренинга).

В качестве традиционных форм работы по развитию мелкой моторики рук оставляем: самомассаж кистей и пальцев рук (с использованием предметов и без); графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда; игры на развитие тактильного восприятия типа «Чудесный мешочек»; игры с пластилином, песком, рисование мелками, рисование цветным песком.

Исходя из возрастных особенностей, можно заменить: игры с пальчиками на выполнение мудр; детские шнуровки в виде бабочек, цветочков, мальчиков и т.п. на шнурование различными способами обуви, с различными способами завязывания узелков; детские игры типа ладушки на более сложные в которые играли на переменах в советских школах, рисование дорожек – на рисование иероглифов.

С точки зрения нейропсихологии созревание структурной организации коры в онтогенезе связано с ростом нейронов, образованием их отдельных объединений и формированием ассоциативных связей между ними. К моменту рождения удельный вес нейронов в коре превышает удельный вес волокнистых структур (отростков нейронов). К 5-6 годам удельный объем волокон значительно увеличивается в связи с развитием ассоциативных связей и преобладает в большинстве отделов коры, за исключением лобной коры, где его увеличение происходит после 10-12 лет . [2] Анатомическое строение лобной коры, относящейся к третьему функциональном у блоку мозга, обусловливает ее ведущую роль в программировании, контроле за протеканием психических функций, в формировании замыслов и целей психической деятельности, в регуляции и контроле за результатами отдельных действий, деятельности и поведения в целом. Лобная кора включает в свой состав моторные и премоторные (моторные) и префронтальные (немоторные) отделы. Следовательно, занятия по развитию мелкой моторике у детей младшего подросткового возраста будут способствовать улучшению работы третьего функционального блока мозга. К тому же выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Итак, проблема развития мелкой моторики у младших подростков является актуальной, и пренебрегать ее нельзя. Исходя из особенностей развития головного мозга человека, занятия направленные на развитие мелкой моторики у младших подростков будут способствовать: успеваемости в школе, развитию речи, развитию коммуникативных навыков, регуляции поведения, концентрации внимания и так как лобная кора находится во взаимосвязи со всеми зонами мозга, то решение проблем связанные с ее развитием будет оказывать положительное влияние на протекание всех психических процессов. Подбирать методики для развития мелкой моторики у детей младшего подросткового возраста необходимо очень тщательно в соответствии с поставленными задачами и учитывая при этом возрастные особенности.

Краковский, А. П. О подростках (содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка). М.: Педагогика, 1970. 272 с.

Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии

Ирина Ворфоломеева
Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках пальцев.

от пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

В. А. Сухомлинский[/b]

На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека — от 1 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать паять, восприятие, мышление, внимание.

Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. Н. Антакова — Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.

Все факторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.

Нам можно еще раз убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков.Задолго до открытия ученными взаимосвязи рук и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки — ладушки», «Сорока — белобока», «Мальчик — пальчик» и др. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга.

Все ученые, изучавшие психику детей, так же отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга.

Работая в группе детей с ограниченными возможностями, я столкнулась с тем, что у большинства детей очень слабые пальчики, нарушена координация движения рук.У некоторых ребят не сформированы даже элементарные навыки самообслуживания: они не умеют одеваться и раздеваться, застегнуть пуговицы, не могут повторить простые движения рук при умывании и вытирании полотенцем. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, у них очень слабый нажим, для этих ребят очень трудная задача — разломить кусочек пластилина и размять его. Пальчики рук плохо работают по отдельности, в основном они сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют вместе. У детей наблюдается не полная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

Важной задачей нашей работы стало развитие мелкой моторики у детей в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

Для этого в группе создается необходимая предметно — развивающая среда, с помощью родителей и изготовляются своими руками различные игры и пособия для развития мелкой моторики наших малышей.

Для более эффективной работы мы оборудовали специальный уголок, в котором имеется достаточный материал для решения этой проблемы: различные вкладыши, пирамидки, матрешки, разнообразные «Шнуровки», «Пазлы», «Выложи узор» (из разного вида мозаик, «Собери бусы», «Волшебные пуговицы», и многое другое. Постепенно содержание уголка меняется, цели и задачи игр усложняются.

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы.В своей работе мы используем накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Считаем, что все игры и упражнения, которые мы проводим с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, помогают нам развивать мелкую моторику рук наших малышей, их речь, внимание, мышление, а так же доставляют им радость и удовольствие.

В нашей группе уже стало традицией, что несколько раз в день педагоги проводят с ребятами пальчиковую гимнастику. Детям очень нравится проговаривать небольшие забавные стихотворения и выполнять разнообразные упражнения. Очень хорошо помогает пальчикам детей быть сильными и ловкими застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, «молний», липучек, крючков и др.

Любимое занятие наших ребятишек — складывание картин из деталей пазлов, складных кубиков. При этом у детей развивается зрительное восприятие, формируется целостность образа. Из линолеума вырезали плоскостные фигуры, имеются различные трафареты — предлагаем детям обводить, заштриховывать, раскрашивать. Развивающую среду нашей группы дополняют различные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Популярны у детей разные виды настольных театров. Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии. Персонажи двигаются, поворачиваются, кланяются, благодаря работе детских пальчиков.

Очень эффективен массаж детских рук с помощью палочек, шишек, мячей -«ёжиков». Плавно гладя шипы — «колючки», ребята успокаиваются. При подготовке детей к школе используем тетради — штриховки. В них даем детям специальные графические упражнения — проведение различных линий, штриховка, обводка контуров, раскрашивание предметов и т. д. Наш опыт свидетельствует о том, что работа в таких тетрадях не только доставляет детям удовольствие, но и эффективно готовит руку к письму. Очень нравится будущим первоклассникам выкладывание рисунков из счетных палочек.

Нашим малышам очень нравится вышивать шнурками на досточках от мозаик, заниматься играми со шнуровкой, собирать на нитку крупные бусы, пуговицы.

Не менее интересным и полезным для развития пальцев рук занятия с использованием бумаги. Много картинок вырезаем из журналов и создаем разнообразные коллажи. Рвем бумагу на мелкие кусочки, скатываем из салфеток маленькие шарики, мнем, сворачиваем, разворачиваем, все эти упражнения не только помогают пальчикам, но и имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей.

Применение крупе (горох, рис, манка, гречка и т. д) мы нашли не только в мозаике, но и в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику. Например, игра «Золушка» (дети перебирают перемешанную крупу, «Рисунок на крупе».

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствует так же различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд, и т. д). В нашей группе все эти виды деятельности также нашли широкое применение. Мы организовали уголок по продуктивной деятельности. Дети в любое время могут взять необходимые материалы и заниматься любимым делом. Такая целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует развитию коммуникативных навыков, формированию психических процессов, интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное — помогает сохранять физическое и психическое здоровье наших детей.

Нетрадиционные техники рисования в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста Статья «Нетрадиционные техники рисования в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста» В статье раскрывается опыт педагогов.

Роль мелкой моторики в развитии детей «Представление, что при любом двигательном тренинге. упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло.

Буклет «Знайкин о развитии мелкой моторики» Уважаемые родители! Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Поэтому желательно ежедневно.

Игры-упражнения на развитие мелкой моторики рук и развитие речи детей раннего возраста Художественное слово Пальчиковые игры сопровождаются стихотворными текстами. Стихотворения в играх – это та основа, на которой формируется.

Проект «Развитие мелкой моторики у детей с ФФН» Тип проекта: практико-ориентированный. По времени: долгосрочный (сентябрь – май). По количеству участников: групповой. Участника проекта:.

Развитие мелкой моторики рук у детей «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский В последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился,.

Развитие мелкой моторики у детей В своей работе с детьми большое внимания стараюсь уделять развитию мелкой моторики. Полностью поддерживаю такое изречение как » Речь живет.

Развитие мелкой моторики у детей с ОНР Работая с детьми с ОНР, приоритетной целью деятельности ставится развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук в коррекционной.

Развитие познавательной активности и формирование культуры речевого общения через развитие мелкой моторики у детей Система работыТема: «Развитие познавательной активности и формирование культуры речевого общения через развитие мелкой моторики у детей».

Значение мелкой моторики рук в сенсорном развитии детей раннего возраста Очень важна для ребенка развитая моторика пальцев рук, которые слушаются своего хозяина. Слаженная работа пальчиков в дальнейшем помогает.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×