221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие моторики у детей 4 5 лет

Развитие мелкой моторики для детей 4-5 лет.
методическая разработка (средняя группа) на тему

Перспективное планирование работы по развитию мелкой моторики для детей 4-5 лет с указанием источников используемой литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
samoobrazovanie.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики для детей 4-5 лет.

Мелкая моторика — это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

Цель: Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук; развитие двигательных и познавательных способностей детей; развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно-практических действий.

1.Учить детей владеть графическими навыками: а) штриховка в разных направлениях по образцу: сверху вниз, слева направо. б) обводить контуры предмета по точкам, в) дорисовывать предметы, г) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставлять не закрашенных мест.

2. Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами).

3.Обучать приемам работы с пластилиновой техникой.

4. Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы.

1.Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.

2. развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

3.Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;

1.Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.

2.Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

3.Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.

Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений.

Массаж кистей рук.

Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

Конструирование из бумаги в технике оригами.

Развитие графических навыков.

Рисование по трафаретам.

Игры и действия с мелкими предметами.

Узнавать предметы на ощупь.

Работа с крупой, фасолью, горохом.

Нанизывание бус, пуговиц на проволоку, шнурки.

Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек, семян.

В разделе «Пальчиковый тренинг» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой рисования пластилином, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной геометрии (техника оригами), с различными видами аппликации. Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.

В разделе «Графические навыки дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.

В разделе «Игры с предметами» у детей совершенствуются двигательные навыки, развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Результатом работы по данной программе должно стать:

1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.

2.Овладение разными видами ручной умелости.

3.Овладение приемами работы с разными инструментами.

4.Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.

5.Овладение нормами этики поведения.

Перспективное планирование работы по развитию мелкой моторики на 2016-2017 учебный год в средней группе.

Комплекс упражнений и игр для развития мелкой моторики у малышей

Детские психологи доказали, что головной мозг находится в прямой взаимосвязи с умением малыша использовать кисти и пальцы рук, выполнять ими различные действия. Вот почему родителям нужно заниматься с детьми играми на постепенное развитие мелкой моторики. Тренировки должны проводиться регулярно, быть разнообразными и не утомлять ребенка.

Определение

Мелкая моторика представляет собой совокупность движений, выполняемых пальцами, кистями. Развивать ее крайне важно по нескольким причинам.

  • Посредством таких занятий происходит воздействие на внутренние органы малыша. Тренировка благотворно сказывается на развитии головного мозга.
  • Умение выполнять движения пальцами и кистями рук чаще всего является показателем того, что ребенок полноценно развивается.
  • Движения пальцев напрямую связаны с центрами речи в коре головного мозга, поэтому специалисты рекомендуют тренировать кисти параллельно с развитием речи. Более того, выполнение упражнений на моторику поможет тем детям, которые страдают речевыми дефектами, начать говорить лучше.

Работу над мелкой моторикой следует начинать с самого раннего возраста. Даже младенцам делают массаж пальчиков, а детям постарше необходимо учиться производить основные действия самостоятельно. Помогут этому специальные игровые упражнения, интересные малышам и полезные для них.

Польза от упражнений

Игры и упражнения, развивающие мелкую моторику, должны проводиться с ребенком на регулярной основе, поскольку они не только улучшают способность малыша работать пальчиками и кистью, но и стимулируют речевое развитие.

Без подобных занятий остается риск того, что малыш окажется неподготовленным к школе, его рука не будет способна правильно держать ручку, писать. Да и сам ребенок может оказаться беспомощным, испытывать трудности при выполнении таких элементарных действий, как завязывание шнурков на ботинках.

Ежедневные тренировки помогут улучшить внимание и память. Игровые технологии отличаются многообразием, поэтому выбрать упражнения по душе может любой родитель.

Возраст

Врачи-педиатры рекомендуют приступать к сознательным ежедневным тренировкам с малышом, которому исполнилось 4-5 лет. Но в более раннем возрасте пальчикам необходимо уделять внимание – делать массаж, разминая активные точки, которые напрямую связаны с мозговыми центрами.

Так, для самых маленьких (до 2 лет) могут использоваться такие упражнения:

  • поглаживание ладони;
  • сгибание-разгибание пальцев;
  • хлопки в ладоши.

Чтобы ребенку было весело, следует сопровождать занятие чтением детских стишков про Сороку-белобоку, игрой в «Ладушки».

Если малыш посещает детский сад, то занятия по развитию мелкой моторики с ним проводят воспитатели еще в младшей группе, но для родителей это не повод отказаться от домашних тренировок, которые помогут закрепить полученные умения и перевести их в навыки. Поэтому и в выходные дни нужно заниматься с малышом, используя игровую форму, предлагая ему новые интересные задания.

Правила выполнения пальчиковых упражнений

Работа с малышом над развитием мелкой моторики должна проводиться на регулярной основе, но не утомлять ребенка. Самый простой способ проводить ее – пальчиковые игры, которые отлично стимулируют работу головного мозга, помогают развивать ловкость, внимание, память. Работа проводится сначала правой рукой, затем – левой. От взрослого требуется следить за правильностью выполнения движений, поэтому прежде чем показывать их ребенку, необходимо потренироваться самому.

Начать следует с 2-3 повторов каждого упражнения, постепенно увеличивая их до 5-8. Тренировки проводятся ежедневно, при этом нескольких минут в день достаточно.

Дидактические пособия советуют: если ребенок устает, занятие можно разбить. Утром выполнить первые два упражнения, днем – еще два, ближе к вечеру – одно.

Самые популярные игры

В картотеке игр представлено огромное число вариантов. Предлагаем некоторые простые, но любимые большинством детей пальчиковые игры.

  • Сжать все пальцы на обеих руках, потом разжать их. Выполнить несколько раз.
  • Сжать пальцы на правой руке, разжимать их поодиночке. Повторить упражнение с левой.

Чтобы малышу было интересно, родитель во время занятия может прочесть ему веселые стихи или же сочинить историю о том, как при помощи движения пальцев сказочный персонаж (мишка) добрался домой. Например: мишка прошел первый лес – разгибаем один палец. Мишка прошел второй лес – разгибаем второй. Ребенок будет стараться выполнять упражнение, чтобы узнать, чем закончится сказка.

  • «Веер». Упражнение полезно для пальцев, выполняется так: прижать пальцы друг к другу (имитируя закрытый веер), потом – расставить как можно шире (веер открылся), помахать кистью.
  • Очень хорошее упражнение, помогающее развивать не только моторику, но и внимание, скорость реакции – «Цап-царап». Родитель кладет руку на стол, малыш помещает свою ладонь на ладонь взрослого и слушает его. Мама или папа рассказывают стишок или сказку, задача ребенка – быть внимательным. Как только прозвучит «цап-царап» (это может быть любая другая фраза, обговоренная заранее), ему необходимо как можно быстрее убрать свою ладошку, иначе родитель накроет ее своей второй рукой. После нескольких тренировок родитель и малыш могут поменяться ролями.
  • «Бабочка». Сначала пальцы сжимаются в кулак, теперь необходимо по одному распрямить мизинец, затем – безымянный и средний пальцы. Из указательного и большого создать кольцо. Бабочка готова. Теперь необходимо попросить ребенка «помахать крылышками» — делать движения прямыми пальцами.

Если какая-то из пальчиковых игр вызывает сложность, можно на некоторое время заменить ее другой, не стоит мучить ребенка обязательной установкой на успех.

Первые занятия с предметами

Разучив основные игры с пальчиками, можно переходить к следующему шагу – занятиям с предметами. Для самых маленьких полезны будут такие развивающие упражнения.

  • Работа с карандашом и маленькими резиночками для волос. Родитель держит в руке карандаш. Задача ребенка – надеть на него одну за другой несколько небольших резинок.
  • Рисование манкой. На плоскую тарелку или разделочную доску родитель насыпает крупу тонким слоем, предлагая малышу провести по ней пальцем. Получится линия. Аналогичным образом ребенок рисует на манке несколько полосок.
  • Раскладывание фасоли. Мама дает малышу небольшую горстку фасоли (ее может заменить бусины, пуговицы). От дошкольника требуется разложить ее на столе по кучкам либо сделать дорожку.
  • Работа с бусами, нанизывание крупных элементов. Их можно заменить предварительно окрашенными в различные цвета макаронными изделиями.
  • Работа с пуговицами. Родитель рисует круг на листе бумаги. Ребенку дается установка разложить пуговицы, скрепки, фасоль по его контуру.
  • Дети очень любят подражать взрослым, и это надо использовать в организации занятий. Так, мама может предложить малышу самому размешать себе сахар в чае.
  • «Салют». Задача малыша – порвать лист бумаги на как можно более мелкие кусочки и сложить их на столе. Затем эти обрывки берутся в ладоши и подбрасываются, словно настоящий салют.

Главное правило – ежедневно заниматься, но не принуждать малыша. Тренировка должна приносить радость, а не вызывать раздражение.

Основные игры

Родителям следует заранее подготовить комплекс игр, которые будут помогать их малышу в 4-5 лет развивать умение работать пальцами, выполнять мелкие движения. Подобных упражнений существует великое множество, практически весь инструментарий можно создать из подручных средств.

Можно предложить следующие варианты увлекательных игр.

  • С крупами и крупным предметом (например, с пуговицей, бусинкой). Родитель берет глубокую миску, наполняет ее крупой, в которую зарывает несколько пуговиц. Задача малыша – найти и достать их.

Для данного упражнения можно использовать практически любую крупу: рис, горох, гречку.

  • Развязывание узелков. Начать надо с простых, используя толстую веревку, постепенно усложняя задание.
  • Лабиринт. Взрослый изображает на листе бумаги «лабиринт», задача малыша – пройти по нему указательным и средним пальцами, имитируя шаги.

Эти упражнения хорошо развивают кисть и пальцы.







Делаем тренажеры

Чтобы научить ребенка владеть кистью и делать движения пальцами, родителям придется постараться и проявить терпение, ведь не все получится с первого раза. Чтобы малыш не потерял интерес, важно предложить ему разнообразие упражнений. Поэтому мамам и папам предстоит создать тренажеры своими руками. Вариантов множество.

Птичка делается так:

  1. берется картонная коробка (например, из-под пиццы, конфет).
  2. на нее наносится изображение пернатого, желательно большого размера (птицу можно наклеить или нарисовать);
  3. около клюва в картоне проделывается отверстие.

Задача малыша – по одному зернышку опускать в отверстие (покормить птичку).

Аналогичным образом можно кормить червячка горохом.

Тренажер с лентами можно сделать так:

  1. несколько атласных лент крепятся к вертикальной поверхности (можно пришить их к специальному коврику, который повесить на стену так, чтобы малыш без труда доставал до него);
  2. к другой стороне каждой ленты приклеивается небольшая деревянная палочка (можно использовать палочку от эскимо).

Задача ребенка – попробовать скрутить ленту.

Очень любят дети и самодельные шнуровки, занятия с которым способствуют формированию очень важного навыка – шнуровать обувь.

Интересное развлечение можно самостоятельно изготовить из фетра – вырезать фигурку ежа и фрукты, предложив малышу разместить «добычу» на колючках ежика.

Можно приобрести в магазине специальные развивающие игрушки – конструкторы, мозаики, паззлы, пирамидки, волшебное лукошко.

Техника безопасности

Чтобы игры, направленные на развитие мелкой моторики, не причинили малышу вреда, родителям следует соблюдать следующие правила.

  • После занятия тщательно убрать все мелкие предметы, чтобы любопытный ребенок, обнаружив знакомое «развлечение», случайно не проглотил его или не засунул себе в нос или ухо.
  • На протяжении тренировки малыш должен быть под присмотром. Взрослому важно контролировать буквально каждое движение, ведь ребенок еще не понимает, что может причинить себе вред.

Эти несложные правила помогут избежать несчастных случаев.

Развитие мелкой моторики при помощи дидактических игр и упражнений должно войти в привычку и у родителей, и у детей. Необходимо каждый день тренироваться с малышом, придумывая все новые сюжеты и используя самые разные подручные средства.

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников 2-3, 4-5 лет

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста, дошкольного периода занимает умы родителей, обеспокоенных будущим обучением ребенка в школе. В нашей статье вы узнаете, что такое мелкая моторика, как и зачем ее развивать.

Определение

М. Монтессори, В.А.Сухомлинский, А.Р. Лурия, другие психологи, педагоги и физиологи посвятили жизнь изучению свойств и особенностей мелкой моторики. Они обнаружили зависимость уровня развития речи дошкольников от организации движений пальцами, кистями. Точность выполнения манипуляций зависит от развития мелких мышц. При застегивании пуговок, рисовании, лепке усиливается работа речевых отделов мозга.

Мелкая моторика рук скоммутирована с сознанием, мышлением, пространственной ориентацией, памятью, со зрением. Это важно и для развития речи, успехов в обучении ребенка, дальнейшей жизни уже взрослого человека.

Таким образом, под понятием логопедического термина “мелкая моторика рук ” подразумевается комплекс умственных и физиологических процессов. Задействуются зрительная, костная, мышечная, нервная системы. От слаженности их взаимодействия зависит точность, совершенность моторики пальчиков и скорость развития речевой функции.

Диагностика

Обследование уровня развития физиологических особенностей мелкой моторики у детей – это важный этап коррекционной, развивающей работы.

Диагностику проводят логопеды, дефектологи, неврологи, педагоги детских садов.

Особенность проведения обследования заключается в том, что ребенок повторяет манипуляции за педагогом. Для проведения занятия создайте непринужденную обстановку, лучше использовать игру. Задания делятся по возрасту обследуемых.

Для обследования развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет используются следующие упражнения:

  1. Прикосновение указательными пальчиками к носу с закрытыми глазами.
  2. Сгибание фаланг на обеих кистях поочередно.
  3. Выполнение двух противоположных действий одновременно. Например, одну ручку сжимает в кулак, а пальцы другой разжимаются.
  4. Складывание большого и указательного пальцев в кольцо.
  5. Манипуляции с пуговицами: расстегивание, застегивание.
  6. Перекладывание мелких предметов со стола в коробочку.

Анализ уровня развития мелкой моторики рук у детей 4-5 лет проводится следующим образом:

  1. Ребенок должен нарисовать прямую, ломаную линию.
  2. Нанизывать пуговки на нить.
  3. Вытягивать указательный, средний пальчики.
  4. Погладить большим пальцем все остальные пальцы.
  5. Разрезать бумагу на ровные полоски.
  6. Выполнить движение щепоть и распрямить ладошку обратно свободно.

Нормы

Развитие мелкой моторики рук у детей происходит постепенно. К определенному возрасту ребенок должен выполнять следующий набор действий, соответствующий уровню физиологического, умственного развития:

  • В 2-2,5 года малыш умеет расстегивать липучки, большие пуговицы, проталкивает мелкие предметы в отверстия, снимает прищепки, размашисто рисует. Осваивает простые упражнения пальчиковой гимнастики.
  • В 2,5 – 3 года откручивает крышки, рисует пальцами, лепит куличики, копирует линии. Умеет нанизывать бусинки на жесткую нить, проволоку, разрезать лист бумаги, собирать крупу ложкой в емкости и переносит ее в другую баночку.
  • В 3 -3,5 года рисует ровные линии, обводит пунктиры, повторяет простые фигуры по образцу карандашом, лепит шарики, колбаски из пластилина. Умеет застегивать и расстегивает все виды замочков, пуговиц, хорошо выполняет пальчиковую гимнастику, свободно владеет ножницами.
  • В 4 года правильно держит карандаш, рисует шестигранники, звезды, вырезает любые геометрические фигуры. Умеет сортировать мелкие предметы, разворачивает обертки, нанизываеть мелкие бусы на нить лепить фигуры из теста, пластилина, завязывать узлы, повторяет пальчиком в воздухе контуры предметов.
  • В 5 лет копирует буквы, цифры, складывает бумагу в несколько раз, рисует дом. Умеет определять мелкие предметы на ощупь, шнуровать ботинки, ловить мяч двумя ручками. В старшем дошкольном возрасте навыки развития мелкой моторики у детей заключаются в том, что руки, пальцы уже сформированы для овладения письмом.
  • В 6 лет дошкольник копирует сложные фигуры карандашом, части тела человека, ловит брошенный предмет одной рукой, может выполнить зеркальное отображение. Умеет играть на клавишном инструменте, заплетает косички, почти полностью овладевает возможностями моторики рук к 1 классу.

Развитие навыков у детей 2-3 лет может проходить индивидуально, с небольшими отклонениями. Чаще всего они быстро догоняют сверстников. При обнаружении на диагностике сильных отклонений от норм, например, выполняется 1-2 задания из 6 правильно или средне, можно говорить о нарушениях в интеллектуальном, физиологическом плане. Коррекцию развития проводят специалисты, чаще всего детям хватает одного года полноценных занятий с педагогом, чтобы войти в возрастную норму, устранить отставания в развитии речи.

Если к 3-4 годам малыш не может держать правильно карандаш, не складывает пирамидку, не удерживает ложку, ножницы в руке, не ловит, не кидает мяч, то нужно срочно обращаться к специалистам. Эти показатели свидетельствуют о серьезных отклонениях в развитии, воспитании.

Развиваем мелкую моторику

Для детей младшего дошкольного возраста используются следующие занятия.

Массаж

Используется самомассаж и помощь взрослых. Проводят 2 раза в день, используют как разминку перед рисованием, лепкой. В комплекс упражнений входит:

  • Разминание ладоней, кистей.
  • Погружение ладошек в сухой бассейн с песком крупой, крышками от пластиковых бутылок и т.д.
  • Использование приспособлений: ежиков, колечек для пальцев, шариков “марлбс”.

Массаж ладоней нужно делать упругими движениями, растирать кожу докрасна. Можно использоватьподручные средства, например, карандаш, орехи. На первом занятии обучите дошкольникам правильным массирующим движениям, что он мог прикладывать необходимое количество сил для разминания рук.

Орех катается между ладоней, удерживается по краям на весу. Карандашик просовывают между пальчиками, фиксируют в определенном положении.

Малышам в возрасте 3-5 лет подойдут следующие упражнения для самомассажа:

  • Прищепка
    Разминаются подушечки пальцев с помощью бельевой прищепки. Кожа прикусывается легкими, но ощутимыми движениями. Прищепка как бы кусается. Обязательно провести процедуру на обеих ручках.
  • Разминка с помощью Су-Джок
    Это специальные мячики с шипами для развития мелкой моторики рук. Упражнения улучшают кровоток, разминают и тренируют мышцы.
    Дети катают их по ладоням сверху вниз.

Важно не забывать о здоровьесбережении, кожа рук, пальцев должна быть чистой, без царапин, подготовленной к массажу.

Пальчиковые игры

Необходимы для развития речи и координации движений, разминки мышц ладоней, фаланг.

Пальцы делают шагательные движения по столу

Дети изображают пальцами очки, образуя круги с помощью большого и указательного пальцев. Подносят их к глазам.

Считаем пальчики: раз, два, три и т.д. Загибаем каждый палец поочередно, проговаривая стишок о том, как пальчики искали грибочки, кулачок не разжимаем.

Изображаем кулачком и ладошкой стол, меняйте положение рук поочередно. Потом стул: поднесите к кулачку раскрытую ладонь, приставьте ее к одной из сторон кулака.

Используется стих:
Лисенок в лодочке плывет (ладошки сложены в виде лодки),
Зайчонка в лодочку зовет (малыши машут, призывая друга).

Ребенок изображает пальцами ножницы, делает характерные движения, будто режет ткань.

Пальчиковые краски

Развитие мелкой моторики происходит быстрее посредством изобразительной деятельности. Используйте современные методы и материалы для рисования. Одним из них являются пальчиковые краски.

Рисуйте фигуры, пейзажи, большие композиции по образцу или фантазийно.
С ребенком 1-2 лет рисуйте линии, круги. С детьми с 3-4 лет – животных, дома, машины, геометрические фигуры.

Для работы со старшими дошкольниками распечатайте для рисунков сложные образцы, с необходимостью использовать большое количество оттенков, изображением многоугольников, цифр, букв.





Аппликация

Занимательный метод для занятий с детьми всех возрастов. Дети с 4-5 лет уже вырезают фигуры крупных и мелких размеров. Умеют приклеивать бумагу к картону, размещать элементы произведения на листе.

Используйте для аппликаций конструкции с небольшими деталями. Например, осеннее дерево с множеством маленьких листочков на кроне, или аппликацию в форме рыбки, где нужно вырезать каждую чешуйку отдельно.

В качестве материала подойдет цветная бумага, салфетки, гофрированный картон, природные средства (палочки, камушки, песок, крупа).

Из скрученных салфеток получаются отличные цветы. Материал можно не только крутить в шарики, но и рвать на части, приклеивая кусочки друг на друга.

Из цветного риса и манки можно сделать овечку. На листе рисуется контур овечки, он покрывается клеем ПВА, затем на туловище посыпается манка, а ножки и рога выполняются из риса.

Лепка

Для занятий используется пластилин различной жесткости, тесто, кинетический песок.

Малышам в возрасте 2-4 лет подойдет мягкий пластилин. Их нужно обучить катать колбаски, шарики, конструировать простые фигуры, прикрепляя их к картону.

Дети постарше уже могут выполнять и сложные задания. Например, картину из пластилина разными способами.

Используйте метод размазывания и конструирования. Обязательно наглядно показать ребенку как соединяются детали, как изготовить мелкие части и использовать цветные элементы.


Во время занятий развивается не только моторика, но и творческий потенциал ребенка, расширяется кругозор, знания о цвете, форме, размере, фактуре материала. Изобразительная деятельность вырабатывает навык усидчивости, целеустремленности.

Как проводить занятия

  • Занимайтесь с ребенком регулярно, уделяя внимание массажу, играм, гимнастикам, творческим занятиям.
  • В 2-3 года достаточно массировать кисти, пальчики 3-5 минут. Потом выполнить 1-2 упражнения гимнастики с произношением небольших стишков. Пару раз в неделю проводите занятия по лепке, обучению рисованию.
  • К 4-5 годам увеличьте время самомассажа до 10-15 минут 2 раза в день. Выполняйте пальчиковую гимнастику не менее 20 минут в день. Рисовать или лепить ребенок должен ежедневно.
  • В старшем дошкольном периоде заниматься можно более 30 минут без перерыва. Чередуйте массаж, тренировку пальчиков и кистей в одном занятии. Лепите, рисуйте с ребенком вместе, обязательно включайте в композицию сложные элементы, изображение букв и цифр.
  • Основной принцип занятий – это систематичность, последовательность. Учитывайте особенности развития детей при подборе материалов, карточек, стихов, заданий.

В детском саду есть стенды, методические рекомендации для родителей о том, как развивать мелкую моторику рук у ребенка. Советуйтесь с педагогами и повторяйте пройденный в ДОУ материал дома.

Игры на развитие мелкой моторики для детей 4-5 лет дома

Игры, развивающие мелкую моторику, в домашних условиях для дошкольников

Почему для детей так важно развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Дети младшего дошкольного возраста могут выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Не обходите вниманием необходимость приобретения элементарных навыков самообслуживания: умения застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Угадай предмет

Необходимый инвентарь: небольшие предметы, игрушки, пластмассовые буквы и цифры.

❀ Ребенок должен с закрытыми глазами опознать предмет, букву, цифру на ощупь поочередно правой и левой рукой.

❀ Более сложный вариант: ребенок одной рукой с открытыми глазами ощупывает предложенный предмет, не глядя на него, а другой рукой его зарисовывает.

Пластилиновая ворона

Необходимый инвентарь: пластилин.

❀ Вылепите из пластилина геометрические фигуры, простые фигурки животных, буквы, цифры.

❀ Затем пусть ребенок с закрытыми глазами на ощупь определит, что перед ним за фигурка.

Угадай-ка

Упражнение для разбития тактильной чувствительности

Необходимый инвентарь: несколько емкостей для сыпучих и жидких продуктов; вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы.

❀ Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный какой- либо однородной массой, и в течение 1-2 минут перемешивает его содержимое.

❀ Затем ему предлагается сосуд с другим наполнителем. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое.

Пальчиковая зарядка

❀ Исходное положение — руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед, большие пальцы отогнуты.

❀ Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная с указательного к мизинцу и обратно.

Карандашик

❀ Предложите ребенку перекатывать карандаш между пальцами, начиная от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.

Разноцветные снежинки

Игра на развитие мелкой моторики рук, формирование навыка аккуратности

Необходимый инвентарь: фломастеры, белая плотная бумага, ножницы.

❀ Покажите ребенку, как вырезать ажурную снежинку.

❀ Попросите раскрасить ее разноцветными фломастерами.

❀ Движения, которые делает ребенок при закрашивании мелких деталей, активно воздействуют на развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковый конструктор

❀ Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо «фигуру» (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены — любая комбинация). Ребенок должен точно повторить эту фигуру.

❀ Если данное задание вызывает у ребенка затруднение, то сначала можно выполнять упражнение сидя рядом, а не напротив ребенка. Так ему будет легче копировать положение пальцев вашей руки.

❀ Задание можно усложнить: предложите ребенку отобразить пальчиковую конструкцию зеркально.

Кто быстрее

Необходимый инвентарь: бумага в клетку, фломастеры.

❀ Положите перед каждым игроком по листу бумаги в клетку и фломастер.

❀ Для начала можно заготовить шаблоны с нарисованными пунктиром геометрическими фигурами.

❀ Обводите наперегонки с ребенком квадратики или кружочки, треугольники.

❀ Более сложный вариант игры заключается в рисовании геометрических фигур на чистом листе в клетку наперегонки, затем и на неразлинованном листе.

Лабиринт

Необходимый инвентарь: листы бумаги в клетку или просто белые листы, ручка или фломастеры.

❀ Попросите ребенка нарисовать лабиринт, по которому вы должны будете добраться до какой-то цели.

❀ Вы, в свою очередь, рисуете лабиринт для ребенка.

❀ В ходе игры малыш будет стараться рисовать ходы все запутаннее и запутаннее, но и вы не жалейте его. Пусть «побегает» по витиеватым дорожкам.

Лыжник

Необходимый инвентарь: две пробки от- пластиковых бутылок.

❀ Пробки будут лыжами. Ребенок вставляет указательный и средний пальцы в «лыжи» и «двигается» на них, делая по шагу на каждый ударный слог:

Вот и кончились метели,

На ветвях поют слоны, —

Здравствуй, первый день весны!

❀ То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Рисунке на крупе

Необходимый инвентарь: большая плоская тарелка или поднос, мелкая крупа.

❀ Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия.

❀ Пусть ребенок сам нарисует несколько линий.

❀ Попросите его нарисовать волны, снежинку, буквы и т. д.

Пуговичные узоры

Необходимый инвентарь: пуговицы разного размера и цвета

❀ Для начала узор из пуговиц выкладывает взрослый. Затем ребенок делает то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без посторонней помощи, предложите ему придумать свои варианты рисунков.

❀ Из пуговиц можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.

Щетка-массажер

Необходимый инвентарь: круглая щетка-массажка.

❀ Дайте ребенку круглую щетку для волос.

❀ Ребенок должен катать щетку между ладонями, приговаривая:

Встретил ежика бычок,

И, лизнув его бочок,

Уколол свой язычок.

А колючий еж смеется:

«В рот не суй, что попадется!».

Месим тесто

Необходимый инвентарь: 1 кг фасоли (гороха) и кастрюля.

❀ Насыпьте в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли.

❀ Ребенок должен запустить туда руки и изобразить, будто месит тесто, приговаривая:

Кукле булки я пеку,

В миску молока налью,

Много высыплю муки,

Будут кукле пироги.

Подъемный кран

Необходимый инвентарь: коробок спичек или счетные палочки.

❀ Ребенок собирает спички (палочки) с помощью подушечек одних и тех же пальцев правой и левой рук (например: двумя указательными или двумя средними и т. д.).

Строитель

Необходимый инвентарь: счетные палочки или спички.

❀ Постройте вместе с ребенком «сруб» из палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

Крокодил

Необходимый инвентарь: бельевая прищепка.

❀ Подберите не слишком тугую прищепку, лучше деревянную. Пусть прищепка будет крокодилом, живущим в водах мутного Нила, а пальчики ребенка непослушными ножками, которые бегут купаться в опасную реку.

❀ Взрослый прищепкой поочередно «кусает» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

Крокодилушка не знает

Ни заботы, ни труда,

Золотит его чешуйки

Милых рыбок ждет он в гости

На брюшке средь камышей.

Лапки врозь, дугою хвостик

И улыбка до ушей.

Пластилиновый орех

Необходимый инвентарь: кусочек пластилина.

❀ Попросите ребенка слепить из пластилина шар, размером с грецкий орех. Раскатывая пластилин между ладонями, ребенок приговаривает:

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

❀ Ребенок держит в одной руке два пластилиновых грецких ореха и вращает их один вокруг другого.

❀ Можно заменить пластилин настоящими грецкими орехами или маленькими шариками такого же размера.

Бусы

Необходимый инвентарь: бельевая веревка.

❀ Завяжите на веревке 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку.

❀ Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т. п.

Мамин помощник

Необходимый инвентарь: бельевая веревка, прищепки.

❀ Натяните веревку на уровне плеч ребенка. Дайте ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке.

Я прищепкой на веревку

Все белье цепляю ловко.

Игры-шнуровки

Развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»

♦ формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

♦ способствуют укреплению пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становление речи;

♦ развивают творческие способности;

♦ развивают глазомер, внимание;

♦ служат хорошей тренировкой руки для дальнейшего обучения письму;

❀ Купите в магазине готовые игры-шнуровки. Сначала выполняйте предложенные задания вместе с ребенком, а затем попросите его самостоятельно зашнуровать картинку.

❀ Попросите ребенка расшнуровать, зашнуровать папин ботинок, завязать бант кукле, поучиться заплетать косички из шнурков и т. д.

Игры с камешками

Необходимый инвентарь: 5-7 небольших камешков гальки или марблс.

❀ Играть можно как с одним ребенком, так и в небольшой компании.

❀ Один из игроков берет 5-7 камешков в правую руку, подбрасывает их и пытается поймать столько, сколько сможет. Затем то же самое делает второй игрок.

❀ Выигрывает тот, кто смог поймать большее число камешков.

Спрячь платок

Необходимый инвентарь: небольшие носовые или шелковые платки.

❀ Игрокам выдается по два платка. По команде ведущего дети должны пальцами собрать и зажать в оба кулачка по платку.

❀ Побеждает тот, у кого платочки спрятаны лучше всего.

❀ Эту же игру можно провести для пальцев ног. Для этого расстелите платок на полу. По сигналу игроки начинают пальцами босой ноги подбирать платок, стараясь как можно быстрее спрятать его под стопу.

Из одного в другое

Необходимый инвентарь: два тазика, 10-20 карандашей (для каждого игрока).

❀ Перед игроком ставятся два тазика, в одном из которых лежат карандаши.

❀ По сигналу ребенок начинает пальцами ног перекладывать карандаши из одного тазика в другой. То же самое по очереди проделывают остальные игроки.

❀ Кто справится быстрее?

Платочек

Необходимый инвентарь: носовой платочек.

❀ Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Нога-художница

Необходимый инвентарь: толстый фломастер, лист бумаги.

❀ Предложите ребенку зажать пальцами ноги фломастер и постараться что-нибудь нарисовать (домик, цветок, Колобка и т. д.).

❀ Можно устроить соревнование: чей рисунок получился достовернее, чей смешнее?

Коробочка с пуговицами

Необходимый инвентарь: коробка с пуговицами.

❀ Наверняка в вашем доме есть коробочка с пуговицами, доставшаяся вам по наследству от мамы. Эта коробочка настоящий клад для ребенка, сколько игр в ней хранится!

♦ Пуговичная мозаика: можно выкладывать целые картины, а можно отдельные предметы.

♦ Пуговичный городок: можно поиграть в пуговичный городок. Жители — пуговицы, среди них есть продавцы, водители, учителя, мамы с детьми и т. д.

♦ Пуговичные бои: можно устроить пуговичный бой — разделитесь на две команды, возьмите одинаковое количество пуговиц. Расположитесь на полу на открытом участке, разложите пуговицы в линейку, каждый со своей стороны. Расстояние между линейками не должно быть больше метра. По очереди «стреляйте» щелчком по одной из пуговиц в ряд противника. Цель — выбить из ряда как можно больше пуговиц.

♦ Пуговичное панно: отберите плоские крупные пуговицы и пришивайте их на кусочек ткани. Можно без всякой системы, а можно со смыслом, чтобы получилась картина. Потом можно наклеить лоскуток на картонку и вставить в рамку.

Читать еще:  Занятия по развитию мелкой моторики у дошкольников
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector