221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие моторной сферы у детей с ффнр

Развитие моторной сферы у детей с ффнр

Учёные едины во мнении, что фонетико-фонематическое недоразвитие является нарушением процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущих проблем, стоящих перед дошкольным учреждением. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения). Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. Заинтересованность учёных в изучении особенности речевого развития дошкольников с фонематическим недоразвитием речи определена тем, что самым распространенным дефектом у детей среднего и старшего дошкольного возраста являются нарушение звукопроизношения. К данной группе относятся дети, у которых наблюдается неправильное произношение отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков (например, свистящих, свистящих и шипящих; свистящих и аффрикат) при нормальном физическом слухе. В последнее время учёные выявили тесную взаимосвязь развития речи с моторикой, в частности с мелкой моторикой. Исследователи полагают, что моторика, развитие психики и развитие речи тесно взаимосвязанны между собой. Актуальность данного исследования состоит в том, что развитие моторики напрямую связано с развитием психики, в частности познавательной и волевой сфер психики. Как известно, у дошкольников иногда может быть недостаточный уровень развития моторики, вследствие чего нарушается действие познавательной стороны психики. Актуальность данной проблемы порождает тему нашего исследования: «Состояние моторной сферы детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием». Исходя из актуальности, темой работы является «Состояние моторной сферы детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием». Данная проблема освещается в работах таких известных учёных как: Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Ю.Ф. Гаркуша, Н.Я. Ларионова, Т.А. Ткаченко и многих других. Научная новизна состоит в анализе новой научной литературы и синтезе новых идей по работе связанной с развитием мелкой моторики. Целью исследования является выявление особенностей развития моторики у дошкольников. В соответствии с целью определены следующие задачи: Проанализировать методическую литературу; Выявить особенности развития моторики у дошкольников; Выявить взаимосвязь моторики и фонетико-фонематического недоразвития. Объект исследования: особенности развития моторики у дошкольников; Предмет исследования: состояние моторной сферы детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Гипотеза: диагностика недоразвития моторной сферы у дошкольников на раннем этапе способствует более раннему коррекционному воздействию, что в свою очередь приведёт к скорейшему решению проблемы. Методы исследования: Теоретический: анализ литературы, обобщение. Структура работы: три теоритические главы; выводы;

Моторика взаимодействует с этими высочайшими психическими функциями и качествами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), фантазия, наблюдательность, визуальная и двигательная память, речь. Становление умений небольшой моторики важно к тому же потому, что вся последующая жизнь ребенка востребует применения четких, координированных перемещений кистей и пальцев, что важны, чтоб одеваться, рисовать и писать, и еще исполнять большое количество многообразных домашних и учебных действий. Учеными, физиологами и специалистами по психологии подтверждено, что одним из характеристик и критерий превосходного физического и нервно психического становления ребенка считается становление его руки, кисти, ручных умений или же, как принято именовать, небольшой пальцевой моторики. Перемещение пальцев руки оказывает грандиозное воздействие на становление высочайшей нервной работы. Кольцова доказала, что «развитие все более тонких и конкретных перемещений пальцев рук, выработка условно-рефлекторных перемещений с разным ролью пальцев и ладошки, в зависимости от объема и нрава объекта, отображают не исключительно улучшение двигательной функции руки, как таковой, но сообща с тем и усложнение аналитико-синтетической работы мозга ребенка». Т. П. Хризман выучила биоэлектрическую активность мозга деток 7 лет при исполнении ритмических перемещений на пальцевом эргографе. Она проверила, что «ритмические перемещения считаются вправду средством увеличения многофункционального состояния великих полушарий и единого усиления ассоциативной функции мозга». Дальше она замечает, что у деток раннего возраста воздействие этого вида двигательной активности подобно, но носит еще больше диффузный нрав, чем у семилетних детей. Становление небольшой моторики (гибкости и точности перемещений пальцев рук) и тактильной чувствительности сильный катализатор становления у деток восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особо те его отделы, что отвечают за речь. Пальцы рук наделены немалым численностью рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Потому чрезвычайно важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка моторику. В ходе выполнения данной работы была проанализирована методическая литература, освещающая затрагиваемые проблемы развития детей, изучены приоритеты, на которых акцентировали внимание классики педагогики (Берштейн, Эльконин) и рассмотрены современные тенденции в изучении этого направления (Кольцова, Петрова и др.). Были выявлены следующие особенности развития моторной сферы детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием: 1.Отсутствие звуков и замены звуков в речи. Сложные по артикуляции звуки заменяются на более простые. 2.Замены групп звуков диффузной артикуляцией. Вместо букв или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчетливый звук. 3.Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки ребенок произносит изолированно правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. 4.Искажения произношения одного или нескольких звуков. Ребенок может неправильно произносить несколько звуков или говорить без дефектов, а на слух не различать большое количество фонем. 5.Несформированность фонематического восприятия выражается в нечетком различении на слух фонем чужой и собственной речи; в неподготовленности к элементарному звуковому анализу и синтезу; в затруднениях при анализе звукового состава речи. 6.У дошкольников с фонетико-фонематическом недоразвитии речи отмечается бедность логических операций, снижение способности к символизации, обобщению и абстракции, нарушение орального и динамического праксиса, акустического гнозиса, т. е. у них снижены интеллектуальные операции, требующие участия речи. Снижение уровня обобщений проявляется в игровых действиях, несформированности ролевого поведения, навыков совместной (особенно сюжетно-ролевой) игры детей. 7.У детей возникают трудности в формировании пространственно-временных отношений, нарушены восприятие и словесные обозначения временных и пространственных особенностей предметов, память, восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщения), не сформирован достаточный уровень логического абстрактного мышления, но дети точно сохраняют заданный способ рассуждения, используют помощь в работе. При выявлении вышеприведенных особенностей в развитии детей дошкольного возраста своевременное применение коррекционных методик в воспитании дошкольников позволяет нивелировать возможные негативные последствия при дальнейшем воспитании и способствует нормальному переходу к следующим ступеням образовательного процесса.

Глава І Теоретические основы формирования фонетико-фонематической стороны речи 1.1 Фонетико-фонематическое недоразвитие, как речевое нарушение. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это дефект процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с разными речевыми расстройствами, вследствие повреждений восприятия и произношения фонем (звуков). К дошкольникам с фонетико-фонематическим недоразвитием имеют все шансы относиться дошкольники сринолалией, дизартрией и дислалией (акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формой). Это дошкольники с нормальным слухом и интеллектом. Без необходимой сформированности фонематического восприятия невозможно развитие его высшей ступени – звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные составляющие (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. Уровень сформированности воздействия по выделению последовательности звуков в слове и умения осознанно ориентироваться в звуковых составляющих слова пребывают в зависимости от степени недоразвития фонематического восприятия и от того, считается это недоразвитие первичным или же вторичным. Уровень становления фонематического слуха оказывает большое влияние на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различной. Выделяют 2 уровня недоразвития фонематического восприятия: — изначальный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Посылы к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформирован недостаточно. Несформированность произнесения звуков выражается вариативно. Порой взамен артикуляционно-близких звуков дошкольник произносит средний, неотчетливый звук. — вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Имеются нарушения речевых кинестезий, вследствие анатомических и двигательных недостатков речевого аппарата. Нарушено обычное слухо-произносительное взаимодействие. Отмечается невысокая познавательная активность дошкольников во время формирования речи и ослабление произносительного внимания (ребенок не смотрит за правильным звукопроизношением). При обследовании речи дошкольника нужно будет тщательным образом установить, какие звуки нарушены и как именно. В фонетико-фонематическом развитии дошкольников выявляется несколько состояний: 1) недостаточное различение и затруднение в анализе лишь нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются без ошибок. Это более легкая степень фонетико-фонематического недоразвития; 2) недостаточное различение Огромного числа звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В таких случаях звуковой тест нарушается более грубо; 3) при глубоком фонематическом недоразвитии дошкольник «не слышит» звуков в слове, не распознаёт дела меж звуковыми составляющими, неспособен выделить их из состава слова и квалифицировать последовательность. Особенности речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием1 Подготовка к школе дошкольников с общим недоразвитием речи // Под ред. Т.В. Волосовец. — М., 2004. Недочеты звукопроизношения имеют все шансы быть сведены к последующим характерным проявлениям: 1) неимение звуков и замены звуков в речи. Трудоемкие по артикуляции звуки заменяются на более простые. Неимение звука или же его замены по артикуляционному симптому позволяет создать условия для смешения фонем, что может в последующем отражаться на послании и чтении. Число неправильно произносимых звуков может достигать 20. Больше всего нарушаются: свистящие, шипящие звуки, р, рь, л, т, д. Звонкие согласные заменяются парными глухими (например, г – к), мягкие парными твердыми. Могут отсутствовать звуки [j] и [ы]. 2) замены групп звуков диффузной артикуляцией. Взамен букв или же нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчетливый звук. Первопричины замен – недостаточная сформированность фонематического слуха или же его нарушения. Нарушения, где одна фонема заменяется другой, приводят к искажению содержания слова и именуются фонематическими. 3) Нестойкое употребление звуков в речи. Некие звуки дошкольник произносит изолированно без ошибок, но в речи они отсутствуют или же заменяются иными. Время от времени дошкольник одно и также слово произносит разнообразно в разных контекстах (например, роза – рожа). Такие нарушения именуют фонетико-фонематическими. 4) Искажения произношения 1-го или же нескольких звуков. Дошкольник может неверно произносить несколько звуков либо говорить без недостатков, а на слух не распознавать большое количество фонем. Первопричины ошибочного произношения звуков – недостаточная сформированность артикуляционного аппарата либо его нарушения. Это фонетические нарушения, что не оказывают большое влияние на содержание слова . При фонетических нарушениях большое внимание уделяют развитию артикуляционной моторики, общей и мелкой моторики. При фонематических нарушениях важная роль отводится развитию фонематического слуха. При наличии Большого количества ошибочно произносимых звуков у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи может нарушаться слоговая структура слов и произношение слов со стечением согласных.

Читать еще:  Как развивать мелкую моторику до года

Развитие моторной сферы ребенка, имеющего нарушения речи

Разделы: Логопедия

В системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников большое значение имеют занятия, направленные на развитие моторной сферы ребёнка. Под моторной сферой подразумевается развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Детям, имеющим системное недоразвитие речи, присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы: плохая координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Моторная сфера при разной степени системного недоразвития речи страдает по-разному. В несложных случаях – это в основном недостаточная координация пальцев кисти руки, несформированность кинестетического и динамического праксиса. При более тяжёлых случаях поражений центральной нервной системы двигательные расстройства характеризуются изменениями мышечного тонуса, лёгкими геми- и монопарезами, нарушениями равновесия и координации движений, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального праксиса. Часто у этих детей выявляются нарушения артикуляционной моторики в виде парезов, тремора и насильственных движений отдельных мышц языка.

У детей с ОНР отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере: снижение мотивации, нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, трудности в общении с окружающими, неуверенность в себе и, как следствие, негативизм, агрессивность, обидчивость, раздражительность.

Развитие моторной сферы ребёнка необходимо начинать с первых дней пребывания в логопедической группе. Работа ведётся сразу в нескольких направлениях:

1 – Развитие навыков самообслуживания. Ребёнка нужно постоянно тренировать в застёгивании пуговиц, молний, завязывании бантов, шнурков на обуви, узелков на платке, складывании своей одежды в шкафчик и пр.

2 – Проведение специальных логопедических занятий по развитию артикуляционных умений и навыков.

3 – Проведение специальных упражнений, занятий и дидактических игр, направленных на развитие мелкой моторики.

К специальным упражнениям относятся: массаж и самомассаж рук специальными мячами, самомассаж ладоней и пальцев рук природным материалом (шишками, каштанами, желудями, орешками и пр.), самомассаж карандашами, пальчиковая гимнастика, запускание волчков, прикрепление прищепок, нанизывание бус, плетение, вязание, обводки по трафаретам и лекалам.

К занятиям относятся – рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда.

К дидактическим играм следует отнести мозаику, складывание кубиков, разрезных картинок, пазлов, головоломок.

4 – Проведение физкультурных и музыкальных занятий, подвижных игр и динамических пауз, в результате которых у детей развиваются равновесие, ловкость, координация движений, умения произвольно менять положение тела, сенсомоторные функции.

Работая по развитию моторной сферы ребёнка в дошкольном возрасте, можно с успехом применять совместные занятия-тренинги детей и их родителей. В ходе этих тренингов родители знакомятся с развитием моторики и сенсомоторики собственных детей, узнают специальные упражнения, которые они могут самостоятельно применять дома. Родители, занимаясь с ребёнком, дают ему нужную мотивацию, оказывают необходимую помощь, тесно общаются с ним во время выполнения упражнений, стимулируют его к дальнейшей деятельности. Взрослый партнер постоянно оказывает внимание ребёнку, который видит в нем опору и, рассчитывая на его помощь, не боится трудностей, связанных с выполнением упражнений различной сложности.

В предлагаемом опыте работы представлен игровой тренинг для детей старшей логопедической группы первого года обучения и их родителей.

Тема игрового тренинга «Моторику развиваем – говорить начинаем»

Оборудование: «Чудесный мешочек» (с геометрическими фигурами); зеркала (по количеству детей); массажные игрушки «Ёжик» и каштаны (по количеству детей); волчки, планшеты с пазлами и шнуровкой (по количеству детей); пирамидки геометрические; прищепки различной формы и цвета (в неограниченном количестве); конструктор настольный (2 упаковки); флажок; магнитофон, диски с классической и эстрадной музыкой.

1 – Учитель-логопед сообщает присутствующим родителям и гостям тему мероприятия и приглашает ребят зайти в группу.

2 – Под звуки классической музыки входят дети и, называя свои имена, садятся за столы.

1 – Перед каждым ребёнком на столе стоит зеркало. Учитель-логопед предлагает детям выполнить артикуляционные упражнения, самостоятельно контролируя их качество при помощи зеркала. Задания подаются в стихотворной форме:

А) Упражнение «Лягушки»:

– Мы весёлые лягушки, тянем губы прямо к ушкам.
(Губы находятся в улыбке, зубки сближены и слегка видны)

Б) Упражнение «Слоник»:

– Подражаю я слону, губы хоботом тяну.
(Губы вытягиваются в «трубочку»)

В) Упражнение «Змейка»:

– Подражаем мы змее, с ней мы будем наравне,
Высунем язык и спрячем, только так, а не иначе.
(Быстрое высовывание узкого языка изо рта)

Г) Упражнение «Лошадка»:

– Язычком пощёлкай громко, стук копыт услышишь звонкий.
(Губы в улыбке, рот открыт, спинка языка прижимается к верхнему нёбу и сильно натягивает уздечку, затем резко отпускается, язык как бы щёлкает)

Д) Упражнение « Окошко»:

– А весёлый бегемотик, широко разинул ротик.
(Спокойное открывание и закрывание рта)

Е) Упражнение «Блинчики»:

– Испекли блинов немножко, остудили на окошке.
(Широкий язык спокойно лежит на нижней губе)

Ж) Упражнение «Вкусное варенье»:

– Блин мы ели с наслажденьем – перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать, губы нужно облизать.
(Широким языком облизываем верхнюю губу сверху вниз)

З) Упражнение «Шарик»:

– Я надул воздушный шарик, укусил его комарик.
Лопнул шарик. Не беда! Новый шар надую я.
(Сильное раздувание обеих щёк)

И) Упражнение «Часики»:

– Тик-так, тик-так, ходит маятник вот так!
(Губы в улыбке, рот открыт, узкий кончик языка поочерёдно касается уголков губ.)

К) Упражнение «Чистим зубки»:

– Зубки нужно чистить дважды: каждое утро и вечер каждый.
(Губы в улыбке, вначале кончиком языка чистим нижние зубки, делая движения изнутри наружу, затем также чистим верхние зубки)

2 – Логопед достаёт резиновые массажные игрушки «Ёжики» и каштаны. Он предлагает детям выполнить самомассаж и упражнения, направленные на развитие пальцев рук:

А) Упражнение «Погладим ёжика»: самомассаж кистей и пальцев рук. Выполняется вначале правой, затем – левой рукой.

Б) Упражнение «Колобок»: на одну ладошку положить каштан, накрыть сверху ладонью другой руки и делать круговые движения. Поменять руки.

В) Упражнение «Колбаски»: на одну ладошку положить каштан и пальцами другой руки делать продольные движения так, чтобы каштан прокатывался по каждому пальчику обеих рук. Поменять руки.

Г) Упражнение «Нарисуем кружок»: положить каштан на тыльную сторону одной руки и ладошкой другой нужно выполнять круговые движения. Поменять руки.

Д) Упражнение «Дорожка»: положить каштан на тыльную сторону одной руки и ладошкой другой выполнять движения вперёд – назад. Поменять руки.

Е) Упражнение «Вареники»: кончиками пальцев обеих рук сжимать каштан, имитируя лепку теста.

Ж) Упражнение «Спиральки»: большим и указательным пальцем правой руки передать каштан большому и указательному пальцу левой руки. При выполнении упражнения кисти рук поворачиваются как бы делая «спиральки».

З) Упражнение «Спиральки-2»: большим и средним пальцем правой руки передать каштан большому и среднему пальцу левой руки. При выполнении упражнения кисти рук поворачиваются как бы делая «спиральки».

И) Упражнение «Надень колечко»: самомассаж пальцев рук каштанами. Держа каштан пальцами одной руки, массажировать между пальцами другой. Поменять руки.

К) Упражнение «Ловкие пальчики»: взять в каждую руку по каштану и перебирать их пальцами обеих рук одновременно.

3 – Логопед просит детей встать. Детям раздаются волчки, и предлагается попробовать их раскрутить в направлении от себя. Задание выполняется сначала правой рукой, затем левой. К выполнению упражнения привлекаются родители, которые тренируются вместе с детьми и следят за качеством выполнения задания.

4 – Упражнение «Осенние ветки».

Учитель-логопед вносит корзину с ветками без листьев. Он спрашивает у детей: – Какое сейчас время года? (Осень). А какого цвета осенью на ветках листья? (Красные, жёлтые, оранжевые, бурые). Логопед предлагает детям подойти к контейнеру, где лежат цветные прищепки и выбрать те, которые могут соответствовать осенней листве. Дети прикрепляют прищепки к веткам.

Логопед просит детей и их родителей встать в круг и выполнить упражнения, сопровождая их словами:

Ветер дует нам в лицо,Движения кистями рук к себе
Закачалось деревцо.Наклоны с поднятыми руками в разные стороны
Ветерок всё выше, выше,Приподняться на пальцах ног и потянуться
Деревцо всё ниже, ниже.Наклониться к полу
Солнце поднимается,Выпрямиться, поднять руки вверх
Ветки распускаются.Развести руки в стороны
Руки подняли и помахали,
Это деревья в лесу.
Поднять руки вверх и помахать, наклоняясь из стороны в сторону
Локти согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
Согнуть локти перед собой, встряхнуть кистями рук
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Плавные взмахи вытянутыми руками из стороны в сторону
Как они сядут, покажем,
Крылья сложили назад.
Присесть и, заведя руки за спину, их вытянуть.

1 – Дети садятся на свои места. Логопед проводит игру «Чудесный мешочек». Дети на ощупь определяют геометрическую форму, находящуюся в «Чудесном мешочке».

2 – Логопед раздаёт детям различные дидактические игры на выбор: «Шнуровка», «Пазлы», «Классификация», «Геометрические пирамидки».

Четверо детей получают планшеты, в которые они самостоятельно должны вложить пазлы. Ещё четверо – планшеты со шнуровкой. Двое детей получают шнурки и мешочек с геометрическими фигурками и фигурками животных: один ребёнок должен нанизывать на шнурок только геометрические фигуры, другой – только фигурки животных. Двое детей нанизывают на геометрические пирамидки фигурки, подбирая нужные прорези.

Родителям предлагается помочь своим детям.

3 – Подвижная игра «Найди пару».

Логопед одной половине детей прикрепляет прищепки к правому рукаву одежды, другой половине детей – к левому (если количество детей нечётное, кто-то из родителей становится участником игры). Дети под звуки весёлой эстрадной музыки бегают по кругу до тех пор, пока музыка не закончится. Как только музыка кончилась, дети должны встать в пары по принципу: у кого прищепка на правом рукаве, тот берёт за руки того, у кого прищепка тоже на правом рукаве, и, имеющие прищепку на левом рукаве, берут за руки того, у кого прищепка тоже на левом рукаве.

Этап соревновательный, завершающий

В конце игрового тренинга двум смелым мамам предлагается со своими детьми выйти к столу и построить башни из настольного конструктора. Кто первый построит башню, тот должен поднять вверх флажок. Во время выполнения задания звучит весёлая музыка.

Логопед благодарит детей и всех присутствующих родителей. Всем детям раздаются призы.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей (ФФНР): характеристика, особенности коррекционной работы

ФФНР – распространенное нарушение речевого развития у детей дошкольного возраста. В логопедии этому дефекту устной речи уделяют много внимания вместе с ОНР и ФФН. Поговорим об этом подробнее.

Что такое ФФНР

Это нарушения формирования произносительной системы с дефектом восприятия звуков. Согласно исследованиям А.Р.Лурия, Р.Е.Левиной, Н.Х.Швачкина, принято считать, что восприятие фонем играет главную роль в их произношении.

Если ребенок плохо слышит звук, неправильно воспринимает, характеризует, то сказать его верно не сможет. Например, заменяет звонкие глухими, вместо шипящих произносит взрывные. При диагностике, последующей коррекции дефектов важно точно установить какие фонемы искажаются.
Фонетико-фонематические нарушения часто сопровождаются дизартрией, ЗРР, дислалией.

Характеристика нарушения

Диагноз ФФНР ставится при обнаружении следующих отклонений от нормы:

  • Замена сложных артикуляционных фонем более простыми. Например, звук р заменяется на л.
  • Замена группы артикуляционных элементов нестабильно, а эпизодически. То есть произносит слово наЛево, но в других фразах фонема Р может присутствовать.
  • Неумение проговаривать отдельные микрофонемы.
  • Слияние фонем.
  • Невыразительность, нечеткость произношения.
  • Нарушения синтеза, анализа фонем. Путает звуки в чужой или своей речи. Произносит мягкие на месте твердых, шипящие заменяет на свистящие.
  • Затруднение общения со сверстниками из-за искажения смысла сказанного.
  • Трудности с чтением, письмом.

При этом малыш хорошо понимает слова, использует простые, сложные предложения, лексический запас соответствует возрастной норме. В слоговой структуре у таких детей расстройства встречаются редко.

Классификация

Различают три степени выраженности симптомов. Это легкая, средняя, тяжелая.

Характеризуется небольшими дефектами. Затрудняется с анализом, произношением отдельных фонем. По остальным показателем речь в норме.

Может произносить все звуки, но путает их при повторе слов из обращений к нему окружающих, собственном составлении фраз, предложений. Нарушено восприятие не одного или двух фонем, а целой группы.

Наблюдается сложность с выделением фонем, очередности их произношения в словах, анализ, синтез звуков затруднен до крайней степени.

Диагностика

Для логопедического обследования детей с ФФНР используется традиционная методика, разработанная Л.А. Лопатиной. Она включает в себя знакомство с артикуляцией, составление речевой карты, исследование слухового, зрительное восприятия, уровня развития моторики, обследование фонематических функций, состояния лексики.

Анализ фонетико-фонематического восприятия проводится в группе и индивидуально. Ребенок даже не всегда понимает, что находится под наблюдением. Логопед детского сада может прислушиваться к разговорам детей в игре, задавать простые вопросы, анализировать ситуацию.

На индивидуальных встречах обследуемому демонстрируются карточки с картинками. Он произносит слова и предложения. Логопед обследует звукопроизношение, заносит данные в карту ребенка. Делает анализ и выводы, на основе которых составляется индивидуальный план коррекции нарушений.

Разберемся в каждом этапе диагностики ФФНР подробнее:

1. Наблюдение за беседой в процессе игры, на групповых занятиях

Анализируется словарный запас, темп разговора, уровень умственного развития ребенка. Обращаем внимание на возможные дефекты: заикания, ЗРР.

Данные заносятся в карту после каждого этапа обследования и наблюдения.

2. Составление речевой карты

Включает в себя обследование и опрос семьи. Логопеда-дефектолога должен интересовать:

– процесс протекания беременности;
– наличие осложнений во время родов;
– хронические заболевания матери;
– применение лекарственных препаратов во время вынашивания плода и т.д.

3. Логопедическое обследование

Педагог обращает внимание на несколько аспектов речевого, умственного развития малыша.

  • Слуховое внимание и восприятие.

Умеет ли различать звуки окружающей среды, дать им полную характеристику. Это узнавание звуков музыкальных инструментов, животных и т.д. Может ли сосредоточиться на одном звуке, слушая несколько одновременно, определить, откуда исходит звук и т.д.

Обследование проводится индивидуально. Анализируется степень понимания предложений и слов. Например, выполнение просьбы, точность ответа на поставленный вопрос.

  • Анализ воспроизведения звуков.

Для этого используются доступные картинки. С помощью них можно вербально оценить серию звуков, произносимых обследуемым. Например, звонкие согласные б, в, д, г. Подойдут картинки одежды с изображением валенок и ботинок. Малыша проговаривает название предмета, который он видит. Если он затрудняется, то педагог называет, а ребенок повторяет.

Затем следует попросить составить небольшое предложение с названиями предметов из другой карточки. В этот момент анализируется степень нарушения артикуляции, грамматический строй синтаксических конструкций, умение пользоваться предлогами. Важно обратить внимание на постановку ударений, правильность расположения фонем и наличие их замены, использования падежных форм, наличие сокращений слов. Обязательно фиксируется группа фонем, заменяющаяся на более простые звуки или их пропуск в словах.

Отдельное внимание следует уделить выявлению причин проблем в развитии фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе. Окончательный диагноз ставится на ПМК, для направления ребенка в специализированное дошкольное учреждение.

Возможные причины

  • Внутриутробная патология

Токсикоз, вирусные инфекции приводят к нарушениям в физиологическом развитии плода, задержке созревания клеток мозга на последних стадиях беременности.

Кислородное голодание, кровоизлияния приводят к травме коры головного мозга. Может быть нарушена одна из сторон речи.

  • Инфекционные заболевания у ребенка раннего возраста.

Провоцируют ослабление деятельности мозговых процессов.

  • Наследственность
  • Неблагоприятные влияние среды, воспитания.

Глухонемые родители, отсутствие речевого и эмоционального общения.

Коррекция нарушений

Логопедическая программа, направленная на коррекцию ФФНР, реализуют следующие задачи:

  1. формируют базу речи (психологическую и лексическую);
  2. корректируют звукопроизношение;
  3. формируют навыки анализа фонем;
  4. развивают связную речь;
  5. обучают навыку полноценного речевого общения;
  6. формируют грамматические категории.

Начинать лечение нарушений речи необходимо до поступления дошкольника в первый класс. Раннее выявление задержек развития, сложностей с произношением звуков дает возможность поставить диагноз и провести работу по устранению дефектов.

Кроме артикуляционных упражнений и речевого общения в занятия с логопедом следует включать развитие моторики (крупной и мелкой), снятие мышечного напряжения, осуществление постоянного контроля за собственной речью, приобретение навыка отличать нормированное произношение от ошибочного.

В зависимости от степени выраженности нарушений работа над устранением дефектов фонетико-фонематического восприятия занимает от нескольких месяцев до 2 лет. Многим детям приходится продолжать занятия с дефектологами и логопедами в первых-вторых классах начальной школы.

Одновременно с логопедическими методами проводятся занятия с психологом и неврологом по развитию уровня внимания и увеличению объема памяти.

Прогноз и профилактика

Целенаправленная работа логопедов, родителей приносит максимально положительный результат при раннем выявлении и коррекции ФФНР, ОНР. От этого зависит успешность письменной речи. Желательно устранять сложности с речевым развитием до поступления в школу, еще в детском саду.

Профилактикой ФФНР является планирование беременности, соблюдение указаний врача по приему поливитаминов, фолиевой кислоты до зачатия плода и во время его вынашивания. Своевременное обращение за помощью при наличии дефектов речи так же играет немаловажную роль в их успешном устранении.

Артикуляционная основа – залог правильного развития фонематического восприятия речи ребенком и взрослым. Если вы хотите, чтобы ваш малыш был успешным в будущем, исправьте дефекты фонетико-фонематического развития в раннем возрасте. Это займет гораздо меньше времени, сил, чем устранение психологических проблем, вязанных с неумением общаться со сверстниками, стеснений собственных недостатков речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей

Особенности недоразвития речи

Причиной нарушения речи могут быть различные факторы, которые действовали на ребенка в период внутриутробного развития или в первые годы жизни. При обследовании логопед обращает внимание на течение беременности, чтобы установить причины врожденной патологии.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи это патология детей 4-5 лет

  • токсикозы, гестоз во время беременности;
  • любые тяжелые заболевания;
  • инфекции в первом триместре;
  • действие токсичных веществ;
  • родовая травма;
  • резус-конфликт.

Высок риск столкнуться с патологией у детей, которые подвергаются психотравмирующим ситуациям, перенесли вирусные патологии в первый год жизни, растут в неблагоприятной обстановке. Но точные причины установить не всегда удается, они могут быть результатом комплексного воздействия нескольких факторов.

Особенностью нарушения речевого развития является незавершенность произношения и восприятия слов и фраз на слух, что позже приводит к снижению способности читать и писать. В эту группу включены несколько типов нарушений: дислалия, ринолалия, дизартрия. Если коррекцию не проводить, недостаток речи перейдет в устойчивый, который невозможно исправить.

Как проявляется ФФНР

У детей с данной патологией нет органического поражения слуха, хорошо развит интеллект. Но они имеют особое измененное восприятие речи, которое сказывается на их произношении, искажает его. При фонетико-фонематическом недоразвитии речи могут иметься частичные нарушения, когда малыш не может различать некоторые пары похожих звуков, например, са-ша, ва-ла.

Смешение звуков речи проявляется их неустойчивым употреблением в речи. В этих случаях в некоторых словах звук произносится правильно, а в сложных конструкциях заменяется близким по звучанию или удобным для произношения. Замена возможна только сложного звука на более простой:

Иногда один звук может произноситься вместо целого ряда других. Примером такой перестановки является использование [т] вместо [с], [ч], [ш]. У дошкольников могут наблюдаться следующие проблемы с речью:

  • ротацизм – картавость, нарушение произношения звука [р] и [рь];
  • сигматизм – патология произношения, при которой нарушение коснулось шипящих звуков;
  • ламбдацизм – нечеткое или искаженное произношение звука [л].

Количество звуков, которые не может нормально произносить ребенок, может достигать 16-20. Ему тяжело даются длинные и многосложные слова, а также те, в которых подряд идут несколько согласных. Если попросить проговорить по слогам, часть из них переставляется местами, некоторые не произносятся или заменяются другими, а между согласными вставляется гласный звук.

У детей с ФФНР нормально развит интеллект

Признаки нарушений речи не сказываются на словарном запасе, он соответствует возрастной норме. Но при построении фраз и предложений, характеристикой их будет перестановка слов, неправильное согласование, использование ненужных предлогов. Детям тяжело образовывать из одного слова однокоренные по типу томат – томатный, камень – каменный, а также изменять окончания при построении конструкции один – много: огурец – огурцов, дом – домов, кошка – кошек.

Причиной патологии иногда являются особенности работы речевых центров головного мозга. Оно встречается у пациентов с нормальным слухом и интеллектом.

Первые отклонения в речевом развитии можно заметить уже в 3 года, когда ребенок заметно хуже остальных сверстников произносит слова. Но диагноз и обследование логопеда возможны после 4 лет.

Для детей с недоразвитием речи характерен особый тип нервной системы. Признаками отличия психических процессов являются неустойчивость внимания, сложность переключения, узкий объем памяти, трудности абстрактного мышления. Без проведения корректирующих занятий в будущем это сказывается на успеваемости в школе.

Что проверяет логопед

Характеристика типа речевого нарушения дается логопедом после обследования. Ребенка должны осмотреть логопед и психоневролог. Изучается анамнез жизни, родителей расспрашивают о течении беременности и родов, перенесенных заболеваниях дошкольника, чтобы установить факторы, повлиявшие на нарушение речи. Также может потребоваться заключение оториноларинголога о состоянии слуха. Невролог оценивает общее развитие нервной системы.

Логопед проверяет речь при помощи следующих приемов:

  • предлагают услышать различия между правильным и неправильным произношением слова в своей речи;
  • повторить вслед за взрослым сочетания близких слогов па-ба-па и других;
  • на слух выделить в цепочке звуков определенный, который назвал врач;
  • подать сигнал, когда логопед произнесет слово с выбранным звуком;
  • повторить за врачом последовательность из 2 слогов, близких по звучанию.

Логопед раскладывает перед ребенком картинки, названия изображений на которых отличаются одним звуком. Если имеется нарушение, слова будут проговариваться неправильно.

Признаки патологии можно заметить самостоятельно

По результатам диагностики выставляется степень нарушений. Она может быть следующей:

  • легкая – нарушена дифференциация нескольких произносимых звуков, других проблем с речью нет;
  • средняя – грубые нарушения анализа звуков на слух, ребенок недостаточно дифференцирует звуки, входящие в разные группы фонем. Но сам при некоторых усилиях произносит их;
  • тяжелая — грубое недоразвитие речи, ребенок неправильно воспринимает звуки, не выделяет их в словах и не может их воспроизвести в нужной последовательности или найти в слове.

У детей, которые уже овладели письмом, проводится изучение этого навыка. Имеют значение характерные ошибки, которые отражают неправильное произношение слов, перестановка слогов или их замена.

Как проводится коррекция речи

При нарушениях речи ребенка рекомендуется перевести в детский сад, в котором имеются логопедические группы или отдельно несколько раз в неделю посещать логопеда. Срок обучения не менее 10 месяцев.

Коррекция направлена на исправление неправильного произношения звуков, обучение восприятию, образованию словоформ. Так логопед может подготовить ребенка к дальнейшему формированию навыков чтения и письма. Занятия проходят поэтапно. В начале каждого урока проводится логопедический массаж. Это упражнения, которые включают разминания языка, скручивания в трубочку его и губ, различные направленные движения и щелкающие звуки.

Для исправления речи постепенно прорабатывается по одному звуку. Чтобы ребенок проговаривал его правильно, проходят следующие этапы:

  • исправление артикуляции – педагог помогает понять, как правильно должен звучать звук;
  • постановка – ребенок учится произносить слова с проблемным звуком, но делает это только при произвольном контроле;
  • выработка автоматизма – закрепление навыка произношения, звук проговаривается правильно без контроля сознания.

Параллельно проводятся занятия, направленные на формирование речи. Дошкольник обучается составлять словосочетания, согласовывать между собой слова по времени, падежу. Прогноз у пациентов с нарушениями речи благоприятный, но заниматься исправлением недостатков необходимо как можно раньше, иначе это станет препятствием для нормального обучения письму и чтению.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector