221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие моторных навыков у детей

Развитие мелкой моторики у детей

Мелкая моторика — это способность совершать небольшие, но точные движения пальцами ног и рук. Ее развитие зависит от правильной координации сразу нескольких систем: мышечной, костной и центральной нервной. Моторику часто называют ловкостью. Она способствует развитию речи у детей.

Роль мелкой моторики

Моторное развитие ребенка благоприятно влияет на общие навыки. Это обусловлено тем, что в процессе взаимодействия нескольких систем происходит быстрое оформление связей между нейронами.

Вовлечены следующие сферы:

  1. Воображение. Ученые доказали, что просмотр существующих картинок не отличается от работы с придуманными образами с точки зрения деятельности мозга. Активное воображение будет способствовать развитию креативности и пространственного мышления.
  2. Развитие речи. Нервные импульсы, поступающие в мозг при ощупывании предметов, стимулируют соседние центры. К ним относится речевой. Упражнения на развитие моторики включают в курс даже при реабилитации взрослых людей, утративших возможность разговаривать.
  3. Способность планировать. Взаимодействие с предметами учит детей оценивать последствия своих действий. Ребенок начинает продумывать, что ему нужно сделать для достижения результата.
  4. Усидчивость. Благодаря упражнениям и занятиям дети становятся более терпеливыми. Им легче сконцентрироваться на поставленной задаче.
  5. Память. После тренировок дети быстрее запоминают визуальные образы.

Мелкая моторика пальцев — критерий интеллектуального развития ребенка. Для детей младшего возраста она определяет способность к обучению. Ученые заметили, что младенцы с более подвижными пальцами и уверенными движениями быстрее учатся говорить. В дальнейшем в школе у таких детей оценки лучше, чем у остальных.

Виды моторики

Существуют 2 вида моторики: крупная и мелкая. Первая заключается в способности удерживать равновесие, ходить, бегать и прыгать. Благодаря ей человек может двигать руками, ногами и телом. Крупная моторика является базой для формирования мелкой. Последняя позволяет взаимодействовать с небольшими предметами.

Этапы развития моторных навыков

В дошкольном возрасте выделяют следующие периоды развития моторики:

  1. 2-3 месяца. Ребенок изучает мир через осязание. Он тянется к игрушкам и предметам, которые к нему подносят родители. Хватает взрослых за руки и пальцы. Ощупывает самого себя. Это помогает ему сформировать картину мира и четкие границы в психике между собой и окружающими объектами.
  2. 3-6 месяцев. Период совпадает с временем прорезывания зубов. Дети целенаправленно тянут руки ко рту, пытаясь унять зуд. Это первые полностью осознанные движения. В это же время ребенок начинает следить за окружающими. Он уверенно направляет руки к предметам при наличии интереса. Это важный процесс, поскольку раннее развитие моторики до 8 месяцев способствует формированию психики.
  3. 8-12 месяцев. Ребенок уверенно берет предметы. Еще до года он учится взаимодействовать с ними. Перекладывает из одной руки в другую. Может перемещать ложку в чашку, складывать небольшие вещи в коробку. Преобладает точный пинцетный захват: дети хватают предметы указательным и большим пальцами. В это же время ребенок учится разъединять вещи, наблюдая за процессом.
  4. 1 год. Дети держат предметы одной рукой, а другой взаимодействуют с ней. Ребенок начинает повторять действия за взрослыми. Он может, например, толкать игрушечную машинку. Дети делают первые рисунки, которые пока выглядят как хаотичные линии.
  5. 12-18 месяцев. При взаимодействии с книгами ребенок переворачивает сразу все страницы. Уверенно держит столовые приборы, карандаши, фломастеры и ручки. Может убрать упаковку (бумагу, фольгу или скотч) с предмета. Дети учатся строить пирамиды из кубиков, соединять вещи друг с другом и откручивать крышки с бутылок. Ребенок играет с пирамидами и может хватать движущиеся предметы.
  6. 18-24 месяцев. Дети умеют переворачивать по одной странице. Они способны удерживать сразу 2 небольших или тонких предмета в руке. В 2 года ребенок умеет опускать маленькие фигурки через отверстия, учитывая их форму. Некоторые дети уже умеют переливать воду из одного сосуда в другой. Столбики из кубиков становятся выше: они состоят из 4-6 деталей.
  7. 24-36 месяцев. До 3 лет дети учатся играть с глиной, песком и пластилином. Они способны открывать ящики и вытряхивать их содержимое. Ребенок уверенно открывает крышки. Он улучшает навыки рисования: может красить поверхность пальцами, воспроизводить простые фигуры и делать черточки и крестики.
  8. 3-4 года. При рисовании ребенок способен повторять формы простых объектов. Дети без затруднений обводят контуры. Они могут делать постройки из 8-10 кубиков.
  9. 4-5 лет. Происходит общая подготовка к школе. Ребенок активно развивается. Он может заполнять раскраски и полноценно рисовать карандашами. Дети умеют складывать фигурки из бумаги. Они способны угадывать знакомые предметы наощупь. Возможна лепка из пластилина. Ребенок может самостоятельно завязывать шнурки. Он начинает переписывать печатные буквы. Рисунки становятся сложнее: у людей присутствуют части тела, у домов могут быть окна и двери.
  10. 5-6 лет. Ребенок способен вырезать фигурки из картона или бумаги. Он свободно пишет цифры и буквы, может логически дополнить ряд из картинок. Способен воспроизводить простые геометрические фигуры. Некоторым детям для этого требуется образец.

В дальнейшем развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет и старше предусматривает погружение в творчество. Это может быть вышивание, лепка из глины, плетение браслетов из бисера и т.д. Даже стандартных навыков моторики хватит для общего развития, однако совершенствование позволяет простимулировать соседние центры мозга.

С какого возраста нужно помогать в развитии

Определение оптимального возраста бессмысленно, т.к. ребенок почти с рождения начинает развивать моторику. Вы можете помогать младенцу с того момента, как он начнет концентрироваться на предметах и частях тела. Однако занятия будут эффективны и после 3-4 лет. Моторику могут развивать даже взрослые люди.

Что должен делать родитель

Чтобы занятия были эффективными, нужно запомнить следующие правила:

  1. Тренировки должны быть интересными. Ребенок быстро откажется заниматься, если занятия будут слишком скучными, сложными или простыми. Важно подавать все в игровой форме и давать посильную нагрузку.
  2. Деятельность должна быть совместной. Вы можете отдать ребенка в группу, но необходимо хотя бы иногда заниматься вместе с ним. Доверие и позитивные эмоции дополнительно мотивируют детей. Игры помогают укреплять отношения.
  3. Ребенка нужно хвалить. Некоторые родители не понимают, почему дети теряют интерес к занятиям. В действительности даже самая увлекательная игра может вызывать у ребенка отторжение, если он не получает одобрение.
  4. Продолжительность занятий должна быть адекватной. Не стоит доводить детей до переутомления, иначе у них возникнут негативные ассоциации. В то же время нельзя прерывать игру на середине. Если вы видите, что ребенок устал, подведите занятие к логическому завершению.
  5. Старайтесь не держать в свободном доступе те игрушки, которые используете для занятий. У детей возникает интерес к тому, чего им не хватает в повседневности. Если игрушка будет слишком доступной, она надоест ребенку.
  6. Организуйте занятия систематически. Следует играть с ребенком каждый день. Лучше проводить несколько коротких тренировок, чем 1 длинную.
  7. Усложняйте задания постепенно. Сначала помогайте выполнять движения, иногда допускается полностью сделать всю работу вместо ребенка. В дальнейшем добивайтесь, чтобы дети сами проявляли инициативу, повторяя за вами. Игровой материал следует подавать от простого к сложному.

Мелкую моторику развивает большинство игр, занятий и хобби. Даже работа в огороде может принести пользу. Однако некоторые занятия нравятся детям больше других.

Занятия с мелкими предметами

Для игр подойдут маленькие камни, бусины, бисер, крупы, пуговицы и т.д. Вы можете попросить рассортировать их по какому-либо признаку или просто собрать в контейнер. Начинать лучше с предметов побольше, затем постепенно уменьшать размер.

Важно сообщить ребенку, что таким образом он поможет вам, и похвалить его после выполненного задания. Можно привлечь детей к чему-то полезному: например, попросить перебрать гречку и убрать черные зерна или рассортировать бисер по цветам.

Пальчиковая гимнастика

Самые простые пальчиковые игры — это ладушки. Маленьким детям до 1 года подойдет массаж ладоней. Его можно сопровождать популярными присказками или песенками.

Взрослый ребенок может проводить полноценную зарядку. В комплекс упражнений можно включить сжимание и разжимание кулаков, сгибание пальцев по отдельности и вместе, встряхивание кистями и т.д.

Лепка из пластилина или глины

Дети проявляют интерес к лепке с 2 лет. Вы можете предложить ребенку пластилин или глину, позвать его печь фигурное печенье с вами или просто попросить раскатать тесто. Лепка хорошо сочетается с придумыванием сюжетных игр. Это дополнительно развивает воображение и логику.

Дополнительные предметы

Хорошо развивает мелкую моторику раскрашивание, рисование и обведение контуров. Для этого можно приобрести специальные тетради. Желательно дополнительно обеспечить ребенку вертикальную поверхность для рисования. Например, повесить доску. Бюджетный вариант — зеркало.

Дети могут развивать мелкую моторику с помощью паззлов и мозаики. Количество деталей и их размер подбирают индивидуально в зависимости от возраста. Паззлы также развивают воображение.

Можно вырезать вместе с ребенком фигурки из бумаги. Желательно учить самообслуживанию: застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Детям помладше можно упражняться в завинчивании крышек.

Читать еще:  Развитие моторики пальцев

Методички по занятию с детьми

Для занятия с детьми 3-5 лет подойдет методичка А.В. Артемьевой. В ее книге присутствуют теоретическая и практическая части. Материал изложен доступно, без лишней информации. Предоставлены схемы и способы диагностики уровня развития ребенка. Дан комплекс упражнений.

С маленькими детьми можно заниматься по методичке Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. 1-3 года». Учебник содержит много идей для игр. К упражнениям даны фото, иллюстрирующие процесс выполнения. Некоторые задания подходят даже полугодовалым детям, поэтому книгу можно приобрести заранее.

Развитие мелкой моторики у детей

Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Рассмотрим подробно все эти вопросы.

Общее понятие и особенности мелкой моторики детей

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры (в интернет-журнале «Развитие» есть статьи про развивающие игры для детей в 1 год, а также игры для развития детей в 2 года).

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Статьи о развитии ребенка по системе Монтессори а также о монессори-играх, также будет интересна.

Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:

1. Массаж ладошек

Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.

3. Разрывание бумаги

Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.

4. Перелистывание страниц

После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.

Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.

В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

8. Баночки с крупами

Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.

9. Рисование на песке

Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

Игрушки для развития мелкой моторики

Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.

11. Завинчивание крышек

Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

12. Застегивание, расстегивание и шнуровка

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

14. Рисование и раскрашивание

Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

15. Собирание мозаик и паззлов

Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение.

Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.

Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

Консультации для родителей: «РАЗВИТИЕ ГРАФО-МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ »
материал на тему

Консультации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
razvitie_grafomot.navykov.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ГРАФО-МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ

Вопрос подготовки к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе. Следует отметить, что на сегодняшний день задача обучения детей дошкольного возраста письму не имеет однозначного решения. Одни учёные и методисты выступают категорически против включения письма в программу дошкольного образования даже в подготовительных группах, мотивируя своё мнение недостаточной готовностью организма ребёнка к данному виду деятельности, большой вероятностью ухудшения его здоровья, незнанием воспитателями методики обучения письму. Другие, напротив, считают, что многих сложностей при обучении детей письму в начальной школе можно избежать при проведении целенаправленной подготовительной работы на дошкольном этапе.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Довольно большая часть учащихся первых классов испытывает серьёзные трудности в овладении навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости.

Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во – первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во – вторых, готовят к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Родителей должно насторожить, если ребёнок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В этом случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребёнок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно выявить, предложив ребёнку нарисовать одним движением окружность, диаметром примерно 3 – 4 см (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вам вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать её в несколько приёмов, передвигая руку.

Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение навыком письма является одним из важнейших. От степени его сформированности во многом зависит успех ребёнка в обучении.

По скорости письма оценивается, как правило, степень сформированности этого навыка. Ускорение письма – одно из основных требований программы уже в 1 классе. При увеличении скорости не должна изменяться графическая картина письма.

Рекомендации по развитию графо-моторных навыков

у детей, поступающих в школу

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребёнку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Чем же можно позаниматься с ребёнком, чтобы развить ручную умелость?

  • Запускать пальцами мелкие волчки
  • Разминать пальцами пластилин, глину
  • Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики
  • Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался)
  • Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмёшь
  • Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадётся, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.
  • Показать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.
  • Показать отдельно только один палец – большой
  • Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу
  • Махать в воздухе только пальцами
  • Кистями рук делать «фонарики»
  • Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе
  • Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались)
  • Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку
  • Завязывать узлы на толстой верёвке, на шнуре
  • Застёгивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками
  • Закручивать шурупы, гайки
  • Игры с конструктором, мозаикой, кубиками
  • Складывание матрёшек
  • Игра с вкладышами
  • Рисование в воздухе
  • Игры с песком, водой
  • Мять руками поролоновые шарики, губку
  • Шить, вязать на спицах
  • Рисовать, раскрашивать, штриховать
  • Резать ножницами
  • Рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, углём и т.д.)

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Кроме пальчиковой гимнастики, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом. Это такие упражнения, как «Графический диктант» (ребёнок по инструкции влево-вправо, вверх-вниз на листе бумаги в клеточку вычерчивает узор или фигуру); различные «дорожки» (нарисуй дорогу по которой поедет машина; обведи пальцем дорогу, по которой двигалась птица, пчела, заяц; раскрась беговую дорожку; обведи путь по которому летел самолётик); «Дорисуй недостающую фигуру»; «Найди кто спрятался»; Нарисуй такой же контур, кружочки, рисунок.

Комплекс мер, способствующих развитию тонких движений рук

Исправление неверно сформированного навыка письма включает целый комплекс мер, направленных как на изменение конкретных видов неправильного навыка, так и на укрепление здоровья ребёнка и развитие его ручной умелости. Фактически речь идёт об организации всей жизни ребёнка таким образом, чтобы в его повседневной деятельности развивались точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти, т.е. качества, которые позже будут необходимы для успешного обучения письму.

Развитию тонких движений руки способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти. Замечено, что дети, занимающиеся на домашнем министадионе, увереннее владеют карандашом и ручкой, чем их сверстники, не увлекающиеся такими упражнениями. Лазанье, переходы со снаряда на снаряд, раскачивание на лиане и т.д. способствуют развитию точности движений рук, учат дозировать усилия. Конечно, далеко не у каждого ребёнка есть возможность поиграть на министадионе, но для той же цели можно успешно использовать спортивные снаряды детских площадок по месту жительства. Систематические занятия физическими упражнениями повышают сбалансированность нервных процессов, благотворно влияют на эмоциональное состояние. Особенно полезны эти занятия неуравновешенным, возбудимым детям. Можно ребёнка записать в кружок (это может быть оздоровительный бег, плавание, детский теннис и бадминтон, хореография и др.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Овладение правильной речью необходимо для формирования полноценной личности. Человеку с хорошо развитой речью легко вступать в общение, он может понятно излагать свою точку зрения , задавать воп.

Данный материал предназначен для проведения тематических консультаций с родителями младших школьников.

Консультация призвана повысить педагогическую компетентность родителей, помочь семье найти ответы на интересующие родителей вопросы по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка. Предлагаю родителям ряд несложных увлекательных приёмов для развития мелкой моторики своего ребёнка.

Консультация призвана повысить педагогическую компетентность родителей, помочь семье найти ответы на интересующие родителей вопросы по развитию творческих способностей детей дошкольного воз.

Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

Основой любознательности является познавательная, исследовательская активность детей, удовлетворение которой во многом и будет определять пытливость детского ума, его интерес к знанию. Появление предс.

Почему так важно развивать моторные навыки у детей?

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Почему так важно развивать моторные навыки у детей дошкольного и младшего школьного возраста?

Автор:Н.Ф. Кацевич, психолог «Школы Сотрудничества»

Почему так важно развивать моторные навыки у детей дошкольного и младшего школьного возраста?

Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности мелких движений пальцев рук-под влиянием двигательных импульсов, передающихся от рук, точнее, от пальчиков. Чем точнее и активнее движения пальцев у ребёнка, тем быстрее он начинает говорить. А при поступлении ребёнка в школу важно, чтобы он имел не только хорошо развитую речь, но и подготовленную руку, владел зрительно-моторной координацией. В настоящее время в детских учреждениях при подготовке детей к школе стали акцентировать внимание на проблеме подготовки руки к письму. Это связано с тем, когда ребёнок уже учится в 1 классе, а рука его ещё не подготовлена или недостаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объёмом письменных заданий учителя.

Предлагаем Вашему вниманию упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук.
Занятия должны проводиться регулярно, иначе эффекта от упражнений не будет. Во время занятий следите за состоянием ребёнка: если он начал скучать или утомился, то занятия лучше прервать. Занятия проводятся 15 минут в день.
Старайтесь менять упражнения, но каждый день повторять те, что ребёнок закрепил (в выходные дни можно время занятий увеличить до 20-25 минут с перерывами для отдыха). Ребёнок должен воспринимать все задания и упражнения, как игру.
Упражнения для развития рук.

Разминать пальцами пластилин (лучше глину)

Катать по столу по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, шарики (горошинки)

Двумя пальцами руки (сначала указательным и средним, а затем средним и безымянным) «ходить» по столу, изображая различные способы передвижения пешком: крадучись, бегом, «на коленках» и т.п. Упражнение выполняется сначала правой, а потом левой рукой.

Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу (игра на пианино)

Махать в воздухе только пальцами.

Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

Завязывать и развязывать узлы на толстой верёвке или шнурке.

Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

Застёгивать и расстёгивать пуговицы, молнии, крючки.

Закручивать и раскручивать крышки, шурупы, гайки.

Различные игры с конструктором, мозаикой, различного размера кубиками.

Рисовать в воздухе различные фигуры всей рукой и одной только кистью руки. Упражнение выполняется сначала правой, а затем левой рукой.

Мять пальцами поролоновые игрушки, губку.

Рисовать, раскрашивать, штриховать.

Вырезать различные фигуры ножницами.

Рисовать цветными мелками, акварелью, карандашами, ручкой.

Комплекс упражнений для развития тонкой моторики:

Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочерёдно выполнять каждой рукой.

Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочерёдно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочерёдно каждой рукой.

Выпрямить кисть и поочерёдно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний-к указательному.

Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочерёдно каждой рукой. Затем-двумя руками одновременно.

Сгибание и разгибание пальцев. Пальцы разомкнуть как можно шире, затем сомкнуть и так продолжать дальше.

Поочерёдно каждой рукой, затем сразу обеими.

Положить руки ладонями вверх. Ребёнок поднимает по одному пальцы сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке.

Ладони лежат на столе. Ребёнок поочерёдно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

Ребёнок зажимает карандаш средним и указательным пальцами. Сгибает и разгибает эти пальцы.

Положите на стол десять-пятнадцать карандашей или палочек. Ребёнок одной рукой пытается собрать все карандаши (палочки). При этом нельзя помогать другой рукой и надо стараться брать карандаши по одному. Вместо карандашей предложите ребёнку собрать пуговицы, горошинки и мелкие детали.

Ребёнок зажимает карандаш между средним и указательным пальцами. Далее выполняет движение так, что сначала сверху оказывается средний палец, а потом указательный.

Дайте ребёнку два небольших шарика или два грецких ореха и попросите его покатать их между ладонями (пальцы прямые) в одну и другую сторону.

А теперь пусть ребёнок попробует их перекатывать пальцами одной руки, вращая то в одну, то в другую сторону.
12. Покажите ребёнку такое упражнение: быстро касаться кончиками пальцев большого пальца. В одну сторону, начиная с мизинца, и в другую сторону-с указательного пальца. На одной руке, на другой, на обеих сразу.

Игры для развития тонкой моторики пальцев рук

«Гребешок»

Пальцы сцепить в замок. Концы пальцев правой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони левой руки, прогибая ее так, что пальцы левой руки встают, как петушиный гребень.
Затем на тыльную сторону правой руки нажимают пальцы левой — и в петушиный гребешок превращаются пальцы правой руки.

«Кошка выпускает коготки»
Поджать подушечки пальцев к верхней части ладони. Затем быстро выпрямить и растопырить пальцы.

«Лесенка»
Ноготь большого пальца левой руки ложится на подушечку большого пальца правой руки — готовы первые две ступеньки. На большой палец левой руки ложится кончик указательного правого пальца, на него — указательный левый — еще две ступеньки готовы.
Кончики всех пальцев поочередно ложатся друг на друга, мизинцы — последние. Вот и построена лестница.

«Бег»
Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные пальцы прижаты к ладони. Переставляя пальцами, ребенок изображает, как человечек «на ножках» бежит к противоположному краю стола. То же упражнение выполняется указательным и безымянным пальцами.

«Быстрое вращение»
Сцепить пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы). Большими пальцами делать вращательные движения друг вокруг друга, все быстрее и быстрее.

«Колечки»
Кончик мизинца положить на кончик большого пальца – это маленькое колечко. Затем новое колечко: соприкасаются кончики безымянного и большого пальцев; среднего и большого и, наконец, указательного и большого — это большое колечко.

Всё повторить на другой руке

«Бумага, ножницы, камень»
Играете вместе с ребенком. В такт словам «бумага, ножницы, камень» встряхиваете сжатыми в кулак руками.
То же самое делает ребенок. Затем вы останавливаетесь на одном из трех слов: если это слово «бумага», то следует выпрямить пальцы (они плотно прижаты друг к другу), если это слово «камень», то рука сжимается в кулак, если слово «ножницы», то все пальцы прижаты к ладони, а указательный и средний выпрямлены и раздвинуты, как ножницы.

Когда ребенок освоит эту игру, поменяйтесь с ним ролями.

«Солнце, заборчик, камешки»
Руки поднять вверх, пальцы обеих рук выпрямлены и широко разведены — это «солнышко».

Затем плотно прижать пальцы друг к другу и выпрямить — это «заборчик». Обе руки сжать в кулаки — это «камешки».
По вашей команде: «Солнышко», «Заборчик», «Камешки» — ребенок показывает
пальчиками: «солнышко» с растопыренными пальчиками, «заборчик» с прямыми пальчиками или «камешки» — кулачки. Сначала это упражнение выполняется в медленном темпе, затем все быстрее и быстрее. Чтобы выполнить это задание, ребенок должен быть чрезвычайно внимательным.
По мере освоения ребенком упражнения вносите более сложные элементы: изменяйте
последовательность, скорость произнесения слов-команд.

«Ладонь — кулак»
Эта игра может использоваться индивидуально. Она развивает не только
тонкую моторику пальцев рук, но и внимание.
Выпрямить сомкнутые пальцы правой руки, направленной вверх. Прямые пальцы левой руки направить перпендикулярно к правой руке, к основанию ладони правой руки — это «ладонь».

Левую руку сжать в кулак, выпрямленные пальцы правой руки касаются основания ладони левой руки — это «кулак».
Называете слова: «Ладонь! Кулак! Ладонь! Кулак! Кулак!» и т. д. и сопровождаете их
соответствующими жестами.
Ребенок повторяет движения за вами, затем самостоятельно по вашим командам. С каждой командой меняется положение рук: то правая рука упирается в основание левой, то наоборот.

«Замок»
На двери висит замок (пальцы рук переплетаются, сцепляясь в замок)
Кто открыть его бы смог?
Потянули,

Покрутили,
(кисти рук крутятся в разные стороны, не расцепляя пальцев)

(локти расходятся в стороны, пальцы остаются переплетенными)
Постучали (постукивают друг о друга основания ладоней)
И открыли!
(пальцы распрямляются, руки расходятся в разные стороны)

«Колодец»
Положите четыре спички (две спички параллельно друг другу, сверху две спички
перпендикулярно им), так чтобы получился квадрат.
Затем в игру включается ребенок и тоже осторожно накладывает сверху свои спички. Так
колодец постепенно растет.

«Игра в фантики»
Сделайте из конфетных оберток фантики. Научите своего малыша складывать фантики.
Положите фантик на ноготь большого пальца и щелчком об указательный отправьте его в
полет.
Потом положите фантик на ноготь указательного пальца и щелчком о большой палец
отправьте его в полет, и так на каждом пальце.

Рекомендуем познакомиться со следующей литературой и упражнениями на каждый день по развитию моторных навыков.

О.В. Бачина, Н.ф. Коробова «Пальчиковая гимнастика с предметами»

Е.А. Алябьева «Психогимнастика в детском саду»

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Игры с пальчиками»

4. Ольга Новиковская Ум на кончиках пальцев «Весёлые пальчиковые игры»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector