221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развиваем моторику рук 4 5 лет

Комплекс упражнений и игр для развития мелкой моторики у малышей

Детские психологи доказали, что головной мозг находится в прямой взаимосвязи с умением малыша использовать кисти и пальцы рук, выполнять ими различные действия. Вот почему родителям нужно заниматься с детьми играми на постепенное развитие мелкой моторики. Тренировки должны проводиться регулярно, быть разнообразными и не утомлять ребенка.

Определение

Мелкая моторика представляет собой совокупность движений, выполняемых пальцами, кистями. Развивать ее крайне важно по нескольким причинам.

  • Посредством таких занятий происходит воздействие на внутренние органы малыша. Тренировка благотворно сказывается на развитии головного мозга.
  • Умение выполнять движения пальцами и кистями рук чаще всего является показателем того, что ребенок полноценно развивается.
  • Движения пальцев напрямую связаны с центрами речи в коре головного мозга, поэтому специалисты рекомендуют тренировать кисти параллельно с развитием речи. Более того, выполнение упражнений на моторику поможет тем детям, которые страдают речевыми дефектами, начать говорить лучше.

Работу над мелкой моторикой следует начинать с самого раннего возраста. Даже младенцам делают массаж пальчиков, а детям постарше необходимо учиться производить основные действия самостоятельно. Помогут этому специальные игровые упражнения, интересные малышам и полезные для них.

Польза от упражнений

Игры и упражнения, развивающие мелкую моторику, должны проводиться с ребенком на регулярной основе, поскольку они не только улучшают способность малыша работать пальчиками и кистью, но и стимулируют речевое развитие.

Без подобных занятий остается риск того, что малыш окажется неподготовленным к школе, его рука не будет способна правильно держать ручку, писать. Да и сам ребенок может оказаться беспомощным, испытывать трудности при выполнении таких элементарных действий, как завязывание шнурков на ботинках.

Ежедневные тренировки помогут улучшить внимание и память. Игровые технологии отличаются многообразием, поэтому выбрать упражнения по душе может любой родитель.

Возраст

Врачи-педиатры рекомендуют приступать к сознательным ежедневным тренировкам с малышом, которому исполнилось 4-5 лет. Но в более раннем возрасте пальчикам необходимо уделять внимание – делать массаж, разминая активные точки, которые напрямую связаны с мозговыми центрами.

Так, для самых маленьких (до 2 лет) могут использоваться такие упражнения:

  • поглаживание ладони;
  • сгибание-разгибание пальцев;
  • хлопки в ладоши.

Чтобы ребенку было весело, следует сопровождать занятие чтением детских стишков про Сороку-белобоку, игрой в «Ладушки».

Если малыш посещает детский сад, то занятия по развитию мелкой моторики с ним проводят воспитатели еще в младшей группе, но для родителей это не повод отказаться от домашних тренировок, которые помогут закрепить полученные умения и перевести их в навыки. Поэтому и в выходные дни нужно заниматься с малышом, используя игровую форму, предлагая ему новые интересные задания.

Правила выполнения пальчиковых упражнений

Работа с малышом над развитием мелкой моторики должна проводиться на регулярной основе, но не утомлять ребенка. Самый простой способ проводить ее – пальчиковые игры, которые отлично стимулируют работу головного мозга, помогают развивать ловкость, внимание, память. Работа проводится сначала правой рукой, затем – левой. От взрослого требуется следить за правильностью выполнения движений, поэтому прежде чем показывать их ребенку, необходимо потренироваться самому.

Начать следует с 2-3 повторов каждого упражнения, постепенно увеличивая их до 5-8. Тренировки проводятся ежедневно, при этом нескольких минут в день достаточно.

Дидактические пособия советуют: если ребенок устает, занятие можно разбить. Утром выполнить первые два упражнения, днем – еще два, ближе к вечеру – одно.

Самые популярные игры

В картотеке игр представлено огромное число вариантов. Предлагаем некоторые простые, но любимые большинством детей пальчиковые игры.

  • Сжать все пальцы на обеих руках, потом разжать их. Выполнить несколько раз.
  • Сжать пальцы на правой руке, разжимать их поодиночке. Повторить упражнение с левой.

Чтобы малышу было интересно, родитель во время занятия может прочесть ему веселые стихи или же сочинить историю о том, как при помощи движения пальцев сказочный персонаж (мишка) добрался домой. Например: мишка прошел первый лес – разгибаем один палец. Мишка прошел второй лес – разгибаем второй. Ребенок будет стараться выполнять упражнение, чтобы узнать, чем закончится сказка.

  • «Веер». Упражнение полезно для пальцев, выполняется так: прижать пальцы друг к другу (имитируя закрытый веер), потом – расставить как можно шире (веер открылся), помахать кистью.
  • Очень хорошее упражнение, помогающее развивать не только моторику, но и внимание, скорость реакции – «Цап-царап». Родитель кладет руку на стол, малыш помещает свою ладонь на ладонь взрослого и слушает его. Мама или папа рассказывают стишок или сказку, задача ребенка – быть внимательным. Как только прозвучит «цап-царап» (это может быть любая другая фраза, обговоренная заранее), ему необходимо как можно быстрее убрать свою ладошку, иначе родитель накроет ее своей второй рукой. После нескольких тренировок родитель и малыш могут поменяться ролями.
  • «Бабочка». Сначала пальцы сжимаются в кулак, теперь необходимо по одному распрямить мизинец, затем – безымянный и средний пальцы. Из указательного и большого создать кольцо. Бабочка готова. Теперь необходимо попросить ребенка «помахать крылышками» — делать движения прямыми пальцами.

Если какая-то из пальчиковых игр вызывает сложность, можно на некоторое время заменить ее другой, не стоит мучить ребенка обязательной установкой на успех.

Первые занятия с предметами

Разучив основные игры с пальчиками, можно переходить к следующему шагу – занятиям с предметами. Для самых маленьких полезны будут такие развивающие упражнения.

  • Работа с карандашом и маленькими резиночками для волос. Родитель держит в руке карандаш. Задача ребенка – надеть на него одну за другой несколько небольших резинок.
  • Рисование манкой. На плоскую тарелку или разделочную доску родитель насыпает крупу тонким слоем, предлагая малышу провести по ней пальцем. Получится линия. Аналогичным образом ребенок рисует на манке несколько полосок.
  • Раскладывание фасоли. Мама дает малышу небольшую горстку фасоли (ее может заменить бусины, пуговицы). От дошкольника требуется разложить ее на столе по кучкам либо сделать дорожку.
  • Работа с бусами, нанизывание крупных элементов. Их можно заменить предварительно окрашенными в различные цвета макаронными изделиями.
  • Работа с пуговицами. Родитель рисует круг на листе бумаги. Ребенку дается установка разложить пуговицы, скрепки, фасоль по его контуру.
  • Дети очень любят подражать взрослым, и это надо использовать в организации занятий. Так, мама может предложить малышу самому размешать себе сахар в чае.
  • «Салют». Задача малыша – порвать лист бумаги на как можно более мелкие кусочки и сложить их на столе. Затем эти обрывки берутся в ладоши и подбрасываются, словно настоящий салют.

Главное правило – ежедневно заниматься, но не принуждать малыша. Тренировка должна приносить радость, а не вызывать раздражение.

Основные игры

Родителям следует заранее подготовить комплекс игр, которые будут помогать их малышу в 4-5 лет развивать умение работать пальцами, выполнять мелкие движения. Подобных упражнений существует великое множество, практически весь инструментарий можно создать из подручных средств.

Можно предложить следующие варианты увлекательных игр.

  • С крупами и крупным предметом (например, с пуговицей, бусинкой). Родитель берет глубокую миску, наполняет ее крупой, в которую зарывает несколько пуговиц. Задача малыша – найти и достать их.

Для данного упражнения можно использовать практически любую крупу: рис, горох, гречку.

  • Развязывание узелков. Начать надо с простых, используя толстую веревку, постепенно усложняя задание.
  • Лабиринт. Взрослый изображает на листе бумаги «лабиринт», задача малыша – пройти по нему указательным и средним пальцами, имитируя шаги.

Эти упражнения хорошо развивают кисть и пальцы.







Делаем тренажеры

Чтобы научить ребенка владеть кистью и делать движения пальцами, родителям придется постараться и проявить терпение, ведь не все получится с первого раза. Чтобы малыш не потерял интерес, важно предложить ему разнообразие упражнений. Поэтому мамам и папам предстоит создать тренажеры своими руками. Вариантов множество.

Птичка делается так:

  1. берется картонная коробка (например, из-под пиццы, конфет).
  2. на нее наносится изображение пернатого, желательно большого размера (птицу можно наклеить или нарисовать);
  3. около клюва в картоне проделывается отверстие.

Задача малыша – по одному зернышку опускать в отверстие (покормить птичку).

Аналогичным образом можно кормить червячка горохом.

Тренажер с лентами можно сделать так:

  1. несколько атласных лент крепятся к вертикальной поверхности (можно пришить их к специальному коврику, который повесить на стену так, чтобы малыш без труда доставал до него);
  2. к другой стороне каждой ленты приклеивается небольшая деревянная палочка (можно использовать палочку от эскимо).
Читать еще:  Психомоторное развитие ребенка это

Задача ребенка – попробовать скрутить ленту.

Очень любят дети и самодельные шнуровки, занятия с которым способствуют формированию очень важного навыка – шнуровать обувь.

Интересное развлечение можно самостоятельно изготовить из фетра – вырезать фигурку ежа и фрукты, предложив малышу разместить «добычу» на колючках ежика.

Можно приобрести в магазине специальные развивающие игрушки – конструкторы, мозаики, паззлы, пирамидки, волшебное лукошко.

Техника безопасности

Чтобы игры, направленные на развитие мелкой моторики, не причинили малышу вреда, родителям следует соблюдать следующие правила.

  • После занятия тщательно убрать все мелкие предметы, чтобы любопытный ребенок, обнаружив знакомое «развлечение», случайно не проглотил его или не засунул себе в нос или ухо.
  • На протяжении тренировки малыш должен быть под присмотром. Взрослому важно контролировать буквально каждое движение, ведь ребенок еще не понимает, что может причинить себе вред.

Эти несложные правила помогут избежать несчастных случаев.

Развитие мелкой моторики при помощи дидактических игр и упражнений должно войти в привычку и у родителей, и у детей. Необходимо каждый день тренироваться с малышом, придумывая все новые сюжеты и используя самые разные подручные средства.

Как развить мелкую моторику у детей от 3 до 5 лет: самые эффективные методики

Мелкая моторика — комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. В этом принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная системы. К ней относятся разнообразные движения: от всем привычных жестов до самых мелких манипуляций.

С точки зрения анатомии, 1/3 двигательной проекции на коре головного мозга составляет именно проекция кисти, расположенная рядом с речевой зоной. Поэтому так важно развитие мелкой моторики у детей 3-4-5 лет: от неё будет зависеть сформированность речевых навыков, успехи в школьном обучении, благополучная социализация ребёнка. В чём её возрастные особенности и как добиться её максимального прогресса у деток дошкольного возраста?

Особенности

В дошкольном возрасте в норме моторные навыки по сравнению с 2-3 годами становятся разнообразнее и сложнее. Доля манипуляций, требующих согласованных действий рук, увеличивается. Нужно знать, какими возрастными особенностями характеризуется развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет, чтобы направить его в нужное русло.

  1. К 3 годам, движения пальцев детей становятся, хоть как-то похожи на движения взрослого человека.
  2. Навыки мелкой моторики, приобретённые ранее, совершенствуются.
  3. Дети учатся класть вещи в определённое место.
  4. До 3 лет малыш захватывал и держал преимущественно ладонью, а теперь он активнее использует пальцы.
  5. Дошкольники от 3 до 5 лет пытаются рисовать круги и линии, резать ножницами бумагу, снимать и надевать свободную, просторную одежду.
  6. Мелкая моторика теперь формируется в совокупности с кинестетическим чувством. Ребёнок начинает осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Запускается процесс развития зрительно-тактильно-кинестетических связей. Благодаря этому, движения рук выполняются под контролем зрения.

Таким образом, развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет происходит последовательно, постепенно. Сначала надо научиться дотягиваться до предмета, чтобы схватить его, а после этого манипулировать им. Важное значение в этом процессе имеет координация движений обеих рук и глаз. Педагоги, психологи, физиологи определили нормы и отклонения в развитии мелкой моторики в дошкольном возрасте.

Нормы

По мнению специалистов, развитие моторики у детей 4 лет и даже 5 должно соответствовать следующим нормативным требованиям.

  1. Стучит предметом о предмет.
  2. Берёт бусинку или крошку хлеба (любую круглую мелкую деталь) двумя пальцами, причём это должны быть большой и указательный.
  3. Рисует на листе бумаги, а потом перечёркивает рисунок.
  4. Вытаскивает маленькие предметы из прозрачной банки.
  5. По аналогии строит мостик из 3 кубиков.
  6. Самостоятельно строит башню не менее, чем из 3 кубиков.
  7. Старается нарисовать вертикальную линию: погрешность не должна превышать 30°.
  8. Перерисовывает крестик, круг, квадрат.
  9. Рисует человечка с не менее, чем 3 элементами.

Именно к таким нормам должно стремиться развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет: если большую часть навыков из этого списка ваш ребёнок усвоил, формирование его мышления и двигательных способностей не требует коррекции. Когда наблюдается частичная задержка (и даже опережение) по 1 или 2 показателям, говорят о негармоничной динамике функций мышления, речи и мелкой моторики. В том случае, когда ребёнком не усвоена большая часть перечисленных навыков, необходима более точная диагностика на отставание в той или иной степени.

Отклонения

Если развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет недостаточное для этого возраста, у ребёнка будут наблюдаться характерные отклонения от нормы:

  • нарушена техника движений;
  • страдают двигательные качества: ловкость, быстрота, сила, координация, точность;
  • диагностируются недостатки психомоторики;
  • плохо сформированы элементарные навыки самообслуживания;
  • слабые технические навыки в рисовании, лепке, конструировании, аппликации;
  • неумение правильно держать кисточку или карандаш, регулировать силу нажима на них;
  • затруднения при использовании ножниц.

Если развитие моторики у детей 4-5 лет происходит по данному плану (5-6 нарушений), это отклонения. Несмотря на отсутствие у них грубых двигательных расстройств, уровень физического и моторного прогресса гораздо ниже, чем у нормально развивающихся малышей дошкольного возраста. И здесь очень важно вовремя это распознать.

Диагностика

Чтобы выявить, что развитие мелкой моторики у детей 3 лет и старше нарушено, нужна диагностика. Точные результаты скажет специалист, но в домашних условиях её тоже можно провести. Попросите малыша выполнить следующие несложные упражнения.

  1. Прочтите ему потешку, выполняя при этом несложные движениями пальцами и кистями рук, а потом попросите его повторить их вслед за вами.
  2. Вытянуть перед собой руки. Одна рука сжата в кулак, другая выпрямлена. Нужно медленно, но одновременно изменить положение кистей.
  3. У него должно получаться «шагать» по плоской поверхности пальцами (указательным и средним поочерёдно).
  4. Он должен уметь «загибать пальчики» поочерёдно, начиная с мизинца.
  5. Попросите его выполнить упражнение «щепоть-ладонь». Предлагается соединить пальчики левой руки в щепотку так, будто он изображает клюв дятла, и постучать по правой ладони, которая должна быть вертикально раскрыта. То же самое выполнить, поменяв руки.
  6. Попросить развернуть одновременно обе руки в строгой последовательности: кулак — ребро руки — ладонь.
  7. На глазах у ребёнка разберите пирамидку и дайте ему задание собрать её заново.
  8. Похожее упражнение с матрёшкой: сначала её разбирают у него на глазах, а потом просят собрать.
  9. Попросите срисовать домик, состоящий из обычных элементов, простых для воспроизведения даже при отсутствии таланта художника. Проверьте, насколько точна получившая копия. Особое внимание уделите таким мелким элементам, как крыльцо, труба, дверь, — именно они будут указывать на динамику развития в руках мелкой моторики.
  10. Предложите обвести рисунок по точкам, но при этом заранее обговорите, что отрывать карандаш (ручку, фломастер) от бумаги нельзя.
  11. Нужно заштриховать фигуру прямыми линиями, при этом стараясь не выходить за её контуры. Просите ребёнка использовать штриховку разного вида: горизонтальную, вертикальную, по диагонали, волнистую.

Теперь подведите итоги. Если в 3 года ему дозволительно выполнять хотя бы 30% от всех этих упражнений, то к 5 годам мелкая моторика должна быть так развита, что нормой считается 80-90% этих заданий. Если у вас эти показатели ниже, с малышом нужно больше заниматься. Иначе это потом плачевно скажется на его дальнейшем речевом и даже интеллектуальном развитии.

Важнейшим фактором, который определяет развитие мелкой моторики детей 3 лет и старше, является своевременно организованная помощь коррекционно-педагогического характера. Дети с отклонениями должны быть направлены в коррекционные группы при специализированных детских садах. Чтобы этого не случилось, родители должны как можно больше заниматься с ребёнком дошкольного возраста, развивая мелкую моторику в пальчиках: методик и способов имеется очень много.

Методики развития

Чтобы развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет было в рамках нормы, его можно ускорять. Есть разные методики.

Игры с мелкими предметами

Ребёнку с 3 лет просто необходимо предлагать все те игры, где нужно собирать мелкие части в единое целое:

Такие игры не только способствуют развитию мелкой моторики, но и формируют творческое воображение, ориентировку в пространстве. Ещё об играх и упражнениях можно прочесть здесь.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики

Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики для детей 3-4 лет могут опираться на:

  • цветные палочки;
  • скороговорки;
  • стихи;
  • пальчиковый алфавит;
  • пальчиковый театр.

В первое время для трёхлетних малышей будет нормой повторение движений вслед за взрослым. Но в 5 лет, слыша стихотворение, в котором заложено задание на выполнение простейших движений пальчиками, он должен делать их уже самостоятельно.

Массаж кистей и пальцев

Читать еще:  Развитие мелкой моторики у детей 4 5

Такой способ развития у рук мелкой моторики предполагает несколько методик:

  • профессиональный массаж у специалиста;
  • самостоятельная разминка пальчиков и кистей родителями («как умеют», что называется);
  • предлагайте ребёнку запускать мелкий волчок, чтобы он крутился как можно дольше;
  • пусть он запускает руки в крупы (рис, пшено, гречку) и песок, трогая там пальчиками по отдельности каждую крупинку.

Игры с элементами массажа очень хорошо способствуют развитию в пальчиках и кистях мелкой моторики.

Лепка

Здесь трудно формулировать какие-то конкретные задания. Просто давайте дошкольнику пластилин в руки: пусть его пальчики творят из него то, что придумает его неуёмное воображение. Главное — чтобы лепка присутствовала в ежедневных занятиях малыша с 3 до 5 лет.

Рисование

Несмотря на то, что рисование точно так же, как и лепка, требует полёта фантазии, она нацелена на более конкретное развитие мелкой моторики. Поэтому здесь есть выполнение определённых заданий:

  • рисование по трафаретам;
  • штриховка;
  • рисование по фигурным линейкам;
  • работа с занимательными прописями специально для дошкольников.

Работу по развитию мелкой моторики рекомендуется проводить регулярно по 5 минут несколько (5-6) раз в день. Результатов можно добиться, используя разные виды деятельности: игру, лепку, рисование, аппликации, конструирование. Регулярные занятия способствуют попутно формированию восприятия, речи, чувства цвета. Только в совокупности всех этих усилий, которые потребуются и от родителей, и от самих дошкольников, развитие мелкой моторики детей 3-4 лет может быть успешным.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей 4–5 лет в домашних условиях»

Альбина Шарафиева
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей 4–5 лет в домашних условиях»

Мелкая моторика – точные движения пальцев рук – особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Нарушение мелкой моторики связано с нарушением мышечного тонуса пальцев рук.

Работа над развитием мелкой моторики пальцев рук, стимулирует созревание речевой зоны коры головного мозга. Работу по развитию мелкой моторики рук необходимо проводить систематически (по 5-10 минут ежедневно). Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук:

Развитие ручной умелости (рисование карандашом, лепка, конструирование, аппликация,изготовление оригами: игрушек из бумаги (лодочка, самолет).

Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов).

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без речевого сопровождения.

Для развитияручной умелости дети должны:

• запускать пальцами мелкие «волчки»;

• разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;

• сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»);

• барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

• махать в воздухе только пальцами;

• собирать все пальцы в щепотку;

• нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на леску;

• завязывать узелки на шнурке, веревке;

• застегивать (расстегивать) пуговицы;

• играть с конструктором, мозаикой;

• складывать матрешки, пирамидки;

• рисовать в воздухе;

• мять руками поролоновые шарики, губки; • рисовать, раскрашивать, штриховать;

•резать (вырезать) ножницами;

• скатывать бумажные шарики (у кого шарик получится более плотным, тот и выиграл);

• складывание, скручивание, разрывание, перелистывание бумаги;

• перекладывать из одной коробочки в другую счетные палочки, спички, фасоль, при этом рука не должна сдвигаться (лежит близко к коробочке, задействованы только большой, указательный и средний пальцы);

• легко нажимать на кнопку пульвелизатора, посылая струю воздуха на ватку, листок бумаги;

• вращать карандаш (ребристый) между большим, указательным и средним пальцем;

«пальчиковый бассейн» (пластмассовый тазик с фасолью или горохом);

• Игра «Кулак-ребро-ладонь» (сначала одной рукой, потом другой, затем вместе.

Если ребенка не увлекают развивающие пособия — предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителями чувствуя себя нужным и почти взрослым:

1. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.

3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

4. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.

5. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать)

6. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).

7. Помогать родителям отвинчивать различные пробки — у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т. п.

8. Помогать перебирать крупу.

9. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

10. Собирать на даче или в лесу ягоды.

11. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

12. Вытирать пыль.

13. Включать и выключать свет.

14. Отлеплять и прилеплять наклейки.

15. Перелистывать страницы книги.

16. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.

Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными. Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук с помощью ниткографии» Последние годы значительно увеличилось число детей с речевым нарушением. По исследованиям ученых, на развитие речи, на развитие головного.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет» Все родители знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это.

Игры на развитие мелкой моторики для детей 4-5 лет дома

Игры, развивающие мелкую моторику, в домашних условиях для дошкольников

Почему для детей так важно развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Дети младшего дошкольного возраста могут выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Не обходите вниманием необходимость приобретения элементарных навыков самообслуживания: умения застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Угадай предмет

Необходимый инвентарь: небольшие предметы, игрушки, пластмассовые буквы и цифры.

❀ Ребенок должен с закрытыми глазами опознать предмет, букву, цифру на ощупь поочередно правой и левой рукой.

❀ Более сложный вариант: ребенок одной рукой с открытыми глазами ощупывает предложенный предмет, не глядя на него, а другой рукой его зарисовывает.

Пластилиновая ворона

Необходимый инвентарь: пластилин.

❀ Вылепите из пластилина геометрические фигуры, простые фигурки животных, буквы, цифры.

❀ Затем пусть ребенок с закрытыми глазами на ощупь определит, что перед ним за фигурка.

Угадай-ка

Упражнение для разбития тактильной чувствительности

Необходимый инвентарь: несколько емкостей для сыпучих и жидких продуктов; вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы.

❀ Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный какой- либо однородной массой, и в течение 1-2 минут перемешивает его содержимое.

❀ Затем ему предлагается сосуд с другим наполнителем. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое.

Пальчиковая зарядка

❀ Исходное положение — руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед, большие пальцы отогнуты.

❀ Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная с указательного к мизинцу и обратно.

Карандашик

❀ Предложите ребенку перекатывать карандаш между пальцами, начиная от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.

Читать еще:  Занятия для развития мелкой моторики рук

Разноцветные снежинки

Игра на развитие мелкой моторики рук, формирование навыка аккуратности

Необходимый инвентарь: фломастеры, белая плотная бумага, ножницы.

❀ Покажите ребенку, как вырезать ажурную снежинку.

❀ Попросите раскрасить ее разноцветными фломастерами.

❀ Движения, которые делает ребенок при закрашивании мелких деталей, активно воздействуют на развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковый конструктор

❀ Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо «фигуру» (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены — любая комбинация). Ребенок должен точно повторить эту фигуру.

❀ Если данное задание вызывает у ребенка затруднение, то сначала можно выполнять упражнение сидя рядом, а не напротив ребенка. Так ему будет легче копировать положение пальцев вашей руки.

❀ Задание можно усложнить: предложите ребенку отобразить пальчиковую конструкцию зеркально.

Кто быстрее

Необходимый инвентарь: бумага в клетку, фломастеры.

❀ Положите перед каждым игроком по листу бумаги в клетку и фломастер.

❀ Для начала можно заготовить шаблоны с нарисованными пунктиром геометрическими фигурами.

❀ Обводите наперегонки с ребенком квадратики или кружочки, треугольники.

❀ Более сложный вариант игры заключается в рисовании геометрических фигур на чистом листе в клетку наперегонки, затем и на неразлинованном листе.

Лабиринт

Необходимый инвентарь: листы бумаги в клетку или просто белые листы, ручка или фломастеры.

❀ Попросите ребенка нарисовать лабиринт, по которому вы должны будете добраться до какой-то цели.

❀ Вы, в свою очередь, рисуете лабиринт для ребенка.

❀ В ходе игры малыш будет стараться рисовать ходы все запутаннее и запутаннее, но и вы не жалейте его. Пусть «побегает» по витиеватым дорожкам.

Лыжник

Необходимый инвентарь: две пробки от- пластиковых бутылок.

❀ Пробки будут лыжами. Ребенок вставляет указательный и средний пальцы в «лыжи» и «двигается» на них, делая по шагу на каждый ударный слог:

Вот и кончились метели,

На ветвях поют слоны, —

Здравствуй, первый день весны!

❀ То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Рисунке на крупе

Необходимый инвентарь: большая плоская тарелка или поднос, мелкая крупа.

❀ Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия.

❀ Пусть ребенок сам нарисует несколько линий.

❀ Попросите его нарисовать волны, снежинку, буквы и т. д.

Пуговичные узоры

Необходимый инвентарь: пуговицы разного размера и цвета

❀ Для начала узор из пуговиц выкладывает взрослый. Затем ребенок делает то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без посторонней помощи, предложите ему придумать свои варианты рисунков.

❀ Из пуговиц можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.

Щетка-массажер

Необходимый инвентарь: круглая щетка-массажка.

❀ Дайте ребенку круглую щетку для волос.

❀ Ребенок должен катать щетку между ладонями, приговаривая:

Встретил ежика бычок,

И, лизнув его бочок,

Уколол свой язычок.

А колючий еж смеется:

«В рот не суй, что попадется!».

Месим тесто

Необходимый инвентарь: 1 кг фасоли (гороха) и кастрюля.

❀ Насыпьте в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли.

❀ Ребенок должен запустить туда руки и изобразить, будто месит тесто, приговаривая:

Кукле булки я пеку,

В миску молока налью,

Много высыплю муки,

Будут кукле пироги.

Подъемный кран

Необходимый инвентарь: коробок спичек или счетные палочки.

❀ Ребенок собирает спички (палочки) с помощью подушечек одних и тех же пальцев правой и левой рук (например: двумя указательными или двумя средними и т. д.).

Строитель

Необходимый инвентарь: счетные палочки или спички.

❀ Постройте вместе с ребенком «сруб» из палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

Крокодил

Необходимый инвентарь: бельевая прищепка.

❀ Подберите не слишком тугую прищепку, лучше деревянную. Пусть прищепка будет крокодилом, живущим в водах мутного Нила, а пальчики ребенка непослушными ножками, которые бегут купаться в опасную реку.

❀ Взрослый прищепкой поочередно «кусает» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

Крокодилушка не знает

Ни заботы, ни труда,

Золотит его чешуйки

Милых рыбок ждет он в гости

На брюшке средь камышей.

Лапки врозь, дугою хвостик

И улыбка до ушей.

Пластилиновый орех

Необходимый инвентарь: кусочек пластилина.

❀ Попросите ребенка слепить из пластилина шар, размером с грецкий орех. Раскатывая пластилин между ладонями, ребенок приговаривает:

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

❀ Ребенок держит в одной руке два пластилиновых грецких ореха и вращает их один вокруг другого.

❀ Можно заменить пластилин настоящими грецкими орехами или маленькими шариками такого же размера.

Бусы

Необходимый инвентарь: бельевая веревка.

❀ Завяжите на веревке 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку.

❀ Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т. п.

Мамин помощник

Необходимый инвентарь: бельевая веревка, прищепки.

❀ Натяните веревку на уровне плеч ребенка. Дайте ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке.

Я прищепкой на веревку

Все белье цепляю ловко.

Игры-шнуровки

Развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»

♦ формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

♦ способствуют укреплению пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становление речи;

♦ развивают творческие способности;

♦ развивают глазомер, внимание;

♦ служат хорошей тренировкой руки для дальнейшего обучения письму;

❀ Купите в магазине готовые игры-шнуровки. Сначала выполняйте предложенные задания вместе с ребенком, а затем попросите его самостоятельно зашнуровать картинку.

❀ Попросите ребенка расшнуровать, зашнуровать папин ботинок, завязать бант кукле, поучиться заплетать косички из шнурков и т. д.

Игры с камешками

Необходимый инвентарь: 5-7 небольших камешков гальки или марблс.

❀ Играть можно как с одним ребенком, так и в небольшой компании.

❀ Один из игроков берет 5-7 камешков в правую руку, подбрасывает их и пытается поймать столько, сколько сможет. Затем то же самое делает второй игрок.

❀ Выигрывает тот, кто смог поймать большее число камешков.

Спрячь платок

Необходимый инвентарь: небольшие носовые или шелковые платки.

❀ Игрокам выдается по два платка. По команде ведущего дети должны пальцами собрать и зажать в оба кулачка по платку.

❀ Побеждает тот, у кого платочки спрятаны лучше всего.

❀ Эту же игру можно провести для пальцев ног. Для этого расстелите платок на полу. По сигналу игроки начинают пальцами босой ноги подбирать платок, стараясь как можно быстрее спрятать его под стопу.

Из одного в другое

Необходимый инвентарь: два тазика, 10-20 карандашей (для каждого игрока).

❀ Перед игроком ставятся два тазика, в одном из которых лежат карандаши.

❀ По сигналу ребенок начинает пальцами ног перекладывать карандаши из одного тазика в другой. То же самое по очереди проделывают остальные игроки.

❀ Кто справится быстрее?

Платочек

Необходимый инвентарь: носовой платочек.

❀ Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Нога-художница

Необходимый инвентарь: толстый фломастер, лист бумаги.

❀ Предложите ребенку зажать пальцами ноги фломастер и постараться что-нибудь нарисовать (домик, цветок, Колобка и т. д.).

❀ Можно устроить соревнование: чей рисунок получился достовернее, чей смешнее?

Коробочка с пуговицами

Необходимый инвентарь: коробка с пуговицами.

❀ Наверняка в вашем доме есть коробочка с пуговицами, доставшаяся вам по наследству от мамы. Эта коробочка настоящий клад для ребенка, сколько игр в ней хранится!

♦ Пуговичная мозаика: можно выкладывать целые картины, а можно отдельные предметы.

♦ Пуговичный городок: можно поиграть в пуговичный городок. Жители — пуговицы, среди них есть продавцы, водители, учителя, мамы с детьми и т. д.

♦ Пуговичные бои: можно устроить пуговичный бой — разделитесь на две команды, возьмите одинаковое количество пуговиц. Расположитесь на полу на открытом участке, разложите пуговицы в линейку, каждый со своей стороны. Расстояние между линейками не должно быть больше метра. По очереди «стреляйте» щелчком по одной из пуговиц в ряд противника. Цель — выбить из ряда как можно больше пуговиц.

♦ Пуговичное панно: отберите плоские крупные пуговицы и пришивайте их на кусочек ткани. Можно без всякой системы, а можно со смыслом, чтобы получилась картина. Потом можно наклеить лоскуток на картонку и вставить в рамку.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector