221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развиваем речь и моторику с помощью стихов

Развиваем речь и моторику с помощью стихов
картотека по развитию речи (младшая группа) на тему

Дети растут быстро.
И чтобы они развивались правильно с ними, конечно же, нужно заниматься. Игры, развивающие речь, занятия по развитию координации движений обязательно должны присутствовать среди других. А забавные стишки и веселые потешки сделают такие занятия более привлекательными, что позволит проводить время с малышами интересно и содержательно, при этом развивая их внимание и память.

Более того, упражнения, сопровождающиеся стихами, позволят вам с вашим малышом проводить совместную увлекательную зарядку, доставляя ребенку радость.

Старайтесь, как можно чаще проводить с ребенком подобные упражнения, чтобы малыш выучил их наизусть, а затем мог выполнить самостоятельно, лишь взглянув на картинку.

Скачать:

ВложениеРазмер
razvivaem_rech_i_motoriku_s_pomoshchyu_stihov.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем речь и моторику с помощью стихов

Дети растут быстро.
И чтобы они развивались правильно с ними, конечно же, нужно заниматься. Игры, развивающие речь, занятия по развитию координации движений обязательно должны присутствовать среди других. А забавные стишки и веселые потешки сделают такие занятия более привлекательными, что позволит проводить время с малышами интересно и содержательно, при этом развивая их внимание и память.

Более того, упражнения, сопровождающиеся стихами, позволят вам с вашим малышом проводить совместную увлекательную зарядку, доставляя ребенку радость.

Старайтесь, как можно чаще проводить с ребенком подобные упражнения, чтобы малыш выучил их наизусть, а затем мог выполнить самостоятельно, лишь взглянув на картинку.

Развиваем речь и моторику весело:

Зайка шёл,
Зайка шёл,
Капусту нашёл, сел, поел и дальше пошёл,
Зайка шёл, зайка шёл,
Морковку нашёл, сел, поел и опять пошел.

(Имитировать движения ходьбы, приседания, показывать: как ест зайчик)

Прилетели птички,
Птички-невелички,
Всё летали, всё летали,
Крыльями махали.
На дорожку прилетали,
Зернышки клевали.

(«Летать» по комнате, размахивая руками, как крыльями, приседать, стучать пальчиками об пол)

Самолёты загудели,
Самолёты полетели.
На полянку тихо сели,
Да и снова полетели.

(Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками, руки в стороны, затем наклоны в стороны, приседания, руки к коленям, руки в стороны с ритмичными наклонами в стороны)

Саша шёл-шёл-шёл,
Белый гриб нашёл
Раз- грибок,
Два — грибок,
Три — грибок,
Положил их в кузовок.

(Имитировать движения грибника: идти, нагибаться и класть грибы в корзинку)

Шёл по берегу петух,
Поскользнулся, в речку бух!
Будет знать петух, что впредь
Надо под ноги смотреть.

(Делать шаги с раскачиванием в стороны, руки держать за спиной; дальше делать круговые движения руками, приседать, грозить пальчиком, делать наклоны вперёд)

Поезд мчится и свистит
И колёсами стучит.
Я стучу, стучу, стучу,
Всех до дачи докачу.
Чу-чу, чу-чу, всех до дачи докачу.

(Руки согнуты в локтях, синхронные вращательные движения обеими руками; шаг в сторону- притоп, вращать руками, имитируя движения колес)

Гуси серые летели,
На лужайке тихо сели,
Походили, поклевали,
Потом быстро побежали.

(Взмахи руками, приседания; затем ходьба на носках, наклоны головы, бег на месте)

Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок, стоп, сели.
Травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко.
Прыгай на носках легко!

(Делать движения плечами, прыгать, приседать, прислушиваться и опять прыгать)

Вот идёт чёрный кот,
Притаился, мышек ждёт.
Мышка норку обойдёт
И к коту не подойдёт.

(Делать шаги с высоким подъёмом ног, присесть, руки к коленям, встать, повернуться вокруг своей оси; руки в стороны)

Чики-чики, чикалочки,
Едет гусь на палочке.
Уточка на дудочке,
Петушок на будочке,
Зайчик — на тачке,
Мальчик — на собачке.

(Ноги вместе, подскоки на месте. Одна нога впереди, на другой — подскоки. Затем утиный шаг вперевалочку. Грудь вперёд — посеменить ногами. Руки перед грудью, прыжки, бег на месте.)

Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так:
Тик-так.
Налево-раз, направо-раз,
Мы тоже можем так
Тик-так, тик-так.

(Наклоны туловища вправо-влево, по тексту)

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал —
Зайка — прыг — и убежал.

(Имитировать движения зайчика по тексту)

Буратино потянулся,
Раз — нагнулся, два — нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

(Потягиваться, встать на носочки, наклоны вправо, влево, руки в стороны, руки вниз, встать на носочки, руки вверх)

Ну-ка, зайка, поскачи,
Лапкой серой постучи.
Ты на травку упади,
Отдохнул, теперь вставай,
Прыгать снова начинай!
Быстро к ёлочке беги
И скорей назад скачи.

(Движения по тексту потешки)

По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Шагают наши ножки.
По пням, по кочкам, по камушкам,
По камушкам, в ямку — бух!

(Наклоны туловища влево, вправо, шаг на месте, прыжки, приседания)

Дождик, дождик, что ты льешь?
Погулять на мне даешь.
Дождик, дождик, полно лить,
Деток, землю, лес мочить.
После дождика на даче
Мы по лужицам поскачем.

(4 хлопка, притопы, 4 хлопка. Прыжки на месте. Ходьба. Прыжки через лужицы)

Вышли дети на лужок,
Заглянули под кусток,
Увидали зайчика,
Поманили пальчиком:
«Зайка, зайка, попляши,
Твои лапки хороши!»
Стал наш заинька плясать,
Малых деток забавлять.

(Движения ходьбы, приседания, плясовые движения, хлопки)

Конь меня в дорогу ждет,
Бьет копытом у ворот.
На ветру качает гривой:
Пышной, сказочной, красивой.
Быстро на коня вскочу
И поеду, поскачу.
Там за дальней за рекой
Помашу тебе рукой.

(Постукивая одной ногой об пол, покачивая головой, прыжки, подскоки, помахать рукой)

Мы печем пшеничные пирожки отличные
Тесто в миске замесили,
Соль в солонке не забыли.
Тесто скалкой раскатали,
Раскатали, не устали.
Взяли ложку с творогом,
Пирожок – за пирогом.
Ну-ка, печка, дай пирожкам местечка!

(Движения по тексту)

Ножки и ладошки

Как у наших у ребят
Ножки весело стучат,
Наш народ удаленький,
Хоть и очень маленький.
Лишь устанут ножки,
Хлопаем в ладошки,
В ладошки — ладошечки,
Веселые хлопошечки.

(Бег на месте, руки на поясе, затем, стоя на месте, хлопать в ладошки)

— Аист, аист длинноногий,
Покажи нам дорогу.
Аист отвечает:
— Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой.
После – правою ногой,
После – левою ногой.
Вот тогда придешь домой.

(Маршируем на месте под текст)

На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ну, смелее подними.
Да гляди не упади.
А сейчас постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
А сейчас постой на правой,
Если ты солдатик бравый.

(Руки на поясе, постоять на правой ноге. То же – на левой ноге. Поднять прямую правую ногу перед собой. Руки в стороны, покачаться на одной ноге вправо, влево)

Использованы материалы Юлии Соколовой
«Речь и Моторика»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уважаемые родители!Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему Ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего Ребёнка богаче и разнооб.

Здесь вы найдете забавные стихи и игры развивающие речь, внимание и память, а так же проведете совместную увлекательную зарядку, чем доставите ребенку радость.

Развиваем речь и моторику с помощью логоритмики. Игры, занятия по развитию координации движения обязательны в работе логопеда.

Дети растут быстро. И чтобы они развивались правильно с ними, конечно же, нужно заниматься. Игры, развивающие речь, занятия по развитию координации движений обязательно должны присутствовать среди дру.

Развиваем речь и моторику с помощью стихов.

Игры, развивающие речь, занятия по развитию координации движений обязательно должны присутствовать среди других. А забавные стишки и веселые потешки сделают такие занятия более привлекательными, что п.

Подборка упражнений в стихотворной форме для развития речи и моторики.

Развиваем речь и моторику с помощью стихов для малышей

Елена Табачук
Развиваем речь и моторику с помощью стихов для малышей

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ И МОТОРИКУ С ПОМОЩЬЮ СТИХОВ

Дети растут быстро. И чтобы они paзвивались правильно, с ними, конечно же, нужно заниматься. Игры, развивающие речь, занятия по развитию координации движений обязательно должны присутствовать среди других. А забавные стишки и весёлые потешки сделают такие занятия более привлекательными, что позволит проводить время с малышами интересно и содержательно, при этом развивая их внимание и память.

Более того, упражнения, сопровождающиеся стихами, позволят вам с вашим малышом проводить совместную увлекательную зарядку, доставляя ребёнку радость.

Старайтесь, как можно чаще проводить с ребёнком подобные упpaжнения, чтобы малыш выучил их наизусть, а затем мог выполнить самостоятельно, лишь взглянув на картинку.

Сел, поел и дальше пошёл,

Зайка шёл, зайка шёл,

Сел, поел и опять пошел.

(Имитировать движения ходьбы, приседания,показывать: как ест зайчик)

Всё летали, всё летали,

На дорожку прилетали,

(«Летать» по комнате, размахивая руками, как крыльями, приседать, стучать пальчиками об пол)

На полянку тихо сели,

Да и снова полетели.

(Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками, руки в стороны, затем наклоны в стороны, приседания, руки к коленям, руки в стороны с ритмичными наклонами в стороны)

Белый гриб нашёл

Положи их в кузовок.

(Имитировать движения грибника: идти, нагибаться и класть грибы в корзинку)

Шёл по берегу петух,

Поскользнулся — в речку бух!

Будет знать петух, что впредь

Надо под ноги смотреть.

(Делать шаги с раскачиванием в стороны, руки держать за спиной; дальше делать круговые движения руками, приседать, грозить пальчиком, делать наклоны вперёд)

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал —

Зайка — прыг — и убежал.

(Имитировать движения зайчика по тексту) vk.com/sunmommy

Поезд мчится и свистит

И колёсами стучит.

Я стучу, стучу, стучу,

Всех до дачи докачу.

Чу-чу, чу-чу, всех до дачи докачу.

(Руки согнуты в локтях, синхронные вращательные движения обеими руками; шаг в сторону- притоп, вращать руками, имитируя движения колес)

Гуси серые летели,

На лужайке тихо сели,

Потом быстро побежали.

(Взмахи руками, приседания; затем ходьба на носках, наклоны головы, бег на месте)

Прыг-скок, прыг-скок, стоп, сели.

Выше, выше, высоко.

Прыгай на носках легко!

(Делать движения плечами, прыгать, приседать, прислушиваться и опять прыгать)

Вот идёт чёрный кот,

Притаился, мышек ждёт.

Мышка норку обойдёт

И к коту не подойдёт.

(Делать шаги с высоким подъёмом ног, присесть, руки к коленям, встать, повернуться вокруг своей оси; руки в стороны)

Едет гусь на палочке.

Уточка на дудочке,

Петушок на будочке,

Зайчик — на тачке,

Мальчик — на собачке.

(Ноги вместе, подскоки на месте. Одна нога впереди, на другой — подскоки. Затем утиный шаг вперевалочку. Грудь вперёд — посеменить ногами. Руки перед грудью, прыжки, бег на месте.)

Все часы идут вот так:

Мы тоже можем так

(Наклоны туловища вправо-влево, по тексту)

Раз — нагнулся, два — нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(Потягиваться, встать на носочки, наклоны вправо, влево, руки в стороны, руки вниз, встать на носочки, руки вверх)

Ну-ка, зайка, поскачи,

Лапкой серой постучи.

Ты на травку упади,

Отдохнул, теперь вставай,

Прыгать снова начинай!

Быстро к ёлочке беги

И скорей назад скачи.

(Движения по тексту потешки)

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

Шагают наши ножки.

По пням, по кочкам, по камушкам,

По камушкам, в ямку — бух!

(Наклоны туловища влево, вправо, шаг на месте, прыжки, приседания)

Дождик, дождик, что ты льешь?

Погулять на мне даешь.

Дождик, дождик, полно лить,

Деток, землю, лес мочить.

После дождика на даче

Мы по лужицам поскачем.

(4 хлопка, притопы, 4 хлопка. Прыжки на месте. Ходьба. Прыжки через лужицы)

Вышли дети на лужок,

Заглянули под кусток,

«Зайка, зайка, попляши,

Твои лапки хороши!»

Стал наш заинька плясать,

Малых деток забавлять.

(Движения ходьбы, приседания, плясовые движения, хлопки)

Конь меня в дорогу ждет,

Бьет копытом у ворот.

На ветру качает гривой:

Пышной, сказочной, красивой.

Быстро на коня вскочу

И поеду, поскачу.

Там за дальней за рекой

Помашу тебе рукой.

(Постукивая одной ногой об пол, покачивая головой, прыжки, подскоки, помахать рукой)

Мы печем пшеничные пирожки отличные

Тесто в миске замесили,

Соль в солонке не забыли.

Тесто скалкой раскатали,

Раскатали, не устали.

Взяли ложку с творогом,

Пирожок — за пирогом.

Ну-ка, печка, дай пирожкам местечка!

(Движения по тексту)

Ножки и ладошки

Как у наших у ребят

Ножки весело стучат,

Наш народ удаленький,

Хоть и очень маленький.

Лишь устанут ножки,

Хлопаем в ладошки,

В ладошки — ладошечки,

(Бег на месте, руки на поясе, затем, стоя на месте, хлопать в ладошки)

— Аист, аист длинноногий,

Покажи нам дорогу.

— Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова — правою ногой,

Снова — левою ногой.

После — правою ногой,

После — левою ногой.

Вот тогда придешь домой.

(Маршируем на месте под текст)

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ну, смелее подними.

Да гляди не упади.

А сейчас постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

А сейчас постой на правой,

Если ты солдатик бравый.

(Руки на поясе, постоять на правой ноге. То же — на левой ноге. Поднять прямую правую ногу перед собой. Руки в стороны, покачаться на одной ноге вправо, влево)

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Развиваем пальчики — развиваем речь» Консультация для родителей дошкольного возраста «Развиваем пальчики – развиваем речь» Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое.

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику детей» Цель: дать представление о взаимосвязи развития мелкой моторики рук и речи детей. Порекомендовать родителям дидактические игры для развития.

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук» Что такое мелкая моторика? Мелкая моторика — это скоординированные действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной,.

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук» Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук» Развитие речи детей напрямую связано с развитием мелкой моторики рук, так как.

Консультация для родителей «Развиваем речь детей с помощью дидактических игр» Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становление и развития всех сторон речи: фонетической, лексической,.

Консультация для воспитателей «Развиваем мелкую моторику через художественную деятельность» Ирина Александровна. Пальчиковая гимнастика очень важна в дошкольном возрасте. «Пальчиковые игры» — это инсценировка, каких-либо рифмованных.

Мастер-класс для родителей «Развиваем мелкую моторику детей в домашних условиях» Мастер-класс для родителей «Развиваем мелкую моторику детей в домашних условиях» Цель: Знакомство родителей с методами и приемами работы.

Памятка для родителей «Развиваем мелкую моторику» Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал.

Педагогический проект «Развиваем пальчики — развиваем речь» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Проект: «Развиваем пальчики — развиваем речь!» Продолжительность проекта: средней продолжительности Вид проекта:.

Консультация для родителей «Развиваем у детей мелкую моторику» Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук» Значение мелкой моторики рук очень велико. Она напрямую связана с полноценным.

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи дошкольников

Моторика рук – это различные движения, в которых задействованы мелкие мышцы кистей и пальцев. Мелкая (тонкая) моторика не является рефлекторной и требует специального развития. Но чем полезна моторика рук для развития детской речи? Учеными уже давно доказана связь между тонкими движениями рук и активностью мозга.

Почему это важно?

Итак, влияние мелкой моторики на развитие речи безусловно. Оно заключается в том, что зоны коры головного мозга, отвечающие за тонкие движения и речь, находятся в непосредственной близости друг от друга. Задействуя зону моторики, мы стимулируем и развитие речевой зоны.

Вполне закономерен вопрос: почему наши бабушки не занимались специально развитием моторики, а речь детей развивалась нормально? Да потому, что в те годы в специальных упражнениях не было особой надобности. Большую часть работы по дому дети с раннего возраста делали вместе с родителями вручную: стирали, отжимали белье, штопали, вязали, шили иголкой, мыли полы, чистили ковры, перебирали крупы, готовили еду (числили овощи, лепили вареники, месили и раскатывали тесто). При этом не стоит забывать, что наши бабушки часто играли со своими малышами в «ладушки», «сороку-ворону», «козу рогатую». А это не что иное, как пальчиковые игры – прекрасное средство для стимуляции мелких мышц.

Сегодня большую часть домашней работы делают за нас бытовая техника и бытовая химия. А мелкая моторика задействуется детьми, увы, только при нажимании на кнопки гаджетов. Мамы же, ссылаясь на занятость, все меньше занимаются ручками и пальчиками своих крох. Именно поэтому уделять отдельное внимание мелким мышцам рук так важно.

Когда же можно начинать занятия, стимулирующие тонкую моторику рук? Сегодня специалисты сходятся во мнении, что это можно делать уже с момента, когда пропадает гипертонус новорожденных ( в 5–7 месяцев). Массаж с потешками, разминание пальчиков и ладошек, «ладушки», сжимание маленького мячика — это простейшие упражнения на моторику для самого раннего возраста.

Взаимосвязь отделов мозга

Организм человека развивается комплексно: зрение, слух, эмоции, мышление, память обычно идут в ногу с его общим физическим развитием. Если малыш к определенному времени не научился сидеть или ползать, можно с большой долей вероятности говорить о том, что у него будут и проблемы с речью. И наоборот. Ребенок, отстающий в становлении речевых навыков, скорее всего, отстает и физически: у него плохая координация, он неуклюж в движениях, часто не может выполнить довольно простых упражнений.

Но, как уже говорилось, благодаря этой взаимосвязи можно «подтягивать» одни зоны мозга, воздействуя на другие. Хорошими примерами такого воздействия можно назвать, например, иглоукалывание. Болевой импульс из определенной точки тела подается в нужную зону коры головного мозга, стимулируя ее активность.

Кроме того, при таком взаимодействии затрагивается не только конкретный отдел, но и прилегающие к нему. Именно поэтому нельзя сказать, что значение моторики заключается только в развитии речи. Она также косвенно затрагивает зоны, отвечающие за другие сферы:

Более выраженное воздействие на эти сферы оказывают специальные упражнения для развития речи. Ребенку в процессе таких игр приходится запоминать, повторять, развивать ритмический слух, представлять себе какие-то образы, концентрироваться на выполнении тех или иных движений.

Кстати, существует мнение, что эффект от таких занятий достигается именно благодаря тому, что мозг включается в работу по «составлению плана действий» для выполнения непривычного ему задания. Как только действие доводится до автоматизма, ребенок выполняет его без активного участия мозга, и оно уже не влияет на развитие нужных зон. Поэтому упражнения и игры есть смысл менять по мере их освоения малышом. Это не только поможет задействовать зону речи, но и будет служить прекрасной зарядкой для маленького мозга.

Виды упражнений

Существует немало видов деятельности, которые помогают совершенствовать моторику рук. Среди них можно подобрать занятия, соответствующие разным возрастным этапам. Например, для самых маленьких подойдут:

  • массаж;
  • игры-потешки как разновидность пальчиковой гимнастики;
  • катание между ладошками орехов, ребристых карандашей;
  • хватание и сжимание каучукового мячика (или массажного – с мягкими шипами);
  • «переминание» песка.

Обязательно проводите такие игры с речевым сопровождением, используя стишки, рассказывая все, что делаете и для чего: для развития речи важны не только движения рук, но и активное речевое окружение, побуждающее малышей к ответной реакции.


Чем старше ребенок, тем сложнее могут быть занятия. Для деток после года подойдут, например, такие:

  • лепка из пластилина или теста;
  • рисование карандашами или красками;
  • собирание пазлов, мозаик, конструкторов, пирамидок, сортеров;
  • выкладывание простейших рисунков из фасоли, гороха;
  • перебирание круп;
  • рисование по песку, муке, мелким крупам;
  • застегивание молний, кнопок, пуговиц, завязывание шнурков;
  • закручивание баночек, бутылочек;
  • разрывание бумаги на кусочки.

Таким образом, далеко не всегда необходимо приобретать специальные дорогие игры. Для пальчиковых игр вполне подойдут предметы, имеющиеся в повседневном обиходе каждой семьи.

Развиваем пальчики с дошкольниками

Пальчиковая гимнастика для дошкольников может быть еще более сложной. Дети после 3 лет способны запоминать, повторять за взрослыми, проговаривать определенные слова или даже целые стишки, проделывать более сложные последовательные манипуляции пальчиками, фантазировать. Поэтому картотека таких игр может включать разнообразные потешки, сюжетные пальчиковые игры, в которых нужно обыгрывать определенные действия с помощью пальцев, представляя их то животными, то крыльями, то ножками. В таких занятиях полезно использовать музыкальное сопровождение.

Занятия по мелкой моторике с детьми дошкольного возраста обязательно должны быть выстроены в форме увлекательной игры, чтобы ребенок включался в них с удовольствием и не думал о том, что это обязательный и сложный урок.

Итак, чем старше ребенок, тем сложнее и разнообразнее могут быть упражнения на моторику рук.

  1. В 3–4 года дети могут рисовать сюжетные картинки, лепить определенные предметы (а не просто мять пластилин), собирать довольно сложные модели из конструктора, строить башни и домики из кубиков. Для развития тактильных ощущений полезны «трогательные» упражнения (можно, например, «познакомить» одноименные пальцы малыша и взрослого, прижимая их друг к другу поочередно, или подключать к играм предметы разной фактуры: мех, камень, дерево, шелк, перья, металл).Сейчас полезно осваивать технику шнуровки. Для этого можно приобрести или смастерить самим специальные пособия-картинки с отверстиями, через которые будет продеваться шнурок. Соревнуясь с ребенком, родители придадут игре азарта и веселья. Кто первый «нашнурует» волны, елочки, лесенки? Застегивание кнопок и пуговиц также можно отрабатывать в форме соревнования. Еще один прекрасный способ задействовать пальцы рук – рисование пальчиковыми красками. Вот уж где простор для творчества и оттачивания мелких движений!
  2. В 4–5 лет в дополнение к вышеизложенным упражнениям детки в состоянии нанизывать большие бусины на нить, выкладывать рисунки из пуговиц, камешков, строить замки или куличики из песка. Большую роль в подготовке руки к письму играют штриховка, обведение рисунков по контуру, раскрашивание, вырезание деталей, выкладывание мозаичных аппликаций из рваной бумаги. Сейчас ребенок уже может рисовать не только прямые, но и ломаные линии, завитушки, волны и даже полностью человечка. Можно усложнить задание: пусть нарисует картину с помощью только геометрических фигур. Выполняя пальчиковую гимнастику, ребенок уже может повторять за взрослым весь сюжет игры: и проговаривая, и показывая в движении.
  3. 5–6 лет – возраст на пороге школы. Сейчас с помощью моторики рук нужно не только воздействовать на речевые зоны мозга, но и параллельно готовить руку к письменным нагрузкам: не просто держать ручку или карандаш, но и уметь довольно долго писать. Полезно, например, обводить линии, рисунки и фигуры в детских прописях, собирать мозаику из самых мелких деталей по инструкции. В этом возрасте дети прекрасно воспринимают «пальчиковый кукольный театр». Пальчиковые куклы смастерить совсем несложно, а представления, которые с их помощью можно показывать, вызовут восторг не только у ребенка, но и у всей семьи. Кроме того, обычные пальчиковые игры можно усложнить. Например, не показывать ничего ребенку, а попросить его обыграть конкретный сюжет. Или использовать игры, подразумевающие самомассаж рук (растирание, разминание, похлопывание). Также сейчас весьма полезно пришивать пуговицы, нанизывать мелкие бусины, складывать фигурки оригами. На этом этапе все важнее связь моторики не только с речью, но и с координацией, логикой, памятью.

Но главное, о чем стоит помнить родителям: мы развиваем речь детей не только с помощью мелкой моторики. Наоборот, это лишь одно из средств, помогающих стимулировать или корректировать речь малыша.

Однако ребенок – даже если у него самые ловкие пальчики на свете – никогда не научится говорить, если с ним мало общаются, не побуждают к диалогу, пересказу, описанию, выплеску впечатлений. К тому же, нередко занятия на моторику входят в комплексы по коррекции речевых навыков у деток с отставанием. То есть применяются вместе с артикуляционными упражнениями, логоритмикой, занятиями с дефектологом, психологом, медикаментозным лечением. Поэтому возлагать надежды только на мелкие мышцы рук нельзя. Но и без них не обойтись. Как уже было сказано, они способствуют активизации многих мыслительных и умственных процессов, в том числе – речи.

Кроме того, если ребенок умеет пользоваться красками, ножницами, шнурками, иголкой, карандашом, это поможет ему в развитии и обучении независимо от того, есть у него проблемы с речью или нет.

Связь речи и мелкой моторики рук у детей

Автор: Ваньева Анна Юрьевна, педагог-психолог МБДОУ № 35, города Коврова.
Описание: предлагаю Вашему вниманию консультацию для педагогов дошкольных образовательных учреждений. В ней описано влияние тренировки мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста, приведены игры для развития мелкой моторики рук. Данный материал будет полезен для воспитателей, педагогов-психологов образовательных учреждений, а также для родителей дошкольников. Цель работы – повышение психолого-педагогической компетентности педагогического коллектива.

Речь является ведущим средством общения, в процессе которого происходит самопознание человеком собственного «Я» и появляется возможность самовыражения и самореализации. От уровня развития речи зависит не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоционально-личностной сферы. Освоение родного языка является одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Ребенок рождается с готовым речевым аппаратом, но не владеет навыком его использования. Таким образом, речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, под влиянием социального окружения. Ее возникновение и развитие обусловлено потребностью в общении.
Речь – это прежде всего результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Так называемые артикулярные органы лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Поэтому для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости и органы чувств ребенка были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов.
Ученые, изучающие деятельность детского мозга и психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки в развитии речи. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук (М.М.Кольцова). Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие мелкой моторики отстает, то задерживается и речевое развитие.
Это связано с тем, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. К тому же, в коре больших полушарий головного мозга центр речи расположен совсем рядом с двигательным центром (один является частью другого). Поэтому развитие речи и мелкой (а также общей) моторики происходит «параллельно». Таким образом, для чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать у него мелкую моторику рук. Совершенствование мелкой моторики приводит к совершенствованию речи. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание в развитии речи.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Чем раньше вы начнете работу с пальчиками, тем быстрее услышите от ребенка первые слова.
Грудному младенцу уже можно не просто загибать и разгибать пальчики, а слегка массировать их (массаж кисти рук и каждой фаланги пальчика), сжимать кулачки, поглаживать ладошки («варить» кашу на ладошке), давать захватывать и удерживать погремушку (ежедневно в течение 2-3 минут). Таким образом, происходит воздействие на активные точки, связанные с корой головного мозга. Лучше эти занятия превратить в занимательную игру.
К году – полутора годам важно, чтобы в игру вовлекалось как можно больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными. Поэтому с детьми проводят активные упражнения для пальцев рук, с хорошей амплитудой («Пальчики здороваются», махание рукой – «Пока, пока»). В процессе развития мелкой моторики рук, полезно использовать народные игры-потешки («Коза-рогатая», «Сорока-белобока», «Ладушки»). Поскольку соединение «слово — палец» способствует развитию не только мелкой моторики, но и речи. А фольклорные песенки и потешки благодаря своей напевности и мелодичности развивают у малыша чувство языка. Произнося в процессе пальчиковых игр тот или иной стишок (потешку) вслух, мы тем самым добиваемся эмоционального отклика у малыша, а значит, развиваем у него заинтересованность в данном занятии.
Детям этого возраста можно предложить катать в руках деревянные шарики различного диаметра (грецкий орех, шишку, карандаш), собирать пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши или пуговицы, застегивать пуговицы, завязывать и развязывать узлы, шнуровку.
К 3-х летнему возрасту у детей уже складываются представления о предметах и их признаках. Поэтому в работе с ними можно использовать традиционные формы работы для развития мелкой моторики: пальчиковую гимнастику (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами), рисование, нанизывание бус, собирание пирамидки и мозаики, скатывание шариков из фольги, собирание конструктора, лепку из пластилина, шнуровку. Также детям можно предложить следующие задания: узнать предмет на ощупь, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать коробки, обводить предмет по контуру (трафарет), завязать бант. Если взрослые сопровождают действия ребенка словами, называя предметы, и рассказывая о них, то это обогащает его словарь, развивает связную речь.
С детьми старшего дошкольного возраста помимо традиционных форм работы для развития мелкой моторики рук, используют:
1. игры с мозаикой и пазлами,
2. игры с мелкими предметами (перебирание пуговиц, нанизывание бус),
3. собирание конструктора (пирамидок, матрешек, кубика Рубика),
4. работа с бумагой (вырезание фигурок из бумаги, аппликации),
5. рисование (обводка, штриховка, раскрашивание, графический диктант),
6. выкладывание рисунков из счетных палочек,
7. завинчивание болтов и гаек,
8. игры с крупами (рисование на манной крупе, поиск игрушки в крупе, сортировка круп).
Выполняя различные упражнения пальчиками, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (способствует обогащению его активного словаря и развитию связной речи), но и готовит ребенка к школе (к письму).

1. «Разноцветные снежинки»
Возраст – от 4 лет.
Цель: развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности.
Материалы: белая бумага, ножницы, краски, кисти, цветные карандаши.
Ход игры: Взрослый показывает ребенку, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-краски и подарили снежинкам разноцветные платья. Детям необходимо раскрасить снежинки.
Детям старшего дошкольного возраста можно предложить пофантазировать, куда отправятся снежинки в обновленном виде, что они будут делать.

2. «Повтори движение»
Возраст – от 3 лет.
Цель: развитие мелкой моторики рук и внимательности.
Ход игры: Взрослый, показывает детям какую-либо «фигуру», составленную из пальцев руки (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены — любая комбинация). Дети должны повторить эту «фигуру».
Дети старшего дошкольного возраста могут соревноваться, кто лучше повторит «фигуру». Победитель показывает остальным уже свою собственную фигуру, а остальные за ним повторяют.

3. «Мы рисуем»
Возраст – от 3 лет.
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Материалы: крупа, поднос, карточки с простыми картинками.
Ход игры: Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу (пшено, манку). Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы или цифры.
Для детей старшего дошкольного возраста можно подготовить карточки с простыми рисунками (мяч, звезда, флаг, солнце, квадрат). Предложите ребенку выбрать наугад одну из карточек, а затем, с помощью крупы нарисовать то, что на ней изображено.

4. «Волшебные пуговицы»
Возраст – от 3 лет.
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Материалы: различные пуговицы, толстая нитка.
Ход игры: Подберите пуговицы разного цвета и размера.
Вариант № 1: Взрослый выкладывает какой-либо рисунок, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить солнышко, неваляшку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
Вариант № 2: Предложите ребенку сделать ожерелье из бус. Для этого необходимо взять толстую нитку и нанизывать на нее различные пуговицы.

5. «Золушка»
Возраст – от 3 лет.
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Материалы: крупа, сухофрукты и бобовые культуры, емкости под них.
Ход игры: Смешиваем крупы, сухофрукты и бобовые культуры. Предлагаем малышу разобрать каждый вид в разные бутылочки или емкости.

6. «Найди приз»
Возраст – от 3 лет.
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Материалы: крупа, сухофрукты и бобовые культуры, емкости под них.
Ход игры: емкость с песком или крупой, несколько игрушек из киндер-сюрпризов, другие мелкие игрушки, фантики из под конфет.
Вариант № 1: Предложите ребенку засунуть руку в емкость с песком (крупой) и найти в ней игрушку. Попросите его наощупь определить, что это за игрушка.
Вариант № 2: Для игры необходимы яркие фантики от конфет. Приготовленные предметы необходимо завернуть в фантики, после чего перед ребенком разворачивают один из них, показывая сюрприз. Задача малыша развернуть оставшиеся «конфетки» и аккуратно сложить фантики.

Читать еще:  Развитие мелкой моторики дома
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector