221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Роль мелкой моторики в развитии речи

Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка.
статья на тему

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., потом он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку и т.д.. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими:

  • Игры с мелкими предметами — пазлы, мозаика, конструкторы, бусины и т. п.
  • Пальчиковые игры
  • Массаж кистей и пальцев и т. д.
  • Лепка

Скачать:

ВложениеРазмер
Развитие мелкой моторики.17.71 КБ

Предварительный просмотр:

Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка.

«Ум ребенка находится на кончике его пальцев…»

Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Мелкая моторика — это точные общие и специальные движения пальцев рук. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.

Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами (брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией (ложкой, вилкой, совочком и др.), открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д.

Это важно при своевременном речевом развитии, и — особенно — в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

  • выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  • игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  • ребенок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  • если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
  • развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
  • у малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  • в результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Упражнения для развития мелкой моторики можно условно разделить на три группы:

1 группа. Упражнения для кистей рук

  • развивают подражательную способность;
  • учат напрягать и расслаблять мышцы;
  • развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
  • учат переключаться с одного движения на другое.

2 группа. Упражнения для пальцев условно статические

  • совершают полученные навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

3 группа. Упражнения для пальцев динамические

  • развивают точную координацию движений;
  • учат сгибать и разгибать пальцы рук;
  • учат противопоставлять большой палец остальным.

Все эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:

  • отрабатывать последовательно все упражнения, начиная с первой группы.
  • игровые задания должны постепенно усложняться.
  • начинать игру можно только, когда ребёнок хочет играть.
  • никогда не начинайте игру если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует.
  • недопустимо переутомление ребёнка в игре.

Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, и длительность их будет составлять не более 5 минут.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными

  • самомассаж кистей и пальцев рук;
  • игры с пальчиками с речевым сопровождением;
  • пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
  • графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
  • предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;
  • игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т.д.
  • кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;
  • игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий — шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
  • самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;
  • игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

Презентация «Роль мелкой моторики в развитии речи детей»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей». Выполнила воспитатель МБДОУ «Детский сад № 4» Ткаченко Н. В.

Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. В.А. Сухомлинский О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие речи, внимания, мышления, воображения, зрительной и двигательной памяти. Таким образом, ловкие, умелые пальчики – залог полноценного интеллектуального развития. Для того, чтобы малышу не было скучно просто выполнять упражнения, их можно разнообразить интересными и забавными играми.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными. Традиционные: • самомассаж кистей и пальцев рук; • игры с пальчиками с речевым сопровождением; • пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения; • графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда; • предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём; • игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т.д. • кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней; • игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий — шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек». Нетрадиционные: • самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками; • игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Игры и упражнения с пальчиками. Требования к проведению пальчиковых упражнений. 1. Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки. 2. Для повышения коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца. 3. Подбор упражнений с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Игры с крупами. «Найди сокровища». «Сортировщик». «Нарисуй картинку».

Игры с бусами, пуговицами, крышками.

Игры со счетными палочками.

Мозаика, пазлы, вкладыши, игры с резиночками.

Мы играем и развиваемся.

Игры с конструктором.

Графические упражнения развивают зрительно-моторную координацию движений и зрительно-пространственные представления; крупную (кистевую) и мелкую (пальцевую) моторику, право- и левостороннюю ориентацию, внимание; способствуют формированию интереса к выполнению графических упражнений и заданий. Специальные упражнения на развитие графических навыков.

Аппликация развивает в ребенке такие качества, как усидчивость, самостоятельность, аккуратность, терпение. Развивается мелкая моторика, потому что есть необходимость вырезать элементы, работать с мелкими деталями, раскладывать их и наклеивать.

Большое значение в развитии общей и мелкой моторики у ребенка имеет семейное воспитание, поэтому необходимо работать в тесном сотрудничестве: ребёнок, родитель, педагог.

Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Мелкая моторика — это точные общие и специальные движения пальцев рук. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.

Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами (брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией (ложкой, вилкой, совочком и др.), открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д.

Это важно при своевременном речевом развитии, и — особенно — в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными

  • самомассаж кистей и пальцев рук;
  • игры с пальчиками с речевым сопровождением;
  • пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
  • графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
  • предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;
  • игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т.д.
  • кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;
  • игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий — шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
  • самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;
  • игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

«Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста». Доклад для семинара по речевому развитию дошкольников

Елена Ческидова
«Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста». Доклад для семинара по речевому развитию дошкольников

«Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста»

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли, «Рука — это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. «Рука — это своего рода внешний мозг», — писал Кант. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Конечно, развитие мелкой моторики — не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

Значение развития мелкой моторики

• Повышает тонус коры головного мозга.

• Развивает речевые центры коры головного мозга.

• Стимулирует развитие речи ребенка.

• Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

• Способствует улучшению артикуляционной моторики.

• Развивает чувство ритма и координацию движений.

• Подготавливает руку к письму.

• Поднимает настроение ребенка.

Мелкая моторика рук — это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика — движения всей рукой и всем телом.

Тонкая моторика — развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую — от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту.

В настоящее время недостаточно используются игры с разнотипными движениями, которые в отличие от игр с симметричными движениями развивают резервные возможности головного мозга. Крайне мало внимания уделяется массажу и самомассажу кистей рук, способствующих оздоровлению организма.

Хотелось бы подробней остановиться на том, какие группы упражнений для развития мелкой моторики все мы используем в своей практике.

Эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, и длительность их будет составлять не более 5 минут.

Внимание! Все игры и манипуляции с мелкими предметами проводятся только под строгим контролем взрослых!

Упражнения по выработке обобщенного зрительного образа предм ета

• внутренние и внешние обводки плоских фигур, их штриховка;

• дорисовывание второй половины рисунка, его деталей;

• соединение по точкам;

• рисование по образцу и т. д.

Упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предм ета

• шнуровка, завязывание и развязывание бантиков, застёгивание и расстёгивание пуговиц, узелки – перебирать верёвочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы и т. д. (упражнение проводится с педагогами)

• имитация жестом различных конкретных предметов, действий (рассказывание стихов руками); (упражнение проводится с педагогами)

• театр в руке (кукольный, пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней);

Упражнения по выработке мускульной памяти

• массаж и самомассаж кистей и пальцев рук мячиками-ёжиками, прыгунками – вертеть их в руках, щёлкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.

• Пальчиковые игры с грецкими орехами

Эти игры направлены на развитие тонких движений пальцев, а значит, и речи.

— вращать между ладоней (один или два)

— перекатывать по тыльной стороне каждой ладони;

— вращать внутри одной ладони (перебирая пальцами);

— удерживать поочерёдно между пальцев рук;

Чтобы игры с орехами не были молчаливыми, можно подбирать для них маленькие стишки, потешки, песенки.

• шестигранными карандашами – грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Можно пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке.

• зубными щётками – растирать сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Кинезиологические упражнен ия.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

• мозаика, конструкторы, пазлы, пирамиды, волчки;

• отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации;

• работа с пластилином, бумагой, тканью;

• игры с бусами, чётками — перебирание бус развивает пальцы, успокаивает нервы. Считать количество бус (в прямом и обратном порядке).

• игры с канцелярскими резинками или резинками для волос (для этого нужно резинку надеть на большой и указательный пальцы и растягивать её из стороны в сторону);

• выкладывание букв из счетных палочек и шнурка;

• игра на воображаемом пианино, выкладывание «колодца» из палочек (держать каждую палочку нужно только одноименными пальцами обеих рук);

• игры с эспандерами, губками;

• игры с прищепками:

— ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания текста в играх — драматизациях, в стихотворных текстах-диалогах.

— собери звуковые бусы, т. е. вместо обычных фишек синего и красного цвета для обозначения гласных, согласных звуков используем прищепки соответственных цветов;

— развивать фонематическое восприятие и закреплять пространственные представления: «Собачка-ищейка» ищет в какой части слова спрятался звук [ш] на полоске – в начале слова (левый край полоски, в середине или в конце (правый край полоски);

— прищепки можно одновременно использовать и для развития сенсорики и творческого воображения, украшая фигурки, вырезанные из картона;

Все эти упражнения не только повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, но и обогащают его знание о собственном теле, развивают внимание, произвольность, успокаивают.

Упражнения для развития тактильной чувствительно сти

С улучшением тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшается тактильная чувствительность артикуляционного аппарата.

• работа с природным и бросовым материалом, где с помощью мелких предметов (ореховая скорлупа, чешуйки от шишек и т. д.) выкладывается узор по пластилину, нанесенному тонким слоем на фанеру;

• выполнить мозаику из пластилиновых шариков;

• геометрические фигуры, цифры, буквы;

• ощупать на бумаге закрытыми глазами узор, нанесенный иголочкой на лист бумаги (можно начинать с простых геометрических фигур (круг, квадрат и т. д.);

• с закрытыми глазами ощупать фактуру материала рукой и найти в комнате предмет, сделанный из этого материала (любой рукой);

Можно сделать специальное «Тактильное домино». Деревянные пластинки прямоугольной формы 2х4, разделенные ограничителем на две части. На каждую часть приклеиваются кружочки из различных материалов: шерсти, наждачной бумаги, плёнки — самоклейки, ткани и т. п.

• «Волшебный мешочек» с закрытыми глазами, на ощупь, опознать предмет как правой, так и левой рукой;

• закрыв глаза, ощупать предмет одной рукой и найти его среди прочих другой;

• с закрытыми глазами опознать фигуры, цифры или буквы, «написанные» на его правой и левой руке педагогом (приём дермолексии);

• игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли).

Для создания «Сухого бассейна» небольшую глубокую миску (диаметром 25 см, высотой 12-15 см) нужно заполнить на 8 см промытым и просушенным горохом, гречкой или фасолью.

Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными.

Главное — руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость.

Особенно полезна гречка, так как эта крупа имеет острые грани, которые необходимы для активизации нервных окончаний пальчиков.

-Самомассаж в «сухом бассейне» можно, так же сопровождать стихотворным текстом.

Методические пособия и литература.

1. Бардышева Т. Ю. Разговорчивые пальчики. – М., 2001.

2. Бардышева Т. Ю., Щербакова Т. Н. Вот как пальчики шагают. Пальчиковые игры. – М., 2002.

3. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/ А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М., 2002.

4. Ветрова В. В. Во что играть с ребёнком до 3 лет. – М., 2009.

5. Гаврина С. Е., Кутевина Н. Л., Топоркова И. Г. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, 1997.

6. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург, 2006.

8. Косинова Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М., 2001.

9. Крупенчук О. И. Развиваем мелкую моторику. – СПб., 2002.

10. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение. – СПб., 1997.

11. Мадышева Е, Машин Л. Домашняя школа Монтессори. – М., 1998.

13. Нефедова Е. А., Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика. – М., 2002.

14. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. – СПб., 2000.

15. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М., 1999.

16. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М., 2007.

Вышивание на картоне как средство развития мелкой моторики «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». (В. А. Сухомлинский). Всестороннее представление об окружающем предметном.

Массажные дорожки, «аквариум» и «цветочная полянка» «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» В. А. Сухомлинский Все знают какое важное значение имеют массажные дорожки.

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

Дата публикации: 14.04.2014 2014-04-14

Статья просмотрена: 27247 раз

Библиографическое описание:

Вавилова А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 495-497. — URL https://moluch.ru/archive/64/10336/ (дата обращения: 23.03.2020).

С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний— с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца— на работе сердца. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”.

И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж. Такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект— это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи— это два. Веселое общение малыша и мамы, заряд положительных эмоции— это три.

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму. Без сомнения можно сказать о важности пальчиковых игр и упражнений.

Известно, что речью управляет центральная нервная система. Специальные речевые центры в мозге отличают речь от других звуков, дифференцируют фонемы, стимулирует речевые органы к воспроизведению звуков, осваивают и используют законы образования слов, словосочетаний и предложений, использования грамматических форм и многое другое. Мы вполне можем поспособствовать ей, развивая мелкую моторику рук малыша. Кисти рук— представители речевых центров мозга, при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируются речевые функции— двойная польза!

Развивать ручки малыша можно с самого рождения. Сжимая крошечными пальчиками, захватывая и удерживая погремушки или стараясь поймать свои собственные ножки, он уже находится в процессе развития. Наша же задача помочь крохе сделать игры с ручками более эффективными. Пока ребенок маленький, и не может самостоятельно выполнять различные упражнения, необходимо ему помочь, например, в процессе чтения стишков загибать пальчики. Для лучшего воздействия, их стоит не просто загибать, а слегка массировать, начиная с мизинчика и заканчивая большим пальцем. Но играя с малышом в пальчиковые игры, произнося вслух тот или иной стишок, нужно не забывать и об эмоциональной окраске того, что вы говорите. Менять тембр и скорость речи, делать паузы, подчеркивать отдельные слова, рассказывать весело, и выразительно. Главное, что бы установился эмоциональный контакт у мамы, и у малыша.

Необходимость развития моторики рук, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого — развитию речевой функции. Рекомендуются различные виды упражнений, направленные на развитие ловкости, точности, координации движений пальцев рук.

Существуют различные способы развития мелкой моторики пальцев рук, например:

1. Массаж— ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт с ребёнком. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребёнка есть явные отставания в речевом развитии. Он даёт отличные результаты.

2. Фасолевые ванны— в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Малыш запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.

3. Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи.

4. Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы, растирать в руках.

5. Мозаика— игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.

6. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры— этим весёлым занятиям посвящены многие книги. Народная мудрость принесла к нам из глубины веков Сороку-ворону, ладушки, Козу-рогатую и многое другое. А современные исследователи дополнили ассортимент увлекательных игр. Занимайтесь с крохой— игры и гимнастика для пальчиков способствует не только речевому, но и всестороннему развитию.

7. Шнуровки — сейчас в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурования ботинок. Простейшую шнуровку можно сделать в домашних условиях. Возьмите кусок картона, вырежьте из него какой-то знакомый ребёнку объект (яблоко, ёжика или что-то ещё) и сделайте по контуру дырки с помощью дырокола. В эти дырки малыш будет просовывать шнурочки. Также можно пришнуровывать один объект к другому (ёжик несёт яблоко и т. д.)

8. Игры с пуговицами и бусинами— нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую— разные петли. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой-маленький.

9. Пазлы — красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.

10. Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие— дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти.

Используя творческий подход, сопровождая пальчиковые игры сказками, придумываемыми по ходу действий. Это удвоит эффект.

Необходимо развитие мелкой моторики в и повседневной жизни: на прогулке можно разрешить потереть песок между ладонями и собрать мелкие камешки. И конечно же, обсуждайте всё, что происходит.

Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев руки оказывают занятия изобразительной деятельностью (лепка, рисование, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из разного материала). Также работа с ножницами (вырезание по контуру или на глаз).

Примерный комплекс и образцы упражнений для пальчиковой гимнастики:

— Хочешь? Тоже делай так:

То — ладонь, а то — кулак.

Руки положить на стол:

1. ладони прижать к столу;

2. одновременно сжать два кулачка (позиция «кулак» — «кулак»)

3. разжать пальцы одной руки и прижать ее к столу (позиция «рука» — «кулак»).

Для усложнения — увеличить темп движения.

Крепко держатся дружочки,

Не разжать нам их крючочки.

Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.

Пальчик-мальчик, Где ты был?

С этим братцем — В лес ходил.

Песни пел! (Поочередно сгибать и разгибать все пальцы, начиная с мизинца.)

Двигай домик мой сильней

Подушечками пальцев и нижней частью ладошки прикасаться к столу, образуя «полушарие». Вытянуть указательный палец с упором на стол и подтянуть им вперед весь «домик» черепашки. Аналогичным способом передвигать «домик» черепашки средним, безымянным пальцами и мизинцем.

1. Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. — 1983. — № 1.

2. Дудьев В. П. Средство развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи //Дефектология. — 1999. — № 4.

3. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей. — М, 1994.

4. Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. — М., 1981.

5. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М. 1973.

6. Кольцова М. М., Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. — СПб.,1997.

7. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. — СПб., 1998.

8. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. — М., 1967.

9. Наумова Э. Д. Играя, учимся говорить. — М., Просвещение, 1994.

10. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. — С.-Пб., 2000.

11. Толбакова А. К. Пальцы помогают говорить //Дошкольное воспитание. — 1988. — № 4; 1989. — № 10.

12. Ткаченко Т. А. Если дошкольник говорит плохо. — М., 1987.

13. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. — Нижний Новгород, 1995.

14. Шмаков С. А. Игры-шутки, игры-мишутки. — М., 1993.

Читать еще:  Моторика развита недостаточно
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector