221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сенсомоторное развитие 4 5 лет

«Сенсомоторное развитие детей 4-5 лет»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Описание опыты работы по теме

«Сенсомоторное развитие детей 4-5 лет»

Сенсорное развитие (от латинского — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, памяти, мышления, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности, речевой, в частности.

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию сенсомоторной сферы у детей дошкольного возраста способствует коррекции речевой деятельности, развитию интеллектуальных способностей.

Одной из причин нарушения речи является плохое развитие мелкой и общей моторики. Учитывая важность проблемы, я решила проводить более углубленную работу по развитию мелкой и общей моторики, координации движений.

Цель данной публикации -показать работу по реализации дополнительной общеразвивающей программы по сенсомоторному развитию детей от 4 до 5 лет. Мной разработана «Рабочая программа» по теме.

Благодаря упражнениям и играм дети получают самые разнообразные сенсомоторные навыки, развивается внимательность, способность сосредоточиться, улучшается состояние лексики, грамматического строя речи, связной речи. Задания приносят детям радость. Работа должна проводиться регулярно, только тогда будет наибольший эффект от упражнений и заданий. Успех работы во многом зависит от взаимодействия, преемственности, заинтересованности всех педагогов и родителей. На первый план выступают принципы педагогики сотрудничества.

В ходе организации работы поставила перед собой следующие задачи:

* Разработать систему работы по формированию сенсомоторной сферы у детей 4-5 лет. Составила планирование работы по реализации дополнительной общеразвивающей программы.

* Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук

* Развивать точность и координацию движений.

* Совершенствовать все это, развивая психические процессы: произвольно внимание, зрительное и слуховое внимание, восприятие, представления, память, речь детей, логическое мышление

* Создание предметно-пространственной развивающей среды

Если вовремя не обратить внимание на речевые проблемы малышей, то они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи ребенка. Младший и средний дошкольный возраст-это возраст чувственного (сенсорного) познания окружающего. Устранив пробелы в сенсомоторном уровне, можно активизировать речь детей.

Материал подбирается разнообразный, Необходимо сформировать устойчивый интерес к образовательной деятельности. Произведения устного народного творчества – неотъемлемая часть работы. Язык произведений лаконичный, красочный, Произведения детского фольклора помогают организовывать работу по координации движений, развитию мелкой моторики, здоровьесбережения.

Для решения задач разработала перспективное планирование по сенсомоторному развитию детей 4-5 лет, консультационный материал по взаимодействию с семьями воспитанников. Исходя из «Рабочей программы», организую эти консультации 1 раз в месяц. Систематическая целенаправленная работа приносит конкретные результаты. Весь практический материал собран в папках детей. Родители имеют возможность видеть, чем занимались дети. Считаю, что такая постановка вопроса себя оправдывает. Я всегда могу отчитаться о проделанной работе. В марте было организовано и проведено открытое мероприятие для родителей «Чему мы научились», открытое занятие в «Школе молодого педагога».

Мне нравится работать с детьми по этой теме. Очень радует следующее:

Устойчивый интерес детей

Хорошее эмоциональное состояние детей

Положительные результаты работы

Практика показывает, что необходимо искать пути повышения результативности

познавательной деятельности дошкольников:

Изменение форм и содержания образовательного процесса

Учет развивающего характера

Разнообразие методических приемов

В настоящее время я продолжаю работу над совершенствованием предметно-

пространственной развивающей среды для организации образовательного процесса

по теме «Сенсомоторное развитие детей 4-5 лет»

Развитие познавательной сферы детей 4-5 лет через сенсомоторную деятельность

Данный материал будет полезен воспитателям средней группы, а также логопедам и психологам. В нём представлены разные игры, а также игры, сделанные своими руками, которые заинтересуют детей. Можно использовать индивидуально, с подгруппой детей, в непрерывной образовательной деятельности.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье».

Цель: продолжать применять сенсорные игры в работе с детьми.

Образовательные: формировать представления детей о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе и вкусе через сенсорные игры.

Развивающие: развивать восприятие ребёнка, внимание, память, логическое мышление, сенсомоторную координацию, пространственное воображение, глазомер, наглядно-образное мышление, мелкую моторику рук.

Речевые: пополнять и обогащать словарный запас.

Воспитательные: воспитывать интерес к играм, любознательность, усидчивость.

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.

Ребёнок открыт всему миру. Известно, что он усваивает огромный объём информации. Поэтому эпиграфом моего отчёта по самообразованию я взяла слова Льва Николаевича Толстого – «От пятилетнего возраста до меня один шаг, а от новорождённого до пяти огромное расстояние»,- писал он.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического восприятия детей. Упущения на этой ступени обучения проявляются, как правило, несформированностью общеучебных умений и навыков у дошкольников.

Этапы знакомства ребёнка со свойствами предметов:

— накопление сенсомоторного опыта;

— формирование представлений о различных свойствах предметов;

— ознакомление с общепринятыми сенсомоторными эталонами и способами их использования;

— развитие аналитического восприятия.

Для обучения детей существуют красочные пособия, обучающие игры. Большую помощь могут оказывать самые разнообразные кубики, мозаики, конструкторы, а также обычные предметы домашнего обихода.

Игрушек и пособий в магазинах много, финансовых возможностей у детских садов не очень много. Вот тогда на помощь приходят фантазия и творчество, которого нашим воспитателям не занимать. Мне пришлось разнообразить дидактический материал и использовать игры-самоделки. Ведь китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Ребёнком лучше запоминается и поддаётся пониманию то, что он пронёс через чувственное обследование.

Начала работу над оттенками цветов, поскольку с четырёхлетнего возраста ребёнок способен воспринимать такие цветовые качества, как насыщенность и светлота (оранжевый, розовый, голубой, коричневый, серый, светло-зелёный).

Формирование представлений о цвете проходило в различных видах деятельности: на занятиях, в изобразительной (травка светло-зелёная, ствол коричневый) и в конструктивной (из бумаги – цветок розовый).

Игра «Какого цвета не хватает?»

Цель: сравнить парные картинки, определить, какого цвета не хватает, показать круг, объяснить свой выбор.

Читать еще:  Психомоторное развитие ребенка таблица

Игра «Подбери к каждому предмету цвет»

Цель: закрепление цвета и геометрических фигур, продолжать учить собирать разрезные картинки. Можно использовать овощи и фрукты.

Игра «Найди нужную карточку»

Цель: закрепление цвета, геометрических фигур, счёта до пяти.

Игра «Найди одинаковые флажки»

Цель: закрепление цвета, геометрических фигур, развитие глазомера и внимания.

Игра «Фрукт, я тебя знаю» («Сок»)

Цель: закреплять представление о том, что предметы окружающего мира воспринимаются не только с помощью зрения и слуха, но и через вкус и запах. Активизировать речь детей, учить их использовать прилагательные, обозначающие запах и вкус.

Игра «Цвета и формы»

Цель: знакомить с цветами и фигурами, учить определять форму предметов и их деталей, выделять часть из целого. Развиваются внимание, мышление и речь, формируется умение сравнивать предметы по размеру. Пазловые замки на элементах тренируют глазомер и позволяют оценивать правильность выполнения задания.

Игра «Рамки и вкладыши»

Цель: вырабатывать умение узнавать и различать форму плоских фигур, учить находить нужные вкладыши к рамкам и вставлять их.

Логические «Блоки Дьенеша»

В этом году добавила схемы «Зайчик», «Медведь», «Трактор».

Цель: продолжать учить выбирать нужные геометрические фигуры, используя схему-задание.

Работа с «Игровизорами». Рекомендуется детям 4-7 лет.

1. Развитие сенсорных способностей: знакомство с эталонами формы и величины, развитие аналитического восприятия.

2. Формирование элементарных математических представлений: знакомство с формой и величиной предметов, с пространственными отношениями.

3. Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.

4. Подготовка руки к письму.

5.Развитие интеллектуальной культуры, умения учиться: понимать учебную задачу, находить средства для её решения, контролировать себя в процессе работы, добиваться успеха.

Для работы с игровизорами использовала рабочую тетрадь «Заниматика для малышей». Благодаря этому сборнику творческих упражнений ребёнок учится действовать последовательно, пытается рассуждать, стремится понять свойства и взаимосвязь окружающих его предметов, сравнивая, их друг с другом, замечая сходство и различие между ними.

В развитии сенсорики также огромную роль играет мелкая моторика рук.

Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребёнка. В свободной деятельности использовали шнуровку предметов, шнуровку по разным сказкам. Сделала новые игры-тренажёры со шнуровкой – «Паучок», «Бабочка»

Можно сопровождать художественным словом, а детям постарше загадать загадку.

Кто охотится за мухой?

У кого большое брюхо?

Догадайся сам, дружок.

Ну, конечно, паучок!

На большой цветной ковёр

То раскроет, то закроет

Расписные крылья. (Бабочка.)

Цель: развитие координации зрительных и тактильных анализаторов, закрепление разных оттенков цвета, счёт от 1 до 5 (10).

Эти игры развивают сенсомоторную координацию, пространственное воображение, речь, мелкую моторику, глазомер, внимание и слуховую память, тренируют усидчивость.

(По принципу волшебного мешочка и игры «Угадай, что в мешочке».)

Цель: определить предметы на ощупь и объяснить, из чего они сделаны.

Такое упражнение на развитие сенсорных навыков можно проводить, например, в начале занятия, поместив в ящик предмет, имеющий непосредственное отношение к обсуждаемой теме. Это могут быть геометрические формы. Дети 4-5 лет выбирают из 6 форм (шарик, кубик, цилиндр, конус, кирпичик, призма).

Игра «Весёлые человечки»

Цель: развитие воображения, закрепление умения выполнять движения по показу, схематическому изображению.

Взаимосвязь с родителями.

— «Игрушечный вопрос» (журнал «Кроха» №10/2006 г.).

— «Игры между делом» (газета «1000 советов» №12/2009 г.).

— «Тренируем руки – развиваем память» (газета «1000 советов» №2/2009 г.).

— «Квадратный, фиолетовый, высокий» (журнал «Кроха» №7/2005 г.).

Самым ценным и значимым для меня стало эмоциональное отношение детей к заданиям. Дети проявляют к ним усидчивый интерес, в свободное время предпочитают игры с материалом в сенсорном уголке.

Для ребёнка игры по сенсорике – интересное времяпровождение. Он играет, общается, творит и, конечно, не догадывается, что весёлые увлекательные игры представляют собой продуманную систему упражнений, охватывающих все сферы его развития.

1. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста».

2. Воскресенская И. «Развивающие игрушки своими руками».

3. Катаева А.А. «Дидактические игры и упражнения».

4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста».

5. Нищева Н.В. «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста» (из опыта работы).

6. Колос Г.Г. «Сенсорная комната в дошкольном учреждении».

7. Статья «Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада» (журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ» №5/2008г.).

8. Статья «Система сенсорного развития детей» (журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ» №1/2010г.).

9. Журналы «Дошкольное воспитание». Статьи:

— «Дидактические игры по сенсорному воспитанию»;

— «Развиваем восприятие цвета»;

— «Разновозрастная группа: сенсорное воспитание и развитие элементарных математических представлений».

Сравнительный анализ сенсомоторного развития детей четырех и пяти лет

Дата публикации: 28.06.2018 2018-06-28

Статья просмотрена: 101 раз

Библиографическое описание:

Пахомова Н. И. Сравнительный анализ сенсомоторного развития детей четырех и пяти лет // Молодой ученый. — 2018. — №26. — С. 167-169. — URL https://moluch.ru/archive/212/51847/ (дата обращения: 23.03.2020).

В статье описаны результаты исследования сенсомоторного развития детей четырех и пяти лет. Обнаружены достоверные возрастные различия у детей четырех и пяти лет в уровне развития кинестетического, зрительного, пространственного, слухового факторов. Полученные данные позволили сделать предположение о том, что функции задних структур головного мозга имеют более выраженные возрастные изменения в период с пяти до шести лет, чем функции передних структур головного мозга. В связи с этим воспитателю детского сада необходимо строить образовательную деятельность таким образом, чтобы поведение и эмоции, которыми управляет лобная доля головного мозга и которая созревает позже, чем задние структуры, способствовали более успешному сенсомоторному развитию детей.

Актуальной задачей в настоящее время, стоящей перед педагогическими работниками дошкольных образовательных организаций является интеллектуальное и сенсомоторное развитие детей. В основном используются для этой цели занятия физической культурой с инструктором по физической культуре, квест-игры, подвижные игры с воспитателем, утренняя зарядка.

Согласно представлениям сенсомоторного развития детей, основываясь на нейропсихологии, автором которой является А. Р. Лурия, психическая деятельность ребенка является сложной системой. Реализация сенсомоторного развития обеспечивается комплексом совместно работающих отделов головного мозга, каждый из которых вносит свой вклад в ее обеспечение [1].

В ходе педагогического анализа был получен материал, подтверждающий, что двигательная активность и игры, включающие физические упражнения, являются фундаментом психологического и соматического здоровья, физического и психического развития ребенка. Процесс развития психических функций в онтогенезе ребенка происходит в результате гетерохронного созревания мозговых структур и имеющихся связей между ними. В результате этого формируются функциональные системы, которые составляют основу анатомо-физиологических функций [3].

Читать еще:  Развивашки для мелкой моторики своими руками

Отмечено, что для формирования психических познавательных процессов ребенка дошкольного возраста необходима потенциальная готовность комплекса определенных мозговых образований к его обеспечению. Опыт ученых, исследовавших область сенсомоторной коррекции детей дошкольного возраста, доказал адекватность и информативность такого подхода [4].

Понимание важности сенсомоторного развития в дошкольном возрасте позволит педагогам, инструкторам по физической культуре дошкольных образовательных организаций разработать систему развивающих мероприятий, способствующую двигательному, когнитивному, психическому и физическому развитию детей.

Целью работы было исследование, направленное на выявление разницы в сенсомоторном развитии у детей четырех и пяти лет.

Решались задачи выявления разницы в сенсомоторном развитии у детей четырех и пяти лет.

Испытуемые и методики исследования

В исследовании приняли участие 28 детей МБДОУ «ЦРР — детский сад № 189» города Воронежаввозрасте четырех и пяти лет. Это средняя группа детского сада. Дети не имели психиатрических и неврологических диагнозов (в соответствии с данными медицинской карты). Вначале проводилось индивидуальное обследование каждого ребенка с помощью педагогических методик. В диагностике учитывалось нейрофизиологическое развитие детей.

Методы определения функций блока программирования и контроля деятельности: «реципрокная координация», игра «Море волнуется…», логопедическая проба «Ладонь — ребро- кулак», изучение зрительной памяти «Чего не стало» и наблюдение за детьми во всех режимных моментах. Данные исследования заносились в журнал наблюдений. Отдельно исследовались дети средней группы четырех и пяти лет. Для оценки влияния возраста на успешность выполнения сенсомоторных проб использовался однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA), где в качестве фактора выступал возраст детей четырех и пяти лет. Полученные результаты показаны в таблице 1.

Сравнительный анализ выявления разницы всенсомоторном развитии удетей четырех ипяти лет

Педагогические диагностики

ТАБЛИЦА СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 0 ДО 4 ЛЕТ

Таблица сенсомоторного развития до 0,5 года (6 месяцев)

А. Зрительное восприятие

Оба глаза смотрят на предмет прямо

Видит изюминку на столе

Рассматривает предмет в руке

Следит взглядом за удаляющимся предметом

Следит взглядом за движущимся предметом

Б. Мелкая моторика

Тянет предметы в рот

Тянется в направлении объекта

Играет со своими руками

Тянет к себе предметы

Сгибает и разгибает руки

Сжимает предмет в руке

В. Крупная моторика

Лежа на спине, приподнимает головку и пытается сесть

Лежа на животе, приподнимается и переворачивается на спину

В положении сидя держит спину прямо; плавает лежа на животе

Опирается на локти, лежа на животе; проявляет активность во время купания

Контролирует положение головы, толкается ножками

Поднимает голову лежа на животе; отталкивается ножками от опоры

Г. Речь

Издает звуки в ответ на реплику взрослого

Держит рот закрытым, сглатывает слюну

Хихикает, смеется, визжит

Звуки и сочетания звуков: «ха», «грр», «ооо», «агу», «ррр», «ух», «гага»

Другие звуки (кроме плача)

Сосет; глотает; плачет

Д. Слуховое восприятие

Вертит головой в поисках источника звука

Прислушивается к пению, музыке

Смотрит на говорящего

Замирает, услышав тихий звук

Реагирует на звуки во сне

Пугается громких звуков

Таблица сенсомоторного развития до 1 года (12 месяцев)

А. Зрительное восприятие

Находит накрытый предмет

Узнает свою бутылочку

Рассматривает свои руки

Трогает руками собственное отражение в зеркале

Следит взглядом за упавшим предметом

Наблюдает за движущимся человеком

Б. Мелкая моторика

Хватает предмет большим и указательным пальцами

Перекладывает предмет из одной руки в другую

Берет 2 предмета со стола

Хватает предмет и отпускает его

В. Крупная моторика

Стоит на коленях, самостоятельно ползет

Твердо сидит на стуле, может самостоятельно сесть

Поднимается и стоит, удерживаясь за предмет

Может сидеть без посторонней помощи

Опирается на 4 точки и переворачивается на живот

Удерживает на ногах чес тела и пританцовывает, отталкиваясь от пола

Г. Речь

Произносит 4 различных слога

Выражает эмоции звуками

Выплевывает еду кончиком языка

Тщательно облизывает ложку

Д. Слуховое восприятие

Понимает смысл сказанного

Поворачивает головку, откуда доноситься звук

Реагирует на строгий тон

Поворачивает голову, услышав шепот

Прислушивается к шагам

Перестает плакать, когда взрослый говорит успокаивающим тоном

Таблица сенсомоторного развития до 1,5 года (18 месяцев)

А. Зрительное восприятие

Издалека узнает близкого человека

Охотно рассматривает яркие картинки

Наблюдает за своим отражением в зеркале

Следит взглядом за катящимся мячиком

Узнает родителей, братьев и сестер

Предпочитает определенную игрушку

Б. Мелкая моторика

Самостоятельно пьет из чашки

Указывает при помощи указательного пальца

Вынимает предметы из ящика и кладет их обратно

Стучит двумя предметами друг о друга

В. Крупная моторика

Ползет по лестнице, лежа на животе

Встает без помощи взрослого

Наклонившись, поднимает предмет с пола

Самостоятельно стоит, самостоятельно ходит

Ходит, придерживаясь за предметы мебели

Г. Речь

Ползет по лестнице, лежа на животе

Встает без помощи взрослого

Наклонившись, поднимает предмет с пола

Самостоятельно стоит, самостоятельно ходит

Ходит, придерживаясь за предметы мебели

Д. Слуховое восприятие

Реагирует на произнесение своего имени

Понимает смысл просьбы: «открой рот!»

Выражает положительные эмоции

Реагирует на просьбу: «иди ко мне!»

Движение губами при словах «ам-ам»

Смотрит в сторону называемого человека

Таблица сенсомоторного развития до 2 года (24 месяцев)

А. Зрительное восприятие

Кладет 2 предмета в соответствии с их изображением

Показывает части тела на кухне

Находит переставленный на новое место предмет

Наблюдает за строительством башенки

Мотает головой в знак не согласия

Распределяет правильно предметы

Б. Мелкая моторика

Чертит на бумаге

Бросает изюминку в бутылку

Строит башню из двух кубиков

Надевает колечки на палочку

В. Крупная моторика

Бьет по мячу ногой, не попадая при этом

Влезает на стул, держится за спинку

Поднимается по лестнице, держась за перила

Идет спиной вперед

Пробегает 5 метров, не упав

Поднимает предмет, присев на корточки

Г. Речь

Называет два вида деятельности

Называет 4 предмета

Называет трех людей по имени

Использует 5 слов

Выражает желание словом

Д. Слуховое восприятие

Понимает призыв «гулять»

Понимает ласковые слова и «баю-бай»

Понимает вопрос: «Хочешь. »

Указывает на названную часть тела

Указывает на четыре названных предмета

Указывает на двух названных людей

Таблица сенсомоторного развития до 2,5 года (30 месяцев)

А. Зрительное восприятие

Раскладывает две пары картинок в отдельные стопки

Сортирует ложки и вилки

Узнает соседей и гостей

Различает две разные геометрические формы

Различает 2 цвета

Различает 2 предмета разного размера

Б. Мелкая моторика

Строит башенки из 4х кубиков

Читать еще:  Моторика развита недостаточно

Самостоятельно ест ложкой

Бросает теннисный мячик, подняв руку над головой

Достает бусинку из бутылочки.

Вставляет палочку в трубочку

В. Крупная моторика

Прыгает по полу обоими ногами

Идет, держа равновесие

Поднимается на три перекладины лесенки

Спускается по лестнице, держась за перила

Поднимается по лестнице, не держась за перила

Играет, сидя на корточках

Г. Речь

Употребляет слова: «он», «она», «оно»

Произносит фразу из трех слов

Называет два свойства предметов

Говорит: «там», «уйди», «пожалуйста», «спасибо»

Называет себя по имени

Использует 10 слов

Д. Слуховое восприятие

Выполняет просьбу: «Уложи куклу баиньки»

Выполняет просьбу: «Дай мне еще один»

Понимает «До свидания», «пока»

Показывает 4х названных людей

Показывает 8 названных предметов

Понимает смысл 20 слов

Таблица сенсомоторного развития 3 года (36 месяца)

А. Зрительное восприятие

Знает разницу между понятием «один» и «много»

Узнает род деятельности на картинке

Узнает знакомые места

Находит 2 спрятанных предмета

Сортирует чайные и столовые ложки

Знает свою одежду

Б. Мелкая моторика

Переливает воду из сосуда в сосуд

Складывает лист бумаги, сгибая его посередине

Достает предмет грабельками

Надевает бусинки на проволоку

Опускает цепочку в трубку

В. Крупная моторика

Спрыгивает с лестницы обеими ногами

Перепрыгивает с разбега через черту

Пробегает 15 метров, не упав

Стоит на обеих носках с закрытыми глазами

Спускается по лестнице, держась за перила

Проходит 3 метра на носках

Г. Речь

Звуки : р, с, ш, ч, ц, щ

Разговаривает с куклой, с мишкой

Произносит фразу из 3 слов

Спрашивает: «что это?»

Повторяет слова из 4х слов

Употребляет слова «еще», «опять», «много»

Д. Слуховое восприятие

Выполняет просьбу: «Дай мне один/много»

Различает на слух два удара

Показывает действие на картинке

Показывает 6 названных частей тела

Выполняет двойную просьбу

Понимает двойное обозначение места

Таблица сенсомоторного развития 3,5 года (42 месяца)

А. Зрительное восприятие

Ориентируется на улице

Различает пять геометрических форм

Вкладывает пять полых кубиков один в другой

Различает 5 картинок

Различает три длины

Различает основные цвета

Б. Мелкая моторика

Держит карандаш пальцами

Строит башню из 8 кубиков

Открывает спичечных коробок

В. Крупная моторика

Поднимается по лестнице, не держась за перила

Прыгает на 20 см в длину, на 5 см в высоту

Идет по полосе три метра

Проносит три метра стакан с водой

Ударяет два раза по воздушному шарику

Ездит на трехколесном велосипеде

Г. Речь

Использует прошедшее время

Рассказывает спонтанно о событии

Называет 5 видов животных

Называет вид деятельности, изображенный на картинке

Использует множественное число

Говорит: «я», «ты», «твое», «мое»

Д. Слуховое восприятие

Различает на слух гласный «а»

Внимательно слушает рассказ

Показывает предметы круглые и с углами

Указывает на предмет красного цвета

Показывает «право/лево» (пусть и неправильно)

Показывает «больше» и «меньше»

Таблица сенсомоторного развития 4 года (48 месяцев)

А. Зрительное восприятие

Составляет разрезную картинку из двух элементов

Узнает часть целого

Различает «мальчик» и «девочка»

Находит три спрятанных предмета

Распознает количество «два»

Различает понятие «машины» и «животные»

Б. Мелкая моторика

Застегивает и расстегивает пуговицы

Проводит линию, соединяющую две точки

Лепит шар и змейку

Откручивает болт, поворачивает ключ в замке

Моет и вытирает руки

В. Крупная моторика

Свободно спускается по лестнице с переменной ног

Спрыгивает двумя ногами с дивана

Делает пять прыжков подряд на двух ногах

Подпрыгивает на одной ноге

Удерживает равновесие на каждой ноге по 2 секунды

Шагает, размахивая в такт руками

Г. Речь

Называет два противоположных значения

Спрашивает: «кто?», «где?», «куда?», «куда?», «почему?»

Употребляет придаточные предложения.

Повторяет короткий рассказ

Объясняет смысл игры

Звуки и комбинации звуков: х, нг, нт, шп, фр

Д. Слуховое восприятие

Показывает все что летает

Понимает «усталый», «голодный»

Кладет предмет на что-либо, под что-либо

Исполняет просьбу: «дай мне два..»

Знает большой и указательный палец

Приложение №1

Как пользоваться Таблицей сенсомоторного развития

Выберите Задания с соответствием возраста ребенка. К примеру, для ребенка 2,5 лет воспользуйтесь Заданиями для третьего года жизни.

Если ребенок находится на границе двух возрастных групп и достаточно развит, можно выбрать задания, соответствующие более старшей возрастной группе.

Проверку степени развития всех пяти функциональных сфер следует проводить до тех пор, пока ребенок справляется хотя бы с одним заданием следующего полугодового цикла. Тоже самое касается контроля «сверху вниз»- ребенок должен справляться с каждым заданием предшествующего полугодового цикла.

Так при контроле функций первого года жизни достаточно знать , что выросший из данной возрастной группы ребенок когда-либо справлялся с соответствующими заданиями. Например, если шестимесячный младенец тащит предметы в рот (колонка Б) или отвечает звуками (колонка Г), это не означает, что достигнув возраста 3 лет, ребенок по-прежнему должен тащить все в рот и отвечать звуками вместо слов. Реакция ребенка должна соответствовать возрасту.

Полученные результаты заносятся в Таблицу:

Х-если ребенок справляется с соответственным заданием, и

/- если ребенок справляется с заданием на половину -лишь после тщательного контроля функций с помощью рекомендаций к Заданиям. Если ребенок не справляется с тем или иным заданием , данное окошко пока остается пустым , но при этом мы имеем ввиду, что при повторных выполнениях тех же самых заданий пустые или полупустые задания будут заполнены окончательно.

В отдельных случаях интересно сосчитать сумму полученных результатов и внести результат в нижнюю часть Таблицы. Два выполненных наполовину задания // соответствует одному выполненному полностью Х

Сумма результатов выполненных заданий определяет приблизительную возрастную границу уровня развития ребенка.

Повторное исследование имеет смысл провести через полгода после первого. Данный интервал времени оправдал себя на практике для детей с поздним развитием и детей с нарушением развития. Через пол года четко видно, наметились ли улучшения в той или иной сфере после целенаправленных занятий с ребенком.

При замедленном темпе развития отставания тем больше, чем старше становится ребенок. В таком случае все усилия все усилия будут приложены к тому, чтобы максимально наверстать упущенное и повысить темп развития.

Коэффициент развития (КР) поможет специалисту правильно определить темп развития ребенка. Чтобы подсчитать КР, следует реальный возраст ребенка, определенный с помощью Таблицы, разделить на его физический возраст и результат умножить на 100. Все показатели выше 100 соответствуют нормальному уровню развития или превосходят его.

КР ниже 100 сигнализирует о сниженном темпе развития.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×