221madou.ru

Мама и Я
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сенсомоторное развитие детей

Стимулирование сенсомоторного развития в раннем возрасте

Считается, что каждый малыш с момента появления и до трёх лет уникален. Поэтому так важно в период раннего возраста позаботиться о том, чтобы развитие и воспитание маленькой личности проходило без сбоев и в строго индивидуальном порядке.

Кстати, не все знают о том, что потенциал мозга младенца в первые полгода его жизни составляет 50% от потенциала мозга взрослого человека! На протяжении же всего раннего возраста мозг детей будет активно формироваться, и к трём годам этот процесс будет завершен на 80%. Окончательное формирование мозга у детей заканчивается к десяти годам.

Этапы развития малышей по возрастам

Возрастные этапы развития детей подразумевают собой разделение на группы, отвечающие за влияние окружающего мира на детский мозг. Чем меньше малыш, тем он более чувствителен, а значит, очень важно будет позаботиться о создании благоприятных условий для развития его мозга уже на ранних этапах.

Стоит понимать, что умственное развитие, равно как и умение эстетически воспринимать окружающую действительность, тесно связано с развитием сенсомоторных навыков в раннем возрасте. Сбои в процессе сенсомоторного развития ребёнка могут стать причиной появления сложностей, имеющих отношение к начальному уровню образования.

Часто дети до трёх лет проявляют лишь общий интерес ко всему, что их окружает, слабо реагируя на новые впечатления. Такие малыши не видят в каждом новом дне что-то особенное, и это может означать лишь одно — отставание в эмоциональном развитии.

Для таких малышей характерны сниженная координация, неустойчивое внимание и формальный характер. Более того, можно отметить дисбаланс во взаимодействии рук и глаз, отсутствие желания играть.

Дети с верной сенсомоторной практикой по-другому воспринимают действительность, различая цвета, формы, размеры предметов, анализируя звуки, изображения и речь. Такие дети чётко понимают, что способность воспринимать и воссоздавать свойства предметов позволит им добиться положительного результата, поэтому сознательно принимают участие в процессе своего развития.

Важный момент в процессе обучения детей раннего возраста — это усвоение сенсорного способа изучения предметов с учётом их особенностей.

О развитии сенсомоторики в 1 год

Естественно, сенсомоторное развитие можно и нужно стимулировать, причём делать это важно в раннем возрасте, когда дети восприимчивы к обучению. Чтобы кроха лучше справлялся с освоением сенсорных методов обследования, он должен быть готов к процессу, который состоит из нескольких этапов и может растянуться на несколько лет.

Так, например, на первом году жизни малыш с трудом различает цвета предметов, обращая внимание лишь на самые яркие из них. Кроме того, возникают сложности с определением величины предметов.

Обычно внимание малышей первого года жизни притягивают самые большие и яркие предметы. Лишь со временем он начнёт оценивать предметы на ощупь, опять же отдавая предпочтение самым крупным и ярким. Именно поэтому рекомендуется годовалым детям покупать самые крупные и яркие игрушки.

Развивая сенсомоторику годовалого ребёнка, следует постараться обогнать процесс восприятия и увлечь его предметами, различными по структурной составляющей, для построения так называемого фундамента дальнейшего сенсомоторного восприятия.

Годовалого кроху можно увлечь мягкими кубиками разных цветов и размеров, научить его строить разные фигуры из них. Одно только это занятие будет стимулировать сенсомоторное развитие в самом раннем возрасте.

Процесс развития сенсомоторики в 2 года

Как только крохе исполнится два года, в его жизнь могут войти разнообразные дидактические игры, которые также будут стимулировать его развитие. Взрослые должны помнить о том, что в два года большая часть действий крохи пока носит ознакомительный, а не сознательный характер. Тем не менее, когда малыш перейдет на новый этап развития, сенсомоторика уже будет достаточно развита.

Дети на втором году жизни отлично справляются с усвоением такого признака, как форма предмета. Им не представляет сложности отобрать отдельные элементы для строения той или иной конструкции, используя готовый конструктор или подручные материалы.

Словарный запас в этом возрасте пока не слишком богат и заметно отстает от развивающегося восприятия.

Малышам в этом возрасте будет сложно запомнить и правильно употреблять слова, обозначающие цвета, но они справятся с этим ближе к пяти годам. Пока же дети с удовольствием повторяют за взрослыми названия цветов, несмотря на то, что не соотносят многие из них с отдельными предметами. Для них цвета существуют отдельно от предметов, поэтому в лучшем случае можно говорить о механическом запоминании в индивидуальной ситуации с помощью специальных упражнений.

Малыши в два года часто употребляют названия цветов и форм, но чаще всего без понимания их сути. Внимание у детей двух лет распределяется между слуховым, зрительным и осязательным восприятием.

Выбирая дидактические игры, направленные на изучение цветов, необходимо придерживаться правила об их одинаковой насыщенности. Так, например, если желтый цвет яркий, то точно такими же яркими должны быть и остальные цвета. Если не соблюдать это правило, то малыш может акцентировать внимание не на самом цвете, а на уровне его яркости.

Важный момент — постепенное и последовательное усложнение упражнений, стимулирующих сенсомоторное развитие у детей раннего возраста. На протяжении всего второго года жизни при регулярных занятиях, направленных на сенсомоторное воспитание малыша, можно будет наблюдать, как изменяется его отношение к действиям с предметами, отличными по величине, форме и цвету.

Для ребёнка забавы с такими предметами представляются увлекательными. Именно так, в процессе манипуляций с ними, малышу удаётся постичь особенности предметного мира, научиться сравнивать, сопоставлять и анализировать.

Сенсомоторика в три года: навыки и задания

К окончанию периода раннего возраста при условии создания комфортных условий сенсомоторное развитие у малыша проходит в ускоренном темпе. Именно оно является на этом этапе основной линией развития и связано в первую очередь с активной познавательной потребностью детей раннего возраста, которые с энтузиазмом продолжают обследовать предметы, делать заключения об их форме, цвете, фактуре.

На третьем году жизни малыш старается придерживаться образца, созданного взрослыми. Кроха с интересом изучает дидактический материал, вслушивается в инструкции взрослого, осознаёт, что ему нужно делать, и торопится начать выполнять задание. Координация движений заметно совершенствуется, поэтому ребёнку становится легче выполнять мелкие движения с мозаикой, кистью или карандашом.

Упражнения, направленные на сенсомоторное развитие ребёнка раннего возраста, на третьем году его жизни становятся заметно сложнее. Именно поэтому так важно, чтобы этому предшествовала многолетняя работа, направленная на накопление необходимых представлений о свойствах предметов.

Систематическая работа по сенсомоторному воспитанию детей раннего возраста позволяет сформировать навыки, подтверждающие высокий уровень развития восприятия. Малыши, с которыми с раннего детства активно работали в этом направлении, к трём годам умеют:

  • акцентировать внимание на основных признаках предметов и явлений;
  • систематизировать предметы по образцу;
  • соотносить отдельные элементы по определённым признакам;
  • выбирать нужные для развития сюжетной игры предметы с определенными признаками.

В заключение отметим, что работать с детьми в раннем возрасте нужно только в рамках игровой деятельности, предлагая им использовать разные предметы и игрушки. В процессе игры малыши получат удовольствие от знакомства с новыми правилами и нормами, от общения и возможности выразить эмоции и почувствовать вкус свободы выбора.

Развитие сенсомоторных навыков как условие успешного умственного развития дошкольников

На современном этапе проблемы сенсомоторного развития дошкольников широко обсуждаются в педагогической практике. Сенсомоторные способности развиваются у ребенка параллельно с физическим и умственным развитием, служат показателем его социального развития.

Сенсомоторное развитие дошкольника предполагает развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, а также развитие моторных навыков. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсомоторное развитие – это база умственного развития, поскольку познание начинается именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира.

Одним из важнейших направлений умственного развития дошкольников и залогом успешной подготовки ребенка к школьному обучению является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи. Однако, процесс развития речи дошкольника весьма сложен, неоднозначен и зависит от многих факторов. В числе таковых выделяется уровень развития сенсомоторных навыков у ребенка-дошкольника.

Читать еще:  Стишки для развития мелкой моторики

Почему же так важно развивать сенсорику и мелкую моторику еще в дошкольном возрасте?

Известно, что развитие мелкой моторики стимулирует развитие речи. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык? Первой формой общений первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция звуков, слогов, все последующие совершенствования речевых реакций стоят в прямой зависимости от степени развития движений пальцев. Опытным путем доказано, что наиболее высокие результаты в работе над развитием речи достигаются именно у тех детей, мелкая моторика которых достаточно хорошо развита и соответствует возрастной норме.

Развитие мелкой моторики неразрывно связано с развитием сенсорных процессов, и наиболее ярко это проявляется в детской игре. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, поэтому важно стимулировать умственное развитие детей, организуя различные игры на развитие сенсомоторных навыков. При этом необходимо позаботиться о том, чтобы эти игры были лишены монотонности, а наоборот, стали увлекательным занятием для малышей. Мы предлагаем вниманию читателей несколько наиболее интересных игр, направленных на развитие сенсорики и мелкой моторики у дошкольников разного возраста. При освоении образовательных областей игры можно организовать в различных видах деятельности.

Рекомендуемые игры для детей 2–3 лет.

Для игры понадобится пленка-самоклейка различных цветов. Можно сделать заготовки в виде геометрических фигур, облаков и др. Для основания – плотная полиэтиленовая пленка. Игру можно проводить в свободной деятельности детей с задачей: “приклей – отклей”, а можно организовать в ходе продуктивной деятельности (аппликация) при освоении образовательной области “Художественное творчество”.

Для игры готовим непрозрачные емкости одного размера и цвета с плотными крышками. Это могут быть бутылочки или коробочки. В емкости насыпаем различный “материал”: крупа, горох, монетки, стружка, металлические шарики или гвоздики. Воспитатель выбирает любую шумелку, встряхивает ее. Задача для ребенка – найти такую же шумелку, как у воспитателя.

Разноцветные стаканчики (мыльницы, тарелки).

Пластиковые разноцветные стаканчики можно широко использовать в разных видах деятельности. Например, сжать стаканчик и послушать, как он хрустит, или построить пирамидку. Незаменимы они и при развитии пространственного мышления при освоении предлогов. Задания могут быть такими:
– построим мостик через речку,
– загоним машину в гараж,
– построим домики для зверюшек.

Рекомендуемые игры для детей 5–7 лет.

1. Помоги Золушке разложить семена (“Чтение художественной литературы”).

Материал: горох, бобы или фасоль.

Ход игры: смешать все семена, предложить ребенку разложить семена по отдельным ячейкам (можно использовать пластиковые контейнеры для яиц).

3. Фрукты на веревочке (Коммуникация”).

Материал: яблоки, груши, бананы, ножницы, веревка

Ход игры: на веревке привязаны фрукты. Ребенку завязывают глаза. Он должен подойти к веревке, срезать фрукт ножницами, угадать его на ощупь и описать.

4. Картина (техника – ниткопись) (“Художественное творчество”).

Материал: заготовка из цветного картона с контуром рисунка, цветные шерстяные нитки из распущенных клочков (волнообразные или “кудрявые”), клей, кисточка, салфетка.

Ход игры: ребенок выбирает нитки нужных цветов для своего рисунка, наносит клей с помощью кисточки на картон по контуру рисунка и аккуратно кладет нитки, не натягивая их. Промокает салфеткой весь рисунок. Получается “живая”, теплая картинка.

5. Попади в цель (“Физическая культура”, “Здоровье”)

Материал: мячики или мешочки с песком, мишень.

Ход игры: дети по очереди бросают мячик в цель.

Книга: Как развивается ваш ребенок?

Навигация: Начало Оглавление Поиск по книге Другие книги — 0

Таблица сенсомоторного развития

Чтобы родители и воспитатели получили информацию о том, чему ребенок учится в определенном возрасте, мы составили Таблицу сенсомоторного развития ребенка в первые 4 года жизни. Ее содержание совпадает с содержанием Заданий (см. с.13). Информация, приведенная в Заданиях, подробнее и содержит более точные указания. Таблица составлена из ключевых слов и дает, прежде всего, общее представление об уровне развития ребенка в конкретном возрасте. Таблица разделена на 5 вертикальных колонок и состоит из 240 пунктов. Таким образом, в каждой колонке последовательно представлены 48 ступеней развития от рождения до 48‑го месяца жизни, т. е. до 4‑х лет. Пять колонок охватывают 5 функциональных сфер сенсомоторного развития:

А – Зрительное восприятие Колонка

Б – Мелкая моторика Колонка

В – Крупная моторика Колонка

Г – Речь Колонка

Д – Слуховое восприятие

Таблица сенсомоторного развития

Возраст . Дата рождения .

Для заметок лечебного педагога

1. Предыстория (анамнез): .

2. Причина представления.

3. Наблюдения специалиста,

Контакты с другими лицами: .

Поведение в игре: .

Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – координация сенсорных и моторных компонентов деятельности.

Колонки А и Д отражают то, что воспринимает центральная нервная система. Колонки Б‑Г регистрируют то, что исходит из головного мозга. Восприятие информации из внешнего мира происходит главным образом при помощи «каналов чувств» – зрения (А) и слуха (Д). Для передачи информации человек использует «двигательные каналы» (Б, В и Г), дотрагиваясь до предметов, передвигаясь и разговаривая.

В каждой из пяти колонок измеряется одна из вышеуказанных функций. Это значит, что в каждом случае дается определенное задание, с которым детям по достижении определенного возраста уже следует успешно справляться.

Каждому месяцу жизни ребенка соответствует определенная задача.

Пример из колонки А (Зрительное восприятие) для 1‑го месяца жизни: «Следит взглядом за движущимся объектом». Далее в Заданиях эта задача описана подробнее: «Может ли ребенок, лежа на спине, следить глазами за движущейся игрушкой ярко‑красного цвета?»

Для оценки каждой функции, в данном случае функции прослеживания взглядом, дается пример того, как именно следует выполнять задание. Для этого предложены определенные ситуации, на которые ребенок может реагировать тем или иным образом. Во многих случаях родители из опыта уже знают, как их ребенок вел себя в определенных ситуациях, например, трогал ли руками свое отражение в зеркале или следил взглядом за катящимся мячом.

Возможно, родители не смогут сказать сразу, овладел ли их ребенок той или иной функцией. В этом случае им следует как можно более четко следовать предписаниям Заданий, которые помогут родителям и воспитателям понять, в какой ситуации можно наиболее точно определить уровень развития соответствующей функции.

Возьмем в качестве примера задание А.18. «Издалека узнает близкого человека». Задания дают более подробное объяснение оцениваемой функции: «Может ли ребенок на расстоянии 10 метров узнать маму, папу или другого хорошо знакомого ему человека?». Далее следуют инструкции по проведению эксперимента: «Выгляните с ребенком в окно или встаньте с ним перед дверью, в то время как человек, хорошо знакомый ребенку, приближается издалека. Тот, в свою очередь, может привлечь внимание, подмигивая, подпрыгивая или пританцовывая».

Если ребенок справляется с заданием, можно говорить о соответствующем возрасту уровне развития. Или, точнее, можно говорить о развитии, на данный момент соответствующем возрасту, так как в Таблице приводится нижняя граница «нормы», а не средний показатель. Так, даже дети с поздним развитием смогут выполнить минимальные требования. Согласно приведенному выше примеру ребенок в возрасте 1,5 года уже должен узнавать близкого человека на расстоянии 10 метров. В задании А.18. проверяется способность зрительного восприятия в возрасте 18 месяцев. Это, так сказать, последний срок овладения данной функцией в соответствии с возрастом. Если же ребенок в возрасте 1,5 года не справляется с данной задачей, речь идет о задержке развития и стоит задуматься о возможных нарушениях.

Чтобы не возникало различных мнений о том, действительно ли ребенок справляется с соответствующим заданием, устанавливаются определенные реакции детей в соответствии с возрастом. Так, задание А.12. (зрительное восприятие в возрасте 12 месяцев): «Находит накрытый предмет» оценивается следующим образом: «Ребенок справляется с заданием, если снимает платок, чтобы добраться до накрытой им игрушки. Ребенок справляется с заданием лишь наполовину, если протягивает руку в направлении платка. Если же ребенок смотрит в сторону платка, но не пытается схватить его рукой, считается, что ребенок с заданием не справляется.»

Читать еще:  Как развивать моторику у ребенка

Задания в Таблице расположены по степени возрастания сложности снизу вверх. К примеру, в колонке В (Двигательная сфера) описано, что ребенок в возрасте 1,5 года уже сам ползет вверх по лестнице. В 2 года ребенок уже настолько владеет своим телом, что может ударить по футбольному мячу, удержавшись при этом на ногах. В возрасте 2,5 года ребенок прыгает двумя ногами с места, а в возрасте 3 лет спрыгивает со ступеньки.

Таблица дает наглядный обзор этапов развития ребенка в пяти основных сферах сенсомоторного развития, что для родителей и педагогов намного важнее, чем вычисление точной степени развития ребенка. Последнее невозможно, так как Таблицаориентирована на детей с поздним развитием. Так, например, в колонке В перед ребенком 15 месяцев поставлена следующая задача: «Самостоятельно стоит; самостоятельно ходит». Это означает, что 90 % детей в данном возрасте в состоянии самостоятельно стоять и ходить.

Все приведенные в Таблице данные, основанные на показателях статистических и научных исследований, отмечены звездочкой (*).

На практике мы часто сталкиваемся с тем, что «обычный ребенок» имеет более высокие результаты, чем те, что приведены в некоторых колонках Таблицы. У разных детей может наблюдаться более раннее или более позднее развитие той или иной функции и соответственно сильно различаться показатели по колонкам. Возможно, ребенок владеет одной функцией, опережая свой возраст, в то время как другая развита на уровне данных, приведенных в Таблице. Большое значение здесь имеют индивидуальные способности ребенка и то, насколько часто он «упражняется» в развитии тех или иных способностей.

В первую очередь это касается заданий для детей старшего возраста. Часто ребенок не справляется с тем или иным заданием, потому что у него нет достаточного опыта в этой области. В этом случае, разумеется, с ним нужно заниматься, чтобы развить недостающие способности. Если центральная нервная система достаточно развита, при помощи упражнений ребенок сможет в короткие сроки добиться положительных результатов.

Диагностика развития при помощи Таблицы существенно отличается от диагностики развития при помощи тестирования. Задания для теста составляются в соответствии с конкретной программой исследования, и зачастую на их выполнение дается определенное время. Наша Таблица дает ответ на вопрос, овладел ребенок данной функцией или справился с заданием хотя бы один раз. Другими словами, не предусмотрено, что ребенок должен справляться с заданием по первому требованию, как это бывает при тестировании.

Таблица предъявляет минимальные требования к оценке, что на практике очень удобно, так как она может помочь выявить задержку и нарушение развития. Если ребенок не достигает уровня развития определенных функций, указанных в Таблице, это должно послужить для родителей и воспитателей сигналом тревоги.

Если же сравнить показатели развития по разным колонкам для одного и того же ребенка, можно без труда определить, в чем ребенок отстает, по какой из них темп развития явно замедлен и наблюдаются нарушения.

Следует подчеркнуть, что данная Таблица составлена не для специалистов: она является удобным и простым практическим пособием, в первую очередь – для родителей. Это подтверждает цель данной работы – помочь выявить задержки развития, чтобы иметь возможность своевременно оказать ребенку необходимую помощь.

Консультация для педагогов «Значение сенсомоторного развития в процессе коррекции и обучения детей»

Консультация для педагогов

«Значение сенсомоторного развития

в процессе коррекции и обучения детей»

Ребёнок открыт всему миру. Он начинает познавать мир с самого раннего возраста, сначала с помощью ощущений, затем с помощью движений и действий. Известно, что с первых дней жизни он усваивает огромный объём информации и практических навыков.

Так происходит начало, зарождение сенсомоторного развития, которому предстоит стать основой, фундаментом для общего умственного и физического развития ребёнка.

Дошкольный период — это один из важных критических периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания. Выдающиеся учёные в области дошкольной педагогике и психологии (, , и др.) справедливо считали, что обеспечение полноценного сенсомоторного воспитания, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Поэтому первые семь лет жизни и называются периодом сенсомоторного развития.

Сенсомоторное развитие – что же это? Каково его значение в развитии ребёнка? На эти и другие вопросы мы сегодня постараемся вместе найти ответы.

А начнём мы с того что подробнее рассмотрим определение «сенсомоторика», состоящее из двух слов (sensus – чувство, ощущение и motor – движение).

Сенсомоторика – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности.

Задачи сенсомоторного развития:

· Развитие мелкой моторики рук;

· Развитие координации движения кистей рук;

· Формирование представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;

· Активизация сенсорного восприятия, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания, обоняния и вкуса.

Сенсомоторное развитие дошкольника в свою очередь, закладывает фундамент для развития ментальных функций (памяти, мышления, восприятия, речи, внимания и воображения), успешной социальной адаптации ребенка (умение дружить, налаживать отношения, улаживать конфликты, адекватно реагировать на определенные ситуации) и запускает механизм гармоничного развития личности в целом.

Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. Дети начинают открывать мир, впитывать в себя потоки сенсорной информации, учатся интегрировать, то есть соединять в единую картину окружающего мира, так мир становиться понятнее.

И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Полноценное сенсомоторное развитие осуществляется только в процессе воспитания и главную роль, конечно же, играют родители.

Так в дошкольном возрасте основной формой общения ребёнка со взрослым должно быть практическое сотрудничество, а действия с предметами – ведущей деятельностью.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

Поэтому коррекционный процесс обучения и воспитания невозможен без опоры на полноценное восприятие и моторное развитие.

Так как сенсомоторное развитие является базой для дальнейшего развития высших психических функций, логично в ходе коррекционного процесса отдать предпочтение именно сенсомоторным методам, не только создающим потенциал для дальнейшего развития, но и активизирующим, восстанавливающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности.

Учёными доказано, что развитие моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.

Для детей, нуждающихся в коррекционном воздействии, — отмечал , — необходимо создание обходных путей. Необходимо подбирать комплекс игр-занятий которые помогают думать, запоминать, чувствовать. Ребёнок должен сам заниматься поиском решения задачи. Таким образом, в раннем дошкольном периоде очень важно помочь ребенку как можно лучше научить познавать мир и себя через ощущения, т. е. сенсорное восприятие, развивать его моторику. Именно в дошкольном возрасте необходимо создать условия для накопления двигательного и практического опыта, развития навыков умелости руки. Уделяя должное внимание упражнениям и играм, различным заданиям на развитие сенсомоторики решается целый ряд как коррекционных так и воспитательных задач.

Дети младшего дошкольного возраста должны уметь застёгивать и расстёгивать пуговицы, зашнуровывать и расшнуровывать обувь, завязывать шарф. Кроме того, они должны уметь завязывать и развязывать узелки, подбирать крышки по величине и по цвету, уметь пользоваться прищепкой, выполнять задания на развитие мускулатуры пальцев рук, подбирать колпачки к фломастеру по цвету, нанизывать колечки на леску по цвету и по величине, выкладывать изображения из пуговиц, мозаики, спичек (5-8 штук, из семян на пластилиновой основе и т. д.

Читать еще:  Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук

Итак, помочь ребенку в развитие восприятия, чувственных ощущений могут так называемые сенсорные игры. Они могут быть самыми разнообразными:

зрительные игры, когда ребенок изучает цвет (при сравнении одного с другим, различает оттенки, смешивает их и т. д.), форму, размер, длину;

игры на развитие слухового восприятия, когда ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршания опавших листьев до звучания разнообразных музыкальных инструментов, учиться их различать;

тактильные игры — это то, что ребенок ощущает посредством прикосновения, ощупывания (это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы – большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и прикосновения, объятия с другим человеком);

подвижные игры, направленные на развитие равновесия, координации, ощущения собственного тела в пространстве, ритма движения. К ним относится: ходьба, бег, танцы, качели, горки, карусели, турники, туннели и т. д.

игры направленные на развитие обоняния, когда ребенок, вдыхая, учиться различать разнообразные запахи окружающего мира.

Полезно будет сочетать их с играми по познавательному развитию детей:

— «Угадай-ка» — создание проблемной ситуации.

— «Подумай-ка» — дискуссия, обсуждение, ведущие к «открытию» нового знания.

— «Узнавай-ка» — решение проблемы самими детьми, формирование поисковых способов ориентировки при выполнении задания.

— «Делай-ка» — знакомство с алгоритмом действий, общепринятой терминологией.

— «Запоминай-ка» — проговаривание вслух установленных алгоритмом действий.

— «Упражняй-ка» — тренировочные упражнения.

СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Сенсомоторика – умение слышать, видеть, осязать, т. е. воспринимать окружающий мир. Сенсомоторное развитие ребенка обеспечивает формирование представлений о себе и об окружающем мире, благоприятно способствует интеллектуальному и речевому развитию детей. Благодаря сенсомоторному опыту у ребенка возникает представление о себе, о предметах, пространстве, времени, причинности. В результате движения и получения информации от анализаторов происходит с одной стороны возникновение и уточнение сенсорной информации, с другой – развитие двигательной функции. отмечала, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций.

Задачами сенсомоторного развития являются:

1. Развитие двигательных функций:

— совершенствование общей, мелкой и артикуляционной моторики ;

— поддержка физического тонуса детей, снятие мышечного и эмоционального напряжения.

2. Стимуляция накопления сенсомоторного опыта:

— создание условий для ознакомления детей с цветом, величиной, осязаемыми свойствами предметов;

— закрепление умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам — величине, форме, цвету;

— обогащение чувственного опыта детей, показ разных способов обследования предметов, совершенствование восприятия детей, активное включение всех органов чувств;

3. Развитие эмоциональной сферы:

— умение различать эмоции;

— умение выражать эмоции;

— нормализация эмоционального состояния.

4. Формирование и развитие речи:

К сенсомоторным действиям относятся: рассматривание, ощупывание, слушание. В результате чувственного познания мира возникают ощущения. Сенсомоторное развитие детей начинается с развития чувствительности тела. При этом учитывается закон оптимума, который является общим законом функционирования и развития организма. Как недостаточное, так и избыточное воздействие на органы чувств может неблагоприятно сказываться на психическом развитии ребенка. Прежде всего, выясняется, какие раздражители вызывают у ребенка приятные ощущения, эмоции, а какие неприятные. Стимуляция должна охватывать все тело ребенка. Различные по качеству поверхности (паркет, ковер, матрац, трава, песок, одеяло, мех) помогают ребенку ощутить свое тело. Учитывая фактуру поверхности лучше переходить от мягкого к твердому материалу и использовать контрасты между грубой структурой материала и гладкой.

Ребенка можно укладывать в воду, в листву, стручки, в мятые газеты, в сено и т. д. Благодаря манипуляциям над ним в этой среде, или в результате спонтанных движений, ребенок приобретает элементарные знания о своем теле. Воздействие на поверхность тела ребенка может выполняться: руками, предметами, водой, сыпучими веществами, струей воздуха и т. д.

По характеру воздействия эти движения могут быть: поглаживающими, похлопывающими, надавливающими, пощипывающими, покалывающими. Может использоваться обсыпание, обливание, обдувание, вибрация и др.

Сначала движения выполняются руками, затем различными предметами (массажёрами, шариками, палочками и т. д.), имеющими различную фактуру, размер, форму. Обливание (обтирание) частей тела производится водой разной температуры (теплой, холодной, комнатной температуры.). Для обдувания могут использоваться надувные игрушки, фен. Воздушная струя может быть разной интенсивности и разной температуры (холодная, теплая). Вибрация производится механическими игрушками. Вибрационная чувствительность – чувствительность к кожномеханическим раздражениям ритмического характера, возникающим при действии на кожу предметом, воздухом и т. д. Наиболее чувствительны к вибрационному воздействию кончики пальцев рук, кончик носа, губы, свод стопы. При достижении большой силы вибрационного раздражения могут вызываться легкие болевые ощущения. Реакции детей не являются самоцелью, но с их помощью можно контролировать их ощущения. Наблюдение за ребенком позволяет определить способности ребенка к ответной реакции. Некоторые возможные реакции: ребенок вздрагивает, поворачивает голову, улыбается, замирает, переводит взгляд, прячет или протягивает руку.

Вначале (для развития чувствительности) движения производятся на одной части тела. Может меняться направление движения, интенсивность, его характер. Постепенно воздействие переносится на другие части тела. Отрицательная реакция на прикосновение может быть вызвана возможным страхом или желанием избежать прикосновения. В этом случае сначала сокращается расстояние между взрослым и ребенком, устанавливается контакт. Вначале используют ощущения, которые могут быть ребенку приятны, затем включают контрастные (поглаживание – похлопывание).

Изменение ребенком положения тела в пространстве позволяет развивать его целостное восприятие. Этому способствуют упражнения, выполняемые лежа, сидя, упражнения, направленные на восприятие движения. Для этого используются поверхности с разным углом наклона, вращающиеся, с разной высотой. Отличие состояния покоя от движения возникают при раскачивании ребенка на качелях, руках взрослого, качалке, катании на машине и т. д.

Работа над восприятием собственного тела осуществляется в определенной последовательности: знакомство с частями тела и их возможностями (рука – согнуть); выполнение действий с использованием разных частей тела (толкнуть мяч рукой, ногой, головой и т. д.). Восприятие собственного тела может осуществляться визуально (рассматривание частей тела, рассматривание своего отражения в зеркале, соотнесение собственных частей тела с частями тела другого человека, игрушкой, фотографией, рисунком и т. д.) и в процессе выполнения движений (ощупывание, сгибание, сжимание и т. д.). С представлениями о собственном теле связаны ощущения: напряжения – расслабления; внутреннего состояния организма; воздействия внешней среды, в том числе и взаимодействия с взрослым.

Голова является частью тела, относительно которой происходит ориентировка в пространстве и определяется положение частей тела. Ощущения от воздействий во время причесывания, массажа, примерки головного убора, ощупывания и т. д. позволяют ребенку узнавать эту часть тела. Можно предложить детям выполнить двигательные упражнения: повернуть голову, кивнуть, потрясти ею. Дети рассматривают себя в зеркале, на фотографии, находят голову на рисунке и т. д. Узнаванию своего туловища способствуют осязательные ощущения, возникающие при массаже, контакте с игрушкой, ощупывании и т. д. С ощущением туловища связаны физиологические функции: сердцебиение, дыхание, чувство голода и насыщения. На занятии могут использоваться следующие задания: пронести предмет, прижимая к груди (на спине), надеть рюкзак, послушать себя через стетоскоп, обвести контур тела и т. д. Узнавание ног (рук) связано с тактильными ощущениями (похлопать по ногам, помассировать, обрызгать), а также ощущениями, связанными с движением (побегать, пошевелить пальцами, раздвинуть пальцы, толкнуть мяч, размазать пену). Узнаванию способствуют визуальные задания: рассмотреть тень, сделать отпечатки, покрасить ногти и т. д. Для формирования представлений о своем теле можно предложить поздороваться носами, пальцами рук, ногами и т. д.

У детей может отмечаться гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) или гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц. При формировании представлений о собственном теле для оптимизации мышечного тонуса включаются упражнения на напряжение – расслабление с одновременным использованием приемов релаксации. Проиллюстрируем высказанные положения практическими материалами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector