221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Способы развития мелкой моторики рук

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Понятие «мелкой моторики» известно каждой маме, но что это такое на самом деле, мало кто представляет. Между тем, развитие мелкой моторики рук стимулирует развитие речи и мышления у детей. Поэтому крайне важно уделять этому достаточное внимание с самых ранних лет крохи. Как развивать мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста, читайте в материалах нашего сайта.

Что такое мелкая моторика и для чего она нужна

Под выражением «мелкая моторика» понимается подвижность и ловкость мелких мышц на кистях рук, совершаемая под зрительным контролем человека. Чем лучше развита эта моторика, тем лучше будет у малыша память, логика, речь и мышление. Дело в том, что в коре головного мозга зоны, отвечающие за движение пальцев рук и развитие речевого аппарата, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, в коре головного мозга активизируются и те процессы, которые связаны с развитием интеллектуальных и речевых способностей.

Когда малыш еще совсем маленький, мама берет его ладошки и осторожно разминает его пальчики по несколько минут в день. Постепенно добавляются массажные движение, не сложные пальчиковые упражнения, игры и прочее. Когда малыш немного подрастет, ему следует давать трогать на ощупь различные поверхности, отличимые по своей текстуре. Можно играть с ним в песочнице, предлагать в качестве игры пришитые к ткани пуговицы (например, на развивающей коврике). Чем больше поверхностей освоит кроха в этот период, тем лучше будет для его развития. Когда ребенок взрослей, с ним можно играть в различные полезные игры.

Хорошо, если ребенок приучится хранить игрушки в отдельных коробках. Это дисциплинирует его, научится складывать детали конструкторов, держать их в чистоте и порядке. Коробки хорошо хранятся на полках и в шкафах в детской комнате ребенка, не создают видимости беспорядка.

В дошкольном возрасте дети продолжают развивать мелкую моторику с помощью специальных игр и занятий (рисование, лепка, мозаика, аппликации и прочие). Меняются и игрушки ребенка. Теперь вместо погремушек и плюшевых мишек в арсенале появляются конструкторы, наборы для творчества, имеющие множество мелких деталей. Некоторые мамы пугаются, что давать ребенку игрушки с мелкими открепляющимися предметами опасно, но эти опасения напрасны: во-первых, играть малыш будет под контролем взрослых, а во-вторых, польза от подобных увлечений будет огромной.

Способы развития мелкой моторики рук у дошкольников

Существует множество различных способов, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук дошкольников. Рассмотрим каждый их этих способов более подробно.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры – один из наиболее популярных и доступных способов развития мелкой моторики у детей. Для занятий не нужно никакой особенной подготовки (дидактического материала, условий для игры и прочего). Заниматься можно где угодно и когда угодно: в поликлинике в очереди к врачу, по дороге в детский сад или на кружки и секции, на прогулке, в транспорте и так далее. Причем любые действия пальчиками интереснее подкреплять каким-нибудь занятным стихотворением, песенкой или коротенькой сказкой.

Для детей, перешедших из ясельной группы детского сада, пальчиковые игры рекомендуется подкреплять своеобразным реквизитом: кубиками, пирамидками и прочими мелкими игрушками. Можно вместе стоить башню из кубиков, стараясь сделать это таким образом, чтобы строение получилось прочное, аккуратное и не разрушилось от нечаянного движения.

Выбирая пальчиковые игры для дошкольников, важно следить затем, чтобы во время занятий пальцы успевали расслабляться и отдыхать, поэтому упражнения должны чередовать в себе элементы напряжения и расслабления. Именно такие движения будут способствовать работе мышц и давать требуемый результат.

Сколько играть в пальчиковые игры зависит от возраста малыша. Помните, что для дошкольников разница в возрасте всего лишь в один год имеет колоссальное значение. Если 4-х летний малыш может концентрировать внимание на каком-то одном виде деятельности около 10-15 минут, то для 5-ти летнего этот интервал увеличивается, чуть ли не в 2 раза и составляет 20-25 минут.

На продолжительность игровых занятий влияет и заинтересованность детей. Если какая-то игра не нравится ребенку, то вряд ли вы сможете удерживать внимание малыша на ней долгое время. Поэтому следите и за тем, какие предпочтения у вашего чада, выбирая для него пальчиковые игры для развития мелкой моторики.

Игры-шнуровки

Этим развлечениям большое внимание уделяют детские логопеды и психологи. Наверное, многие родители помнят подобные игрушки еще с ясельного возраста своих детей. Такие игрушки представляют собой множество деталей с отверстиями под шнурок. Ребенок может нанизывать их на шнурок, продевать его в отверстия, что позволяет не только развивать мелкие мышцы пальцев рук за счет подобных нанизываний, но и за счет работы с различными поверхностями, материалами и фактурами. Кроме того, чем старше становится ребенок, тем сложнее должна быть шнуровка на подобных игрушках, иначе ожидаемые результаты не оправдают себя.

Шнуровки, как и многие другие игрушки, быстро надоедают ребенку, поэтому одной-двумя игрушками вряд ли можно обойтись. Но и тратить много денег на приобретение всех возможных шнуровок не стоит. Игрушку-шнуровку в состоянии сделать любая мама. Для этого понадобится плотный картон, цветная бумага или цветные лоскуты ткани, клей, шнурки, тесьма и немного фантазии. Изготавливать такие игрушки можно вместе с ребенком, это также положительно повлияет на развитие моторики и общее развитие крохи.

Пальчиковые краски

Рисование – это один из эффективных способов развития мелкой моторики и не только с помощью пальчиковых красок. Умение ребенком держать в руке карандаш, аккуратно раскрашивать рисунок, не вылезая на пределы деталей, пригодится ему для получения навыков письма. Рисовать с помощью пальчиковых красок любят все дети без исключения. Они не только способствуют развитию мелкой моторики рук, но и помогают освоить цвета с дошкольниками.

«Минусом» пальчиковых красок являет то, что дети очень сильно пачкаются сами и пачкают все вокруг. Опытные родители рекомендуют обязательно подготавливать «плацдарм» для творчества и застилать место для рисования клеенкой. Вместо альбомных листов все-таки лучше использовать ватман. Его можно располагать на клеенке или вешать на стену или специальную доску. Чтобы краска не испортила весь интерьер квартиры, не разрешайте ребенку рисовать, где ему вздумается: для творческих порывов должно быть конкретное место. И творить лучше в домашней одежде, которую можно будет легко привести в порядок, постирать и почистить.

Конструкторы

Благодаря работе дошкольников с конструкторами различных видов, включая Лего, можно развивать моторику, пространственное мышление, логику, понятие цветов и оттенков. На сегодняшний день конструктор, пожалуй, лучший способ активного развития дошкольника и подготовке его к дальнейшему обучению.

Однако, это не означает, что если родители купили ребенку какой-нибудь из видов конструкторов (или сразу все), что теперь с развитием их чада будет все в порядке. Малыша нужно заинтересовать, показать, как работать с тем или иным видом игрушек, а также выбрать конструктор в зависимости от возраста ребенка.

Для детей 3-4 лет все детали конструктора должны быть крупными и легко собираться в зацепление. С мелкими деталями у малышей возникнут проблемы: они могут их растерять, не суметь соединить их из-за мелкого размера, интерес к такому развлечению быстро пропадет. Чем старше становится ребенок, тем мельче должны становиться детали в выбранном для него конструкторе. Мелкие составляющие конструкторских наборов не только положительно влияют на развитие моторики рук, но и способствуют тому, чтоб ребенок становился более собранным, сосредоточенным и внимательным к мелочам.

Будущему первокласснику уже можно купить сложный конструкторский набор, занятия с которым помогут развивать пространственное и логическое мышление, воображение и внимательность.

Цветовая гамма конструкторского набора также очень важна для развития детей дошкольного возраста. Собирая башни, дома и прочие строения и конструкции, ребенок учится дизайнерским навыкам, вырабатывает чувство стиля, работает не только с деталями, но и с цветом.

Читать еще:  Психомоторное развитие слабослышащих детей

Чтобы заинтересовать ребенка работой с конструктором, сразу после покупки поиграйте с ним вместе. Соберите башню, автомобиль, самолет или что-то другое. Не требуйте от ребенка четко следовать предложенным инструкциям, собирать только то, что показано на рисунках. Предоставьте ребенку свободу для творчества, пусть фантазирует, проявляет себя. В следующий раз предложите ребенку что-либо собрать самостоятельно и потом показать вам результаты своего творчества. Если после игры ребенок не захочет сразу разбирать собранный шедевр, не настаивайте. Пусть какое-то время корабль или дворец покрасуется на полке в собранном виде, ведь дошкольники – большие хвастунишки, и это нормально. Ребенок начинает гордиться плодами своей работы, стремиться в следующий раз сделать что-то более ценное, сложное и красивое.

Аппликации

Заниматься аппликацией под присмотром родителей дети могут уже с 4 лет. Умение вырезать из цветной бумаги различные, иногда одинакового размера, фигурки развивает мышцы кисти, приучает ребенка к аккуратности и развивает воображение. Здесь, также как и с конструктором, размеры вырезаемых деталей аппликации обратнопропорциональны возрасту ребенка. Если ребенок еще мал, то вполне допустимо делать аппликации из 2-5 больших фигур (например, цветок, домик). Чем старше становится малыш, тем мельче становятся используемые в аппликациях фигурки. Например, 6-ти летние дети уже вполне способны вырезать несколько мелких лепестков для будущей ромашки, в домике можно сделать окошки, трубу, дым и так далее.

Также можно заниматься изготовлением поделок из природного материала, пуговиц, цветных лоскутов ткани и прочего. Такие занятия хорошо влияют на развитие фантазии и творческих навыков. Кроме того, поделки из тонких полосок цветного картона (квиллинг) также достаточно эффективно развивают моторику рук.

Лепка

Лепить можно из чего угодно – все это способствует развитию моторики, мышления, внимания и творческих навыков. Можно приобрести ребенку пластилин, их существует множество видов и каждые родители смогут выбрать материал для лепки на свой и ребенка вкусы. Подробнее о видах пластилина и как научить ребенка лепить из него всевозможные поделки, читайте на нашем сайте в статье о лепке с детьми.

Можно изготовить материал для лепки самостоятельно из муки и соли. Такое тесто предназначено для работы малышей и взрослых, оно легко разминается, хорошо лепится. Кроме того, после высыхания такие поделки можно раскрашивать красками, покрывать лаком. Такие занятия способствуют развитию фантазии, творческих навыков, эстетического вкуса, логики, мышления и мелкой моторики рук.

Оригами и другие занятия с бумагой

Если мама увлекается каким-либо видом прикладного искусства, то ее задача состоит в привлечении и ребенка к этому занятию. Сейчас в сети имеется множество материалов по изготовлению разнообразных поделок из бумаги. Они не только полезны для развития, но и являются прекрасным досугом для семьи. Наверняка многие семьи сталкиваются с тем, что ребенок жалуется на скуку. «Мне нечем заняться, скучно», заявляет чадо и оправляется к компьютеру или планшету.

Между тем, плетение корзинок из бумажных трубочек, создание модульных оригами не только положительно влияет на моторику рук, но и вырабатывает усидчивость, кропотливость, аккуратность у ребенка.

Советы педагогов

Единственный и, пожалуй, самый главный совет педагогов и психологов заключается в своевременности занятий. Не надо дожидаться негативных результатов, заниматься с малышом следует с самого рождения, регулярно и систематически.

Некоторые родители, родив ребенка, не спешат утруждать себя развивающими занятиями. Когда же возникает какая-либо проблема (например, малыш не разговаривает, или плохо держит ручку в руке), они мобилизуют все силы и устраняют проблему упражнениями и занятиями, но после этого ребенок вновь предоставляется сам себе до нового «несоответствия» нормам.

Во время совместных занятий старайтесь вызывать у ребенка только положительные эмоции. Почаще хватите его, подбадривайте и поощряйте то, что он делает. Если что-то не получается у малыша с первого раза, предложите ему помощь.

Меняйте вид деятельности ребенку, чтобы он не занимался чем-то одним. Всестороннее развитие очень полезно для детей, помогает расти им гармоничными личностями. Специалисты рекомендуют родителям чаще заниматься с детьми развитием мелкой моторики, заинтересовывать его, обучать ребенка в игровой форме.

Вместо заключения

Итак, мы выяснили, что мелкая моторика – не пустой звук и, чтобы ребенок был развитым и успешным в будущем, ей следует уделять серьезное значение. Не правильно считать, что «ну вот ребенку исполнилось 4 года, теперь пора заниматься развитием моторики». Если поступить именно так, то будет слишком поздно. Массаж ладошек новорожденному, «агушки» и «потешки», игры в ладушки – все это способствует развитию моторики у новорожденных. А уже с возрастом вместе с ребенком родители осваивают и другие способы. Надеемся, что наши рекомендации помогли вам принять для себя правильное решение и выбрать те способы развития моторики, которые больше подходят вашему ребенку.

Способы развития мелкой моторики рук
консультация

Способы развития мелкой моторики рук

Скачать:

ВложениеРазмер
sposoby_razvitiya_melkoy_motoriki_ruk.docx180.9 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики рук у детей

« … Движения руки человека наследственно не

предопределены, а возникают в процессе

воспитания и обучения как результат

ассоциативных связей между зрительными,

осязательными и мышечными изменениями

в процессе активного взаимодействия с

Ребенок только родился – и уже осуществляет хватательные движения, т.е. сжимает и разжимает кулачок. С рождения взрослый согревает руки малыша, делает легкий массаж рук, пальцев кисти. Затем он сам осуществляет рефлекторные движения – схватывает и сжимает погремушки, тянется к игрушкам. Дальше у ребенка появляются произвольные движения – он захватывает мягкие игрушки, бусы, поднимает игрушку, рассматривает ее, перекладывает. Взрослый помогает собирать ребенку пирамидки, игрушки – гнезда, матрешки. Корни всех этих упражнений лежат в народной педагогике.

На протяжении многих веков мама или бабушка играли с пальчиками малыша, проговаривая при этом пестушки, потешки. Так взрослые любовно и мудро поучали ребенка («Сорока – ворона», «Пальчик – мальчик, где ты был?» и т.д.).

Специалистами доказано, что ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения и занятия с ребенком по овладению навыками речи ускоряют ее развитие на 3 – 4 недели уже в первом полугодии второго года жизни. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.

Обычно в 3 года ребенка приводят в детский сад. К этому возрасту, он превратится в любознательного человечка, умеющего ходить, бегать, задавать вопросы, запоминать песни, стихи, каждый предмет обследовать рукой и каждый день овладевать новыми знаниями и умениями.

Детский сад – это «дошкольный университет» со множеством факультетов: общения, практических действий, сенсорного и интеллектуального развития, воспитания самостоятельности и воли, нравственности и многого другого.

Рука маленького труженика на четвертом году жизни освоится со множеством рамок для застегивания – расстегивания пуговиц, петель, крючков, молний, пряжек, липучек и т.д.; с купанием и одеванием куклы – голыша размером и ростом с новорожденного ребенка, научится стирать платочки и салфетки, научится резать вареные овощи для салатов, складывать по разному бумажные салфетки; аккуратно есть, мыть за собой посуду. И все это будет косвенно готовить руку к письму.

Руками ребенок начнет осваивать и сенсорные эталоны: величину, длину, форму, цвет, структуру поверхности и многое другое.

От ощущения – к восприятию, от восприятия – к представлению, от представления — к пониманию.

Таким образом, «ручной» опыт даст «пищу для ума», обогатит речь специальными понятиями – «орудиями мысли».

В этом возрасте важно развитие познавательных интересов, умений, целеполагания: чтобы голова замыслила, а рука сделала, чтобы сенсорно-моторная и вербальная (словесная) познавательная деятельность дополняли одна другую.

Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, их можно разделить на группы и определить их значение в развитии ребенка:

Игры-манипуляции развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Это такие игры, как: «Ладушки», «Сорока – белобока», «Мы делили апельсин», «Пальчики пошли гулять» и т.д.

Сюжетные пальчиковые упражнения: «Пальчики здороваются», «Грабли», «Распустился цветок», «Елка» и т.д. К этой группе относятся упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта, мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой — ребенок соединяет пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямляет по очереди каждый палец и в это время произносит звуки: б – п , т – д , к – г.

Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга») – с помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимательности и сосредоточенности. Например: «Колечко» — последовательное соединение всех пальцев рук с большим пальцем; «Кулак – ребро – ладонь», «Ухо – нос» и т.д.

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей пальцев рук – здесь используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание. Например: «Согреем руки», «Гуси щиплют травку» и т.д. Для выполнения упражнения можно использовать различные подсобные материалы: грецкий орех, карандаш, массажный мячик.

Театр в руке (упражнения составлены и оформлены в виде игр и сказок) – позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. Например: «Бабочка» — сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо; «Сказка», «Рыбки», «Осьминожки», «Любопытный нос», «Несговорчивые уши» и т.д.

Пальчиковую гимнастику включают в режим дня: утренний прием, физминутки, физкультурные занятия, на прогулке, во время подвижных игр, на досугах, праздниках, развлечениях.

Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, повышает общий тонус, способствует тренировке подвижности нервных процессов, создает положительный эмоциональный настрой, а также развивает навыки коммуникативности.

К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что в будущем способствует успешному овладению навыками письма.

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев».

Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Одним из аспектов развития дошкольника – это развитие мелкой моторики и развитие координации движения рук.

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей индивидуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Известно насколько сложен и трудоёмок процесс обучения ребёнка каллиграфически правильному письму.

Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка к школе.

Уже на самых первых этапах обучению письму у ребят проявляется неудовлетворение, а у родителей огорчение. И наступает момент, когда быстро растёт нелюбовь к этому занятию. Почти все дети не любят писать, у них нет потребности в этом. Создаётся гигантский барьер в обучении: во-первых – «не хочу», во-вторых – «не могу».

Поэтому наша задача – понять те трудности, которые испытывают дети, причины их возникновения; постараться облегчить их первые шаги в школьной жизни; помочь добиться успеха. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости. Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.

Самое главное, что эта работа должна проводиться по принципу систематичности и планомерности (от простого к сложному), только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребёнку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Способы развития мелкой моторики у ребенка

Татьяна Белобородова
Способы развития мелкой моторики у ребенка

Мелкая моторика – точные движения пальцев рук – особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Работу по развитию мелкой моторики рук необходимо проводить систематически (по 5-10 минут ежедневно).

Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук —

Развитие ручной умелости (рисование карандашом, лепка, конструирование, аппликация,изготовление оригами: игрушек из бумаги (лодочка, пилотка, самолет).

• Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов).

• Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без речевого сопровождения.

Для развитияручной умелости дети могут:

• запускать пальцами мелкие «волчки»;

• разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;

• сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»);

• барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

• махать в воздухе только пальцами;

• собирать все пальцы в щепотку;

• нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на леску;

• завязывать узелки на шнурке, веревке;

• застегивать (расстегивать) пуговицы;

• играть с конструктором, мозаикой;

• складывать матрешки, пирамидки;

• рисовать в воздухе;

• мять руками поролоновые шарики, губки; • рисовать, раскрашивать, штриховать;

•резать (вырезать) ножницами;

• скатывать бумажные шарики (у кого шарик получится более плотным, тот и выиграл);

• складывание, скручивание, разрывание, перелистывание бумаги;

• перекладывать из одной коробочки в другую счетные палочки, спички, фасоль, при этом рука не должна сдвигаться (лежит близко к коробочке, задействованы только большой, указательный и средний пальцы);

• легко нажимать на кнопку пульвелизатора, посылая струю воздуха на ватку, листок бумаги;

• вращать карандаш (ребристый) между большим, указательным и средним пальцем;

«пальчиковый бассейн» (пластмассовый тазик с фасолью или горохом);

• Игра «Кулак-ребро-ладонь» (сначала одной рукой, потом другой, затем двумя).

Если ребенка не увлекают развивающие пособия — предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику,помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

1. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.

3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

4. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.

5. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать).

6. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).

7. Помогать родителям отвинчивать различные пробки — у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т. п.

8. Помогать перебирать крупу.

9. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

10. Собирать на даче или в лесу ягоды.

11. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

12. Вытирать пыль.

13. Включать и выключать свет.

14. Отлеплять и прилеплять наклейки.

15. Перелистывать страницы книги.

16. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.

Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными. Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.

Дидактическая игра-пособие «Елочка» для сенсорного развития малышей и развития мелкой моторики Вязаные игрушки и пособия — это отличный тренажер для маленьких пальчиков. Поверхность вязаного пособия имеет ребристую структуру, которая.

Игры для развития мелкой моторики рук ребёнка с задержкой психического развития Все мы хорошо знаем, что уровень развития малышей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев их.

«Игры на кухне». Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики у ребенка Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В. А. Сухомлинский. Исследованиями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что.

Консультация «Методические аспекты развития мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением интеллектуального развития» Истоки проблемы развития детей активно начинаются со второй половины девятнадцатого века, и находят своё продолжения в учениях Фридриха.

Коврик с пробками для развития у детей мелкой моторики рук и сенсорного развития Коврик с пробками Возраст: для детей младшей группы Описание материала: игра изготовлена с целью развития у детей мелкой моторики рук и.

Всестороннее развитие ребенка с помощью мелкой моторики Мягкий бизиборд Познание мира маленький ребенок обязательно начинает не только с созерцания, но и с помощью тактильных ощущений. Малыш стремится.

Развитие мелкой моторики для подготовки руки ребенка к письму Очень часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких.

Стимулирование развития речи у детей с задержкой психического развития через развитие мелкой моторики Кондратьева Ирина Анатольевна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 323 «Сказка» г. Нижний Новгород Стимулирование развития речи у детей с.

Теоретическое обоснование использование мелкой моторики, как одной из проблем психоречевого развития ребенка Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий.

Влияние мелкой моторики на развитие речи. Упражнения по мелкой моторики для детей первой младшей группы Проект «Влияние мелкой моторики на развитие речи. Упражнения по мелкой моторики для детей 1 младшей группы. » Тип проекта: Практический,.

Развитие мелкой моторики у людей

Одним из жизненно важных навыков для любого человека является мелкая моторика. Развивать её важно как ребенку, так и взрослому, ведь именно с помощью рук мы выполняем большинство действий, например, держим вилку, успеваем схватить падающий стакан, ловим мяч, пишем, рисуем и т.д. Существует множество упражнений, которые помогают стать более ловким, но перед тем как их использовать, давайте разберемся детальнее, что это такое «мелкая моторика рук», кому нужно её тренировать и с какого возраста начинать заниматься.

Что это такое?

То, что большинство из нас называют, как правило, ловкостью пальцев, на самом деле представляет собой сложный процесс, в котором задействованы различные системы организма. Моторика рук — это умение совершать точные и скоординированные движения пальцами. Они могут быть разнообразными, начиная от захвата предметов, заканчивая созданием картин и жонглированием. Общим является привлечение к выполнению движения опорно-двигательного аппарата, мышц, нервной системы и зрения.

Если хотя бы одна из систем не справляется со своей задачей, то нужного результата достигнуть не получается. Например, если ничего не предпринимать для развития мелкой моторики у ребенка, то ему будет сложно научиться разборчиво писать, он будет часто ронять предметы и столкнется с трудностями во время занятий спортом. Кроме того, подобные навыки отражаются на качестве речи. Во взрослом возрасте недостаточная тренировка пальцев станет причиной неуклюжести и проблем в быту, поэтому о том, как развивать мелкую моторику рук, следует знать каждому. Приятная новость – если прилагать усилия и запастись терпением, то можно научиться управлять своими движениями, сколько бы лет вам ни было.

Виды нарушений мелкой моторики

В некоторых случаях человек изначально предрасположен к тому, чтобы быть не слишком ловким. Проблемы с развитием мелкой моторики рук у детей и взрослых могут возникать из-за:

  • заболеваний органов зрения;
  • повреждений головы и сосудов;
  • аутизма, ДЦП и СДВГ;
  • болезней нервной системы.

В таких ситуациях особенно важно уделять время и силы для тренировки движений пальцами. Исследования показывают, что регулярные занятия дают устойчивый положительный эффект, позволяя улучшить качество жизни.

Цели развития мелкой моторики у детей и взрослых

Упражнения, которые позволяют увеличить ловкость пальцев, нужно делать абсолютно каждому человеку, ведь они позволяют:

  • стимулировать воображение и развивать пространственное мышление;
  • научиться принимать нестандартные решения;
  • стать внимательнее и аккуратнее;
  • быстро обрабатывать поступающий информационный поток, тренировать нейроны и предупреждать старение мозга;
  • говорить разборчивее и правильно формулировать мысли, обрести навыки планирования;
  • быстрее восстанавливать после сотрясений и других травм;
  • улучшать память и реализовать себя в творчестве.

Гимнастика, направленная на развитие мелкой моторики пальцев рук, чрезвычайно полезна в пожилом возрасте. Ее часто используют при болезни Паркинсона, склерозе и других заболеваниях, чтобы остановить процесс деградации, стабилизировать психоэмоциональный фон и укрепить нервную систему, параллельно организовать интересный досуг.

Когда начинать развитие у детей?

Мелкая моторика – это способность, которая естественным образом формируется у каждого ребенка с момента появления на свет. Первыми проявляются хватательные навыки, затем малыш учится перекладывать вещи из одной руки в другую, потом тренируется выполнять более точные движения пальцами. Специалисты утверждают, что в норме к 2 годам ребенок должен без проблем пользоваться ложкой и кисточкой, постепенно расширяя спектр выполняемых движений.

Родителям нужно задуматься, как развить мелкую моторику рук у сына или дочки заранее, чтобы сразу после рождения понемногу применять полученные знания на практике. Чем быстрее ребенок освоит простые упражнения, тем проще ему будет в школе и тем раньше он начнет четко и понятно разговаривать. Добиться положительного эффекта получится, если превратить занятия в игру и делать упражнения регулярно.

На начальном этапе развитие мелкой моторики рук у детей может проводиться с помощью:

  • Аккуратного поглаживания и массажа пальчиков с последующим растиранием;
  • Игр, обучающих, как правильно держать предметы, например, с ребристыми игрушками и мячиками с неровной поверхностью;
  • Гимнастика пальцев путем разрывания бумаги, игра с крупами и созданием фигур из пластилина;
  • Отработка практических навыков (как застегивать пуговицы, как чистить зубы и мыть руки и т.д.).

Родителям нужно быть рядом с ребенком во время освоения нового упражнения и поддерживать его, ведь сразу выполнить движения правильно получается очень редко. Среди других табу – повышение голоса и обещания, что-то купить или разрешить ребенку, если он справится с заданием.

Эффективные упражнения

Способов, как развить мелкую моторику у ребенка и взрослого, достаточно много, что позволяет каждому выбрать то, что ему подходит. Учитывать нужно, прежде всего, возраст и наличие физических проблем со здоровьем, а также количество свободного времени и предрасположенность к каким-либо видам творчества. Особенность подобной гимнастики заключается в том, что можно обойтись без дорогостоящего инвентаря – чтобы отрабатывать движения, достаточно будет того, что есть в каждом доме: крупы, листы и кисточки, инструменты для рукоделия и т.д.

Рассмотрим наиболее популярные и эффективные методы развития мелкой моторики рук:

  • Рисование мелками, красками и карандашами.
  • Массаж и поглаживание ладоней.
  • Лепка из пластилина.
  • Пальчиковые игр.
  • С борка паззлов.
  • Вырезание из цветной или обычной бумаги.
  • Вышивание.
  • Обучение игре не музыкальных инструментах.
  • Создание моделей самолетов, машинок и т.д.

Кроме того, чтобы развить мелкую моторику рук у ребенка или взрослого, можно завинчивать и развинчивать крышки разных форм и размеров, играть в ладушки, завязывать и развязывать шнурки, а также пересыпать и перебирать крупы. Даже после освоения базовых навыков нужно продолжать заниматься, ведь без тренировок многие навыки (особенно у детей и пожилых людей) могут атрофироваться.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector