221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Способы развития мелкой моторики

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Понятие «мелкой моторики» известно каждой маме, но что это такое на самом деле, мало кто представляет. Между тем, развитие мелкой моторики рук стимулирует развитие речи и мышления у детей. Поэтому крайне важно уделять этому достаточное внимание с самых ранних лет крохи. Как развивать мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста, читайте в материалах нашего сайта.

Что такое мелкая моторика и для чего она нужна

Под выражением «мелкая моторика» понимается подвижность и ловкость мелких мышц на кистях рук, совершаемая под зрительным контролем человека. Чем лучше развита эта моторика, тем лучше будет у малыша память, логика, речь и мышление. Дело в том, что в коре головного мозга зоны, отвечающие за движение пальцев рук и развитие речевого аппарата, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, в коре головного мозга активизируются и те процессы, которые связаны с развитием интеллектуальных и речевых способностей.

Когда малыш еще совсем маленький, мама берет его ладошки и осторожно разминает его пальчики по несколько минут в день. Постепенно добавляются массажные движение, не сложные пальчиковые упражнения, игры и прочее. Когда малыш немного подрастет, ему следует давать трогать на ощупь различные поверхности, отличимые по своей текстуре. Можно играть с ним в песочнице, предлагать в качестве игры пришитые к ткани пуговицы (например, на развивающей коврике). Чем больше поверхностей освоит кроха в этот период, тем лучше будет для его развития. Когда ребенок взрослей, с ним можно играть в различные полезные игры.

Хорошо, если ребенок приучится хранить игрушки в отдельных коробках. Это дисциплинирует его, научится складывать детали конструкторов, держать их в чистоте и порядке. Коробки хорошо хранятся на полках и в шкафах в детской комнате ребенка, не создают видимости беспорядка.

В дошкольном возрасте дети продолжают развивать мелкую моторику с помощью специальных игр и занятий (рисование, лепка, мозаика, аппликации и прочие). Меняются и игрушки ребенка. Теперь вместо погремушек и плюшевых мишек в арсенале появляются конструкторы, наборы для творчества, имеющие множество мелких деталей. Некоторые мамы пугаются, что давать ребенку игрушки с мелкими открепляющимися предметами опасно, но эти опасения напрасны: во-первых, играть малыш будет под контролем взрослых, а во-вторых, польза от подобных увлечений будет огромной.

Способы развития мелкой моторики рук у дошкольников

Существует множество различных способов, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук дошкольников. Рассмотрим каждый их этих способов более подробно.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры – один из наиболее популярных и доступных способов развития мелкой моторики у детей. Для занятий не нужно никакой особенной подготовки (дидактического материала, условий для игры и прочего). Заниматься можно где угодно и когда угодно: в поликлинике в очереди к врачу, по дороге в детский сад или на кружки и секции, на прогулке, в транспорте и так далее. Причем любые действия пальчиками интереснее подкреплять каким-нибудь занятным стихотворением, песенкой или коротенькой сказкой.

Для детей, перешедших из ясельной группы детского сада, пальчиковые игры рекомендуется подкреплять своеобразным реквизитом: кубиками, пирамидками и прочими мелкими игрушками. Можно вместе стоить башню из кубиков, стараясь сделать это таким образом, чтобы строение получилось прочное, аккуратное и не разрушилось от нечаянного движения.

Выбирая пальчиковые игры для дошкольников, важно следить затем, чтобы во время занятий пальцы успевали расслабляться и отдыхать, поэтому упражнения должны чередовать в себе элементы напряжения и расслабления. Именно такие движения будут способствовать работе мышц и давать требуемый результат.

Сколько играть в пальчиковые игры зависит от возраста малыша. Помните, что для дошкольников разница в возрасте всего лишь в один год имеет колоссальное значение. Если 4-х летний малыш может концентрировать внимание на каком-то одном виде деятельности около 10-15 минут, то для 5-ти летнего этот интервал увеличивается, чуть ли не в 2 раза и составляет 20-25 минут.

На продолжительность игровых занятий влияет и заинтересованность детей. Если какая-то игра не нравится ребенку, то вряд ли вы сможете удерживать внимание малыша на ней долгое время. Поэтому следите и за тем, какие предпочтения у вашего чада, выбирая для него пальчиковые игры для развития мелкой моторики.

Игры-шнуровки

Этим развлечениям большое внимание уделяют детские логопеды и психологи. Наверное, многие родители помнят подобные игрушки еще с ясельного возраста своих детей. Такие игрушки представляют собой множество деталей с отверстиями под шнурок. Ребенок может нанизывать их на шнурок, продевать его в отверстия, что позволяет не только развивать мелкие мышцы пальцев рук за счет подобных нанизываний, но и за счет работы с различными поверхностями, материалами и фактурами. Кроме того, чем старше становится ребенок, тем сложнее должна быть шнуровка на подобных игрушках, иначе ожидаемые результаты не оправдают себя.

Шнуровки, как и многие другие игрушки, быстро надоедают ребенку, поэтому одной-двумя игрушками вряд ли можно обойтись. Но и тратить много денег на приобретение всех возможных шнуровок не стоит. Игрушку-шнуровку в состоянии сделать любая мама. Для этого понадобится плотный картон, цветная бумага или цветные лоскуты ткани, клей, шнурки, тесьма и немного фантазии. Изготавливать такие игрушки можно вместе с ребенком, это также положительно повлияет на развитие моторики и общее развитие крохи.

Пальчиковые краски

Рисование – это один из эффективных способов развития мелкой моторики и не только с помощью пальчиковых красок. Умение ребенком держать в руке карандаш, аккуратно раскрашивать рисунок, не вылезая на пределы деталей, пригодится ему для получения навыков письма. Рисовать с помощью пальчиковых красок любят все дети без исключения. Они не только способствуют развитию мелкой моторики рук, но и помогают освоить цвета с дошкольниками.

«Минусом» пальчиковых красок являет то, что дети очень сильно пачкаются сами и пачкают все вокруг. Опытные родители рекомендуют обязательно подготавливать «плацдарм» для творчества и застилать место для рисования клеенкой. Вместо альбомных листов все-таки лучше использовать ватман. Его можно располагать на клеенке или вешать на стену или специальную доску. Чтобы краска не испортила весь интерьер квартиры, не разрешайте ребенку рисовать, где ему вздумается: для творческих порывов должно быть конкретное место. И творить лучше в домашней одежде, которую можно будет легко привести в порядок, постирать и почистить.

Конструкторы

Благодаря работе дошкольников с конструкторами различных видов, включая Лего, можно развивать моторику, пространственное мышление, логику, понятие цветов и оттенков. На сегодняшний день конструктор, пожалуй, лучший способ активного развития дошкольника и подготовке его к дальнейшему обучению.

Однако, это не означает, что если родители купили ребенку какой-нибудь из видов конструкторов (или сразу все), что теперь с развитием их чада будет все в порядке. Малыша нужно заинтересовать, показать, как работать с тем или иным видом игрушек, а также выбрать конструктор в зависимости от возраста ребенка.

Для детей 3-4 лет все детали конструктора должны быть крупными и легко собираться в зацепление. С мелкими деталями у малышей возникнут проблемы: они могут их растерять, не суметь соединить их из-за мелкого размера, интерес к такому развлечению быстро пропадет. Чем старше становится ребенок, тем мельче должны становиться детали в выбранном для него конструкторе. Мелкие составляющие конструкторских наборов не только положительно влияют на развитие моторики рук, но и способствуют тому, чтоб ребенок становился более собранным, сосредоточенным и внимательным к мелочам.

Будущему первокласснику уже можно купить сложный конструкторский набор, занятия с которым помогут развивать пространственное и логическое мышление, воображение и внимательность.

Цветовая гамма конструкторского набора также очень важна для развития детей дошкольного возраста. Собирая башни, дома и прочие строения и конструкции, ребенок учится дизайнерским навыкам, вырабатывает чувство стиля, работает не только с деталями, но и с цветом.

Чтобы заинтересовать ребенка работой с конструктором, сразу после покупки поиграйте с ним вместе. Соберите башню, автомобиль, самолет или что-то другое. Не требуйте от ребенка четко следовать предложенным инструкциям, собирать только то, что показано на рисунках. Предоставьте ребенку свободу для творчества, пусть фантазирует, проявляет себя. В следующий раз предложите ребенку что-либо собрать самостоятельно и потом показать вам результаты своего творчества. Если после игры ребенок не захочет сразу разбирать собранный шедевр, не настаивайте. Пусть какое-то время корабль или дворец покрасуется на полке в собранном виде, ведь дошкольники – большие хвастунишки, и это нормально. Ребенок начинает гордиться плодами своей работы, стремиться в следующий раз сделать что-то более ценное, сложное и красивое.

Читать еще:  Поделки с детьми для развития мелкой моторики

Аппликации

Заниматься аппликацией под присмотром родителей дети могут уже с 4 лет. Умение вырезать из цветной бумаги различные, иногда одинакового размера, фигурки развивает мышцы кисти, приучает ребенка к аккуратности и развивает воображение. Здесь, также как и с конструктором, размеры вырезаемых деталей аппликации обратнопропорциональны возрасту ребенка. Если ребенок еще мал, то вполне допустимо делать аппликации из 2-5 больших фигур (например, цветок, домик). Чем старше становится малыш, тем мельче становятся используемые в аппликациях фигурки. Например, 6-ти летние дети уже вполне способны вырезать несколько мелких лепестков для будущей ромашки, в домике можно сделать окошки, трубу, дым и так далее.

Также можно заниматься изготовлением поделок из природного материала, пуговиц, цветных лоскутов ткани и прочего. Такие занятия хорошо влияют на развитие фантазии и творческих навыков. Кроме того, поделки из тонких полосок цветного картона (квиллинг) также достаточно эффективно развивают моторику рук.

Лепка

Лепить можно из чего угодно – все это способствует развитию моторики, мышления, внимания и творческих навыков. Можно приобрести ребенку пластилин, их существует множество видов и каждые родители смогут выбрать материал для лепки на свой и ребенка вкусы. Подробнее о видах пластилина и как научить ребенка лепить из него всевозможные поделки, читайте на нашем сайте в статье о лепке с детьми.

Можно изготовить материал для лепки самостоятельно из муки и соли. Такое тесто предназначено для работы малышей и взрослых, оно легко разминается, хорошо лепится. Кроме того, после высыхания такие поделки можно раскрашивать красками, покрывать лаком. Такие занятия способствуют развитию фантазии, творческих навыков, эстетического вкуса, логики, мышления и мелкой моторики рук.

Оригами и другие занятия с бумагой

Если мама увлекается каким-либо видом прикладного искусства, то ее задача состоит в привлечении и ребенка к этому занятию. Сейчас в сети имеется множество материалов по изготовлению разнообразных поделок из бумаги. Они не только полезны для развития, но и являются прекрасным досугом для семьи. Наверняка многие семьи сталкиваются с тем, что ребенок жалуется на скуку. «Мне нечем заняться, скучно», заявляет чадо и оправляется к компьютеру или планшету.

Между тем, плетение корзинок из бумажных трубочек, создание модульных оригами не только положительно влияет на моторику рук, но и вырабатывает усидчивость, кропотливость, аккуратность у ребенка.

Советы педагогов

Единственный и, пожалуй, самый главный совет педагогов и психологов заключается в своевременности занятий. Не надо дожидаться негативных результатов, заниматься с малышом следует с самого рождения, регулярно и систематически.

Некоторые родители, родив ребенка, не спешат утруждать себя развивающими занятиями. Когда же возникает какая-либо проблема (например, малыш не разговаривает, или плохо держит ручку в руке), они мобилизуют все силы и устраняют проблему упражнениями и занятиями, но после этого ребенок вновь предоставляется сам себе до нового «несоответствия» нормам.

Во время совместных занятий старайтесь вызывать у ребенка только положительные эмоции. Почаще хватите его, подбадривайте и поощряйте то, что он делает. Если что-то не получается у малыша с первого раза, предложите ему помощь.

Меняйте вид деятельности ребенку, чтобы он не занимался чем-то одним. Всестороннее развитие очень полезно для детей, помогает расти им гармоничными личностями. Специалисты рекомендуют родителям чаще заниматься с детьми развитием мелкой моторики, заинтересовывать его, обучать ребенка в игровой форме.

Вместо заключения

Итак, мы выяснили, что мелкая моторика – не пустой звук и, чтобы ребенок был развитым и успешным в будущем, ей следует уделять серьезное значение. Не правильно считать, что «ну вот ребенку исполнилось 4 года, теперь пора заниматься развитием моторики». Если поступить именно так, то будет слишком поздно. Массаж ладошек новорожденному, «агушки» и «потешки», игры в ладушки – все это способствует развитию моторики у новорожденных. А уже с возрастом вместе с ребенком родители осваивают и другие способы. Надеемся, что наши рекомендации помогли вам принять для себя правильное решение и выбрать те способы развития моторики, которые больше подходят вашему ребенку.

«МЕТОДЫ, ПРИЁМЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

«МЕТОДЫ, ПРИЁМЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ

Бизерт Гулия Сазитовна

Структурное Подразделение №3 «Солнышко» ГБОУ ООШ №4 г. Отрадный

Многих родителей и меня, как педагога работающего с детьми дошкольного возраста, волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Конечно, большое значение в деле развития ребенка играют специальные занятия. И среди них на первом месте стоит развитие мелкой моторики рук дошкольников. Давно известно, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления детей.

Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Когда говорят о мелкой моторике, имеют в виду скоординированные точные движения пальцами рук. Ребенок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти, внимания и связной речи.

В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь. Вот почему психологи и мы, детские педагоги, так настойчиво советуем родителям детей с задержкой речевого развития почаще играть в развивающие игры. В раннем и младшем дошкольным возрасте, нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д. И конечно, в старшем дошкольном возрасте должна проводиться работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки, как часть подготовки к школе.

Как показывает мой педагогический опыт, даже если с речью все в порядке, мелкая моторика все равно может быть не развита. Если в 4 года ребенок не может застегнуть пуговицы, если в 5 лет из пластилина ничего, кроме колбасок, не лепится, если в 6 лет пришивание пуговицы — непосильная задача, это повод бить тревогу. Ведь развитие мелкой моторики рук дошкольников – это важный этап подготовки к школе, к письму.

В школе дети часто испытывают трудности в овладении навыками письма, так как это требует сложных координированных движений руки. Техника письма предполагает работу мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошее развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Если уделять должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики, то можно решить сразу две задачи: во – первых, косвенным образом влиять на общее интеллектуальное развитие ребенка, во – вторых, готовить к овладению навыком письма.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, к 6-7 годам, в основном, заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Соответственно, работа по развитию мелкой моторики должна начаться, задолго до поступления в школу.

Предлагаю вашему вниманию упражнения способствующие развитию мелкой моторики. Эти упражнения можно использовать как в детском саду, так и дома.

1. Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причем лепить можно не только из пластилина и глины. Если на дворе зима, что может быть лучше лепки снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук вашего ребенка.

2.Рисование или раскрашивание картинок — любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей, разнообразны ли они, если мальчик рисует только машины и самолеты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлиять на развитие образного мышления ребенка.

Читать еще:  Развитие моторики у детей 4 лет

3 . Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликации. Ребенку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить , насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков ребенка.

4 .Изготовление поделок из природного материала; шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики, эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

5. Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков, шнуровка, завязывание узелков — хорошая тренировка для пальчиков. При этом совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

6. Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков закручивание гаек в детском конструкторе и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.

7. Игры с мячом, с кубиками, мозаикой.

8. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Так же увеличению подвижности пальцев, развитию их силы и гибкости способствует изображение пальцами букв, цифр. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».

Мы сегодня рисовали ,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Плавно поднимать руки перед собой и встряхивать кистями.

б) Изображение пальцами буквы Т.

Вот стоит одна ладошка,

На неё поставим плошку.

Что здесь вырос за грибок?

Это буква «Т», дружок.

Дети выпрямляют кисть одной рукой и ставят её вертикально, а распрямленную кисть другой руки помещают сверху перпендикулярно первой. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки.

(из системы упражнений О.В. Узоровой, Е. А. Нефедовой)

Способы развития мелкой моторики у ребенка

Татьяна Белобородова
Способы развития мелкой моторики у ребенка

Мелкая моторика – точные движения пальцев рук – особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Работу по развитию мелкой моторики рук необходимо проводить систематически (по 5-10 минут ежедневно).

Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук —

Развитие ручной умелости (рисование карандашом, лепка, конструирование, аппликация,изготовление оригами: игрушек из бумаги (лодочка, пилотка, самолет).

• Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов).

• Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без речевого сопровождения.

Для развитияручной умелости дети могут:

• запускать пальцами мелкие «волчки»;

• разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;

• сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»);

• барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

• махать в воздухе только пальцами;

• собирать все пальцы в щепотку;

• нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на леску;

• завязывать узелки на шнурке, веревке;

• застегивать (расстегивать) пуговицы;

• играть с конструктором, мозаикой;

• складывать матрешки, пирамидки;

• рисовать в воздухе;

• мять руками поролоновые шарики, губки; • рисовать, раскрашивать, штриховать;

•резать (вырезать) ножницами;

• скатывать бумажные шарики (у кого шарик получится более плотным, тот и выиграл);

• складывание, скручивание, разрывание, перелистывание бумаги;

• перекладывать из одной коробочки в другую счетные палочки, спички, фасоль, при этом рука не должна сдвигаться (лежит близко к коробочке, задействованы только большой, указательный и средний пальцы);

• легко нажимать на кнопку пульвелизатора, посылая струю воздуха на ватку, листок бумаги;

• вращать карандаш (ребристый) между большим, указательным и средним пальцем;

«пальчиковый бассейн» (пластмассовый тазик с фасолью или горохом);

• Игра «Кулак-ребро-ладонь» (сначала одной рукой, потом другой, затем двумя).

Если ребенка не увлекают развивающие пособия — предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику,помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

1. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.

3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

4. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.

5. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать).

6. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).

7. Помогать родителям отвинчивать различные пробки — у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т. п.

8. Помогать перебирать крупу.

9. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

10. Собирать на даче или в лесу ягоды.

11. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

12. Вытирать пыль.

13. Включать и выключать свет.

14. Отлеплять и прилеплять наклейки.

15. Перелистывать страницы книги.

16. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.

Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными. Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.

Дидактическая игра-пособие «Елочка» для сенсорного развития малышей и развития мелкой моторики Вязаные игрушки и пособия — это отличный тренажер для маленьких пальчиков. Поверхность вязаного пособия имеет ребристую структуру, которая.

Игры для развития мелкой моторики рук ребёнка с задержкой психического развития Все мы хорошо знаем, что уровень развития малышей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев их.

«Игры на кухне». Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики у ребенка Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В. А. Сухомлинский. Исследованиями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что.

Консультация «Методические аспекты развития мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением интеллектуального развития» Истоки проблемы развития детей активно начинаются со второй половины девятнадцатого века, и находят своё продолжения в учениях Фридриха.

Коврик с пробками для развития у детей мелкой моторики рук и сенсорного развития Коврик с пробками Возраст: для детей младшей группы Описание материала: игра изготовлена с целью развития у детей мелкой моторики рук и.

Всестороннее развитие ребенка с помощью мелкой моторики Мягкий бизиборд Познание мира маленький ребенок обязательно начинает не только с созерцания, но и с помощью тактильных ощущений. Малыш стремится.

Развитие мелкой моторики для подготовки руки ребенка к письму Очень часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких.

Стимулирование развития речи у детей с задержкой психического развития через развитие мелкой моторики Кондратьева Ирина Анатольевна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 323 «Сказка» г. Нижний Новгород Стимулирование развития речи у детей с.

Теоретическое обоснование использование мелкой моторики, как одной из проблем психоречевого развития ребенка Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий.

Влияние мелкой моторики на развитие речи. Упражнения по мелкой моторики для детей первой младшей группы Проект «Влияние мелкой моторики на развитие речи. Упражнения по мелкой моторики для детей 1 младшей группы. » Тип проекта: Практический,.

Портал педагога

Автор: Хаванева Галина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад №141″Пилеш»комбинированного вида»
Населённый пункт: г. Чебоксары Чувашской Республики
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: «Приемы и методы развития мелкой моторики у дошкольников»
Дата публикации: 20.04.2018
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №141 «ПИЛЕШ» комбинированного вида»

г. Чебоксары Чувашской Республики

Консультация для педагогов

Консультация для педагогов

«Приемы и методы развития мелкой моторики у дошкольников»

Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и

дарования детей — на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли. Двигательные и речевые центры в

мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем

успешнее будет развиваться и речь, да и не только она. В жизни человека

существует недолгий, но поистине уникальный период жизни, когда детский

мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. Этот период

жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст». Поэтому, начиная с

Читать еще:  Развитие мелкой моторики у детей 2 лет

самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка

необходимо уделять особое внимание. Ученые доказали, что двигательные

импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно

действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками,

пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития

ребенка. На руке находятся биологически активные точки нашего организма.

Исходя из значимости развития моторики пальцев рук, работу следует начинать

с самого раннего возраста. Начать ее можно с наиболее простых, доступных

даже для малышей упражнений.

Игры и игровые приемы для развития мелкой моторики младших

1)«Пальчики здороваются» — кончик большого пальца правой руки

поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

«Поздороваться» пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух

2) «Человечек» — указательный и средний пальцы правой (затем и левой)

руки — «бегает» по столу;

3) «Слоненок» — (средний палец выставлен вперед – хобот, а указательный

и безымянный – ноги) «идет» по столу;

4) «Оса» — выпрямить указательный палец правой руки и вращать им. Те же

движения производить указательным пальцем левой руки и одновременно

указательными пальцами обеих рук («осы»);

5) «Корни деревьев» — кисти рук сплетены, растопыренные пальцы

опущены вниз. «Деревья» — поднять обе руки ладонями к себе, широко

6) «Очки» — образовать два кружка из большого и указательного пальцев

обеих рук, соединить их.

При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают

затруднения. Но если зарядку для пальчиков проводить регулярно и

использовать разнообразные приемы, то это становится мощным средством

повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим

развитие мышления и речи ребенка. Все упражнения проводятся в игровой

форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития

тонкой моторики рук ребенка. Необходимо и полезно использовать и

упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей.

Игры и игровые приемы для развития мелкой моторики детей

среднего дошкольного возраста:

1) Рисование — радостный, вдохновенный труд, к которому ребенка не

надо принуждать. А знаете ли вы, что рисовать можно даже без кисточки, а

именно пальчиками. Такое оригинальное рисование расковывает творческие

возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и

настроение. Конечно, ребенок перепачкается, но это временные трудности,

которые можно предусмотреть: фартук, клеенка, свободное пространство и

большие листы бумаги, лучше обои;

2) “Пальчиковый бассейн» легко сделать в домашних условиях: в большой

прямоугольной коробке с низкими бортиками рассыпать горох или фасоль

высотой в 6 – 8 см. Проведение пальчиковой гимнастики в таком «бассейне»

способствует тому, что выполнение упражнений и ритмических движений

пальцами стимулирует развитие речи, игры с пальчиками создают

эмоциональный фон, развивает умение подражать взрослому, учат

вслушиваться в речь и понимать ее смысл. Ребенок учится концентрировать

внимание и правильно его распределять;

3) Щетка «ежик”- рабочую поверхность «ежика» можно изготовить из

массажной щетки для волос. Площадь ее поверхности, по возможности, должна

соответствовать площади поверхности ладони и пальцев ребенка. Широкая

резинка способствует плотному прилеганию щетки к ладони поверхности руки

(большой палец руки отведен). Использование щетки возможно в двух

положениях: а) зубцами к ладонной поверхности руки; б) зубцами к наружной

поверхности руки. С помощью многочисленных точечных раздражителей

мышцы руки получают достаточно сильные и точечные двигательные

ощущения.. Это позволяет успешно использовать новый тренажер на занятиях

логопедической лечебной физкультурой;

4) Пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между

речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений

тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности

речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием (у ребенка до

7 лет еще наблюдается дыхательная аритмия), формированию правильного

произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и

ускорит запоминание стихотворного текста. Гимнастика для пальцев рук

делится на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как

предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем

развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной

пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме.

Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой

моторики рук ребенка;

5) Шнуровки, застежки, кнопки, молнии. В быту мы часто сталкиваемся с

этими предметами. Руки ребенка еще не настолько развиты, чтобы с легкостью

манипулировать ими. Тренироваться необходимо везде всегда на всем, что

можно завязать, застегнуть, зашнуровать и ни в коем случае не расстраиваться,

если не получается с первого раза. Необходимо побольше терпения, внимания,

6) Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами. Предложить ребенку

заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать

между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми

пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные

движения. Научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких

ореха (камешка, шарика, мяч Су-Джок), – совсем не трудно, для начала

предложите покатать между ладошками шестигранный карандаш. Все это

оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Этот

простой и эффективный массаж способствует притоку крови к нервным

окончаниям на пальчиках последовательно, посылаются положительные

импульсы в головной мозг.

Игры и игровые приемы для развития мелкой моторики детей

старшего дошкольного возраста

Вначале необходимо установить эмоционально-положительный настрой

(это подготовительный этап), тем самым повышая самооценку ребенка. Каждый

ребенок гладит себя по голове и говорит, какой он хороший, добрый, умный.

Тем самым выполняется и тактильное упражнение – прикосновение,

активизируем внимание детей. Следующий этап — самомассаж кистей и пальцев

рук: а) растирание ладоней, руки становятся теплыми; б) массаж ладонных

поверхностей, надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки

на основании пальцев другой руки, затем положение рук меняется; в)

растирание ладоней карандашом с постепенным увеличением усилий; г)

растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев. Третий этап – массаж

лица. Массируем лоб, щеки, ушки, носик. Четвертый этап — артикуляционная

гимнастика. Она играет важную роль в формировании правильного

произношения звуков. Данные упражнения понятны ребенку и доступны.

Выполнять упражнения с детьми нужно в комплексе. Комплекс называется

«испеки пирожок»: насыпаем муку – работаем язычком; размешиваем –

болтушка; раскатываем тесто — кусаем язычок; мнем пирожки — укол

язычком в щеку; поставим в печь — греем пирожок; поставили стынуть —

дуем на пирожок; съели пирожок – круговые движения губами. Пятый этап –

идут упражнения на развитие мелкой пальцевой моторики в стихотворной

форме. Начинаем с самых простых, заканчиваем самыми сложными. Все этапы

проходят постепенно. Сначала дети учатся делать самомассаж пальцев и кистей

рук, затем делать массаж лица, потом артикуляционную гимнастику « Испеки

пирожок», а уже потом упражнения в стихотворной форме. Эти упражнения

развивают не только мелкую моторику, но и выполняют следующие функции:

развлекательную — создавать благоприятную атмосферу; релаксационную –

снимать напряжение; коммуникативную – объединять детей в группы,

способствовать их сотрудничеству, взаимодействию между собой;

воспитательную — формировать моральные и нравственные качества;

обучающую — давать новые знания, умения, навыки или закреплять их;

коррекционную — «исправлять» эмоциональные, поведенческие или другие

проблемы ребенка; профилактическую – предупреждать появление

психосоматических заболеваний; лечебную — способствовать выздоровлению.

Комплекс упражнений должен проводиться ежедневно по 10-12 минут. Помимо

этого комплекса, необходимо уделять внимание и различным играм: «Золушка»

(дети перебирают горох и фасоль в разные тарелки); «Угадай на ощупь»

(различные овощи и фрукты в мешочке);

«Из чего предмет» (определи материал предмета); «Найди такой же»;

«Строим забор» (игры со счетными палочками); «Покатай, покатай» —

катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками; «Шнуровки»;

«Что у кого?» (разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с

контурными изображениями); рисование на песке. Выполняя пальчиками

различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики

рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но

и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Усложнение должно

происходить постепенно. Главным принципом достижения эффективности в

работе является индивидуальный подход к каждому ребенку. Объединяя детей в

группы, надо дифференцировать не сами приемы, а скорее требования к

выполнению задания каждым ребенком. Необходимым условием работы

является — доброжелательная, эмоционально-насыщенная атмосфера

совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать

взрослому и активно участвовать в процессе занятия. Наглядность изучаемого

материала обеспечивается использованием детских игрушек, иллюстраций,

картинок из детских книг. Пальчиковые игры и упражнения не только

совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание,

память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это

прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей,

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector