221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Упражнения для развития мелкой моторики у детей

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет

Педагогам и родителям следует соблюдать несколько правил, которые помогут проводить развивающие занятия с детьми максимально эффективно.

  • Любые упражнения для развития мелкой моторики должны обязательно соответствовать возрасту дошкольников. Многие задания для них напоминают те, которые можно предлагать развития мелкой моторики детям в 2-3 года , но содержание их должно быть абсолютно другим, намного более сложным. В 6-7 лет полезно (как и в более младшем возрасте):

– раскрашивать, но рисунки должны быть уже с очень мелкими деталями;

– складывать мозаику, но из большого числа маленьких элементов;

– обводить пунктирные изображения, но без «сползания» с контура, без ошибок.

  • Подбирайте такие материалы, упражнения, игры для развития моторики, которые будут интересны ребенку. Возможно, стоит найти прописи с его любимыми героями сказок, динозаврами или пиратами. Любое задание важно выполнять не только максимально старательно, но также непременно с желанием, позитивным настроем.
  • Темп выполнения упражнений одного типа должен увеличиваться постепенно. Сначала ребенок должен научиться уверенно использовать карандаш или ручку для выполнения заданий на бумаге, а потом, с совершенствованием навыка, их можно будет делать даже на время.
  • Не стоит учить ребенка писать прописные буквы до школы. Сначала он должен привыкнуть правильно держать карандаш, повторять очертания несложных линий, объектов. Дошкольный период — подготовительный, не стоит торопиться, начиная осваивать программу 1 класса раньше времени.
  • Занятия должны быть регулярными, но не слишком утомительными. Перед началом каждого полезно провести специальную гимнастику для пальчиков.
  • Важно, чтобы малыш выполнял все задания только ведущей рукой. Также нужно следить за его осанкой, а также хорошим освещением во время работы.

Задания

Большинство заданий для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста предполагают выполнение специальных упражнений на бумаге. Это не только тренирует ловкость рук, но также совершенствует глазомер ребенка, его произвольное внимание, умение ориентироваться на листе. Вот несколько самых популярных вариантов заданий для будущих первоклассников:

Контуры

Предложите ребенку обвести того из двух представителей одной природной группы (птиц, животных, рыб, насекомых), про которого составлена загадка. Нужно аккуратно провести все контурные линии, не «спутывая» их, не выходя за пределы изображений.

Дополнительные задания для каждой странички помогут увлечь ребенка процессом, сформировать мотивацию для работы, а также они являются еще одним этапом тренировки ловкости, внимания, сообразительности.

Задания по точкам

Попросите дошкольника нарисовать одну из представленных простых фигур (животное, птицу, цветок) по опорным точкам, по образцу. Задания такого типа тренируют не только мелкую моторику рук, но еще навыки счета, умение ориентироваться на листе, координацию движений.

Задания по точкам

Попросите дошкольника нарисовать одну из представленных простых фигур (животное, птицу, цветок) по опорным точкам, по образцу. Задания такого типа тренируют не только мелкую моторику рук, но еще навыки счета, умение ориентироваться на листе, координацию движений.

Дорожки-проводилки

Забавные персонажи торопятся домой! Пусть ваш малыш поможет насекомым, рыбкам, космическим кораблям, волчкам двигаться ровно и красиво.

Каждый лист этой серии оформлен таким образом, что первые две строчки нужно провести линию внутри заданной «дорожки», а следующие две – уже без опоры на внешние границы. Дополнительные препятствия (камушки, звёздочки, облака) важно обходить максимально аккуратно!

Дорожки-проводилки

Забавные персонажи торопятся домой! Пусть ваш малыш поможет насекомым, рыбкам, космическим кораблям, волчкам двигаться ровно и красиво.

Каждый лист этой серии оформлен таким образом, что первые две строчки нужно провести линию внутри заданной «дорожки», а следующие две – уже без опоры на внешние границы. Дополнительные препятствия (камушки, звёздочки, облака) важно обходить максимально аккуратно!

Штриховка

Этот комплекс составлен по принципу: от простого к сложному. Его задания помогут дошкольнику научиться повторить на бумаге различные графические элементы, которые пригодятся ему затем при освоении письма.

Важный нюанс — рисовать линии нужно от выделенной точки, по направлению, которое указывает стрелка.

Обведи и раскрась (с прописями)

Большой сюжетный рисунок и несколько строчек небольших миниатюрных элементов позволяют ребенку тренировать не только моторику, но также внимание, терпение, умение самостоятельно находить свои ошибки.

Обращайте внимание малыша на размер изображений, включенных в прописи, расстояние между ними, наклон. Важно постараться сохранить эти характеристики, выполняя задание при рисовании и раскрашивании фигурок.

Задания по клеточкам

Этот комплекс поможет малышу не только нарисовать животных, обитающих в жарких странах, но станет отличным тренажером ловкости рук. В каждом задании, созданном на бумаге в клетку, присутствует крупное изображение, мелкий объект, узоры или орнамент. Иногда встречаются короткие слова, составленные из печатных букв. Такие раскраски для развития мелкой моторики отлично тренируют не только моторику, но и глазомер.

Графический диктант

Перед вами подборка увлекательных упражнений, совершенствующих графические навыки дошкольника, а также его внимание, усидчивость, сообразительность. Каждый лист представляет собой тематическую подборку, которая включает:

  • стихотворение об изображаемом персонаже или объекте (животные, техника);
  • цветную иллюстрацию к тексту;
  • словесную инструкцию процесса рисования на клетчатой бумаге, которая должна быть выполнена ребенком, точно и последовательно;
  • графическое изображение, которое получится в итоге.

Эти здания можно использовать в формате диктанта или как образец для самостоятельной работы ребенка по образцу. Загадка и рисунок делают упражнения более привлекательными для малышей.

Конечно, для детей 6-7 лет игра остается самым любимым видом деятельности, что очень хорошо для будущих учеников! Ведь ловкость пальчиков и мелкая моторика отлично тренируется не только с помощью специальных графических заданий, но также в ходе полезных развлечений. Вот несколько их вариантов:

Шнуровка

Вам понадобится несколько обычных шнурков, а также набор некрупных бусин. Соберите цветные шарики (15-20 штук) в определенной последовательности, а затем предложите ребенку повторить узор. Можно попросить выполнить задание на время или соревнуясь с другими детьми.

Игры с пуговицами

Предложите детям выложить из разных пуговиц узор или изображение какого-то объекта, это интереснее делать на время. Пуговки лучше всего брать мелкие, а основу для картины сделать из плотного картона, покрытого сверху слоем пластилина (он поможет надежно зафиксировать все детали «мозаики&#187 .

Разрезные картинки

Собирать целое изображение из кусочков одинакового размера не только очень увлекательно, но и полезно. Детям старшего дошкольного возраста нужно предлагать картинки, разрезанные на 10-12 частей. Еще лучше давать ребенку части парных неидентичных карточек с рисунками (например, два похожих снеговика, самолета, собачки) в наборе и просить собрать обе.

Используйте разнообразные игры на развитие внимания и памяти ребенка.

Работа по совершенствованию мелкой моторики старших дошкольников должна вестись до начала школьного обучения. Это одна из важнейших целей педагогики этого периода, которая актуальна для любого ребенка.

Особенно нужно стараться уделять достаточное количество времени специальным упражнениям для тренировки графических навыков тем детям, которые имеют трудности в речевом развитии.

Стимулирование тактильных ощущений способствует активизации определенных центров в коре головного мозга, что, в свою очередь, благоприятно влияет на формирование детской речи.

«Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Нижнесуэтукский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным

Осуществлением деятельности по познавательно- речевому направлению

«Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»

Воспитатель: Зырянова Татьяна Алексеевна

Для детей в младшем дошкольном возрасте (3—4 года) большое значение имеет развитие мелкой моторики рук, у них еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Несовершенство нервной регуляции движений ведет к их неточности и низкому темпу выполнения различных действий. Поэтому ловкими пальчики малыша станут не сразу, и ребенку в этом необходимо помочь. В данной методической разработке представлены игры, направленные на развитие мелкой моторики, координации движений руки детей младшего дошкольного возраста. Нетрадиционный материал, представленный в играх, не требует больших финансовых затрат, поэтому игры могут использовать как воспитатели дошкольных учреждений, так и родители.

Что такое мелкая моторика. 6

Значение игр на развитие мелкой моторики………………………6

3.1 Упражнение с пельменницей………………………………….………8

3.2 Упражнение с шариком для игры в «Дартс» ………………………. 9

3.3 Упражнение с помощью шаров — «ежиков»…………………………10

3.4 Упражнение с губкой для мытья посуды…………………………. 11

3.5. Упражнение с щёткой………………………………………………. 12

3.6. Упражнение с щёткой для мытья посуды…………………………. 13

3.7. Упражнение со счетными палочками……………………………….15

3.8. Упражнения с шариками……………………………………………..16

3.11. Игра «Кто как бегает?» ……………………………………………. 19

3.12. Игра «Чудесный мешочек» ……………………………………. 20

3.13. Игра «Я папе помогаю» ……………………………………………..21

3.16. Игра «Герои сказок» ………………………………………………. 24

Вопрос развития мелкой моторики пальцев рук у детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей; в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

Читать еще:  Развитие мелкой моторики у детей

Просмотрев диагностики предыдущих лет, я заметила, что никакого сдвига в области развития мелкой моторики пальцев рук отмечено не было. Уровень развития оставался низким, поэтому меня сразу заинтересовала эта тема. Я обратилась к разным источникам для углубленного изучения данной проблемы, потому что с каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передавать; мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи и других психических процессов (внимания, мышления, памяти). Это – основные условия успешного обучения.

Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные. К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни, применение различных бытовых предметов (губки для мытья посуды, решетки, щетки, и многое другое), много другого нестандартного оборудования.

Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности: для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер, для сенсорного развития детей и другое.

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и

систематическая работа и использование нестандартного оборудования по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Целью методической разработки является развитие координации движений мелкой моторики рук через использование нестандартного оборудования.

Помимо развития мелкой моторики упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом, направлены на решение следующих задач:

• формирование познавательной активности и творческого воображения детей;

• развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения, развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;

• развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии. В результате стандартных и нестандартных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

В данной разработке используются разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с использованием нетрадиционного оборудования: (щётки, пуговицы, бусины, семена, камешки, губка для мытья посуды, гайки и винтики, решётки для раковины, различные мячики, счетные палочки и т. д.)

Работа по данной методической разработке предполагает следующее:

• Систематичность проведения игр и упражнений с нестандартным оборудованием. (2 игры в неделю ежедневно- индивидуально или с подгруппой (в зависимости от игры) в свободное от образовательной деятельности время, от 5 до 7 минут)

• Последовательность (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении — на правой и левой руке одновременно

• Все игры и упражнения проводятся по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне.

Формы работы : совместная деятельность с детьми; индивидуальная работа с детьми; самостоятельная деятельность детей.

Методы и приёмы:

Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют

развитию мелкой моторики у детей.

1.Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Систематические игры и упражнения, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают мощный толчок детям к познавательной и творческой активности, развивают внимание, мышление, память. Кисти рук становятся, более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
Нетрадиционное использование предметов, стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

2. Значение игр на развитие мелкой моторики.

Значение мелкой моторики:

1.Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.

2.Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.

3.Движение пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулирует развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.

Функция руки универсальна и уникальна. В.А.Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находиться на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умней. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движение рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».

По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы, если же развитие движений

пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М.М. Кольцова отмечает,

что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга, движения пальцев рук стимулируют развитие ЦНС и других психических функций (мышления, памяти, внимания). По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи, памяти, внимания, мышления.

По мнению философа И.Канта: «Рука – это мозг, выдвинувшийся вперёд человеческий мозг». Английский психолог Д. Сели также придавал очень большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас многие операции автоматизированы.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности — руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, стимулирования ЦНС, но и на психическое развитие ребенка. В Японии, например, целенаправленная тренировка рук у детей проводится в детских садах с двухлетнего возраста (по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие ребенка), а в японских семьях пальчики детям развивают с годовалого возраста.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и застегивать молнии, кнопочки и многое другое.
Дети любят махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в «Сороку — белобоку, показывать «козу рогатую». Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже, с различного вида конструкторами, например, «Лего», когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать

целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.

3. Игры и упражнения.

3.1. Упражнение с пельменницей.

Цель: стимулировать активные точки, укреплять мышцы пальцев, развивать тактильную чувствительность, закреплять проговаривание стихов одновременно с движениями рук.

Оборудование: пельменница.

Развитие мелкой моторики рук у детей 6 — 7 лет: подборка упражнений

На этапе подготовки детей к школе серьезное внимание нужно уделять развитию мелкой моторики рук. Это поможет им улучшить двигательную координацию и быстро овладеть навыками письма, а также поспособствует развитию их речи и мышления. Поэтому вопросы тренировки мелкой моторики рук должны стать темой консультации для родителей.

Читать еще:  Моторное развитие ребенка

Что значит развивать мелкую моторику?

Мелкой моторикой называют умение воспроизводить кистью руки и пальцами точные движения. Это важно не только для выработки красивого почерка, надо также помнить, что фаланги пальцев являются основными инструментами в работе для представителей многих профессий. Развитию мелкой моторики рук у детей 6 — 7 лет способствует рисование, игра на музыкальных инструментах, работа с пластилином и мелким конструктором. Но наибольший эффект получается в результате проведения специальных занятий.

Упражнения, которые предлагаются детям, способствуют развитию точности и быстроты движения. В результате их выполнения кисти рук и пальцы станут более сильными гибкими и подвижными. Различают три вида таких заданий:

  • упражнения с мелкими предметами;
  • графические задания;
  • пальчиковые игры.

В свете подготовки к школе наибольшее внимание нужно уделять выполнению графических заданий. Дети должны научиться штриховать, проводить линии разной толщины и формы. При этом надо следить, чтобы они наносили линии без отрыва ручки от бумаги, не выходили за обозначенные контуры, не оставляли пробелы, правильно выполняли движения (сверху вниз, слева направо), не поворачивали тетрадь, правильно сидели за столом.

Занятия по развитию мелкой моторики рук нужно проводить регулярно, занимаясь по 10 – 20 минут в день. Нельзя допускать монотонности и однообразия, в ходе занятия следует предлагать детям несколько разных упражнений с увлекательным игровым содержанием. Для этого воспитателю и родителям предлагается воспользоваться картотекой упражнений для развития мелкой моторики рук у детей 6 — 7 лет.

Графические задания

Большинство таких заданий выполняются на подготовленных карточках. Можно приобрести специальные тетради, прописи, разукрашки.

Контуры

На карточке нанесены контуры предметов и образец штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная). Указано направление линий.

Детям нужно заштриховать рисунки, стараясь не выходить за их контуры и делать равномерные отступы между линиями.

Дождик

На картинке нарисованы тучки, а внизу цветы. Детей просят полить цветочки, чтобы они не завяли. Для этого им надо провести линии. Такое задание можно выполнять несколько раз, предлагая каждый раз картинку с другими видами линий.

Волны

Нужно обвести кораблик и нарисовать волны на воде. Следует обратить внимание, что линии разного вида (прямые и изогнутые).

Рыбка

Следует дорисовать линии плавники, навести чешуйки.

Узорная штриховка

На карточке расположены примеры фигурных линий. Дети должны поставить карандаш на точку и провести линию, закончив узоры. Главное, стараться не отрывать ручку от бумаги, пока линия не будет дописана до конца.

Дорисуй рисунок

Детям понравится выполнять задания на дорисовку картинок:

  • дорисуй клетку тигренку;
  • дорисуй пирамидку, каждое второе кольцо заштрихуй;
  • дорисуй бабочку и т.д.

Соедини точки

Необходимо не просто проводить линии в нужном направлении, а нарисовать траву у дома соединяя точки парами. В более сложном варианте предлагается соединить все точки одной линией.

Развивай глазомер

В таких заданиях нужно постараться самостоятельно провести линии между предметами. Сначала детям дается более легкие задания, когда нужно проводить дугообразные кривые линии. Намного сложнее детям проводить прямые линии таким образом, чтобы они как можно точнее попали в цель.

  • помоги зайчику попрыгать по кочкам;
  • попади мячом в корзину;
  • помоги восстановить волейбольную сетку;
  • порази цель в тире.

  • Рисуй с нажимом
  • В этом задании нужно выполнить штриховку, делая правильный нажим:
  • заштрихуй облака так, чтобы одно было темнее, а другое светлее;
  • заштрихуй стаканы — один с водой (она почти прозрачная), другой с соком (намного темнее);
  • заштрихуй листочки, делая их разными по интенсивности цвета.

Повторение рисунка по клеточкам

Для такого задания подготавливаются карточки разлинованные в клетку. В начале строки задан «ритм» рисунка, который нужно самостоятельно повторить до конца строчки.

Графические диктанты

На карточках в клетку можно предложить детям выполнить графические диктанты. В таких заданиях указывается количество клеток и направление движения линии. В случае правильного выполнения диктанта на карточке появляется изображение какого-то предмета. Читайте подробнее о том, Как проводить графические диктанты в детском саду.

Игры с предметами

Обычно маленьких детей ограждают от игр с мелкими предметами. Ведь они могут взять их в рот или засунуть в ухо. Однако после 5 лет такие занятия просто необходимы.

Игры с песком и сыпучими веществами

Детям можно предлагать такие задания:

  • пересыпать песок из одной емкости в другую;
  • отсыпать песок мерной ложкой;
  • просевать песок через сито;
  • рисование пальцами по песку;
  • лепка из мокрого песка;
  • поиск в песке зарытых мелких предметов.

Самое захватывающее занятие из этой серии — создание поделки из цветной соли.

Игры с крупами и семенами

Крупы имеют более крупную фактуру, чем песок. Поэтому их можно использовать для сортировки. Для этого берут по горстке круп или семян трех разных видов и ссыпают в одну кучку. Ребенку дают три мелких емкости, куда он должен разложить крупинки. Это можно делать пальцами или же использовать пинцет.

В еще одной игре детям предлагается определить, где какая крупа на ощупь. Для этого их рассыпают в небольшие тканевые мешочки, которые плотно завязывают. Надо взять мешочек и, помяв его в руках, назвать крупу.

Из круп и семян можно выкладывать картинки, создавать аппликации на пластилине.

Игры с пуговицами

Пуговицы более крупные. Они также подходят для сортировки (по размеру, форме, цвету). Кроме этого из пуговиц можно выкладывать орнамент, дорожки, линии по заданному рисунку, картинки.

взять на векторе

Очень интересное задание — заполнить пуговицами кружочки на рисунке, подбирая их по цвету.

Игры с веревочками

Отлично подходят для развития мелкой моторики у детей игры с веревочками и шнурками. Их можно использовать для завязывания и развязывания узелков, плетения косичек или макраме.

Очень полезно задание, связанное с нанизыванием бусинок. Лучше такие «бусинки» сделать самостоятельно, порезав трубочки для коктейля. Можно указывать точное число бусинок, которые нужно нанизать или попросить создать из них красивый узор, чередуя их по цвету.

Много игр связано со шнуровкой. Такие задания часто можно встретить на страничках развивающих книг из фетра.

Игры с бумагой

Работая с бумагой, предлагайте детям такие задания:

  • сминание и разглаживание листа бумаги;
  • складывание оригами.

Очень увлекательная игра по созданию запланированного беспорядка. Сначала детям предлагается порвать цветную бумагу на мелкие кусочки, а затем устроить из них разноцветный дождь, подбрасывая их в воздух. После активной фазы игры нужно попросить малышей помочь собрать все обрывки, что тоже очень полезно для развития мелкой моторики. Эти кусочки можно использовать для рваной аппликации. В ходе такой игры предлагайте детям рвать бумагу разной толщины (от газет до картона).

Игры с прищепками

В наборе должны быть прищепки разных цветов. Также для таких игр надо подготовить разные шаблоны. Можно предлагать такие задания:

  • приделать ежу иголки;
  • добавить лучики солнышку;
  • сделать прическу мальчику.

Игры с прищепками очень популярны на занятиях по математике и обучению чтению, так что можно объединить такие виды упражнений и попросить детей с помощью прищепок:

  • посчитать примеры;
  • прикрепить на шаблон цифры соответствующее количество прищепок;
  • указать нужную букву.

Игры со спичками

Хоть спички детям не игрушка, но для занятий по развитию мелкой моторики их вполне можно применять, давая такие задания:

  • перекладывание со стопки в стопку;
  • выкладывание из спичек фигурки, которая нарисована на картинке;
  • складывание в коробочку.

Детям нравится собирать спички в кубик с проделанным небольшим отверстием в центре одной из граней. Можно вместо спичек использовать ватные палочки.

Упражнения с мячом

Очень полезно делать самомассаж ладоней. Для этого нужно зажать между ладонями массажный мячик (грецкий орех, мячик для тенниса) и выполнять различные задания:

  • поступательные движения ладонями вперед – назад;
  • круговые движения ладонями;
  • сжимание – разжимание мяча в ладони;
  • перекладывание из одной руки в другую;
  • зажимание мячика двумя пальцами (поочередно менять пальцы);
  • катание мячика по столу, придерживая его одним пальцем;
  • прохождение мячиком по лабиринту, подталкивая его пальцем;
  • продвижение мячика по нарисованной на столе спирали.

Похожие упражнения можно выполнять, перекатывая между ладонями шестигранный карандаш.

Кроме перечисленных игр организуйте с детьми:

  • театр теней с показом фигурок героев руками;
  • пальчиковый театр;
  • игры с мозаикой;
  • игры с мелким конструктором;
  • собирание паззлов;
  • закручивание крышечек;
  • игры со скрепками;
  • выкладывание дорожек или узоров из камушков;
  • задания с резиночками.

Предлагайте малышам чистить пальцами яйца, сваренные в кожуре овощи, мандарины. Будет полезным даже обычное перелистывание страниц в книге. Также для развития мелкой моторики рук у детей 6 — 7 лет рекомендуется воспользоваться картотекой пальчиковых игр.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Развитие мелкой моторики у детей

Мелкая моторика — это способность совершать небольшие, но точные движения пальцами ног и рук. Ее развитие зависит от правильной координации сразу нескольких систем: мышечной, костной и центральной нервной. Моторику часто называют ловкостью. Она способствует развитию речи у детей.

Читать еще:  Нормы психомоторного развития ребенка до года

Роль мелкой моторики

Моторное развитие ребенка благоприятно влияет на общие навыки. Это обусловлено тем, что в процессе взаимодействия нескольких систем происходит быстрое оформление связей между нейронами.

Вовлечены следующие сферы:

  1. Воображение. Ученые доказали, что просмотр существующих картинок не отличается от работы с придуманными образами с точки зрения деятельности мозга. Активное воображение будет способствовать развитию креативности и пространственного мышления.
  2. Развитие речи. Нервные импульсы, поступающие в мозг при ощупывании предметов, стимулируют соседние центры. К ним относится речевой. Упражнения на развитие моторики включают в курс даже при реабилитации взрослых людей, утративших возможность разговаривать.
  3. Способность планировать. Взаимодействие с предметами учит детей оценивать последствия своих действий. Ребенок начинает продумывать, что ему нужно сделать для достижения результата.
  4. Усидчивость. Благодаря упражнениям и занятиям дети становятся более терпеливыми. Им легче сконцентрироваться на поставленной задаче.
  5. Память. После тренировок дети быстрее запоминают визуальные образы.

Мелкая моторика пальцев — критерий интеллектуального развития ребенка. Для детей младшего возраста она определяет способность к обучению. Ученые заметили, что младенцы с более подвижными пальцами и уверенными движениями быстрее учатся говорить. В дальнейшем в школе у таких детей оценки лучше, чем у остальных.

Виды моторики

Существуют 2 вида моторики: крупная и мелкая. Первая заключается в способности удерживать равновесие, ходить, бегать и прыгать. Благодаря ей человек может двигать руками, ногами и телом. Крупная моторика является базой для формирования мелкой. Последняя позволяет взаимодействовать с небольшими предметами.

Этапы развития моторных навыков

В дошкольном возрасте выделяют следующие периоды развития моторики:

  1. 2-3 месяца. Ребенок изучает мир через осязание. Он тянется к игрушкам и предметам, которые к нему подносят родители. Хватает взрослых за руки и пальцы. Ощупывает самого себя. Это помогает ему сформировать картину мира и четкие границы в психике между собой и окружающими объектами.
  2. 3-6 месяцев. Период совпадает с временем прорезывания зубов. Дети целенаправленно тянут руки ко рту, пытаясь унять зуд. Это первые полностью осознанные движения. В это же время ребенок начинает следить за окружающими. Он уверенно направляет руки к предметам при наличии интереса. Это важный процесс, поскольку раннее развитие моторики до 8 месяцев способствует формированию психики.
  3. 8-12 месяцев. Ребенок уверенно берет предметы. Еще до года он учится взаимодействовать с ними. Перекладывает из одной руки в другую. Может перемещать ложку в чашку, складывать небольшие вещи в коробку. Преобладает точный пинцетный захват: дети хватают предметы указательным и большим пальцами. В это же время ребенок учится разъединять вещи, наблюдая за процессом.
  4. 1 год. Дети держат предметы одной рукой, а другой взаимодействуют с ней. Ребенок начинает повторять действия за взрослыми. Он может, например, толкать игрушечную машинку. Дети делают первые рисунки, которые пока выглядят как хаотичные линии.
  5. 12-18 месяцев. При взаимодействии с книгами ребенок переворачивает сразу все страницы. Уверенно держит столовые приборы, карандаши, фломастеры и ручки. Может убрать упаковку (бумагу, фольгу или скотч) с предмета. Дети учатся строить пирамиды из кубиков, соединять вещи друг с другом и откручивать крышки с бутылок. Ребенок играет с пирамидами и может хватать движущиеся предметы.
  6. 18-24 месяцев. Дети умеют переворачивать по одной странице. Они способны удерживать сразу 2 небольших или тонких предмета в руке. В 2 года ребенок умеет опускать маленькие фигурки через отверстия, учитывая их форму. Некоторые дети уже умеют переливать воду из одного сосуда в другой. Столбики из кубиков становятся выше: они состоят из 4-6 деталей.
  7. 24-36 месяцев. До 3 лет дети учатся играть с глиной, песком и пластилином. Они способны открывать ящики и вытряхивать их содержимое. Ребенок уверенно открывает крышки. Он улучшает навыки рисования: может красить поверхность пальцами, воспроизводить простые фигуры и делать черточки и крестики.
  8. 3-4 года. При рисовании ребенок способен повторять формы простых объектов. Дети без затруднений обводят контуры. Они могут делать постройки из 8-10 кубиков.
  9. 4-5 лет. Происходит общая подготовка к школе. Ребенок активно развивается. Он может заполнять раскраски и полноценно рисовать карандашами. Дети умеют складывать фигурки из бумаги. Они способны угадывать знакомые предметы наощупь. Возможна лепка из пластилина. Ребенок может самостоятельно завязывать шнурки. Он начинает переписывать печатные буквы. Рисунки становятся сложнее: у людей присутствуют части тела, у домов могут быть окна и двери.
  10. 5-6 лет. Ребенок способен вырезать фигурки из картона или бумаги. Он свободно пишет цифры и буквы, может логически дополнить ряд из картинок. Способен воспроизводить простые геометрические фигуры. Некоторым детям для этого требуется образец.

В дальнейшем развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет и старше предусматривает погружение в творчество. Это может быть вышивание, лепка из глины, плетение браслетов из бисера и т.д. Даже стандартных навыков моторики хватит для общего развития, однако совершенствование позволяет простимулировать соседние центры мозга.

С какого возраста нужно помогать в развитии

Определение оптимального возраста бессмысленно, т.к. ребенок почти с рождения начинает развивать моторику. Вы можете помогать младенцу с того момента, как он начнет концентрироваться на предметах и частях тела. Однако занятия будут эффективны и после 3-4 лет. Моторику могут развивать даже взрослые люди.

Что должен делать родитель

Чтобы занятия были эффективными, нужно запомнить следующие правила:

  1. Тренировки должны быть интересными. Ребенок быстро откажется заниматься, если занятия будут слишком скучными, сложными или простыми. Важно подавать все в игровой форме и давать посильную нагрузку.
  2. Деятельность должна быть совместной. Вы можете отдать ребенка в группу, но необходимо хотя бы иногда заниматься вместе с ним. Доверие и позитивные эмоции дополнительно мотивируют детей. Игры помогают укреплять отношения.
  3. Ребенка нужно хвалить. Некоторые родители не понимают, почему дети теряют интерес к занятиям. В действительности даже самая увлекательная игра может вызывать у ребенка отторжение, если он не получает одобрение.
  4. Продолжительность занятий должна быть адекватной. Не стоит доводить детей до переутомления, иначе у них возникнут негативные ассоциации. В то же время нельзя прерывать игру на середине. Если вы видите, что ребенок устал, подведите занятие к логическому завершению.
  5. Старайтесь не держать в свободном доступе те игрушки, которые используете для занятий. У детей возникает интерес к тому, чего им не хватает в повседневности. Если игрушка будет слишком доступной, она надоест ребенку.
  6. Организуйте занятия систематически. Следует играть с ребенком каждый день. Лучше проводить несколько коротких тренировок, чем 1 длинную.
  7. Усложняйте задания постепенно. Сначала помогайте выполнять движения, иногда допускается полностью сделать всю работу вместо ребенка. В дальнейшем добивайтесь, чтобы дети сами проявляли инициативу, повторяя за вами. Игровой материал следует подавать от простого к сложному.

Мелкую моторику развивает большинство игр, занятий и хобби. Даже работа в огороде может принести пользу. Однако некоторые занятия нравятся детям больше других.

Занятия с мелкими предметами

Для игр подойдут маленькие камни, бусины, бисер, крупы, пуговицы и т.д. Вы можете попросить рассортировать их по какому-либо признаку или просто собрать в контейнер. Начинать лучше с предметов побольше, затем постепенно уменьшать размер.

Важно сообщить ребенку, что таким образом он поможет вам, и похвалить его после выполненного задания. Можно привлечь детей к чему-то полезному: например, попросить перебрать гречку и убрать черные зерна или рассортировать бисер по цветам.

Пальчиковая гимнастика

Самые простые пальчиковые игры — это ладушки. Маленьким детям до 1 года подойдет массаж ладоней. Его можно сопровождать популярными присказками или песенками.

Взрослый ребенок может проводить полноценную зарядку. В комплекс упражнений можно включить сжимание и разжимание кулаков, сгибание пальцев по отдельности и вместе, встряхивание кистями и т.д.

Лепка из пластилина или глины

Дети проявляют интерес к лепке с 2 лет. Вы можете предложить ребенку пластилин или глину, позвать его печь фигурное печенье с вами или просто попросить раскатать тесто. Лепка хорошо сочетается с придумыванием сюжетных игр. Это дополнительно развивает воображение и логику.

Дополнительные предметы

Хорошо развивает мелкую моторику раскрашивание, рисование и обведение контуров. Для этого можно приобрести специальные тетради. Желательно дополнительно обеспечить ребенку вертикальную поверхность для рисования. Например, повесить доску. Бюджетный вариант — зеркало.

Дети могут развивать мелкую моторику с помощью паззлов и мозаики. Количество деталей и их размер подбирают индивидуально в зависимости от возраста. Паззлы также развивают воображение.

Можно вырезать вместе с ребенком фигурки из бумаги. Желательно учить самообслуживанию: застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Детям помладше можно упражняться в завинчивании крышек.

Методички по занятию с детьми

Для занятия с детьми 3-5 лет подойдет методичка А.В. Артемьевой. В ее книге присутствуют теоретическая и практическая части. Материал изложен доступно, без лишней информации. Предоставлены схемы и способы диагностики уровня развития ребенка. Дан комплекс упражнений.

С маленькими детьми можно заниматься по методичке Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. 1-3 года». Учебник содержит много идей для игр. К упражнениям даны фото, иллюстрирующие процесс выполнения. Некоторые задания подходят даже полугодовалым детям, поэтому книгу можно приобрести заранее.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector