221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Упражнения на развитие тонкой моторики

Упражнения для развития тонкой моторики

Учёные, которые изучают детскую психику, отмечают, что уровень развития мышления и речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то интеллектуальное и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и интеллектуальное, и речевое развитие. При ряде нарушений развития мышления и речи отмечаются, выраженные в разной степени, отклонения в развитии движений пальцев рук. Уровень развития тонкой моторики — один из показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Дети, имеющие высокий уровень развития тонкой моторики, умеют логически рассуждать, у них хорошо развиты познавательные процессы.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. А так как центр движений пальцами и центр речи находятся в коре головного мозга по соседству, то движения мелких мышц пальцев способствуют развитию речевой функции и, в конечном счёте, развитию интеллекта. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Формирование речевых областей в головном мозге совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.

Этот факт можно использовать в работе с детьми: тренировать движения пальцев рук для того, чтобы стимулировать речевое развитие детей.

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Тренировку пальцев рук можно начинать уже в возрасте 6-7 месяцев. Однако следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, ведь от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

Умение выполнять мелкие движения с предметами окончательно развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам, в основном, заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Воспитатели детских садов обратили внимание на то, что у многих современных детей отмечается общее моторное недоразвитие. Вспомните, как были одеты дети 20 лет назад и как сейчас. Раньше у всех детей была одежда с пуговицами, которую сейчас вытеснили «молнии» и липучки, обувь на шнурках, которую сейчас также заменили липучки и «молнии». Наши дети не утруждают себя завязыванием шнурков и застёгиванием пуговиц. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. И все эти действия способствовали развитию ручной умелости, косвенно готовили детей к овладению письмом, позитивно влияли на умственное развитие.

Учителя начальных классов отмечают, что первоклассники испытывают серьезные трудности с овладением навыками письма. Письмо -это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует согласованной работы и мелких мышц кисти, и всей руки, и познавательной сферы, а именно, хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Далее вниманию психологов, воспитателей и родителей предлагается система упражнений, которые помогут развить у детей тонкую моторику, сенсомоторную координацию, внимание, способность к ориентировке в пространстве, разовьют усидчивость. Данный материал разработан на основе упражнений Марии Монтессори, которая более ста лет назад давала своим воспитанникам некоторые предметы домашнего обихода: и руки развивает, и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится. Опираясь на упражнения, которые предлагала Монтессори, мы разработали несколько серий упражнений с использованием фасоли, направленных на развитие вышеперечисленных качеств.

Описываемые ниже упражнения использовались на протяжении четырёх лет на развивающих занятиях в работе с воспитанниками детского сада №6 «Дюймовочка» компенсирующего вида города Королёва Московской области (для детей, имеющих речевые нарушения) и на коррекционных занятиях с первоклассниками общеобразовательных школ, у которых выявлена неготовность к школьному обучению (возраст воспитанников от 4 до 8 лет).

Длительность занятия от 20 до 40 минут, в зависимости от возраста детей. Регулярность проведения занятий: развивающих 1раз в неделю, коррекционных -2 раза в неделю. Длительность курса: развивающего 30 занятий, коррекционного не менее 30 (зависит от уровня подготовленности детей).

Структура развивающего занятия:

  1. Ритуал приветствия.
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Упражнение из 1 серии.
  4. Дыхательное упражнение.
  5. Упражнение из 2 серии.
  6. Упражнение на развитие зрительного восприятия.
  7. Физкультминутка.
  8. Упражнение из 3 серии.
  9. Упражнение на развитие памяти.
  10. Упражнение из 4 серии.
  11. Рефлексия.
  12. Ритуал прощания.

В структуру коррекционного занятия можно включать задания из любой серии (в зависимости от уровня подготовленности детей).

Как показывает практика, предложенная система упражнений наиболее полно учитывает возрастные возможности детей, способствует их развитию, обеспечивает формирование умений необходимых для успешного обучения в школе.

I серия упражнений

Оборудование: фасоль двух цветов (небольшая горсть), коробочка или маленькая тарелочка. Для выполнения упражнений 13-16, 21-24 необходимы 2 коробочки.

При выполнении всех упражнений фасоль рассыпана на столе, нужно переложить её в коробочку. Детям предлагаем игровой сюжет: Каркуша хочет кушать, для того, чтобы её накормить необходимо переложить зёрна в коробочку. Но способы перекладывания предлагаем разные на каждом занятии.

  1. Большим и указательным пальцем правой руки.
  2. Большим и указательным пальцем левой руки.
  3. Большим и указательным пальцем. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.
  4. Большим и средним пальцем правой руки.
  5. Большим и средним пальцем левой руки.
  6. Большим и средним пальцем. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.
  7. Большим и безымянным пальцем правой руки.
  8. Большим и безымянным пальцем левой руки.
  9. Большим и безымянным пальцем. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.
  10. Большим пальцем и мизинцем правой руки.
  11. Большим пальцем и мизинцем левой руки.
  12. Большим пальцем и мизинцем. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.
  13. Большим и указательным пальцем. Правой рукой берём фасолины белого цвета и перекладываем их в одну коробочку, левой- красного в другую коробку. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.
  14. Большим и средним пальцем. Правой рукой берём фасолины белого цвета и перекладываем их в одну коробочку, левой- красного в другую коробку. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.
  15. Большим и безымянным пальцем. Правой рукой берём фасолины белого цвета и перекладываем их в одну коробочку, левой- красного в другую коробку. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.
  16. Большим пальцем и мизинцем. Правой рукой берём фасолины белого цвета и перекладываем их в одну коробочку, левой- красного в другую коробку. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.
  17. Указательными пальцами обеих рук берём по одному зерну.
  18. Средними пальцами обеих рук берём по одному зерну.
  19. Безымянными пальцами обеих рук берём по одному зерну.
  20. Мизинцами обеих рук берём по одному зерну.
  21. Указательными пальцами обеих рук берём по одному зерну. Фасолины белого цвета перекладываем в одну коробочку, красного- в другую.
  22. Средними пальцами обеих рук берём по одному зерну. Фасолины белого цвета перекладываем в одну коробочку, красного- в другую.
  23. Безымянными пальцами обеих рук берём по одному зерну. Фасолины белого цвета перекладываем в одну коробочку, красного- в другую.
  24. Мизинцами обеих рук берём по одному зерну. Фасолины белого цвета перекладываем в одну коробочку, красного- в другую.
  25. Большим и указательным пальцем правой руки и большим и мизинцем левой руки. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.
  26. Большим и указательным пальцем левой руки и большим и мизинцем правой левой руки. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.
  27. Большим и указательным пальцем правой руки и большим и мизинцем левой руки. Правой рукой берём фасолины белого цвета и перекладываем их в одну коробочку, левой- красного в другую коробку. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.
  28. Большим и средним пальцем правой руки и большим и безымянным левой руки. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.
  29. Большим и средним пальцем левой руки и большим и безымянным правой левой руки. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.
  30. Большим и средним пальцем левой руки и большим и безымянным правой левой руки. Правой рукой берём фасолины белого цвета и перекладываем их в одну коробочку, левой- красного в другую коробку. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.

На рисунках 1 и 2 Дети выполняют упражнения 1 серии.

II серия упражнений

Оборудование: фасоль двух цветов уже собранная в коробочку (тарелочку), несложное изображение на листе формата А-4. При выполнении всех упражнений необходимо выложить из фасоли по контуру рисунок. Образцы изображений см. на рис.3-7.Одно и то же изображение можно использовать несколько раз, предлагая детям выкладывать фасоль сначала одного, затем другого цвета, либо чередуя зёрна по цвету в разном порядке: белая- красная, или красная- две белых; две красных- две белых и т.д.

Читать еще:  Упражнения для развития моторики

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7

По окончании выполнения упражнения переложить фасоль в коробочку произвольным способом.

На рисунках 8- 9- задания, выполненные детьми.

После выполнения упражнения второй серии необходимо провести физкультминутку, а затем предложить выполнить упражнение из третьей серии.

III серия упражнений

Оборудование: фасоль двух цветов уже собранная в коробочку (тарелочку), таблица на листе формата А-4. рисунки 10-14.

Детям предлагаем игровой сюжет: у Каркуши есть друзья, которых тоже нужно накормить.

Рисунок 10. Отправляем зёрна на самолёте. В каждый квадрат, на котором изображён самолёт необходимо положить по одному зерну.

Рисунок 10. Отправляем зёрна на машине. В каждый квадрат, на котором изображёна машина необходимо положить по одному зерну.

Рисунок 10. Отправляем зёрна на тракторе. В каждый квадрат, на котором изображён трактор необходимо положить по одному зерну.

Рисунок 10. Отправляем зёрна на самолёте и машине. В каждый квадрат, на котором изображён самолёт необходимо положить по одному белому зерну, в каждый квадрат, на котором изображена машина по одному красному.

Рисунок 10. Отправляем зёрна на самолёте и машине. В каждый квадрат, на котором изображён самолёт необходимо положить по одному белому зерну, в каждый квадрат, на котором изображена машина по одному красному.

Рисунок 10. Отправляем зёрна на тракторе и машине. В каждый квадрат, на котором изображён трактор необходимо положить по одному белому зерну, в каждый квадрат, на котором изображена машина по два красных.

Рисунок 11. Нужно накормить волка. В каждый квадрат, на котором изображён волк необходимо положить по одному зерну.

Рисунок 11. Нужно накормить зайца. В каждый квадрат, на котором изображён заяц необходимо положить по одному зерну.

Рисунок 11. Нужно накормить лису. В каждый квадрат, на котором изображена лиса необходимо положить по одному зерну.

Рисунок 11. Нужно накормить волка и лису. В каждый квадрат, на котором изображён волк необходимо положить по одному белому зерну, в квадрат с изображением лисы по одному красному.

Рисунок 11. Нужно накормить волка и зайца. В каждый квадрат, на котором изображён волк необходимо положить по два белых зернау, в квадрат с изображением зайца по одному красному.

Рисунок 11. Нужно накормить зайца и лису. В каждый квадрат, на котором изображён заяц необходимо положить по одному белому и одному красному зерну, в квадрат с изображением лисы по два красных.

13-18. аналогичные задания с рисунком 12.

19-24. аналогичные задания с рисунком 13.

25-30 аналогичные задания с рисунком 14.

IV серия упражнений

Перед каждым участником игровое поле: большой квадрат, расчерченный на 4 столбца по горизонтали, 4 по вертикали и фасоль.

Задание участникам: по полю ползает муха (фасолина). Нужно внимательно следить за её передвижениями, о которых сообщает ведущий и передвигать фасолину. Если муха выползает за игровое поле — молча поднять руку. Необходимо быть готовым показать в любой момент, где находится муха.

Например: Муха находится в верхнем правом квадрате. Одна клетка вниз, две влево, одна клетка вниз, одна вправо, две вниз:. (играющие поднимают руки) и.т.п.

В зависимости от уровня подготовленности игроков игру можно усложнить за счёт увеличения игрового поля или следить за передвижениями только глазами, или играть с закрытыми глазами.

На рисунке 15 ребёнок выполняет задание IV серии.

Упражнения и игры для развития тонкой моторики пальцев рук.

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Упражнения и игры для развития тонкой моторики пальцев рук.

2. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой.

3. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний — к указательному.

4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем — двумя руками одновременно.

6. Положить руки ладонями вверх. Ребенок поднимает по одному пальцы сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке.

7. Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

8. Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальцами. Сгибает и разгибает эти пальцы.

9. Положите на стол десять — пятнадцать карандашей или палочек. Ребенок одной рукой пытается собрать все карандаши (палочки). При этом нельзя помогать другой рукой и надо стараться брать карандаши по одному. Вместо карандашей предложите ребенку собрать пуговицы, горошинки и другие мелкие детали.

10. Ребенок зажимает карандаш между средним и указательным пальцами. Далее выполняет движения так, что сначала сверху оказывается средний палец, а потом указательный.

11. Дайте ребенку два небольших шарика или два грецких ореха и попросите его покатать их между ладонями (пальцы прямые) в одну и другую стороны.

А теперь пусть ребенок попробует их перекатывать пальцами одной руки, вращая то в одну, то в другую сторону.

12. Покажите ребенку такое упражнение: быстро касаться кончиками пальцев большого пальца. В одну сторону, начиная с мизинца, и в другую сторону — с указательного пальца. На одной руке, на другой, на обеих сразу.

13. Ребенок повторяет за вами различные движения пальцев:

а) руки поднять вверх, пальцы выпрямить, перекрестить указательный и средний пальцы;

б) а теперь перекрещиваются безымянный палец и мизинец;

в) делаете колечки: из указательного и большого, из среднего и большого и т. д.;

г) называете любое число от 1 до 10, а ребенок быстро «выбрасывает» соответствующее количество пальцев.

14. Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой — указательный, большой — средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

Комплекс № 2 (рисуночный).

Попросите ребенка найти в каждой картинке рисунок, похожий на образец, и как можно аккуратнее обвести контур похожего рисунка, не отрывая карандаш от бумаги.

Комплекс № 3 (Игры для развития тонкой моторики пальцев рук)

Пальцы сцепить в замок. Концы пальцев правой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони левой руки, прогибая ее так, что пальцы левой руки встают, как петушиный гребень.

Затем на тыльную сторону правой руки нажимают пальцы левой — и в петушиный гребешок превращаются пальцы правой руки.

Игра «Кошка выпускает коготки».

Поджать подушечки пальцев к верхней части ладони.

Затем быстро выпрямить и растопырить пальцы.

Ноготь большого пальца левой руки ложится на подушечку большого пальца правой руки — готовы первые две ступеньки. На большой палец левой руки ложится кончик указательного правого пальца, на него — указательный левый — еще две ступеньки готовы.

Кончики всех пальцев поочередно ложатся друг на друга, мизинцы — последние. Вот и построена лестница.

Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные пальцы прижаты к ладони. Переставляя пальцами, человечек бежит к противоположному краю стола.

То же упражнение для указательного и безымянного пальцев.

Сцепить пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы). Большими пальцами делать вращательные движения друг вокруг друга, все быстрее и быстрее.

Кончик мизинца положить на кончик большого пальца — это маленькое колечко. Затем новое колечко: соприкасаются кончики безымянного и большого пальцев; среднего и большого и наконец — указательного и большого — это большое колечко. Все повторить на другой руке.

Игра «Бумага, ножницы, камень».

Играете вместе с ребенком. В такт словам «бумага, ножницы, камень» встряхиваете сжатыми в кулак руками.

То же самое делает ребенок. Затем вы останавливаетесь на одном из трех слов: если это слово «бумага», то следует выпрямить пальцы (они плотно прижаты друг к другу), если это слово «камень», то рука сжимается в кулак, если слово «ножницы», то все пальцы прижаты к ладони, а указательный и средний выпрямлены и раздвинуты, как ножницы.

бумага камень ножницы

Когда ребенок освоит эту игру, поменяйтесь с ним ролями.

Игра «Солнце, заборчик, камешки».

Руки поднять вверх, пальцы обеих рук выпрямлены и широко разведены — это «солнышко».

Теперь пальцы плотно прижать друг к другу и выпрямить — это «заборчик».

Обе руки сжать в кулаки — это «камешки».

По вашей команде: «Солнышко», «Заборчик», «Камешки» ребенок (группа детей) показывает пальчиками: солнышко с растопыренными пальчиками, заборчик с прямыми пальчиками или камешки — кулачки. Сначала это упражнение выполняется в медленном темпе, затем все быстрее и быстрее. Чтобы выполнить это задание, ребенок должен быть чрезвычайно внимательным.

По мере освоения ребенком упражнения вносите более сложные элементы: изменяйте последовательность, скорость произнесения слов-команд.

На двери висит замок (пальцы рук переплетаются, сцепляясь в замок)

Кто открыть его бы смог?

Потянули, (локти расходятся в стороны, пальцы остаются переплетенными

Покрутили, (кисти рук крутятся в разные стороны, не расцепляя пальцев)

Постучали (постукивают друг о друга основания ладоней)

И открыли! (пальцы распрямляются, руки расходятся в разные стороны).

Укладываете четыре спички (две спички параллельно друг другу, сверху две спички перпендикулярно им) так, чтобы получился квадрат. Ребенок подключается к игре и тоже осторожно накладывает сверху свои спички. Так колодец постепенно растет.

Упражнение «Угадай, кто я».

Ребенку предлагают определить по точкам, что нарисовано: «В этих точках кто-то или что-то спрятано, обведи контур каждого рисунка по точкам и ты узнаешь это». Руку не отрывать от бумаги.

Таким же образом по точкам рисовать разные фигуры: животных, цветы, овощи, фрукты, посуду, мебель, машинки (так, чтобы это было не слишком сложно, можно было бы обвести, не отрывая руки, и знакомо ребенку шести лет).

Игра «Самолеты за облаками».

Эта игра обучает ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим. Для нее требуются бумага и достаточно мягкий карандаш.

Вы рисуете несколько самолетов, а вокруг двух из них — облака. Вы говорите ребенку: «Смотри, какие разные облака — одно совсем черное и самолета за ним совсем не видно, а другое — светлое и самолет хорошо виден». Темные и светлые облака вокруг других самолетов ребенок будет рисовать сам. Вместо самолетов могут быть нарисованы лодки на волнах, человек под проливным дождем и под моросящим, дом — ночью, дом — вечером.

Упражнение для развития способности к дифференцированию усилий кистей рук.

Покажите ребенку рисунок, на котором есть образец — три геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат). Каждая из этих трех фигур заштрихована по-разному: треугольник очень сильно (с большим нажимом карандаша), круг — средней силы штриховкой и квадрат заштрихован слегка. Задача заключается в том, чтобы степень штриховки каждой фигуры соответствовала образцам. Дайте ребенку простой мягкий карандаш и попросите его выполнить это задание как можно точнее и аккуратнее. Начинайте с одной-двух строк.

Если ребенок отличается медлительностью, то это упражнение можно делать и на время.

Ребенок должен проводить линии карандашом, не отрывая руки от бумаги.

1. Быстро пробеги по лабиринту.

2. Найди выход из пещеры (сначала иди в одну сторону, а потом в другую).

Сделайте из конфетных оберток фантики. Научите своего малыша складывать фантики.

Положите фантик на ноготь большого пальца и щелчком об указательный отправьте его в полет.

Положите фантик на ноготь указательного пальца и щелчком о большой палец отправьте его в полет, и так на каждом пальце.

Многие упражнения из других разделов также развивают тонкую моторику рук, особенно это относится к тем заданиям, в которых ребенок чертит линии, рисует, срисовывает различные фигуры и т. д.

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет

Педагогам и родителям следует соблюдать несколько правил, которые помогут проводить развивающие занятия с детьми максимально эффективно.

  • Любые упражнения для развития мелкой моторики должны обязательно соответствовать возрасту дошкольников. Многие задания для них напоминают те, которые можно предлагать развития мелкой моторики детям в 2-3 года , но содержание их должно быть абсолютно другим, намного более сложным. В 6-7 лет полезно (как и в более младшем возрасте):

– раскрашивать, но рисунки должны быть уже с очень мелкими деталями;

– складывать мозаику, но из большого числа маленьких элементов;

– обводить пунктирные изображения, но без «сползания» с контура, без ошибок.

  • Подбирайте такие материалы, упражнения, игры для развития моторики, которые будут интересны ребенку. Возможно, стоит найти прописи с его любимыми героями сказок, динозаврами или пиратами. Любое задание важно выполнять не только максимально старательно, но также непременно с желанием, позитивным настроем.
  • Темп выполнения упражнений одного типа должен увеличиваться постепенно. Сначала ребенок должен научиться уверенно использовать карандаш или ручку для выполнения заданий на бумаге, а потом, с совершенствованием навыка, их можно будет делать даже на время.
  • Не стоит учить ребенка писать прописные буквы до школы. Сначала он должен привыкнуть правильно держать карандаш, повторять очертания несложных линий, объектов. Дошкольный период — подготовительный, не стоит торопиться, начиная осваивать программу 1 класса раньше времени.
  • Занятия должны быть регулярными, но не слишком утомительными. Перед началом каждого полезно провести специальную гимнастику для пальчиков.
  • Важно, чтобы малыш выполнял все задания только ведущей рукой. Также нужно следить за его осанкой, а также хорошим освещением во время работы.

Задания

Большинство заданий для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста предполагают выполнение специальных упражнений на бумаге. Это не только тренирует ловкость рук, но также совершенствует глазомер ребенка, его произвольное внимание, умение ориентироваться на листе. Вот несколько самых популярных вариантов заданий для будущих первоклассников:

Контуры

Предложите ребенку обвести того из двух представителей одной природной группы (птиц, животных, рыб, насекомых), про которого составлена загадка. Нужно аккуратно провести все контурные линии, не «спутывая» их, не выходя за пределы изображений.

Дополнительные задания для каждой странички помогут увлечь ребенка процессом, сформировать мотивацию для работы, а также они являются еще одним этапом тренировки ловкости, внимания, сообразительности.

Задания по точкам

Попросите дошкольника нарисовать одну из представленных простых фигур (животное, птицу, цветок) по опорным точкам, по образцу. Задания такого типа тренируют не только мелкую моторику рук, но еще навыки счета, умение ориентироваться на листе, координацию движений.

Задания по точкам

Попросите дошкольника нарисовать одну из представленных простых фигур (животное, птицу, цветок) по опорным точкам, по образцу. Задания такого типа тренируют не только мелкую моторику рук, но еще навыки счета, умение ориентироваться на листе, координацию движений.

Дорожки-проводилки

Забавные персонажи торопятся домой! Пусть ваш малыш поможет насекомым, рыбкам, космическим кораблям, волчкам двигаться ровно и красиво.

Каждый лист этой серии оформлен таким образом, что первые две строчки нужно провести линию внутри заданной «дорожки», а следующие две – уже без опоры на внешние границы. Дополнительные препятствия (камушки, звёздочки, облака) важно обходить максимально аккуратно!

Дорожки-проводилки

Забавные персонажи торопятся домой! Пусть ваш малыш поможет насекомым, рыбкам, космическим кораблям, волчкам двигаться ровно и красиво.

Каждый лист этой серии оформлен таким образом, что первые две строчки нужно провести линию внутри заданной «дорожки», а следующие две – уже без опоры на внешние границы. Дополнительные препятствия (камушки, звёздочки, облака) важно обходить максимально аккуратно!

Штриховка

Этот комплекс составлен по принципу: от простого к сложному. Его задания помогут дошкольнику научиться повторить на бумаге различные графические элементы, которые пригодятся ему затем при освоении письма.

Важный нюанс — рисовать линии нужно от выделенной точки, по направлению, которое указывает стрелка.

Обведи и раскрась (с прописями)

Большой сюжетный рисунок и несколько строчек небольших миниатюрных элементов позволяют ребенку тренировать не только моторику, но также внимание, терпение, умение самостоятельно находить свои ошибки.

Обращайте внимание малыша на размер изображений, включенных в прописи, расстояние между ними, наклон. Важно постараться сохранить эти характеристики, выполняя задание при рисовании и раскрашивании фигурок.

Задания по клеточкам

Этот комплекс поможет малышу не только нарисовать животных, обитающих в жарких странах, но станет отличным тренажером ловкости рук. В каждом задании, созданном на бумаге в клетку, присутствует крупное изображение, мелкий объект, узоры или орнамент. Иногда встречаются короткие слова, составленные из печатных букв. Такие раскраски для развития мелкой моторики отлично тренируют не только моторику, но и глазомер.

Графический диктант

Перед вами подборка увлекательных упражнений, совершенствующих графические навыки дошкольника, а также его внимание, усидчивость, сообразительность. Каждый лист представляет собой тематическую подборку, которая включает:

  • стихотворение об изображаемом персонаже или объекте (животные, техника);
  • цветную иллюстрацию к тексту;
  • словесную инструкцию процесса рисования на клетчатой бумаге, которая должна быть выполнена ребенком, точно и последовательно;
  • графическое изображение, которое получится в итоге.

Эти здания можно использовать в формате диктанта или как образец для самостоятельной работы ребенка по образцу. Загадка и рисунок делают упражнения более привлекательными для малышей.

Конечно, для детей 6-7 лет игра остается самым любимым видом деятельности, что очень хорошо для будущих учеников! Ведь ловкость пальчиков и мелкая моторика отлично тренируется не только с помощью специальных графических заданий, но также в ходе полезных развлечений. Вот несколько их вариантов:

Шнуровка

Вам понадобится несколько обычных шнурков, а также набор некрупных бусин. Соберите цветные шарики (15-20 штук) в определенной последовательности, а затем предложите ребенку повторить узор. Можно попросить выполнить задание на время или соревнуясь с другими детьми.

Игры с пуговицами

Предложите детям выложить из разных пуговиц узор или изображение какого-то объекта, это интереснее делать на время. Пуговки лучше всего брать мелкие, а основу для картины сделать из плотного картона, покрытого сверху слоем пластилина (он поможет надежно зафиксировать все детали «мозаики&#187 .

Разрезные картинки

Собирать целое изображение из кусочков одинакового размера не только очень увлекательно, но и полезно. Детям старшего дошкольного возраста нужно предлагать картинки, разрезанные на 10-12 частей. Еще лучше давать ребенку части парных неидентичных карточек с рисунками (например, два похожих снеговика, самолета, собачки) в наборе и просить собрать обе.

Используйте разнообразные игры на развитие внимания и памяти ребенка.

Работа по совершенствованию мелкой моторики старших дошкольников должна вестись до начала школьного обучения. Это одна из важнейших целей педагогики этого периода, которая актуальна для любого ребенка.

Особенно нужно стараться уделять достаточное количество времени специальным упражнениям для тренировки графических навыков тем детям, которые имеют трудности в речевом развитии.

Стимулирование тактильных ощущений способствует активизации определенных центров в коре головного мозга, что, в свою очередь, благоприятно влияет на формирование детской речи.

Развитие мелкой (тонкой) моторики рук

Пальмова Вера
Развитие мелкой (тонкой) моторики рук

Развитие мелкой (тонкой) моторики рук

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихо-творным текстом, не забывать о развитииэлементарных навыков самообслуживания: за-стегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и ко-ординации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Более подробно о приемах подготовки руки к письму у дошкольника читайте в разделе «Развивающие методики. Письмо» >>>>

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответсвующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Задача педагогов и детских психологов — донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики.Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординирован-ных движений пальцев и кистей рук.

1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполните-лем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 — 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполни-теля. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложен-ный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

2. Опознание фигур, цифр или букв, «написанных» на правой и левой руке.

3 Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант — ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.

4. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.

5. Исходное положение — сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони по-вернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя ру-ками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.

6. «Резиночка». Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движе-ниями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторо-ну. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.

7. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно пооче-редно каждой рукой.

8. Игра «Разноцветные снежинки» (возраст — 4 года). Направлена на развитие мелкой мо-торики рук, формирование аккуратности.

Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.

Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки.

Т. к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Дви-жения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.

9. «Повтори движение» (вариант игры Б. П. Никитина «Обезьянки»)

Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо «фигуру» (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены — любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки — повторить «фигуру». Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый си-дит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно по-тренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

10. Игры с рисованием.

Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму — то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребе-нок рисует лабиринт для родителя, а родитель — для ребенка. И каждый старается нарисо-вать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных гео-метрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.

11. Игры с предметами домашнего обихода.

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т. п. В иг-рах используются подручные материалы,которые есть в любом доме: прищепки, пугови-цы, бусинки, крупа и т. д.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мел-кую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д.

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.

Игры на развитие мелкой моторики рук Игры на развитие мелкой моторики Ещё в прошлом столетии родители понимали, что развитием мелкой моторики необходимо заниматься специально.

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук» Актуальность Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности.

Развитие мелкой моторики рук в раннем дошкольном возрасте Детки любят очень играть с песком, но в связи с адаптационным периодом деток в ДОУ мы решили найти выход, цветной песок в группе, детям.

Советы логопеда «Развитие мелкой моторики рук» Советы логопеда Развитие мелкой моторики рук. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и.

Бизиборд «Развитие мелкой моторики рук» Развитие мелкой моторики рук. Цель бизиборда – познакомить ребенка с окружающим миром, теми вещами, которые встречаются ему в быту. Но.

Развитие мелкой моторики рук в ДОУ Уже в девятнадцатом веке учёными-биологами была открыта связь умственных и творческих способностей человека с развитием умения воспроизводить.

Развитие мелкой моторики рук у детей 6–7 лет Озерова Марина Сергеевна. На этапе подготовки детей к школе серьезное внимание нужно уделять развитию мелкой моторики рук. Это поможет им.

Развитие мелкой моторики рук у малышей . В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки»,.

Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников .

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. Сухомлинский В современных условиях развития и функционирования системы дошкольного воспитания.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector