221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Задания на развитие моторики

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет

Педагогам и родителям следует соблюдать несколько правил, которые помогут проводить развивающие занятия с детьми максимально эффективно.

  • Любые упражнения для развития мелкой моторики должны обязательно соответствовать возрасту дошкольников. Многие задания для них напоминают те, которые можно предлагать развития мелкой моторики детям в 2-3 года , но содержание их должно быть абсолютно другим, намного более сложным. В 6-7 лет полезно (как и в более младшем возрасте):

– раскрашивать, но рисунки должны быть уже с очень мелкими деталями;

– складывать мозаику, но из большого числа маленьких элементов;

– обводить пунктирные изображения, но без «сползания» с контура, без ошибок.

  • Подбирайте такие материалы, упражнения, игры для развития моторики, которые будут интересны ребенку. Возможно, стоит найти прописи с его любимыми героями сказок, динозаврами или пиратами. Любое задание важно выполнять не только максимально старательно, но также непременно с желанием, позитивным настроем.
  • Темп выполнения упражнений одного типа должен увеличиваться постепенно. Сначала ребенок должен научиться уверенно использовать карандаш или ручку для выполнения заданий на бумаге, а потом, с совершенствованием навыка, их можно будет делать даже на время.
  • Не стоит учить ребенка писать прописные буквы до школы. Сначала он должен привыкнуть правильно держать карандаш, повторять очертания несложных линий, объектов. Дошкольный период — подготовительный, не стоит торопиться, начиная осваивать программу 1 класса раньше времени.
  • Занятия должны быть регулярными, но не слишком утомительными. Перед началом каждого полезно провести специальную гимнастику для пальчиков.
  • Важно, чтобы малыш выполнял все задания только ведущей рукой. Также нужно следить за его осанкой, а также хорошим освещением во время работы.

Задания

Большинство заданий для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста предполагают выполнение специальных упражнений на бумаге. Это не только тренирует ловкость рук, но также совершенствует глазомер ребенка, его произвольное внимание, умение ориентироваться на листе. Вот несколько самых популярных вариантов заданий для будущих первоклассников:

Контуры

Предложите ребенку обвести того из двух представителей одной природной группы (птиц, животных, рыб, насекомых), про которого составлена загадка. Нужно аккуратно провести все контурные линии, не «спутывая» их, не выходя за пределы изображений.

Дополнительные задания для каждой странички помогут увлечь ребенка процессом, сформировать мотивацию для работы, а также они являются еще одним этапом тренировки ловкости, внимания, сообразительности.

Задания по точкам

Попросите дошкольника нарисовать одну из представленных простых фигур (животное, птицу, цветок) по опорным точкам, по образцу. Задания такого типа тренируют не только мелкую моторику рук, но еще навыки счета, умение ориентироваться на листе, координацию движений.

Задания по точкам

Попросите дошкольника нарисовать одну из представленных простых фигур (животное, птицу, цветок) по опорным точкам, по образцу. Задания такого типа тренируют не только мелкую моторику рук, но еще навыки счета, умение ориентироваться на листе, координацию движений.

Дорожки-проводилки

Забавные персонажи торопятся домой! Пусть ваш малыш поможет насекомым, рыбкам, космическим кораблям, волчкам двигаться ровно и красиво.

Каждый лист этой серии оформлен таким образом, что первые две строчки нужно провести линию внутри заданной «дорожки», а следующие две – уже без опоры на внешние границы. Дополнительные препятствия (камушки, звёздочки, облака) важно обходить максимально аккуратно!

Дорожки-проводилки

Забавные персонажи торопятся домой! Пусть ваш малыш поможет насекомым, рыбкам, космическим кораблям, волчкам двигаться ровно и красиво.

Каждый лист этой серии оформлен таким образом, что первые две строчки нужно провести линию внутри заданной «дорожки», а следующие две – уже без опоры на внешние границы. Дополнительные препятствия (камушки, звёздочки, облака) важно обходить максимально аккуратно!

Штриховка

Этот комплекс составлен по принципу: от простого к сложному. Его задания помогут дошкольнику научиться повторить на бумаге различные графические элементы, которые пригодятся ему затем при освоении письма.

Важный нюанс — рисовать линии нужно от выделенной точки, по направлению, которое указывает стрелка.

Обведи и раскрась (с прописями)

Большой сюжетный рисунок и несколько строчек небольших миниатюрных элементов позволяют ребенку тренировать не только моторику, но также внимание, терпение, умение самостоятельно находить свои ошибки.

Обращайте внимание малыша на размер изображений, включенных в прописи, расстояние между ними, наклон. Важно постараться сохранить эти характеристики, выполняя задание при рисовании и раскрашивании фигурок.

Задания по клеточкам

Этот комплекс поможет малышу не только нарисовать животных, обитающих в жарких странах, но станет отличным тренажером ловкости рук. В каждом задании, созданном на бумаге в клетку, присутствует крупное изображение, мелкий объект, узоры или орнамент. Иногда встречаются короткие слова, составленные из печатных букв. Такие раскраски для развития мелкой моторики отлично тренируют не только моторику, но и глазомер.

Графический диктант

Перед вами подборка увлекательных упражнений, совершенствующих графические навыки дошкольника, а также его внимание, усидчивость, сообразительность. Каждый лист представляет собой тематическую подборку, которая включает:

  • стихотворение об изображаемом персонаже или объекте (животные, техника);
  • цветную иллюстрацию к тексту;
  • словесную инструкцию процесса рисования на клетчатой бумаге, которая должна быть выполнена ребенком, точно и последовательно;
  • графическое изображение, которое получится в итоге.

Эти здания можно использовать в формате диктанта или как образец для самостоятельной работы ребенка по образцу. Загадка и рисунок делают упражнения более привлекательными для малышей.

Конечно, для детей 6-7 лет игра остается самым любимым видом деятельности, что очень хорошо для будущих учеников! Ведь ловкость пальчиков и мелкая моторика отлично тренируется не только с помощью специальных графических заданий, но также в ходе полезных развлечений. Вот несколько их вариантов:

Шнуровка

Вам понадобится несколько обычных шнурков, а также набор некрупных бусин. Соберите цветные шарики (15-20 штук) в определенной последовательности, а затем предложите ребенку повторить узор. Можно попросить выполнить задание на время или соревнуясь с другими детьми.

Игры с пуговицами

Предложите детям выложить из разных пуговиц узор или изображение какого-то объекта, это интереснее делать на время. Пуговки лучше всего брать мелкие, а основу для картины сделать из плотного картона, покрытого сверху слоем пластилина (он поможет надежно зафиксировать все детали «мозаики&#187 .

Разрезные картинки

Собирать целое изображение из кусочков одинакового размера не только очень увлекательно, но и полезно. Детям старшего дошкольного возраста нужно предлагать картинки, разрезанные на 10-12 частей. Еще лучше давать ребенку части парных неидентичных карточек с рисунками (например, два похожих снеговика, самолета, собачки) в наборе и просить собрать обе.

Используйте разнообразные игры на развитие внимания и памяти ребенка.

Работа по совершенствованию мелкой моторики старших дошкольников должна вестись до начала школьного обучения. Это одна из важнейших целей педагогики этого периода, которая актуальна для любого ребенка.

Особенно нужно стараться уделять достаточное количество времени специальным упражнениям для тренировки графических навыков тем детям, которые имеют трудности в речевом развитии.

Стимулирование тактильных ощущений способствует активизации определенных центров в коре головного мозга, что, в свою очередь, благоприятно влияет на формирование детской речи.

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет

Тренировка и развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет — одно из важнейших направлений педагогической работы, которую необходимо планомерно проводить взрослым. Период подготовки к школе предъявляет к будущим ученикам особые требования, одно из которых — точность, ловкость микро-движений пальцев. Этот навык необходим для успешного освоения письма, а также он способствует общему развитию познавательных процессов ребенка.

Как проводить занятия

Педагогам и родителям следует соблюдать несколько правил, которые помогут проводить развивающие занятия с детьми максимально эффективно.

  • Любые упражнения для развития мелкой моторики должны обязательно соответствовать возрасту дошкольников. Многие задания для них напоминают те, которые можно предлагать для развития мелкой моторики детям в 2-3 года, но содержание их должно быть абсолютно другим, намного более сложным. В 6-7 лет полезно (как и в более младшем возрасте):
Читать еще:  Развивающие занятия для мелкой моторики

– раскрашивать, но рисунки должны быть уже с очень мелкими деталями;

– складывать мозаику, но из большого числа маленьких элементов;

– обводить пунктирные изображения, но без «сползания» с контура, без ошибок.

  • Подбирайте такие материалы, упражнения, игры для развития моторики, которые будут интересны ребенку. Возможно, стоит найти прописи с его любимыми героями сказок, динозаврами или пиратами. Любое задание важно выполнять не только максимально старательно, но также непременно с желанием, позитивным настроем.
  • Темп выполнения упражнений одного типа должен увеличиваться постепенно. Сначала ребенок должен научиться уверенно использовать карандаш или ручку для выполнения заданий на бумаге, а потом, с совершенствованием навыка, их можно будет делать даже на время.
  • Не стоит учить ребенка писать прописные буквы до школы. Сначала он должен привыкнуть правильно держать карандаш, повторять очертания несложных линий, объектов. Дошкольный период — подготовительный, не стоит торопиться, начиная осваивать программу 1 класса раньше времени.
  • Занятия должны быть регулярными, но не слишком утомительными. Перед началом каждого полезно провести специальную гимнастику для пальчиков.
  • Важно, чтобы малыш выполнял все задания только ведущей рукой. Также нужно следить за его осанкой, а также хорошим освещением во время работы.

Задания

Большинство заданий для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста предполагают выполнение специальных упражнений на бумаге. Это не только тренирует ловкость рук, но также совершенствует глазомер ребенка, его произвольное внимание, умение ориентироваться на листе. Вот несколько самых популярных вариантов заданий для будущих первоклассников:

Контуры

Предложите ребенку обвести того из двух представителей одной природной группы (птиц, животных, рыб, насекомых), про которого составлена загадка. Нужно аккуратно провести все контурные линии, не «спутывая» их, не выходя за пределы изображений.

Дополнительные задания для каждой странички помогут увлечь ребенка процессом, сформировать мотивацию для работы, а также они являются еще одним этапом тренировки ловкости, внимания, сообразительности.












Задания по точкам

Попросите дошкольника нарисовать одну из представленных простых фигур (животное, птицу, цветок) по опорным точкам, по образцу. Задания такого типа тренируют не только мелкую моторику рук, но еще навыки счета, умение ориентироваться на листе, координацию движений.



Дорожки-проводилки

Забавные персонажи торопятся домой! Пусть ваш малыш поможет насекомым, рыбкам, космическим кораблям, волчкам двигаться ровно и красиво.

Каждый лист этой серии оформлен таким образом, что первые две строчки нужно провести линию внутри заданной «дорожки», а следующие две – уже без опоры на внешние границы. Дополнительные препятствия (камушки, звёздочки, облака) важно обходить максимально аккуратно!







Штриховка

Этот комплекс составлен по принципу: от простого к сложному. Его задания помогут дошкольнику научиться повторить на бумаге различные графические элементы, которые пригодятся ему затем при освоении письма.

Важный нюанс — рисовать линии нужно от выделенной точки, по направлению, которое указывает стрелка.















Обведи и раскрась (с прописями)

Большой сюжетный рисунок и несколько строчек небольших миниатюрных элементов позволяют ребенку тренировать не только моторику, но также внимание, терпение, умение самостоятельно находить свои ошибки.

Обращайте внимание малыша на размер изображений, включенных в прописи, расстояние между ними, наклон. Важно постараться сохранить эти характеристики, выполняя задание при рисовании и раскрашивании фигурок.








Задания по клеточкам

Этот комплекс поможет малышу не только нарисовать животных, обитающих в жарких странах, но станет отличным тренажером ловкости рук. В каждом задании, созданном на бумаге в клетку, присутствует крупное изображение, мелкий объект, узоры или орнамент. Иногда встречаются короткие слова, составленные из печатных букв. Такие раскраски для развития мелкой моторики отлично тренируют не только мотрику, но и глазомер.








Графический диктант

Перед вами подборка увлекательных упражнений, совершенствующих графические навыки дошкольника, а также его внимание, усидчивость, сообразительность. Каждый лист представляет собой тематическую подборку, которая включает:

  • стихотворение об изображаемом персонаже или объекте (животные, техника);
  • цветную иллюстрацию к тексту;
  • словесную инструкцию процесса рисования на клетчатой бумаге, которая должна быть выполнена ребенком, точно и последовательно;
  • графическое изображение, которое получится в итоге.

Эти здания можно использовать в формате диктанта или как образец для самостоятельной работы ребенка по образцу. Загадка и рисунок делают урпажнения более привлекательными для малышей.





Конечно, для детей 6-7 лет игра остается самым любимым видом деятельности, что очень хорошо для будущих учеников! Ведь ловкость пальчиков и мелкая моторика отлично тренируется не только с помощью специальных графических заданий, но также в ходе полезных развлечений. Вот несколько их вариантов:

Шнуровка

Вам понадобится несколько обычных шнурков, а также набор некрупных бусин. Соберите цветные шарики (15-20 штук) в определенной последовательности, а затем предложите ребенку повторить узор. Можно попросить выполнить задание на время или соревнуясь с другими детьми.

Игры с пуговицами

Предложите детям выложить из разных пуговиц узор или изображение какого-то объекта, это интереснее делать на время. Пуговки лучше всего брать мелкие, а основу для картины сделать из плотного картона, покрытого сверху слоем пластилина (он поможет надежно зафиксировать все детали «мозаики»).

Пинцет и бусины

Возьмите несколько маленьких пластиковых пинцетов, много мелких бусинок, посуду с узким горлышком (небольшие баночки или бутылочки, по числу играющих). Один игрок или несколько получают задание собрать определенное количество бусин пинцетом в сосуд. Побеждает тот, кто быстрее справится с задачей. Если участник один, то он может фиксировать свои результаты по времени, а потом стараться побить собственный предыдущий рекорд.

Разрезные картинки

Собирать целое изображение из кусочков одинакового размера не только очень увлекательно, но и полезно. Детям старшего дошкольного возраста нужно предлагать картинки, разрезанные на 10-12 частей. Еще лучше давать ребенку части парных неидентичных карточек с рисунками (например, два похожих снеговика, самолета, собачки) в наборе и просить собрать обе.

Используйте разнообразные игры на развитие внимание и памяти ребенка.

Работа по совершенствованию мелкой моторики старших дошкольников должна вестись до начала школьного обучения. Это одна из важнейших целей педагогики этого периода, которая актуальна для любого ребенка.

Особенно нужно стараться уделять достаточное количество времени специальным упражнениям для тренировки графических навыков тем детям, которые имеют трудности в речевом развитии.

Стимулирование тактильных ощущений способствует активизации определенных центров в коре головного мозга, что, в свою очередь, благоприятно влияет на формирование детской речи.

Картотека игр для развития мелкой моторики у дошкольников

Картотека пальчиковых игр

Картотека составлена для организации развивающей деятельности с детьми в ходе взаимодействия со взрослым (педагогом, родителем) и самостоятельности детей. Игры могут быть включены в НОД, использованы в ходе режимных моментов.

Картотека может быть полезна педагогам и родителям заинтересованным в развитии ручной умелости, мелкой моторики рук, межполушарного взаимодействии, подготовки руки к овладению письмом, стимуляции речевой активности дошкольников. Все использованы фото материалы авторские и были сделаны в ходе практического взаимодействия автора с детьми среднего, старшего дошкольного возраста.

«Сухой бассейн»
Цель: Закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам, формирование основных сенсорных эталонов.

Материал: Ёмкость наполненная сушёным горохом (гречкой, песком, пуговицами, манкой и т.п.) на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по лексическим темам)

Читать еще:  Развитие мелкой моторики в 2 года

Ход игры: ребёнку предлагается найти закопанные мелкие предметы. Погружая кисти рук в наполнитель, перебирая горох (или другие крупы или материал нополнителя) и игрушки, пальчики массируются, становятся более чувствительными, а их движения координированными, ребёнок на ощупь находит какой-либо предмет и называет его.

«Сюда насыпали горох и пальцы запустили,

Устроим там переполох, чтоб пальцы не грустили.»

Игра «Коробочка тактильных ощущений

Цель: Развивать мелкую моторику рук, тактильные навыки планомерного исследования, логическое мышление, речь, умение выражать словами свои ощущения от прикосновения.

Ход игры: Ребёнок ощупывает пальцами пластину с текстилем, бархатной и наждачной бумагой, запоминает их, рассказывает о своих ощущениях(гладкие, жёсткие, ровные, мягкие, тёплые), затем в рукаве (мешочке, коробочке) находит схожие по тактильным ощущениям материалы.

Цель: Развивать умение наматывать клубочки из толстых ниток, подвижность пальцев, ловкость, координацию движений обеих рук.

Ход игры: Пособие предназначено для подгруппы детей до 5 человек.1) Ребёнок учится наматывать клубочек ниток. 2) Соревнования для 3-5 человек. Воспитатель предлагает детям выбрать клубочек определённого цвета, затем кто быстрее перемотает клубок.

Дидактическая игра «Собери бусы»

Цель: Продолжаем учить детей выбирать предметы определенной формы и цвета, сначала по показу, затем по словесному обозначению. Развивать зрительную память. Формировать умение следовать поставленной задаче. Развивать моторику кончиков пальцев рук, выполняя нанизывание мелких деталей на шнур( леску).

Ход игры: Игру провожу в различных вариантах: нанизывать бусинки на шнур такого же цвета; чередование бусинок по цвету; чередование форм и цвета; найди лишнюю бусинку и исправь ошибку.


«Разноцветная мозаика»

Цель: Учить различать и правильно произносить основные цвета (красный, желтый, зелёный, синий). Развитие мелкой моторики.


«Волшебные палочки».

Цель: Развиваем ориентирование на плоскости, проекции, мышление, воображение, мелкую моторику, точность движений.

Предлагаем ребенку выложить из цветных палочек сюжет по схематическому изображению.

Усложнение: Выкладывание сюжета по собственному воображению.

«Заплети косичку» – для индивидуальных занятий.

Цель: Обучать навыкам плетения. Развивать точность движения пальцев, координацию движения обеих рук, ручную умелость, внимание. Воспитывать усидчивость.

Ход игры: Пособие «Заплети косичку» предназначено для индивидуальной деятельности и маленькой подгруппы детей (2-3 ребёнка)

Вместе с ребёнком рассмотреть косички у куклы или у кого-нибудь из детей, показать как из закреплённых «прядей» можно плести такие же косички. Затем предложить ребёнку попробовать самостоятельно сплести косичку.

Речевое сопровождение: «Для моей сестрички

Я плету косички

Из шнурков и из тесьмы,

С нею очень мы дружны.»

Цель: Продолжать учить детей застегивать и расстегивать различные виды застёжек: пуговицы, кнопки, замки и т.д. Развивать ловкость пальцев, мелкую моторику детей.

Ход игры: Пособие предназначено для индивидуальной деятельности. Все детали крепятся на пуговицах, застёжках, кнопках, шнурках, липучках, замочках.

«Рисование по манке (муке)»

Цель: Развитие точности движения пальцев, воображение мышления, ориентировки на плоскости, проекции.

Ход игры: Ребенку предлагается разнос яркого цвета с манкой или мукой. Движением пальца ребенок изображает желанные предметы: солнце, волны на море, высокие горы, прекрасные цветы, любимую букву, автомобиль, если что то не понравилось, то легко можно всё исправить одним движением — разровнять.


«Игры с прищепками»

Цель: Развитие мелкой моторики, силу мышц руки.

Ход игры: Ребёнок нанизывает на плоскостные изображения недостающие детали в виде прищепок.

Усложнение: прищепки заменяются канцелярскими скрепками.

Использую прищепки для массажа пальцев, дети нанизывают прищепки на кончики пальцев на несколько секунд, прицепки не должны быть тугими.


«Дидактическая игра с крышками»

Цель: Учить закручивать и откручивать крышки, развивать координацию движений, умение складывать пальцы в щепоть.

Ход игры: Подбирать по цвету крышки, чередовать их в определённой последовательности и накручивать.


Игра с крышками от бутылок «Лыжник»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, мышц рук, подвижности пальцев, координированности движений пальцев рук.

Ход игры: Положить две крышечки на стол резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» — «Мы едим на лыжах, мы мчимся с горы, мы любим забавы снежной зимы». Из пластмассовых крышек сооружаем разнообразные постройки, выкладываем слова, предложения.


«Игры с резинками»

Цель: сенсорное обогащение, развитие мелкой моторики рук, умения действовать по образцу, воображения.

Ход игры: В начале игры мы проводим разминку-надеваем резинку (для волос, офисную) на 2 пальчика,

соединяем и раздвигаем пальчики. Дети надевают резинки по цвету — «Цветные дорожки».

Затем детям предлагается выложить картинку по образцу (домик- окна и крыша, кораблик плывет по волнам, солнышко, бабочка, рыбка, геометрические фигуры и т.д. Дети с удовольствием создают картинки по замыслу. Разноцветные резинки превращаются в веселые картинки!

Игры с конструктором.

Цель: Учить конструировать из разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления, создавая из них конструкции как по предлагаемым рисункам, так и придумывая свои. Сформировать навыки монтажа и демонтажа, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Цель: обогащение сенсорных ощущений, стимулирование нерных окончаний пальцев рук, развитие мелких двжений пальцев рук, умения сосредотачиваться, видеть границы форм и т.д.

Ход игры: детям предлагаются разнообразные природные материалы (семена арбуза и дыни, макаронные изделия, зерна кофе, крупы, шишки, другие семена растений и т.п.), бросовые материалы для выкладывания разнообразных изображений по лексическим темам, по собственному замыслу ребёнка.

Цель: знакомство, закрепление сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики рук, комбинаторных способностей, умения работать по образцу и в соответствии с собственным замыслом.

Дети с удовольствием складывают яркие красочные картинки из геометрических фигур по образцу и по замыслу. Геометрическая мозаика закрепляет знания о геометрических фигурах и основных цветах, развивает фантазию, воображение, логическое мышление, мелкую моторику и связную речь.

Развитие мелкой моторики у детей

Мелкая моторика — это способность совершать небольшие, но точные движения пальцами ног и рук. Ее развитие зависит от правильной координации сразу нескольких систем: мышечной, костной и центральной нервной. Моторику часто называют ловкостью. Она способствует развитию речи у детей.

Роль мелкой моторики

Моторное развитие ребенка благоприятно влияет на общие навыки. Это обусловлено тем, что в процессе взаимодействия нескольких систем происходит быстрое оформление связей между нейронами.

Вовлечены следующие сферы:

  1. Воображение. Ученые доказали, что просмотр существующих картинок не отличается от работы с придуманными образами с точки зрения деятельности мозга. Активное воображение будет способствовать развитию креативности и пространственного мышления.
  2. Развитие речи. Нервные импульсы, поступающие в мозг при ощупывании предметов, стимулируют соседние центры. К ним относится речевой. Упражнения на развитие моторики включают в курс даже при реабилитации взрослых людей, утративших возможность разговаривать.
  3. Способность планировать. Взаимодействие с предметами учит детей оценивать последствия своих действий. Ребенок начинает продумывать, что ему нужно сделать для достижения результата.
  4. Усидчивость. Благодаря упражнениям и занятиям дети становятся более терпеливыми. Им легче сконцентрироваться на поставленной задаче.
  5. Память. После тренировок дети быстрее запоминают визуальные образы.

Мелкая моторика пальцев — критерий интеллектуального развития ребенка. Для детей младшего возраста она определяет способность к обучению. Ученые заметили, что младенцы с более подвижными пальцами и уверенными движениями быстрее учатся говорить. В дальнейшем в школе у таких детей оценки лучше, чем у остальных.

Виды моторики

Существуют 2 вида моторики: крупная и мелкая. Первая заключается в способности удерживать равновесие, ходить, бегать и прыгать. Благодаря ей человек может двигать руками, ногами и телом. Крупная моторика является базой для формирования мелкой. Последняя позволяет взаимодействовать с небольшими предметами.

Этапы развития моторных навыков

В дошкольном возрасте выделяют следующие периоды развития моторики:

  1. 2-3 месяца. Ребенок изучает мир через осязание. Он тянется к игрушкам и предметам, которые к нему подносят родители. Хватает взрослых за руки и пальцы. Ощупывает самого себя. Это помогает ему сформировать картину мира и четкие границы в психике между собой и окружающими объектами.
  2. 3-6 месяцев. Период совпадает с временем прорезывания зубов. Дети целенаправленно тянут руки ко рту, пытаясь унять зуд. Это первые полностью осознанные движения. В это же время ребенок начинает следить за окружающими. Он уверенно направляет руки к предметам при наличии интереса. Это важный процесс, поскольку раннее развитие моторики до 8 месяцев способствует формированию психики.
  3. 8-12 месяцев. Ребенок уверенно берет предметы. Еще до года он учится взаимодействовать с ними. Перекладывает из одной руки в другую. Может перемещать ложку в чашку, складывать небольшие вещи в коробку. Преобладает точный пинцетный захват: дети хватают предметы указательным и большим пальцами. В это же время ребенок учится разъединять вещи, наблюдая за процессом.
  4. 1 год. Дети держат предметы одной рукой, а другой взаимодействуют с ней. Ребенок начинает повторять действия за взрослыми. Он может, например, толкать игрушечную машинку. Дети делают первые рисунки, которые пока выглядят как хаотичные линии.
  5. 12-18 месяцев. При взаимодействии с книгами ребенок переворачивает сразу все страницы. Уверенно держит столовые приборы, карандаши, фломастеры и ручки. Может убрать упаковку (бумагу, фольгу или скотч) с предмета. Дети учатся строить пирамиды из кубиков, соединять вещи друг с другом и откручивать крышки с бутылок. Ребенок играет с пирамидами и может хватать движущиеся предметы.
  6. 18-24 месяцев. Дети умеют переворачивать по одной странице. Они способны удерживать сразу 2 небольших или тонких предмета в руке. В 2 года ребенок умеет опускать маленькие фигурки через отверстия, учитывая их форму. Некоторые дети уже умеют переливать воду из одного сосуда в другой. Столбики из кубиков становятся выше: они состоят из 4-6 деталей.
  7. 24-36 месяцев. До 3 лет дети учатся играть с глиной, песком и пластилином. Они способны открывать ящики и вытряхивать их содержимое. Ребенок уверенно открывает крышки. Он улучшает навыки рисования: может красить поверхность пальцами, воспроизводить простые фигуры и делать черточки и крестики.
  8. 3-4 года. При рисовании ребенок способен повторять формы простых объектов. Дети без затруднений обводят контуры. Они могут делать постройки из 8-10 кубиков.
  9. 4-5 лет. Происходит общая подготовка к школе. Ребенок активно развивается. Он может заполнять раскраски и полноценно рисовать карандашами. Дети умеют складывать фигурки из бумаги. Они способны угадывать знакомые предметы наощупь. Возможна лепка из пластилина. Ребенок может самостоятельно завязывать шнурки. Он начинает переписывать печатные буквы. Рисунки становятся сложнее: у людей присутствуют части тела, у домов могут быть окна и двери.
  10. 5-6 лет. Ребенок способен вырезать фигурки из картона или бумаги. Он свободно пишет цифры и буквы, может логически дополнить ряд из картинок. Способен воспроизводить простые геометрические фигуры. Некоторым детям для этого требуется образец.
Читать еще:  Способы развития мелкой моторики рук

В дальнейшем развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет и старше предусматривает погружение в творчество. Это может быть вышивание, лепка из глины, плетение браслетов из бисера и т.д. Даже стандартных навыков моторики хватит для общего развития, однако совершенствование позволяет простимулировать соседние центры мозга.

С какого возраста нужно помогать в развитии

Определение оптимального возраста бессмысленно, т.к. ребенок почти с рождения начинает развивать моторику. Вы можете помогать младенцу с того момента, как он начнет концентрироваться на предметах и частях тела. Однако занятия будут эффективны и после 3-4 лет. Моторику могут развивать даже взрослые люди.

Что должен делать родитель

Чтобы занятия были эффективными, нужно запомнить следующие правила:

  1. Тренировки должны быть интересными. Ребенок быстро откажется заниматься, если занятия будут слишком скучными, сложными или простыми. Важно подавать все в игровой форме и давать посильную нагрузку.
  2. Деятельность должна быть совместной. Вы можете отдать ребенка в группу, но необходимо хотя бы иногда заниматься вместе с ним. Доверие и позитивные эмоции дополнительно мотивируют детей. Игры помогают укреплять отношения.
  3. Ребенка нужно хвалить. Некоторые родители не понимают, почему дети теряют интерес к занятиям. В действительности даже самая увлекательная игра может вызывать у ребенка отторжение, если он не получает одобрение.
  4. Продолжительность занятий должна быть адекватной. Не стоит доводить детей до переутомления, иначе у них возникнут негативные ассоциации. В то же время нельзя прерывать игру на середине. Если вы видите, что ребенок устал, подведите занятие к логическому завершению.
  5. Старайтесь не держать в свободном доступе те игрушки, которые используете для занятий. У детей возникает интерес к тому, чего им не хватает в повседневности. Если игрушка будет слишком доступной, она надоест ребенку.
  6. Организуйте занятия систематически. Следует играть с ребенком каждый день. Лучше проводить несколько коротких тренировок, чем 1 длинную.
  7. Усложняйте задания постепенно. Сначала помогайте выполнять движения, иногда допускается полностью сделать всю работу вместо ребенка. В дальнейшем добивайтесь, чтобы дети сами проявляли инициативу, повторяя за вами. Игровой материал следует подавать от простого к сложному.

Мелкую моторику развивает большинство игр, занятий и хобби. Даже работа в огороде может принести пользу. Однако некоторые занятия нравятся детям больше других.

Занятия с мелкими предметами

Для игр подойдут маленькие камни, бусины, бисер, крупы, пуговицы и т.д. Вы можете попросить рассортировать их по какому-либо признаку или просто собрать в контейнер. Начинать лучше с предметов побольше, затем постепенно уменьшать размер.

Важно сообщить ребенку, что таким образом он поможет вам, и похвалить его после выполненного задания. Можно привлечь детей к чему-то полезному: например, попросить перебрать гречку и убрать черные зерна или рассортировать бисер по цветам.

Пальчиковая гимнастика

Самые простые пальчиковые игры — это ладушки. Маленьким детям до 1 года подойдет массаж ладоней. Его можно сопровождать популярными присказками или песенками.

Взрослый ребенок может проводить полноценную зарядку. В комплекс упражнений можно включить сжимание и разжимание кулаков, сгибание пальцев по отдельности и вместе, встряхивание кистями и т.д.

Лепка из пластилина или глины

Дети проявляют интерес к лепке с 2 лет. Вы можете предложить ребенку пластилин или глину, позвать его печь фигурное печенье с вами или просто попросить раскатать тесто. Лепка хорошо сочетается с придумыванием сюжетных игр. Это дополнительно развивает воображение и логику.

Дополнительные предметы

Хорошо развивает мелкую моторику раскрашивание, рисование и обведение контуров. Для этого можно приобрести специальные тетради. Желательно дополнительно обеспечить ребенку вертикальную поверхность для рисования. Например, повесить доску. Бюджетный вариант — зеркало.

Дети могут развивать мелкую моторику с помощью паззлов и мозаики. Количество деталей и их размер подбирают индивидуально в зависимости от возраста. Паззлы также развивают воображение.

Можно вырезать вместе с ребенком фигурки из бумаги. Желательно учить самообслуживанию: застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Детям помладше можно упражняться в завинчивании крышек.

Методички по занятию с детьми

Для занятия с детьми 3-5 лет подойдет методичка А.В. Артемьевой. В ее книге присутствуют теоретическая и практическая части. Материал изложен доступно, без лишней информации. Предоставлены схемы и способы диагностики уровня развития ребенка. Дан комплекс упражнений.

С маленькими детьми можно заниматься по методичке Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. 1-3 года». Учебник содержит много идей для игр. К упражнениям даны фото, иллюстрирующие процесс выполнения. Некоторые задания подходят даже полугодовалым детям, поэтому книгу можно приобрести заранее.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector