221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Средствами нравственного воспитания в детском саду являются

Методы нравственного воспитания дошкольников

Нравственное воспитание дошкольников — целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных чувств, этических представлений, привития норм и правил поведения, определяющих их отношение к себе, другим людям, вещам, природе, обществу. Нравственное развитие — это процесс положительных качественных изменений в нравственных представлениях, чувствах, навыках и мотивах поведения детей.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества, в котором живет. В обществе сверстников между дошкольниками устанавливаются положительные взаимоотношения, формируются доброжелательность и уважение к окружающим, возникает чувство товарищества и дружбы.

Пример взрослых в этом возрасте играет для ребенка огромную роль, поэтому педагогам дошкольно-образовательных и воспитательных учреждений очень важно суметь привить детям такие качества, как человеколюбие, коллективизм, патриотизм, трудолюбие. Поэтому личный нравственный пример взрослых должен быть безупречным. Ставя перед собой задачи нравственного воспитания, воспитателям и педагогам необходимо учитывать возрастные особенности дошкольника. Дети чрезвычайно восприимчивы, их психика очень пластична. Это подметили еще античные философы, изучающие проблемы воспитания детей. Все, что воспринимает ребенок, пристально изучается и надолго запоминается им. Дети-дошкольники очень чутки к эмоциям окружающих, поэтому в общении с ними важно спокойное, уравновешенное состояние педагога. У дошкольников очень сильно проявляется склонность к подражанию взрослым, особенно в более раннем возрасте. Поэтому воспитателям следует подавать положительный пример поведения. Отрицательный же пример очень нежелателен, поскольку ребенок (особенно до пяти лет) неспособен самостоятельно анализировать и оценивать чужие поступки, а потому не может определить, что достойно подражания, а что нет.

Методы воспитания — это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка. В.Г.Нечаева выделяет две группы методов нравственного воспитания:

1. организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности); 2. формирование нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций). И к первой, и ко второй группе автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.

Классификация В.И.Логиновой — предлагает объединить все методы в три группы:

1. методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);

2. методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа);

3. методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрения, наказания).

В дошкольной педагогике принята классификация методов нравственного воспитания детей: методы формирования навыков и привычек поведения; методы формирования нравственных представлений, суждений, сценок; методы коррекции поведения.

I, Методы формирования навыков и привычек поведения. Эта группа методов обеспечивает накопление у детей практического опыта общественного поведения. Сюда относится метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения (здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо отвечать на вопросы, бережно относиться к вещам и т.п.). К этому они приучаются с помощью упражнений, предполагающих включение детей в разнообразную практическую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми (в естественных и специально создаваемых ситуациях). Метод поручения дает наибольший аффект, если он сочетается с примером взрослых или других детей. При этом у ребенка должно возникнуть желание быть похожим, подражать. Если пример получил отражение в деятельности ребенка, можно говорить о его значения и активном влиянии на личность ребенка. Большое значение имеет метод целенаправленного наблюдения, организованного педагогом (например, младшие дети наблюдают дружные игры старших дошкольников). Это не просто пассивный метод, он питает детский опыт, исподволь формирует отношение к явлению и положительно влияет на поведение. Можно использовать показ действия. Этот метод эффективен в воспитании навыков культурного поведения у детей. Очень важен метод организации воспитателем деятельности, носящей общественно полезный характер (например, коллективный труд по уборке участка, по посадке кустарников, цветов и др.). Важным методом является детская игра, особенно сюжетно-ролевая. Она дает ребенку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать отношения с другими детьми, выбирать темы, игровые цели и действовать на основе знания норм и пра ьил поведения, имеющихся представлений о явлениях действительности. Игра позволяет взрослому ясно увидеть достижения и недостатки в уровне нравственного развития ребенка, наметить задачи его воспитания.

2. Методы формирования нравственных представлений, суждений, оценок включают: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, рассказ, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов; метод убеждения.

Эти методы широко используются как на замятиях, так и в повседневной жизни детей. При этом воспитатель должен избегать морализирования, усвоения знаний детьми должно протекать на фоне их положительного эмоционального состояния. Формирование у детей правильных оценок поведения и отношений людей способствует превращению моральных представлений в мотивы поведения.

3. Методы коррекции поведения. Если методы первых двух групп относятся к основным методам нравственного воспитания, то методы этой группы — вспомогательные. Это методы поощрения и наказания. В поощрениях и наказаниях чаще всего фиксируется результат нравственной воспитанности ребенка. Поощрение (воспитателя) может проявляться в разных формах: одобрение, улыбка, кивок головы, подарок, рассказ о положительных поступках ребенка в кругу семьи или перед сверстниками, совместный труд детей и взрослых, поручение ответственного дела, поход в кино, парк и др.

Важнейшим методом формирования нравственного сознания является положительный пример, взятый из жизни. Это могут быть литературные герои, персонажи детских фильмов, спектаклей. Также следует использовать беседы, просьбы, объяснения. Методы стимулирования — использование соревнований, одобрения, поощрения, индивидуального подхода. Для наиболее полной реализации этих методов могут быть использованы разнообразные средства: художественные, природные, само окружение ребенка, деятельность детей.

Художественные средства — спектакли, кино, музыка, изобразительное искусство, все то, что оказывает эмоционально—нравственное влияние на ребенка дошкольного возраста. Здесь очень важны экскурсии на выставки, в театры, просмотры кино—и видеофильмов, а также эмоционально-содержательный подбор художественных средств, учет возрастных и психологических особенностей дошкольников, их эмоционального и психического восприятия.

Природные средства — особенности воздействия окружающей природы на формирование нравственных основ у детей дошкольного возраста, способность развивать у детей добрые чувства, стремление заботиться о животных и растениях. Все это формирует у ребенка не только положительное, заботливое отношение к окружающему миру, но и уверенность в собственной значимости как части окружающего мира.

Окружение (семья, педагоги, воспитатели, сверстники) оказывает огромное влияние на формирование его моральных установок. Работники дошкольных учреждений обязаны создать своим воспитанникам атмосферу доброжелательности, душевного тепла, понимания, человечности. Только в таких условиях можно вырастить полноценную личность, дать возможность раскрытию всех заложенных от рождения в ребенке способностей и талантов. Это важно не только для самого ребенка, но и для общества в целом. Ведь чем нравственно совершеннее, добрее, человечнее будет каждый член общества, тем лучше жить в нем нам и нашим детям. Именно эта важнейшая нравственная задача возлагается на специалистов дошкольно-педагогических учреждений.

Педагогам важно уметь тактично, но неназойливо проявлять внимание и заинтересованность к проблемам детей, а эмоциональные проявления взрослых не должны быть скупы и ограничены, поскольку именно они служат основными поведенческими ориентирами для воспитанников дошкольных учреждений. Отсутствие выраженных эмоциональных проявлений может послужить сдерживающим фактором развития нравственного, речевого, интеллектуального и даже физического развития ребенка.

Нельзя недооценивать значения позитивного настроя дошкольника на его организм в целом. Чрезмерная требовательность к ребенку может спровоцировать у него развитие таких нежелательных качеств, как стремление к постоянному уединению, недоброжелательность по отношению к старшим и ровесникам, зависть, озлобленность. У такого ребенка не исключены серьезные трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми. Однако при верном воспитательном подходе эмоциональная отзывчивость может оказаться важным фактором в формировании позитивных личностных качеств.

Ребенок нуждается в постоянном одобрении взрослых, занимающихся его обучением и воспитанием. Педагогам следует чаще выражать свое одобрительное отношение, если малыш с готовностью помогает своим сверстникам, сочувствует их неприятностям, радуется успехам. Нужно уметь разделять радость малыша, если ему удалось достичь положительных результатов в поставленной задаче (нарисовать, собрать конструктор, изготовить поделку, аппликацию и т. д.). Необходимо выражать уверенность в том, что он справится с данным ему поручением («Ты замечательно сможешь убрать на место игрушки, привести в порядок свой стол»). Такой подход дает действенные результаты, если ребенок робок и необщителен, отказывается выполнять задание, потому что боится не справиться («Надо мной будут смеяться»). Однако существует и другая крайность, при которой чрезмерно живые и общительные дети берутся за многие поручения и в силу своей несобранности, неорганизованности ни одного из них не доводят до конца. Им необходимо терпеливо разъяснять, что каждое дело требует определенных усилий, терпения, внимательности. Следует проследить, чтобы в следующий раз не было допущено небрежного выполнения задания, иначе у ребенка начнут культивироваться такие нежелательные качества, как лень, рассеянность, легкомысленное отношение к поручениям старших.

Повседневная деятельность дошкольников — обучение, игра, детское творчество, труд — имеет свои особенности как функция нравственного воспитания. У нее большое практическое значение, так как она позволяет оценить влияние нравственного воздействия на ребенка в процессе его общения с другими детьми и со взрослыми. Само общение может также являться средством нравственного воспитания. При этом большую роль играют установившиеся доверительные отношения ребенка со взрослыми. Педагог должен помнить, что решающее значение имеет разумное сочетание ласкового и требовательного отношения к детям дошкольного возраста.

Читать еще:  Справка в детский сад что ребенок здоров

Очень хорошо, если в дошкольном учреждении (детском саду, кружке) есть животные, которые подходят для содержания в данных условиях. Это могут быть черепахи, попугайчики, хомяки, аквариумные рыбки. Большинству детей они приносят огромную радость, поскольку детям нравится наблюдать за их поведением, кормить и ухаживать за своими питомцами. Это развивает у детей потребность заботиться о зависящих от них живых существах, дарит им уверенность в собственных силах.

В настоящее время вместо понятия «нравственное воспитание» используются «ценностная ориентированная деятельность» или «ориентация личности на нравственные ценности общества».

Для каждой возрастной группы при разных видах деятельности, в отдельных жизненных ситуациях существуют свои системы ценности. Кроме того, ценности изменяются, развиваются как в историческом, так и в индивидуальном плане.

В дошкольном возрасте система ценностей лишь начинает складываться. Из многообразных исторических ценностей необходимо отобрать те, которые станут фундаментом для дальнейшего нравственного развития личности. Ш. Амонашвили предложил совокупность нравственных ценностей, которые нужно закладывать в дошкольном и младшем школьном возрасте:

а) отношение к близким, проявляющееся в любви, заботе, внимательности, сопереживании, нежности;

б) отношение к другим людям — в справедливости, честности, внимательности, умении сопереживать, сострадать;

в) отношение к себе — разумная любовь, требовательность, скромность;

г) отношение к природе — бережное осознание того, что природа является источником жизни и эстетического наслаждения;

д) отношение к труду — созидательное трудолюбие и готовность к преодолению трудностей;

е) отношение к учению — значимое, заинтересованное;

ж) отношение к жизни — оптимистическое;

з) отношение к окружающим предметам — бережное, основанное на том, что все предметы являются результатом труда, предназначенного для определенных жизненных функций (если их не будет, жизнь станет неудобной);

и) отношение к прекрасному — восторженное.

Существуют другие программы нравственного воспитания дошкольников. Но программа, которую предлагает Амонашвили, продуктивна тем, что увязывает социальные ценности поведения с нравственными качествами и ценностными отношениями.

В ДУ для реализации задач нравственного воспитания используется:

1) общение взрослых и детей, в процессе которого дети усваивают содержание основных нравственных ценностей;

2) пример окружающих взрослых;

3) чтение художественной литературы. В художественных произведениях в яркой эмоциональной форме раскрывается сущность многих нравственных ценностей;

4) в повседневной деятельности детей закрепляется знание о нравственных ценностях, причем следует использовать ситуации, в которых подтверждается практическая значимость этих ценностей;

5) проблемные ситуации. Создается ситуация с проблемным решением. Объясняется, как нужно поступить;

6) самым главным средством воспитания является сложно—ролевая игра. В ней происходит трансформирование и приобретение личностно—индивидуальной окраски тех нравственных отношений, которые дети наблюдают в жизни.

Средствами нравственного воспитания в детском саду являются

Автор: Карпова Анна Александровна

Организация: МАДОУ «2-Пристанский детский сад «Полянка»

Населенный пункт: Кемеровская область, Мариинский район, д. Пристань 2-я

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала воспитывать ребенка в духе высоких принципов морального кодекса, формировать у него необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе — поступки, соответствующие нормам поведения гражданина общества.

Цель работы: усвоение детьми дошкольного возраста нравственных норм и ценностей, принятых в обществе, на основе примеров.

Формировать нравственные качества личности дошкольников в процессе ознакомления с моральными ситуациями из жизни, мультфильмов и художественных произведений.

Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания ситуаций нравственного характера.

Повысить психолого-педагогическую культуру родителей в вопросах нравственного воспитания дошкольников.

Одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС ДО.

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Что такое нравственность?

Это система правил поведения, отвечающая на вопрос: «Что такое хорошо, а что такое плохо, что считается добром, а что злом».

Влияние воспитывающих взрослых, которые ведут асоциальный образ жизни, способны устойчиво изменить нравственные ценности ребенка и в целом восприятие жизни.

Поэтому важно, чтобы ребенка окружали взрослые, которые помогут ему определиться с настоящими ценностями.

Компоненты нравственного воспитания.

Знания и представления

Чувства и отношения

Навыки и привычки

Поступки и поведение

Задачи, которые находятся во главе нравственного воспитания детей дошкольного возраста, это:

развитие в ребенке нравственных чувств;

формирование положительных навыков;

развитие нравственного поведения;

формирование позитивного представления о мире и правильных поступков.

Воспитание уважения к людям;

Привитие любви к родным местам, природе, гордость за свой край и свою страну.

Формирование навыков самостоятельности, аккуратности.

Целеустремленности, настойчивости, дисциплинированности.

Навыки культурного поведения:

  • Воспитание вежливости (здороваться, прощаться, благодарить);
  • Воспитание культуры общения
  • Приучение к выполнению правил поведения в отсутствие взрослых
  • Знакомство с правилами поведения в общественных местах
  • Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания
  • Воспитание доброжелательного отношения к взрослым и проявление заботы о малышах
  • Бережное, отношение к одежде, к вещам.
  • Воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений:
  • Формирование нравственных качества: справедливость, упорство, великодушное отношение к слабому.
  • Формирование нравственных черт: ответственность, взаимопомощь, доброту, заботливость, гуманизм, чуткость, гостеприимство.
  • Формирование представления о справедливости, смелости, скромности, переживаниям, оказание элементарной помощи, умение радоваться успехам товарищей, развитие дружеских взаимоотношений.

Важно помнить, что в нравственное воспитание детей дошкольного возраста не должны входить отрицательные эмоции, различного рода недовольства и резкие замечания в сторону ребенка.

В основе нравственного воспитания должны лежать: проявление доброты, защиты и поддержки.

Воспитатели и родители должны подавать ребенку пример того поведения, которого они ждут от ребенка в будущем.

Нравственное воспитание можно представить в виде механизма, состоящего из следующих компонентов: знания и представления, мотивы, чувства и отношения, навыки и привычки, поступки и поведение, в группе эти компоненты дают нравственное качество.

Осуществление нравственного воспитания невозможно без применения определенных средств, которые можно объединить в несколько групп:

1. Художественные средства: художественные произведения, изобразительное искусство, музыка, кинематограф. Важность этой группы средств определяется способностью к эмоциональному окрашиванию познаваемых моральных явлений. Дети, эмоциональные и восприимчивые, доверчиво и живо относятся к произведениям, которые им читают, а также к рассматриванию иллюстраций.

2. Природа, которая обладает возможностью вызывать у детей гуманные чувства и желание заботиться о тех, кто слабее, защищать и помогать, также является важным средством воспитания нравственных чувств и поведения.

3. Собственная деятельность детей, включающая игру, труд, обучающую и художественную деятельности, необходима при воспитании практики нравственного поведения.

4. Игра очень эффективное средство в процессе формирования этических представлений. Именно она дает детям представление о поведении в определенных ситуациях, заставляет задуматься над своими поступками и происходит все это в занимательной и интересной форме, которая им доступна.

5. Общение и слово в широком смысле, выполняющие задачи уточнения представлений о морали и воспитании чувств и отношений, занимают особое место.

Средством нравственного воспитания является вся атмосфера, в которой живет ребенок и которая, должна быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью.

Помимо средств, существуют методы нравственного воспитания, которые условно объединяются в 3 группы:

методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример).

методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);

методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

Важно, чтобы метод можно было осуществить, он должен быть реальным и требует логического завершения. Обещая ребенку награду, взрослые порой не задумываются, а сумеют ли они ее осуществить. Тоже происходит и с наказанием, не выполняется, данное обещание. Реальный результат в нравственном развитии ребенка в таком случае получить трудно. Метод не может применяться одинаково по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратиться в назидание, что не принесет нужного результата.Практические методы, которые предполагают обучение ребенка определенным способам действия, являются преобладающими в нравственном воспитании дошкольников. На первое место выходит метод наглядного примера. Положительные поступки взрослого не дают гарантии таких же поступков у детей. Здесь важным моментом является организация наблюдения за поступками взрослого, а также практика поведения.

Читать еще:  Справка в садик от педиатра после отпуска

Методы нравственного воспитания нельзя применять изолированно, а только в комплексе.

Наглядным образом необходимым ребенку, является пример для подражания, который служит средством формирования у детей этических представлений. Таким примером могут быть родитель, воспитатель, знакомый взрослый, герой литературных произведений.

Пример – воспитательный метод исключительной силы. Психологической основой примеру служит подражательность. В процессе подражательности выделяется три этапа:

1.​ непосредственное восприятие конкретного образа действия другого лица;

2.​ формирование желания действовать по образцу;

3.​ синтез самостоятельных и подражательных действий проявляется в приспособлении поведения к поведению кумира.

Сильнейшим воспитательным примером является пример поведения воспитателя. Непосредственное воздействие могут оказать и примеры из жизни и деятельности великих людей, герои любимых произведений, кинофильмов. Однако жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание старших дошкольников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать в последствии неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя и к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильных поступков.

Пример – метод воспитания, сильнейшим образом влияющий на процесс формирования личности. Он основан на психологической склонности людей к подражанию. Особенно эффективно этот метод воздействует на детей. Эффективность этого метода объясняется его прямым воздействием на сознание человека. Зрительные примеры ярко и надолго запечатлеваются в сознании, это объясняется физиологическими особенностями человеческого организма. Желание подражать своему кумиру ценно тем, что не является навязанным со стороны, а вызвано чувствами и эмоциями самого человека, тем самым, усиливая ответственность за свои поступки. Характер подражательной деятельности меняется с возрастом. При воспитании детей, важно создать такие условия, при которых его будет окружать как можно больше положительных примеров, хотя отрицательные примеры тоже играют важную роль в воспитании, формируя негативное отношение к отрицательным действиям и поступкам. Педагог всегда сам является примером для своих воспитанников, поэтому он должен заботиться о правильности своих действий, следовании слову, положительном отношении ко всем воспитанникам.

Применение примера как метода нравственного воспитания основывается также на любви и уважении детей к окружающим их людям. Дети дошкольного и младшего школьного возраста подражают поступкам и поведению детей, которые пользуются у них авторитетом: стараются копировать их действия, манеры и т. д. Воспитатель оказывает влияние на детей своим обликом, своим отношением и требованиями к ним, через организацию жизни и деятельности детей. На формирование нравственной направленности личности ребенка оказывают влияние примеры поведения передовых советских людей: они близки и понятны детям уже с дошкольного возраста. Специфика и сила примера как метода нравственного воспитания заключается в том, что при его использовании знания формируются в единстве со способами поведения. Дети усваивают знания о способах поведения в конкретных нравственных ситуациях.

Метод примера — это метод воздействия на сознание, чувства, поведение личности через подражание. Подражание направлено на воспроизводство индивидом определенных внешних черт, образцов поведения, которое сопровождается эмоциональными и рациональными чувствами. Примером для школьников могут быть родители, учителя, знакомые, литературные герои, выдающиеся современники, ярко проявили себя в труде, науке, искусстве. В процессе взаимодействия субъектов в контактных группах создаются условия для подражания, особенно на ранних этапах развития личности. Деятельность одного способствует деятельности другого. Особенностью групповой деятельности является сотрудничество и соперничество, что в значительной степени определяют эффективность подражания.

Таким образом, пример в воспитании может выполнять разнообразные функции: конкретизировать стремления, идеалы учеников, быть доказательством для их обоснования; убеждать в целесообразности своих взглядов, поступков; стимулировать самовоспитания. Еще древнеримский философ Сенека утверждал, что трудно привести к добру нравоучениями, легко — примером.

Средствами нравственного воспитания в детском саду являются

Автор: Карпова Анна Александровна

Организация: МАДОУ «2-Пристанский детский сад «Полянка»

Населенный пункт: Кемеровская область, Мариинский район, д. Пристань 2-я

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала воспитывать ребенка в духе высоких принципов морального кодекса, формировать у него необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе — поступки, соответствующие нормам поведения гражданина общества.

Цель работы: усвоение детьми дошкольного возраста нравственных норм и ценностей, принятых в обществе, на основе примеров.

Формировать нравственные качества личности дошкольников в процессе ознакомления с моральными ситуациями из жизни, мультфильмов и художественных произведений.

Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания ситуаций нравственного характера.

Повысить психолого-педагогическую культуру родителей в вопросах нравственного воспитания дошкольников.

Одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС ДО.

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Что такое нравственность?

Это система правил поведения, отвечающая на вопрос: «Что такое хорошо, а что такое плохо, что считается добром, а что злом».

Влияние воспитывающих взрослых, которые ведут асоциальный образ жизни, способны устойчиво изменить нравственные ценности ребенка и в целом восприятие жизни.

Поэтому важно, чтобы ребенка окружали взрослые, которые помогут ему определиться с настоящими ценностями.

Компоненты нравственного воспитания.

Знания и представления

Чувства и отношения

Навыки и привычки

Поступки и поведение

Задачи, которые находятся во главе нравственного воспитания детей дошкольного возраста, это:

развитие в ребенке нравственных чувств;

формирование положительных навыков;

развитие нравственного поведения;

формирование позитивного представления о мире и правильных поступков.

Воспитание уважения к людям;

Привитие любви к родным местам, природе, гордость за свой край и свою страну.

Формирование навыков самостоятельности, аккуратности.

Целеустремленности, настойчивости, дисциплинированности.

Навыки культурного поведения:

  • Воспитание вежливости (здороваться, прощаться, благодарить);
  • Воспитание культуры общения
  • Приучение к выполнению правил поведения в отсутствие взрослых
  • Знакомство с правилами поведения в общественных местах
  • Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания
  • Воспитание доброжелательного отношения к взрослым и проявление заботы о малышах
  • Бережное, отношение к одежде, к вещам.
  • Воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений:
  • Формирование нравственных качества: справедливость, упорство, великодушное отношение к слабому.
  • Формирование нравственных черт: ответственность, взаимопомощь, доброту, заботливость, гуманизм, чуткость, гостеприимство.
  • Формирование представления о справедливости, смелости, скромности, переживаниям, оказание элементарной помощи, умение радоваться успехам товарищей, развитие дружеских взаимоотношений.

Важно помнить, что в нравственное воспитание детей дошкольного возраста не должны входить отрицательные эмоции, различного рода недовольства и резкие замечания в сторону ребенка.

В основе нравственного воспитания должны лежать: проявление доброты, защиты и поддержки.

Воспитатели и родители должны подавать ребенку пример того поведения, которого они ждут от ребенка в будущем.

Нравственное воспитание можно представить в виде механизма, состоящего из следующих компонентов: знания и представления, мотивы, чувства и отношения, навыки и привычки, поступки и поведение, в группе эти компоненты дают нравственное качество.

Осуществление нравственного воспитания невозможно без применения определенных средств, которые можно объединить в несколько групп:

1. Художественные средства: художественные произведения, изобразительное искусство, музыка, кинематограф. Важность этой группы средств определяется способностью к эмоциональному окрашиванию познаваемых моральных явлений. Дети, эмоциональные и восприимчивые, доверчиво и живо относятся к произведениям, которые им читают, а также к рассматриванию иллюстраций.

2. Природа, которая обладает возможностью вызывать у детей гуманные чувства и желание заботиться о тех, кто слабее, защищать и помогать, также является важным средством воспитания нравственных чувств и поведения.

3. Собственная деятельность детей, включающая игру, труд, обучающую и художественную деятельности, необходима при воспитании практики нравственного поведения.

4. Игра очень эффективное средство в процессе формирования этических представлений. Именно она дает детям представление о поведении в определенных ситуациях, заставляет задуматься над своими поступками и происходит все это в занимательной и интересной форме, которая им доступна.

5. Общение и слово в широком смысле, выполняющие задачи уточнения представлений о морали и воспитании чувств и отношений, занимают особое место.

Читать еще:  Справка в садик по семейным обстоятельствам

Средством нравственного воспитания является вся атмосфера, в которой живет ребенок и которая, должна быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью.

Помимо средств, существуют методы нравственного воспитания, которые условно объединяются в 3 группы:

методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример).

методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);

методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

Важно, чтобы метод можно было осуществить, он должен быть реальным и требует логического завершения. Обещая ребенку награду, взрослые порой не задумываются, а сумеют ли они ее осуществить. Тоже происходит и с наказанием, не выполняется, данное обещание. Реальный результат в нравственном развитии ребенка в таком случае получить трудно. Метод не может применяться одинаково по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратиться в назидание, что не принесет нужного результата.Практические методы, которые предполагают обучение ребенка определенным способам действия, являются преобладающими в нравственном воспитании дошкольников. На первое место выходит метод наглядного примера. Положительные поступки взрослого не дают гарантии таких же поступков у детей. Здесь важным моментом является организация наблюдения за поступками взрослого, а также практика поведения.

Методы нравственного воспитания нельзя применять изолированно, а только в комплексе.

Наглядным образом необходимым ребенку, является пример для подражания, который служит средством формирования у детей этических представлений. Таким примером могут быть родитель, воспитатель, знакомый взрослый, герой литературных произведений.

Пример – воспитательный метод исключительной силы. Психологической основой примеру служит подражательность. В процессе подражательности выделяется три этапа:

1.​ непосредственное восприятие конкретного образа действия другого лица;

2.​ формирование желания действовать по образцу;

3.​ синтез самостоятельных и подражательных действий проявляется в приспособлении поведения к поведению кумира.

Сильнейшим воспитательным примером является пример поведения воспитателя. Непосредственное воздействие могут оказать и примеры из жизни и деятельности великих людей, герои любимых произведений, кинофильмов. Однако жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание старших дошкольников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать в последствии неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя и к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильных поступков.

Пример – метод воспитания, сильнейшим образом влияющий на процесс формирования личности. Он основан на психологической склонности людей к подражанию. Особенно эффективно этот метод воздействует на детей. Эффективность этого метода объясняется его прямым воздействием на сознание человека. Зрительные примеры ярко и надолго запечатлеваются в сознании, это объясняется физиологическими особенностями человеческого организма. Желание подражать своему кумиру ценно тем, что не является навязанным со стороны, а вызвано чувствами и эмоциями самого человека, тем самым, усиливая ответственность за свои поступки. Характер подражательной деятельности меняется с возрастом. При воспитании детей, важно создать такие условия, при которых его будет окружать как можно больше положительных примеров, хотя отрицательные примеры тоже играют важную роль в воспитании, формируя негативное отношение к отрицательным действиям и поступкам. Педагог всегда сам является примером для своих воспитанников, поэтому он должен заботиться о правильности своих действий, следовании слову, положительном отношении ко всем воспитанникам.

Применение примера как метода нравственного воспитания основывается также на любви и уважении детей к окружающим их людям. Дети дошкольного и младшего школьного возраста подражают поступкам и поведению детей, которые пользуются у них авторитетом: стараются копировать их действия, манеры и т. д. Воспитатель оказывает влияние на детей своим обликом, своим отношением и требованиями к ним, через организацию жизни и деятельности детей. На формирование нравственной направленности личности ребенка оказывают влияние примеры поведения передовых советских людей: они близки и понятны детям уже с дошкольного возраста. Специфика и сила примера как метода нравственного воспитания заключается в том, что при его использовании знания формируются в единстве со способами поведения. Дети усваивают знания о способах поведения в конкретных нравственных ситуациях.

Метод примера — это метод воздействия на сознание, чувства, поведение личности через подражание. Подражание направлено на воспроизводство индивидом определенных внешних черт, образцов поведения, которое сопровождается эмоциональными и рациональными чувствами. Примером для школьников могут быть родители, учителя, знакомые, литературные герои, выдающиеся современники, ярко проявили себя в труде, науке, искусстве. В процессе взаимодействия субъектов в контактных группах создаются условия для подражания, особенно на ранних этапах развития личности. Деятельность одного способствует деятельности другого. Особенностью групповой деятельности является сотрудничество и соперничество, что в значительной степени определяют эффективность подражания.

Таким образом, пример в воспитании может выполнять разнообразные функции: конкретизировать стремления, идеалы учеников, быть доказательством для их обоснования; убеждать в целесообразности своих взглядов, поступков; стимулировать самовоспитания. Еще древнеримский философ Сенека утверждал, что трудно привести к добру нравоучениями, легко — примером.

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется при использовании определенных методов и средств. Методы нравственного воспитания — это способы педагогического воздействия, посредством которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и задачами нравственного воспитания. В.Г. Нечаева выделяет две группы методов нравственного воспитания дошкольников: 1) методы организации практического опыта общественного поведения; 2) методы формирования у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок. И к первой, и ко второй группе автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.

Классификация, предложенная В.И. Логиной, выстроена на том же основании, что и у В.Г. Нечаевой, — на активизации механизма нравственного воспитания, но она несколько полнее. Автор предлагает объединить все методы в три группы:

1) методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, показ действий, воспитывающие ситуации, пример взрослых, руководство деятельностью);

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

2) методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, этическая беседа);

3) методы стимулирования (пример, поощрение и наказание).

Поведение ребенка, его нравственные проявления должны обязательно подлежать положительной оценке воспитателя, так как она не только стимулирует нравственную активность ребенка, но и корректирует его поведение, формирует нравственные ориентации, создает у ребенка радостное настроение, повышает его статусное положение в группе сверстников. Поощрение применяется в различных формах: похвала, одобрение, положительная оценка, благодарность, награждение и др. Способы выражения ее различны: слово, взгляд, жест, мимика, прикосновение, улыбка и другие.

Отрицательную оценку и наказание нельзя использовать как обязательный метод воздействия. Воспитателю категорически запрещается использовать в качестве наказания лишение ребенка прогулки, приема пищи, сна; применять физические наказания; а также резкие отрицательные оценки, унижающие достоинство ребенка.

Принципы отбора методов нравственного воспитания заключаются в следующем: соответствие метода цели и задачам воспитания; гуманный характер метода; реальность метода; избирательность отбора метода; тактичность применения метода; толерантность (терпение и терпимость) педагога при использовании метода; преобладающая практическая направленность метода в нравственном воспитании дошкольников. Эффективный результат в нравственном воспитании ребенка может быть лишь при умелом, грамотном использовании педагогом всех методов нравственного воспитания не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи.

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; уход за животными и растениями, окружающую обстановку.

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

В группу художественных средств включают: художественную литературу, проведение этических бесед с детьми, изобразительное искусство, музыку, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, т.к. является наиболее эффективной при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе.

Эффективным средством является общение ребенка с домашними животными. Взаимодействие с домашними животными как нельзя лучше помогает снять агрессию и сформировать такие нравственные качества, как гуманность, доброта, великодушие, отзывчивость, ответственность. Постоянная практика заботы о животных и ежедневное взаимодействие с ними делают детей добрее, внимательнее, приучают к чувству ответственности за судьбу живого существа.

Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей, игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью.

Таким образом, дошкольный возраст является чрезвычайно важным в нравственном становлении личности ребенка. Комплексное использование методов и средств нравственного воспитания поможет педагогу успешно решать задачи нравственного воспитания и развития каждого ребенка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector