221madou.ru

Мама и Я
58 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зайцева резервы обучения чтению

Технология обучения оптимальному чтению (В.Н. Зайцев)

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Технология обучения оптимальному чтению (В.Н. Зайцев)

«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития.» В.А.Сухомлинский

Главной целью образования является развитие личности ученика, формирование у него умения ориентироваться в больших объемах информации, правильно ставить образовательные цели, адекватно оценивать полученный результат, а в конечном итоге всё это приведёт к умению учиться, а оно невозможно без осознанного чтения.

Зайцев Всеволод Николаевич — автор программы МОиПО – «Преемственностъ»-, кандидат педагогических наук. Технология обучения оптимальному чтению В.Н. Зайцева.

Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т. е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. От скорости чтения зависит процесс развития. В процессе чтения совершенствуется память и устойчивость внимания. В.Н.Зайцев

Как правило, быстро читают те дети, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность.

Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Технология обучения оптимальному чтению

Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Технология обучения оптимальному чтению Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения (по 5 минут небольшими порциями три раза в день, чем по 1-1,5 часа бессмысленной работы отбивающей желание читать).

«Жужжащее» чтение. Технология обучения оптимальному чтению Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов (на уроках чтения).

Ежеурочные пятиминутки чтения. Технология обучения оптимальному чтению На каждом уроке вначале дети открывают, книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения.

Чтение пред сном. Технология обучения оптимальному чтению Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Еще 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий! Учи псалтырь на сон грядущий», т.е. учи так, чтобы это было последним событием дня.

Технология обучения оптимальному чтению Режим щадящего чтения (если ребенок не любит читать). Ребёнок прочитывает одну — две строчки и после этого получает кратковременный отдых.

Зрительные диктанты И.Т. Федоренко Как лучше проводить зрительные диктанты? На одном слайде представлен 1 диктант (всего диктантов 18) состоящий из 6 предложений, которые открываются по одному. На прочтение каждого предложения отводится определённое время (время, необходимое для запоминания, написано к заметкам к слайду) Инструкция учителя: Прочитайте предложение молча и постарайтесь его запомнить. Закройте глаза, представьте, как оно записано, и повторите его про себя. Затем предложение пропадает, и ученики записывают его в тетрадь. Если многие дети плохо запоминают текст, его следует повторять до положительного результата несколько дней подряд. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно.

Технология обучения оптимальному чтению В течение 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают, до какого слова успели дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка, ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Многократность чтения.

Технология обучения оптимальному чтению В конце урока оставлять 3-4 минуты для того, чтобы произвести самозамер скорочтения. Чтение в течение одной минуты вполголоса, пересчитывание и запись в дневник (ежедневно). Однако чрезмерное внимание развитию скорости чтения часто провоцирует неправильное чтение. Правильным чтением считается чтение без искажений, замены букв или слогов, пропуска или вставки, без повторов. Приём стимулирования учащихся

Технология обучения оптимальному чтению Использование различных способов и приёмов способствует формированию грамотного беглого чтения, делает уроки чтения интересными, живыми и эмоциональными. Разнообразие заданий привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.

« Нельзя быть счастливым, не умея читать. » В.А. Сухомлинский

Презентацию подготовила учитель начальных классов ГКОУ « Республиканский центр дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья» Евлоева Макка Алихановна.

  • Евлоева Макка АлихановнаНаписать 296 15.10.2019

Номер материала: ДБ-740746

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    15.10.2019 16
    15.10.2019 18
    15.10.2019 29
    15.10.2019 40
    15.10.2019 35
    15.10.2019 44
    15.10.2019 51
    15.10.2019 102

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ В.Н.ЗАЙЦЕВА

Оптимальное чтение — это чтение со скоростью разговорной речи, т.е, в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее по­нимание смысла текста.

Нормативное чтение, как известно, имеет минимальное зна­чение 80—90 слов в минуту для учеников, переходящих в V класс. Это не совпадает с оптимальной скоростью разговорной речи, и поэтому можно считать, что норматив слишком занижен.

Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Доказательством тому служит такой при­мер: в IX классе домашнее задание на один день в среднем составляет примерно восемь страниц учебника, или 6500 слов. Разделим 6500 на 90 (минимальную норму, чтения) и получим приблизи­тельно 72 минуты. Но при подготовке заданий многим школьни­кам; чтобы усвоить материал, необходимо прочитать его не менее трех раз, а это уже составит 216 минут, или 3,5 часа. Еще приба­вим затраты времени, требуемые на выполнение письменных зада­ний, что составляет примерно 2—2,5 часа. И в сумме получим око­ло 6 часов, которые необходимы подростку для самостоятельной работы дома. Не забудем о 7—8 часах, проведенных в школе. Мы получили, что рабочий день старшеклассника длится почти 14 ча­сов. Таким образом, многие школьники обречены на неуспевае­мость до тех пор, пока их не научат элементарному — читать.

От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чте­ния совершенствуется оперативная память и устойчивость внима­ния. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умствен­ная работоспособность. Иногда противопоставляются навыки и мыш­ление. Это широко распространенная ошибка. Если судить о развитии мышления по степени овладения сложными умениями, то надо иметь в виду, что ЭУ → ЭН→ СУ, т.е. элементарные умения (ЭУ) надо довести вначале до автоматизма, до уровня элементарного на­выка (ЭН), чтобы успешно включать их в состав сложных умений (СУ). Навык же чтения является составной частью большинства сложных умений.

Нужно рассмотреть и воспитательный аспект. Если выпускники начальной школы плохо читают, то в V классе падает их успеваемость. Теперь большинство учеников в классе учатся на тройки. В классе пре­обладает психология троечника. Большинство школьников рассуждают так: «Учиться хорошо — на «4» и «5» — невозможно. Значит, един­ственный вариант — тройка. Хоть старайся, хоть нет — выше оценку не получить». Ну а если так, то легче не учиться, чем учиться.

Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе. Не­обходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имели скорость чтения не ниже 120 слов в минуту. Рассмотрим наиболее эффективные резервы обучения чтению.

Читать еще:  Состав числа как научить ребенка считать

1. Частота упражнений.Важна не длительность, а частота тре­нировочных упражнений. Память человеческая устроена так, что за­поминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелька­ет: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминает­ся. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то совсем необязательно про­водить длительные упражнения, лучше упражняться короткими порциями, но с большей частотой. В связи с этим домашняя тре­нировка в чтении должна проводиться тремя-четырьмя порциями по 5 минут. Ребенок прочитывает небольшой абзац и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа-полутора за один прием.

2. «Жужжащее» чтениедает также хорошие результат. При обычной методике учитель опрашивает за урок не более 10 учени­ков. При этом каждый из них упражняется в течение 1—2 минул При «жужжащем» чтении, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью в течение 5 минут, время тренажа резко увеличивается.

3. Ежеурочные пятиминутки чтения. Если учитель работает по обычной методике и в IIIклассе имеет пять уроков чтения в неде­лю, то при наполняемости класса 40 человек за неделю он опро­сит каждого ученика по одному разу. При этом ученик будет иметь время для тренировки всего две-три минуты в неделю. Ежеурочные пятиминутки позволяют увеличить это время до 120 минут в неделю на каждого ученика (пять минут за урок, четыре урока в день, шесть дней в неделю: 5 х 4 х 6 = 120). Очевидно, что если увеличить время тренировки в 40—60 раз, то без всяких методических ухищрений будет положительный эффект.

4. Чтение перед сном также дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной па­мятью, и те восемь часов, которые человек спит, он находится под их впечатлением. Яркие впечатления от интересной книги перед сном укрепляют вкус к чтению.|

5.Режим щадящего чтения. Если ребенок не любит читать, то: это значит, что у него при чтении возникают трудности. Ему трудно читать, поэтому он не любит читать. Режим щадящего чтения — это такой режим, когда ребенок прочитывает две-три строчки и после этого получает кратковременный отдых. Такой режим имеет место при просматривании диафильма. Обратим внимание на то, что в диафильме почти 40 кадров (это 80—120 строчек). И далеко не каждому ребенку по силам прочитать за вечер такой объем. Полезно читать поочередно: несколько кадров читает ребенок, потом подключаются родители. Хорошо совмещать четвертую и пятую рекомендации, т.е. просмотр диафильмов проводить перед сном.

6.Развитие оперативной памяти. Можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6—8 слов. Дочи­тав его до третьего-четвертого слова, забывает первое. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. В этом случае необходимо развивать оперативную память. Делается это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко (см. Дидактический материал № .1). В каждом из 18 наборов имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение «Тает снег» содержит всего два слова — 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 47 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной-две буквы. Время работы со всеми наборами составляет при­мерно два месяца. Таким образом; за это время оперативная па­мять ребенка развивается настолько, что он может уже запомнить предложение из 46 букв, т.е. из 8— 9 слов. Теперь школьник легко усваивает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее. Мето­дика проведения зрительных диктантов сводится к тому, что на доске выписываются шесть предложений одного из наборов и зак­рываются листом бумаги. После того как одно из предложений от­крыто, ребята в течение определенного времени (для каждого пред­ложения оно указано) читают предложение и стараются запомнить его. Затем оно стирается, а ребята записывают его в тетради. После этого следует запоминание и запись следующего предложения и т.д. На шесть предложений одного набора обычно на уроке русско­го языка уходит от пяти до восьми минут времени. Этот же набор повторяют три-четыре дня подряд. Непременное условие проведе­ния зрительных диктантов, развивающих оперативную память, — это проводить их ежедневно. Если проводить их через день, то та­кая тренировка почти не развивает. Обычно уже через месяц тре­нировочной работы появляются первые успехи. Если предложения не соответствуют по содержанию теме урока русского языка, то их можно заменить равноценными предложениями с одинаковым количеством букв.

7. Коллективные комплексные упражнения: многократное чте­ние, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с пере­ходом на незнакомую часть текста. Все три упражнения проводятся коллективно, т.е. читают одновременно все ученики вполголоса.

Многократное чтение проводится таким образом. Учитель уста­навливает для всех детей одинаковый промежуток времени. После того как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано детьми, им предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учеников замеча­ет, до какого слова он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка. При этом ученик снова замечает, до ка­кого слова успел дойти, и сравнивает с первым результатом. Есте­ственно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает у школьников положительные эмоции, им хочется читать еще раз, Однако более трех раз не сле­дует читать один и тот же отрывок. Лучше на этом же кусочке организовать следующее упражнение — скороговорки.

Чтение в темпе скороговорки предназначено для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности не предъявляются. Зато повышены требования к четкости произношения, проговаривания всех окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд. После этого упражнения на том же отрывке проводится чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Чтение с переходом на незнакомую часть текста. Ученикам дается задание читать этот же отрывок, но уже в необходимом темпе, выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть до конца и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть
текста. Ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей не надолго хватает (полстрочки
строчка), но если ежедневно проводить три таких упражнения на
уроках чтения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться.

8. Стимулирование желания читать. Этому помогает ежедневный учет успехов. Ребята в течение одной минуты читают текст (каждый в своем темпе, вполголоса), замечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневнике. Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Последующие результаты всегда свидетельствуют о прибавке скорости чтения, что благотворно сказывается на отношении ребенка к тренировочным упражнениям и к чтению вообще.

Иногда положительных результатов описанная работа не при­носит. Это связано с теми ошибками, которые допускаются учителями при работе по этой системе.

1. Отсутствие целевой установки. Учитель сам не верит в возмож­ность достижения высокой скорости осмысленного чтения и поэтому не может убедить учеников и их родителей в необходимости тренажа.?

2. Нерегулярные замеры скорости не позволяют ученикам сле­дить за своими успехами.

3. Не проводятся консультации для родителей отстающих уче­ников.

4. Зрительные диктанты проводятся не ежедневно и не по тек­стам И.Т. Федоренко.

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Начальная школа. Педагогические технологии
  • Формирование и совершенствование навыков техники чтения в начальной школе

Формирование и совершенствование навыков техники чтения в начальной школе

Формирование и совершенствование навыков техники чтения в начальной школе

Несколько лет назад я познакомилась с книгой В.Н.Зайцева «Резервы обучения чтению». По оценкам психологов, как пишет автор, на успеваемость влияют более 200 факторов. Но оказалось, что фактором номер один является скорость чтения. Действительно, ребенок, который не умеет хорошо читать, испытывает огромные трудности при выполнении любого вида работ, ему зачастую не интересно на уроках, он неусидчив, он не хочет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука. Это прописная истина для каждого учителя. Однако один из примеров, приведенных в этой книге, показался мне наиболее ярким и окончательно убедил меня заняться совершенствованием техники чтения. Вот он.

Читать еще:  Как научить ребенка считать до ста

При обследовании одной из школ мы нашли ученика восьмого класса Васю Б., который имел скорость чтения всего 38 слов в минуту. Такую скорость обычно имеют ученики, обучающиеся в первом классе…В восьмом классе домашнее задание на один день в среднем составляет восемь страниц учебника, или 6500 слов. Разделим 6500 на 38. Получается приблизительно 170 минут, т. е. около трех часов необходимо Васе, чтобы один раз прочесть тексты домашних заданий. Но при такой низкой технике чтения, естественно, Вася за один раз не поймет то, что написано в учебнике. Ему необходимо минимум трижды прочитать тексты, а это уже девять часов; еще прибавим шесть часов, которые Вася провел в школе и получится 15 часовой рабочий день. Мы уже нарушили Кодекс законов о труде. Если прибавить еще затраты времени на письменные задания, то станет совершенно ясно, что 24 часов в сутки не хватит Васе, чтобы выполнить домашние задания. Вася, таким образом, обречен на неуспеваемость. Можете приглашать самых талантливых учителей, и, тем не менее, они ничем не смогут помочь.

Есть еще и такие данные.

Те, кто стал отличником, имели в конце третьего класса скорость чтения в среднем 150 слов в минуту. Те, кто в 6-8 классах стали хорошистами, имели скорость чтения в среднем 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80-90 слов в минуту.

Оптимальный темп разговорной речи – 120 –150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками. Это тот диапазон, к которому в течении столетий приспособилось мышление человека, приспособился его артикуляционный аппарат. Средняя скорость чтения диктора телевидения, к примеру, 130 слов в минуту.

Итак, соотнеся массу убедительной информации этой книги со своими наблюдениями, мною была поставлена задача: повысить уровень техники чтения, используя всевозможные методы и приемы, создавая комфортные условия и максимально учитывая индивидуальные способности и возможности каждого ребенка. Безусловно, находя и пробуя новые методы и приемы, проводя диагностику, я приходила к выводам, что некоторые из них не дают достаточно высоких результатов и либо отказывалась от них, либо корректировала, и дополняла чем-то своим, либо использовала только в совокупности с другими.

Сегодня я остановлюсь лишь на некоторых аспектах работы, которые привели к определенным результатам, покажу ту форму диагностики, которую использую и познакомлю с достигнутыми результатами.

Причем, сразу хочу сделать акцент на том, что, говоря о технике чтения, мы подразумеваем 4 аспекта: скорость, правильность, выразительность и осознанность. Поэтому и работа, о которой пойдет речь, была направлена на повышение их уровня.

1. Работа с родителями (заинтересовать и дать рекомендации).

А. Обратить внимание не на длительность, а на частоту тренировочных упражнений.

Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить небольшие упражнения. Что же мы можем наблюдать зачастую? «Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи» — говорит мама. 1,5 часа трудной работы, которая подавляет у ребенка желание читать. Лучше читать тремя порциями по 5 минут.

Б. Хороший результат дает чтение перед сном.

Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью. Еще 200 лет назад говорилось: « Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий».

В. Режим щадящего чтения для детей не любящих читать.

Если ребенок не любит читать, значит, у него при чтении возникают трудности. Для него оптимальным будет чтение 1-2 строчек и после этого кратковременный отдых ( диафильм, поочередное чтение ).

2. Тренировочные упражнения, проводимые на уроках.

А. Жужжащее чтение ( было основным в школе Сухомлинского ).

Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, в течение 5 минут.

При обычной методике учитель за урок опросит не более 10 человек. При этом каждый из учеников поупражняется не более 2 минут. При жужжащем чтении тренировочной работой охвачены все 3 0 человек в течение 5 минут. Безусловно, это создает определенный хаос и не для каждого учителя это кажется приемлемым. Но если осознать, что это приносит пользу, то, вероятно, можно отойти и от своих принципов.

Б. Ежеурочные пятиминутки чтения.

Это заимствовано из Монгольских школ. У каждого на парте книга. И любой урок – будь то чтение, рисование, математика – начинается с того, что дети открывают книгу и читают 5 минут в режиме жужжащего чтения.

Постоянно используя такой вид работы, я пришла к выводу, что такое чтение является не только хорошей тренировкой ( если в день даже по 4 урока, то ежедневные тренировки составят 2 0 минут, а в неделю – 100 минут т. е. Около 2 часов, помимо самих уроков чтения, которым по программе в начальной школе, к сожалению, отводится от 3 до 4 часов в неделю ), но и организует детей после шумной перемены, а так же повышает читательский интерес (смеются во время чтения, возбуждая интерес к своей книге, обмениваются книгами, личный пример учителя, зачитывание интересных фрагментов ). Мы носим книги с такой установкой : « У нас есть уникальная возможность почитать на любом уроке свою любимую книжку».

В. Развитие оперативной памяти.

Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Что это значит? Ребенок читает конец предложения, а начало уже забыл.

Как же развить оперативную память? Я делаю это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И. Т. Федоренко и представляют собой 18 карточек, каждая из которых состоит из 6 предложений. Особенность их такова, что если 1 предложение содержит всего 2 слова (8 букв), то последнее предложение 18 карточки – 8-9 слов (46 букв).Наращивание длины предложений происходит постепенно. Время работы со всеми карточками составляет примерно 2 месяца, а оперативная память ребенка развивается настолько, что он может без труда запомнить предложение из 9 слов. Он легче улавливает смысл предложения, читать становится легче, процесс обучения чтению идет быстрее.

Проведение: смотрим на первое предложение в течение определенного времени, оно указано на карточке и фиксируется учителем, и запоминаем его (время экспозиции обычно небольшое: от 4 до 7 секунд ). Карточка переворачивается, предложение пишется. «А я не запомнил» — «Перепиши у соседа». Одна карточка пишется столько дней, пока все дети не будут писать без подглядываний. Есть условие, – зрительные диктанты должны писаться ежедневно (и в выходные дни), иначе работа бесполезна. При этом, по моим наблюдениям, такая работа ведет к увеличению скорости письма на уроках русского языка, что позволяет делать эти уроки более насыщенными.

В. Три типа упражнений на одном отрывке.

После того, как текст прочитан, проанализирован и осознан, предлагаю читать одновременно в течение 1 минуты. После этого каждый отмечает, где он остановился. Затем следует новое чтение этого же отрывка, и ученик снова фиксирует результат, сравнивает с предыдущим. Создается положительная мотивация.

На этом же отрывке тренируем артикуляционный аппарат. «Прочитай в темпе скороговорки, делая акцент на окончании слов, которые не должны «проглатываться», а четко проговариваются.(30 секунд).

Теперь снова читаем текст, чуть медленнее, но зато красиво, выразительно и незаметно переходим на новую часть текста, продолжая читать в том же темпе (достаточно быстром)- 1-2 предложений.

Г. Ведение читательских дневников.

Эта работа не только дисциплинирует детей, но и способствует осознанности чтения, так как мы учимся выражать то, что запомнилось, свое отношение к героям и событиям, вначале с помощью рисунка, а затем словами ( отзывы ).

Д. Прием стимулирования.

Зайцев В. Н. Предлагает использовать определенный прием стимулирования- замер скорости чтения в конце каждой недели, с последующим сравнением индивидуальных результатов. Но, честно говоря, всегда испытываешь дефицит времени.

Два года назад, в газете «Начальная школа», я познакомилась с новым предложениям отслеживания техники чтения, дающим возможность фиксировать и скорость чтения, и правильность, и выразительность, и осмысленность. А как радуются дети, когда график стремительно идет ввысь. Как довольны, что уменьшается количество ошибок, ведь это их труд.

Читать еще:  Как правильно научить ребенка считать до 10

А если ребенок с трудом овладевает навыком чтения? Помогает тот же график, но с другой ценой деления (цена одного деления не 5 слов, а 1 слово).

А если темп не растет? Как поощрить слабого, но очень старающегося ученика? Цветом кружка. Красный – выразительное чтение, синий – отсутствие выразительности, а голубой – читает невыразительно, но очень старается.

В любом случае каждый ученик будет видеть результат своего труда, сможет сравнивать свои результаты. Все это создает положительную мотивацию обучения.

Казалось бы громоздкая работа, но время уходит только на создание шаблона индивидуального графика, на котором можно фиксировать качество техники чтения все годы обучения в начальной школе, используя различные цвета.(Можно сделать горизонтально и на одной кривой).

Такие замеры позволяют судить и о результативности используемых приемов, вооружают наглядным материалом для работы с родителями, помогают намечать совместный план коррекции, подбирать методы и приемы, адекватныевозможностям каждого ученика.

Индивидуальные графики имеют и определенный воспитательный момент. Они позволяют не сравнивать успехи одного и другого, а учат детей радоваться самому малому продвижению вперед каждого учащегося, уважать труд одноклассников, сопереживать и оказывать им поддержку.

В каждом ребенке есть резервы, есть возможности и способности, надо их только достать и воспользоваться.

Мне близки слова В. И. Шаталова.

«Ты можешь!» – должен напоминать учитель ученику.

«Он может !» – должен понимать коллектив ребят.

«Я могу!» – должен поверить в себя ученик.

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.Просвещение 2010.

2.Сборник программ. Образовательная система « Школа 2100» М. БАЛАСС 2010. Программа «Чтение и начальное литературное образование»

3. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. — К., Педагогика, 2003Гл.5 « Проблемы педагогической организации самостоятельного детского чтения»

4.Яшина Н. П. Учить детей трудно, но интересно. // Начальная школа. –2001 — №6 – с. 24-46.

5. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., Просвещение, 1991 г.

6. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Ярославль. ТОО «Гринго», 1995.

7. Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения.// Начальная школа. – 1990. — №3. – с. 67-69.

ВН Зайцев резервы обучения чтению

Резервы обучения чтению
В.Н. Зайцев.
Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до150 слов в минуту.
Именно к такой скорости приспособился артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

По оценкам психологов на успеваемость влияет 200 факторов, но существует фактор №1, воздействие которого на успеваемость гораздо более сильно. Это скорость чтения.

1. Зачем необходимо оптимальное чтение?

Аспект обучения. При обследовании выявили
ученика 8-го класса Васю Б.
со скоростью чтения 38 слов
в минуту.

А в IX классе дом. Задание составляет примерно 8 страниц учебника или 6500 слов.
6500:38=170 минут или 3 часа. Васе необходимо, чтобы прочитать один раз тексты домашних заданий.
Но за один раз Вася не поймет, что написано в учебнике. Ему необходимо трижды прочитать тексты, а это уже 9 ч. + 6 ч., которые Вася провел в школе = 15 часовой рабочий день. А еще нужно выполнить письменные работы. Становится ясно, что 24 ч. В сутки не хватит Васе, чтобы выполнить домашние задания. Вася обречен на неуспеваемость.
Никто не сможет помочь Васе, пока его не научат читать.

Аспект развития. Быстро читать те ученики,
которые читают много.
У них совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей зависит умственная работоспособность.
Развивать мышление можно только опираясь на навыки.

Навык является составной частью сложных умений.

Аспект воспитания. Воспитательная работа зависит
от отзывчивости учеников.
После исследований ученых, как меняется отзывчивость по годам обучения, оказалось, что к VII классу она резко падает вниз.
Когда проанкетировали, протестировали, собрали данные об успеваемости, оказалось, что на отзывчивость наиболее сильное влияние оказывает обязательность. К VII классу обязательность сильно падает вниз.
Обязательность и отзывчивость тесно связаны. Изменение обязательности приводит к изменению отзывчивости.
Успеваемость тесно связана с обязательностью.
Резкое падение успеваемости происходит в 5 классе с 60-70% процентов хорошистов падает до 30-40%.
Если в IV классе ученики плохо читают, то в V классе падает их успеваемость. Большинство учеников учится на «3». В классе преобладает психология троечника. Это пагубная психология, она приводит к явлению психологии заражения, подчиняя все больше кол-во учащихся.

13 SHAPE * MERGEFORMAT 1415

К IX классу растет кол-во трудных детей, и совершаются правонарушения.
Несовершеннолетние правонарушители имели, как правило, слабую начальную подготовку. Они в 1,5 раза медленнее читали, в 1,7 раз медленнее считали, по уровню инициативности отличались в 2,5 раза.

Экономический аспект.
Ежегодно рабочие подают 120-130 рацпредложений, т.е. в среднем 20 рацпредложений каждый рабочий. Другого такого предприятия не ни в одной стране мира.
Экономический эффект от этих рацпредл. Составляет 250 млн. долларов в год, более половины доходов концерна.
Объясняется достижение таких результатов просто: рабочие этого концерна имеют высокий уровень образованности. Не менее 90% рабочих имеют образование не ниже среднего западноевропейского. Более половины имеют высшее образование, за которое платили из своего кармана. В Японии 38% населения имеют высшее образование.
Для японца образование – средство выжить. Высокая образованность невозможна без хорошей техники чтения.

Идейно – политический аспект.
40 тысяч слов – объем газеты «Правда». 80 слов в минуту – скорость чтения многих 9-кл, идущих в ПТУ.
40 тысяч:80 = 500 минут или восьмичасовой рабочий день надо будущему рабочему, чтобы прочитать эту газету.
А Васе со скоростью 38 слов в минуту 2 рабочих дня.

2. Что делать?
Система просвещения находится в состоянии кризиса.

Самое слабое звено – нач. классы. Наибольшие потери наблюдаются в нач. классах. Приходя в 5 класс, увеличиваются у уч-ся объем информации. Низкая техника чтения не позволяет осваивать материал.

С какой же скоростью чтения должны читать ученики нач. классов?
Существуют три точки зрения:

Министерство просвещения
80-90 слов в минуту.
2) Доценту МГПИ им. Ленина
Лошкарёвой – 120 слов в минуту.
В.А. Сухомлинскому 150-300 слов в минуту.

Кто же прав? А прав потребитель.
В одной из школ ученые попросили журналы VI-VIII классов. Выписали фамилии хорошистов и отличников. Взяли журнал III класса – этих же уч-ся. Оказалось, кто стал отличников имели скорость чтения 130-170 слов в минуту, хорошисты от 100 до 140 слов в минуту. Троечники – 80-90 слов в минуту.

Нас бы утроило, чтобы большая часть учеников занимались бы на «4».
Поэтому мы должны стремиться, чтобы в конце нач. обучения большая часть учеников имели бы скорость чтения не ниже 120 слов в минуту.
Большинство наших детей являются холериками и сангвиниками.
150-180 сл. в мин 120-150 сл. в мин

Поэтому им доступна скорость чтения 120 слов в минуту.

А как же выйти на этот уровень?

Поговорим на следующем собрании.

Как добиться оптимальной скорости чтения?
Эксперимент.

Если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, мы должны проводить упражнения короткими порциями, но с большей частотой.
Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает.
Жужжащее чтение (школа В.А. Сухомлинского)
Ученики читают каждый в своем темпе не менее 5 минут. Одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью.
Идет увеличение тренажа в 10 раз.
Ежеурочные пятиминутные чтения (школы Монголии, обучение рус. языку)
У каждого ребенка на парте лежит книга. И любой урок начинается с пятиминутки в режиме жужжащего чтения.
5 минут * 4 * 6 = 120 минут в неделю.
III. 3-и эффективных упражнения (Федоренко-Пальченко)
Многократное чтение.
1)Начало текста читает учитель
2)Этот же отрывок читают дети в течение одной минуты (одновременно). Отмечают карандашом сколько прочитали.
3)Выразительное чтение этого же отрывка. Сравнивают на сколько больше прочитали.
2. Чтение в темпе скороговорки. 30 сек (По Федоренко-Пальченко)
4) Предназначено для развития артикуляционного аппарата
Требовать четкого прочтения окончаний слов/не проглатывать.
Читаем выразительно с переходом на новую часть текста.
Если ежедневно проводить 3 упражнения, длительность чтения в повышенном темпе увеличивается.
Прием стимулирования.
Самозамер скорости чтения.
1 мин. дети читают вполголоса текст каждый в своем темпе. Замечают слово, до которого дочитали, пересчитывают слова и записывают в дневник.
Сравнить через неделю.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×