221madou.ru

Мама и Я
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Аспекты воспитания в педагогике

Лекция №6 Тема: Психолого-педагогические аспекты воспитания

Воспитание и его закономерности

Воспитание — социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду. Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении — как решение какой-либо конкретной воспитатель ной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.). Таким образом, воспитание — это целенаправленное формирование личности на основе формирования: 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведения (как проявление отношений и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.).

Различные типы обществ в разные исторические времена по-разному понимали цель и смысл воспитания. В современную эпоху целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности становится основной целью (идеалом) современного воспитания.

Различные цели воспитания по-разному определяют и его содержание, и характер его методики.

В Европе, Америке, Японии имеется значительное разнообразие теорий и подходов к воспитанию. Первую группу составляют концепции, в которых воспитание рассматривается как более или менее жесткое руководство учащимися, формирование заданных обществом свойств личности. Это можно назвать авторитарной, технократической педагогикой. Воспитательным концепциям второй группы можно дать обобщенное название — гуманистическая школа. В общем, воспитательные системы Запада базируют свои теории на философии прагматизма, позитивизма, экзистенциализма. Психоанализ и бихевиоризм являются психологической основой большинства воспитательных концепций Запада.

Разработчики технократической авторитарной педагогики исходят из того, что задачей воспитательной системы школы и общества является формирование «функционального» человека — исполнителя, адаптированного к жизни в данной общественной системе, подготовленного к выполнению соответствующих социальных ролей. Так, в США эти роли таковы: гражданин, работ ник, семьянин, потребитель. Воспитание следует строить на рациональной научной основе, программируя поведение людей и управляя его формированием. (Скиннер — создатель технократической педагогики.) Советская педагогика пыталась строить воспитание именно как управляемый и контролируемый процесс, стремясь определить точные цели, задачи, содержание, методы и формы работы. Представители технократического подхода на Западе также стоят на позиции, что процесс формирования и воспитания личности должен быть строго направленным и приводить к проектируемым результатам. Однако в этом подходе таится угроза манипулирования личностью, опасность получить в итоге человека-функционера, бездумного исполнителя. Воспитание понимается как модификация поведения, как выработка «правильных» поведенческих навыков. В основе технократической педагогики лежит принцип модификации поведения учащихся в нужном направлении.

Формирование навыков поведения необходимо, но нельзя пренебрегать собственной волей личности, ее сознанием, свободой выбора, целями и ценностями, что и детерминирует собственно человеческое поведение.

Модификационная методика предполагает выработку желаемого поведения в различных социальных ситуациях с помощью «подкрепителей»: одобрения или порицания в разных формах. В модификационной методике нет ничего плохого, если имеется в виду воздействие на сознание, поведение, эмоции человека с целью его развития. Но если модификация поведения приводит к манипуляции личностью, пренебрегает ее интересами, служит внешней адаптации, не апеллируя к собственной воле и свободе, то это носит антигуманный характер. Крайним выражением технократического подхода является теория и практика психотропного воздействия на учащихся и взрослых. Воспитание с помощью фармакологическиих препаратов противоречит всем нравственным и юридическим нормам.

Модель воспитания гуманистической педагогики, в основе которой лежит направление гуманистической психологии, развивалась в 50-60-е годы в США в трудах таких ученых, как Маслоу, Франк, Роджерс, Колли, Комбс и др.

Главными понятиями гуманистической педагогики являются «самоактуализация человека», «личностный рост», «развивающая помощь». Каждый человек представляет собой цельное образование, неповторимую личность. Поведение личности определяется не подкреплением, поступающим из внешней среды, как учит бихевиоризм, а врожденным стремлением человека к актуализации — развитию своих природных способностей, поиску своего смысла и жизненного пути. Личность понимается как сложная автономная система, отличающаяся направленностью, волей к положительной деятельности и сотрудничеству. Самоактуализация — это реализация себя в деятельности, в отношениях с людьми, в полнокровной «хорошей» жизни на выбранном и изменяющемся жизненном пути. Это состояние означено у К. Роджерса понятием «полноценно функционирующий человек». В психотерапии и педагогике Роджерса психотерапевт и педагог должен воз будить собственные силы человека по решению его проблем. Не навязывать ему готового решения, а стимулировать его собственную работу по личностному изменению и росту, которые никогда не имеют пределов. Целью обучения и воспитания должно быть не приобретение знаний как набора знаний, фактов, теорий и пр., а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Задача школы и воспитания — дать возможность развития, саморазвития личности, способствовать поиску своей индивидуальности, помочь человеку идти к самоактуализации.

Учение, в котором заинтересован ученик, где есть не просто накопление фактов, а изменение ученика, его поведения, его Я-концепции, Роджерс назвал «значимым для человека учением» и считал, что только такое оно и может быть. Он определял следующие условия, при которых оно может состояться:

Ученики решают в процессе учения проблемы, интересующие и значимые для них.

Педагог чувствует себя по отношению к ученикам конгруэнтно, то есть проявляет себя таким человеком, какой он есть, выражая себя свободно.

Педагог проявляет безусловное положительное отношение к ученику, принимает его таким, как тот есть.

Педагог проявляет эмпатию к ученику. Способность проникать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой.

5. Педагог играет роль помощника и стимулятора значимого учения, должен создать психологический комфорт и свободу ученика, т. е. учение должно быть центрирование на ученике, а не на учебном предмете. Воспитатель в рамках гуманистической педагогики должен побудить учащихся к нравственному выбору, предоставив материал для анализа. Методами воспитания являются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение конфликтов. Для родителей и педагогов ученые гуманистической школы предлагают такие приемы в общении с ребенком: Я-высказывание, активное слушание, безусловная любовь к ребенку, положительное внимание к нему, контакт глаз, физический контакт.

Педагогические закономерности воспитания — это адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.

Можно выделить следующие закономерности воспитания (П.И. Пидкасистый, 1996):

-воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей. Любая воспитательная задача решается через активные действия: физическое развитие — через физические упражнения, нравственное — через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное — через мыслительную активность, решение интеллектуальных задач;

-содержание деятельности детей в процессе их воспитания определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями ребенка. Опережая актуальные потребности, педагог рискует встретить сопротивление и пассивность детей. Если не учитывать возрастные изменения потребностей ребенка, то процесс воспитания затрудняется и нарушается;

-соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности: на начальном этапе доля активности педагога превышает активность ребенка, затем активность ребенка возрастает и на заключительном этапе ребенок все делает сам под контролем педагога. Совместно разделенная деятельность помогает ребенку ощутить себя субъектом деятельности, а это чрезвычайно важно для свободного творческого развития личности. Хороший педагог чувствует границы меры собственного участия в деятельности детей, умеет отойти в тень и при знать полное право детей на творчество и свободный выбор;

-только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения, благоприятно развивается. Поэтому воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка, умение понять, помочь ребенку, простить его оплошности, защитить;

-организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребенок. Ситуация успеха — это субъективное переживание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и полученным результатом. Положительное под крепление — самое общее условие создания ситуации успеха;

-воспитание должно носить скрытый характер, дети не должны чувствовать себя объектом приложения педагогических нравоучений, не должны постоянно осознавать свою подверженность продуманным педагогическим влияниям. Скрытая позиция педагога обеспечивается совместной деятельностью, интересом педагога к внутреннему миру ребенка, предоставлением ему личностной свободы, уважительным и демократичным стилем общения;

-целостность личности предписывает педагогам целостность воспитательных влияний.

Принципы — общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.

Выделяют следующие основные принципы (П.И. Пидкасистый, 1996):

-первый принцип воспитания, вытекающий из цели воспитания и учитывающий природу воспитательного процесса ориентация на ценностные отношения постоянство профессионального внимания педагога на формирующиеся отношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни — добру, истине, красоте. Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская и психологическая подготовка педагога;

-второй принцип воспитания — принцип субъектности — педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный вы бор жизненных решений. Принцип субъектности исключает жесткий приказ в адрес детей, а предполагает совместное с ребенком принятие решения, чтобы ребенок сам осмыслил: «Если ты сделаешь то-то, будет тебе . будет другим. Ты этого хочешь? Это будет правильно?»;

Читать еще:  Ребенок левша особенности воспитания

-третий принцип воспитания вытекает из попытки согласовать социальные нормы, правила жизни и автономность неповторимой личности каждого ребенка. Этот принцип гласит — принятие ребенка как данность, признание за ребенком права на существование его таким, как он есть, уважение его истории жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть, признание ценности его личности, сохранение по отношению к каждому ребенку, вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей, уважения к его личности. Границы принятия данности существуют: они отражены в двух «Нельзя» — «нельзя посягать на другого человека» и «нельзя не работать, не развивать себя» — эти запреты безусловны и категоричны для человека современной культуры.

Союз трех принципов воспитания придает воспитанию гармонически сочетающиеся характеристики: философическую, диалогическую, этическую. Они не могут существовать одна без другой, точно так же, как реализация одного из названных принципов современного воспитания в оторванности от других невозможна.

Методы воспитательного воздействия — это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с педагогом-воспитателем.

Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются прежде всего предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без педагога.

Для практической работы педагога больше всего подходит следующая классификация методов воспитания:

-методы убеждений, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией (внушение, повествование, диалог, доказательство, призывы, убеждение);

-методы упражнений (приручении), с помощью которых организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха);

-методы оценки и самооценки, с помощью которых производится оценка поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их по ведения (критика, поощрение, замечания, наказания, ситуации доверия, контроля, самоконтроля, самокритики).

Формы воспитания — способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термины «воспитательное мероприятие, организационные формы воспитания». Мероприятие — организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей.

В педагогической литературе единого подхода к классификации форм воспитательной работы нет. Наиболее распространенной является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: массовые формы (участие всего класса), кружковая-групповая и индивидуальная. Заслуживает внимания подход к определению форм воспитательной работы, связанный с направлениями воспитательной деятельности, например, для организации познавательно-развивающей деятельности учащихся более подходят такие формы, как викторина, аукцион знаний, конкурс знатоков «Что, где, когда?», конкурс проектов, деловые игры, научные конференции учащихся, конкурс изобретателей и фантазеров и т. п.

При осуществлении задач нравственного воспитания могут применяться такие формы, как диспуты, круглый стол, беседа на этические темы, телемосты, акции милосердия, литературно-музыкальные композиции и т. п.) Для каждого детского коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы. Чем разно образнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее. В основе выбора форм воспитательной работы должна находиться педагогическая целесообразность.

Важные аспекты воспитания ребенка

Наконец произошло событие, которого так ждала молодая семья. На свет появился ребенок, и с этого момента все помыслы и надежды будут связаны с ним.

Каждый родитель хочет, чтобы малыш развивался гармонично и всесторонне. Подрастал, обретая ценные человеческие качества и положительные черты характера.

Для того, чтобы наши чаяния сбылись, нам предстоит приложить немало усилий. О некоторых важных аспектах воспитания ребенка мы как раз и хотим напомнить в данной статье.

Покупайте ребенку игры, направленные на развитие логического мышления и памяти. Не забывайте и о дисках с музыкальными сказками, детскими песнями, что поможет развитию музыкального слуха и вкуса.

Не надо забывать, что дети очень наблюдательны. Потому сами будьте взаимовежливы с мужем и со своими родителями, тогда и ваш ребенок научится уважать старших и не обижать младших по возрасту.

Если ваш сын или дочь заступятся за соседского малыша или поспешат уступить место в автобусе пожилому человеку – значит, вы все делаете верно и вас можно похвалить.

С ранних лет приучайте детей к трудолюбию и аккуратности.

Пусть он поможет вам или бабушке убрать со стола посуду, или накрыть на стол, разложить по местам игрушки, вытереть пыль с мебели, и так далее. И, неважно, если это будет не очень хорошо получаться. Главное – привить желание помогать другим. Учите вежливости, познакомьте с такими волшебными словами, как «спасибо», «пожалуйста», «извините».

Не надо напоминать о том, что воспитание в детях доброты – немаловажный фактор в формировании личности подрастающего чада.

Любовь к животным – первый шаг на пути к этому. Было бы неплохо, по возможности завести какую-нибудь живность, будь то рыбки, птички или кошечка. И предложить ребенку проявить заботу о питомце.

Необходимо научить детей не обижать все живое, объясняя, что и у зверушек есть папа и мама, а у некоторых – и детки. Больше читайте и рассказывайте малышам о животных, об их повадках, характере, о пользе, которую они приносят людям.

Детские книжки – одно из средств нравственного воспитания. Сказки учат различать добро и зло, жадность и щедрость, глупость и смекалку, лень и трудолюбие.

Именно сказки вселяют в детей убеждение в том, что добро всегда побеждает зло, что лучше горькая правда, чем сладкая ложь и так далее.

Стихи и сказки Пушкина, Маршака, Чуковского приобщают к культуре языка, к чувству прекрасного и доброго, обогащают словарный запас ребенка. Дети учатся любить своих родителей, свой дом, свою Родину.

Поэтому больше читайте детям, а затем обсуждайте прочитанное, помогая ребенку анализировать, развивать мышление и расширять кругозор.

В каждом ребенке заложено чувство прекрасного. Они любят красивые игрушки, красивых людей. Развивайте в нем это чувство. Совершайте прогулки на природу, обращайте внимание на красоту леса, деревьев, цветов; на красоту неба, звезд, птиц, бабочек, божьих коровок. Воспитывайте в нем эстета.

В дальнейшем это поможет хорошо разбираться в поэзии и живописи, ценить душевную красоту окружающих его людей. Одеваться со вкусом, уютно и комфортно обустраивать свой быт.

Прививаемые навыки этикета помогут ребенку правильно пользоваться столовыми приборами и держаться за столом, подобающим образом вести себя в общественных местах, в школе, на улице.

Работайте постоянно над формированием личности подрастающего малыша и труды ваши не пропадут даром.

У родителей, которые никогда не слушают своих малышей, обычно вырастают либо очень замкнутые дети, либо настоящие бунтари, но и в том и в другом случае у них отсутствует чувство уверенности в себе. Родители, которые все позволяют и дают своим чадам полную свободу действий, оказывают им тем самым «медвежью» услугу, так как их дети просто не знают, как же правильно поступать в той или иной ситуации.

Чтобы ваш ребенок вырос добрым, целеустремленным и ответственным человеком, здесь не обойтись без соблюдения основных аспектов воспитания. При воспитании вашего чада постарайтесь выбрать золотую середину: установите ребенку определенные правила поведения, постоянно объясняйте, «что такое хорошо и что такое плохо», используйте любую малейшую возможность для «воспитательной тренировки «, учите малыша, как правильно вести себя с окружающими, хвалите за успехи и прислушивайтесь к мнению ребенка; уважайте его, чтобы и он сам учился с уважением относиться к другим.

Умение общаться и находить общий язык с другими людьми — также составляющая успеха воспитания. Детям вообще свойственна эмпатия (ощущение сопереживания психологическому состоянию другого человека): возможно, вы замечали, что, когда ваш ребенок слышит плач другого малыша, он обязательно попытается выяснить, кто и где плачет, расстроится и сам расплачется из чувства жалости и солидарности. И по мере того как ребенок растет, он учится жалеть других и сочувствовать им.

С малых лет приучайте малыша интересоваться делами домашних и помогать взрослым по хозяйству, любые простые задания помогут крохе почувствовать себя нужным и дадут возможность помочь другим. Чувство юмора — также очень важная черта характера, которой должны обладать и взрослые, и дети, попробуйте с улыбкой относиться к неприятным жизненным ситуациям, и вам, безусловно, станет немного легче.

Постарайтесь быть в курсе того, что происходит в душе вашего ребенка, хорошо, если по вечерам вы будете обсуждать с ним все проблемы, которые накопились у него за день, радоваться его достижениям, вместе искать выход из любой трудной ситуации. Подбадривать и одобрять!

Детские психологи рекомендуют молодым родителям прислушаться к следующим аспектам воспитания детей:

1. Старайтесь контролировать свои отрицательные эмоции, иначе ребенок будет копировать ваше поведение, а не слушать проповеди и наставления.

Читать еще:  Воспитание ребенка в семье реферат

2. Сформулируйте ребенку определенные правила поведения, чтобы он знал, что вы от него ждете.

3. Если малыш плохо себя ведет, дайте ему почувствовать последствия его поведения или предоставьте возможность исправить ошибку.

4. Внимательно выслушайте своего ребенка и скажите ему, что вы понимаете и уважаете его чувства, прежде чем объяснять, почему нужно вести себя по-другому.

5. Хвалите ребенка за примерное поведение, чтобы у него был стимул и дальше так себя вести, и чтобы у него сложилось хорошее представление о самом себе.

6. Старайтесь, чтобы в ваших с ребенком отношениях преобладали только положительные эмоции.

7. Если ваш кроха еще не умеет контролировать свои чувства, попытайтесь научить его этому и, прежде всего, правильно реагировать на происходящее, объясняя, что таким образом он сумеет достичь в жизни большего.

8. Позволяйте ребенку браться за новые, незнакомые ему дела, чтобы у него появилась уверенность в своих силах, однако при необходимости помогайте малышу успешно довести начатое дело до конца.

9. Утешайте кроху всегда, когда это требуется, и обращайтесь с ним вежливо, чтобы он научился вести себя так же с другими людьми.

10. С малых лет приучайте ребенка помогать вам по дому, чтобы он чувствовал себя нужным и полезным.

Аспекты воспитания в психолого-педагогических исследованиях

Характеризуя сущность понятия «воспитание», следует отметить, что его истолкование в педагогической литературе разнообразно. Воспитание (как педагогическое явление) – целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов

Вопросы воспитания интересовали великих ученых прошлого, определивших теоретический фундамент современных исследований. Античная педагогика считала необходимым нравственное воспитание ума, так как считала, что развитие «злого ума» бывает только разрушительным. Аристотель говорил: «Природа дала человеку оружие – интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, неизменным в своих половых и вкусовых инстинктах».

В теории свободного воспитания, выдвинутой Ж.-Ж. Руссо, воспитание понималось как естественный путь развития ребенка. В педагогических высказываниях Ж.-Ж. Руссо звучат идеи гуманизма, любви к ребенку. Он говорил о необходимости всестороннего его развития с ориентацией на личный опыт детей, формирование положительных нравственных качеств. Гуманист – педагог И.Г. Песталоцци воспитание видел в единстве умственного, нравственного и физического развития ребенка. В своей педагогической теории основной целью воспитания усматривал развитие всех природных способностей ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возраста. В зарубежной педагогике прошлого процесс воспитания рассматривался как единство всех его составляющих, но, самое главное, опиралось на природу возможностей ребенка. AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

По мнению К.Д. Ушинского, великого отечественного педагога, «воспитание должно охватывать всего человека – его тело, душу, ум, и прежде всего обращаться к характеру человека». Анализ исследований позволил выявить, что основные вопросы воспитания в трудах русских ученых прошлого складывались вокруг нравственных добродетелей, которые определяли уровень воспитанности ребенка.

В советский период развития педагогики Н.К. Крупская считала, что воспитание включает в себя процесс овладения всей совокупностью общественного опыта, т.е. знаниями, умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными (нравственными, эстетическими и мировоззренческими) отношениями. Но вместе с этим, воспитание связывалось с формированием личностных свойств и качеств, которые характеризуют воспитанность учащихся.

Решающую роль воспитания в формировании и развитии личности А.С. Макаренко видел в том, что когда человек плохо воспитан, то в этом виноваты воспитатели, а если ребенок хорош, то этим он тоже обязан воспитанию, своему детству. Он уверил в совершенно беспредельное могущество воспитательного воздействия. «…Воспитание человека, – подчеркивал Антон Семенович, – прежде всего, базируется на воспитании его способностей, на развитии его сил, его созидательного творческого актива».

П.П. Блонский считал, что в случаях, когда сам школьник не в состоянии преодолеть встретившиеся трудности и имеющиеся недостатки, гораздо эффективнее подход, когда нужно бороться не с учеником, который допускает недостатки в учебе, а совместно с учеником бороться против его недостатков.

В.А. Сухомлинский писал о том, что «воспитание – это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления – и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает». Он понимал воспитание как творение счастья каждого воспитанника, указывал на необходимость опираться в воспитании на положительные свойства и качества личности: «Главное – умение подметить в каждом ребенке его самую сильную сторону, добиться того, чтобы «живинка» получила свое претворение и развитие в деятельности, чтобы в ребенке засверкала человеческая индивидуальность. Осознание своего успеха в каком-то одном деле является для ребенка могучим источником нравственного достоинства, источником моральной стойкости и преодоления трудностей в других делах. Ту сферу деятельности, в которой наиболее ярко проявляются интеллектуальные способности ребенка, надо умело использовать для его духовного подъема».

Демократические преобразования в обществе привели к возникновению гуманистической модели образования, которая складывается благодаря теоретическим воззрениям ученых, определивших развитие педагогической науки. Гуманистический подход к обучению и воспитанию (Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, С.В. Кульневич, И.П. Иванова, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, К.Д. Ушинский, Д.И. Фельдштейн и др.), личностно-ориентированный подход (О.С. Газман, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Ю.И. Турчанинова, И.С. Якиманская и др.), личностно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, А.А. Люблинская и др.), обусловливающий построение процесса обучения и воспитания с учетом возрастных особенностей развития ребенка в младшем школьном возрасте. Они утверждали, что организованным воспитанием и обучением в первую очередь необходимо начинать заниматься с детьми начальных периодов школьного развития, так как в этом возрасте происходит быстрая усвояемость преподаваемого материала. Воспитание – главный инструмент, через который возможны передача и воплощение основных ценностей и целей развития общества.

«Воспитание – это длительный процесс продвижения к цели формирования личности в соответствии с общественным идеалом». Воспитание как средство овладения элементами культуры направлено на то, чтобы воспитуемый под разносторонним воздействием воспитателя принимал определенные ценности культуры. В результате воспитание становится личностной характеристикой, определяющей уровень сознания, поведения, нравственно-волевой сферы.

По мнению Е.В. Бондаревской, профессиональное назначение педагога состоит в том, чтобы организовать процесс воспитания личности как постоянное восхождение к культуре, взаимодействие с миром на уровне современных достижений культуры, чтобы в ходе такого взаимодействия протекало максимальное развитие личности, и на уровне данного развития он входил в контекст социальной жизни. Педагогу следует ориентировать ребенка на выбор, соответствующий основам достойной жизни. В итоге формулировка цели воспитания принимает следующий вид: личность, способная строить жизнь, достойную человека. Воспитание – это особая сущностная человеческая деятельность, когда воспитатель реализует себя и представляемую им культуру через личность ребенка, поскольку эта потребность изначальна и сущностная для человека как стремление утвердить и выразить свое через другого. Воспитание – это обучение принципам жизни. Обращение к принципам предоставляет учителю возможность мягкого и тонкого регулирования процесса передачи социального опыта. Оно придает ему характер самодеятельности, внося в нее ненасильственный элемент управления.

Гуманистическая модель образования культуросообразного типа утверждает ценности образования – идеалы, обращенные в нравственные ориентиры воспитания и обучения: истина, добро, личность, польза, свобода, любовь, творчество, выбор и др. Воспитательный процесс – это процесс, благодаря которому «осуществляются внутренние изменения в человеке, происходит формирование его личности». Воспитательный процесс многогранен – его участниками являются и дети, и взрослые, и воспитательная среда, благодаря которой формируется личность. Ребенок в воспитательном процессе является как объектом, так и субъектом воздействия. Воспитательный процесс – непрерывный процесс решения педагогических задач. По мнению Н.Е. Щурковой, «Воспитанные дети – это дети, умеющие обнаруживать смысл в происходящем, способные выявлять ценностное содержание в предметных ситуациях, приобщенные к взаимодействию с миром на уровне ценностей, то есть на уровне философского восприятия предметной многообразной, беспредельной реальности, поэтому способные самостоятельно выстраивать собственное поведение и собственную жизнь на уровне современной культуры, в контексте которой они родились». Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности осложняется широким кругом обстоятельств:

Анализ современных концепций воспитания детей, преимущества и недостатки популярных методов

Каждое поколение на этапе своего развития рассматривает современные концепции воспитания и выбирает объективный подход. Методы и приемы постоянно совершенствуются, ведь люди стремятся к тому, чтобы избежать проблем в воспитании и развитии собственных детей.

Что такое концепция воспитания?

Концепция — это конкретный метод восприятия, система взглядов на действие или предмет. Это понятие можно спутать с планом, но план – это совокупность конкретных, продуманных до мелочей шагов, которые приведут к определенному результату. Концепция же – это система принципов, которые должны ложиться в основу для осуществления конечного замысла.

Воспитание – результат действий, направленных на прививание индивиду школой, семьей, окружающей средой желаемых черт, свойств и навыков поведения, которые он будет проявлять в дальнейшей жизни.

Воспитательный процесс – это организованное профессионалами взаимодействие между субъектами, которое характеризуется совместной деятельностью, взаимоуважением и имеет целью перенос чужих для воспитанника ценностей, норм и опыта во внутренний план его личности.

Концепция воспитания – это неделимое восприятие главных компонентов воспитания: целей, задач, содержания, форм, методов и предполагаемого результата.

Концепции прошлого столетия

Десятилетиями педагоги и родители разных поколений экспериментируют с подбором способа воспитания детей. Они стараются использовать самый объективный подход, чтобы воспитать личность ребенка и привить ему необходимые умения и нормы.

Читать еще:  Воспитание ребенка в 1 год

Так, в XX столетии зародилось несколько концепций воспитания. Самые известные педагоги ушедшего века – К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Б. П. Никитин и Л. А. Никитина, С. Л. Соловейчик, Я. Корчак.

К. Д. Ушинского можно отнести к педагогам XIX века, однако его главный труд «Педагогическая антропология» в нескольких томах переиздавался в начале двадцатого века, тогда и получил широкую огласку. Известны также его учебные книги «Родное слово» и «Детский мир».

Основа подхода Ушинского – философский взгляд на воспитание. Автор считал, что если такие науки, как психология и физиология, раскрывают организм воспитанника (ребенка), то философия определяет идею и суть воспитания. Ушинский видел создание новой педагогики в противовес консервативной, которая базировалась лишь на нормах поведения учащихся. К. Д. Ушинского волновал внутренний мир ребенка, и он первым заговорил о том, что нет единой системы воспитания для всех народов, у каждого народа свои особенности.

А. С. Макаренко создал колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорников. К Макаренко попадали самые проблемные дети, чьи родители опускали руки. Метод Макаренко работал безотказно. Изначально система создавалась для перевоспитания, а потом стала применяться для воспитания. С точки зрения А.С. Макаренко, основные 3 компонента взаимодействия – общество, коллектив, личность.

Коллектив в понимании Макаренко имел такие признаки:

  • общность цели;
  • общность деятельности;
  • поддержание тесной связи с обществом;
  • соблюдение строгой дисциплины.

Макаренко не был ярым гуманистом, иногда воспитывал жестко, «по-мужски», но его система все же сочетала гуманистические принципы с идеей полноценной трудовой деятельности. Особая роль в его методике отведена дисциплине, которую он считал не методом воспитания, а его результатом. По мнению педагога, у правильно воспитанного человека дисциплина – это отдельная нравственная категория.

В 1988 году ЮНЕСКО признала А. С. Макаренко одним из выдающихся педагогов мира. Он написал «Книгу для родителей», в которой обозначил немаловажную роль семьи в воспитании. Этот педагог достиг таких успехов, что мог сказать: «Воспитание – легкое дело».

Б. П. Никитин и Л. А. Никитина – основоположники современного раннего развития. Концепция этой семейной пары базируется на личном опыте взращивания семерых детей. Никитины всему учились сами, но тогда обществу казалось диким многое из того, что сейчас присутствует в нашей жизни как само собой разумеющееся. Именно Никитины применили такие приемы, как:

  • прикладывание к груди сразу после появления на свет;
  • кормление новорожденного по требованию, особенно в ночные часы;
  • совместный сон матери и ребенка;
  • кормление грудью без введения докорма и допаивания водой как минимум до прорезывания первого зуба;
  • избегание искусственной стерильности дома;
  • присутствие снарядов для спорта в жизни ребенка;
  • свобода в стремлении малыша познавать мир вокруг.

По мнению Никитиных, необходимо развивать творческие способности ребенка. Если малыш имеет врожденные данные, то развитие талантов в раннем возрасте поможет ему реализовать себя в будущем, а игнорирование стремлений может на корню загубить талант. Родитель, по мнению Никитиных, должен создать благоприятную среду для развития ребенка во всех направлениях.

Однако крайности недопустимы: заорганизованность (загрузка ребенка занятиями без свободного времени для творчества и познания мира), равно как и заброшенность (удовлетворение только основных потребностей), оказывает негативное влияние на становление личности.

С. Л. Соловейчик – автор подхода для воспитания свободного и нравственного человека. Самая известная книга – «Педагогика для всех», ставшая сенсацией своего времени. Соловейчик отметил, что воспитание ребенка – это самое древнее из всех человеческих дел, и что не только взрослые воспитывают детей, но и дети воспитывают взрослых.

С. Л. Соловейчика выделил несколько принципов, соблюдая которые, не придется ничего менять в ребенке.

  1. Внутренняя свобода личности – основа развития. Свобода не врожденное состояние, ее можно только воспитать.
  2. Взаимоотношения детей и родителей – доверие между ними формирует уверенность в мире и помогает переживать разочарования.
  3. Цель и задача родителей – воспитать самостоятельного ребенка, который без труда сможет отделиться от них и уверенно уйти во взрослую жизнь.
  4. Возможность развиваться психически и физически — главная ценность воспитания. Родители должны этому способствовать.

Я. Корчак – польский учитель и автор книги «Как любить ребенка».

Советы по взращиванию счастливого ребенка от Януша Корчака:

  1. Любить таким, какой он есть, не пытаться его переделать.
  2. Любить свое чадо безвозмездно и делать для него все, что в силах родителей.
  3. Не обижать, не унижать своего отпрыска и не смотреть на проблемы малыша предвзято или свысока.
  4. Не относиться к ребенку как к собственности или как к вещи, сделанной своими руками. Он – самостоятельная личность и никому не принадлежит.
  5. Любить не только своих, но и чужих детей.

Современный подход к воспитанию детей

В ушедшем веке педагоги ориентировались на упомянутые выше концепции, однако в России господствовала концепция коммунистического воспитания молодежи. Сейчас еще можно услышать про учителей «старой закалки», но современное воспитание старается уходить от советской педагогики. Однако в нынешних условиях возникает проблема столкновения и противоречия между быстрым темпом приращения большого объема знаний и физической и психологической неготовностью этот объем усваивать. Это обстоятельство заставляет образовательную систему отказаться от стремления только лишь всесторонне развивать личность в плане образования. Выходом становится упор на максимальное развитие способностей через самовосприятие личности.

Сейчас не выделяются концепции, стоящие особняком или имеющие радикальные отличия. В XXI веке в основу формирования воспитательных подходов ложится гуманистическое воспитание. Этот подход ориентирован на взаимодействие педагога с личностью ребенка как целостным началом, которое заключает в себе наиболее важные проявления духовности.

Цель концепции гуманистического воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности.

Основная мысль, на которой базируется гуманистический подход: личность – высшая социальная ценность.

В основу концепции положены такие идеи:

  1. природосообразность (упор на половые, возрастные особенности конкретного ребенка и уровень его развития);
  2. культуросообразность (особенности той культурной среды, в которой происходит воспитательный процесс);
  3. гуманизация отношений (человеческие отношения между педагогом и воспитанником);
  4. упор на чувства ребенка (слышать и слушать, что чувствует ребенок, взаимодействовать с ним в разных ситуациях).

Идея самореализации и гармоничных взаимоотношений личности и общества лежит в основе современных подходов к воспитанию. Ученые исследуют процесс формирования личности, взаимодействие между педагогом и ребенком, роль учителя в воспитании и развитии воспитанника. Подходы базируются на теориях воспитания, разработанных выдающимися психологами и философами XX века.

Теория воспитания

Теория воспитания – это система приемов, которая объясняет формирование и изменение личности под влиянием воспитания, обосновывает содержание и раскрывает сущность воспитания.

Концепции воспитания XXI века базируются на нескольких известных теориях:

  1. гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу);
  2. поведенческая теория (Д. Уотсон, Д. Локк, Б. Скиннер);
  3. когнитивная теория (Д. Дьюи, Ж. Пиаже);
  4. биологическая теория (К. Лоренц, Д. Кеннел);
  5. психоаналитическая теория (З. Фрейд, Э. Эриксон).

Технологический подход к воспитанию

Во второй половине XX века появился технологический подход к обучению и воспитанию. Это систематизированная совокупность различных приемов и процедур, разработанных научными деятелями и отобранных из практического применения, призванная привести воспитательный процесс к ожидаемому результату. Суть подхода в том, что учебно-воспитательный процесс детально планируется и продумывается заранее.

Современные технологии воспитания делятся на три типа:

  1. повседневные – поясняют повседневное поведение педагога во взаимодействии с воспитанником;
  2. ситуативные – разрабатываются для конкретной ситуации (например, в случае конфликта между одноклассниками);
  3. перспективные – представляют собой долгосрочные модели воспитательного процесса, разработанные для конкретного педагога с использованием наиболее действенных приемов и методов

Технологический подход позволяет осваивать новые области образовательной деятельности, а также наглядно анализировать и корректировать уже используемые в практике модели.

Проблемы современного воспитания

Проблемы в воспитании возникают во все времена и при любых принятых концепциях. Изменение социально-экономических и политических условий в стране усугубляет ситуацию. Ребенок с рождения воспитывается в неоднородной среде, начиная с семьи, не говоря уже о школе и тем более – об улице.

Социальные проблемы, безработица, снижение качества жизни, доступность телевидения и интернета, пропаганда аморального образа жизни и алкоголя – все это приводит к тому, что многие дети становятся «сиротами при живых родителях». Одних детей матери оставляют в роддоме, другие дети растут педагогически запущенными в полных семьях, а третьи при финансовом благополучии страдают от неблагополучия морального. Такая ненормальная среда не может не наложить отпечаток на внутреннее «Я» ребенка. Если им не занимаются внутри семьи, ответственность за воспитание приходится брать образовательному учреждению, в которое он попадает.

Концепции воспитания направлены на формирование в ребенке разносторонней личности и решение проблем воспитания. Новый подход набирает силу и совершенствуется, несмотря на то, что устаревшие модели все еще применяются на практике. Развитие технологического подхода, создание условий для личностного роста, организация благоприятного процесса взаимодействия педагога и ребенка направлены на достижение ожидаемого результата.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector