221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авторы нового воспитания

НО́ВОЕ ВОСПИТА́НИЕ

  • В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 191-192

    Скопировать библиографическую ссылку:

    НО́ВОЕ ВОСПИТА́НИЕ, те­че­ние в пе­да­го­ги­ке, от­ра­жаю­щее по­треб­ность об­ще­ст­ва в под­го­тов­ке че­рез шко­лу (гл. обр. сред­нюю) раз­но­сто­рон­не раз­ви­тых ини­циа­тив­ных лю­дей, го­то­вых к ак­тив­ной дея­тель­но­сти в разл. сфе­рах эко­но­мич., гос. и об­ществ. жиз­ни. Воз­ник­ло в кон. 19 в. в рам­ках ре­фор­ма­тор­ской пе­да­го­ги­ки. Пред­ста­ви­те­ли Н. в. (А. Ферь­ер , Ж. О. Дек­ро­ли , Э. Де­мо­лен , Дж. Дьюи , К. Н. Вент­цель , И. И. Гор­бу­нов — По­са­дов и др.) счи­та­ли се­бя по­сле­до­ва­те­ля­ми Ж. Ж. Рус­со , вы­дви­нув­ше­го идею ес­те­ст­вен­но­го вос­пи­та­ния . Пер­вая «но­вая шко­ла» от­кры­та С. Ред­ди в 1889 в Аб­ботс­холь­ме (Ве­ли­ко­бри­та­ния). Вско­ре бы­ли ос­но­ва­ны Би­дель­ская шко­ла Дж. Бэд­ли (Ве­ли­ко­бри­та­ния, 1892), шко­ла Рош Э. Де­мо­ле­на (Фран­ция, 1899), «сель­ские вос­пи­та­тель­ные до­ма» Г. Лит­ца (Гер­ма­ния, 1902), «сво­бод­ная школь­ная об­щи­на Ви­керс­дорф» Г. Ви­не­ке­на (Гер­ма­ния, 1906), а так­же ряд школ в др. стра­нах, в т. ч. и в Рос­сии – шко­ла E. С. Ле­виц­кой в Цар­ском Се­ле (1900). В 1912 соз­да­но «Ме­ж­ду­нар. бю­ро но­вых школ» во гла­ве с Ферь­е­ром. Был сфор­му­ли­ро­ван ряд прин­ци­пов, ха­рак­те­ри­зую­щих «но­вые шко­лы»: про­ве­де­ние ими пе­да­го­гич. экс­пе­ри­мен­тов, со­вме­ст­ное вос­пи­та­ние маль­чи­ков и де­во­чек, ин­тер­нат­ный ха­рак­тер шко­лы, объ­е­ди­не­ние де­тей в не­боль­шие груп­пы (10–12 чел.), со­че­та­ние в обу­че­нии кол­лек­тив­ных и ин­ди­ви­ду­аль­ных форм ра­бо­ты, дет­ское са­мо­управ­ле­ние и т. д. «Но­вые шко­лы» бы­ли ча­ст­ны­ми сред­ни­ми учеб­ны­ми за­ве­де­ния­ми для де­тей из со­сто­ят. се­мей. На­ка­ну­не 1-й ми­ро­вой вой­ны на­ча­ли по­яв­лять­ся т. н. экс­пе­ри­мен­таль­ные, как пра­ви­ло, на­чаль­ные «но­вые шко­лы» для при­хо­дя­щих де­тей (шко­лы Ж. О. Дек­ро­ли в Бель­гии, шко­лы Р. Ку­зи­не во Фран­ции, шко­лы-об­щи­ны в Гам­бур­ге, опыт­ные шко­лы в Бре­ме­не, ряд школ в США). Ра­бо­та в них ве­лась в ду­хе «пе­да­го­ги­ки дей­ст­вия» , ис­поль­зо­ва­лась ком­плекс­ная сис­те­ма обу­че­ния , ин­ди­ви­ду­аль­ная са­мо­сто­ят. ра­бо­та или за­ня­тия в груп­пах доб­ро­воль­но соз­да­вае­мых деть­ми. В 1915 объ­е­ди­не­ние сто­рон­ни­ков Н. в. рас­па­лось; в 1921 вос­ста­нов­ле­но под назв. «Ли­га но­во­го вос­пи­та­ния». В 1932 в неё вхо­ди­ли пред­ста­ви­те­ли 53 стран, де­лив­шие­ся на сек­ции по язы­ко­во­му прин­ци­пу. По­сле 1933 «Ли­га» прак­ти­че­ски пре­кра­ти­ла свою ра­бо­ту. В нач. 1950-х гг. дея­тель­ность сто­рон­ни­ков Н. в. во­зоб­но­ви­лась под эги­дой ЮНЕСКО.

    Новое воспитание

    «Новое воспитание» в книгах

    Воспитание

    Воспитание Возвращение домой после трехнедельной исследовательской работы в области Себуяу было отмечено горячей ванной и сладостным отдыхом в мягких креслах. Мы хорошо потрудились в джунглях и успели многое увидеть. И однако принципиально новых наблюдений было

    Воспитание

    Воспитание Возвращение домой после трехнедельной исследовательской работы в области Себуяу было отмечено горячей ванной и сладостным отдыхом в мягких креслах. Мы хорошо потрудились в джунглях и успели многое увидеть. И однако принципиально новых наблюдений было

    ГЛАВА 26 1979 год. Третья поездка Люси. Дело Затикяна, Багдасаряна и Степаняна. Мои обращения к Брежневу. Две поездки в Ташкент. Новое дело Мустафы Джемилева. Адвентисты. Владимир Шелков. Письмо крымских татар Жискар д’Эстену и мое новое обращение к Брежневу. Збигнев Ромашевский. Вера Федоровна Ливч

    ГЛАВА 26 1979 год. Третья поездка Люси. Дело Затикяна, Багдасаряна и Степаняна. Мои обращения к Брежневу. Две поездки в Ташкент. Новое дело Мустафы Джемилева. Адвентисты. Владимир Шелков. Письмо крымских татар Жискар д’Эстену и мое новое обращение к Брежневу. Збигнев

    ГЛАВА 8 «Новое земля и новое небо»: российская банковская система в условиях восстановительного этапа экономического роста (1999–2003 гг.)

    ГЛАВА 8 «Новое земля и новое небо»: российская банковская система в условиях восстановительного этапа экономического роста (1999–2003 гг.) После девальвации рубля в течение 1998-99 гг. в пять раз многие секторы российской промышленности — пищевая, легкая, частично

    Как видит читатель, подлинное образование существенно отличается от традиционного образования. И с точки зрения содержания, и с точки зрения целей. Осознанно использовано слово формирование вместо слова воспитание. Дрессировка-воспитание неизбежно, как правило, для детей до 3 – 4 лет, но и в этом сл

    6. Профессионализация должна вкючать два этапа, первый из которых можно назвать этапом универсальной профессионализации и второй — этапом узкой углубленной профессионализации в соответствии с личными наклонностями и общественной потребностью. На первом этапе

    19 Воспитание в особых случаях и воспитание особенных детей

    19 Воспитание в особых случаях и воспитание особенных детей Дети с повышенными потребностями нуждаются в особом воспитании. Некоторые дети ставят перед родителями чрезвычайно серьезные задачи, потому что у них иные способности сравнительно с обычными детьми. Вкладывая

    Новое воспитание как основа духовного раскрепощения женщины

    Новое воспитание как основа духовного раскрепощения женщины 23.06.38 Женская интеллектуальность не меньше мужской, ибо высшие качества этой способности от духа, не имеющего пола. Интеллектуальность же приобретается образованием и тренировкой, потому поставьте женщину в

    2.9. Воспитание Зигфрида кузнецом Регином в лесу и воспитание Ахиллеса кентавром Хироном вдали от родителей

    2.9. Воспитание Зигфрида кузнецом Регином в лесу и воспитание Ахиллеса кентавром Хироном вдали от родителей Мы уже говорили, что богиня Фетида, мать Ахиллеса, покинула своего мужа, который отдал Ахиллеса на воспитание кентавру Хирону. Тот воспитал Ахиллеса, выкармливая

    3. Воспитание Маленький человек. – Игрушки и игры. – Воспитание дофина. – Порка. – Нравственность. – Приобщение к ремеслу

    2.9. Воспитание Зигфрида кузнецом Регином в лесу и воспитание Ахиллеса кентавром Хироном вдали от родителей

    2.9. Воспитание Зигфрида кузнецом Регином в лесу и воспитание Ахиллеса кентавром Хироном вдали от родителей Мы уже говорили, что богиня Фетида, мать Ахиллеса, покинула своего мужа, который отдал Ахиллеса на воспитание кентавру Хирону. Тот воспитал Ахиллеса, выкармливая

    Читать еще:  Женское воспитание мальчиков последствия

    12. Половое воспитание: воспитание половой принадлежности, половой роли и правильного полового поведения

    12. Половое воспитание: воспитание половой принадлежности, половой роли и правильного полового поведения Недостаточность и неправильность воспитания, неблагоприятный сексуальный опыт, принятие ложных установок, деформированных или архаичных представлений о

    Новое время – новое течение

    Новое время – новое течение То, что не успела или не смогла прикончить инквизиция, вскоре было разрушено тезисами новых философских веяний и естественных наук. Конец XVI – начало XVIII веков создал новый механический мир руками великих мыслителей, таких как Декарт, Ньютон,

    Воспитание армии в атеистическом государстве. Воспитание «красной» армии

    Воспитание армии в атеистическом государстве. Воспитание «красной» армии Чем выше идеалы, за которые борется армия, тем доблестнее ведет она себя на войне. Из примеров великих Русских полководцев, Петра и Суворова, из всего быта старой Императорской Армии мы видели, что

    Новое воспитание

    Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека . 2006 .

    Смотреть что такое «Новое воспитание» в других словарях:

    НОВОЕ ВОСПИТАНИЕ — направление педагогики, возникшее в странах Зап. Европы в кон. 19 нач. 20 вв. Его сторонники (О. Декроли, Э. Демолен, С. Редди, А. Ферьер и др.) взамен словесно догматической школы открывали т. н. новые школы, платные загородные интернаты.… … Большой Энциклопедический словарь

    Новое воспитание — течение в педагогике конца XIX начала XX веков. Цель его – создание системы воспитания инициативных, разносторонне развитых людей, способных стать в перспективе предпринимателями, активными деятелями в различных областях государственной и… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    новое воспитание — направление педагогики, возникшее в странах Западной Европы в конце XIX начале XX вв. Его сторонники (О. Декроли, Э. Демолен, С. Редди, А. Ферьер и др.) взамен словесно догматической школы открывали так называемые новые школы платные загородные … Энциклопедический словарь

    НОВОЕ ВОСПИТАНИЕ — течение в педагогике, возникшее в кон. 19 в. в рамках реформаторской педагогики. Идеи Н. в. отражали потребность общества в подготовке через школу (гл. обр. среднюю) разносторонне развитых инициативных людей, готовых к активной деятельности в… … Российская педагогическая энциклопедия

    воспитание — (психологический аспект) 1) в широком смысле процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в т. ч. специально … Большая психологическая энциклопедия

    Воспитание — Воспитание ♦ Education Преобразование человеческого детеныша, который при рождении почти не отличается от своего далекого предка, жившего десяток тысяч лет назад, в цивилизованное человеческое существо. Это предполагает, что ему по… … Философский словарь Спонвиля

    Новое монашество — Новое монашество, или Неомонастицизм (англ. new monasticism, neomonasicism) современное воплощение древней традиции христианского монашества, недавно получившие развитие в некоторых христианских общинах.[1] Содержание 1 Происхождение 2 … Википедия

    Новое обучение — (New Learning), назв. нового подхода к образованию, введенного в практику европ. гуманистами (гуманизм) в 15 нач. 16 вв. Сначала этот метод предусматривал только скрупулезное изучение Библии и древн. христ. рукописей для более глубокого понимания … Всемирная история

    ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению способов и знаний, необходимых для физич. совершенствования Цель Ф в разностороннее развитие личности человека, его физич. качеств и способностей, формирование двигат навыков… … Российская педагогическая энциклопедия

    Коммунистическое воспитание — планомерное, целеустремлённое и систематическое формирование всесторонне и гармонично развитой личности в процессе построения социализма и коммунизма, составная часть теории научного коммунизма. До возникновения марксизма не было … Большая советская энциклопедия

    Реформаторская педагогика (новое воспитание)

    В начале XX в. новая теоретическая база воспитания и обучения была выработана реформаторской педагогикой (новым воспитанием). Реформаторская педагогика отличалась негативным отношением к прежней теории и практике воспитания, углубленным интересом к личности ребенка, новыми решениями проблем воспитания. Антитрадиционализм искал иные пути формирования личности на протяжении всего детства, чтобы, по словам швейцарского педагога Адольфа Ферьера (1879-1960), готовить не сухих интеллектуалов, а живых людей, успешно действующих во всякой социальной среде.

    Многие ведущие теоретики реформаторской педагогики были не кабинетными учеными, а практическими учителями и наставниками. Так, основавший в 1907 г. в Брюсселе нетрадиционное учебное заведение «Эрмитаж» бельгийский педагог Овид Декроли (1871-1932) высказал и осуществил идею метода центров интересов в виде группировки учебного материала в соответствии с детскими потребностями. Он писал, что педагогическая деятельность должна способствовать осознанию ребенком своего Я, познанию среды обитания, где предстоит осуществить свои идеалы, цели и желания. Польский педагог Януш Корчак (1878-1942) считал в воспитании исходным пунктом личность и благо ребенка. Он призывал не забывать, что дети не только обладают особыми свойствами, но и равны взрослым в своем праве на уважение. Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке». Корчак предостерегал от «однополярного» воспитания, напоминая, что следует посвятить ребенка не только в добрые идеалы, но и привить сопротивляемость злу и конформизму: «Теоретизируя, мы забываем, что обязаны учить ребенка не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возмущаться, не только подчиняться, но и бунтовать». Сам педагог показал пример гуманного бунтарства, пойдя на смерть в газовые камеры фашистского концлагеря со своими воспитанниками. Создатель дошкольных учреждений итальянка Мария Монтессори (1872-1952) разделяла идеи о недопустимости насилия над детьми, уважения к личности воспитанников. Она говорила о существовании мира детства, где развитие ребенка подчинено особым законам. Монтессори отвергала активное педагогическое вмешательство в развитие воспитанника, основываясь на идее спонтанного развития личности. Призыв ребенка к учителю: помоги мне это сделать самому! — ключевой в педагогике Монтессори. Основой обучения в дошкольном и младшем школьном возрасте Монтессори считала сенсорное воспитание.

    Читать еще:  Что лежит в основе воспитания

    Оппоненты традиционализма выработали развернутые теоретические обоснования формирования целостной личности, выступающей как объект и субъект педагогического процесса. Ими была выдвинута программа человеколюбивого, антиавторитарного воспитания. Представители реформаторской педагогики сыграли заметную роль в обновлении дидактической теории.

    Антитрадиционализмом были предложены несколько концепций и идей. Кредо антитрадиционализма нашло отчетливое выражение в идеях свободного воспитания, манифестом которого оказалась книга шведского педагога Эллен Кей (1849-1926) «Век ребенка» (русский перевод в 1905 г.), где предлагалась педагогическая формула «Vom Kinde aus» — исходя из ребенка. Приверженцев свободного воспитания объединяло отрицание традиций, призыв развивать в ребенке творческие созидательные силы. Они считали, что ведущую роль в воспитании должны играть детское переживание и накопление воспитанником личного опыта.

    Заметным событием в антитрадиционном воспитании стало зарождение экспериментальной педагогики. Ее представители сосредоточились прежде всего на исследованиях психологии ребенка, чтобы из нее вывести воспитание, которое он должен получить. Создатели экспериментальной педагогики, стремясь освободить воспитание от умозрительности, опереться на эмпирию изучения ребенка и его поведения, на основе лабораторных наблюдений выдвинули в качестве основного педагогический принцип саморазвития личности. При разработке педагогических проблем они пытались использовать данные детской психологии и физиологии, а также конкретной социологии. Эта тенденция подчеркнута, например, в книге немецкого ученого И. Керчмара «Конец философской педагогики» (1921 г.), где провозглашался культ факта.

    Сходно рассуждал французский педагог Поль Лапи (1869-1927), который утверждал, что если в прошлом педагогика была либо метафизической гипотезой, либо литературным романом, то благодаря использованию достижений психологии она обрела собственный предмет. Психология, по Лапи, дала педагогике знания об индивидуальных качествах учащегося, выявив различные типы мышления, способностей и пр. Лапи попытался в педагогических рекомендациях использовать данные психологической науки. Так, исходя из идеи о существовании трех типов восприятия (зрительного, слухового, мускульного), он предложил применять и комбинировать визуальные, слуховые и моторные методы обучения.

    Видный представитель экспериментальной педагогики германский ученый Вильгельм Август Лай (1862-1926) полагал, что лабораторный эксперимент, благодаря которому, в частности, был открыт скачкообразный характер стадий физиологического развития ребенка, дал ценный материал для определения новых путей воспитания. Лай исходил из того, что в основе детских поступков лежат врожденные либо приобретенные рефлексы, которые надлежит изучать как в лабораторных, так и в обычных условиях. Углубленное изучение детской физиологии, сенсорики рассматривалось как главный ориентир воспитания.

    В.А. Лай утверждал, что детские интересы формируются на основе спонтанных рефлексов. Соответственно центр воспитательного процесса он смещал в сферу деятельности самого ребенка, которого рассматривал как активную силу социальной и природной среды, ибо деятельность ребенка является реакцией на окружающий мир. Эту деятельность следует организовывать, учитывая особенности, рефлексы, потребности физиологии и психологии детей. Среди детских рефлексов особое значение придавалось инстинкту борьбы, наличие которого, как писал В.А. Лай, помогло человеку стать господином мира. Подобный инстинкт, считал Лай, имеет положительные и отрицательные последствия. Скажем, продиктованные им стремления быть сильным, ловким служат педагогической задаче привести ребенка в состояние гармонии с природой. Дурное в таком инстинкте, в частности, жестокость, в процессе воспитания следует глушить.

    В.А. Лай выдвинул идею создания школы действия, опираясь на тезис о единстве восприятия, его умственной переработки и внешнего выражения, что должно составлять основные элементы обучения. Это положение В.А. Лай рассматривал прежде всего исходя из природы ребенка, т.е. как реакции, моментального приспособления к окружающим условиям. Концепция Лайя — важная ступень в познании ребенка и педагогической теории. Ученый справедливо ставил в зависимость от психолого-биологического фактора результаты воспитания. Однако он заметно ограничивал предмет педагогической науки биологией ребенка, что обедняло возможности изучения закономерностей воспитания.

    Из похожих позиций исходил и французский психолог и педагог Альфред Бине (1857-1911). Он утверждал, что в процессе воспитания следует опираться на врожденные данные. При изучении ребенка Бине одним из первых применил психологические тесты. Социальную среду как фактор воспитания Бине рассматривал излишне прямолинейно. Он, в частности, полагал целесообразной жесткую рецептуру наказаний, невысоко расценивал роль педагогического примера.

    А. Бине, анализируя процесс обучения, исходил из утверждения, что ребенок хорошо усваивает то, что его непосредственно касается. Он изучал физиологические и психологические закономерности развития школьника. Бине выступал против традиции, согласно которой главным средством обучения является слово учителя, считая, что учащийся должен стать активным участником собственного образования. Он предложил обучать в так называемых гомогенных классах, объединяющих учеников со сходными способностями и уровнем развития.

    Экспериментальная педагогика выдвинула тезис врожденных умственных способностей и целесообразность развития личности прежде всего на основе этих способностей. Подобный тезис получил оформление в идеях педоцентризма — педологии. Педология родилась в Англии (Дж. Э. Адамсон), получила сторонников во Франции (А. Бине) и особенно в США (Г. Холл, Э. Торндайк, У Килпатрик). Основным исследовательским приемом ее теоретиков было интеллектуальное тестирование.

    Часть педагогов выразили сомнение, что тесты определяют врожденные способности, и высказались за их применение с существенными оговорками. Так, американский педагог Уильям Бэгли (1874-1946) был убежден, что интеллектуальные тесты позволяют определить уровень знаний учащихся, но не могут рассматриваться как объективный показатель врожденных и неизменных умственных способностей. Аналогичную точку зрения высказывал французский психолог и педагог Анри Валлон (1879-1962). Выражались опасения, что тестирование на врожденные способности обрекает детей на неравные возможности в получении образования (Д. Дьюи, США).

    Читать еще:  Воспитание осуществляется на основе подражания взрослым

    Оптимистические прогнозы экспериментальной педагогики часто не согласовывались с педагогической действительностью. В известной мере это объяснялось недостаточной корректностью научного обобщения проводимых исследований. Вот что писала в этой связи Мария Монтессори: «Мы полагали, что, таская камни. экспериментирования к искрошившимся стенам старой школы, мы сможем перестроить ее. Но этого мало. Для практического улучшения школы необходимо действительное слияние. теории и практики».

    По-своему трактовала идеи реформаторства педагогика прагматизма, или прогрессивизма, которая получила особое развитие в США. Ее лидер Джон Дьюи (1859-1952) выступал за практическую направленность воспитания, предлагая решать педагогические проблемы посредством спонтанного развития ребенка: «Ребенок — это исходная точка, центр и конец всего. Надо иметь в виду его развитие, ибо лишь оно может служить мерилом воспитания».

    Д. Дьюи и его последователи полагали, что можно положительно повлиять на жизнь каждого человека, заботясь с детства о здоровье, отдыхе и карьере будущего семьянина и члена общества. Изучение специфики детства рассматривалось как путеводитель научной педагогики. Предлагалось сделать ребенка объектом интенсивного воздействия многообразных факторов формирования — экономических, научных, культурных, этических и пр. Представители прагматистской педагогики рассматривали воспитание как непрерывную реконструкцию личного опыта детей в опоре на врожденные интересы и потребности. Они разработали метод учения посредством делания чего-либо.

    Специфически интерпретировали идеи нового воспитания германские теоретики педагогики личности. Они рассматривали педагогический процесс как синхронное взаимодействие воспитанника и наставника, носящее творческий характер, исключающее подавление личности воспитанника и жесткую регламентацию. Идеологи педагогики личности Гуго Гаудиг (1860-1923), Фриц Гансберг (1871-1950), Генрих Шаррельман (1871-1940) исходили из цели формирования на основе высокоразвитой умственной активности человека, способного преодолеть свою внутреннюю неустойчивость с помощью вечных ценностей, прежде всего религии и гражданственности. Класс должен был быть трудовым содружеством под руководством учителя. Педагогическое руководство понималось как тактичное, основанное на интуиции педагога сотрудничество с детьми. Задача обучения и воспитания виделась прежде всего в поощрении свободного духовного развития ребенка. Отрицалось систематическое и предметное обучение в начальной школе. Взамен предлагалось эпизодическое комплексное преподавание.

    Сторонник воспитания посредством искусства Э. Зальвюрк (1839-1926) (Германия) видел педагогическую задачу в реализации творческих сил детей, в частности, в области искусства, которая рассматривалась как важное условие нравственного формирования. Им выдвинуто несколько положений воспитания посредством искусства: художественная деятельность происходит от естественной потребности человека в движении, которая у ребенка проявляется в игре; искусство через изображение воздействует на чувства человека; художественная деятельность сказывается на развитии воли; искусство способствует физическому развитию и остроте мысли и т.д.

    Перекликается с идеями воспитания посредством искусства мистико-антропологическая концепция германского педагога Рудольфа Штайнера (1861-1925). Свои идеи Штайнер тесно связывал с практикой обучения. В работе «Курс народной педагогики» он подчеркивал, что школа должна строиться на глубоком познании человека, а ее целью может быть прежде всего формирование гуманной личности: «Не спрашивайте, что нужно знать и уметь делать человеку, чтобы наилучшим образом соответствовать запросам существующего общества. Поставьте вопрос по-иному: чем жив человек и кто из него или из нее может вырасти? Это единственный способ выявить новые качества каждого нового поколения и направить их на служение обществу. Новое поколение отнюдь не должно становиться таким, каким бы хотело его видеть предшествующее». В качестве главного направления воспитания Штайнер определил поиск эффективных путей эмоционально-эстетического развития личности. Он уверял в возможности развить в заложенную человеке способность духовного зрения, т.е. видеть предметы и явления, не постигаемые обычными чувствами.

    Свой вклад в новое воспитание внесли разработчики функциональной педагогики. Ее идеологи во Франции и Швейцарии (Эдуард Клапаред, Адольф Ферьер, Селестен Френе и другие) настаивали на персональном внимании педагога к ребенку, к детской игре как эффективному способу воспитания. Они считали необходимым отказаться от ориентации на среднего ребенка, опираться в воспитании на интересы каждого школьника. Руководствуясь таким подходом, Адольф Ферьер предложил периодизацию детства, развития ребенка и детских интересов — от бессистемных до целенаправленных. В 1924 г. он организовал близ Женевы школу, где, имея в виду специфику разных периодов детства, обучал малышей по методу Марии Монтессори, воспитанников среднего возраста — по примеру Овида Декроли, старшеклассников — согласно рекомендациям американского энтузиаста нового воспитания Карлтона Уошборна (1889-?).

    Представители реформаторской педагогики уделили особое внимание трудовому обучению и воспитанию. При этом проявились разные подходы. Так, немецкий педагог Георг Кершенштейнер (1854-1932) видел основную цель трудовых занятий в подготовке к профессиональной деятельности в области физического труда. Американец Джон Дьюи, напротив, рассматривал трудовое обучение и воспитание в школе не как профессиональную подготовку, а прежде всего как условие общего развития. Он видел в ручном труде средство показать детям основные нужды общества и способы удовлетворения их. Для него было важно понимание труда как мотива и метода обучения. По мнению Дьюи, занятия по труду должны стать центром, вокруг которого группируются научные занятия.

    Представителе нового воспитания считали, что обучение должно исходить из интересов учащихся, поощрять самостоятельность и активность школьников. Возникнув и развиваясь в процессе пересмотра традиционных педагогических установок в пользу обогащения содержания, активизации учебного процесса, реформаторская педагогика служила важным обоснованием реформ школьного образования в первой половине XX столетия.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector