221madou.ru

Мама и Я
35 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Азбука поведения разговор о воспитании

конспект » Азбука поведения».
план-конспект по теме

Цели: Приучать детей быть воспитанными, добрыми, вежливыми.

Работать над развитием и коррекцией речи учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
zanyatie_2.docx37.16 КБ

Предварительный просмотр:

«АЗБУКА ПОВЕДЕНИЯ» или «РАЗГОВОР О ВОСПИТАННОСТИ» (беседа-рассуждение).

Цели: Приучать детей быть воспитанными, добрыми, вежливыми.

Работать над развитием и коррекцией речи учащихся

I. Вступительное слово.

Воспитатель. Представьте себе каждый такую картину: ты при мчался из школы голодный, как сто волков, и, не раздеваясь, не вымыв руки, несешься на кухню, хватаешь ложку и прямо из каст рюли проглатываешь все, что тебе оставлено. «Уф, наелся», — гово ришь ты, вытирая рот рукавом. Как после этого ты будешь чувст вовать себя за столом на именинах у друга? А вот как: нож и вилка будут прыгать у тебя в руках, картофелины на тарелке забегают, как живые, а рука само собой согнется в локте, чтобы вытереть рот рукавом. Что и говорить — есть из кастрюли куда проще! А если бы ты дома каждый день ел, как полагается, за столом, пользуясь но жом и вилкой, каким легким и удобным тебе бы это показалось! Тем ребятам, кто склонен играть двойную роль — одну у себя дома, другую — напоказ, мы предлагаем такую игру.

У каждого из вас есть знакомые, друзья, мнением которых в дорожите или хотите произвести хорошее впечатление. А теперь представьте себе, что этот друг всегда находится недалеко от вас а наблюдает за вами. Это изменит вас до неузнаваемости. Ты уже не сможешь дернуть за ухо младшего брата или обругать товарища. Под взглядом этого человека тебе и в голову не придет, возвратив шись из школы, швырнуть в угол пальто, облизать тарелку или пробурчать какую-нибудь грубость маме. Так воображение помо жет тебе прилично вести себя дома, нормально есть, быть вежли вым с окружающими. А через некоторое время (попробуй, и ты сам в этом убедишься) кусок хлеба в грязной руке уже не покажется таким вкусным, невоспитанность товарищей будет тебя возмущать, а беспорядок в квартире — раздражать. Пройдет еще какое-то вре мя, и ты почувствуешь, что хорошие манеры стали уже привычкой и внутренней потребностью. А теперь назовем черты поведения, которые мешают стать по-настоящему воспитанным, вежливым и культурным человеком. Это неумение держать слово, безответст венность, нескромность, неумение хранить чужую тайну. Но такие черты, как доброжелательность и уважение к людям, плюс знание этикета составят культуру поведения. Только овладев правилами поведения, можно смело отправляться в путешествие по жизни. Человек в отличие от животного учитывает последствия своих дей ствий, руководствуясь при этом нормами поведения. Человек, ис пытывая голод, может временно отказаться от пищи, если это вы зывается необходимостью. Человек может преодолеть страх и идти навстречу опасности, сознавая свой долг. Обдумывать, обсуждать, раскидывать умом. Вдумчивым мы называем того человека, кото рый в своих суждениях избегает вредной торопливости, вдумыва ется во все.

К. Д. Ушинский составил для себя правила поведения, они це ликом были основаны на обдуманности совершенствии действий и поступков. Вот они.

  1. Спокойствие совершенное, по крайней мере внешнее.
  2. Прямота в словах и поступках.
  3. Обдуманность действий.
  4. Решительность.
  5. Не говори о себе без нужды ни одного слова.
  1. Не проводить времени бессознательно, делать то, что хо- 1ь, а не то, что получится.
  2. Каждый вечер делать отчет в своих поступках.
  3. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни I, что будет.

II. Работа с пословицами о правилах поведения.

Воспитатель. Вспомните, пожалуйста, пословицы, в которых на-дная мудрость призывает нас соблюдать правила нормированной пни. Какие это пословицы? <Дети называют.)

Не продумавши, ничего не начинай.

Сперва подумай, а там и нам скажи.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

  1. О каких правилах поведения напомнили вам эти пословицы?

III. Чтение и обсуждение сказки.

ПРО ТОРОПЛИВУЮ КУНИЦУ И ТЕРПЕЛИВУЮ СИНИЦУ

Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп-ляп! Всю ткань искромсала-изрезала в лоскутки. И не то, что .сарафан — платка из этих лоскутков нельзя сшить.

Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут при кинет, там смекнет, сюда подвинет, туда подвернет. Все она сооб разила, все высчитала, все вычертила, потом за ножницы взялась. Хороший фартук получился. Ни одного лоскутка даром не пропа ло. Диву далась Куница. На фартук глядит — завидует:

  1. Где ты кройке-шитью училась, Синица? У кого?
  2. Бабушка меня шитью выучила.
  3. А как она учила тебя?
  4. Да очень просто. Пять волшебных слов велела запомнить.
  5. Каких?
  6. «Семь раз отмерь — один отрежь».

Е. Пермяк. Рассказы и сказки

  1. Как вы думаете, ребята, что самое главное в воспитании че ловека?

Вывод: Самое главное в воспитании в том, чтобы человек сам стал думать о самом себе, чтобы он посмотрел на самого себя, за думался над собственной судьбой. (В. Сухомлинский.)

IV. Слушание и обсуждение рассказа.

За лето нашу школу отремонтировали. Стены в классе заново побелили, и они были такие чистенькие, свежие, без единого пят нышка, просто любо посмотреть. Все было как новенькое. Приятно

все-таки заниматься в таком классе!

И светлей кажется, и привольней, и даже, как бы это сказать, на душе веселей.

И вот на следующий день, когда я пришел в класс, то увидел, что на стене рядом с доской нарисован углем морячок. Он был в полосатой тельняшке, брюки клеш развевались по ветру, на голо ве — бескозырка, во рту — трубка, и дым из нее кольцами поднимал ся кверху, как из пароходной трубы. У морячка был такой залих ватский вид, что на него нельзя было смотреть без смеха.

  1. Это Игорь Грачев нарисовал,- сообщил мне Вася Ерохин.
  2. Только, чур, не выдавать!
  3. Зачем же мне выдавать? — говорю я.

Ребята сидели за партами, любовались морячком, посмеива лись, шутили:

  1. Морячок с нами будет учиться! Вот здорово!

Перед самым звонком прибежал в класс Шишкин.

  1. Видел морячка? — говорю я и показываю на стену. Он взглянул на него.
  2. Это Игорь Грачев нарисовал, — сказал я.
  3. Только не выдавать.
  4. Ну, ладно, сам знаю! Ты по русскому упражнение сделал?
  1. Конечно, сделал, — ответил я. — Что же, я с несделанными уроками буду в класс приходить.

Я хотел рассказать ему, что такое корень, приставка и оконча ние, но тут прозвенел звонок, и в класс вошла Ольга Николаевна. Она сразу увидела на стене морячка, и лицо у нее сделалось стро гое.

  1. Это что еще за художества? — спросила она и обвела весь класс взглядом. — Кто это нарисовал?

Все ребята молчали.

  1. Тот, кто испортил стену, должен встать и признаться, — сказа ла Ольга Николаевна.

Все сидели молча. Никто не встал и не признался. Брови у Оль ги Николаевны нахмурились.

  1. Разве вы не знаете, что класс надо в чистоте держать? Что бу дет, если каждый станет рисовать на стенах? Самим неприятно бу дет сидеть в грязи. Или вам, может, приятно?
  2. Нет, нет! — раздалось несколько нерешительных голосов.
  1. Кто же это сделал? Все молчали.

На последнем уроке к нам в класс пришел директор школы Игорь Александрович.

Я думал, что он раскричится на нас, но он спокойно рассказал нам, сколько тратится денег на обучение каждого ученика, как важно хорошо учиться и беречь школьное имущество. Под конец он сказал:

  1. Тот, кто нарисовал на стене, наверно, не хотел нанести ущерб школе. Если он чистосердечно признается, то докажет, что он че ловек честный и сделал это не подумав.

На меня очень подействовало, что сказал директор, и я поду мал: Игорь Грачев тут же встанет и признается, что это он сделал, но Игорю, видно было, не хотелось доказывать, что он честный человек, и он молча сидел за своей партой. Тогда Игорь Александ рович сказал, что тому, кто разрисовал стену, наверно, стыдно при знаться сейчас, но пусть он подумает над своим поведением, а по том наберется смелости и придет к нему в кабинет. После уроков наш староста Толя подошел к Грачеву и сказал:

  1. Эх, ты! Кто тебя просил стену портить? Видишь, что вышло? Игорь развел руками:
  2. Да я что? Я разве хотел?
  3. Зачем же нарисовал?
  4. Сам не знаю. Взял и нарисовал, не подумавши.
  5. «Не подумавши»! Из-за тебя пятно на всем классе.
  6. Почему на всем классе?
  7. Потому что на каждого могут подумать.
  8. А может, это кто-нибудь из другого класса забежал и нарисо вал?
  9. Смотри, чтоб этого больше не было, — сказал Толя.
  10. Ладно, ребята, я больше не буду, я ведь так только — хотел попробовать, — оправдывался Игорь.

Он взял тряпку и принялся стирать морячка со стены, но от этого получилось только хуже. Морячок все-таки был виден, а вокруг

него образовалось большущее грязное пятно. Тогда ребята отняли у Игоря тряпку и не позволили больше размазывать грязь по стене.

Прошло три дня или четыре, и вот один раз на уроке наш ре дактор Сережа сказал:

  1. Ольга Николаевна, у нас в редколлегии никто не умеет хоро шо рисовать. В прошлом году всегда рисовал Федя, а теперь совсем некому, и стенгазета получается неинтересная. Надо нам выбрать художника.
  2. Художником надо выбирать того, кто умеет хорошо рисо вать, — сказала Ольга Николаевна.

Давайте сделаем так: пусть каждый принесет свои рисунки. Вот мы и выберем, кто лучше рисует.

  1. А у кого нет рисунков? — спросили ребята.
  2. Ну, нарисуйте сегодня, приготовьте хоть по рисунку. Это ведь не трудно.
  3. Конечно, — согласились мы все.

На другой день все принесли рисунки. Кто принес старые, кто нарисовал новые, у некоторых были целые пачки рисунков, а Игорь Грачев принес целый альбом. Я тоже принес несколько ри сунков. И вот мы разложили свои рисунки на партах, а Ольга Ни колаевна подходила ко всем и рассматривала рисунки. Наконец она подошла к Игорю и стала смотреть его альбом. У него там были нарисованы моря, корабли, пароходы, подводные лодки.

  1. Игорь Грачев лучше всех рисует, — сказала она.
  2. Вот ты и будешь художником.

Игорь улыбнулся от радости. Ольга Николаевна перевернула страничку и увидела, что там у него нарисован моряк в тельняшке, с трубкой во рту точь-в-точь такой же, как на стене был. Она на хмурилась и пристально поглядела на Игоря. Он заволновался, по краснел и тут же сказал:

  1. Это я нарисовал морячка на стенке.
  2. Ну вот, а когда спрашивали, так ты не признался! Нехорошо, Игорь, нечестно! Зачем ты это сделал?
  3. Сам не знаю, Ольга Николаевна. Как-то так, нечаянно. Я не подумал.

Ну, хорошо, что хоть теперь признался. После уроков пойди к директору и попроси прощения.

После уроков Игорь пошел к директору и стал просить у него прощения. Игорь Александрович сказал:

— Хорошо. Второй раз ремонтировать некому. Иди домой, по обедаешь и придешь.

После обеда Игорь пришел в школу, ему дали ведро с краской и кисточку, и он побелил стену так, что моряка не стало видно.

Н. Носов. Из книги «Витя Малеев в школе и дома»

  1. Почему ребята не сказали, кто нарисовал на стене?
  2. Почему сам Игорь промолчал?
  3. Почему даже после выступления директора школы Игорь не сознался в своем поступке?
  4. Как в классе и Ольга Николаевна узнали о том, кто нарисовал на стене?
  5. Почему Игорь сознался в своем поступке?
  6. Как поступил директор школы по отношению к Игорю?
  7. А как бы вы поступили на месте Игоря? На месте друзей Иго ря, которые знали, что это сделал Игорь?

Выводы дети делают сами.

V. Разговор о дружбе и друзьях.

Подготовленный ребёнок читает стихотворение.

Классный час на тему «Азбука поведения»

Тематический классный час о культуре поведения, нравственности

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему «Азбука поведения»»

КЛАССНЫЙ ЧАС В 7 КЛАССЕ

Тема: « Азбука поведения» или «Разговор о воспитанности»

Цели: выявить в ходе беседы и обсуждения ситуаций положительные и отрицательные стороны правил поведения в повседневной жизни, в обществе; воспитывать чувство коллективизма, взаимного доверия и ответственности перед друзьями; корригировать психические функции, расширять кругозор.

Сушёный виноград ?(Изюм)

Игроки в футболе? (Футболисты)

Летний головной убор?(Панама)

Американский Дед Мороз? (Санта Клаус)

Кличка телёнка в мультфильме «Каникулы в Простоквашино»? (Гаврюша)

Самая большая птица в мире? (Страус)

Из чего получают манную крупу? (Пшеница)

Друг Винни-Пуха? (Пятачок)

Самое глубокое озеро в мире? (Байкал)

II Основная часть.

— Прочитайте зашифрованный текст и вы узнаете тему нашего классного часа.

А Б У З А К О Д П Е И Н В Е Я

— Случайно ли выбрана именно такая тема для нашего классного часа? Почему?

Представьте себе: вы примчались из школы домой голодные, как сто волков, и, не раздеваясь, не вымыв руки, несётесь на кухню хватаете ложку и прямо из кастрюли проглатываете всё, что вам оставлено». Уф, наелся»,- говорите вы, вытирая рот рукавом. Как после этого вы будете чувствовать себя за столом на именинах у друга? А вот как: нож и вилка будут прыгать у вас в руках, картофелины на тарелке забегают, как живые, а рука сама собой согнётся в локте, чтобы вытереть рот рукавом. Что и говорить – есть из кастрюли куда проще! А если бы вы дома каждый день ели как полагается, за столом, пользуясь ножом и вилкой, каким лёгким и удобным вам бы показалось это! Тем, кто склонен играть двойную роль – одну у себя дома, другую – напоказ, я хочу предложить такую игру.

У каждого из вас есть знакомые, друзья, мнением которых вы дорожите или хотите произвести хорошее впе6чатление. А теперь представьте себе, что этот друг всегда находится недалеко от вас и наблюдает за вами. Это поможет вам измениться. Вы уже не сможете кого-то стукнуть просто так, обругать кого-то. Под взглядом этого товарища вам и в голову не придёт, возвратившись из школы, швырнуть в угол пальто, облизать тарелку или пробурчать какую-нибудь грубость маме. Так, воображение поможет вам прилично вести себя дома, нормально есть, быть вежливым с окружающими. А через некоторое время кусок хлеба в грязной руке уже не покажется вас таким вкусным, невоспитанность товарищей будет вас возмущать, а беспорядок в квартире – раздражать. Пройдёт ещё какое-то время, и вы почувствуете, что хорошие манеры стали уже привычкой и внутренней потребностью. А теперь назовём черты поведения, которые мешают стать по-настоящему воспитанным, вежливым и культурным человеком. Это неумение держать слово, безответственность, нескромность, неумение хранить чужую тайну. Но такие черты, как доброжелательность и уважение к людям, плюс знание этикета составят культуру поведения. Только овладев правилами поведения, можно смело отправляться в путешествие по жизни.

Человек в отличие от животного учитывает последствия своих действий, руководствуясь при этом нормами поведения. Человек, испытывая голод, может временно отказаться от пищи, если это вызывается необходимостью. Человек может преодолеть свой страх и идти навстречу опасности, сознавая свой долг. Обдумывать, рассуждать, раскидывать умом.

Один великий человек для себя выделил некоторые правила поведения, которые , я думаю, подойдут для каждого человека. Вот они:

1.Совершенное спокойствие, по крайней мере внешнее.

2.Прямота в словах и поступках.

5.Не говори о себе без нужды ни одного слова.

6.Не проводить времени бессознательно, делать то, что хочешь, а не то, что получится.

7.Каждый вечер делать отчёт в своих поступках.

8.Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

— Послушайте пословицы, которые относятся к теме нашего часа.

Не продумавши, ничего не начинай.

Сперва подумай, а там и нам скажи.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

— А теперь послушайте одну сказку и подумайте, какая из пословиц, подходит к ней.

Про торопливую Куницу и терпеливую Синицу.

Стала торопливая Куница шёлковый сарафан к лету кроить. Тяп-ляп! Всю ткань искромсала-изрезала в лоскутки. И не то, что сарафан — платка из этих лоскутков нельзя сшить.

Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет, там смекнёт, сюда подвинет, туда подвернёт. Всё она сообразила, всё высчитала, всё вычертила, потом за ножницы взялась. Хороший фартук получился. Ни одного лоскутка даром не пропало.

Диву далась Куница. На фартук глядит – завидует:

— Где ты кройке – шитью училась, Синица? У кого?

— Бабушка меня шитью учила.

— А как она учила тебя?

-Да очень просто. Пять волшебных слов велела запомнить.

-«Семь раз отмерь – один отрежь».

( Е. Пермяк. Рассказы и сказки.)

— Послушайте теперь рассказ и подумайте, о чём в нём говорится.

( Н. Носов из книги «Витя Малеев в школе и дома»).

Обсуждение рассказа. Вопросы.

1.Почему ребята не сказали, кто нарисовал на стене?

2.Почему Игорь сам промолчал?

3.Почему даже после выступления директора школы Игорь не сознался в своём поступке?

4.как в классе ребята и Ольга Николаевна узнали о том, кто нарисовал на стене?

5.Почему Игорь сознался в своём поступке?

6.Как поступил директор по отношению к Игорю?

7.А как бы вы поступили на месте Игоря? На месте друзей Игоря, которые знали, что это сделал Игорь?

III Заключительная часть.

— Вспомним ещё раз, о чём мы сегодня говорили.

— Важно ли нам быть взаимно вежливыми друг к другу и порядочными? Нужно ли дорожить дружбой и хорошими отношениями? Прислушиваться к мнениям друзей?

— Сделали ли вы себя какие-либо выводы? Какие именно?

В заключение нашего разговора послушайте стихотворение.

Мы с соседом Петькой –

Он получит двойку –

Вместе мяч гоняем,

Вместе лёд сосём,

Громче всех поём.

Он залез в малину –

Он порвёт штанину –

Мы всегда весёлые,

Мы навек друзья.

Потеряй он голову –

Вопрос. Правильно ли друзья понимают дружбу? Почему?

Азбука поведения разговор о воспитании

Учитель. Представьте себе: ты примчался из школы голодный, как сто волков, и, не раздеваясь, не вымыв руки, несешься на кухню, хватаешь ложку и прямо из кастрюли проглатываешь все, что тебе оставлено. «Уф, наелся», — говоришь ты, вытирая рот рукавом. Как после этого ты будешь чувствовать себя за столом на именинах у друга? А вот как: нож и вилка будут прыгать у тебя в руках, картофелины на тарелке забегают, как жи­вые, а рука само собой согнется в локте, чтобы вытереть рот рукавом. Что и говорить — есть из кастрюли куда проще! А если бы ты дома каждый день ел как полагается, за столом, пользуясь ножом и вилкой, каким легким и удобным тебе бы это показалось! Тем ребятам, кто склонен играть двойную роль — одну у себя дома, другую — напоказ, мы предлагаем такую игру.

У каждого из вас есть знакомые, друзья, мнением которых вы дорожите или хотите произвести хорошее впечатление. А теперь представьте себе, что этот друг всегда находится недалеко от вас и наблюдает за вами. Это изменит вас до неузнаваемости. Ты уже не сможешь дернуть за ухо млад­шего брата или обругать товарища. Под взглядом этого человека тебе и в голову не придет, возвратившись из школы, швырнуть в угол пальто, обли­зать тарелку или пробурчать какую-нибудь грубость маме. Так воображе­ние поможет тебе прилично вести себя дома, нормально есть, быть вежли­вым с окружающими. А через некоторое время (попробуй, и ты сам в этом убедишься) кусок хлеба в грязной руке уже не покажется таким вкусным, невоспитанность товарищей будет тебя возмущать, а беспорядок в кварти­ре — раздражать. Пройдет еще какое-то время, и ты почувствуешь, что хо­рошие манеры стали уже привычкой и внутренней потребностью. А теперь назовем черты поведения, которые мешают стать по-настоящему воспи­танным, вежливым и культурным человеком. Это неумение держать слово, безответственность, нескромность, неумение хранить чужую тайну. Но такие черты, как доброжелательность и уважение к людям, плюс знание этикета составят культуру поведения. Только овладев правилами поведе­ния, можно смело отправляться в путешествие по жизни.

Человек в отличие от животного учитывает последствия своих дейст­вий, руководствуясь при этом нормами поведения. Человек, испытывая голод, может временно отказаться от пищи, если это вызывается необхо­димостью. Человек может преодолеть страх и идти навстречу опасности, сознавая свой долг. Обдумывать, обсуждать, раскидывать умом. Вдумчи­вым мы называем того человека, который в своих суждениях избегает вредной торопливости, вдумывается во все.

К. Д. Ушинский составил для себя правила поведения, они целиком бы­ли основаны на обдуманности совершении действий и поступков. Вот они.

1. Спокойствие совершенное, по крайней мере внешнее.

2. Прямота в словах и поступках.

3. Обдуманность действий.

5. Не говори о себе без нужды ни одного слова.

6. Не проводить времени бессознательно, делать то, что хочешь, а не то, что получится.

7. Каждый вечер делать отчет в своих поступках.

8. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

Не продумавши, ничего не начинай.

Сперва подумай, а там и нам скажи.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Про торопливую Куницу и терпеливую Синицу

Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп-ляп! Всю ткань искромсала-изрезала в лоскутки. И не то что сарафан — платка из этих лоскутков нельзя сшить.

Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет, там смекнет, сюда подвинет, туда подвернет. Все она сообразила, все вы­считала, все вычертила, потом за ножницы взялась. Хороший фартук полу­чился. Ни одного лоскутка даром не пропало.

Диву далась Куница. На фартук глядит — завидует:

— Где ты кройке-шитью училась, Синица? У кого?

— Бабушка меня шитью выучила.

— А как она учила тебя?

— Да очень просто. Пять волшебных слов велела запомнить.

— «Семь раз отмерь — один отрежь».

Е. Пермяк. Рассказы и сказки

«Самое главное в воспитании в том, чтобы человек сам стал думать о самом себе, чтобы он посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой».

За лето нашу школу отремонтировали. Стены в классе заново побелили, и они были такие чистенькие, свежие, без единого пятнышка, просто любо посмотреть. Все было как новенькое. Приятно все-таки заниматься в таком классе!

И светлей кажется, и привольней, и даже, как бы это сказать, на душе веселей.

И вот на следующий день, когда я пришел в класс, то увидел, что на стене рядом с доской нарисован углем морячок. Он был в полосатой тель­няшке, брюки клеш развевались по ветру, на голове — бескозырка, во рту -трубка, и дым из нее кольцами поднимался кверху, как из пароходной тру­бы. У морячка был такой залихватский вид, что на него нельзя было смот­реть без смеха.

— Это Игорь Грачев нарисовал, — сообщил мне Вася Ерохин. — Только, чур, не выдавать!

— Зачем же мне выдавать? — говорю я.

Ребята сидели за партами, любовались морячком, посмеивались, шу­тили:

— Морячок с нами будет учиться! Вот здорово! Перед самым звонком прибежал в класс Шишкин.

— Видел морячка? — говорю я и показываю на Стену. Он взглянул на него.

— Это Игорь Грачев нарисовал, — сказал я.

— Только не выдавать.

— Ну, ладно, сам знаю! Ты по русскому упражнение сделал?

— Конечно, сделал, — ответил я. — Что же, я с несделанными уроками бу­ду в класс приходить.

Я хотел рассказать ему, что такое корень, приставка и окончание, но тут прозвенел звонок и в класс вошла Ольга Николаевна. Она сразу увидела на стене морячка, и лицо у нее сделалось строгое.

— Это что еще за художества? — спросила она и обвела весь класс взгля­дом. — Кто это нарисовал?

Все ребята молчали.

— Тот, кто испортил стену, должен встать и признаться, — сказала Ольга Николаевна.

Все сидели молча. Никто не встал и не признался. Брови у Ольги Николаевны нахмурились.

— Разве вы не знаете, что класс надо в чистоте держать? Что будет, если каждый станет рисовать на стенах? Самим неприятно будет сидеть в грязи. Или вам, может, приятно?

— Нет, нет! — раздалось несколько нерешительных голосов.

— Кто же это сделал? Все молчали.

На последнем уроке к нам в класс пришел директор школы Игорь Алек­сандрович.

Я думал, что он раскричится на нас, но он спокойно рассказал нам, сколько тратится денег на обучение каждого ученика, как важно хорошо учиться и беречь школьное имущество. Под конец он сказал:

— Тот, кто нарисовал на стене, наверно, не хотел нанести ущерб школе. Если он чистосердечно признается, то докажет, что он человек честный и сделал это не подумав.

На меня очень подействовало, что сказал директор, и я подумал: Игорь Грачев тут же встанет и признается, что это он сделал, но Игорю, видно было, не хотелось доказывать, что он честный человек, и он молча сидел за своей партой. Тогда Игорь Александрович сказал, что тому, кто разрисовал стену, наверно, стыдно признаться сейчас, но пусть он подумает над своим поведением, а потом наберется смелости и придет к нему в кабинет. После уроков наш староста Толя подошел к Грачеву и сказал:

— Эх, ты! Кто тебя просил стену портить? Видишь, что вышло? Игорь развел руками:

— Да я что? Я разве хотел?

— Зачем же нарисовал?

— Сам не знаю. Взял и нарисовал, не подумавши.

— «Не подумавши»! Из-за тебя пятно на всем классе.

— Почему на всем классе?

— Потому что на каждого могут подумать.

— А может, это кто-нибудь из другого класса забежал и нарисовал?

— Смотри, чтоб этого больше не было, — сказал Толя.

— Ладно, ребята, я больше не буду, я ведь так только — хотел попробо­вать, — оправдывался Игорь.

Он взял тряпку и принялся стирать морячка со стены, но от этого полу­чилось только хуже. Морячок все-таки был виден, а вокруг него образова­лось большущее грязное пятно. Тогда ребята отняли у Игоря тряпку и не позволили больше размазывать грязь по стене.

Прошло три дня или четыре, и вот один раз на уроке наш редактор Се­режа сказал:

— Ольга Николаевна, у нас в редколлегии никто не умеет хорошо рисо­вать. В прошлом году всегда рисовал Федя, а теперь совсем некому, и стен­газета получается неинтересная. Надо нам выбрать художника.

— Художником надо выбирать того, кто умеет хорошо рисовать, — сказа­ла Ольга Николаевна.

— Давайте сделаем так: пусть каждый принесет свои рисунки. Вот мы и выберем, кто лучше рисует.

— А у кого нет рисунков? — спросили ребята.

— Ну, нарисуйте сегодня, приготовьте хоть по рисунку. Это ведь не трудно.

— Конечно, — согласились мы все.

На другой день все принесли рисунки. Кто принес старые, кто нарисо­вал новые, у некоторых были целые пачки рисунков, а Игорь Грачев при­нес целый альбом. Я тоже принес несколько рисунков. И вот мы разложили свои рисунки на партах, а Ольга Николаевна подходила ко всем и рассмат­ривала рисунки. Наконец она подошла к Игорю и стала смотреть его аль­бом. У него там были нарисованы моря, корабли, пароходы, подводные лодки.

— Игорь Грачев лучше всех рисует, — сказала она.

— Вот ты и будешь художником.

Игорь улыбнулся от радости. Ольга Николаевна перевернула страничку и увидела, что там у него нарисован моряк в тельняшке, с трубкой во рту точь-в-точь такой же, как на стене был. Она нахмурилась и пристально по­глядела на Игоря. Он заволновался, покраснел и тут же сказал:

— Это я нарисовал морячка на стенке.

— Ну вот, а когда спрашивали, так ты не признался! Нехорошо, Игорь, нечестно! Зачем ты это сделал?

— Сам не знаю, Ольга Николаевна. Как-то так, нечаянно. Я не подумал.

— Ну, хорошо, что хоть теперь признался. После уроков пойди к дирек­тору и попроси прощения.

После уроков Игорь пошел к директору и стал просить у него проще­ния. Игорь Александрович сказал:

— Хорошо. Второй раз ремонтировать некому. Иди домой, пообедаешь и придешь.

После обеда Игорь пришел в школу, ему дали ведро с краской и кисточ­ку, и он побелил стену так, что моряка не стало видно.

Н. Носов ( Из книги «Витя Малеев в школе и дома»)

Обсуждение рассказа. Вопросы:

1. Почему ребята не сказали, кто нарисовал на стене?

2. Почему сам Игорь промолчал?

3. Почему даже после выступления директора школы Игорь не сознался в своем поступке?

4. Как в классе и Ольга Николаевна узнали о том, кто нарисовал на стене? ‘*

5. Почему Игорь сознался в своем поступке?

6. Как поступил директор школы по отношению к Игорю?

7. А как бы вы поступили на месте Игоря? На месте друзей Игоря, кото­рые знали, что это сделал Игорь?

Выводы учащиеся делают сами.

Мы с соседом Петькой —

Он получит двойку —

Вместе мяч гоняем,

Вместе лед сосем,

Громче всех поем.

Он залез в малину –

Он порвет штанину –

Мы всегда веселые,

Мы навек друзья.

Потеряй он голову –

Вопрос. Правильно ли друзья понимают дружбу?

Один за всех — все за одного

В одном классе была такая история. В течение ряда лет Коля Зайцев прямо-таки измывался над ребятами. Станет в дверях, выставит руку: и каждый должен проходить, согнувшись в три погибели. И особенно он изводил самого маленького, Толю Гришина. Проходу ему не давал: застав­лял портфель носить, деньги отбирал. Три года мальчишки ходили «под Зайцевым». Разговорился я с ними. А они в оправдание: «Да у него брат. Да у него. » Такими мне жалкими показались. И все-таки их что-то задело. Стали они однажды стеной против Зайцева, сказали ему: «Вот попробуй только тронь Толика. » Стал заверять ребят, что никогда никого не оби­дит. Вот когда сработал принцип: «все за одного. ». А теперь сделаем очень важный и серьезный вывод, который вы постараетесь использовать в своей жизни. Все конфликты будут решены, если вы в классе готовы по-настоящему вникнуть в судьбу каждого товарища, независимо от того, яв­ляется он второгодником или нет, отличник или нет. Проявите коллектив­ную силу за защищенность каждого в вашем классном коллективе.

Шел трамвай десятый номер

По бульварному кольцу.

В нем сидело и стояло

Сто пятнадцать человек.

Люди входят и выходят,

Ехать очень далеко.

Он сидит на лучшем месте

Возле самого окна.

У него коньки под мышкой:

Он собрался на каток.

Вдруг на пятой остановке,

Опираясь на клюку,

Бабка дряхлая влезает

В переполненный вагон.

На свободное местечко

Захотелось бабке сесть,

Оглянуться не успела –

Место занято другим.

Ехать очень хорошо,

Он сидит на лучшем месте,

Возвращается с катка.

Люди входят и выходят.

Валентин сидит скучает,

Бабка рядышком стоит.

Этот случай про старушку

Можно дальше продолжать.

Но давайте скажем в рифму:

— Старость надо уважать!

Обсуждение стихотворения. Вывод делает учитель.

Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю. — Пойди и узнай, что с ней. Может, она больна, может, ей что-то нужно?

Муся застала Валю в постели, она лежала с завязанной щекой.

— Ох, Валечка! — сказала Муся, присаживаясь на стул. — У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв, и знаешь, бабушка как раз уехала, мама на работе.

— Моя мама тоже на работе, — сказала Валя. — А мне надо полоскание.

— Ох, Валечка, мне тоже давали полосканье, и мне стало лучше, как по­полощу, так и лучше! А мне еще помогала грелка горячая-горячая.

Валя оживилась и закивала головой.

— Да, да, грелка. Муся, у нас на кухне стоит чайник.

— Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик! — Муся вскочила и побе­жала к окну.

— Так и есть, дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!

Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая галоши. По­том, просунув голову в дверь, крикнула:

— Выздоравливай, Валечка! Я еще приду к тебе, обязательно приду! Не беспокойся!

Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.

— Ну, что? Что она говорила? Что ей нужно? — спрашивали Мусю де­вочки.

— Да у нее такой же флюс, как был у меня! — радостно сообщила Муся. -И она ничего не говорила. А помогают ей только грелка и полоскание!

1. Какую помощь оказала Муся подруге Вале?

2. Почему она подругам не сказала правду?

3. А как бы вы поступили? Вывод учащиеся делают сами.

Если в разговоре тебя перебьют, не пытайся заглушить перебившего, а замолчи и выслушай его возражение. Ведь, если вы оба будете говорить одновременно, все равно ни он тебя не услышит, ни ты его. Учись внима­тельно слушать собеседника. Не перебивай его, пока он не кончит свой рассказ. Дослушай то, что он хотел сказать, до конца, а потом уже возра­жай, если не согласен. Чем внимательнее ты будешь слушать, тем приятнее будет людям с тобой разговаривать.

Азбука культуры поведения. Конспект мероприятия «Путешествие в страну вежливых слов»

Cырова Наталья Александровна
Азбука культуры поведения. Конспект мероприятия «Путешествие в страну вежливых слов»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №26 Гнёздышко

«АЗБУКА КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ»

Тема: «Путешествие в страну вежливых слов»

Сырова Наталья Александровна

воспитатель высшей категории

Вежливость — это монета,

которая дающему ничего не стоит,

а принимающему доставляет удовольствие

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей является важной проблемой в педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка,в котором часто наблюдается дефицит воспитанности. доброжелательности,речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС ДОв содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Первые представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье. Придя в детский сад, ребенок поступает в мир, в котором соблюдения поведенческих правил необходимо для нормального и приятного существования всего детского коллектива. Родители и воспитатели обязаны помочь маленькому человеку в познании тайн, человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно. Культуру поведения формируют постоянно, в реальной жизни и в специально созданных ситуациях,используя для этого различные организационные формы: образовательную деятельность, игры, беседы, режимные моменты.

Целью предполагаемой методической разработки является расширение у ребенка круга этико-поведенческих понятий, что достигается с помощью проведения различных форм организации детской деятельности.

Данная методическая разработка была реализована в группе общеразвивающей направленности с 3 — 4 лет. Дети понимают и принимают основные правила поведения в обществе, положительно относятся к их соблюдению. В этом возрасте говорить о конкретных результатах еще рано. Но, не смотря на это, в процессе использования методической разработки решались задачи в воспитании навыков культуры поведенияу детей младшего дошкольного возраста:

— в совместной деятельности с взрослым, играх-занятиях учили детей элементарным нормам поведения;

— учили самостоятельно, использовать в речи “вежливые” слова, говорить приветливо, доброжелательно;

— воспитывали чувство симпатии к сверстникам и взрослым, учили отрицательно, относиться к грубости и жадности;

— учили вступать в общение с взрослыми, отвечать на вопросы, выполнять просьбы взрослых;

— воспитывали умение получать удовольствие от добрых действий;

— закрепляли навыки организованного поведения в детском саду;

-продолжали формировать элементарные представления о том, чтохорошо, что плохо, учили оценивать хорошие и плохие поступки;

— учили самостоятельно, использовать в речи “вежливые” слова, говорить приветливо, доброжелательно;

— приучали к совместным действиям со сверстниками, воспитывали умение играть рядом

— учили детей обращать внимание на эмоциональное состояниеокружающих, проявлять сочувствие, оказывать элементарную помощь;

Воспитание у детей навыков и привычек, способствующих формированию их культуры поведения, должно осуществляться непрерывно на протяжении всего дошкольного возраста и в единстве со всеми другими задачами воспитания. Только тогда поведение ребёнка становится выражением его воспитанности. Таким образом, методическая разработка позволяет решить задачи социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста с учётом концептуальных принципов и положений ФГОС ДО.

Конспект мероприятия

Дата проведения:21 февраля 2018 г.

Форма проведения:путешествие

Возрастная категория: дети второй младшей группы

Тема: «Путешествие в страну вежливых слов»

Цель: Формирование у детей представлений о различных формах вежливого общения.

— Способствовать формированию внимательного,заботливого отношения к окружающим, воспитывать у детей чуткое, доброжелательное отношение друг к другу.

— Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.

— Развивать связную, диалогическую, интонационную, выразительную речь, закреплять умение использовать вежливые слова.

— Дать представление о хороших и плохих поступках, поведении;

— Учить правильно оценивать себя и других, видеть положительные и отрицательные качества людей.

— Закрепить знания вежливых слов, помочь раскрыть детям их значение.

Интеграция образовательных областей:

Оборудование: мультимедиа, макетдомика, деревья 2шт., маска (коровы, игрушки (котик, ёжик, мостик, иллюстрации ситуаций, костюм Феи, сказочная музыка, музыкальная композиция «Добрые слова», медали «Самому вежливому».

Ход мероприятия:

Воспитатель: Здравствуйте! Ребята поздоровайтесь с нашими гостями. Мы сегодня с вами вспомним и расскажем гостям о волшебных словах, которые помогают людям жить дружно.

Дети, а вы когда-нибудь были в стране вежливых слов?

Воспитатель: А вы хотите там побывать?

Воспитатель: Давайте отправимся в страну «Вежливых слов» но, чтобы попасть туда, вам нужно перейти волшебную реку «Воспитанности».

Поможет нам мостик, который мы построим, если назовём вежливые слова. Я вам немного помогу – послушайте загадки «Вежливые слова»

1. Встретив зайку, ёж-сосед

А его сосед ушастый

2. К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

3. Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

4. Трясогузка с бережка

И за угощенье рыба

5. Говорит Лиса Матрёна

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

6. Обнаружив на рассвете,

Что роса попалась в сети,

7. Олениху в два часа

Навестить пришла лиса.

Оленята и олень

8. На закате мотылёк

Залетел на огонек.

Мы, конечно, рады встрече.

9. Катя пупсика Игнатку

Уложила спать в кроватку –

Больше он играть не хочет,

(Дети говорят отгадки — воспитатель выкладывает мостик из слов через реку.)

— Посмотрите, какой мост у нас получился!

Проходите, пожалуйста, по мостику!

Мы в стране Вежливых слов!

Воспитатель: Повернитесь к окну. Закройте глаза.

(звучит сказочная музыка, воспитатель надевает костюм феи.)

Воспитатель: Открывайте глаза.

Фея: Здравствуйте дети. Вы оказались в стране вежливых слов. А я фея этой замечательной страны.

Знают взрослые и дети

Много слов на белом свете!

А с волшебными словами,

Мы идём по свету с вами!

Скажите-ка мне, что это за волшебные слова?

Дети (отвечают): Спасибо, пожалуйста, простите, извините, здравствуйте, до свидания и т. д.

Фея: Спасибо, молодцы!

А почему люди называют вежливые слова волшебными словами?

Дети: Потому что вежливые слова делают людей добрее.

Вежливые слова похожи на маленьких волшебников. От этих слов светлеют лица. Люди начинают лучше относиться к тому, кто эти слова произносит. Вежливые слова помогают людям общаться друг с другом, лучше относиться друг к другу.

Вспомните, пожалуйста, каким словом мы приветствуем и желаем здоровье?

Фея: Верно! Добрые люди, особенно, дети рады, здороваться со всеми на свете. Мы здороваемся и словно сеем добро. Добро, которое потом к нам же и возвращается.

Это такой маленький секрет, его надо знать (выделяем голосом.)

Дети, смотрите, а кто это там сидит под деревом. Давайте посмотрим.

Фея: А что надо сказать ёжику?

Дети: Здравствуй ёжик.

Фея: Ребята давайте я вам прочту два стихотворения, как ребята общаются с ёжиком. И вы скажите, какой разговор вам понравился больше. И почему?

Здравствуй, ёжик у дорожки!

Ты в траве, а я в пыли.

Я тяну к тебе ладошки

Ты меня не уколи.

(обращаться к ёжику громче, чем нужно, с вызовом.)

Слушай, ёжик у дороги!

Ты в траве, а я в пыли.

Уноси скорее ноги

И меня не уколи!

Так какой же разговор вам больше понравился?

Фея: Молодцы. А давайте отпустим ёжика, пусть он бежит дальше. До свидания, ёжик.

Представляете себе, что животные в моей стране тоже могут разговаривать с нами.

Послушайте, как девочка беседует с коровушкой.

Девочка: Коровушка, где была?

Девочка: Коровушка, что принесла?

Девочка: Спасибо, что столько смогла принести!

Корова: Вкусней моего молока не найти!

Девочка: Люблю молоко я парное, коровье!

Корова: Пожалуйста, милая пей на здоровье!

Фея: Какие слова здесь были волшебные?

Фея: А ещё было волшебное пожелание «На здоровье!» Тому, кто поел, попил и сказал «спасибо», мы отвечаем.

Фея: А вместо «пожалуйста» можно сказать?

Фея: Ой! Кто плачет. Давайте посмотрим. (Настя посмотри кто там плачет.)

Настя: Это котёнок.

Фея: Ребята спросите у котёнка. Почему он плачет?

Котёнок: Меня обидела девочка.

Фея: Ребята, если кто-то кого-то случайно обидит, что он должен сделать?

Дети: Попросить прощение, извиниться и т. д.

А кто попросит прощение у котёнка? И расскажет нам стихотворение с волшебным словом «Извини».

Девочка:Извини, меня котёнок,что тебя отогнала!

Я, наверное, спросонок ничего не поняла!

Я была спросонок- не сердись котёнок!

Фея: Молодец. Смотрите и котёнок повеселел. Ты котёнок больше не обижаешься на девочку.

Дидактическая игра «Оцени поступок»

На интерактивной доске изображены картинки – ситуации о хороших и плохих поступках детей. Дети рассматривают картинки — ситуации и рассказывают о поведении детей в различных ситуациях.

Фея: Замечательно, молодцы.

Вы все так хорошо знаете волшебные слова.

Я очень, верю и надеюсь, что эти волшебные слова всегда будут с вами!Но прежде, чем вы покинете страну Вежливых слов, я хочу вручить вам на память медали «Самому вежливому».

Ваше путешествие по стране вежливых слов заканчивается, вам пора возвращаться в детский сад.

Пока мы в дороге давайте споём песенку «Добрые слова»

(слова Л. Корневой, музыка В. Корнева)

Воспитатель:Вот мы и в детском саду.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся,

И друг другу на прощанье

Мы всем скажем до свиданье!

Воспитатель: Очень рады мы друзьям,

Приходите в гости к нам!

Список используемой литературы:

1. Общеобразовательная Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

2. Л. В. Абрамцева,И. Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников».

3. В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы с детьми 4-7 лет».

4. Л. Д. Есина «Воспитание культуры поведения у дошкольников».

5. Е. Ф. Черенкова «Уроки этикета и вежливости для детей».

6. Н. В. Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью».

7. Интернет ресурс.

Азбука культуры поведения «Сказочные друзья» Цели: на примере сказочных героев познакомить детей с элементарными понятиями этикета, вежливого поведения; способствовать развитию дружеских.

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Урок вежливых слов и поступков» Конспект беседы в старшей группе «Урок вежлевых слов и поступков» Цели и задачи: «Речевое развитие»: — Учить эмоционально и активно.

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Урок вежливых слов» Гусейнова Майя Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Урок вежливых слов» Конспект беседы в старшей группе «Урок вежлевых.

Конспект ОД по нравственному воспитанию «В мире вежливых слов» Программное содержание: 1. Закрепить знания детей о вежливых словах и их использовании. 2. Обобщить представление детей о необходимости.

Конспект занятия для детей первой младшей группы «Путешествие в Страну волшебных вежливых слов» Конспект занятия для детей первой младшей группы «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ВОЛШЕБНЫХ ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ» Цель: Воспитание элементарных навыков.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в город Вежливых слов» г. о. Краснознаменск МБДОУ 9 «Дюймовочка» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе » Путешествие в город Вежливых слов».

Конспекты НОД по формированию норм культуры поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста «Азбука вежливости» Занятие – путешествие «Азбука вежливости». Цель: формирование представлений о нормах культуры поведения. Задачи: — познакомить с простыми.

Конспект НОД «Путешествие в страну Вежливых слов» Современные дошкольные образовательные программы предусматривают занятия, гибкие по целям и задачам, вариативные по формам и методам проведения.

Путешествие в страну вежливых слов Конспект ООД по речевому развитию «Путешествие в страну вежливых слов». ЦЕЛЬ: 1. Совершенствовать умение приветливо, доброжелательно без.

Конспект занятия в старшей группе «В мире вежливых слов» Занятие в старшей группе на тему: «В мире вежливых слов» Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания. Задачи: 1. Обучающие.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Воспитание ребенка в полтора года
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector