221madou.ru

Мама и Я
78 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что главное в семейном воспитании ребенка

Семейное воспитание детей

Семья – главный институт воспитания человека. Семейное воспитание детей – это система воспитательных и образовательных процессов, регулирующаяся определенными традициями и нормами, принятыми в условиях отдельно взятой семьи, и реализуемая силами всех членов семьи. Главной целью семейного воспитания является формирование нравственной, интеллектуально развитой личности, подготовленной к жизни в современном обществе. Семья является для ребенка естественной средой существования, отличающейся от прочих коллективов, с которыми ему предстоит взаимодействовать в дальнейшей жизни. Какова роль семьи и семейных традиций в воспитании детей? Чем отличается семейное воспитание от воспитательных процессов, реализуемых прочими образовательными и воспитательными институтами?

Семейное воспитание детей: общие принципы и положения

Семейное воспитание детей – это совокупность методов и мер, предпринимаемых членами семьи последовательно и регулярно с целью формирования у ребенка социальных и личностных норм поведения, моральных и нравственных ценностей и устоев, общегражданских и общечеловеческих идеалов.

Семейное воспитание детей – один из основных механизмов, обеспечивающих подготовку личности к интеграции в современное общество. Именно в семейной среде ребенок получает первые представления о взаимодействии личности и общества, об интересах и приоритетах, о выгодах обеих сторон.

Характер семейного воспитания обусловлен следующими факторами:

  • Физическое и психическое здоровье членов семьи;
  • Наследственность;
  • Материально-экономический статус семьи;
  • Социальный статус семьи;
  • Уклад жизни;
  • Количество членов семьи;
  • Условия проживания;
  • Отношения между членами семьи;
  • Культурный, моральный, нравственный потенциал семьи.

Основными задачами семейного воспитания детей являются:

  • Создание максимально благоприятных условий для умственного, физического и психического развития ребенка;
  • Передача жизненного опыта и знаний, систем ценностей;
  • Обучение детей базовым навыкам и умениям, привитие интереса к знаниям и познанию;
  • Воспитание чувства собственного достоинства, ценности собственного «я».

Основными методами реализации семейного воспитания детей являются:

  • Убеждение (беседы, советы, внушение);
  • Личный пример;
  • Поощрение и развитие в ребенке чувства удовлетворенности своими успехами;
  • Наказание (ограничение удовольствий ребенка, однако без применения физических мер).

Основные принципы семейного воспитания детей сводятся к следующим положениям:

  • Признание ребенка равноправным членом семьи, уважительное отношение к его личности, интересам, потребностям;
  • Восприятие своего ребенка таким, каким он есть, не предъявляя завышенных требований к его деятельности и достижениям;
  • Создание благоприятной, эмоционально-комфортной, доверительной атмосферы для установления контакта с ребенком;
  • Оказание необходимой помощи ребенку, избегая при этом гиперопеки;
  • Последовательность в своих действиях и требованиях, как в воспитательном процессе, так и в повседневной жизни;
  • Построение воспитательных стратегий с учетом возрастных, гендерных и личностных особенностей ребенка.

Ребенок воспринимает семью, ее традиции и принятые в семейном кругу нормы, как должное. Семья для малыша является первым воспитательным институтом, являющимся наиболее авторитетным в отличие от каждого последующего. А также тем естественным фильтром, который имеет непосредственное воздействие на формирование личности. Так, родители в первые годы жизни ребенка определяют основной круг его интересов, круг его общения, места его пребывания и точки соприкосновения с социумом. Именно в атмосфере семьи ребенок познает первый опыт межгендерных отношений (матери и отца), опыт отношений поколений (отцы и дети). Дети подсознательно копируют поведение взрослых, принимая их модели поведения как истинные и единственно правильные. В дальнейшей жизни ребенку будет крайне сложно понять, почему у него не складываются отношения в коллективе, с друзьями, личные отношения с противоположным полом.

Семейное воспитание детей дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста являются наиболее восприимчивыми к ситуациям, событиям, происходящим в кругу их семьи. Это объясняется основной особенностью семейного воспитания детей, которое выстраивается на чувствах и эмоциях, а не на постижении нового опыта, получении новых знаний (что реализуется в детских садах, школах, прочих образовательных учреждениях). Основа успешного семейного воспитания детей дошкольного возраста – любовь родителей к ребенку, которая должна проявляться в словах, отношении, поступках, ощущениях ребенка, семейной атмосфере. Ребенок, недополучающий родительского внимания и любви, всеми силами пытается привлечь недостающее внимание различными поступками, непослушанием, капризами, замкнутостью. Основной ошибкой родителей в данном случае является наказание ребенка без выявления сущности проблемы такого поведения. Многие родители предпочитают решать проблемы с детьми с привлечением педагогов и психологов, хотя ребенку в этот момент просто необходима родительская ласка и поддержка. К основным ошибкам семейного воспитания детей дошкольного возраста относятся:

  • Признание материальных благ приоритетными над духовными и моральными ценностями;
  • Низкий культурный, нравственный и духовный потенциал родителей, их аморальное, безнравственное поведение;
  • Авторитаризм и безнаказанность, а также чрезмерное физическое наказание детей;
  • Тяжелая психологическая атмосфера в семье.

Роль семейных традиций в воспитании детей

Семейные традиции – это совокупность принятых и соблюдаемых норм, правил, обычаев и взглядов, определяющих поведение каждого члена семьи в отдельности, а также семьи в общем, передаваемые из поколения в поколение. Семейные традиции в воспитании детей играют первостепенную роль. Это именно тот фактор, который отличает семью от других коллективов, с которыми ребенку предстоит взаимодействовать. Семейные традиции укрепляют родственные связи, развивают чувства долга и ответственности, гордости за семью и переживания за ее целостность и единство. С падением ценности института семьи в современном обществе семейные традиции являются инструментом укрепления семьи.

Соблюдение семейных традиций упорядочивает жизнь человека. Традиции объединяют поколения, позволяя детям в процессе воспитания лучше усваивать механизмы взаимоотношений поколений. Соблюдение традиций прививает ребенку чувства любви, привязанности, уважения. Совместный досуг на выходных, совместные воскресные обеды, празднование важных событий способствуют не только укреплению семейных связей и ценностей, но и формируют положительную атмосферу семьи.

Семь главных правил воспитания детей в семье.

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Тема: Семь самых главных правил воспитания детей в семье и выявите современные тенденции и проблемы семейного воспитания. Каково взаимодействие семьи и УДОД?

В процессе развития ребенка педагогика выделяет три сферы – образование (целенаправленное воздействие на ребенка), семью (основной институт социализации личности) и социум (стихийное влияние “улицы”). Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость для педагогов дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного партнерства.

Основных правил семейного воспитания.

1. Семья – это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости. Основой, стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром. Когда ребенок становится центром семьи и родители приносят себя ему в жертву, он вырастает эгоистом, с завышенной самооценкой и будет считать, что «все должно быть для него». За такую безрассудную любовь к себе он зачастую отплачивает злом – пренебрежением к родителям, к семье, к людям.

Но не менее вредно, конечно, равнодушное, тем более – пренебрежительное отношение к ребенку. Необходимо избегать крайностей в любви к ребенку.

2. Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится о всей семье. Ребенок должен твердо усвоить этот закон.

3. Воспитание ребенка в семье – достойное, непрерывное приобретение им в процессе жизни в семье полезного, ценного жизненного опыта. Главное средство воспитания ребенка – пример родителей, их поведение, их деятельность; это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах и радостях, труд и добросовестное выполнение им Ваших поручений. Слова – вспомогательное средство.

Читать еще:  Задачи и принципы семейного воспитания

Ребенок должен выполнять определенную, все усложняющуюся по мере взросления, работу по дому, для себя и для всей семьи.

4. Развитие ребенка – развитие его самостоятельности. Поэтому нельзя опекать его, делать за него то, что он может и должен сделать сам. Нужно помогать ему в приобретении умений и навыков, пусть он научится делать все то, что Вы умеете. Не страшно, если он сделает что-то не так, как надо: ему полезен опыт ошибок и неудач. Нужно предоставить ему возможность попробовать себя в разных делах, чтобы определить свои способности, интересы и склонности.

5. Основа поведения ребенка – его привычки. Необходимо следить за тем, чтобы у него образовались добрые, хорошие привычки и не возникли дурные. Научите его различать добро и зло. Разъясняйте вред курения, алкоголя, наркотиков, распущенности, вещизма, лжи. Учите его любить свой дом, семью, школу, добрых людей, родной край.

6. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Важно согласовывать их между собой. Еще более вредны противоречия между требованиями родителей и требованиями школы, учителей.

7. Очень важно создать в семье спокойный доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит, когда ошибки и проступки обсуждаются без брани и истерики. Психическое развитие ребенка, формирование его личности в большей степени зависит от стиля семейного воспитания. Нормальный стиль – демократический, когда детям предоставляется определенная самостоятельность, относятся к ним с теплотой и уважают их личность. Конечно, необходим некоторый контроль за поведением и учением ребенка с целью оказания ему помощи в трудных ситуациях. Но важнее всячески способствовать развитию у него самоконтроля, самоанализа и саморегуляции своей деятельности и поведения.

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Жизнью доказано, что отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своего ребенка – главная ошибка семейного воспитания.

Меняется роль и место родителей в образовательно-воспитательном процессе учреждения дополнительного образования. Актуальным становится взаимодействие семьи и УДОД в интересах развития личности ребенка. В сотрудничестве с родителями педагоги видят большие воспитательные возможности. Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и психологическому развитию становления личности ребенка. Главное предназначение семьи и любого образовательного учреждения – становление личности ребенка. Оно состоит в одухотворении подрастающего поколения, в раскрытии человеческих способностей и качеств, в приобщении к высшим духовно-нравственным ценностям. Без помощи семьи ни одно образовательное учреждение не может обеспечить высоких результатов воспитания. В этом контексте семья по отношению к учреждению дополнительного образования выступает уже не только как потребитель и социальный заказчик, но и, что очень важно, в роли партнера.

Создание союза трех социальных сил: педагоги — дети — родители –один из актуальных вопросов сегодняшнего дня.

В УДОД большое внимание должно уделяться формированию позитивного имиджа семьи, развитию и пропаганде семейных ценностей и традиций, повышению социального статуса семьи. Отзывы родителей о работе УДОД, анкетирование родителей, общение с родителями на родительских собраниях, результаты бесед педагогов с родителями дают возможность изучить их позицию, учитывать ее при организации работы, выборе форм и направлений деятельности. Поэтому не случайно каждый родитель должен быть желанным гостем в творческих объединениях. Их мнения, пожелания, оценочные суждения должны учитываться педагогами при организации работы с детьми.

Взаимодействие семьи и УДОД направлено на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Следовательно, главными функциями взаимодействия семьи и УДОД являются:

Семейное воспитание

Семья – это школа любви для взрослых и детей

«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы

они путем правильного воспитания сделались

хорошими – это в нашей власти»

Человек почти всю свою жизнь проводит в семье. Сначала в родительской, потом в своей собственной, затем, возможно, в семье своих детей. Со временем состав семьи меняется, меняются обязанности, заботы. Мы редко задумываемся над значением привычных слов: «мир», «семья». Но ведь Мир на Земле начинается с мира в семье.

Семья – это школа любви для взрослых и детей. За последнее время многое изменилось в нашем обществе, в семье тоже произошли изменения. Сегодня редко встретишь патриархальную семью, где отец – хозяин, а мать – хранительница домашнего очага. Женщины все чаще стремятся к самореализации, достигают больших успехов в карьере. Непростые экономические отношения заставляют всех членов семьи думать о том, как заработать деньги.

А что по этому поводу думают родители наших учеников?

Мы предлагаем Вам ознакомиться с результатами проведенного опроса.

Что вы считаете главным в семейном воспитании?

Кто оказывает на Вашего ребенка положительное влияние?

Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по Вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?

Другие ответы: реализоваться в профессии, жизни, быть порядочным человеком, уважаемым, иметь любимое дело, быть счастливым, честным, порядочным, создать дружную семью, стать личностью.

Какие черты характера Вы хотите воспитать в своем ребенке, прежде всего?

А также: лидерство, организованность, сопереживание, бдительность, спокойное отношение к ошибкам, непреклонность, галантность, открытость миру, независимость, жизнерадостность, умение принимать решения, исполнительность, человечность, находчивость, значимость, отсутствие лени, любовь.

Какие формы одобрения и поощрения Вы используете в процессе воспитания?

Как вы думаете, чего ждет Ваш ребенок от семьи, в которой живет?

А также: взаимопонимания, любви, ласки, подарков, поддержки, уважения, путешествий, участия родителей в его жизни, сестренку.

Как часто у Вас в доме бывают друзья Вашего ребенка?

Как Вы думаете, захочет ли Ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?

Можете ли Вы поделиться собственным опытом нравственного воспитания детей в семье?

Мы всегда в семье прислушиваемся и учитываем мнение ребенка.

Я считаю, что все нужно вмеру: и хвалить и ругать. Нужно не лениться развивать своих детей, вкладывать, беседовать каждый день. На своем примере показывать, что хорошо, а что плохо.

Воспитывать ребенка в уважении к старшим, в семье быть дружными и помощниками.

Не бить ребенка, а разговаривать, объяснять. Не выяснять отношения, не кричать при ребенке. Акцентировать внимание ребенка на благородных, хороших поступках и быть примером в этом.

Детям надо верить и понимать их.

Воспитание основывается на уважении и послушании старших.

Подавать личный пример.

Дети нас копируют. Будьте сами нравственны.

Любите своего ребенка, но не залюбливайте. Уважайте его мнение. Цените минуты общения.

С ребенком нужно разговаривать и стараться разбирать каждую ситуацию — хорошую и плохую.

Всегда уметь выслушать ребенка до конца. Всегда быть сдержанным, если ребенок балуется или что-то натворил.

Много разговаривать, слушать и слышать ребенка, определять «грани» дозволенного.

Родители должны быть для своих детей самыми близкими друзьями.

Уважение к старшему поколению, справедливые решения разного рода вопросов.

Постоянно проговаривать правила поведения в обществе, правила этикета. Относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

Читать еще:  Воспитаны и воспитанны

Нравственное воспитание детей в семье – это личный пример взаимоотношений, поведение родителей.

Самое главное растить детей в любви. Доверять им и с пониманием относиться к разным ситуациям. Быть внимательным ко всему, что интересует и беспокоит ребенка. Уважать желания детей.

Делать все вместе. Показывать личный пример! Соблюдать традиции.

На собственном опыте и на примере отца показывать, что надо с уважением относиться к старшим, к женщинам. Чтобы добиться чего-то в жизни надо хорошо учиться и идти к своей цели.

Быть не только родителями, но и друзьями.

Воспитание в православии. Беседы о Боге, изучение молитв, посещение Храма, соблюдение традиций православных праздников.

Здоровый образ жизни, посещение парадов 9 Мая.

Из поколения в поколения передавать любовь к близким, к Родине, честность, порядочность и стараться воспитывать это в своем ребенке.

Помните, что главным условием целостности семьи и прочности духовных основ, заложенных в детях, является взаимная любовь. Берегите любовное единство семьи, не стесняйтесь проявлять любовь к своим близким и, в первую очередь, к детям. Помните, что истинно любящий живет не собою и не для себя, а тем и для тех, кого любит: его мысли и чувства подчинены и посвящены только жизни для любимых. Помните: Без любви все – ничто!

Памятка для родителей

1. Семья – это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости. Основой, стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром. Когда ребенок становится центром семьи и родители приносят себя в жертву, он вырастает эгоистом.

2. Главный закон семьи – все заботятся о каждом, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится о всех. Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон.

3. Воспитание ребенка в семье — это непрерывное приобретение им в процессе жизни в семье полезного, ценного жизненного опыта. Главное средство воспитания детей – это пример родителей, их поведение, их деятельность.

4. Для воспитания ребенка в семье очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой.

Также вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями школы, учителей. Если вы не согласны с нашими требованиями или они вам непонятны, придите к нам, и мы вместе обсудим возникшие проблемы.

Человек оставляет себя,

прежде всего, в человеке.

В этом наше бессмертие.

И если ты хочешь

остаться в сердце человеческом,

— воспитай своих детей!

ОТЕЦ, КАК ВОСПИТАТЕЛЬ

«Без хороших отцов нет хорошего воспитания,

несмотря на все школы, институты»

О воспитании детей заботятся государство, школа, пришкольные и загородные лагеря и так далее, но влияние отца полностью заменить ничем невозможно. В наш век феминизации, когда в детских яслях и садах, в школах и внешкольных учреждениях работают с детьми в основном женщины, ощущается острый дефицит мужского влияния на детей.

Взрослый мужчина испытывает потребность заботиться о другом, быть опорой для слабого, ощущая, таким образом, собственную силу и значимость. Полнее всего это проявляется именно в отцовских чувствах. Только при этом условии мужья будут счастливы.

Отцы должны восполнять этот дефицит в семейных условиях, ибо мужское влияние на детей необходимо так же, как и женское. Без него семейное воспитание детей будет ущербным, ведь недаром в понятие «безотцовщина» исстари вкладывается очень горький смысл. Отцовство — экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины.

Хорошо сказал о счастье отцовства замечательный педагог В. А. Сухомлинский: «Единственное, что облегчает участь человека на закате его жизни, — это искренняя, преданная, верная любовь детей. Все другие радости бледнеют перед этой высшей, истинно человеческой радостью.

По — настоящему счастлив тот, кто всю жизнь умеет по крупице накапливать это богатство.

Это единственный капитал, на который можно прожить в старости, чувствуя спокойную уверенность в том, что ты прожил жизнь не напрасно».

Основные требования в семейном воспитании

Марина Мишина
Основные требования в семейном воспитании

Процесс воспитания в се мье — это важнейшее средство обеспечения существования преемственности поколений, это исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества. Се мья — это первая общественная ступень в жизни человека. Она c раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные cоциально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

Рассмотрим основные требования в семейном воспитан ии.

У каждого народа складывается своя система воспитательных требований, которые диктуют, в чем детей целесообразно ограничивать, а что им можно позволять. Проблема границ дозволенного всегда стояла перед родителями. До сих пор наука не располагает данными о четкой зависимости результатов воспитания от степени мягкости-жесткости отношения взрослых к детям. Например, для японской системы воспитания характерно мягкое, нетребовательное отношение к дошкольникам. До 5 лет малышам разрешается абсолютно все. На них никогда не повышают голос, не мучают нотациями, не бьют. Когда ребенок попадает в среднюю школу, отношение к нему становится строже. После 15 лет ребенок считается взрослым человеком и с ним общаются на равных. С детства японского малыша пытаются приучить к мысли, что он может комфортно жить только в коллективе. Европейская модель воспитания несколько иная: Англичане воспитывают своих детей в строгости, приучают не поддаваться эмоциям, быть стойкими и выдержанными. С младенчества ребенка ограничивают большим количеством рамок и требований. Родители очень сдержанно демонстрируют свою любовь и совсем не балуют детей, но по мере взросления ребенка внешний контроль ослабевает.

В современной педагогике понятие «требование» трактуется достаточно широко: кроме словесного распоряжения, оно включает регламент детской жизни, ее организацию. Наиболее общим средством организации жизни ребенка в семье является режим.

Режим — правильное распределение во времени оcновных жизненных процессов, разумное чередование различных видов деятельности и отдыха. Выполнение режима — это сохранение и укрепление нервной системы дошкольника, а, следовательно, поддержание его в уравновешенном, спокойном и деятельном состоянии. Режим воспитывает в детях привычку к порядку, дисциплинированности. Дети упражняются в сдержанности, в умении выполнять свои обязанности, требования взрослых.

В педагогическом требовании заключены две стороны: содержание, в котором находят отражение те или иные нормы поведения и морали, и способ осуществления — определенная форма выражения требований. Например, если тебе надо пройти, а в дверях кто-то стоит, попроси: «Разрешите, пожалуйста» и т. п. Побудительная сила требования зависит от его ясности, четкости формулировки. Малышам целесообразно «разложить» требования по действиям, показать отдельные из них. Благодаря такой методике у ребенка складывается образ предстоящей деятельности, необходимой формы поведения. По мере накопления ребенком опыта поведения, деятельности возможна обобщенная формулировка требования: «Артем, пора готовиться ко сну», «Олег, наведи порядок, пожалуйста, на своем столе».

Читать еще:  Закон о воспитании детей родителями 2017

Требовательность должна соответствовать достигнутому уровню и ближайшим перспективам развития ребенка. В этом проявляется уважение к силам и возможностям ребенка, доверие к его личности. Родителям не следует делать за ребенка то, чему он уже научился, но надо «воодушевлять» его на следующие достижения.

Разумность требова ний – понимание ребенком того, что и для чего он делает. Кроме того, необходимо создать реальные условия для выполнения требований, указаний взрослых, обеспечить выполнение требований материальными средствами, причем важно, чтобы они подбирались с учетом сил и возможностей ребенка. Родители должны формировать у детей разнообразные умения и навыки, чтобы последовательно повышать требовательность к их поведению, деятельности.

Требования достигают цели при условии, что они выполнены ребёнkом, доведены до конца (в том числе и с помощью родителей). И, напротив, дезорганизующее влияние на ребенка оказывают многочисленные требования, которые не согласованы взрослыми членами семьи и не обязательны для выполнения.

Для ребенка немаловажное значение имеет тон обращения к нему с требованием. Уместны ласковые, смягченные и сдержанные интонации, доля юмора и шутка, главное, чтобы ребенок чувствовал участие, заботу, интерес взрослого к своей личности. Требования в форме окрика, угрозы с раздражительными интонациями плохо воспринимаются ребенком и не вызывают у него желания слушаться взрослых. На протяжении детства происходит осознание требований взрослых, понимание их разумности, необходимости выполнения. Вследствие этого у детей пяти-шести лет можно увидеть зачаточные формы превращения внешних требований родителей во внутренние побудители поведения. Ребенок начинает понимать требования, выраженные в просьбе, совете, намеке, косвенном напоминании.

В воспитательных системах современных семей к требованиям относятся по-разному, что определяет и разную тактику воспитания.

А. В. Петровский выделяет следующие типы семейных взаимоотношений и соответственно им тактические линии в воспитании: диктат, опека, мирное сосуществование на основе невмешательства, сотрудничество.

Дик тат – тип семейных отношений, характеризующийся тем, что во главу угла ставятся требования, правила, которые родители «вводят» в жизнь ребенка с помощью приказа, насилия, угроз и других жестких мер. Безнравственность диктата не требует особой аргументации: ломается воля ребенка, на корню «вянет» стремление к самостоятельности, инициативе, топчется личное достоинство. «Плоды» такого воспитания — страх, лицемерие, ложь, грубость и возможные отклонения в здоровье ребенка. Естественно, что родители не стремятся к таким результатам, возможно, они прибегают к повышенной требовательности из благих намерений, но ущерб, нанесенный развитию личности, восполнить невозможно.

Опека на первый взгляд прямо противоположна диктату – освободить ребенка от трудностей и «лишних» требований. Но, по сути, диктат родителей и опека — явления одного порядка, различаются они формой, а не по существу. Результаты во многом совпадают.

Мирное существование на основе невмешательс тва — достаточно распространенная тактика в современных семьях, где молодые, зачастую образованные родители придерживаются принципа: дети должны расти самостоятельными, независимыми, раскованными, свободными. Отсюда — минимум требований, правил, норм поведения. Более отчетливо курс на независимость двух миров — родителей и детей — наблюдается в семьях, где взрослые заняты своими проблемами, в том числе и карьерными, где мать и отец занимают позицию невмешательства, предпочитая комфортное и не требующее душевных затрат сосуществование. Результат такого воспитания — отчуждение родителей и детей, эмоциональная автономия.

Сотрудничес тво — тип семейных отношений, характеризующийся балансом любви, уважения и требовательности к ребенку (впрочем, как и к другим членам семьи). Здесь требования «не выпячиваются», они естественны, если все действенно проявляют свою любовь и заботу друг о друге. У ребенка нет страха перед выполнением и невыполнением норм, правил, требований, поскольку ему напомнят, подскажут, в случае необходимости — помогут. Но самое главное — ему внушают веру в собственные силы, возможности, другими словами, положительно стимулируют его компетентность.

У ребенка выражена потребность в собственной компетентности, которая формируется по мере накопления жизненного опыта. Можно привести много доказательств тому, что ребенок достаточно рано хочет сам познавать мир, пробовать свои силы. Вот трехлетний малыш кинулся к ледяной дорожке: «Я хочу прокатиться!» Как поступает мама? Та, что опекает ребенка или диктует ему свою волю, скажет: «Нет, мал еще. Упадешь, разобьешь нос, будет больно.» Она пресекает желание ребенка быть активным, попробовать свои силы. В подобных случаях говорят об отрицательном стимулировании компетентности ребенка. Другая мама, которая понимает, что стремление ребенка к самостоятельности надо всячески поддерживать, скажет по-другому: «Ты сможешь, но я тебе помогу, дай мне руку». Подбадривание ребенка, разрешение характеризуют положительное стимулирование компетентности.

При отрицательном стимулировании родители высказывают опасения, отговаривают ребенка, внушают ему «ты не можешь!». Поднял ребенок сухую ветку — «выколешь глаз», подошел к луже — «упадешь!», взял чашку со стола, чтобы помочь бабушке убрать посуду, — «разобьешь!». Одним словом — бесконечные внушения словом и делом, что ребенок не компетентен, ведет к ослаблению веры в свои силы, отрицательном мнении о себе и своих способностях. Ребенок ориентируется на внешний контроль, а это ведет к боязни ответственности, к зависимости от ситуации, требований взрослых.

При положительном стимулировании детской компетентности ему, напротив, внушают, что у него все получится, что он все сумеет, тем самым укрепляют его веру в свои силы и возможности. Ребенок «растет» в собственных глазах. Ненавязчивая помощь родителей направлена на развитие у ребенка внутреннего контроля за поведением. Приемы положительного стимулирования помогут родителям воспитать личность, уверенную в себе.

Таким образом, задача родите лей – организовать жизнедеятельность детей не столько с помощью внешней регламентации, предъявлением требований, а путем активизации у ребенка внутренних стимулов, потребностей, желания стать лучше.

Основные принципы личностно ориентированного подхода в воспитании и их соответствие современным требованиям ФГОС В дошкольном образовании в последнее время происходят коренные изменения, масштабы и прогностическая роль которых весьма значительны. Происходящие.

Консультация для родителей «Роль книги в семейном воспитании» С чего начинать? Начинать нужно с собирания новых книг для детской библиотеки или с обновления имеющихся. Это лучше делать еще до появления.

Консультация для родителей «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании» Консультация для родителей «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании» Воспитатель СП ДО д/с «Чебурашка» МБОУ СОШ п. Приузенский.

Консультация для родителей «Типичные ошибки родителей в семейном воспитании ребёнка» Типичные ошибки родителей в семейном воспитании ребёнка. Для современного семейного воспитания характерен ряд заблуждений, которые мешают.

Основные требования и принципы организации развивающей предметно-развивающей среды В связи с потребностями модернизации системы образования в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный.

Консультация «Основные требования к речи воспитателя» Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания.

Основные задачи в сенсорном воспитании Автор статьи: Муслимова Римма Рахимжановна, воспитатель МАДОУ детский сад «Ладушки» г Балаково,Саратовская область. Статья из опыта работы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector