221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что лежит в основе воспитания

Анализ современных концепций воспитания детей, преимущества и недостатки популярных методов

Каждое поколение на этапе своего развития рассматривает современные концепции воспитания и выбирает объективный подход. Методы и приемы постоянно совершенствуются, ведь люди стремятся к тому, чтобы избежать проблем в воспитании и развитии собственных детей.

Что такое концепция воспитания?

Концепция — это конкретный метод восприятия, система взглядов на действие или предмет. Это понятие можно спутать с планом, но план – это совокупность конкретных, продуманных до мелочей шагов, которые приведут к определенному результату. Концепция же – это система принципов, которые должны ложиться в основу для осуществления конечного замысла.

Воспитание – результат действий, направленных на прививание индивиду школой, семьей, окружающей средой желаемых черт, свойств и навыков поведения, которые он будет проявлять в дальнейшей жизни.

Воспитательный процесс – это организованное профессионалами взаимодействие между субъектами, которое характеризуется совместной деятельностью, взаимоуважением и имеет целью перенос чужих для воспитанника ценностей, норм и опыта во внутренний план его личности.

Концепция воспитания – это неделимое восприятие главных компонентов воспитания: целей, задач, содержания, форм, методов и предполагаемого результата.

Концепции прошлого столетия

Десятилетиями педагоги и родители разных поколений экспериментируют с подбором способа воспитания детей. Они стараются использовать самый объективный подход, чтобы воспитать личность ребенка и привить ему необходимые умения и нормы.

Так, в XX столетии зародилось несколько концепций воспитания. Самые известные педагоги ушедшего века – К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Б. П. Никитин и Л. А. Никитина, С. Л. Соловейчик, Я. Корчак.

К. Д. Ушинского можно отнести к педагогам XIX века, однако его главный труд «Педагогическая антропология» в нескольких томах переиздавался в начале двадцатого века, тогда и получил широкую огласку. Известны также его учебные книги «Родное слово» и «Детский мир».

Основа подхода Ушинского – философский взгляд на воспитание. Автор считал, что если такие науки, как психология и физиология, раскрывают организм воспитанника (ребенка), то философия определяет идею и суть воспитания. Ушинский видел создание новой педагогики в противовес консервативной, которая базировалась лишь на нормах поведения учащихся. К. Д. Ушинского волновал внутренний мир ребенка, и он первым заговорил о том, что нет единой системы воспитания для всех народов, у каждого народа свои особенности.

А. С. Макаренко создал колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорников. К Макаренко попадали самые проблемные дети, чьи родители опускали руки. Метод Макаренко работал безотказно. Изначально система создавалась для перевоспитания, а потом стала применяться для воспитания. С точки зрения А.С. Макаренко, основные 3 компонента взаимодействия – общество, коллектив, личность.

Коллектив в понимании Макаренко имел такие признаки:

  • общность цели;
  • общность деятельности;
  • поддержание тесной связи с обществом;
  • соблюдение строгой дисциплины.

Макаренко не был ярым гуманистом, иногда воспитывал жестко, «по-мужски», но его система все же сочетала гуманистические принципы с идеей полноценной трудовой деятельности. Особая роль в его методике отведена дисциплине, которую он считал не методом воспитания, а его результатом. По мнению педагога, у правильно воспитанного человека дисциплина – это отдельная нравственная категория.

В 1988 году ЮНЕСКО признала А. С. Макаренко одним из выдающихся педагогов мира. Он написал «Книгу для родителей», в которой обозначил немаловажную роль семьи в воспитании. Этот педагог достиг таких успехов, что мог сказать: «Воспитание – легкое дело».

Б. П. Никитин и Л. А. Никитина – основоположники современного раннего развития. Концепция этой семейной пары базируется на личном опыте взращивания семерых детей. Никитины всему учились сами, но тогда обществу казалось диким многое из того, что сейчас присутствует в нашей жизни как само собой разумеющееся. Именно Никитины применили такие приемы, как:

  • прикладывание к груди сразу после появления на свет;
  • кормление новорожденного по требованию, особенно в ночные часы;
  • совместный сон матери и ребенка;
  • кормление грудью без введения докорма и допаивания водой как минимум до прорезывания первого зуба;
  • избегание искусственной стерильности дома;
  • присутствие снарядов для спорта в жизни ребенка;
  • свобода в стремлении малыша познавать мир вокруг.

По мнению Никитиных, необходимо развивать творческие способности ребенка. Если малыш имеет врожденные данные, то развитие талантов в раннем возрасте поможет ему реализовать себя в будущем, а игнорирование стремлений может на корню загубить талант. Родитель, по мнению Никитиных, должен создать благоприятную среду для развития ребенка во всех направлениях.

Однако крайности недопустимы: заорганизованность (загрузка ребенка занятиями без свободного времени для творчества и познания мира), равно как и заброшенность (удовлетворение только основных потребностей), оказывает негативное влияние на становление личности.

С. Л. Соловейчик – автор подхода для воспитания свободного и нравственного человека. Самая известная книга – «Педагогика для всех», ставшая сенсацией своего времени. Соловейчик отметил, что воспитание ребенка – это самое древнее из всех человеческих дел, и что не только взрослые воспитывают детей, но и дети воспитывают взрослых.

С. Л. Соловейчика выделил несколько принципов, соблюдая которые, не придется ничего менять в ребенке.

  1. Внутренняя свобода личности – основа развития. Свобода не врожденное состояние, ее можно только воспитать.
  2. Взаимоотношения детей и родителей – доверие между ними формирует уверенность в мире и помогает переживать разочарования.
  3. Цель и задача родителей – воспитать самостоятельного ребенка, который без труда сможет отделиться от них и уверенно уйти во взрослую жизнь.
  4. Возможность развиваться психически и физически — главная ценность воспитания. Родители должны этому способствовать.

Я. Корчак – польский учитель и автор книги «Как любить ребенка».

Советы по взращиванию счастливого ребенка от Януша Корчака:

  1. Любить таким, какой он есть, не пытаться его переделать.
  2. Любить свое чадо безвозмездно и делать для него все, что в силах родителей.
  3. Не обижать, не унижать своего отпрыска и не смотреть на проблемы малыша предвзято или свысока.
  4. Не относиться к ребенку как к собственности или как к вещи, сделанной своими руками. Он – самостоятельная личность и никому не принадлежит.
  5. Любить не только своих, но и чужих детей.

Современный подход к воспитанию детей

В ушедшем веке педагоги ориентировались на упомянутые выше концепции, однако в России господствовала концепция коммунистического воспитания молодежи. Сейчас еще можно услышать про учителей «старой закалки», но современное воспитание старается уходить от советской педагогики. Однако в нынешних условиях возникает проблема столкновения и противоречия между быстрым темпом приращения большого объема знаний и физической и психологической неготовностью этот объем усваивать. Это обстоятельство заставляет образовательную систему отказаться от стремления только лишь всесторонне развивать личность в плане образования. Выходом становится упор на максимальное развитие способностей через самовосприятие личности.

Сейчас не выделяются концепции, стоящие особняком или имеющие радикальные отличия. В XXI веке в основу формирования воспитательных подходов ложится гуманистическое воспитание. Этот подход ориентирован на взаимодействие педагога с личностью ребенка как целостным началом, которое заключает в себе наиболее важные проявления духовности.

Цель концепции гуманистического воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности.

Основная мысль, на которой базируется гуманистический подход: личность – высшая социальная ценность.

В основу концепции положены такие идеи:

  1. природосообразность (упор на половые, возрастные особенности конкретного ребенка и уровень его развития);
  2. культуросообразность (особенности той культурной среды, в которой происходит воспитательный процесс);
  3. гуманизация отношений (человеческие отношения между педагогом и воспитанником);
  4. упор на чувства ребенка (слышать и слушать, что чувствует ребенок, взаимодействовать с ним в разных ситуациях).

Идея самореализации и гармоничных взаимоотношений личности и общества лежит в основе современных подходов к воспитанию. Ученые исследуют процесс формирования личности, взаимодействие между педагогом и ребенком, роль учителя в воспитании и развитии воспитанника. Подходы базируются на теориях воспитания, разработанных выдающимися психологами и философами XX века.

Теория воспитания

Теория воспитания – это система приемов, которая объясняет формирование и изменение личности под влиянием воспитания, обосновывает содержание и раскрывает сущность воспитания.

Концепции воспитания XXI века базируются на нескольких известных теориях:

  1. гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу);
  2. поведенческая теория (Д. Уотсон, Д. Локк, Б. Скиннер);
  3. когнитивная теория (Д. Дьюи, Ж. Пиаже);
  4. биологическая теория (К. Лоренц, Д. Кеннел);
  5. психоаналитическая теория (З. Фрейд, Э. Эриксон).

Технологический подход к воспитанию

Во второй половине XX века появился технологический подход к обучению и воспитанию. Это систематизированная совокупность различных приемов и процедур, разработанных научными деятелями и отобранных из практического применения, призванная привести воспитательный процесс к ожидаемому результату. Суть подхода в том, что учебно-воспитательный процесс детально планируется и продумывается заранее.

Читать еще:  Технологии умственного воспитания дошкольников

Современные технологии воспитания делятся на три типа:

  1. повседневные – поясняют повседневное поведение педагога во взаимодействии с воспитанником;
  2. ситуативные – разрабатываются для конкретной ситуации (например, в случае конфликта между одноклассниками);
  3. перспективные – представляют собой долгосрочные модели воспитательного процесса, разработанные для конкретного педагога с использованием наиболее действенных приемов и методов

Технологический подход позволяет осваивать новые области образовательной деятельности, а также наглядно анализировать и корректировать уже используемые в практике модели.

Проблемы современного воспитания

Проблемы в воспитании возникают во все времена и при любых принятых концепциях. Изменение социально-экономических и политических условий в стране усугубляет ситуацию. Ребенок с рождения воспитывается в неоднородной среде, начиная с семьи, не говоря уже о школе и тем более – об улице.

Социальные проблемы, безработица, снижение качества жизни, доступность телевидения и интернета, пропаганда аморального образа жизни и алкоголя – все это приводит к тому, что многие дети становятся «сиротами при живых родителях». Одних детей матери оставляют в роддоме, другие дети растут педагогически запущенными в полных семьях, а третьи при финансовом благополучии страдают от неблагополучия морального. Такая ненормальная среда не может не наложить отпечаток на внутреннее «Я» ребенка. Если им не занимаются внутри семьи, ответственность за воспитание приходится брать образовательному учреждению, в которое он попадает.

Концепции воспитания направлены на формирование в ребенке разносторонней личности и решение проблем воспитания. Новый подход набирает силу и совершенствуется, несмотря на то, что устаревшие модели все еще применяются на практике. Развитие технологического подхода, создание условий для личностного роста, организация благоприятного процесса взаимодействия педагога и ребенка направлены на достижение ожидаемого результата.

Центр развития ребёнка — детский сад «Улыбка»

Что лежит в основе правильного воспитания? Как у ребенка воспитывать полезные привычки?

Что лежит в основе правильного воспитания? Как у ребенка воспитывать полезные привычки? На эти вопросы можно ответить словами известного педагога — воспитателя А. С. Макаренко:

«Хорошее и правильное воспитание достигается систематической тренировкой и постепенным упражнением положительных навыков поведения. Никакие учения и морали в этом деле не помогут. Привычки же образуются благодаря многократным повторениям».

Привычки могут быть полезными и вредными. Основное и главное условие воспитания положительных привычек; — соблюдение правильного режима жизни: режима сна и бодрствования, режима питания, игровой деятельности и т. д.

К полезным привычкам относится все, что связано с действием, с игровыми моментами. Необходимо помнить, то, что важно для одного этапа развития, может оказаться вредным для другого.

Дети рождаются без дурных привычек и наклонностей.

Появление же вредных привычек следует отнести к упущению воспитательных моментов. От вредных привычек следует отучать как можно раньше. Прочно закрепленные рефлексы в дальнейшем трудно, а иногда и просто невозможно угасить. Устранять их надо не сразу, а систематически, терпеливо. Иногда, при укоренившихся дурных привычках бывает полезно переменить обстановку, перевезти ребенка в другую местность, окружить другими людьми.

Разумеется, подобная ломка жизненного уклада — самая крайняя мера.

Что касается полезных привычек, то родители должны добиваться не столько безупречного укрепления каждой отдельной привычки, сколько разумного сочетания целого ряда разных полезных привычек. Нужно всегда помнить о более сложных и отдаленных целях — нравственном воспитании ребенка, формирования личности в целом.

Привычка – это такое действие, которое стало для человека обычным, постоянным, которое он выполняет как бы автоматически.

На первый взгляд кажется, что «вредные привычки» бывают только у взрослых. Но, к сожалению, они встречаются и у детей.

Как избавить ребенка от вредной привычки? — один из самых часто задаваемых вопросов, с которым обращаются к психологу родители и воспитатели. Существует мнение, что методы «прекрати немедленно», «фу, как некрасиво» относятся к психологически устаревшим и мало эффективным методам. Стоит искать новые. Давайте это делать вместе.

Природа происхождения вредных привычек

Все «вредные привычки», проявляющиеся как навязчивые действия, имеют под собой одну основу — это способ снятия внутреннего нервного напряжения. Причины возникновения внутреннего напряжения могут быть самые разнообразные: неблагоприятное течение беременности и родов, недостаточный период кормления, раннее разлучение с матерью, нестабильная, конфликтная обстановка в семье, недостаток физического контакта, поддержки и ласки со стороны родителей. Снова во всем виноваты родители? Мол, недокормили, недогладили, недоласкали и пр. Да нет, любая неблагоприятная, небезопасная для внутреннего ощущения ребенка среда существования может способствовать возникновению внутреннего напряжения, которое он будет снимать «своим методом».Ребенок, забытый в колыбели, ощущая недостаток впечатлений, ухода, ласки, а в связи с этим испытывающий скуку или страх, ищет компенсацию, успокоение, отвлечение в доступных ему действиях, например, сосет палец или теребит волосы, ухо, губу, нос, ковыряет пупок, манипулирует наружными половыми органами. Постепенно такое действие закрепляется. Вначале он прибегает к таким действиям, поскольку отсутствует мать. Теперь встревоженная мать с ним, но она его уже не интересует. Он занят самим собой. Произошла серьезная перестройка ориентации. Природно ребенок стремится к постоянному притоку впечатлений, стимуляции извне того, что способствует его развитию. Если рядом мать, он удовлетворен, спокоен и получает все необходимое — от утешения и ласки до развивающих стимулов. Но она отсутствовала, а жизнь продолжалась. И он как бы вернулся во внутриутробное состояние. Он утешает и успокаивает себя сам и ищет источники впечатлений в себе, замыкается на себе. Теперь он привык быть один и мать, вмешиваясь, только мешает ему.

Эти некоторые рекомендации помогут Вам на пути по искоренению вредных привычек у детей дошкольного возраста.

Парадокс здесь заключается в том, что, если вы будете запрещать ребёнку эти действия, то есть пытаться убрать привычку саму по себе, вы будете только усиливать ее. Более того, если вы бьете по рукам, мажете пальцы горчицей — у малыша усиливается внутреннее напряжение. И даже если вам удастся таким способом погасить одну привычку, очень скоро в быту ребенка появится другая, аналогичная. Подход к вредным привычкам должен быть очень тонким. На то, чтобы справиться с ними, нужно много времени и терпения. На быстрый результат рассчитывать не стоит.

1. Самое главное (и самое сложное) — понять, что символизирует эта привычка, недостаток чего она замещает, что она дает ребенку (чаще это успокоение, выражение злости, привлечения внимания или защита). И сделать так, чтобы ребенок не нуждался в этом, не удовлетворял эту потребность дурной привычкой.

2. Попробуйте уделять ребенку больше внимания. Найдите способ его успокоить, чтобы ему не нужно было делать это самому.

3. Важно, чтобы круг действий, которые вы запрещаете ребенку, был небольшим. И чтобы на запрещенные действия всегда была одна и та же реакция. Пусть в его жизни пока будет как можно меньше неожиданностей.

4. Попробуйте придумать новые интересные занятия, которые будут доставлять удовольствие вам обоим. Лучше, если они не будут связаны с посещением людных мест, длинными перемещениями. Чем спокойнее увлечение — тем вероятнее оно избавит ребенка от вредной привычки.

5. Надо сказать, что вредные привычки — это сигнал каких-то проблем в семье. Тогда нужно анализировать эти ситуации, проигрывать их, рисовать, обсуждать, спрашивать, какие чувства они вызывают у ребенка.

6. Ребенку школьного возраста хорошо бы помочь найти друга, если его нет.

7. Нельзя наказывать за вредную привычку, стыдить, слишком часто обращать на нее внимание. И вообще, каждый раз, когда вам удалось не сдержать ребенка, а отвлечь, можно считать маленькой победой.

8. Хорошо бы отказаться от упреков, угроз, наказаний.

9. Не запрещайте злиться, научите ребенка выражать свой гнев.

10. Научите ребенка радоваться и получать удовольствие от каких-то других вещей, чтобы это не было нужно делать через вредную привычку.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ: ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

Вредная привычка (В.П.) – отрицательная склонность, ставшая потребностью и выражающаяся в действиях, поведении. Русская пословица гласит: «Посеешь при вычку — пожнешь характер», т.е. привычка часто превращается в черту характера.

К В.П. можно отнести следующие действия: теребить волосы, мочку уха; сидеть и ходить сутулясь; елозить на стуле; шаркать ногами при ходьбе; поми-нутно отплевываться, шмыгать носом; громко и чрезмерно жестикулировать;

Читать еще:  Воспитание это процесс эффективного

хватать собеседника за пуговицу (рукав, воротник); не смотреть в глаза при разговоре и т.п.

Эти привычки формируются в раннем возрасте и создаются при «издержках» в воспитании. Одна привычка может породить другую и формировать целые комплексы. Поэтому, воспитание детей – это еще и формирование и развитие полезных привычек. В частности: доводить начатое дело до конца; быть аккуратным, организованным и т.п.

В процессе воспитания должны устраняться родителями и воспитателями вредные привычки, формироваться и закрепляться полезные.

Это простые вредные привычки.

Но бывают другие, так называемые патологические вредные привычки (ПВП):

грызение ногтей; сосание пальца и т.п.;выдергивание волос и т.п.

Чаще всего такие привычки возникают у детей, которых воспитывали жестко или по типу неприятия. Ребенка оставляли одного в кроватке, рано отлучали от груди, не давали соску, редко брали на руки, не укачивали, уделяли мало внимания или воспитывали тревожные родители. Все выше перечисленное – причины возникновения ПВП.

Ребенок в подобной ситуации искал компенсацию недостатка впечатлений, ласки, ухода и при этом мог испытывать страх или скуку. Он искал успокоения и отвлечения в сосании пальца и т.п. Постепенно действие закреплялось. Если бы рядом была мать, он бы был удовлетворен и спокоен. Но она отсутствовала. Ребенок начинал деградировать в развитии и возвращался во внутриутробное состояние. Сам себя утешал, успокаивался и замыкался в себе. Так он привык быть один , и мать ему больше не нужна, она ему только мешает. Он грызет ногти часто до крови и это – выражение неуверенности в себе или чувства вины. ПВП становится ритуалом самоуспокоения и компенсацией отсутствия тепла, внимания и т.д. Так формируется патологическая вредная привычка. И она отвлекает ребенка от процесса познания и задерживает развитие. Постепенно ПВП может перерасти в неврастению или невроз.

Общие рекомендации родителям

Вредную привычку устраняют терпеливо, затрачивая на ее преодоление столько времени, сколько она закреплялась. Она начиналась с недостатка внимания ребенку – теперь же ему это внимание особенно необходимо. Если ребенок замкнулся, ушел в себя –вы должны быть с ним, выводите его из этого состояния, увлекая интересными занятиями и играми. Максимально ориентируйте его на игру с детьми. Если он один – должен быть чем-то занят, чтобы не оставалось времени на вредную привычку. Если причина его неуверенности и тревожности в вас (вы сами тревожны), начните с себя, а затем, достигнув позитивного состояния, помо-гите ребенку.

Грызение ногтей(сосание пальцев):

— ногти обрезайте коротко;

— позвольте ребенку грызть что-то)если это предмет, то обязательно чистый (или яблоко, морковку);

— если хочется что-нибудь погрызть – пусть ребенок потрет ладонью об ладонь(это отвлечет и успокоит его);

— побуждайте ребенка самостоятельно бороться с этой привычкой (некрасивые ногти, больно и т.п.);

— стимулируйте, чаще поддерживайте и ободряйте ребенка, повышайте его самооценку и уверенность в себе;

— не за долго до сна хорошо выполнить ритмичные движения (качание на качелях, качалках, медленные прыжки со скакалкой, танцы, ритмичная ходьба в течении 10-15 минут. Темп не должен быть быстрым!

— при засыпании можно включить тихую спокойную музыку.

(Данная привычка может быть сформирована не только выше указанными при-чинами, но также заболеванием наружных половых органов, неудобной одеждой, наличием глистов, ерзанием на стуле и т.п.)

— не позволяйте ребенку долго оставаться в постели;

— не допускайте запоров;

— избавьте от глистов, если они есть;

— следите за гигиеной промежности, зуда, чистотой белья и его удобством;

— не злоупотребляйте шоколадом, острой и пряной пищей;

— отвлекайте внимание малыша от занятием онанизма, но не ругайте и не наказывайте его;

— руки ребенка во время сна держите поверх одеяла;

— будьте внимательны, терпеливы, доброжелательны. ( по материалам книги В.Гарбузова «Нервные и трудные дети»)

Что лежит в основе воспитания

Лекция 13. Теоретические основы воспитания

1. Сущность, цели, содержание, организация воспитания

Воспитание – одна из основных категорий в педагогике. Часть педагогики, изучающая воспитательный процесс, носит название теории воспитания. В научной литературе встречается различные подходы к толкованию этого понятия:

«Воспитание – это социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека».[48]

«В гуманистической педагогике … воспитание рассматривается как целенаправленный процесс культуроемкого развития человека, активно участвующего и осознанно осуществляющего саморазвитие…».[49]*

«Воспитание есть педагогическое управление процессом развития личности».[50]*

В педагогике понятие «воспитание» употребляют в широком и узком смыслах. В широком смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В узком смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Остановимся на следующем определении: воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности, специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, ориентированное на достижение цели воспитания.

Классификация видов воспитания осуществляется по различным основаниям (рис. 21).

Рис. 21. Классификация видов воспитания

Цель воспитания – определяющая характеристика воспитательного процесса, она выражает общую устремленность воспитания, это будущее, на достижение которого направлены главные усилия. «Цель воспитания не только в том, чтобы заставлять людей делать добрые дела, но и находить в них радость; не только быть чистыми, но и любить эту чистоту; не только быть справедливыми, но и алкать и жаждать справедливости» (Дж. Рескин).

Любое воспитание всегда целенаправленно. Цели воспитания всегда выражают историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. История педагогики показывает, что в разные исторические эпохи, в разных странах, у разных народов были свои цели воспитания. Они подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер. Я. А. Коменский считал, что воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание), стремление к Богу (религиозное воспитание). Английский философ и педагог Дж. Локк утверждал, что главная цель воспитания – сформировать джентльмена, человека, «умеющего вести дела мудро и предусмотрительно». Немецкий педагог И. Гербарт целью воспитания считал всестороннее развитие интересов, направленное на гармоническое формирование человека. В современном мире существует многообразие целей воспитания, определяемых потребностями развития общества и зависящих от таких факторов, как темпы социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников. В российском современном образовании в качестве одной из приоритетных целей воспитания принято всестороннее гармоническое развитие личности.

Под содержанием воспитания понимают специально отобранную и признанную обществом систему элементов объективного социального опыта человечества (взглядов и убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения), которые надо усвоить и которые соответствуют поставленным целям и задачам.

Стратегия воспитания определяет общий замысел, перспективы и план достижения целей воспитания и базируется на общей концепции воспитательной работы. Воспитательный процесс в образовательном учреждении должен быть по своей сущности, содержанию и организации адекватным единой концепции воспитания, принятой в Российской Федерации.

Тактика воспитания в соответствии с его стратегией определяет систему организации воспитательной деятельности в подчиненных структурах и с каждым конкретным человеком. Она вырабатывается на правовой основе в соответствии с научными рекомендациями и с учетом реального уровня результатов воспитания.

2. Закономерности и принципы воспитания

Продуктивность воспитания во многом зависит от знания воспитателем его закономерностей и принципов.

Под закономерностями воспитания понимаются устойчивые, повторяющиеся и существенные связи воспитательного процесса, реализация которых позволяет добиваться требуемых результатов в развитии людей, трудовых коллективов и оказывать воспитывающее воздействие на весь уклад трудовой деятельности.

Знание закономерностей воспитательного процесса необходимо по целому ряду причин:

во-первых, человек подчинен системе естественных законов, которые действуют объективно в конкретных условиях. Благодаря знанию закономерностей воспитательного процесса можно создать условия, при которых воспитание будет протекать в соответствии с действием объективных законов (систем законов), а не вопреки им. И напротив, игнорирование законов неизбежно приводит к обострению противоречий, повторению ошибок и нелогичности в воспитании людей;

во-вторых, знание и учет закономерностей позволяет постигать суть движения от устаревших представлений к новым, освобождаться от стереотипов и утверждать продуктивную практику воспитательной работы. Эффективную модель воспитания можно создать и воспользоваться ею только на основе знания основных закономерностей, выделения социально значимых составляющих;

Читать еще:  Развитие и воспитание детей в контакте

в-третьих, уяснение и учет закономерностей могут создать предпосылки для прогнозирования изменений в системе воспитательной работы, осуществление которых обеспечивает ее оптимизацию. Это также позволяет добиваться эффективного управления воспитанием со стороны руководителя.

В воспитательном процессе в числе других закономерностей можно выделить несколько основных закономерностей воспитания.

1. Обусловленность целей и задач воспитательной работы конституционными, мировоззренческими, нравственно-этическими ориентирами и позициями, правовыми рамками трудовой деятельности. В этой закономерности отражена социальная детерминированность воспитания, являющегося важнейшей функцией государства, которая реализуется в учреждении, на производстве. Ее требования исходят из сущности принадлежности работников к государственному институту, в рамках которого они занимаются социально значимым трудом. И все государственно-значимые ценности – это ценности работника, а государственные задачи – его задачи. В связи с этим основные руководящие линии воспитательной работы должны исходить от государственных структур.

2. Зависимость результатов воспитания не только от воспитательной деятельности, но и от реальных условий, характера взаимодействия с ними в конкретных процессах и ситуациях. В соответствии с данной закономерностью организатор воспитательного процесса должен обеспечивать нормальные условия жизни и деятельности человека. Это предполагает наилучшее удовлетворение всего комплекса потребностей, которое возможно в реальной ситуации. В этих целях требуются координация и взаимодействие воспитательных, организационных и обеспечивающих мер. Особое внимание важно уделять сочетанию воспитания и обучения.

3. Процесс развития личности приобретает оптимальный характер, если учащийся выступает субъектом обучения. Только в условиях полноправного учебного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоничное развитие личности. Педагог не воспитывает, а актуализирует, стимулирует стремление учащегося к саморазвитию, создает условия для его личностного роста.

Учет закономерностей воспитательной работы осуществляется путем соблюдения ряда принципов. Важно обеспечить разумное сочетание традиционных принципов воспитания с новыми, которые выдвигаются в рамках новых выявленных закономерностей, проявляющихся в современной практике государственного строительства и жизнедеятельности конкретного коллектива.

Принципы воспитания – это исходные педагогические положения, служащие нормами для педагога как воспитателя. В своей совокупности они определяют направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса в учреждении.

В принципах воспитания сконцентрированы и обобщены многолетний опыт воспитания людей и результаты научных исследований. Как и принципы обучения, принципы воспитания объективны по содержанию, но субъективны по форме своего существования, поэтому знание принципов воспитания, закономерностей воспитательного процесса, которые они отражают, позволяет педагогу сознательно и творчески решать задачи воспитания людей, систематизировать и упорядочивать свою деятельность, осуществлять ее педагогически обоснованно, с тем чтобы уверенно достичь поставленной цели воспитания.

Выбор педагогом принципов воспитания обусловлен его собственным мировоззрением, стилем общения, чертами характера, и от того, какими принципами он руководствуется, зависит эффективность его воспитательной работы с детьми. Следует учитывать, что соблюдение требований одних принципов и пренебрежение другими не способствует качественному решению педагогом воспитательных задач. Нельзя в воспитании людей поступать в одних случаях в соответствии с требованиями принципов, а в других – вопреки им; это снижает эффективность воспитательной работы, а нередко разрушает и весь процесс воспитания. Поэтому залогом успешности этого процесса является системный и комплексный подход к нему.

Основные принципы воспитания можно сгруппировать по различным основаниям:

содержание (например, гармоничное сочетание разных видов воспитания);

организационные принципы (например, воспитание в коллективе, преемственность воспитательных воздействий);

принципы руководства (например, стимулирование социальной активности, сочетание индивидуальных и групповых форм воспитательных воздействий).

Принципы воспитания тесно взаимосвязаны, их требования зачастую исходят одно из другого, обусловливая развивающий эффект воспитания. Совокупность требований принципов воспитания, реализованных в практической деятельности, обеспечивает системный подход руководителя образовательного учреждения к воспитательному процессу, комплексное воздействие на каждого человека и на коллектив в целом. Принципы воспитания обусловливают систему методов воспитания, реализуясь через их практическое применение. Они также тесно связаны и с принципами обучения, обеспечивая тем самым воспитывающий характер обучения и развивающую направленность воспитательного процесса.

3. Методы воспитания

Под методом воспитания понимается комплекс действий и приемов преподавателя и обучающегося, выполняя которые можно решить поставленную задачу, достигнув желаемого результата.

В современной педагогике одной из самых спорных проблем является классификация методов воспитания. В основе любой из таких классификаций лежит определенный критерий, признак, основание, по которому методы группируются. В 60-е гг. XX в. общепринятой была классификация, в соответствии с которой различали две группы методов: воздействия на сознание ребенка и воздействия на поведение ребенка. В 70-е гг. появилась классификация, содержащая три группы методов:

методы целенаправленного формирования качеств личности;

методы стимулирования естественного саморазвития личности;

методы коррекции развития личности.

В конце 70-х – начале 80-х гг. в педагогике получила распространение концепция деятельностного подхода к воспитанию. В этой связи ленинградскими педагогами Т. Е. Конниковой и Г. И. Щукиной была предложена новая классификация методов воспитания, разделяющая их на методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности, методы формирования общественного сознания и методы стимуляции деятельности.

Известный московский педагог, ученый В. А. Караковский предложил свою классификацию методов воспитания, получившую широкое распространение среди воспитателей-практиков. В соответствии с этой классификацией различают следующие виды воспитания:

В педагогической литературе встречается классификация, выделяющая следующие методы воспитания:

• воздействия и убеждения;

Если в качестве основания для классификации принять социальный опыт ребенка, то можно выделить следующие воспитательные методы:

• формирования социального опыта детей;

• самоопределения личности ребенка;

• мотивации деятельности и поведения;

• стимулирования и коррекции действий в воспитательном процессе.

Для каждого педагога выбор методов воспитания должен носить комплексный характер, изменяться под воздействием постоянно меняющихся конкретных ситуаций, а сочетание различных методов поможет быстрее достичь поставленной цели.

Виды воспитания

Типы классификаций

Существует множество различных классификаций видов воспитания:

  • по формам или по институциональному признаку;
  • по месту жительства;
  • по содержанию;
  • по доминантным принципам и стилю отношений между участниками процесса;
  • по объектам воспитания.

Направление воспитательного процесса определяется единством между целями и содержанием.

Основные виды воспитания

Умственное воспитание. Данный вид воспитания ориентирован на развитие интеллектуальных способностей, интереса к познанию окружающей действительности и самопознанию.

Трудовое воспитание. Такое воспитание заключается в развитии и подготовке ответственного и творческого отношения к трудовой деятельности, накоплении профессионального опыта.

Эстетическое воспитание. Такой вид воспитания подразумевает формирование эстетического отношения к реальности, которое предполагает наличие у индивида способности видеть и воспринимать прекрасное.

Физическое воспитание заключено в соответствующем физическом развитии, воспитании силы воли и характера и направлено на повышение уровня работоспособности человека.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Гражданское воспитание. Результатом такого воспитания должно стать ответственное отношение к семье, окружающим людям, к своей стране.

Экономическое воспитание. Воспитательный процесс данного вида направлен на развитие экономического мышления человека в различных масштабах. Экологическое воспитание основано на понимании неоспоримой ценности природы.

Правовое воспитание кроме знания своих прав и обязанностей, учит нести ответственность за их несоблюдение.

Свободное воспитание. При таком подходе воспитание заключается в помощи естественно развивающемуся ребенку в процессе освоения им окружающего мира и самоопределяющемуся в нем.

Семейное воспитание – главная часть социализации индивида. В семье социализация носит стихийный характер. Результаты такого воспитания определяются уровнем образования и социальным статусом семьи, ценностными установками и принятым стилем жизни, взаимоотношениями между членами семьи и их личностными ресурсами. Религиозное воспитание представляет собой целенаправленное и взращивание верующих людей, посредством внушения мировоззрения, норм поведения, которые соответствуют принципам определенного вероисповедания. Основой религиозного воспитания служит феномен сакрализации мира, то есть наделения обычных явлений, мирских процедур и личностей священным содержанием посредством обрядового освящения.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Социальное воспитание является составной частью контролируемой социализации. Социализация достигается за счет планомерного создания специальных условий и взаимодействия в них людей, групп, коллективов, организаций.

Нравственное воспитание. Данный вид воспитания — это одна из форм формирования и наследования нравственности в обществе. Нравственное воспитание не является обучением нравственности. Оно выражает потребность общества осознанно влиять на процесс, который является очень индивидуализированным и в большинстве случаев протекает стихийно.

Школьное воспитание заключается в организации учебы и жизнедеятельности детей в условиях школы. В школьном воспитании важная роль отводится личности педагога и позитивному характеру общения, образовательно-воспитательной и психологической атмосфере занятий.

Внешкольное воспитание решает поставленные задачи воспитательного характера во внешкольных образовательно-воспитательных учреждениях, организациями и различными обществами.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector