221madou.ru

Мама и Я
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Деятельностное воспитание это

Деятельностный подход в воспитании

Человек проявляется и развивается в деятельности. Эта закономерность
и положена в основу принципа деятельностного подхода в
воспитании.

Даже самый обычный школьный вечер, поход в осенний лес требует организации деятельности детей. Все в меру своих сил и
способностей должны принять в намеченном деле посильное участие.
Поэтому в реализации деятельностного подхода в воспитании вопрос: Давайте подумаем, как мы это будем делать? всегда является
главным. Не навязывать и не давить на учеников своим авторитет-
том, а активно вовлекать в посильную и интересную для каждое
ученика деятельность — вот основа деятельностного подхода в воспитании.

При анализе организации деятельности детей в процессе воспитания особое значение имеют представления о ее структуре. В работах психологов С.Я.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева деятельность чаще всего представлена следующими компонентами: потребности, мотивы, действия, условия, операции, результаты. В работах психолога Н.К.Платонова эта схема еще более упрощена: цепь — мотив — способ — результат. Р.Х.Шакуровым предложена системно-динамическая структура деятельности, где дополнительно вводятся представления о фазах деятельности: ориентировка, программирование, реализация, завершение. Кроме того, вводится понятие «барьер деятельности».

Наши исследования организации деятельности учащихся с педагогической точки зрения показывают, что она, как минимум, должна быть ориентирована на активизацию ее мотивационно-потребностной, процессуальной и содержательной стороны или сферы. С учётом этих трех сторон деятельность учащихся, будучи ориентирована на воспитательные цели (учебная, трудовая, игровая и др.), может
быть представлена в виде трехмерной модели (см. рис.5).

Поскольку любая деятельность возникает в некоторой ситуацию в педагогике часто говорят о ситуативном подходе в воспитании.

В условиях ситуативного подхода в воспитании может быть реали­зован ряд педагогических правил, которых следует придерживаться.

Правило первое. В любой ситуации, какой бы сложной с педаго­гической точки зрения она ни была, не спешите и принимайте проду­манное, взвешенное решение, мысленно проигрывая все возмож­ные стратегии своих действий.

Правило второе. При принятии стратегии своего поведения от­давайте предпочтение высоконравственным критериям и приемам выхода из сложной педагогической ситуации, чтобы ваши воспитан­ники были абсолютно уверены в вашей профессиональной справед­ливости и честности.

Правило третье. В сложной педагогической ситуации не спешите решить все проблемы сразу и сейчас. Сложная проблема, как пра­вило, требует поэтапного решения.

Правило четвертое. По ходу развития событий корректируйте свои действия.

Правило пятое. В случае ошибки или педагогического промаха честно признайтесь в этом самому себе и, если необходимо, и ва­шим воспитанникам. Это будет способствовать росту вашего авторитета в большей степени, чем ваше упорное стремление выгляди всегда и во всем непогрешимым.

Важным элементом воспитания являются цели. Цели, оказывав ориентирующее и системообразующее влияние на любую деятельность, в том числе и на воспитательный процесс, на его содержание формы и методы, что в значительной степени детерминирует в конечный результат.

Великие педагоги прошлого Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский придавали исключительно большое значение ясности и точности цели воспитания. Однако педагоги-практики часто не уделяют этому вопросу должного внимания. «Что сказали бы вы об архитекторе, сказал К.Д.Ушинский, — который, закладывая новое здание, не сумел ответить вам на вопрос, что он хочет строить — храм или просто дом».
То же самое должны вы сказать и о воспитателе, который, не сумев ясно и точно определить вам цели своей воспитательной деятельности».

Вместе с тем вопрос о целях воспитания не так прост и очевиден
как это на первый взгляд представляется неискушенному в деле воспитания человеку. Прежде всего, не вполне очевидно, как достаточно
четко и ясно сформулировать цели воспитания. И в этой связи следует прислушаться к А.С.Макаренко, который считал, что «цели нашей
работы должны быть выражены в реальных качествах людей, которые выйдут из наших педагогических рук». Но ясно и точно сформулировать всю палитру качеств растущего, к тому же активно саморазвивающегося человека не так-то просто.

В связи с этим к недостаткам целей воспитания следует отнеси
размытость целей воспитания, подмену целей задачами, содержанием, а часто и просто видами деятельности, которые организует
учащимися учитель как воспитатель.

Вместе с тем цели в любой деятельности выполняют весьма конструктивную, направляющую и регулирующую функцию и в конечном
итоге оптимизируют нашу деятельность.

В процессе целеполагания в воспитательной деятельности, как
показывают теория и практика воспитания, необходимо учитывать,
что цели воспитания должны: а) быть реальными, б) учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанника (ученика), в)
быть привлекательными, т.е. лично значимыми для самого ученика
г) общественно значимыми и соответствовать нашим лучшим гуманистическим представлениям о современном человеке как о человеке культуры и творчески саморазвивающейся личности.

В связи с изложенным, под целью воспитания понимается наш идеальный образ, сознательно планируемый результат воспитательной деятельности учителя, сформулированный в конкретном перечне личностных качеств, которыми должен обладать воспитанник через некоторый отрезок времени.

Анализ многообразия целей воспитания применительно к уча­щимся средней школы показывает, что среди них могут быть выделе­ны следующие.

1. Общие цели воспитания, которые могут быть заданы в форме
описательной модели, т.е. перечне наиболее значимых личностных качеств выпускника средней школы.

2. Цели воспитания на конкретный возрастной период развития личности (например, для учащихся младшего школьного возраста (7-10 лет), среднего школьного возраста (11-15 лет), старшего школьного возраста (15-18 лет)).

3. Цели воспитания на конкретный год обучения (например, для
учащихся 1-го или 9-го класса).

4. Цели воспитания для конкретного ученического коллектива, группы.

5. Цели воспитания конкретно взятого ученика.

6. Цели воспитания для конкретно возникшей педагогической
ситуации.

Учитель, реализуя деятельностный подход в воспитании, должен и видеть общие цели воспитания, а далее уже их конкретизировать.

Не ставя своей задачей раскрыть все компоненты и все аспекты деятельностного подхода в воспитании, подчеркнем, что в реальной педагогической практике целостно реализуется и мотивационно- ревностная, и процессуальная, и содержательная стороны деятель­ности, но и с учетом конкретно взятой личности. Поэтому более эф­фективным и для развития педагогической теории, и совершенствования педагогической практики является деятельностно—личност­ный или личностно—деятельностный подход как в воспитании, так и в обучении.

Деятельностный и личностный подход в воспитании дошкольников

Личностно–деятельностный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. (Е. Н. Степанов)

Деятельностный подход — это:

• Субъектно-ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики, развивающие коммуникативную, предметную и другие виды компетентностей ребенка и его самого как личность.

• Предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.

Ставит следующие задачиперед педагогом:

• Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;

• Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;

• Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка, т.е. в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии и самореализации.

Читать еще:  Как воспитывать мальчика 9 лет

Таким образом, в качестве общей цели видится Человек, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельность, контролировать ее ход и результаты.

Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода: в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей с взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы нравственной и духовной культуры, он создает, вырабатывает их вместе с младшими товарищами, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

«Ведущая деятельность» — деятельность ребенка, внутри которой рождаются новые виды деятельности, развиваются высшие психические функции и в результате которой возникают личностные новообразования. Ведущая деятельность дошкольного возраста – игра.

Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности и основана на ней.

Специфика дошкольного образования: процесс обучения является, по сути, процессом усвоения знаний в других видах деятельности.

Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.

Личностный подход – это важнейший принцип психологической науки, Он определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса.

Создание атмосферы, ориентированной на индивидуальность ребенка, обеспечивается как через использование форм, методов и приемов, уже апробированных в российской образовательной практике, так и через авторские технологии.

Под личностным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Личностный подход имеет много общего с индивидуальным подходом, но отличается тем, что преследует главную цель – развитие личности, «принятие ее такой, какая она есть», а не ее «переделывание» под заданный стандарт и подавление. Личностный подход предполагает не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса.

Личностный подход как основа организации образовательного процесса означает признание приоритета личности перед коллективом, создание в нем гуманистических взаимоотношений, благодаря которым ребенок осознает себя личностью и учится видеть личность в других людях: взрослых и сверстниках.

Принципы личностного подхода: принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно пробудить и поддержать стремление детей к их проявлению и развитию.

Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности ребенка и воспитателя — главная задача дошкольного образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их развитию.

Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в группе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.

Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Воспитанник должен развиваться и воспитываться в условиях постоянного выбора, обладать субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации образовательного процесса и жизнедеятельности в группе.

Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определять и развивать индивидуальные особенности ребенка и уникальность группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности.

Принцип доверия и поддержки.

Технологическая составляющая личностного подхода: диалогичность; деятельностно — творческий характер; направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; предоставление детям необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов деятельности и поведения.

Дата добавления: 2018-05-09 ; просмотров: 1602 ;

Деятельностный подход в воспитании учащихся

Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации.

Становление деятельностного подхода в педагогике тесно связано с появлением и развитием идей этого же подхода в психологии. Психологическое изучение деятельности в качестве предмета было начато Л.С. Выготским.

Основы деятельностного подхода в психологии заложил А.Н. Леонтьев. Он исходил из различения внешней и внутренней деятельности. Первая слагается из специфических для человека действий с реальными предметами, осуществляемых путем движения рук, ног, пальцев. Вторая происходит посредством умственных действий, где человек оперирует не с реальными предметами и не путем реальных движений, а использует для этого их идеальные модели, образы предметов, представления о предметах. А.Н. Леонтьев рассматривал человеческую деятельность как процесс, в результате которого в качестве необходимого момента возникает психическое «вообще». Он считал, что внутренняя деятельность, являясь вторичной по отношению к внешней, формируется в процессе интериоризации — перехода внешней деятельности во внутреннюю. Обратный переход — от внутренней деятельности ко внешней — обозначается термином «экстериоризация».

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

Сущность деятельностного подхода в воспитании. В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности — направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентации, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности школьника.

Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с младшими товарищами. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

Воспитательный процесс в аспекте деятельностного подхода исходит из необходимости проектирования, конструирования и создания ситуаций воспитывающей деятельности.

Деятельностный подход в воспитании реализуется в русле ключевой идеи современной педагогики о необходимости преобразования воспитанника из преимущественно объекта учебно-воспитательного процесса преимущественно в его субъект. Воспитание при этом понимается как «восхождение к субъектности» (М.С. Каган).

Основные понятия деятельностного подхода. Рассмотрение категориального аппарата осуществимо посредством содержательного наполнения категорий и основных понятий. В этих целях проведем весьма условную классификацию этих категорий, исходя из различных аспектов деятельностного подхода.

В качестве первого аспекта назовем деятельностный характер подхода. Указанный атрибут наиболее полно представляет категория деятельности, конечно, в ее психологическом и педагогическом смысле. Многообразие типов деятельности (и это в первую очередь относится к « внутренней деятельности и соответствующей категории) отражают такие понятия, как «духовная деятельность», «взаимодеятельность», «общение», «целеполагание как деятельность», «смыслообразующая деятельность», «жизнетворчество как деятельность». Деятельность воспитателя, организующего и управляющего деятельностью воспитанников, отражается категорией «метадеятелъностъ», или «надпредметная деятельность». Необходимость введения подобной категории обусловлена тем фактом, что педагог как бы поднимается над всеми доступными ему и его воспитанникам видами и формами деятельности, усваивает их на профессиональном уровне с целью эффективного использования в интересах воспитания питомцев как субъектов деятельности и жизнедеятельности в целом. Таким образом, воспитание предстает как деятельность по организации других видов деятельности, в которых в не меньшей степени воспитывается сам педагог. Некоторые авторы категорию метадеятельности относят к описанию личностной жизнедеятельности воспитанника. Здесь имеется в виду тот факт, что воспитанник сам организует свою деятельность и находит свои смыслы в ней, преобразуя тем самым свою ценностно-смысловую сферу. Воспитание в таком понимании предстает как метадеятельность по преобразованию воспитанником своей ценностно-смысловой сферы посредством самоорганизации деятельности.

Читать еще:  Как правильно воспитывать сына матери

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

В качестве второго аспекта для содержательного наполнения категорий и основных понятий деятельностного подхода выделим его личностную ориентированность. Этот блок включает следующие категории и основные понятия: «личность», «личностный смысл», «внутренний потенциал», «самоактуализация», «самоопределение», «смысл жизни», «субъект», «субъектность», «субъектные свойства личности», «вменяемость», «достоинство» и др.

Субъектные свойства личности проявляются также в способности человека к общению, взаимодействию, к установлению личных контактов, к взаимопониманию, умению вступить в диалог и его поддерживать и, главное, в развитых способностях производить смысловые преобразования не только в себе, но и в других. Стать субъектом — это, значит, репрезентировать себя другим, отразиться в других, продолжить себя в них, «запечатлеться». В возможности транслирования, взаимообмена субъектностью заключается глубинный смысл педагогического взаимодействия. Отмеченные свойства личности представлены целым «семейством» понятий, отражающих направленность субъекта на реализацию своей «самости», — «самооценка», «самообразование», «самоанализ», «самоограничение», «самоидентификация», «самодетерминация», «самовоспитание».

Третий блок основных понятий выделим, приняв за основу методический и методологический компоненты подхода, т.е. то, что в определении подхода обозначено как организация и управление. Понятия «организация» и «управление» трактуются примерно так же, как это принято в большинстве успешно реализуемых концепций воспитания, а именно, как организация воспитательного процесса и управление развитием личности посредством создания для этого благоприятных условий, к которым относятся воспитательная среда, мотивация обучающего и воспитанника, личность воспитателя. К указанному блоку относятся категории и понятия: «воспитательное пространство», «метод», «механизмы воспитания», «организация воспитательного процесса», «пространство деятельности», «результат воспитания», «ситуация деятельности», «ситуация воспитывающей деятельности», «содержание воспитания», «социокультурное воспитательное пространство», «средство воспитания», «субъектное пространство», «управление развитием личности», «формы воспитания», «цель воспитания» и др.

Особенность приведенного перечня заключается в его насыщенности идеями ситуативности воспитания. Базовой категорией в этом отношении выступает «ситуация деятельности», которая является модификацией понятия «педагогическая ситуация».

Принципы как составная часть деятельностного подхода:

— принцип субъектности воспитания;

— принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;

— принцип учета сензитивных периодов развития;

— принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;

— принцип амплификации (обогащения, усиления, углубления) детского развития;

— принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности;

— принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;

— принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;

— принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;

— принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;

— принцип сотрудничества при организации и управлении различными формами деятельности.

Реализация деятельностного подхода в практике воспитания. Общая ориентация при использовании методов воспитательной деятельности обусловлена теоретическими представлениями, согласно которым наибольшим воспитательным эффектом обладает ведущий тип деятельности производные от него многообразные виды деятельности. Динамика смены используемых методов подчинена основной идее деятельностного подхода, которая выражена самим определением сущности воспитания как восхождения к субъектности. Методы повседневного общения, делового, товарищеского, доверительного взаимодействия: метод уважения детской личности, педагогическое требование, убеждение, доверие, побуждение, сочувствие и т.п.

Методы поддержки инициативы, методы самоорганизации взаимодействия, совместной учебной деятельности и др. Методы, средства и формы воспитания, обеспечивающие наличие общности, совместности в жизни ребенка и взрослого, сотрудничества между ними, в процессе которого происходит становление новых способов их социального взаимодействия.

Центральное требование методики — недопустимость навязывания неадекватных подростковому возрасту мотивов деятельности. Методы, инициирующие самоанализ, самокритику, самоконтроль, самоограничение, самонаказание. Это тем более актуально, что подросток некритичен к подлинному объему своих знаний, умений, навыков, опыта ценностно-смысловой деятельности.

Конфликтные ситуации как метод воспитания тоже актуальны в силу того, что подростковый возраст — это возраст не только неудовлетворенных потребностей, но и непомерных притязаний, что нередко выливается в конфликты.

Ситемно-деятельностный подход в воспитательной работе

Деятельностный подход в воспитательной работе учителя начальных классов (из опыта работы)

«Системно-деятельностный подход в воспитательной работе»

«Если вы хотите воспитать – организуйте деятельность»

А.С. Макаренко

В стандарте ФГОС уделяется большое внимание вопросам организации воспитательного процесса в школе и системности в его реализации. Системообразующие направления воспитания (гражданское, патриотическое, нравственное, экологическое и др.) должны «пронизывать» учебный процесс, выходя во внеурочную и внешкольную деятельность и создавая тем самым воспитательное пространство, в котором гармонично развивается личность ребенка.

Основная идея деятельностного подхода в воспитании свя­зана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается Чело­век, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации.

Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с учащимися. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

Вспоминая детство, каждый из нас часто воспроизводит события, связанные с жизнью в школьные годы. Добрая память осталась о том педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы, так как классный руководитель – связующее звено между учеником, педагогами и родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.

В школе формируют у детей навыки социализации, которые будут необходимы детям в будущем, и принимать участие в этом процессе должна не только школа, но и семья. Насколько человек социализирован к моменту окончания школы, зависит его будущая жизнь. Воспитание должно развивать активную позицию человека в жизни, он не должен оставаться равнодушным и черствым, новому поколению должно быть чуждо безразличие, которого сегодня в нашем обществе с избытком. Если классный руководитель человек творческий, он с интересом и личной заинтересованностью подходит к этому делу. Главный его ориентир – результат, которого он достиг, а это означает уровень успеха в его работе.

Мои методы работы с классом строятся на основании нескольких основополагающих принципов, таких, как системно-деятельностный подход, сотрудничество, открытость и системность. В основе всего этого лежит взаимное уважение, которое строится на основе возрастных особенностей каждого участника воспитательного процесса, при этом я обязательно выделяю у каждого ученика его личную «зону успеха».
При организации воспитания и социализации школьника системно — деятельностный подход имеет свои особенности.

Читать еще:  Воспитание мальчиков в семье

Первая заключена в том, что воспитание как деятельность принципиально не может быть сведено к какому-то одному виду. Оно должно охватывать все виды образовательной деятельности: учебной (в том числе в границах разных образовательных дисциплин), учебно-трудовой, художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой и др.

Вторая особенность в том, что на ребенка оказывают мощное воспитательное и социализирующее влияние (не всегда позитивное) СМИ, Интернет, телевидение, иные источники информации, молодежные сообщества и др. Уже в младшем школьном возрасте растущий человек тем или иным образом включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности. В содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принципы деятельностного подхода.

Принцип субъектности воспитания

Все занятия с детьми помимо уроков строятся так, чтобы личность духовно развивалась, а в творческие дела, всегда вовлечен весь класс. Организую всевозможные праздники и конкурсы, викторины и интересные проекты. Во всем этом дети принимают самое активное участие. Ребята выполняют различные роли в зависимости от своих способностей и наклонностей. В конце концертной программы или соревновательного дня делаю слайдовую фотогалерею, дети с удовольствием вспоминают яркие моменты, пережитые ранее. В таких условиях формируется единый, полноценный коллектив.

Прежде всего, стараюсь создавать благоприятные условия для каждого ученика, чтобы он мог гармонично развиваться как личность. Поощряю познавательный интерес ребенка, чтобы он стремился получить дополнительные знания, расширял свой кругозор и эрудицию. Стремлюсь создавать условия, при которых творческий потенциал каждого ученика может быть раскрыт.

В коллективных творческих делах участвуют все ученики, все учителя (независимо от преподаваемого предмета), многие родители, выпускники прошлых лет, друзья школы. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю своего участия и ответственности. Главной структурной единицей коллективного творческого дела является класс как первичный коллектив. Но в процессе общей работы происходит взаимодействие возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старшеклассников. В результате коллективные творческие дела становятся для всех желанными, понятными, личностно значимыми.

Важное обстоятельство: рамки общешкольного творческого дела достаточно свободны, они не только позволяют учитывать возраст участников, но и стимулируют инициативу, многовариантность самовыражения класса и отдельного ученика. (Праздник «Масленица», где участвовали как младшие школьники, так и старшие.)

Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности.

Моя воспитательная работа направлена на поощрение творчества, самореализации в нем любого учащегося. Участие в творческих конкурсах помогает ребёнку проявить себя и получить заслуженную похвалу от одноклассников и взрослых, даже если не получилось стать победителем. Однако, мои воспитанники нередко становятся призёрами различных творческих конкурсов. И поэтому появляется ещё большее желание поучаствовать в тех или иных мероприятиях.

Принцип обогащения, усиления, углубления детского развития.

Провожу классные часы с организацией бесед на темы нравственности, при этом учитываю актуальные проблемы класса и отдельных учеников, здесь и целевые прогулки, и экскурсионные мероприятия.
Очень важно, чтобы каждый ученик чувствовал сопричастность к проводимому мероприятию, чтобы мог получить опыт, свой собственный, от взаимодействия с социумом. В таких условиях лучше раскрывается потенциал ученика. Именно поэтому любая деятельность класса должны быть содержательной и разнообразной. Дети не любят обтекаемых и пустых занятий, им важно чувствовать результат, и после всего необходимо поощрение. Перед детским коллективом лучше всего ставить увлекательную цель, чтобы она манила их и тянула за собой, подвигая к деятельности.

Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых.

В современном мире дети большую часть времени проводят перед монитором, играют в электронные игры, и живое общение и подвижные игры на улице в явном дефиците. Именно поэтому экскурсии и совместные прогулки вызывают бурную радость. Дети хотят быть полезными для окружающих, и их нужно вовлекать в такие занятия. Хотя бы даже провести уборку класса, где они все вместе и рядом, у них будет интересное общение, и темы для разговоров найдутся. Мы с ребятами с удовольствием побывали на экскурсиях в городах Липецк и Тамбов, посетили семейный парк «Кудыкина гора», кондитерскую фабрику «Рошен», музейный комплекс «Усадьба Асеевых». Вместе с нами экскурсии с удовольствием посещают и родители. После этих поездок бывает море впечатлений и позитива.

Принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности.

Деятельность должна быть социально-значимой и общественно-полезной. Отличным выходом из положения по устранению дефицита общения могут стать занятия после уроков, например, музыкой. В нашем структурном подразделении работает кружок «Весёлые нотки», руководителем которого я являюсь. В этом учебном году была разработана программа на 2 года обучения. Посещают это объединение постоянно около 20 человек (учащиеся 2-5 классов). Мы готовим выступления к общешкольным праздникам. Один из номеров был взят на концерт для ветеранов и жителей микрорайона «Донское», посвященный 70-летию Победы в ВОВ. Дети с удовольствием участвовали и за это были награждены грамотами.

Несмотря на среднее интеллектуальное развитие моего класса, учащиеся с удовольствием участвуют во всех концертных, праздничных и развлекательных программах.

Деятельностный подход предполагает открытие перед ребёнком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности, учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства её достижения. Помогать ребёнку, сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Золотые правила деятельностного подхода:

  • Подари ребёнку радость творчества, осознание авторского голоса.
  • Веди ребёнка от собственного опыта к общественному.
  • Будь не «над», а «рядом».
  • Радуйся вопросу, но отвечать не спеши.
  • Учи анализировать каждый этап работы.
  • Критикуя, стимулируй активность ребёнка.

Спектр социальных ролей обучающихся широко представлен также в системе школьного самоуправления. В процессе самоуправленческой деятельности у школьников развиваются способности, коммуникативная культура, лидерские качества, вырабатываются социально значимые качества (активность, ответственность, отзывчивость). Они осваивают социальные роли, приобретают определённые знания и навыки, учатся планировать, осуществлять и анализировать собственную деятельность.

Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений.

Первые шаги к самоуправлению зарождаются уже в начальной школе. В моём классе дети самостоятельно выполняют свои обязанности, у каждого своя должность в коллективе: организация дежурства в классе и столовой, игр на перемене и прогулках, помощь учителю в организации праздника и оформлении к нему классной комнаты и др. посильная работа.

Системный подход нацеливает классных руководителей организовывать воспитательный процесс не посредством отдельных и часто разрозненных мероприятий, а путем моделирования и создания гуманистической, целостной, упорядоченной системы воспитательного взаимодействия педагогов и обучающихся.

Ш.Амоношвили сказал: «Нельзя, чтобы ребенок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе или только в семье. Если мы хотим воспитать в нем личность, то всё его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремленную воспитательную среду».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector