221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Доклад роль семьи в воспитании ребенка

Доклад на педсовете на тему: «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста».
консультация на тему

Данный материал может быть полезен как и для воспитателей так и для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
doklad_na_ped.sovete.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Долгопрудный

детского сада обще развивающего вида №13

«В гостях у сказки»

Доклад на педсовете на тему:

«Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста».

Подготовила: Нарзикулова Д.М.

Провела: Зейналова Ж.Б.

Семья-это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого его члена. Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья-это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ-это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание-сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребёнку. Всё это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

ЗАДАЧИ СЕМЬИ состоят в том, чтобы:

-создать максимальные условия для роста и развития ребёнка; -стать социально-экономической и психологической защитой ребёнка; -передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим; -научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; -воспитывать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

ЦЕЛЬЮ семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье-всё это зависит от семьи, от родителей, и всё это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители-первые воспитатели-имеют самое сильное влияние на детей. Ещё Ж-Ж.Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребёнка меньшее влияние, чем предыдущий. Важность влияния семьи на становление и развитие личности ребёнка стала очевидной. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РЕБЁНКА. 1. Семья выступает как основа чувства безопасности. Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений- их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающие у ребёнка в новых или стрессовых ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребёнка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребёнка источником утешения в минуты отчаяния и волнений. 2. Важным для ребёнка становятся модели родительского поведения. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя также, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим. 3. Семья играет большое значение в приобретении ребёнком жизненного опыта. Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребёнка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребёнку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать. Дети, жизненный опыт которых широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены. 4. Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребёнка. Родители влияют на поведение ребёнка, поощряя или осуждая определённые типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении. 5. Общение в семье становится образцом для ребёнка. Общение в семье позволяет ребёнку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребёнка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье. Семья для ребёнка — это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть — здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий-там он свой. 6. В семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном образовательном потенциале родителей – продолжать получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определённый морально-психологический климат, для ребёнка – это первая школа общения с людьми. Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к моральным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, справедливости… Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трёх, а иногда и четырёх поколений. А это значит – различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети – мамы, папы – бабушки и дедушки – прабабушки и прадедушки. И, несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определённые традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения.

Однако семья таит в себе определённые сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Наиболее распространёнными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, являются: — неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток или недостаток вещей, приоритет материального благополучия над духовными потребностями растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоречивость семейной экономики; -бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей; -авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество; -безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье; -отсутствие нормального психологического климата в семье; -фанатизм в любых его проявлениях; — безграмотность в педагогическом отношении, противоправное поведении взрослых.

Среди разнообразных функций семьи первостепенное значение, бесспорно, имеет воспитание подрастающего поколения. Однако практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда бывает «качественным» в силу того, что одни родители не умеют растить и способствовать развитию собственных детей, другие не хотят, третьи не могут в силу каких – либо жизненных обстоятельств ( тяжелые болезни, потеря работы и средств к существованию, аморальное поведение и др.)., четвертые просто не придают этому должного значения. Следовательно, каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или, по-научному – воспитательным потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего воспитания.

Факторы, характеризующие жизнедеятельность семьи по разным параметрам, можно подразделить на социально-культурный, социально–экономический, технико – гигиенический и демократический (А.В. Мудрик).

Социально – культурный фактор. Домашнее воспитание во многом определяется тем, как относятся родители к детям: равнодушно, ответственно, легкомысленно.

2. Социально – экономический фактор определяется имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе. Воспитание современных детей требует серьёзных материальных затрат на их содержание, удовлетворение культурных и других потребностей, оплату дополнительных образовательных услуг. Возможности семьи материально содержать детей, обеспечивать их полноценное развитие во многом сопряжены с общественно – политическим и социально – экономическим положением в стране. 3. Технико– гигиенический фактор означает, что воспитательный потенциал семьи зависит от места и условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни семьи. Удобная и красивая среда обитания-это не дополнительное украшение в жизни, она оказывает большое влияние на развитие ребёнка. По воспитательным возможностям различаются сельские и городские семьи. 4. Демографический фактор показывает, что структура и состав семьи (полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная и т.д.) диктуют свои особенности воспитания детей.

ПРИНЦИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ-практические рекомендации, которыми следует руководствоваться, что поможет педагогически грамотно выстраивать тактику воспитательной деятельности. Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребёнка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания: -дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности и любви;

-родители должны понять и принять своего ребёнка таким, каков он есть; -воспитательные воздействия должны строиться с учётом возрастных, половых и индивидуальных особенностей; -диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания; -личность самих родителей–идеальная модель для подражания детей; -воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке; -все виды деятельности, организуемые в семье, должны быть построены на игре; -оптимизм и мажор- основа стиля и тона общения с детьми в семье. К важнейшим принципам современного воспитания можно отнести следующие: целенаправленность, научность, гуманизм, уважение к личности ребёнка, планомерность, последовательность, непрерывность, комплексность и систематичность, согласованность в воспитании.

МЕТОДЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ как способы взаимодействия родителей с детьми, которые помогают последним развивать своё сознание, чувства и волю, активно стимулируют формирование опыта поведения, самостоятельную детскую жизнедеятельность, полноценное моральное и духовное развитие. Наиболее сложным для родителей является практическое применение того или иного метода воспитания. Наблюдения, анализ и устные ответы детей показывают, что один и тот же метод многими родителями используется по-разному. Наибольшее количество вариантов наблюдаются при применении методов убеждения, требования, поощрения, наказания. Одна категория родителей убеждает детей доброжелательно, в процессе доверительного общения; вторая-воздействуя личным положительным примером; третья-назойливыми поучениями, упрёками, окриками, угрозами; четвёртая-наказаниями, в том числе физическими.

Доклад на педсовете «Место и роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста»

Юлия Шевцова
Доклад на педсовете «Место и роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста»

Отец и мать — первые и самые любимые воспитатели своих детей. Они охраняют и берегут их жизнь, создают условия для полноценного развития.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры — не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании.

На основе своих наблюдений Баумринд выделяет три типа детей, характер которых соответствовал определенным методам воспитательнойдеятельности их родителей:

1. Авторитетные родители — инициативные, общительные, добрые дети.

2. Авторитарные родители — раздражительные, склонные к конфликтам дети.

3. Снисходительные родители — импульсивные, агрессивные дети.

В. И. Гарбузов, выделил три типа неправильного воспитания:

1. Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) — неприятие индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем;

2. Воспитание по типу В (гиперсоциализирующее) выражается в тревожно-мнительной концепции родителей о состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе;

3. Воспитание по типу С (эгоцентрическое) — культивирование внимания всех членов семьи на ребенке (кумир семьи, иногда в ущерб другим детям или членам семьи.

По мнению Э. Арутюнянц., существует три варианта семьи: традиционная (патриархальная, детоцентрическая и супружеская (демократическая).

В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Дети не инициативны, не гибки в общении, действуют исходя из представления о должном.

В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение «счастья ребенка». Семья существует только для ребенка. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации, и в частности учебной дезадаптации ребенка после поступления в школу.

Очень высоко оценивается супружеская (демократическая) семья. Цель в этой семье — взаимодоверие, принятие, автономность членов семьи. У этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде, построенной по «вертикальному» принципу (т. е. практически — ко всем социальным институтам).

Влияние семьиосуществляется и проявляется следующим образом:

1. Семья как основа чувства безопасности.

2. Модели родительского поведения.

3. Семья и приобретение жизненного опыта.

4. Дисциплина и формирование поведения.

5. Общение в семье.

Семья — это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Негативные факторы семейного воспитания:

1. Приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека;

2. Бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

3. Авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;

4. Безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

5. Отсутствие нормального психологического климата в семье;

6. Фанатизм в любых его проявлениях;

7. Безграмотность в психолого-педагогическом отношении;

8. Противоправное поведение взрослых.

Принципы семейного воспитания:

• дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;

• родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;

воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

• диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;

• личность самих родителей — идеальная модель для подражания детей;

воспитание должно строиться с опорой на положительное начало в растущем человеке;

• все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре;

• оптимизм и мажор — основа стиля и тона общения с детьми в семье

Семья не только дарит человеку жизнь. В семье человек получает свой первый социальный опыт, делает первые шаги, говорит первые слова. На становление личности человека влияют не только мать и отец, но и другие члены семьи. Очень важно, чтобы маленький человечек воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей не было разногласий по поводу методов его воспитания, чтобы ребенок не был свидетелем конфликтов. В противном случае он может вырасти в асоциальную личность, наносящую вред не только окружающим, но и себе.

Доклад «Роль семьи в воспитании школьника»

Доклад затрагивает такие вопросы как: роль семьи в воспитании современных детей, выявление неправильного родительского авторитета, разработка принципов воспитания школьников.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Роль семьи в воспитании школьника»»

Доклад на тему : «Роль семьи в воспитании школьника»

Роль семьи в воспитании современных детей.

Выявление неправильного родительского авторитета.

Разработка принципов воспитания школьников.

1. Специфика воспитания детей в семье.

2. Неправильный родительский авторитет.

3. Настоящий родительский авторитет.

1. Специфика воспитания детей в семье.

Народная мудрость гласит :сильная семья-это крепкая держава. Самое лучшее наследство – воспитанность. Дружная семья гору сдвинет. На что и клад ,коли в семье лад.

Родительский труд очень тяжёлый труд. Это, пожалуй , самая трудная на свете душевная работа. Она требует сверхтерпения , самообуздания, переселения усталости, одоление неумений. Она требует постоянного самосовершенствования.

Семья – ячейка общества ,своеобразный коллектив, который организован совсем иначе, чем, например школьный.

Члены семьи , разные по возрасту ,часто по профессии, связаны узами родства. Семья ведёт общее хозяйство ,в котором принимают участие и дети. Взаимоотношение членов семьи строятся на взаимной любви, уважении, поддержке во всех делах .Общение детей в семье с родителями , старшими братьями и сёстрами, дедушками и бабушками обогащает жизненный опыт детей ,даёт им первые нравственные уроки.

Специфика воспитания детей в семье состоит также в том ,что на семью и родителей приходится самое ответственное и трудное время –первые дни, недели, месяцы и годы жизни ребёнка его воспитания. С развитием ребёнка в семье появляются новые и сложные задачи. Одна из первоочередных задач –обеспечение физического развития ребёнка ,привитие санитарно -гигиенических навыков. Психологи утверждают , что успешное формирование потребностей человека идёт тогда, когда их удовлетворение связано с личным трудом ребёнка( хочешь есть- помоги накрыть на стол)

С поступлением ребёнка в школу задачи семьи более возрастают . Родители следят за тем ,чтобы взрослые и дети вместе трудились ,проводят совместные читки газет журналов ,книг. В семье должны быть совместные , общие дела, увлечения. Например встреча на любимых сайтах, где интересно и родителям и детям. В результате удовлетворения потребностей идёт и нравственное воспитание: ребёнок узнаёт ,что «можно», а что «нельзя».

Семья воспитывает у детей культуру чувств ,умение любить. Воспитание этих качеств личности будет в тех семьях ,где дети видят истинную любовь взаимную отца и матери ,где приятная семейная атмосфера, основанная на чувствах благородства, взаимного уважения доверия, глубокого уважения друг к другу, заботы ,тревоги, беспокойства друг о друге. Если же ребёнок лишён этого в семье , то в его сердце могут зародится противоположные чувства : озлобление и жестокость, неверие в людей, безразличие к ним.

В школьном возрасте особую роль как фактор воспитания играет коллектив. Как ребёнок чувствует себя в коллективе? Умеет ли подчинить свои личные интересы интересам коллектива. Как переживает свои успехи и неудачи всего коллектива? Эти вопросы не могут быть безразличны в семье ,если она хочет воспитать своего сына или дочь достойным человеком. Ребёнок любого возраста любит ласковое ,доброе к нему отношение, он любит , когда взрослые считаются с ним ,с его мнением, уважают его личность и достоинство. Общую для всех семей формулу успешного воспитания детей вывести нельзя. Но всё же важным условием успешного воспитания детей является авторитет родителей.

2. Неправильный родительский авторитет.

Под авторитетом следует понимать влияние отца и матери на детей ,основанное на уважение и любви к родителям ,доверие к их жизненному опыту ,к их словам, делам и поступкам.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительный фактор в том, что никто, кроме самых близких и родных не любит ребёнка больше. Но семья может и навредить ребёнку при использовании неправильного авторитета родителей.

Особенно страдают им отцы. По каждому поводу такой отец раздражается ,сердится ,повышает голос, а нередко поднимает руку на ребёнка. При таком положении отца, положение матери в семье сводится к нулю, дети вырастают безвольными, озлобленными.

Родители кичатся своими заслугами , высокомерны в отношении с другими людьми. Как правило ,и дети начинают чваниться (хвастаться) перед товарищами. При таком поведении вырастают хвастливыми, не умеющими самокритично относиться к своему поведению.

Родители буквально заедают детей поучениями и назидательными разговорами. По каждому поводу родители начинают длинные и скучные речи, подчас одни и те же. Дети привыкают к ним ,не реагируют на них, часто озлобляются и перестают слушать и уважать родителей.

Этот самый распространённый вид ложного авторитета. Многие родители убеждены : чтобы дети слушались , нужно, чтобы они любили родителей. А как это заслужить? Родители считают что детям ни в чём нельзя отказывать, без всякой меры говорить нежные слова , целовать, ласкать. Ребёнок понимает что маму и папу легко обмануть , всё что угодно можно выпросить, нужно лишь показать свою якобы любовь. В такой семье вырастают люди с холодным сердцем , циники, расчётливые дельцы. Страдают от такого воспитания в первую очередь сами родители.

Детское послушание покупается добротой родителей, их уступчивость , мягкость. В такой семье дети очень часто начинают командовать родителями, у них появляются капризы, требования.

Послушание ребёнка покупается подарками и различными обещаниями. Особенно тяжелы последствия этого авторитета в семье, где нет слаженности между отцом и матерью, где наметилась конфликтная ситуация. В таких семьях родители задабривают ребёнка с целью перетянуть его на свою сторону. В результате вырастает человек , который ничего не сделает по собственному желанию, который приучен лавировать ,приспосабливаться, быть там , где он больше получит выгод.

3. Настоящий родительский авторитет.

В чём же должен состоять настоящий родительский авторитет , на каких основаниях строиться?

«Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь ,работа родителей, их гражданское лицо ,их поведение» Макаренко А.С.

Это влияние личного авторитета родителей, истинная любовь родителей, знание интересов ребёнка, умение во время оказать помощь, поддержку, дать дружеский совет. Любовь к детям должна сочетаться с требованиями ребёнку.

Значительно помогает в формировании авторитета родителей единство требований к ребёнку со стороны родителей и всех взрослых членов семьи. Единство требований- одно из важнейших условий успешного воспитания, которое ставит ребёнка в такие условия, когда не выполнить требование нельзя. Если же отец не поддерживает требований матери , или отец наказывает ,а бабушка потихоньку жалеет внука, то создаётся условие при котором ребёнок начинает скрывать от требовательного отца свои промахи, лавирует ,юлит, старается уйти от ответственности , В такой семье может вырасти неискренний человек. Поэтому важно чтобы к ребёнку предъявлялись единые требования со стороны родителей. Чувство любви и заботы о старших легче воспитать когда семья – дружный коллектив трёх поколений, когда родители являются образцом доброго и внимательного отношения к своим родителям. Основной смысл авторитета старших в семье состоит в том , что родители своими делами и мыслями дают детям достойный образец поведения и поступков, рядом с ребёнком находится человек ,кем он дорожит, кем восхищается и одухотворяется как образцом нравственности.

Наши дети – это наше отражение в зеркале. Об этом говорится в стихотворении средневекового поэта Себастьяна Брандта:

Ребёнок учится тому

Что видит у себя в дому,

Родители пример тому,

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнят ,что с лихвой получит

От них всё то , чему их учит.

Там ,где аббат не враг вина,

Вся братия пьяным- пьяна.

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец.

Коль видят нас и слышат дети

Мы за дела свои в ответе.

И за слова :легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Де ржи в приличии свой дом

Чтобы не каяться потом.

Воспитать душу ребёнка способно только душевное тепло, лад между близкими людьми.

Роль семьи в воспитании ребенка

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Статья просмотрена: 16997 раз

Библиографическое описание:

Асадуллина М. Н., Колодяжная Т. П. Роль семьи в воспитании ребенка [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 93-95. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1879/ (дата обращения: 23.03.2020).

Семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой духовно-нравственного формирования личности ребенка и глав­нейшим институтом воспитания, отвечающим не толь­ко за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни. Развитие общественных отношений, влияние урбанизации и научно-технического прогресса привели к определенному сужению роли семейной педагогики в воспитании детей. Однако сужение воспитательной фун­кции ни в коей мере не привело к утрате семьей главенства в формировании личности.

Семью можно определить как обладающую исторически определенной организацией малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения (А.Г. Харчев).

Семья в силу глубокой специфичности ее воздействия на ребенка является обязательным фактором нормального воспитания. Дети, воспитывающиеся без участия семьи, в гораздо большей мере подвержены опасности одностороннего или запоздалого развития, чем те дети, которые являются членами семейных коллективов.

Необходимость семейного воспитания объясняется следующим[1]:

1. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие) детей к родителям.

2. Ребенок, особенно в раннем возрасте, больше предрасположен к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию.

3. Представляя собой малую группу, своего рода социальный микрокосм, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.

4. Вместе с тем, семья — не однородная, а диффе­ренцированная социальная группа, в которой представ­лены различные возрастные, половые, а подчас и про­фессиональные «подсистемы». Это позволяет ребенку активнее проявлять свои эмоциональные и интеллек­туальные возможности, быстрее реализовать их.

Семья является важнейшим фактором социализа­ции не только для детей, но и для взрослых, от нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоци­ональное и социальное развитие человека на протяже­нии всей жизни.

Семейное воспитание отвечает не только обще­ственной заинтересованности в социализации личнос­ти ребенка, но и индивидуальной заинтересованности родителей в духовном воспроизведении себя в детях, а детей — в покровительстве, защите, нравственной по­мощи со стороны родителей.

В семейной жизни складываются социально-био­логические, хозяйственно-бытовые, нравственно-пра­вовые, психологические и эстетические отношения. Каждая из этих сфер внутрисемейной жизни играет важную социализирующую роль. В семье ребенок получает первые трудовые навыки, когда участвует в самообслуживании, оказывает помощь старшим в домашнем хозяйстве, делает школьные уроки, играет, помогает организовать досуг и развлечения; учится потреблению различных материальных и духовных благ. Семья во многом влияет на выбор будущей профессии. В семье развивается умение ценить и уважать труд других людей: родителей, родственников; происходит воспитание будущего семьянина. [5]

Воспитание детей в семье — дело сложное, дели­катное, требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знании в области детской психологии и педагогики. Специфика воспитания в семье определяется и ее типом, и условиями проживания, и степенью подготовленности родителей к реализации воспитательной функции в семье.

Все родители стремятся к завоеванию авторитета у детей, но не всем это удается. Авторитет, «сделанный» специально во имя детей, существовать не может. Его нельзя создать искусственно, нельзя навязать угрозами, роди­тельской властью. Он должен заключаться в самих ро­дителях. Определенную роль в формировании авторитета родителей играет их ответственное отношение к сло­ву — приказанию, требованию. Требования должны быть твердыми и серьезными по тону и содержанию. [3]

Воспитание детей в семье зависит от возраста роди­телей, их жизненного опыта. Стали супруги родителями в17 лет, 25 или 35 лет — это существенно скажется на их отношении к ребенку (возможно, нежелательному или, наоборот, долгожданному). Чем выше уровень образования родителей, тем больше времени они уделяют воспитанию детей. И если женщины с высоким уровнем образования имеют мень­шее количество детей, то объяснить это можно тем, что они, как правило, стремятся дать детям образование не ниже своего собственного. Увеличивается и требова­тельность к воспитанию каждого ребенка.

В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Под системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка задач, более или менее целенаправленная преемственность методов и приемов воспитания, учет того, что можно и что нельзя допустить в отношении ребенка. Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем, если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержание душевного и телесного здоровья. [7]

Как всякий организационный процесс, семейное воспитание предусматривает определенную целеустремленность, наличие конкретных задач. Поскольку в нашем обществе интересы государства и родителей в отношении воспитания подрастающего поколения чаще всего совпадают, цели и задачи общественного и семейного воспитания в основном также являются идентичными, следовательно, главную цель воспитания детей в семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижением этой цели является осуществление таких задач, как физическое , умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание.

В семейном воспитании важное место занимает забота о здоровье ребенка, его физическая подготовка, закаливание, развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости. Здоровый, физически развитый человек, способен более успешно заниматься умственным и физическим трудом, у него обычно хорошее и бодрое настроение, он, как правило, доброжелателен к окружающим, готов прийти на помощь, острее воспринимает красоту, и сам стремится все делать красиво. Главное – пример родителей.

Воспитание детей в семье необходимым компонентом включает умственное развитие . Первые обращения матери к младенцу уже заключают начала умственного воспитания. Дальнейшее обучение речи, рассказывание сказок, чтение книжек, стимулирование, поощрение детской любознательности, ответы на вопросы ребенка, соответствующие разъяснения и т. д. – все это отвечает интересам развития мышления, памяти, внимания, воображения, служит важной задаче подготовки обучения в школе.

Родители должны много внимания уделять нравственному воспитанию детей, поскольку в повседневной жизни постоянно и неизбежно возникают разнообразные проблемы, связанные с поведением, взаимоотношениями между людьми. Именно в семье дети главным образом постигают азбуку нравственности, усваивают, что такое хорошо и что такое плохо, учатся проявлять доброжелательность к людям, оказывать посильную помощь. По мере взросления ребенка моральные требования к нему значительно возрастают и углубляются. Нравственное воспитание в семье предполагает формирование любви к родному краю, своему Отечеству, гуманности, чувства товарищества, честности, справедливости, ответственности. И здесь играют большую роль не только и не столько специальные беседы и разъяснения, сколько организация всей жизни ребенка в соответствии с принципами общечеловеческой морали, повседневная практика надлежащего поведения.

Чрезвычайно ответственное место в системе семейного воспитания принадлежит трудовому воспитанию детей. С раннего возраста ребятишки, как правило, в меру своих возможностей, стремятся участвовать в домашних делах, помогать взрослым, в своих играх имитировать различные виды труда. Важная задача родителей – не отбивать у детей охоту к трудовым занятиям, поощрять их в этом отношении, оказывать всяческое содействие. Доступные формы самообслуживания, участие в домашних хлопотах, вооружение ребенка разнообразными трудовыми умениями и навыками, разъяснение роли труда в жизни человека и общества, ознакомление с профессиями, поощрение участия в общественно полезном труде – все это весьма существенно для подготовки добросовестного труженика, способного в будущем обеспечить себя и свою семью всем необходимым и принести пользу обществу.

Среди конкретных направлений всестороннего развития личности ребенка в условиях семьи немаловажную роль играет эстетическое воспитание . Тесно связанное с другими сторонами воспитания, оно способствует к приобщению детей к прекрасному, учит воспринимать и ценить красоту в жизни, природе, искусстве, приучает их творить по законам красоты. В этих целях родители должны использовать занятия рисованием, лепкой, совместное прослушивание музыки, песен, обучение ребенка игре на музыкальных инструментах, посещение театров, музеев, экскурсий по родным местам, выставок и многое другое. Задача семьи – воспитать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и активных участников его созидания во всех возможных областях и сферах. [1]

У родителей как воспитателей ничего не получится, если они не будут знать особенностей своего ребенка. Ведь каждый человек, сколько бы ему ни было лет, — это конкретная своеобразная личность. Поэтому отцу и матери нельзя довольствоваться обыденным представлением о своем ребенке. В целях воспитания требуется постоянное и глубокое изучение ребенка, выделение его интересов, запросов, увлечений, склонностей и способностей, достоинств и недостатков, положительных и отрицательных черт. Только тогда отец и мать получат возможность целенаправленно и обоснованно, последовательно и планомерно влиять на формирование личности растущего человека, акцентируя внимание на ее позитивных сторонах и развивать их, а с другой стороны, настойчиво преодолевая негативные черты. В изучении ребенка помогут непринужденные беседы по интересующему вопросу, наблюдение за его поведением, как дома, так и на улице, в общественных местах, в школе, во время труда, отдыха, что читает ребенок, как проводит свободное время, с кем дружит, в какие игры играет. Доверие – вот главная линия поведения отца и матери. Очень важно, чтобы и ребенок им доверял.

Воспитание ребенка и организация его жизни начинаются, прежде всего, с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, создания высоконравственных внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат. Семья – школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно – эмоциональный опыт . В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности. Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит вокруг, ему передается настроение взрослых. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает: положительные или отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботливость, нежность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность. Ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица. Все это своеобразная азбука чувств – первый кирпичик в будущем здании личности. [1]

Сфера свободного времени семьи создает возмож­ности прежде всего для воспитания детей, духовного развития членов семьи, их психической и физической подготовки к дальнейшей трудовой деятельности и т. д. Внутрисемейное общение в рамках межпоколенного общения (родители — дети) приобретает черты воспи­тательной функции и предполагает совместное осуще­ствление супругами досуговых занятий. Особенно большим воспитательным потенциалом в сфере семейного досуга обладают семейные тради­ции. Ими могут быть: семейные праздники, совмест­ные прогулки, выезды за город и др. Традиции как ос­нова, как порядок, принятый всеми членами семьи, способствуют сплочению семейного коллектива.

Эффективность воспитания детей в семье зависит от единства требований к ребенку со стороны родите­лей и педагогов (воспитателей детского сада, учителей школы).

Взаимодействие семьи и ДОУ — важнейшее ус­ловие успеха в воспитании детей, но оно возможно в том случае, когда воспитатели и родители становятся еди­номышленниками, способными вовремя заметить и устранить причины тревожного поведения ребенка; найти эффективные средства включения его в лично­стно и общественно значимую деятельность, обеспечи­вающую развитие внутренних сил и нравственное ста­новление растущего человека. [3]

Знание общих тенденций развития семьи и факто­ров, влияющих на социализацию личности в семье, воспитателю необходимы знания в области социальной педагоги для выработки стра­тегии и тактики педагогически грамотного воздействия на конкретную семью, оказания ей квалифицирован­ной психолого-педагогической и социальной помощи.

Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика Любви и свобо­ды. М., 1993.

Аркин Е.А. Родителям о воспитании. М., 1957.

Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М., 1994.

Земска М. Семья и личность, М., изд. Прогресс, 1986

Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка, М., изд. АПН РСФСР, 1959

Семья и формирование личности / ред. Бодалев А. А., М., Просвещение, 1989

Титаренко В.Я. Семья и формирование личности, М., изд. Мысль, 1987

Эльконин Э.Г. Детство и общество, СПб, изд. Ленато, 1996

Читать еще:  Классификация современных подходов к обучению и воспитанию
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector