221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Доклад воспитание детей в семье

Доклад на педсовете «Место и роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста»

Юлия Шевцова
Доклад на педсовете «Место и роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста»

Отец и мать — первые и самые любимые воспитатели своих детей. Они охраняют и берегут их жизнь, создают условия для полноценного развития.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры — не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании.

На основе своих наблюдений Баумринд выделяет три типа детей, характер которых соответствовал определенным методам воспитательнойдеятельности их родителей:

1. Авторитетные родители — инициативные, общительные, добрые дети.

2. Авторитарные родители — раздражительные, склонные к конфликтам дети.

3. Снисходительные родители — импульсивные, агрессивные дети.

В. И. Гарбузов, выделил три типа неправильного воспитания:

1. Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) — неприятие индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем;

2. Воспитание по типу В (гиперсоциализирующее) выражается в тревожно-мнительной концепции родителей о состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе;

3. Воспитание по типу С (эгоцентрическое) — культивирование внимания всех членов семьи на ребенке (кумир семьи, иногда в ущерб другим детям или членам семьи.

По мнению Э. Арутюнянц., существует три варианта семьи: традиционная (патриархальная, детоцентрическая и супружеская (демократическая).

В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Дети не инициативны, не гибки в общении, действуют исходя из представления о должном.

В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение «счастья ребенка». Семья существует только для ребенка. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации, и в частности учебной дезадаптации ребенка после поступления в школу.

Очень высоко оценивается супружеская (демократическая) семья. Цель в этой семье — взаимодоверие, принятие, автономность членов семьи. У этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде, построенной по «вертикальному» принципу (т. е. практически — ко всем социальным институтам).

Влияние семьиосуществляется и проявляется следующим образом:

1. Семья как основа чувства безопасности.

2. Модели родительского поведения.

3. Семья и приобретение жизненного опыта.

4. Дисциплина и формирование поведения.

5. Общение в семье.

Семья — это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Негативные факторы семейного воспитания:

1. Приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека;

2. Бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

3. Авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;

4. Безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

5. Отсутствие нормального психологического климата в семье;

6. Фанатизм в любых его проявлениях;

7. Безграмотность в психолого-педагогическом отношении;

8. Противоправное поведение взрослых.

Принципы семейного воспитания:

• дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;

• родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;

воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

• диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;

• личность самих родителей — идеальная модель для подражания детей;

воспитание должно строиться с опорой на положительное начало в растущем человеке;

• все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре;

• оптимизм и мажор — основа стиля и тона общения с детьми в семье

Семья не только дарит человеку жизнь. В семье человек получает свой первый социальный опыт, делает первые шаги, говорит первые слова. На становление личности человека влияют не только мать и отец, но и другие члены семьи. Очень важно, чтобы маленький человечек воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей не было разногласий по поводу методов его воспитания, чтобы ребенок не был свидетелем конфликтов. В противном случае он может вырасти в асоциальную личность, наносящую вред не только окружающим, но и себе.

Воспитание ребенка в семье

Семейному воспитанию посвящены самые толстые книги по педагогике: как сугубо научные, так и научно-популярные. Эту тему не обошли стороной ни ученые-педагоги, ни писатели-беллетристы. И даже социалисты-утописты вопреки собственным рассуждениям о преимуществах коллективистского (чисто общественного) воспитания в отрыве от тлетворного влияния семейного эгоизма, в своих художественных романах и теоретических построениях много места уделяли семье как ячейке для выращивания строителей светлого будущего. А все потому, что семья всегда была и неизменно остается центральным местом воспитания детей.

Ребенок приобретает в семье и самые первые, и самые важные навыки. Именно в семьи дети проводят большую часть своего детства. И именно семья проявляет самую большую заинтересованность в воспитании ребенка, и потому энергичней любых других социальных институтов воздействует на подрастающее поколение.

Разумеется, семья может выступать не только в качестве положительного, но и в качестве отрицательного фактора воспитания, выпуская «в свет» не только хорошо воспитанных, но и совершенно невоспитанных детей. А чаще всего – детей с довольно средними, но очень разнообразными наборами достоинств и недостатков, обусловленных достижениями и пробелами семейного воспитания.

Роль семьи в общественном воспитании

Семья – это особый коллектив, где, как во всяком, коллективе многое прививается стихийно – под влиянием «окружающей среды» («ближайшего окружения»), и только немногое – становится результатом целенаправленного воздействия. Так у беспокойных родителей растут нервные детишки; у честолюбивых – либо такие же заносчивые, как мама с папой, либо подавленные родительским высокомерием, изрядно закомплексованные.

Там, где в семье уютно, – вырастают дети достойные называться настоящими семьянинами, способными создать крепкую и дружную семью, вроде родительской. А там, где семья неуютна, – вырастают люди, склонные к одиночеству, нелюдимые, избегающие семьи и брака.

Всякое общество заинтересованно в том, чтобы семья была его прочной и надежной ячейкой. Потому что без стабильного нижнего уровня социальной структуры и вся эта структура в целом становится неустойчивой, весьма подверженной разрушительным и опасным потрясениям социального, природного и техногенного характера.

Вот почему все политики и все общественные деятели так много внимания уделяют тому, чтобы семья воспитывала не только полноценных граждан государства и членов общества, но и по-настоящему достойных, полноценных людей, умеющих и желающих любить тех, кто их окружает, сотрудничать с теми, кто рядом, и с теми, кто далеко. Ведь основы такой любви и такого сотрудничества закладываются в семье.

Внутрисемейные факторы, имеющие воспитательное значение.

Первое условие воспитания растущего человека – душевное единение внутри семьи, прочные связи между всеми ее членами. Там, где семья разобщена, – дети чувствуют себя чужими и чуждыми родителям. В результате семейное влияние сведено к минимуму и зачастую дает результаты, противоположные тем, к которым стремились и родители, и дети.

Второе условие – интенсивное общение без невидимых разделительных стен и нравственных перегородок. Так как именно в семье ребенок может и должен приобрести богатый жизненный опыт, очень важно, чтобы были созданы условия для передачи такого опыта. Причем передача опыта (в самом широком смысле этого слова) будет намного эффективнее, если ребенок будет чувствовать себя не паразитом, приходящим на все готовенькое и поглощающим созданное другими, а полноценным участником приобретения и обмена знаний и умений.

Третье условие – искренность. Очень важно, чтобы внутри семьи слово не расходилось с делом, а теоретические нравственные принципы с их реальным осуществлением. Иначе воспитание превратится в стимулирование надувательства и лицемерия.

Четвертое условие – договороспособность, она же – компромисность. Жизнь конфликтна. Да и любое воспитание протекает в сплошных конфликтах. Там, где стремятся находить максимально разумные выходы из возникающих проблем, – наилучшая школа семейного воспитания.

Это всегда пригодится. Ведь и за рамками семьи человеку нужно не просто жить по раз и навсегда установленному шаблону, но и находить выходы из нестандартных ситуаций, ладить с людьми придерживающихся противоположных мнений, разрешать проблемы, кажущиеся смесью несовместимых противоречий. И где, как не в семье (и в первую очередь на родительском примере), дети учатся распутывать проблемы и достигать приемлемых для всех компромиссов. Что невозможно, если у членов семьи выработалась привычка ставить во главу угла личные, а не общие интересы, собственные пристрастия – а не объективную истину и всеобщую справедливость.

Читать еще:  Принципы воспитания детей в семье

Впрочем, бывает и так, что родители, сами того не желая, растят хитрых приспособленцев, умеющих маневрировать между мамой и папой, используя их разногласиями в собственных интересах.

Типы и стили семейного воспитания

В зависимости от характера семейных взаимоотношений ученые педагоги выделяют следующие основные типы (тактики) семейного воспитания, складывающиеся по преимуществу стихийно, в зависимости от реальных характеров членов семьи, а не от их благих желаний:

1) Диктат. При такой системе (тактике) семейного воспитания родители пытаются навязать свою волю детям, полагая, что тем самым смогут привить им правильную систему ценностей, внушить необходимые знания-навыки и передать свой жизненный опыт. Но, в основном прививают либо строптивость, либо раболепие, а из собственных жизненных установок лучше всего «наследуется» заносчивое стремление господствовать над окружающими.

Впрочем, критика диктата не должна превращаться в умаление родительского авторитета, который основан на реальных преимуществах взрослого, умудренного опытом человека. Однако безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении всех вопросов – все это и ему подобное ведет к серьезному деформированию личности ребенка.

2) Опека. При такой системе (тактике) воспитания детей всячески оберегают от жизненных трудностей и неурядиц, родители пытаются собственными силами удовлетворить все потребности ребенка – и в результате воспитывают «нечто оранжерейное», не способное к самостоятельной жизни и борьбе с малейшими трудностями.

Опека в наибольшей степени лишает ребенка саморазвития, блокирует («погружает в глубокую спячку») все его таланты и иные потенциальные способности. Чрезмерно опекаемые дети вырастают самыми неприспособленными к природе и обществу.

Впрочем, самостоятельное «Я» время от времени просыпается и в самых изнеженных детях, и те бунтуют против опеки самыми решительными, разрушительными и безобразными способами. Хуже, чем против диктата.

3) Невмешательство. Такой подход трудно назвать системой воспитания. Здесь все пущено на самотек, и очень многое зависит от случайного стечения обстоятельств. Если повезет – саморазвитие детей принесет хорошие плоды. Но без особой удачи дети будут учиться «чему-нибудь и как-нибудь» — а в результате из них получится «что попало».

Не случайно поэтому в научной литературе говорится, что в основе системы невмешательства лежит пассивность и леность родителей, по крайней мере, они ленивые воспитатели.

4) Сотрудничество. Эта система (тактика) семейного воспитания считается наиболее плодотворной и гармоничной, поскольку в семье, построенной на сотрудничестве – вырастают люди, способные плодотворно взаимодействовать со всеми, кто их окружает: то есть помогать, когда это нужно, и не лезть в чужую душу и чужие дела без спроса и надобности.

Естественно, для подобного сотрудничества семья должна иметь множество общих целей и интересов, ее должны связывать единые идеалы, дела, увлечения и развлечения.

Помимо вышеперечисленных типов (систем, тактик) воспитания, выделяют 3 стиля семейного воспитания:

Не трудно заметить, что здесь не придумал названия стиля для «опеки», а остальные стили – всего лишь дублеры для вышеназванных типов (тактик, систем): диктата, невмешательства и сотрудничества.

Время — воспитанность

Если в экономике «время – деньги», то в педагогике «время – воспитанность». Чем больше в семье уделяется времени детям, тем более воспитанными людьми они вырастают.

Многочисленные исследования и эксперименты показали, что там, где родители много времени проводят с детьми, – дети:

— имеют наиболее точную, объективную самооценку (правильно представляют свои сильные и слабые качества);

— проявляют особую чуткость (доброжелательность) к окружающим и, как правило, адекватны окружающей среде;

— обладают чувством собственного достоинства и уважают чужое достоинство;

— преуспевают в жизни.

В семьях же, которые занимаются детьми очень мало, вырастают дети неуживчивые, необъективные к себе окружающим. Коротко говоря, неадекватные действительности.

Конечно, очень многое зависит не только от количества, но и от качества воспитательного воздействия. Однако именно в семейном воспитании количество неизменно переходит в качество. Воспитательские навыки приходят с опытом, приобретаются в тренировках. А потому, чем больше родители занимаются воспитанием детей, тем лучше у них это получается.

Сравнение – мать учения

Иногда говорят, что на чужих ошибках никто не учится. Но это не так – хорошие семьи потому и хороши, что умеют сравнить себя с другими семьями, перенять чужой положительный опыт и избавиться от собственных недостатков на чужом негативном примере.

Если семья в целом постоянно сама себя улучшает, то и дети в ней становятся все лучше и лучше – то есть воспитываются по-настоящему.

Хотя, конечно, не всякое сравнение на пользу. Можно ведь присматриваться к окружающим предвзято: замечая сучок в чужом глазу, чтобы высмеять этот глаз, чтобы насладиться собственным мнимым превосходством, не замечая бревна в собственном глазу. Если сравнение с другими повод для заносчивости, то и семейное воспитание превращается в раздувание неумеренной гордыни в кругу семьи.

Бывает и наоборот, что, впрочем, ничуть не лучше. Родители начинают сравнивать своих детей с чужими детьми, чтобы дать своим чадам положительный пример, но при этом умудряются унизить и оскорбить собственного воспитанника. А униженный и оскорбленный никогда не станет подражать тому, на чьем примере его так неумело воспитывали.

Конечная цель семейного воспитания

Подводя итог этому коротенькому реферату о семейном воспитании, хотелось бы отметить, что правильно воспитывают не того ребенка, перед которым ставят абсолютно недостижимые цели, побуждая его стать гением или «лучше всех во всех отношениях», а того, которого любят таким, как есть, всячески помогая ему стать тем, кем он может стать на самом деле. Если, конечно, сумеет проявить свои лучшие качества и на даст чрезмерной воли собственным слабостям.

Доклад на педсовете на тему: «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста».
консультация на тему

Данный материал может быть полезен как и для воспитателей так и для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
doklad_na_ped.sovete.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Долгопрудный

детского сада обще развивающего вида №13

«В гостях у сказки»

Доклад на педсовете на тему:

«Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста».

Подготовила: Нарзикулова Д.М.

Провела: Зейналова Ж.Б.

Семья-это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого его члена. Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья-это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ-это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание-сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребёнку. Всё это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

ЗАДАЧИ СЕМЬИ состоят в том, чтобы:

-создать максимальные условия для роста и развития ребёнка; -стать социально-экономической и психологической защитой ребёнка; -передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим; -научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; -воспитывать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

ЦЕЛЬЮ семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье-всё это зависит от семьи, от родителей, и всё это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители-первые воспитатели-имеют самое сильное влияние на детей. Ещё Ж-Ж.Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребёнка меньшее влияние, чем предыдущий. Важность влияния семьи на становление и развитие личности ребёнка стала очевидной. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РЕБЁНКА. 1. Семья выступает как основа чувства безопасности. Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений- их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающие у ребёнка в новых или стрессовых ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребёнка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребёнка источником утешения в минуты отчаяния и волнений. 2. Важным для ребёнка становятся модели родительского поведения. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя также, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим. 3. Семья играет большое значение в приобретении ребёнком жизненного опыта. Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребёнка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребёнку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать. Дети, жизненный опыт которых широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены. 4. Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребёнка. Родители влияют на поведение ребёнка, поощряя или осуждая определённые типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении. 5. Общение в семье становится образцом для ребёнка. Общение в семье позволяет ребёнку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребёнка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье. Семья для ребёнка — это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть — здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий-там он свой. 6. В семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном образовательном потенциале родителей – продолжать получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определённый морально-психологический климат, для ребёнка – это первая школа общения с людьми. Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к моральным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, справедливости… Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трёх, а иногда и четырёх поколений. А это значит – различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети – мамы, папы – бабушки и дедушки – прабабушки и прадедушки. И, несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определённые традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения.

Однако семья таит в себе определённые сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Наиболее распространёнными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, являются: — неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток или недостаток вещей, приоритет материального благополучия над духовными потребностями растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоречивость семейной экономики; -бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей; -авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество; -безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье; -отсутствие нормального психологического климата в семье; -фанатизм в любых его проявлениях; — безграмотность в педагогическом отношении, противоправное поведении взрослых.

Среди разнообразных функций семьи первостепенное значение, бесспорно, имеет воспитание подрастающего поколения. Однако практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда бывает «качественным» в силу того, что одни родители не умеют растить и способствовать развитию собственных детей, другие не хотят, третьи не могут в силу каких – либо жизненных обстоятельств ( тяжелые болезни, потеря работы и средств к существованию, аморальное поведение и др.)., четвертые просто не придают этому должного значения. Следовательно, каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или, по-научному – воспитательным потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего воспитания.

Факторы, характеризующие жизнедеятельность семьи по разным параметрам, можно подразделить на социально-культурный, социально–экономический, технико – гигиенический и демократический (А.В. Мудрик).

Социально – культурный фактор. Домашнее воспитание во многом определяется тем, как относятся родители к детям: равнодушно, ответственно, легкомысленно.

2. Социально – экономический фактор определяется имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе. Воспитание современных детей требует серьёзных материальных затрат на их содержание, удовлетворение культурных и других потребностей, оплату дополнительных образовательных услуг. Возможности семьи материально содержать детей, обеспечивать их полноценное развитие во многом сопряжены с общественно – политическим и социально – экономическим положением в стране. 3. Технико– гигиенический фактор означает, что воспитательный потенциал семьи зависит от места и условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни семьи. Удобная и красивая среда обитания-это не дополнительное украшение в жизни, она оказывает большое влияние на развитие ребёнка. По воспитательным возможностям различаются сельские и городские семьи. 4. Демографический фактор показывает, что структура и состав семьи (полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная и т.д.) диктуют свои особенности воспитания детей.

ПРИНЦИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ-практические рекомендации, которыми следует руководствоваться, что поможет педагогически грамотно выстраивать тактику воспитательной деятельности. Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребёнка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания: -дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности и любви;

-родители должны понять и принять своего ребёнка таким, каков он есть; -воспитательные воздействия должны строиться с учётом возрастных, половых и индивидуальных особенностей; -диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания; -личность самих родителей–идеальная модель для подражания детей; -воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке; -все виды деятельности, организуемые в семье, должны быть построены на игре; -оптимизм и мажор- основа стиля и тона общения с детьми в семье. К важнейшим принципам современного воспитания можно отнести следующие: целенаправленность, научность, гуманизм, уважение к личности ребёнка, планомерность, последовательность, непрерывность, комплексность и систематичность, согласованность в воспитании.

МЕТОДЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ как способы взаимодействия родителей с детьми, которые помогают последним развивать своё сознание, чувства и волю, активно стимулируют формирование опыта поведения, самостоятельную детскую жизнедеятельность, полноценное моральное и духовное развитие. Наиболее сложным для родителей является практическое применение того или иного метода воспитания. Наблюдения, анализ и устные ответы детей показывают, что один и тот же метод многими родителями используется по-разному. Наибольшее количество вариантов наблюдаются при применении методов убеждения, требования, поощрения, наказания. Одна категория родителей убеждает детей доброжелательно, в процессе доверительного общения; вторая-воздействуя личным положительным примером; третья-назойливыми поучениями, упрёками, окриками, угрозами; четвёртая-наказаниями, в том числе физическими.

Семья и ее роль в воспитании детей.

Развитие детей начинается с семьи. Близкие вкладывают в личность основы поведения, духовные и общественные нормы. Роль семьи в воспитании детей настолько велика, что влияет на становление личности как положительно так и отрицательно. Как же вести себя членам семьи, чтобы воспитать полноценную, адекватную личность? Какие задачи стоят перед родителями?

Роль семьи в воспитании детей

Обычно члены семьи принадлежат одному поколению, но бывает вместе живут много поколений семьи (бабушка, дедушка, мама, папа). Благоприятным моментом роста является то, что ребенок ощущает защиту и получает духовный подъем общаясь с мамой, папой, сестрами, братьями, бабушкой или дедушкой. В такой семье самопроизвольно вырабатываются знания и готовность проявлять внимание, спешить помочь. Вспомните теплые вечера с бабушкой, добрые сказки и вкусный чай с вареньем.

Это прививает заботу о близких, ценность семейного очага. Дедушка — символ мудрости и мужества, научит ремеслу. Многодетная семья дает огромную возможность получить многогранное развитие мальчикам и девочкам. Дети из такой семьи вырастают чуткими, внимательными, самостоятельными.

Также положительную роль семьи в воспитании ребенка играет личный пример родителей. Чтобы сын стремился быть сильным и поступать правильно, просто необходимо видеть перед собой такой пример. Дочь вырастет женственной, достойной, любящей только если ее мама была таковой.

На главном месте в воспитании подрастающего человека стоит духовный союз, открытая связь родителей с малышом. Ни за что на свете не стоит бросать на произвол судьбы воспитание ребенка или оставлять подростка самим с собой.

Каждый родитель видит в чаде продолжение самого себя. Некоторые родители видят свою крошку, как объект для реализации несбывшихся желаний, впоследствии такой малыш становится частью родителей. Нередко мы, родители, выбираем занятия по своему усмотрению, по своим интересам.

Нелегко отказываться от реализации желаний. Главная задача — принять решение, которое удовлетворяло бы обоих участников (маму, папу), помнить о мнении другого родителя. Еще одной задачей взрослых является соответствие слов и дел. Кроха не понимает, почему курение вредно, если папа или мама не стесняясь курят. Также немаловажно обсуждать противоречия без присутствия детей. Маленькие слушатели легко усваивают информацию, а также используют выгодно для себя, обычно их выбор склоняется в сторону лени, нежелания учиться, упрямства.

Во время контакта родителей с детьми вырабатывается понятие общения:

  • Кроха воспринимается таким, какой он есть;
  • Взрослый смотрит на ситуацию глазами ребенка;
  • Родитель верно оценивает ситуацию.

Некоторые родители любят свое чадо просто так, ни за достижения или красивую внешность, а просто за то, что он есть. Это есть безусловная любовь.

Бывает, что детей любят за поступки, хорошие оценки или яркую внешность. Однако, когда школьник приносит плохую оценку, он чувствует, что никому не нужен, отношения ухудшаются. Тогда дите не ощущает защиту, которая так необходима. Такую любовь называют обусловленной.

Самое страшное для детей — это полное безразличие. Такое отношение играет пагубную роль семьи в воспитании личности ребенка. Если младенец был нежеланный или случились серьезные проблемы, может внешность малыша не удовлетворяет желаний родителей, это приводит к отвержению отпрыска или безразличию. Нередко такое отношение складывается подсознательно, т.е. не контролируется.

Семья закладывает физическое развитие, здоровье индивидуума. Также немаловажна роль семьи в воспитании нравственных ценностей. Влияние семьи на воспитание ребенка ежедневно оказывают родные, умственный рост зависит от ценностей родителей, обстановки в семье, познавательных потребностей.

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

По натуре своей дети любопытны, они постоянно о чем то спрашивают взрослых, тем самым развивают свой кругозор и словарь. Дети дошкольного возраста интересуются всем, что неизвестно или непонятно им. Дошколята, умеющие читать сами, черпают информацию из литературы, былин, потешек. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста очень велика, дошкольникам необходимо посещать спектакли, просматривать познавательные передачи, следить за выставками, ходить в музеи. Посещая культурные общественные места прививается умение правильно общаться, страсть к искусству.

Познавательные умения начинают развиваться раньше, чем предполагают часть родителей:

  • первая улыбка мамы;
  • забота о младенце;
  • чтение сказок, стишков;
  • разговоры по дороге домой и много другое.

Обыденные для взрослых действия имеют большое значение воспитания дошкольника.

Большую роль развития дошкольника играет стиль семейного воспитания.
Проанализируйте свое отношение к ребенку, Ваше общение. Если Вы понимаете, что действующий стиль не приведет к положительному результату, постарайтесь сменить тактику воспитания. Стиль семейного воспитания играет огромную роль в становлении личности.

Роль семьи в духовно нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Родители — основоположники рождения личности, роль семьи в воспитании ребенка, продвижение его нравственного уровня, безоговорочно, велика. Дошкольный возраст очень доверчивый и дети впитывают информацию “как губка”. Поэтому ученые и педагоги подтверждают, что эти годы очень важны для закладки морально-нравственного фундамента. Семья представляет первое общество, которое оказывает мощное влияние на формирование человека как личность.

Началом нравственного воспитания является духовность окружения, в котором дошкольник проводит основное время. Нравственное воспитание выражается вежливостью, уважением к старшим, тактичностью.

Традиционные роли родителей.

Детям непрерывно нужно получать родительскую любовь. Во время сложных ситуаций малышу необходима родительская поддержка. Семью нельзя чем то заменить. Какую же роль играют родители в воспитании детей? Родители являются показателем норм поведения в обществе, правил коммуникации с близкими, реализации себя как личность. Некоторые считают, что до трех лет заниматься воспитанием нецелесообразно, однако именно этот период роста является основополагающим для закладки знаний, умений, ценностей, отношения к себе и окружающим. Главную роль здесь играют мать и отец.

Роль матери в воспитании ребенка.

Мама — это единственный человек, с которым дети чувствуют себя в полной безопасности. Только находясь с мамой можно быть собой и не переживать о том, что кто-то посмеется или обидит. Находясь под материнской защитой, кроха перестанет боятся чужих насмешек и начинает строить взаимоотношения с обществом. Основная роль матери в воспитании ребенка ведет к тому, чтобы она стала хорошим примером и верным другом. Мать должна спокойно объяснять малышу, если он поступил неправильно, неприемлемы физические наказания или приказной тон. Детям необходимо озвучить круг их обязанностей по дому, опираясь на возрастные и физические особенности. Вопрос состоит в том, чтобы мама приучила выполнять задания с любовью, ответственностью и удовольствием.

Женщине необходимо делиться своими ценностями, знаниями, взглядами, но не навязывать. Дочери или сыну важно, чтобы его мнение было услышано. Когда в семье не один ребёнок, а два, три или более, маме сложнее распределить свое внимание на всех детей поровну. Нужно учитывать заинтересованность каждого, не обделяя вниманием ни старших ни младших, взрослые дети нуждаются в материнской любви не меньше остальных.

Мама является показателем того, какая должна быть женщина в семье: заботливая, мудрая, уравновешенная, адекватная. Дочь проецирует поведение на себя в будущем, а сын свою супругу. Поэтому матери следует следить за своими поступками и словами. Брошенное в чувствах слово, поступок сгоряча схватывается малышами “на лету”.

Даже в зрелом возрасте за советом или добрым словом мы идем к маме, потому что она всегда выслушает, приласкает, не осудит.

Роль отца в воспитании ребенка.

Для абсолютного согласия в семье необходимо, чтобы два родителя принимали содействие в развитии детей.

Мама — символ тепла, заботы, нежности. Папа — символ защиты, прочности, постоянства.

В большинстве семей принято “не трогать” папу после трудового дня, однако дочери или сыну просто необходимо некоторое время провести в общении отца. Достаточно поинтересоваться о делах малыша, почитать книгу или поиграть. Роль отца в воспитании ребенка заключается не только в материальном обеспечении. Отец должен проводить выходные в семье, вместе гулять, ходить в кино, в гости.

Говорят: если родился сын, мужчина стал отцом, если дочь — папочкой. Так вот для девочек папа является символом устойчивости, целенаправленности. Такого мужчину она будет искать себе в будущем. Маленькие принцессы вырастают с чувством уважения к мужчине, благодаря правильному воспитанию отца, а также его отношению ко всем членам семьи.

Отец для мальчиков является образцом для подражания. Папам требуется следить за собой, за словами и действиями. Наоборот, мальчики, выросшие без отца, не имеют представления, как поступает мужчина в той или иной ситуации. Сын, выросший в полноценной семье владеет представлением о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, в будущем у него в голове уже сложилась картинка счастливых отношений.

Папа знакомит с выносливостью, спортом, здоровым образом жизни. Физкультура развивает дисциплинированность и организованность. Папино одобрение оценивается мальчиком очень высоко, поэтому стоит поощрять сына, радоваться его успехам. Отец является самым близким другом, необходимо брать маленького мужчину на рыбалку, в походы, обсуждать с ним мужские вопросы (в соответствии с возрастом).

Роль отца в воспитании детей в семье неразрывно связана с развитием полноценной личности. Если мужчина не знает как участвовать в воспитании детей, женщина направляет его:

  • отправлять на прогулки с детьми;
  • обсуждать проблемы, связанные с ребенком;
  • не стесняться обращаться за помощью к мужу;
  • просить мужа решить конкретный вопрос вместе с ребенком.

Подводя итоги, выделим факторы, играющие положительную роль в воспитании детей:

  • Необходимо принимать активное участие в жизни детей;
  • Прислушиваться к мнению крохи;
  • Обсуждать семейные вопросы вместе;
  • Принимать кроху таким какой он есть;
  • Исключить физическое, психологическое насилие;
  • Позволять малышу самостоятельно принимать решения.

Проводите максимум своего времени с детьми, они должны быть уверенными в вашей поддержке и их важности. Только так из маленького человека вырастет уверенная полноценная личность с чувством собственного достоинства.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector