221madou.ru

Мама и Я
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дошкольное воспитание в германии

Детский сад в Германии: коротко о главном

Мы начинаем публиковать серию материалов, рассказывающих об особенностях дошкольного и общего образования в разных странах мира.

Руководитель образовательной ассоциации IKaRuS (Германия) Томас Хенчель рассказал нам о том, как устроены детские сады в Германии и зачем немцы объединяют детские сады с домами престарелых.

Справка: Томас Хенчель — руководитель образовательной ассоциации ассоциации IKaRuS e.V. Interkulturelle Kommunikation und Russische Sprache, Deutschland, полномочный представитель РАРИО (Российское Агентство развития информационного общества) в странах Западной Европы. В область профессиональных интересов входят практико-ориентированные проекты от дошкольной ступени образования до профессионального образования, научно-исследовательские проекты.

Отличительные особенности и очень древние традиции

Общественное дошкольное воспитание в Германии имеет свои отличительные особенности и очень древние традиции. Важно сразу отметить, что в каждой федеральной земле есть свои существенные отличия, как в самом образовательном процессе, так и в администрировании и финансировании дошкольных учреждений. В Германии нет единого образовательного стандарта и программы, поэтому сам педагогический процесс более вариативен, чем, например, в России, а нормативно-правовая база дошкольных учреждений регулируется законами конкретной федеральной земли.

Чаще всего группы в садах разновозрастные, детей в саду немного, не больше 100, и они в течения дня свободно передвигаются по его помещениям.

Акцент на воспитании счастливого ребенка

В целом весь образовательный процесс фокусируется на языковом развитии, физической активности и здоровье. И самый главный акцент ставится на воспитании не столько успешного, сколько счастливого ребенка.

Каждый ребенок внутри детского сада может по своему выбору находиться в любом месте учреждения и, где бы он ни оказался, везде для него найдется привлекательное занятие. В садах работают исследовательская лаборатория, комната для конструирования, физкультурный зал, детская кухня, комната для творческих занятий, библиотека и т.п.

Обычно существует тема недели, и по утрам, когда дети приходят в детский сад, воспитатели вместе с детьми садятся в круг и обсуждают планы на день: кто чем хотел бы заняться в рамках текущей темы, и что, можно было бы сделать всем вместе. То есть как таковых занятий, в той форме, как принято в России, в немецких садиках нет.

Игра на первом месте

Игра, как средство обучения в раннем детстве, находится на первом месте. И только сами дети выбирают себе и партнеров для игры, и необходимое им оборудование. Таким образом, всячески поддерживается любознательность детей. Педагоги участвуют в свободном диалоге с детьми, вместе с детьми ищут решения поставленных совместно задач. При этом воспитатели поощряют детей в их попытках решить игровые задачи в одиночку или в сотрудничестве с другими.

Наблюдая и ежедневно обсуждая с коллегами интересы и потребности детей, педагог вносит в развивающую среду «своего» пространства то, что привлечет их внимание, что может помочь им найти ответы на их вопросы, дать стимул для дальнейшего развития.

Планирование работы

План работы педагогов состоит не из выдержек из образовательной программы или методического пособия, а составляется всеми педагогами, участвующими в педагогическом процессе, на день в «живом», неформальном виде, то есть не фиксируется на бумаге и не хранится как свидетельство профессиональной деятельности педагогов. Результаты планирования педагогических действий – в динамике развития каждого ребенка. А уже данные о ситуации в развитии ребенка фиксируются в ежедневных наблюдениях. Таким образом, интересен опыт немецких детских садов именно тем, что упор делается не на отчеты о проведенных мероприятиях и выполненных планах, а на динамику развития каждого ребенка, выражающуюся в его портфолио.

Коррекционная работа

Важный и весьма отличительный от российской дошкольной образовательной практики момент касается коррекционной работы с детьми. Если в российских детских садах психологическая, логопедическая, дефектологическая, социальная службы чаще всего реализуется на базе самих учреждений, то в Германии организация данных услуг совсем иная.

Почти все детские сады в Германии – инклюзивные. То есть воспитатели должны быть подготовлены к занятиям как со здоровыми детьми, так и с детьми с особенностями в развитии. Это норма для немецкого дошкольного образования, поэтому в немецких детских садах в штатном расписании не предусмотрены ни психологи, ни логопеды. Если родители считают или воспитатель замечает, что у ребёнка существуют какие-либо более глубокие проблемы, требующие коррекции, то ребенок (семья) направляется к конкретному специалисту, работающему вне сада.

Ребенок в городской среде

В Германии давно и широко распространена практика вовлечения детей в знакомство и активное взаимодействие с городской средой.

Существуют детские научно-исследовательские центры, в которых дети активно учатся мастерить, изобретать, экспериментировать, пилить, рисовать и т.д., в зависимости от тематического направления деятельности центров.

Помимо этого в Германии существует практика объедения детского сада с домом престарелых. Цель гуманная: поддержать пожилых людей, и приучать малышей к заботе о другом человеке. Дети помогают, например, накрыть на стол и убраться, а жильцы дома престарелых — читают воспитанникам детского сада сказки, что-то вместе с ними мастерят, и таким образом не чувствуют себя одинокими, а ощущают наоборот -востребованными. Получается социально-значимая организация и реализуется важное человеческое взаимодействие.

На конференции «Дошкольное образование: лучшие программы, практики и технологии» Томас Хенчель подробнее расскажет о системе взаимодействия организаций дошкольного образования с городской средой (музеи, театры, университеты) на примере опыта Германии. А также расскажет о методах и инструментах интеграции детей мигрантов в детских образовательных организациях и о создании поликультурной образовательной среды в системе образования Германии.

Дошкольное образование в Германии

Воспитательную систему, которая развивает ребенка в его первые 6–7 лет жизни принято называть дошкольной. Важность такой системы сейчас признаётся практически всеми странами мира, хотя не везде она существует, как система и единое целое. Дошкольное образование в Германии систематически начало развиваться с 1840 года.

Краткая история дошкольного образования

Именно тогда немецкий педагог Фридрих Фрёбель (часто пишут ошибочно Фебель, но правильно именно Фрёбель), создал само понятие «детский сад». Интересно, что сам Фрёбель, сын сельского пастора, в раннем возрасте лишившись, матери, воспитывался в дошкольное время нянями.

Педагог Фридрих Фрёбель создал само понятие «детский сад».

С 1816 по 1826 года Фридрих в Германии и Швейцарии (про образование и учебу в Швейцарии можно узнать пройдя по данной ссылке) организует несколько училищ для детей, где использует собственную систему дошкольного образования. В 1840 году в г. Баден-Блакенбург им был основан первый в мире «Киндергартен», основные идеи этого учреждения для детей дошкольного возраста состоят в следующем:

  • от природы в ребёнке заложено четыре инстинкта: религиозное начало, творческое, стремление к деятельности и познанию;
  • задача детсадов раскрыть эти начала, которые в последствии и дадут плоды, отсюда и само название – сады;
  • Фрёбель считал, что все эти задатки можно раскрыть через игры и разработал свою систему, так называемых «даров», познавательных игр, раскрывающих особенности детей.

Впоследствии сама воспитательная система педагога подверглась справедливой критике, основа которой заключалась в том, что методика игр слишком ограничивала развитие малышей, лишала их возможности полновесного общения с окружающим миром. Но сама идея садов прижилась и со временем стала основой дошкольного воспитания и обучения во всём мире.

Разновидности детских садов в Германии

Открытые детские сады существуют почти повсюду, есть разные их формы и виды. Для Германии характерны следующие типы:

  • Spielgruppe, группы для игры, где дети пребывают в течение первой половины дня;
  • ясли для тех, чей возраст от 3 месяцев до года, есть варианты отдать ребёнка в такие ясли и до достижения им 3-х месячного возраста;

Ясли в Германии

Но ведущими учреждениями дошкольного воспитания являются детские сады, где есть и ясельная группа. По типу финансирования они разделяются:

  • частные, где все затраты полностью возлагаются на родителей;
  • государственные, а точнее земельные, где руководство той или иной провинции берёт на свой бюджет содержание садиков, и они становятся бесплатными;
  • смешанные учреждения, в которых финансирование осуществляется на паритетных началах между государством и родителями.

Но одна из особенностей дошкольного образования этой страны заключается в том, что полностью бесплатных заведений нет. Всё равно родителям придётся озаботиться кормлением ребёнка в течение дня, так как ни одна разновидность садов не предполагает делать это бесплатно.

Читайте также статью «Льготы и пособия в Германии» на нашем сайте.

В немецких дошкольных учреждениях нет должностей поваров и кухонных работников, да и вообще, как таковых, нет кухонь при детских садах.

Как построена система воспитания в немецких детских садах

Особенность дошкольного образования в Германии заключается ещё и в том, что каждое отдельное учреждение вольно выбирать само, по какой воспитательной системе они будут работать.

Такая вольность в русских детских садах вряд ли возможна, все они работают в рамках согласованной системы, отклонения возможны, если только в качестве эксперимента. В Германии существуют следующие системы в детских садах разного уровня:

  • совместное воспитание детей с отклонениями в развитии и нормальных, так называемые интегральные группы;
  • режио-эмилио схема (название дано по одноименному городу в Южной Италии), где сад воспринимается как небольшой город, в котором у каждого имеется собственная задача для осуществления, а эти задачи-задания выдаются каждое утро и проверяются их выполнения вечером;
  • детский сад на ферме – эта методика позволяет воспитать ребёнка ближе к природе, он помогает в уходе за домашними животными и в выращивании овощей;
  • сады на природе или в лесу, своеобразные детские лагеря, где ребёнок приучается к бережному отношению к лесу и учится разным элементарным навыкам работы с древесиной;
  • по правилам детей – в таком типе заведений дети под руководством воспитателя сами устанавливают правила и начинают жить по ним, это приучает к самостоятельности и творчеству;
  • система Монтессори, приучающая ребёнка действовать и жить самостоятельно.

Занятие по системе Монтессори в детском саду Германии

Все эти системы применяются в дошкольных учреждениях Германии, а в настоящее время в Москве и других городах России.

Распорядок дня

В ясельных группах детей приводят в 8.00 утра. Затем распорядок дня в яслях строится таким образом:

  • завтрак, который родители приносят вместе с детьми;
  • затем смена памперсов, которые меняются каждые пять часов или по мере необходимости;
  • развивающие игры;
  • лепка, рисование.

Воспитатель детского сада в Германии, в особенности в яслях, следит, прежде всего, за детьми, чтобы с ними не произошло неприятностей, вовремя были сменены памперсы и малыши были сыты. Младенцы в 12.30 обедают, чистят зубы и ложатся спать. К двум часам дня родители должны забрать детей из яслей.

Спят дети как и во многих странах на матрасах. Перед сном им читают сказку и учат самостоятельно чистить зубы.

В старших группах распорядок выглядит несколько иначе. Детей приводят в детский сад, который открыт уже с 7.00, затем завтрак, после чего садятся в круг и начинают приветствовать друг друга, а также отвечать на вопросы воспитательницы.

В помещении детского сада есть несколько специальных игровых зон:

  • кукольная комната, где уютно устроились разные игрушки;
  • место для чтения, где расположен шкафчик с книгами;
  • строительный уголок, где находятся разные познавательные игры: конструкторы, кубики;
  • зона отдыха.

В таких садах нет кухни и столовой, дети питаются тем, что приносят из дома, в лучшем случае можно разогреть. Детский сад работает до 16.00, после чего детей должны забирать родители, обычно к этому времени они располагаются в свободной зоне, где стоят стулья, столы, диваны.

Прогулка

И в яслях и в детских садах для детей обязательна прогулка. В яслях малышей выводят на воздух в 10.00, прогулка продолжается около 1,5 часа. Малыши в свободной зоне под присмотром воспитателей проводят время на свежем воздухе в течение отведённого времени.

Малыши в свободной зоне под присмотром воспитателей проводят время на свежем воздухе в течение отведённого времени.

В старшей группе дети выходят на прогулку в 13.00 часов. И гуляют уже до прихода родителей в 16.00 часов. Если погода ненастная, то дети пребывают в свободной зоне.

Питание

Как уже было сказано, нет при немецких детских садах специальных кухонь, где можно приготовить пищу. И в яслях и в детсадах еду в основном приносят с собой. При этом есть вариант за деньги заказать еду в доме престарелых.

В любом случае, ребёнок в течение дня будет питаться всухомятку.

Подбор детского сада для малыша

Несмотря на то, что Германия развитая страна демографическая проблема стоит здесь очень остро, а детских садов не хватает. Родители становятся в очередь на место в саду ещё за шесть месяцев до рождения ребёнка, но при этом надо учитывать некоторые особенности для семей, которые собираются отдать своих детей в дошкольное учреждение:

  • надо продумать, в какой сад будет ходить ребёнок ещё задолго, как минимум за 1,5 года, до его рождения, т. е. подобрать сад, который наиболее близок к месту проживания;
  • лучше всего зарегистрироваться в очередь на садик заранее.

Проблема нехватки мест и регистрации в положенное время касается и частных детских садов. Местом в детсадах может быть обеспечен любой, кто заранее обеспокоится о регистрации данных своего ребёнка.

Адаптация к детскому саду в Германии

Не секрет, что многие дети с трудом привыкают к тому, что им приходится быть на протяжении длительного времени в отрыве от привычной обстановки и родителей. Особенно тяжело в первые недели.

На этот счёт в некоторых детских садах Германии разработана особая методика, смысл которой состоит в том, что после того, как ребёнок отдан на руки воспитательнице, мать уходит не сразу, а какое-то время ещё находится саду. В первые пять дней время пребывания матери уменьшается с 30 мин до 15 мин, на шестой день родитель, передав ребёнка, сразу же уходит на свою работу.

После того, как ребёнок попадает в сад, то в первые дни он находится под особой опекой одной из воспитательниц, которая рассказывает ему о правилах детского сада, показывает игры, т. е. занимается с ним персонально.

Стоимость детского сада

В Германии нет какой-то единой тарифной сетки оплаты за дошкольные учреждения. В каждой земле свои правила, которые зависят от следующих факторов:

  • тип учреждения (частное, смешанное или государственное);
  • количество детей в семье;
  • размер общего дохода в семье;
  • на какое время ребёнок остаётся в детском саду.

В среднем оплата в обычных садах составляет не менее 100 евро на одного ребёнка, в частных детских садах она может достигнуть и 2 000 евро. Ведь уровень жизни в Германии – один из самых высоких в мире.

Проблемы современного дошкольного образования в Германии

Одна из основных проблем – это нехватка дошкольных учреждений. Родителям приходится становиться в очередь ещё задолго до рождения ребёнка. При этом приходится довольствоваться тем местом, которое будет выделено, даже если оно очень удалено от места жительства.

Вторая проблема заключается в том, что все типы дошкольных учреждений страны больше ориентированы на то, чтобы обеспечить контроль за детьми в период отсутствия родителей. Других задач не ставится.

Смотрите видео об образовании в Германии:

Доклад на тему «Опыт организации дошкольного образования в Германии»

«Опыт организации дошкольного образования в Германии» Выполнила: воспитатель старшей группы №4 «Краевой детский санаторий для больных туберкулезом № 4» г.Березники, Пермский край Чистякова Д.В.

Цель работы: рассмотреть состояние и перспективы развития дошкольного образования в Германии .

1.Взаимоотношения дошкольного воспитания с общей системой образования в стране Детский сад («Kindergarten») является заведением немецкого происхождения, которое переняли многие страны. Это словосочетание вошло в другие языки, например, «kindergarten»- в английском. Известно, что Германия является родоначальницей ДС и дошкольной педагогики(первый детский сад, как некое педагогическое понятие, появился в Германии в 1840-ом году), поэтому система Ф. Фребеля в какой—то мере сохранилась до сих пор. Название «детский сад»придумал сам Фрёбель, имея ввиду, что каждый ребёнок похож на молодое деревце, о котором надо постоянно заботиться, ухаживать, в общем, растить.

Современная Германия — федеративное государство, состоящее из 16 самостоятельных земель, каждая из которых располагает разнообразной по формам системой образования, предоставляя учащимся возможность выбора модели обучения. В настоящее время в Германии сосуществует 2 системы дошкольного образования (одна – в Западной Германии, вторая – в Восточной Германии). Низкую, так называемую, элементарную ступень системы образования Германии образуют детские сады. Небольшое число детских садов, находящихся в основном в частном ведении, охватывают детей возраста 3 — 5 лет. Дошкольные детские сады, подготовительные классы и вводные группы принадлежат к первой ступени школьного образования.

2.Типы дошкольных учреждений Традиционные детские сады в Германии до сих пор работают по модели, созданной Ф.Фребелем сложилось пять основных типов дошкольных образовательных учреждений: 1.детские сады с полным и неполным пребыванием(3-6 лет) -частичное посещение (Teilzeitbetreuung) когда ребенок находится в детском саду до или после обеда -продленное утреннее время (Verlängertes Vormittagsangebot) ребенок находится в садике с утра, обедает, а потом его забирают. -полное время (Ganztagsbetreuung) с утра до вечера. Все, что касается немецких детских садов решают местные власти. Спонсорами могут выступать различные организации, фонды и частные лица.

— группы-сады для детей одной возрастной группы(старший дошкольный возраст) — пришкольные группы(5 лет); — подготовительные классы начальной школы(5 лет); — интернаты(3-6 лет) материнские центры. (В них мамы, вместе с ребятами, занимаются необходимой деятельностью, общаются между собой и экспертами по педагогики и психологии). Также детские сады делятся на государственные, частные и сады, которые относятся к церковным общинам.

3.Цель и основные принципы воспитания детей дошкольного возраста. Детские дошкольные учреждения понимаются сегодня как неотъемлемая составная часть системы образования Германии. В соответствии с законом 1990 года целью детских дошкольных учреждений является в основном развитие ребенка в самостоятельную и социально-ориентированную личность посредством ухода за ребенком, его воспитания и образования. Концепций воспитания детей в дошкольных учреждениях Германии очень много, единой государственной программы (концепции воспитания) не существует. Это могут быть:

1.Bauernhofkindergarten (от немецкого Bauernhof – крестьянский двор, подворье Кindergarten – детский сад). «Крестьянские садики», где во главу угла поставлено общение с животными; 2.Freinet-Kindergarten. Главный принцип — полная свобода и самостоятельность ребенка. Дети сами решают, что и когда они будут делать, во что играть, чем заниматься, когда кушать и спать. Ребята сами устанавливают правила поведения в пределах детского сада. Большое внимание в таких учреждениях уделяется творчеству, сюжетно- ролевым играм, экспериментам, экскурсиям на природу или предприятия и организации города.

3.Reggio-Kindergarten. Напоминают строением небольшой городок с «ярмарочной площадью»-главным холлом посередине и выходами в другие комнаты. Среду, в которой находятся дети, называют главным воспитателем. Воспитатель в таких садах лишь помогает ребенку осваивать пространств 4.Экологические садики, где дети проводят большую часть времени на воздухе и общаются с природой. Такой сад располагается в лесу и называется Waldkindergarten. Детки постоянно находятся на природе, изучают деревья и другие растения, мастерят поделки из природного материала. Такой сад располагается в лесу и называется Waldkindergarten. Детки постоянно находятся на природе, изучают деревья и другие растения, мастерят поделки из природного материала.

5.Интеграционные детские сады. Такого рода ДОУ предполагают совместное нахождение здоровых детей и детей с физическими или психическими отклонениями. 6.Интернациональные детские сады. Это вид ДОУ создан для эмигрантов и, чаще всего, самими эмигрантами для своих детей. В Германии очень много турко-немецких, еврейских, русско-немецких детских садов. Концепция этих учреждений основана на принципах билингвальности. В группах с детьми постоянно находятся два воспитателя, один, носитель родного для детей языка, и второй, разговаривающий на немецком языке

4.Наличие программ Программа современных массо­вых детских садов отличается структу­рированностью содержания и вклю­чает в себя следующие разделы: -социальное воспитание; — ознакомление с окружающим ми­ром (жизнью, природой, предметами); — формирование способов дейст­вия с мерами, числами, формами; -эстетическое воспитание; — музыкальное воспитание; -двигательно-моторное воспи­тание; — воспитание участника уличного движения. Каждый из разделов подразделя­ется на 10—11 конкретных тем. Например: «Я иду в есть свой дом», «Мы знакомимся с соседями детского сада», «Что мы де­лаем дома, если мдетский сад», «Мы зна­комимся друг с другом», «Наша груп­па детского сада», «У каждого из нас ы не в детском са­ду», «Люди живут здесь и в других странах», «Скоро мы идем в школу» [15]. Вывод: Единой государственной програм­мы воспитания и обучения детей в дет­ских садах нет.

5. Организация педагогического процесса в ДОУ Занятия разрабатывают воспитатели по следующим направлениям: Развитие речи, Занятия на логическое мышление, Знакомство с природой и Окружающий мир Режим дня: 7.00 – Прием детей в группу 8.30 – Завтрак 9.00 – Morgenkreis «Утренний круг». Приветственная песня – Занятия в группах/подгруппах – Прогулка – Обед – Дневной сон (1 группа) Чтение вслух (2 группа) – Прогулка – Игры, самостоятельная деятельность – Уход домой – Закрытие детского сада

6.Взаимодействие детского сада с семьёй. В немецких садах, в отличие от России, гораздо теснее сотрудничество с родителями, с которыми воспитатели ведут активную работу, задействуют их воспитательный потенциал, в том числе по передаче ценностей. Основной характерной чертой для всех детских садов в Германии является открытость к общению с родителями. И.А. Корепанова подробно останавливается на следующих формах работы с родителями: – родительские собрания; – индивидуальные встречи с родителями; – посещение семьи на дому; – совместное проведение свободного времени; – регулярные встречи (родительские вечера, родительские кафе); – совместные прогулки и поездки; – письма; – родительский комитет (совет) и т.п. Автор относит к формам самоорганизации родителей родительское собрание и работу родительского комитета. Отмечается, что родительское собрание может быть организовано не только воспитателями, но и родителями.

Детские сады стремятся быть привлекательными не только для родителей, но и для семьи в целом. Приведем нескольких вариантов присутствия родителей в детском саду: − завтрак с родителями. Завтрак с родителями — важное событие, к которому дети готовятся: делают небольшие подарки для родителей или мастерят украшения для декорирования стола, разучивают песни. В некоторых детских садах на завтрак с родителями приходят и младшие (старшие) братья и сестры; -родительское кафе, родительский вечер. Такие встречи — родительская инициатива. Иногда они называются Elternstammtisch (встреча родителей-завсегдатаев). Регулярность встреч различна: один-два раза в месяц, перед большими праздниками, в начале и в конце года. Детский сад в данном случае предоставляет лишь помещение (во всех детских садах предусмотрена отдельная комната, для встреч родителей). В этой же комнате родители находятся в период привыкания ребенка к детскому саду.

— праздники. Ключевое отличие от праздников в российских детских садах заключается в том, что праздники в немецких детских садах больше похожи на народные гуляния, пикник или встречу большой семьи. Подготовка к праздникам, прежде всего связана с распределением обязанностей (кто что приносит, кто что готовит, кто отвечает за раздачу напитков, а кто за зажигание фонарей и т.п.). Значительную часть этой деятельности берут на себя и выполняют родители; − дни рождения. В некоторых детских садах есть возможность бесплатно или за незначительную сумму в выходной день использовать территорию детского сада (лужайки, игровые площадки, песочницы, столы и навесы) и некоторые помещения (кухню, туалет) для проведения детского праздника. Родители вечером в пятницу получают ключ от детского сада у воспитателя, подписывают договор, в котором обязуются обеспечить порядок во время праздника, убрать территорию после него. Чаще всего сам праздник проходит в субботу днем. Родители устраивают соревнования, конкурсы, игры. После активной части всех ждет легкий перекус. − экскурсии детей на рабочие места родителей. Родители часто приглашают детей к себе на работу. Благодаря таким экскурсиям они лучше узнают друзей своего ребенка, воспитателей. Да и контакт с собственным ребенком приобретает новое содержание. Безусловно, у ребенка появляется уникальная возможность гордиться своими родителями. Таким образом, можно сделать вывод о том что, родители принимают участие в образовательной процессе.

7.Подготовка педагогических кадров Педагоги получают среднее образование, являются универсалами, владеющими педагогическим ,психологическими, медицинскими, музыкальными(также иметь начальное музыкальное образование, поскольку педагог ДОО должен играть на одном музыкальном инструменте),творческими навыками( в их основах, но не глубинно). В Германии предоставлено право самостоятельно определять уровень профессионализма,заниматься самообразованием. Вывод: воспитатели должны иметь педагогическое образование.

8.Актуальные проблемы дошкольного образования Сегодня в Германии, лишь 60 % педагогов имеют элементарной ступени имеют соответствующее образование, и сложно поверить, но среди них доля сотрудников с высшим педагогическим образованием оставляет менее 3%. Другой проблемой современного перехода на академизацию подготовки дошкольных педагогов в Германии стала незначительная доля профессорско-преподавательского состава, занимающегося со студентами, и необходимость повышения их дидактических компетенций. Полтора года назад ситуация изменилась, так как рождаемость резко выросла, и возникли проблемы с местами в детском саду. Теперь нельзя самому выбирать детский сад. Через несколько месяцев после рождения ребенка надо вставать в электронную очередь, чтобы к трем годам ребенок мог точно получить место в садике. Но здесь активно работают над этой проблемой, открывают новые сады.

Система образования в Германии. Дошкольное образование в Германии

Германия – страна, которая весьма популярна у тех граждан, которые хотели бы эмигрировать. Так как переехать в другое государство зачастую получается только в зрелом возрасте, люди к этому времени успевают обзавестись семьей и ребенком (а зачастую и не одним). Разумеется, их крайне интересует система образования в Германии, так как практически все хотят дать своим отпрыскам достойный старт в будущую жизнь.

Основные сведения

Вообще, немецкая образовательная система довольно-таки стандартная, так как в ней имеется всего три ступени: высшая, средняя и низшая. На всех уровнях имеются частные и государственные учреждения, хотя последних намного больше (хотя это правило и не касается детских садов).

Внимание! Основное правило, которое предполагает система образования в Германии, простое: «Каждый ребенок должен посещать школу». И если у вас нет справки от врача, то ваш отпрыск обязан будет идти в школу, пусть даже вместе с полицейским. А потому в случае любого недомогания, которое может привести к временной нетрудоспособности, нужно обязательно обращаться в медицинское учреждение и получать там соответствующий документ. Нарушение этого правила опять-таки чревато крупными штрафами.

За любое (!) правонарушение ребенка ответственность несет не он, а его родители. Если ваш отпрыск что-то натворил в школе, то конкретно ему за это ничего не будет.

Дошкольное времяпрепровождение

Если вы привыкли к нашим детским садам, в которых ребенка худо-бедно научат считать и даже писать некоторые буквы (не говоря уже о лепке и прочем рукоделии), то вас ждет большое разочарование. Во-первых, практически все дошкольные учреждения частные. Конечно, встречаются и государственные, но бывает это не так уж и часто.

Во-вторых, все они платные. Причем затраты на детский садик вполне бывают сопоставимы с суммами, которые впоследствии вы выложите за образование своего ребенка. Кроме того, в Германии чрезвычайно приветствуется пунктуальность: даже если вы опоздали всего на одну минуту, вам придется выплачивать штраф. Проще говоря, дошкольное образование в Германии – удовольствие не из дешевых.

График работы

Не забывайте, что здесь нет и детских садов, в которых ребенка можно будет оставить на весь день. Есть строго ограниченные «абонементы» по времени: с 9.00 до 12.00, с 12.00 до 16.00 и т. д. Вы наверняка догадались, что последует за опозданием, когда вы не можете забрать ребенка в указанное время… Штрафы, конечно же.

Важные пояснения

Думаете, почему предыдущий подзаголовок назван «времяпрепровождением»? Увы, но дошкольное образование в Германии отсутствует именно в плане «образования». В детском саду детей ничему не будут учить. Вообще. Даже банальной лепке.

Немцы считают, что в детстве ребенок должен «наиграться всласть», так что дети в Германии не вынуждены с раннего детства зубрить два-три языка и ежедневно посещать музыкальную школу. Более того, если вы сами начнете обучать ребенка, и об этом станет известно ювенальной полиции, то вам будут грозить крупные неприятности.

Так что садик – вопрос достаточно спорный. Конечно, маленьких немцев водят на экскурсии, играют с ними (но далеко не всегда, все зависит от воспитателя), но за это приходится немало платить. Если уж у вас есть средства, тот лучше сразу же нанимать няню.

Сколько можно учиться?

Если говорить о законодательстве, то оно предписывает всем без исключения детям учиться до девяти классов. После этого уже сам ребенок может выбирать свой дальнейший путь в жизни. Вот общие требования, которые предъявляет система образования в Германии.

Время посещения занятий

Второй смены нет вообще: все посещают школу исключительно в дообеденное время. Начинаются занятия в восемь утра, а заканчиваются приблизительно в час дня. Только лишь в некоторых старших классах имеются также и дневные занятия. Впрочем, все далеко не так строго: нередко бывает так, что оба родителя попросту не в состоянии забирать ребенка из школы в час, так как они допоздна работают. На этот случай существуют специальные «группы продленного дня». Там детей кормят и даже помогают делать домашние задания.

Важно! В Германии на законодательном уровне запрещено оставлять ребенка дома одного вплоть до его девятилетия. Так что на время каникул вам или придется нанимать все ту же няню, или же самим выходить в отпуск по очереди/становиться домохозяйкой (домохозяином). Наказания за нарушения этого закона очень строгие, лучше не рисковать. В этом система образования России и Германии сильно отличается.

Когда начинается учеба?

Как правило, день начала занятий определяется в каждой немецкой земле по отдельности, но чаще всего учеба начинается приблизительно на второй неделе сентября. Впрочем, каждый федеральный субъект самостоятельно составляет также и график каникул в школах. Учтите, что на время отдыха стоимость путевок на туристические курорты по всей Европе взлетает едва ли не в два раза.

В общем, туристические компании пользуются строгими школьными правилами (нельзя пропускать без уважительной причины) в своих интересах.

О разделении детей и школ…

Заметим, что в немецких школах дети-инвалиды в большинстве своем обучаются на общих основаниях, в тех же самых классах. Конечно, это относится только к тем из них, чье заболевание носит лишь только физический характер. Если же у ребенка имеются проблемы с психическим развитием, он будет обучаться в специальной школе, причем за ее посещение платит муниципалитет. Вообще, бесплатное образование в Германии распространено только на уровне школ: за вуз вам придется платить в большинстве случаев, да и за «подтягивание» предметов для поступления в гимназию нужно будет раскошеливаться.

Как мы уже и говорили, существуют частные и государственные школы. Частных намного меньше, причем все они платные. Что касается общественных школ, то за обязательное обучение в них платить не нужно. Это обязанность как государства в целом, так и того федерального субъекта, в котором эта школа находится.

Начало обучения, оценочная система

Проще говоря, система образования в Германии предполагает начало нормальной учебы с шести лет. Первый этап, во многом схожий с нашей начальной школой, называется Grundschule. По времени этот отрезок занимает что-то около четырех-шести лет. После этого родители детей должны принимать решение о том, куда же их отпрыски пойдут дальше.

В принципе, история образования Германии помнит о времени ГДР, когда с этим все было куда строже. Даже старшее поколение, которое в то время жило в ФРГ, признает, что «советские немцы» зачастую получали куда лучшее образование, из них выходили отменные технические специалисты. Так что вопрос о необходимости оценок до сих пор весьма остро стоит во многих федеральных землях.

Основная школа

Уже после четвертого класса ваш ребенок может начать посещать основную школу (Hauptschule). Там нужно учиться до девятого класса в обязательном порядке, после чего от обучения можно отказаться, получив только лишь самое низшее образование. Чаще всего те, кто идут в основную школу, после ее окончания идут получать рабочие специальности. К слову, профессиональное образование в Германии получают в Berufschule. Проще говоря, уровень преподавания здесь не слишком высок: обучаемым дают только лишь ту информацию, которая действительно может пригодиться им в повседневной жизни.

Разумеется, такими знаниями довольствуются далеко не все школьники. Если ваш ребенок из таких, то ему следует идти в Realschule. Если перевести этот термин буквально, то получится «настоящая школа». Учиться здесь начинают с шестого класса.

Здесь качество образования куда выше, преподают намного более сложные (но все равно практичные) предметы. К примеру, наряду с алгеброй и другими уроками там могут преподавать метод слепой десятипальцевой печати на компьютере. Это наш аналог среднего образования, учиться здесь нужно до десятого класса.

Гимназия и «колледж»

Последние два года называются колледжем. В этом время происходит дифференциация школьников по предпочитаемым им предметам. К примеру, если вам очень нравится физика, и вы делаете в ее изучении немалые успехи, вы на законных основаниях сможете уделять больше времени именно этому предмету, пусть даже в ущерб всем остальным. В принципе, в разных школах разные правила, но чаще всего от нелюбимых предметов можно отказаться вообще. Разумеется, от самых важных уроков (пусть даже и нелюбимых) отказаться не выйдет при всем желании.

Словом, качество образования в гимназии самое высокое.

Подготовка к вузу

К концу колледжа ученик должен написать курсовую работу по заданной теме, объем которой составляет приблизительно 30 листов. Это официальная подготовка к студенческим временам. Да-да. Те ученики, которые смогли окончить гимназию, получают так называемый «Абитур» — документ, который дает право на поступление в вуз. Как правило, его получают в возрасте 18-19 лет. Но нередко бывает так, что даже в 40-50 лет многие добропорядочные бюргеры по тем или иным причинам оказываются вынужденными получать высшее образование и поступают в гимназию (на вечернее отделение, как правило).

В принципе, для многих немцев именно абитур и является основной целью всего школьного образования. Его получение является аналогом нашего «аттестата зрелости». Это событие ими отмечается куда пышнее, нежели даже Рождество. Как правило, весь класс «закатывается» на пару недель на какой-нибудь курорт, где молодежь с размахом отмечает свое вступление во взрослую жизнь.

Что же касается образования в вузе, то ничего особенного в нем нет. Дело в том, что система высшего образования в Германии подразумевает тот же самый бакалавриат и магистратуру, которые в последние пять лет используются и в наших учебных заведениях. Имеются некоторые отличия в оценочной системе, но в целом все схоже.

Пятиминутка критики

Сами немцы признают, в Германии школьное образование (что Realschule, что Hauptschule) – отсечение от самой возможности обучения в вузе большей части учеников. Суровая статистика гласит, что дети из малообеспеченных семей имеют в три раза меньше шансов поступить в вуз (на деле все куда хуже). Именно к этой категории относятся и дети эмигрантов, которым из-за плохого знания немецкого редко дают рекомендации на перевод в гимназию.

Вывод

Отсюда следует простое правило: если вы прибыли на ПМЖ в Германию с ребенком, то он должен учить немецкий хоть целый день. Без этого о нормальном образовании можно даже не мечтать.

Словом, все внимание следует направлять только на гимназию! Только она дает реальный шанс на бесплатное поступление в вуз. Вот чем характеризуется система школьного образования в Германии.

Читать еще:  Воспитание сына советы для мам
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×