221madou.ru

Мама и Я
15 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дошкольное воспитание в сша

Дошкольная педагогика в США
статья по теме

Современные детские сады в Америке. Популярные программы дошкольного воспитания в США, их достоинства и недостатки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Дошкольное воспитание в США17.87 КБ
yaponiya.docx14.97 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольная педагогика в США

Первый детский сад в Америке был создан в 1855 году эмигрантами-немцами и работал по системе Фребеля. К началу ХХ века в каждом большом городе были общественные детские сады. В это же время американские педагоги отказались от системы Фребеля и начали развивать собственные направления в дошкольной педагогике.

В современном американском детском саду в помещении организовано несколько центров:

· Центр организации сложно-ролевой игры.

· Центр игры с песком и водой.

После приема детей и их свободной игры начинается учебный день. Все дети садятся на ковер, воспитатель здоровается с детьми, все вместе вспоминают, какой сегодня день, число, знаменательная дата. Воспитатель побуждает детей рассказывать о важных для них событиях, рассказывает об этом сам. Далее — самостоятельная работа в центрах. Перед прогулкой дети убирают за собой.

В течение дня дети едят «snacks» — завтраки, принесенные с собой, спят прямо на ковре на специальных подушках.

Содержание работы с детьми определяется задачами воспитания. Образовательная система Америки позволяет детям стать независимыми, уверенными в себе, самостоятельными, умеющими отстаивать собственное мнение. Для этого детям предлагается сделать свой выбор: в каком центре играть, с кем заниматься и чем, о чем рассказывать и т. д.

Вот, к примеру, случай, рассказанный очевидцем: Американская мама, которая очень много работает и мало времени проводит с детьми, собирает их за столом и спрашивает, что они хотят на ужин. Дочка говорит, что хочет курицу и картошку, а сын — рыбу и рис. И мама готовит им два ужина, согласно их пожеланиям. Гостья из России удивляется: «Зачем ты потакаешь их желаниям? Не лучше ли было провести это время более продуктивно?»

Американка отвечает: «Я хочу, чтобы мои дети точно знали, чего они хотят в этой жизни и видели, что всего можно добиться».

У детей воспитывается межнациональная и межрелигиозная терпимость. В связи с этим в детских садах стараются отмечать национальные праздники всех народов, населяющих США.

В обычные группы включают детей, имеющих отклонения в психическом или физическом развитии. Американские педагоги считают, что у нормальных ребятишек формируется чувство толерантности, а у детей с аномалиями расширяется среда общения и развития.

Правительство США рекомендует педагогам ориентироваться на программу развития одаренности по системе Б. Блума. Согласно теории Блума, когнитивные цели преподавания можно представить в виде определенной последовательности, включающей 6 уровней: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценку. В связи с этим, программу обучения необходимо строить, опираясь на последовательное достижение когнитивных целей. В связи с этим огромным полем деятельности для педагогов стали компенсаторное воспитание и интеграционные программы, с одной стороны, для детей с недостатками в развитии, с другой стороны, принадлежащих к разным расам, нациям, говорящих на разных языках. На сегодняшний день в США педагогам предлагаются вариативные программы, сочетающиеся между собой техники, позволяющие в недескриминационной атмосфере (не разделяя талантливых и явно отстающих в развитии детей) дать возможность каждому развиваться в своем темпе, не мешая остальным, но и не чувствуя себя изолированным от них.

В сотрудничество с педагогами активно включаются родители. Реализуется программа «Head start», т. е. «опережающий старт» — создаются центры раннего вмешательства. Их задача — максимальное развитие потенциальных возможностей, а также педагогических и социальных потенциалов каждого члена семьи, успешная интеграция семьи и ребенка в общество.

В 90-е годы стал популярен проект «High scope», «высокая планка». Его сторонники были ориентированы на воспитание свободы и ответственности при предоставлении широких возможностей. Они подчеркивали, что ребенок вырастет таким, каким его воспитывают (это относилось и к обычным и к нестандартным детям). Если его критиковать — он станет осуждать, если не доверять — будет агрессивным и т.д. В рамках самообучения получил признание метод проектирования. Дошкольникам предоставлялась возможность найти какую-то интересную тему и работать над ней в небольшой группе. Задачей взрослого в этих условиях было помочь ребенку и детскому коллективу в целом сделать свои действия более эффективными. Таким образом, косвенные методы обучения и воспитания детей получили приоритет над прямыми.

Недостатком американской системы воспитания, по моему мнению, является то, что противоречит всем их теориям о равных возможностях для всех — разделение детей на классы в зависимости от IQ. В старшем возрасте дети это понимают, что дает аутсайдерам отрицательную установку на ограниченность их возможностей.

Очень популярен в Америке метод Марии Монтессори. Рожденный в Италии, здесь он поистине обрел вторую родину. В некоторых духовных направлениях Мария Монтессори считается даже одной из святых, «вознесенных Владык», т.к. благодаря ее методике ребенок закрепляет связь со своим «Святым Я Христа» — тем, что Штайнер называет «Высшим Я», или «душой». Сама Монтессори в своих книгах подобных слов не употребляет. Ее концепция основана на том, что главным побуждающим мотивом всех действий ребенка является природное, инстинктивное стремление развиваться. У каждого это развитие происходит по индивидуальному плану (в соответствии с задачами души, по мнению верующих). В этом плане есть различные сенситивные периоды развития, когда то или иное знание усваивается наиболее эффективно. Например, есть период развития физической активности, мелкой моторики, восприятия цвета, звуков, запахов, веса и фактуры предметов, усвоения счета и геометрических форм, навыков чтения и письма, и т.д. и т.п. Время начала того или иного периода зависит от врожденных особенностей, индивидуальных биоритмов, самочувствия ребенка, погоды, магнитных колебаний и пр. Как же узнать, какие занятия именно сегодня будут наиболее полезны? Выбор доверяется ребенку, его ощущениям. Задача взрослого — подготовить такую предметную среду, в которой будут учтены потребности развития всех знаний и навыков. Мария Монтессори разработала систему дидактических материалов, которая состоит сейчас из пяти тысяч различных пособий.

В классе Монтессори детей обучают следовать нескольким правилам:

· Не мешать тому, кто занимается.

· Позанимавшись с материалом, убрать все за собой.

· Взяв впервые новый материал, попросить учителя показать, как с ним надо работать.

Если ребенок не хочет заниматься — он идет в «шумную комнату», где можно попрыгать, поиграть, полазить по разным лесенкам. В классе бывают и общие занятия «в кругу», или «на линии», когда учитель что-то объясняет, или показывает, или вырабатываются общие правила поведения. Неизменной популярностью пользуются «уроки тишины», но кто хочет — может в это время заниматься самостоятельно. Практика показывает, что пособия настолько гениально разработаны (может быть, действительно «вдохновлены свыше?»), что дети готовы часами заниматься с ними, не отвлекаясь ни на что. «Шумную комнату» часто посещают только в адаптационный период.

В современных садах Монтессори предусмотрено специальное время, когда все организованно идут на прогулку. Это время свободной игры. Но кто хочет — может остаться. За некоторое время до прогулки, или до общего урока, учитель звонит в колокольчик. Это значит, что надо постепенно заканчивать занятия, и убирать материал, если не хочешь продолжать заниматься. То, чему ребенок научился по методу Монтессори, он делает очень качественно, с пониманием глубинной сути процесса. А недостатком метода является то, что его очень трудно повторить:

· Необходимо множество пособий, и все они должны быть в хорошем состоянии, привлекательно выглядеть.

· Проводя презентацию, т.е. показывая, как работать с материалом, учитель должен быть в особом состоянии сосредоточенности, полной концентрации на демонстрируемом предмете или действии. Только личным примером можно передать это состояние ребенку. Используется минимум слов. Каждое слово и движение должны быть продуманны.

· Обучение коммуникации происходит не спонтанно, а в основном через учителя. На этапе формирования класса все правила поведения вырабатываются самими детьми и затем сознательно ими исполняются. Надо быть виртуозом-психологом, чтобы детский коллектив сам выработал адекватные правила.

Дошкольное образование в США

Исторический аспект дошкольного воспитания

Первый детский сад в Америке появился в 1855 г. Он был создан немцами — эмигрантами. К концу девятнадцатого века количество садов ощутимо выросло, они образовывались для детей из бедных слоев населения, где женщины занимались промышленным производством. Но до настоящего времени в Америке еще нет единой государственной системы воспитания детей. На данный момент в США большее внимание уделяется организации групп обучения и воспитания младших дошкольников (до 4-х лет) при государственных школах, сейчас в США дошкольное образование сосредоточено на советской системе дошкольного воспитания. Все же, работа в этом направлении ведется медленно и во многом неудовлетворительно, об этом сообщают Американские специалисты. Так, в настоящее время только в 24 штатах Америки при школьных округах организованы такие «младшие дошкольные» группы.

Структура и подразделение дошкольного образования.

Система образования, в США является децентрализованной, она не имеет единых для всей страны учебных программ или стандартов. Все дело в том, что вопросы об образовании не разъяснены в Конституции США, и получается, что они находятся в сфере управления правительства штатов. Несмотря на это, с 1980 г. в США существует Министерство образования (это одно из самых маленьких Министерств в правительстве США, в нем около 5000 сотрудников), перед которым стоят такие задачи, как:

  • — наблюдать за выполнением федеральных законов об образовании;
  • — сбор информации об учебных заведениях Соединенных Штатов;
  • — распределение и управление внедрением федерального финансирования образовательных планов.

Министерство образования Соединенных Штатов само не воссоздает учебных заведений и ими не управляет. Его состав определён так: Национальный институт по дилеммам инвалидности и реабилитации; Управление федеральной поддержки студентам; всевозможные консультативные советы и комитеты и другие.

Среди дошкольных учреждение США существуют: дошкольные учреждения при государственных школах, при колледжах, университетах; частные детские сады; детские центры; группы развития; детские сады при церквях и национальных общинах; сады от предприятий.

Дошкольное образование в Соединенных Штатах не обязательно. Родители могут, сами определять в какое воспитательное учреждение отдать детей в возрасте 3-5 лет.

Дошкольное образование в Америке включает в себя 2 ступени: ясли (Nursery school) и детский сад (Preschool) они осуществляются в таких дошкольных учреждениях, как: ясли, детсады и подготовительные дошкольные центры — общественные и частные заведения для детей ясельного и детсадовского возраста, Nursery school.

  • *В яслях находятся дети с 3-4 лет, они получают изначальные знания в чтении, счете, рисование и музыке.
  • *Children Day Care Center — центр развития детей разного возраста.
  • (Варианты названий: Child сare, babycare, daycare).

Kindergarten — в русском значении — детский сад т.е. детское учреждение, где дети проводят время, пока родители на работе, и заодно получают начальное дошкольное воспитание. Но общепринятым понятием термина Kindergarten в американском контексте является подготовительный год перед школой (с 5 до 6 лет). Если до этого возраста у семьи есть выбор, оставлять ребенка с няней или отправлять его в садик, то «подготовишку» обычно проходят все. По сути Kindergarten — это нулевой класс, где малышей подготавливают к обучению в начальной школе.

Оплата дошкольных учреждений. В любом штате и мегаполисе есть дошкольные учреждения, которые полностью или же отчасти финансируются агентствами по государственному образованию, коими правят в школах (дистриктах) или под управлением государственных и местных образовательных служб. Но большинство дошкольных заведении являются частными. Оплата в них колеблется от 1200 до 1600 долларов в месяц, сумма находится в зависимости от престижности заведения, своиств программ воспитания и обучения, количества воспитателей и пакета предоставляемых услуг, естественно от возраста ребенка и от количества часов, которое он проводит в дошкольном учреждении. Существуют также программы дотаций, например, Head Start — сады для людей с невысокими доходами. В таких случаях оплата может быть снижена до 400 долларов в месяц, а так же такие заведения могут быть и вовсе бесплатными. Необходимо отметить, что бюджет детского сада, заработная плата персонала, в основном складывается из взносов родителей, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

По окончании дошкольного образования, исходя из штата, родителям выдается сертификат, в котором оцениваются единые достижения ребенка. Это надобно в основном для зачисления ребенка в начальную школу.

Дошкольное образование Америки значительно отличается в разных её штатах. В большинстве случаев государственного дошкольного образования просто нет в штатах за исключением садика для малоимущих «Head Start» или же специализированных групп для дошкольников с отклонениями в развитии при государственных школах.

Цели и задачи дошкольного образования в США.

В Соединенных Штатах нет единой системы дошкольного образования. Оно образовывается в рамках определенного рода кратковременных или долговременных программ обучения, воззванных решать определенные задачи. Поэтому в США в наличии самые разные программы, рассчитанные на дошкольников, одни на весь день, иные — на часть дня. Бывают программы с гибким графиком, который позволяет родителям избирать удобный для себя режим. Есть программы, рассчитанные на ребят 3-4 лет с отличительными чертами в развитии. Обычно это платные программы, но им предоставляется возможность финансироваться и из иных источников.

Ребенок сможет в начале дня заниматься по одной из программ, а во второй половине дня совсем по другой. Участие в различных программах и мероприятиях поощряется.

Сегодня распространена задача организации взаимодействия с родителями детей, имеющих особые нужды, и детей, для которых большая вероятность неуспешного обучения в школе. Родители таких детей совместно с педагогами принимают участие в разработке индивидуальных планов развития ребенка, оценивают и утверждают его.

Зачисление в Детское учреждение происходит свободно, т.к. любое заведение из многих близлежащих готово принять новых воспитанников. О зачислении в группу можно договориться за месяц-два, до начала её посещения. Если родителям или ребенку не понравилось — можно в любой момент перейти в другой детский сад.

Обустройство. Здание детского сада может быть в отдельности стоящим, хотя наиболее часто это несколько комнат на первом этаже высотного строения или же частный дом, который открывается для малышей на несколько часов в день. Младенцы находятся в отдельном помещении от более взрослых детей. На одного совершеннолетнего педагога приходится 3 ребенка. В возрасте старше 2-х лет это соотношение уже одного воспитателя к 8 — максимум к 12 детям. Группы от 8 до 12 человек часто разного года рождения находятся под опекой одного воспитателя, а то и двух — при этом в одно и тоже время. Детки, находящиеся в одной группе весь день располагаются в одной комнате — в ней они промышляют, играют, кушают и спят. В полном распоряжении детей нескончаемое количество игрушек и принадлежностей для их творчества. Для сна предусмотрены мягкие матрасы, на которых если у ребенка возникнет желание, он может отдохнуть, полежать или вздремнуть. В американских детских садах нет четко урочного времени для сна, кроваток с постельным бельем, возможности раздеться перед сном. Однако, если малышу необходимо, и он стал клевать носом — ему не только расскажут сказку, но и за ручку подержат, еще и рядом полежат. Именно поэтому место для сна ребенка является удобным. Время сна ребенок определяет сам, педагоги ему могут в этом только посодействовать, когда видят, что он перевозбужден.

Питание. Американцы немало говорят о своем здоровом питании, на самом же деле им даже и не пахнет, причем и в прямом и в переносном смысле: в детских садах нет, так знакомого каждому русскому запаха манной каши. Никто не стоит над душой, не следит за тем, чтобы ребенок поел, провоцируя его отпустить играть только при условии чистой тарелки. Ребята в саду едят то, что приготовили и принесли родители. Чаще всего еду из ресторанов быстрого питания.

В типичном среднестатистическом частном дошкольном учреждении во Флориде органической пищи почти нет (да и в более дорогом тоже),детей кормят рыбными, куриными палочками, пиццей, в редких случаях тушеной курицей с рисом, тушеными овощами и консервированными фруктами. Прием пищи происходит в основном в обед. Почти во всех садах завтрака нет, а на второй завтрак и полдник предоставляют горстку печенья и около 150 г сока.

В группе, где собираются дети 3-х лет по закону Флориды положено на 15 детей одна воспитательница (без нянечки). Плата за 3-х леток за полный день (5 дней в неделю) от 110 до 250 долларов в неделю.

Практически во всех дошкольных заведениях изучают буквы, числа, цвета, геометрические фигуры, т.е. то, что необходимо для дальнейшего обучения в школе. По определению, устойчивой программы для изучения нет, есть лишь их названия. Эффекты данного обучения часто зависят от района проживания семьи. Групп дошкольного развития, которые не включают в себя основные знания, необходимые для школы, просто нет. Например, просто нереально разыскать художественную школу для группы детей — только частные уроки. То же самое и с музыкой. Есть частные секции футбола, гимнастики, плавания и некоторых других видов спорта (естественно все платно и недешево).

Статья на тему «Современное дошкольное образование в США»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Современное дошкольное образование в США

Дошкольное образование в США не является обязательным. Родители, по своему усмотрению, могут отдать детей в различные учреждения:

Центры дошкольных программ

Дневные центры по присмотру за детьми.

В центрах дошкольных программ с 3-5 до 6-летнего возраста дети получают дошкольное образование. Каждый штат США имеет свои образовательные стандарты, а каждое заведение работает по собственной программе.
В зависимости от Штата, по окончании дошкольного образования, выдаются Сертификаты (не являющиеся обязательными в некоторых Штатах), в которых отражаются посещаемость, поведение и общие достижения ученика. Небольшое число Штатов требуют Сертификат об Окончании Дошкольного Образования для зачисления ребёнка в начальную школу. Проверку необходимо произвести в местном Департаменте Образования.

Закон «Ни одного забытого ребенка» (No Child Left Behind) — 2001 г. предписывает повышенное финансирование литературных программ, таких как: «Чтение вперед». Эти программы нацелены на обучение детей в раннем детстве навыкам чтения, чтобы для них было легче обучаться в школе. Через такие программы федеральное финансирование должно помогать штатам и местным школьным округам основывать высококачественные, всеобъемлющие инструкции к обучению чтению детей в детских садах и вплоть до 3 класса школы.

На развитие американской системы дошкольного воспитания повлияла реализация самой большой правительственной программы дошкольного образования США «Хэд Старт». Это национальная экспериментальная программа для малообеспеченных детей с рождения до пяти лет. Ее реализация началась в 1965 г., а к 2003 г. в ней участвовали более 21 млн. детей. Программу называют «наиболее важным социальным и образовательным экспериментом второй половины ХХ века». Целью программы была проверка эффективности различных теорий в области дошкольного образования вне университетских экспериментальных площадок и частных детских садов.

В 1986 г. были опубликованы результаты оценки детей, обучавшихся по программе «Хэд Старт». Отмечалось, что к 19 годам среди этих детей было гораздо большее число закончивших среднюю школу и продолживших образование и меньшее число попавших в специальные школы, чем в контрольной группе. Также участники экспериментальной группы показали меньший процент подростковой преступности и больший процент устроившихся на работу. Социальное положение выпускников программы к 27 годам было более стабильным. Был сделан вывод о том, что программа сэкономила и принесла значительную выгоду обществу (7 долларов на каждый вложенный доллар).

В настоящее время программа продолжает развиваться и ориентирована на экспериментальную апробацию различных теоретических моделей воспитания и обучения детей до поступления в школу — принципов бихевиоризма, познавательного взаимодействия, «Монтессори-педагогики».

Бихевиористский детский сад – это динамичная, позитивная среда, цель которой в оптимизации обучающего и развивающего потенциала детей. Оформление группы детского сада следует рассматривать как средство обучения, все элементы развивающей среды функциональны, играют важную роль и предназначены для содействия процессу обучения. Помещение группы разделяется на центры активности. Каждому центру соответствует определенный цвет: яркие цвета – игровой центр и центр физической активности – показывают, что здесь можно шуметь. Приглушенные, пастельные тона – математический и книжный центры – подсказывают спокойное поведение.

Главная цель состоит в создании условий для самореализации личности через «творческий репертуар» ребенка, обеспечивающий его рост и развитие по запланированной и последовательной схеме, а также с помощью спонтанно возникающих видов деятельности. Хотя обучение детей проходит спонтанно, непреднамеренно и незапланированно, учитель-бихевиорист выделяет время, чтобы оценить навыки ребенка, запланировать некоторые виды деятельности и тщательно подготовить развивающую среду, обеспечивающую оптимальные условия структурированного обучения и развития. Такая подготовка среды дает гарантии развития определенных навыков и умений, педагог не ждет подходящего момента, чтобы учить, а целенаправленно подготавливает его, используя интересы детей как возможности для обучения.

Модель познавательного взаимодействия была основана на идеях конструктивизма. На первый взгляд она напоминает обыкновенный детский сад, где акцентируется внимание на игровую деятельность и создание подготовленной среды, соответствующей возрастным возможностям ребенка. Но кроме наблюдения за детьми и создания богатой игровой среды воспитатели используют технологии создания проблемных ситуаций, вопросов и построение учебного плана таким образом, чтобы задействовать мышление детей, особенно в отношении специальных логических и математических понятий.

Конструктивисткий подход получил наибольшее распространение в 60-х гг. ХХ в. и активно возрождается в настоящее время, т.к. утверждает повышение значимости игры в интеллектуальном развитии, организации собственной активной деятельности ребенка с предметами и взаимодействия со сверстниками.

Суть метода Монтессори – свободная работа (целесообразная деятельность) детей с дидактическими материалами в развивающей предметно-пространственной среде при ограничении прямого воздействия педагога. Ребенку предоставлено право выбора деятельности, места и длительности работы, а также партнера по работе. Педагог – партнер и помощник ребенка, наблюдающий за его деятельностью и в случае необходимости осуществляющий ненавязчивое руководство ею. Педагог организует развивающую среду, демонстрирует ребенку способ рациональной деятельности с находящимися в ней материалами и несет ответственность за порядок в ней. Работа с детьми проводится преимущественно индивидуально или с малыми группами, в то время как остальные дети занимаются своими делами. Реже используются методы работы со всей группой (такие как «беседы в кругу» – совместное обсуждение под руководством воспитателя различных тем, предложенных самими детьми или же запланированных педагогом). Классическая Монтессори-педагогика предусматривает работу с разновозрастными группами. Деление группового помещения на центры активности (практической жизни, математический, речевой, сенсорный), четкий алгоритм взаимодействия с материалами, строгие правила социального поведения в группе способствуют формированию привычки к порядку и уважению индивидуального пространства других людей.

В США подъем интереса к «Монтессори-педагогике» наблюдался с 1910 по 1920 гг. Программа была представлена в специальном помещении в Сан-Франциско на международной ярмарке 1916 г. Затем «Монтессори-педагогика» была почти полностью забыта. В исследованиях Элкинда [1998] приводится несколько причин непринятия «Монтессори-педагогики» в США в начале ХХ в.: большинство родителей Америки того времени считали детство периодом невинности, когда только мать может осуществить лучший уход за ребенком; непонимание и нежелание понять «Монтессори-педагогику» руководством и ведущими деятелями системы образования; вариативная адаптация Монтессори-методов, с которой сама М.Монтессори была не согласна; требования родителей среднего класса сосредоточить внимание на обучении предметам, необходимых в школе; появление огромного числа авторов, желающих извлечь выгоду из имени М.Монтессори.

Современное Монтессори-движение в Америке началось в конце 50-х годов с создания частных школ, преимущественно для среднего класса. Многие из этих школ были основаны родителями. В 1959 г. было организовано Американское Монтессори-Общество (AMS). Его основатель – Нэнси МакКормик Рэмбуш говорила о том, что важно не просто перенимать метод М.Монтессори, но адаптировать его для осуществления «естественной» трансляции метода в разноплановую американскую культуру.

В конце 1960-х гг. родители в нескольких округах стали выступать за предоставление в обычных школах обучения по методу М.Монтессори, особенно для детей, посещавших соответствующие детские сады. Это явилось толчком к началу финансирования Монтессори-школ из федерального бюджета. В настоящее время более 350 школ в 150 учебных округах по всей стране предлагают различные программы по методу М.Монтессори. Программы предназначены для детей от 3 лет до старшей школы. Согласно существующим статистическим данным, общее количество общественных и частных Монтессори-школ по всей Америке сегодня составляет около четырех тысяч.

В современном детском образовании США можно выделить следующие тенденции:

Совместное обучение нормальных детей и детей инвалидов.

Обеспечение преемственности при переходе ребенка из одной образовательной системы к другой (горизонтальные и вертикальные переходы).

Возникновение программ полного дня.

Развитие партнерства между образовательным учреждением, семьей и сообществом.

Разработка программ изучения языка и грамоты.

Интеграция содержания образования.

Применение информационных технологий в обучении детей.

Совместное обучение нормальных детей и детей инвалидов

Более трех десятилетий образовательные учреждения в США уделяли особое внимание обучение детей-инвалидов. Затем перед образованием была поставлена цель обучать таких детей совместно с обычными детьми. Исследования показывают большую эффективность такого подхода, т.к. дети-инвалиды в таком случае могут ориентироваться на обычных детей, что помогает им понять приемлемые способы поведения. В то же время обычные дети учатся уважать людей с индивидуальными различиями, приобретая опыт взаимодействия с иной группой детей. Кроме того, подобное взаимодействие позволяет всем детям обучаться более эффективно.

Обеспечение преемственности при переходе ребенка из одной образовательной системы к другой

В США существует огромное количество программ для дошкольников. Некоторые программы рассчитаны на весь день, некоторые только на ограниченное пребывание ребенка в группе. Очень часто такие программы предназначены для детей 3-4 лет со специальными нуждами, которые составляют группу риска и имеют высокий уровень вероятности неуспешного обучения в дальнейшем. Обычно эти программы реализуются в частных образовательных учреждениях, а потому либо платны, либо поддерживаются специальными агентствами.

Пятилетние дети могут посещать детский сад, образовательная программа которого также может быть рассчитана либо на целый день, либо на половину дня. После посещения детского сада в первой половине дня, в течение которой программой сада предусмотрена образовательная работа, дети могут остаться на вторую половину, т.е. заниматься целый день. В таком случае детей либо помещают в центр по уходу за детьми, либо они затем забираются домой. Такие переходы позволяют детям получить разнообразный опыт на протяжении дня.

Детям приходится научаться справляться с такими «горизонтальными» переходами, что требует от них умения общаться с несколькими взрослыми (а значит, соответствовать ожиданиям и правилам поведения, установленным в каждой конкретной ситуации). Взаимодействие между программами помогает ребенку координировать ежедневный опыт и брать для себя самое лучшее из каждой программы. Далее дети сталкиваются с обучением по новым, теперь уже школьным программам. Поэтому в задачу дошкольной программы часто входит ознакомление детей с новыми требованиями, задачами и особенностями школьного обучения.

Возникновение программ полного дня

Дети нуждаются не только в образовательных программах. Число детей из семей с одним родителем или работающей матерью сильно увеличилось, а потому возникла необходимость создания программ, которые совмещали бы в себе обучение и уход за детьми. В Америке в центры по уходу за детьми назначаются учителя из школ.

Развитие партнерства между образовательным учреждением, семьей и сообществом

Более четырех десятилетий работники в области дошкольного образования в США были заняты установлением отношений между обучающими программами, родителями детей и сообществом, в рамках которого были созданы данные программы. В начале 60-х обучающие программы для детей были особенно эффективны, поскольку было налажено взаимодействие с родителями. Сейчас взаимодействие с родителями устанавливается в первую очередь для детей со специальными нуждами и с родителями, дети которых имеют высокую вероятность неуспеваемости в школе. В этих случаях родители помогают педагогам разработать индивидуальный план развития ребенка, они оценивают и утверждают его. Возникает взаимодействие между детским садом и семьей.

Интеграция содержания образования

Раньше обычно на занятии каждый предмет преподавался независимо от остальных, для того чтобы важные понятия осваивались последовательно. Затем было предложено объединить разные предметы в одном общем учебном плане. Некоторые исследователи настаивали на применении тематического метода, для включения детей в предметные области на основе темы, интересной для детей. Для этого учитель должен создавать ситуации, в которых дети детально изучали какую-то тему, связанную чаще всего с непосредственным окружением ребенка. В процессе творческой деятельности, организованной педагогом, дети получают новые знания. Педагог стимулирует исследования детей, обсуждения недавно происшедших ситуаций, представления своих наблюдений в творческой форме.

Применение информационных технологий в обучении детей

Новое направление связано с применением электронных технологий (компьютеров) в детских комнатах. Здесь важно уделить внимание отбору соответствующих компьютерных программ. Одни программы активизируют процесс мышления, другие связаны в основном с муштрой и практикой по выучиванию единственно правильного ответа на конкретный вопрос. Работа за компьютером может также носить групповой характер. Поскольку наш век неразрывно связан с новыми технологиями, необходимо вводить детей в этот мир, но вводить аккуратно.

Концепция дошкольного воспитания в США заключается в развитии личности ребенка через приобретение им опыта. Значительное внимание уделяется развитию детского творчества и одаренности. В процессе привлечения к искусству у детей развиваются способности к общению.

Система дошкольного воспитания в США учит ребенка быть свободной, независимой личностью. При этом идет речь о равенстве возможностей , а не равенстве способностей, которое нуждается в создании в процессе обучения и воспитания условий для соотношения свободы и порядка, требовательности и снисходительности относительно каждого ребенка.

Список использованной литературы:

Веракса Н.Е. Современные подходы к обучению дошкольников в США// Народное образование. – 2004. — № 3

История зарубежной педагогики. – М., 1998

Онищенко Э.В., Никольская А.С.

Основные подходы к организации образовательного пространства ребенка-дошкольника в американском детском саду. – М., 2005

Дошкольное и начальное образование за рубежом. – М., 2001

Система образования в США. Справка// Народное образование. – 2002. — №

Современное дошкольное образование: США, Германия, Япония: актуальные проблемы и пути развития. – М., 1998

Образование – ключевой фактор социально-экономического развития США в ХХ I веке// Педагогика. – 2004. — № 2

Система образования США

Система образования США характеризуется гибкостью и демократичностью: при высоком разнообразии программ у учащихся – как школьников, так и студентов – есть возможность самостоятельного выбора изучаемых дисциплин, а также смены специализации. Даже в университете можно переходить с одного факультета на другой, изучать дополнительные предметы и составлять собственную образовательную программу.

Дошкольное образование в США

Дошкольное образование в США начинается практически с пеленок. В ясли или детский сад ребенка можно отдать уже с 6 месяцев. Там он может находиться с шести утра до шести вечера. В отличие от российских детских садов, ребенка могут приводить в детский сад и после школы, так как по закону до 12 лет он не может находиться дома один. Все детские сады в Америке платные, средний ежемесячный взнос составляет около 1200 долларов.

Для детей от трех до пяти лет при школах действуют «подготовительные группы». На данном этапе большое внимание будет уделяться общему развитию, социализации, а также литературе, так как дошкольная система образования ставит перед собой задачу в первую очередь обучить ребенка навыкам чтения.

Однако детский сад и дошкольные классы – это все же необязательная ступень. Обязательное образование в Америке начинается в школе и длится 12 лет.

Система школьного образование в США

В отличие от многих стран, единого образовательного плана в Америке не существует: в общем виде план формирует совет по образованию при администрации штата, более точный определяет совет конкретной школы.

Школьное образование в США делится на три этапа:

  • начальное (1-5 классы) – дети изучают основные обязательные предметы, занимаются спортом и творчеством.
  • среднее: Middle School (6-8 классы) или Junior High School (7-9 классы) – помимо обязательных предметов появляются дисциплины по выбору.
  • старшие классы: High School (9-12) или Senior High School (11-12) – сокращение числа обязательных предметов, максимальная свобода в выборе изучаемых дисциплин. Последние 2 года одаренные школьники могут изучать программы повышенной сложности (Advanced Placement). По окончании High School американскому школьнику предстоит сдавать экзамен SAT (Scholastic Aptitude Test).

В зависимости от штата, дети начинают учиться в возрасте от пяти до восьми лет. Как правило, каждая из ступеней американской школы имеет свое собственное здание и представляет из себя полностью обособленное учебное заведение.

Учебный год в американской школе делится на два семестра. Продолжительность учебных занятий составляет 5-6 часов в день с обеденным перерывом. Послеобеденное время чаще всего посвящается спорту, клубам по интересам и другой общественно-полезной работе, которые являются обязательной составляющей американского школьного образовании. Оценки выставляются в буквенной форме: A, B, C, D, F будут эквивалентны российским оценкам от пятерки до двойки.

В отличие от системы высшего образования США, которая является мировым лидером, школьный сектор оценивается контроверсивно. С одной стороны, набор обязательных предметов мал: среди них математика, английский, естествознание науки, история, искусство, физкультура.

С другой стороны, у учеников огромный выбор профильных занятий: от театра до экологии. В этот список входят и иностранные языки. Во многих школах старшеклассникам предлагают программы повышенной сложности (Advanced Placement): самые целеустремленные и способные ученики могут дополнительно изучать тот или иной предмет на университетском уровне. Таким образом, школьная система образования в США хороша для тех, кто хочет учиться, но не нацелена на общее повышение образованности в стране.

Государственные и частные школы в США

По типу финансирования школы в США делятся на государственные (public schools) и частные (private schools). Уровень преподавания в государственных очень разнится не только от штата к штату, но и даже внутри одного города. Дело в том, что финансирование государственных школ происходит за счет бюджета округа (чаще всего из налогов на недвижимость). В результате школы в «дорогих» районах имеют хорошее обеспечение, и как следствие – материальное оснащение, сильный преподавательский состав и общие высокие показатели успеваемости. Так как по законам США ребенок может посещать только ту школу, к которой он относится по месту проживания, такая система приводит к увеличению стоимости недвижимости в районах с «сильными» школами. Налоги возрастают, школа получает еще большее финансирование. Обратная ситуация в «дешевых» районах: недостаток финансирования приводит к тому, что школы так и остаются слабыми.

Частные школы – это финансово независимые организации, получающие дотации от спонсоров, а также взымающие плату за обучение. Наличие высокого уровня финансирования позволяет поддерживать высокий уровень успеваемости: великолепное материально-техническое оснащение, сильный преподавательский состав и небольшие по размеру классы делают эти заведения «колыбелями» будущих дипломатов, политиков и топ-менеджеров. Полученное здесь образование открывает двери в большинство топовых вузов мира. Стоит сказать, что число граждан США в частных школах зачастую составляет менее 50%: больший интерес они представляют для иностранных школьников. Отчасти это связано с миграционным законодательством страны: иностранец может учиться в государственной школе только если семья переезжает в Америку и имеет вид на жительство или если школьник участвует в годичной программе обмена.

Значительные различия между элитными частными школами и «средними» муниципальными также усиливают общую неоднородность в сфере среднего образования Америки.

Высшее образование в США

В систему высшего образования США входят колледжи и университеты – частные и государственные. По данным международных рейтингов, большинство из них входит в число лучших учебных заведений мира. Стоит заменить, что в отличие от европейской системы образования, в Америке между колледжем и университетом качественной разницы нет. К примеру, даже Гарвард, первый в рейтинге за 2016 год, на самом деле делится на школы, колледжи и институты. Различие заключается лишь в том, что колледжи предлагают только программы бакалавриата, а университеты и институты дают возможность заниматься научными исследованиями и продолжить академическую карьеру в магистратуре (1-2 года), аспирантуре (от 3 до 6 лет) и заниматься исследованиями после защиты докторской диссертации. В случае, если специализация студента связана с медициной, правовым или теологическим образованием, схема обучения несколько отличается: по окончанию программы бакалавра учащийся может поступить в высшую профессиональную школу. Подобные учебные заведения существуют при крупных университетах, длительность обучения в них составляет 3 года.

Технические институты и муниципальные колледжи относятся к профессиональному образованию (аналог российских ПТУ), однако могут служить первой ступенью высшего в случае, если после обучения в них студент переводится в университет на программу бакалавриата. Как правило, перевод осуществляется на 2 или 3 курс.

Система высшего образования США характеризуется еще большей свободой в сравнении со школами. Большинство вузов принимают студентов не на конкретный факультет, а просто в университет. Впрочем, абитуриенты чаще всего выбирают все-таки вуз, который наиболее силен в той области, изучать которую они и планируют. Например, Массачусетский Технологический Институт знаменит разработками в области роботехники и искусственного интеллекта, но, если планы поменялись, там можно изучать и историю, и театр, и литературу. Это связано с тем, что в течение двух первых лет студент может брать практически любые курсы, предлагаемые в стенах учебного заведения. Единственным требованием является достаточное количество заработанных «кредитов» (credits), которые учащийся получает за успешно освоенные дисциплины. На 3 курсе требуется определиться со своей специализацией и выбрать major – основную область профессиональных интересов. Именно по ней и будет получен диплом. Однако благодаря тому, что студент волен сам формировать свой учебный план, в США возможно получение самых редких специальностей на стыке различных профессий.

Демократичность в формировании учебного плана однако предполагает достаточно дисциплинированное отношение к учебе: это и посещение занятий, и своевременная сдача всех контрольных и исследовательских работ. Последнему в системе высшего образования США уделяется особое внимание: помимо привычных россиянам лекций и семинаров, студентам американских вузов приходится много времени проводить над исследованиями или проектами. Зачастую они выполняются не индивидуально, а группой студентов: в США уверены, что обучение может строиться не только по схеме «от преподавателя к студенту», но и «от учащегося к учащемуся». Также подобная работа развивает умение трудиться в команде, что высоко ценится не только в учебной среде, но и впоследствии работодателями.

Наконец, не последним фактором, сделавшим американскую систему высшего образования столь почитаемой во всем мире, является финансово-материальное обеспечение. Оно позволяет не только поддерживать прекрасное оснащение вузов, но и содержать штат действительно сильных преподавателей, которые зачастую приезжают в США из других стран.

Все вместе – сильная академическая подготовка, возможность выбора дисциплин исходя из собственных профессиональных планов, ориентированность образования на реальные секторы экономики – позволяет оставаться системе высшего образования в США сильнейшей в мире.

Система образования в Америке неоднородна. Начальные и средние государственные школы США не всегда внушают доверие. Они предлагают набор базовых предметов, которых одаренному ученику, скорее всего, покажется недостаточно. Родители, прочащие своим детям успешную карьеру, предпочитают отправлять их в частные школы. Однако американские вузы и колледжи, как частные, так и государственные, из года в год венчают мировые рейтинги. В них сочетается демократичность учебного процесса и высокий уровень образования, поэтому целеустремленный студент может быть уверен, что получит от учебы именно то, что нужно.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Как воспитывать ребенка 7 лет мальчика
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector