221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Этапы развития воспитания

Основные этапы развития педагогики.

МОДУЛЬ 1

Тема 1. Педагогика как наука о воспитании человека.

План

1. Основные этапы развития педагогики.

2. Предмет педагогики.

3. Основные категории педагогики.

4. Связь педагогики с другими науками.

Основные этапы развития педагогики.

Прочитайте!

Свое название педагогика получила от греческих слов «раida — пайдос» — ребенок и «gоgоs — аго» — вести. Прямой перевод слова «пайдагогос» означает «проводник ребенка». Педагогами в Древней Греции называли рабов, сопровождавших в школу ребенка своего обладателя. Преподавал в школе нередко также раб. Эти рабы сопровождали детей состоятельных римлян в школу, служили им, учили. Их впервые начали называть педагогами. Так возникло название профессии и образовался термин «педагогика». Постепенно этот термин стали употреблять в более широком смысле, как искусство вести ребенка в течение жизни и развития.

Некоторое время бытовало мнение, что педагогика — это искусство воздействия воспитателя на воспитанников, но педагогика — это не только искусство, но и наука, имеет свои объективные законы и закономерности. До недавнего педагогику рассматривали как науку о воспитании, обучение и образование подрастающего поколения. Но развитие человеческого общества указывает на то, что воспитание и обучение должны осуществляться не только в период детства, но и охватывать весь период жизни человека.

Итак, распространенным в современной педагогике является определение: педагогика — это наука о воспитании, образовании и обучение людей на всех этапах их возрастного развития. Наиболее кратко педагогику можно определить как науку о воспитании людей. Однако, чтобы глубже понять и для чего исследует современная педагогика, обратимся к истории ее становления как самостоятельной научной отрасли.

Практика воспитания появилась вместе с первыми людьми и будет существовать до тех пор, пока будет существовать человечество. Его необходимость обусловлена как самой природой человечества, так и социальными факторами: старшие поколения всегда беспокоиться о том, чтобы молодежь овладела знаниями и опытом, умела использовать созданные ими производственные силы и духовные ценности, была подготовленной к труду и общественной жизни. Путем воспитания молодежи старшие поколения готовят для себя смену.

Законспектируйте!

В истории развития педагогической науки можно выделить три основных этапа ее становления, исходя из степени научной разработанности педагогических знаний:

I этап, донаучных, продолжался до XVII века и характеризовался накоплением значительного фонда эмпирического материала в виде отдельных разрозненных педагогических сведений, которые фиксировались в форме верований, правил, требований, традиций, обычаев, обрядов, составляющих ныне основу народной педагогики; теоретическим осмыслением эмпирического учебно -воспитательного опыта в философских трактатах; возникновением и закреплением в использовании ряда педагогических понятий.

II этап, концептуальный, длился с конца XVII до начала XX века и характеризовался созданием отдельных теоретических концепций воспитания и образования при доминирующей роли теории обучения; накоплением фактического материала и опыта педагогической деятельности; выделением и обоснованием ведущих компонентов научно-педагогических знаний (принципов, методов, форм организации учебно-воспитательного процесса). Однако анализ педагогической литературы того времени свидетельствует об отсутствии четкого разграничения сфер деятельности процессов воспитания и обучения отождествление понятий «воспитание», «обучение», «образование», возможность целостной разработки научных основ педагогики в контексте уровня развития науки того времени.

III этап, системный, длится с начала XX века и характеризуется высоким уровнем обобщения, систематизации и структурирования педагогических эмпирических знаний, полученных в результате проведения многочисленных педагогических экспериментов; дальнейшим развитием категорийного аппарата науки; созданием целостных научно обоснованных систем организации учебно-воспитательного процесса; становлением педагогики как научной системы.

Прочитайте и кратко законспектируйте!

Педагогика как отдельная наука впервые заявила о себе в XVI веке. До этого периода она была составной частью философии.

Воспитания возникает на раннем этапе первобытнообщинного строя в связи с появлением разделения труда, с необходимостью передачи приобретенных знаний и умений молодому поколению для подготовки их к жизни. Следовательно, труд стала главным фактором появления воспитания. В то время дети усваивали полученный опыт во время совместной работы и общения, воспитания было одинаковым для всех детей рода или племени, оно еще не осуществлялось специальными людьми в специальных учебно-воспитательных учреждениях.

Развитие общества, появление рабовладельческого строя, дальнейшая дифференциация труда привели к возникновению специальных учебно-воспитательных учреждений и появления людей, профессией которых было обучение и воспитание детей.

Первые исторические сведения о школах для мальчиков имеем из Древнего Египта, стран Ближнего Востока и античной Греции. Появление частной собственности, классов и государства придает воспитанию классового характера: дети разных классов получают разное воспитание и обучение.

Древняя Греция дала нам примеры зависимости воспитания и от социально-экономических условий. Две противоположные школы — спартанская и афинская — свидетельствуют об этом. Главной целью спартанского воспитания было воспитание мужественного, физически развитого воина, способного выживать в трудных обстоятельствах. Именно на это была направлена система спартанского воспитания, которая была всесторонне покорена интересам Спарты и носила общественный характер. Афины, которые были центром торговли, ремесел, науки и искусства, целью воспитание брали воспитания гармонично развитого человека, объединяющая развитие ума и эстетического вкуса с физическим совершенством. Единственное, что объединяло эти школы — презрение к труду, как дела, которым должны заниматься только рабы.

В Древней Греции зародились первые педагогические теории о развитии личности. Среди их авторов — Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит, Протагор и другие.

Античном идеала физической силы и красоты христианство противопоставляло человека, озабоченную спасением души, самовоспитанием внутреннего, а не внешнего начала. Учение философов Средневековья (Августин Блаженный, Северин Боэций, Фома Аквинский) определили отдельное направление в развитии педагогической мысли о формировании личности, основанного прежде всего на принципах христианства. Средневековья дает нам два вида воспитания: рыцарское и духовное, которые отличаются друг от друга. Духовное, церковное воспитание главной целью ставило изучению Священного Писания и различных научных трудов, его толковали, отсюда его догматический характер и зубрежки, как единая методика преподавания.

Эпоха Возрождения выступает за освобождение личности от феодального угнетения и религиозного аскетизма. Главным принципом этой эпохи был гуманизм, есть любовь и уважение к человеку, которая рассматривается как центр Вселенной. Выдающиеся философы предлагают гуманное отношение к детям, всестороннее развитие личности. Гуманизм Возрождения способствует развитию педагогической мысли, философы и педагоги (Витторино да Фельтре, Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский) ищут новых и лучших способов воспитания и обучения, главным образом для того, чтобы воплотить в жизнь идею воспитания личности.

Прочитайте и законспектируйте информацию о деятельности выдающихся педагогов разных эпох!

Развитие общества, появление на исторической арене нового класса — буржуазии, необходимость развития производства привели к необходимости возникновения достаточно большого количества образованных людей. Именно в это время (XVII в.) Педагогика выходит из состава философии и начинает формироваться как отдельная наука. Этот процесс связан с именем Яна Амоса Коменского, выдающегося чешского педагога, который в своей книге «Великая дидактика» теоретически обосновал принципы, методы и формы обучения, которые стали основой классно-урочной системы, которая действует и сегодня.

Читать еще:  Как лучше воспитывать мальчика

В XVIII в. появляется целая плеяда ученых-энциклопедистов, просвитян, благодаря кому эта эпоха вошла в историю, как эпоха Просвещения. Среди них особое внимание проблемам воспитания уделяли Франсуа Вольтер (1694-1778), Дени Дидро (1713-1784), Жан-Жак Руссо (1712-1778). В Англии систему воспитания добродетельного и деятельного джентльмена предложил Джон Локк (1632-1704).

Дальнейшая история педагогики связана с именами Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827) — основателя теории и практики начального воспитания и обучения, а также основателя специального педагогического образования Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841), который сделал попытку теоретически обосновать педагогику с помощью философии и психологии; Адольфа Фридриха Вильгельма Дистервега (1790-1866), который выдвинул идею общечеловеческого воспитания и др..

Всемирную славу отечественной педагогической науке принес К.Д. Ушинский (1824-1870), который отстаивал принцип народности обучения и воспитания детей.

Во второй половине XIX — начале XX в. в Украине большое внимание проблемам образования и воспитания уделяют известные писатели, деятели культуры и искусства, просвитяне — Т.Г. Шевченко (1814-1861) — «Букварь южнорусский» (1861), Грабовский (1864-1902), Леся Украинский (1871-1913), О.В. Духнович (1803-1865), Х.Д. Алчевська (1841-1902) и др..

Заслуживает внимания советский период развития педагогики, связанный с именами С.Т. Шацького (1878-1934), П.П. Блонського (1884-1942), А.С. Макаренко (1888-1939), В.А. Сухомлинского (1918-1970), а также педагогика сотрудничества, предложенная ПИ. О. Амонашвили, В.Ф. Шаталова и др..

Системный период развития педагогических знаний, который начался в начале XX века, продолжается до сих пор и характеризуется дальнейшим развитием всех отраслей педагогики; высоким уровнем обобщения и классификации понятийного аппарата науки; развитием педагогики как научной системы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Основные этапы становления и развития воспитания.

Становление воспитания началось 2-3 миллиона лет назад, когда произошло выделение человека из животного мира и люди впервые в истории приступили к систематическому изготовлению каменных орудий труда. Становление продолжалось вплоть до периода 40-35 тысяч лет назад, когда появился человек современного физиологического типа и воспитание выделилось в особый вид деятельности.

На самых ранних ступенях развития общества, в период первобытнообщинного строя, условия жизни были очень тяжелыми, и, чтобы выжить, людям нужно было держаться всем вместе, трудиться только коллективно. Все в первобытном обществе было коллективным, не существовало социального неравенства и классов, люди жили в общих жилищах и сообща воспитывали детей, которые принадлежали всему роду.

Воспитание не носило специально организованного характера. Дети пользовались неограниченной свободой, отсутствовало наказание детей. Вместе с тем сложилась система включения подрастающего поколения в жизнь. В первобытной общине ребенок прямо включался в доступную для него деятельность вместе со старшими.

На ранних стадиях развития первобытного общества, в частности в дородовом обществе, выделялись три возрастные группы:

— дети и подростки;

— полноценные и полноправные участники жизни и труда;

— пожилые люди и старики. .

Родившийся ребенок первоначально находился на попечении матери. Когда он начинал сидеть, его приучали к жесткой пище. Специально за ними не присматривали, однако рядом всегда находился кто-то из взрослых.

В раннепервобытных общинах сложилась материнская родовая организация — матриархат. Наряду с укреплением хозяйственных отношений, осознание кровного родства по материнской линии служило организующим началом социальных связей, утверждало ведущее влияние женщин на воспитание детей.

Возрастная группа, включающая пожилых людей и стариков, также выполняла функцию воспитания, поскольку являлась основным хранителем коллективного опыта. В целом же все члены общины имели право и обязанность приучать детей к выполнению общепринятых норм и правил поведения.

В раннеродовых общинах сложился определенный опыт практического включения подрастающего поколения в коллективную бытовую и трудовую жизнь общины. Подготовка к жизни в первобытном обществе не отделялась от участия в ней. Детей учили выносливости, элементарным приемам труда как первоочередной потребности в суровых условиях жизни. Характер научения совместному труду задавали взрослые, со стороны детей имело место подражание поведению взрослых в труде, быту.

Участие в повседневной жизни служило основой формирования тех личностных качеств, которые были необходимы ребенку для вхождения в общину как ее полноправного члена. Период детства был коротким — 9-11 лет, затем дети вступали во взрослую жизнь.

Наряду с подготовкой к жизни в повседневной практической деятельности возникла передача опыта в ритуально-обрядовой форме. Выработанные в ней приемы имеют особое культурное значение в становлении воспитания — ритуальные обряды, передававшие пример поведения по образу и подобию предка-героя, ритуальные церемонии, праздники и танцы, включавшие детей в эмоциональную атмосферу родовых обычаев и образа жизни, игрушки-талисманы, фигурки животных (животное-тотем, которое наделялось человеческими качествами) и др. ритуальные символы выступали своеобразными наглядными средствами воспитания. Применялись ритуальные запреты — всякого рода «табу», устрашение, одобрение и порицание, предупреждение. Функцию своеобразного средства научения выполняло также устное народное творчество — колыбельные и иные песни, мифы. Сказания и легенды создавали образ идеального героя, которому надо подражать. В них содержались также религиозно-мифические представления о происхождении мира и среде обитания.

Присущая детям в родовых общинах большая свобода и самостоятельность в действиях проявлялась в их играх, которые служили своеобразным средством формирования трудового и социального поведения. Включение детей в коллективный совместно с взрослыми труд, детские игры в группах сверстников — все это осуществлялось в естественном ритме жизни первобытной общины, создавая благоприятную воспитательную среду, формируя коллективизм, активность и другие ценные качества личности.

Взаимоотношения всех членов родового коллектива были основаны на равенстве, групповой солидарности, взаимопомощи. Все эти качества составляли непреложный закон, регулятор поведения.

Таким образом, в раннепервобытной общине воспитание еще не выделилось из производственных и бытовых отношений, естественного ритма жизни родового коллектива.

Количественное накопление приемов воспитательного воздействия на подрастающее поколение в раниепервобытных общинах исторически подготовило те качественные изменения, которые произошли в этой области в дальнейшем — уже в условиях позднепервобытной общины.

В 10-8 тыс. до н.э. наметился переход от присваивающей формы хозяйствования к производящей. В формирующейся позднепервобытной общине 8-5 тыс. до н.э. наряду с сохранением присваивающего типа хозяйствования (собирательство, охота), начинают функционировать и производящие формы деятельности (земледелие, несколько позже — животноводство). Прогресс хозяйственной деятельности увеличивал стабильность получения пищи, возможность создавать пищевые запасы, вел к увеличению продолжительности жизни, росту рождаемости, уменьшению детской смертности. С усложнением хозяйственных и социальных связей для воспитания возникла принципиально новая ситуация: зарождение семьи.

Читать еще:  Роль отца и матери в воспитании мальчика

Групповая форма брака сменяется парным браком. Ее возникновение знаменовало принципиально новое явление: она стала основой домашне-семейной формы воспитания. С самого момента ее возникновения, семья стала новым фактором воспитания, заботы о детях. Здесь закладывались первичные основы для их последующего физического и духовного развития. Девочки воспитывались матерью, ее сестрами, другими женщинами рода, мальчики — братьями со стороны матери — авункулат — воспитание у дяди по материнской линии — обычай сохранился до формирования классового общества.

Важным обрядом считалось наречение ребенка, проводимое до 3-4 лет. Обычно ребенок получал имя деда — таким образом предок как бы возрождался в потомках. В детях стремились развить такие качества, как преданность роду, коллективизм, задиристость. Там, где велись постоянные войны, особое внимание уделялось воспитанию агрессивности.

Окончание детства совпадало с наступлением физической зрелости. К 13 годам дети вступали во взрослую жизнь. Переход в категорию взрослых сопровождался обрядами посвящения — инициациями. Инициации состояли из серии разнообразных испытаний, которые предварялись специальной подготовкой.

Девочек готовили к брачно-семейной жизни и приобщали к религиозным тайнам. Программа их подготовки была ориентирована на домоводство, плетение, ткачество, гончарные работы и т.п.

Мальчики проходили специальную подготовку в «учебных лагерях» или «домах молодежи» — специальных местах, где старшие знакомили их с нормами морали, правами и обязанностями в семье и общине. Каждый род имел свою программу обучения, включавшую знания и умения, необходимые для будущего охотника, земледельца, воина. Данная программа предусматривала определенную физическую, трудовую, социально-нравственную подготовку.

В связи с этим содержание подготовки к инициации представляло собой совокупность нескольких частей: теоретической, практической, ритуальной. Мальчики заучивали наставления о порядке ведения всякого рода хозяйственной и воинской деятельности, отрабатывали и проверяли соответствующие знания, а также практические умения и навыки, учили наизусть родовые предания, мифы, песнопения, изучали обряды, разучивали ритуальные танцы. их учили переносить всяческие лишения и трудности (жажду, голод, холод, жару,
боль и т.п.). В них развивали силу и выносливость, смелость и волю, приучали к дисциплине.

В качестве средства запоминания применялось повторение. С целью запоминания информации или закрепления практического навыка начали использовать специальные приемы. Так, для фиксации в памяти какого-либо устного текста или наставления, закрепления определенного мускульного движения их повторение сопровождалось каким-нибудь болевым ощущением (ударом, щипком, уколом и т.д.).

Во время празднично оформленной церемонии инициации проверялась подготовленность к взрослой жизни. Каждый из инициируемых должен был доказать свою готовность к вступлению во взрослую жизнь. Инициации завершались общим праздником — возвращением посвященных в общину.

Инициацией как бы завершали воспитание подрастающего поколения первобытной общины, т.е. прохождение инициации свидетельствовало о приобретении важных для коллектива и индивидуума знаний, умений и навыков, говорило об усвоении определенных нравственных ценностей и приобретении индивидуальных черт и качеств, соответствующих интересам первобытного коллектива.

Таким образом, можно отметить, что отличительными особенностями воспитания в первобытных общинах являются:

— общественный характер воспитания, т.е. все дети без исключения получали одинаковое воспитание, вся община оказывала влияние на воспитание каждого индивида, всех детей воспитывали в духе подчинения интересам коллектива и готовили к деятельности на пользу общины; различие в воспитании дифференцировалось в основном по половому признаку, что было обусловлено половозрастным разделением труда.

— зарождению и развитию воспитания способствовали условия жизни и труда в общине: общественная собственность, социальное и имущественное равенство, низкий уровень развития производительных сил, отсутствие эксплуатации труда, жизненная необходимость совместного труда, обусловливающие единство интересов каждого индивида и коллектива в целом.

— важнейшими факторами эффективности воспитания выступали его ненасильственность, отсутствие авторитарности, т. е. воспитательное воздействие взрослых было минимальным и не противоречило свободному познанию ребенком окружающего мира.

— воспитание выступало не как средство подавления или искоренения недостатков, а как средство преемственности, инструмент формирования ценностно значимых черт и качеств индивида.

Этапы воспитательного процесса

В воспитательном процессе условно можно выделить три этапа:

1. Знакомство и осознание детьми общих понятий и норм поведения. При этому детей формируются отношения к этим нормам и правилам поведения. Здесь воспитатель предлагает ребенку овладеть знаниями о нормах поведения через их осмысление и сопоставление. У детей вырабатываются нравственные оценки, которые постепенно становятся основой мотивов поведения. При этом формируются оценочная и мотивационная сферы.

2. Формирование взглядов и убеждений. Это этап принятия, освоения и превращения усвоенных нравственных норм личное достояние. Это определенное психологическое состояние, которое характеризуется готовностью к действиям. Убеждения — более яркая и сильная форма отношений, выраженная через действия и отношение к окружающей действительности. Формирование убеждений является длительным процессом, но не всякое понятие или представление переходит в убеждения.

3. Формирование общей направленности личности. Упражнения в деятельности, многократные действия приводят к формированию навыков и

привычек поведения, т.е. к нормам. Эти нормы выступают как средство внутреннего побуждения к действию. Наивысшей формой этого этапа является самовоспитание, устойчивый интерес к самовоспитанию (совершенствование у себя ценных качеств личности с точки зрения самой

ЛЕКЦИЯ 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ.

ПЛАН: 1. Социальная обусловленность цели воспитания.

2. Задачи воспитания.

1. Социальная обусловленность цели воспитания.

Цель воспитания — это основной вопрос педагогики, определяющий принципы, содержание, методы, формы и результат воспитания. Цель воспитания, отражая уровень развития и потребностей общества, носит исторический и классовый характер, что влияет на выработку методики воспитательной работы с подрастающим поколением.

Значение цели воспитания осознавалось во все времена. Одни педагоги

выводили цели из религии, другие — из природы человека, третьи – из абстрактных категорий долга, чести, справедливости и т.п., четвертые – в зависимости от личности самого ребенка. В любом случае цель воспитания

отражала мировоззренческую позицию эпохи и вбирала в себя личностную

окраску и направленность воспитательной работы конкретного педагога.

В отечественной педагогике цель воспитания определяется как “всестороннее, гармоническое развитие личности” и включает в себя спектр

ведущих параметров формирования личности, связанных с понятием “задачи

воспитания”. Цель и задачи воспитания входят в деятельность учителя как

неотъемлемая часть его профессионального труда.

|следующая лекция ==>
Диалектика воспитательного процесса|ЛЕКЦИЯ 3. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Дата добавления: 2014-01-15 ; Просмотров: 7935 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Основные этапы становления воспитательной системы.

Воспитательную систему нельзя создать приказом. Решающим фактором является реальная деятельность педагогического коллектива Можно ли позаимствовать воспитательную систему одного образовательного учреждения из другого? Очевидно, нельзя. Можно позаимствовать идею, но воплощать ее придется в своих условиях, поэтому это будет другая воспитательная система.

Читать еще:  Подходы к воспитанию

Любая воспитательная система развивается поэтапно, для каждого этапа характерны свои задачи, виды деятельности, организационные формы, системообразующие связи. В развитии воспитательной системы выделяют три этапа.

Первый этап начинается с выработки главных ориентиров, коллективных ценностей. Он характеризуется тем, что в педагогическом коллективе усиливаются разногласия, обозначаются лидеры, актив, формируются группы. В среде учащихся также наступает период исканий и дискуссий. Выделяются обладающие организаторскими способностями, тяготеющие к коллективной деятельности. Может наступить временный период разобщенности. Коллективность выражается на уровне классов, групп сверстников. Чувство принадлежности к коллективу образовательного учреждения присуще преимущественно активу. Взаимодействие с окружающей средой носит стихийный, реактивный характер. Отмечается недостаточная прочность внутренних связей.

В управлении преобладают организационные аспекты. Компоненты системы работают порознь, автономно. Поэтому главной целью на этом этапе является создание коллектива образовательного учреждения.

На втором этапе утверждается системообразующий вид деятельности. Идет отработка эффективных форм и методов деятельности. Бурно развивается ученический коллектив за счет межвозрастного общения и ученического самоуправления. Возникают различные временные объединения. Рождаются коллективные традиции. Коллективность выражается в желании детей больше времени проводить вместе. Педагоги начинают осознавать роль взаимной ответственности в достижении общих успехов. На данном этапе детский коллектив более динамичен и революционен, педагогический — более статичен и консервативен. С внешней средой отношения складываются сложно, особенно с молодежным окружением: возникает борьба за влияние на личность учащегося. Главное в управлении — это согласовать темпы развитии ученического и педагогического коллективов, чтобы педагоги не стали тормозом в развитии детского коллектива, а, наоборот, обеспечили ини циативу в организации его жизни. Важным также является упорядочение отношений с внешней средой. Поэтому в образовательном учреждении нужна социологическая служба.

Третий этап развития воспитательной системы характеризуется тем, что ученический и педагогический коллективы чаще выступают как единое целое, как сотрудничество, объединенное общей целью, деятельностью, отношениями творчества и общей ответственности.

У большинства формируется «чувство школы», доминирует педагогика отношений. Становится интенсивным процесс педагогизации всей школы: старшие дети принимают на себя педагогические функции. По отношению к младшим они — воспитатели, а по отношению к преподавателям — коллеги. Идет ориентация на педагогическую профессию.

У педагогов развивается новое педагогическое мышление, основанное на самоанализе и творчестве, возникает искренний интерес к педагогической науке. Формируется тип преподавателя-исследователя. Система накапливает традиции. Возникает черта всех хороших систем — социальное наследование. В управлении школой практически исчезают административно-приказные формы, возрастает интенсивность процессов самоуправления, саморегуляции. Возникает потребность в специальной психологической службе. Воспитательная система вступает в состояние равновесия. Но это состояние нестабильно, так как встает вопрос о соотношении традиций и инноваций, которые вступают в противоречие.

Развитие воспитательной системы в конечном итоге связано с введением новаций и переводом их в традиции. Традиция придает воспитательной системе устойчивость, связана с сохранением системы, укреплением ее структуры. Инновация обновляет систему, изменяет устойчивые связи. При возникающих между ними противоречиях возможны следующие ситуации:

традиции, всегда существующие в данной воспитательной системе, не превращаются в ритуал, имеют вариативное содержание;

инновации не заменяют традиции, а возникают рядом;

происходит отмирание традиций, возникновение новых.

Воспитательная система не может существовать постоянно. Совершенствуясь, она приближается к своему концу, так как из жизни школы исчезают непредсказуемые, нестандартные ситуации. Чрезмерно стабильная гуманистическая школа может давать тепличный эффект, когда степень защищенности ребенка превышает меру, нужную для его развития. Можно сказать, что воспитательная система хороша до тех пор, пока ее нет.

Однако в большинстве случаев воспитательная система развивается быстрее, чем многие Другие социальные системы, и никогда не достигает особенно высоких степеней целостности. Это естественно: в любом воспитательном учреждении идет довольно быстрая смена поколений детей. Каждое поколение должно ощущать себя субъектом развития системы, должно вносить в нее что-то свое, новое. Поэтому развитие воспитательной системы детерминируется не столько объективными, сколько субъективными факторами.

В теории самоорганизующихся систем известно, что поле путей развития определяется сугубо внутренними свойствами самой воспитательной системы как система социально-педагогическая является самоорганизующейся. При ее перестройке встает задача изучения ее свойств и состояний. Системе сложно что-либо навязать; в ней должна содержаться основа для развития новой системы, тогда процесс ее построения будет более эффективным.

Моделируя воспитательную систему, важно знать главное, а именно: что послужит в дальнейшем основанием для самоорганизации системы. Этим главным должны стать концепция и цели создания воспитательной системы. Важной особенностью целеполагания воспитательной системы является не столько продукт — создание системы, сколько субъект — ребенок, педагог.

Существует множество путей развития воспитательной системы. Важнейшим фактором существования и развития воспитательной системы является воздействие среды. Даже малые воздействия на тот или иной компонент системы могут направить ее развитие по новому пути. Таким воздействием может оказаться изменение системообразующей деятельности, приход в коллектив ново педагога с иными педагогическими идеями, с новыми личностным возможностями, приводящими к бесконечному процессу моделирования. Вариативность воспитательной системы может возникнуть даже на базе единой исход ной педагогической концепции. Ведь достижение желаемого возможно разными путями и способами, в ходе различных видов деятельности

Процесс обучения — основное средство воспитания и важная со­ставная часть воспитательной системы. Поэтому нужно организовать его так, чтобы он стал реальным условием развития воспитательной системы. Последнее возможно, если процесс обучения представляется как:

жизнедеятельность учащихся, вмещающая в себя игру, труд, творчество, общение, личностные смыслы и т.п.;

способ овладения современной культурой и культурной традицией, при котором педагог выступает не как источник информации, а как посредник между культурой и ребенком, а учебный материал — не как строительный материал культуры, а как сама культура;

источник приобретения разнообразного реального (жизненного) опыта.

— для создания воспитательной системы нужна направленная на развитие личности учащегося цель и принимаемая всеми участниками воспитательного процесса привлекательная идея, осмысленная с позиций философии, педагогики, психологии;

— развитие любой воспитательной системы проходит сходные этапы, при этом движущей силой развития воспитательной системы является противоречие между традициями и инновациями;

— целью и результатом функционирования любой воспитательной системы, показателем ее совершенства является развивающаяся личность.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector