221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Философские основы воспитания

Философские основы воспитания детей.

Nbsp;

Ежкова Нина Cергеевна

Д О Ш К О Л Ь Н А Я П Е Д А Г О Г И К А

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ И ВУЗОВ

Рецензент: Кононова Ирина Михайловна, профессор кафедры дошкольной

Педагогики Московского педагогического государственногоуниверситета.

Ежкова Н. С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей и вузов.

В пособии раскрываются теоретические основы дошкольной педагогики.

Учебный материал строитсяс учетом требований государственного образовательного стандарта, современных подходов к образованию дошкольников, организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. Пособие включает четыре раздела:

1. Теоретические основы дошкольной педагогики;

2. Воспитание и развитие личности в дошкольном возрасте;

3. Педагогика игры дошкольников;

4. Проблема обучения дошкольников и подготовки их к учебной деятельности в школе.

Пояснительная записка.

Дошкольная педагогика один из основных учебных курсов в подготовке бакалавров и специалистов дошкольного профиля с высшим образованием.

Современные тенденции развития дошкольного образования, требования государственного образовательного стандарта вызвали необходимость перевести курс на новую методологию, в основе которой лежит системный, аксиологический (ценностный), этнокультурный, гуманный, личностно-ориентированный подходы. В связи с этим изложение учебного материала строится с ориентацией на ребёнка, ценности дошкольного детства, полифункциональность современного дошкольного образования.

Данное пособие направленно на повышение уровня профессиональной компетентности студентов, обогащение их личностной и педагогической культуры. В основу разработки содержания учебного материала были положены следующие идеи:

• Понимание детства как психолого-педагогической проблемы, которая решается на принципиально новых отношениях между миром взрослых и детей. Центром этих отношений является педагогика соучастия, сотворчества, сотрудничества;

• Соединение фундаментального и прикладного аспектов курса, что позволяет учитывать, как теоретические подходы к воспитанию, обучению дошкольников, так и практическую направленность тем;

• Интегративность – использование данных других наук (физиологии, психологии, социологии, др.), что даёт возможность показать дошкольную педагогику как науку развивающуюся, связанную с другими областями научных знаний о человеке;

• Позиционное самоопределение, что включает в себя освещение различных подходов и, соответственно, возможность обоснованного выражения своей педагогической позиции.

Изложение тем строится с учётом современных научных достижений в области педагогики детства, принципа преемственности в системе «колледж -вуз». Данное пособие рекомендуется использовать при подготовке к семинарским занятиям, курсовому и государственному экзаменам.

I. Теоретические основы дошкольной педагогики.

Дошкольная педагогика как наука.

Дошкольная педагогика является составной частью системы педагогических наук.

Объектом дошкольной педагогики как науки выступает педагогическая действительность, а именно различные педагогические явления: воспитание, обучение, педагогическое общение, педагогический процесс, т. д.

Предметом дошкольной педагогики как науки является процесс образования личности от рождения до 7 лет.

Образование – сложная категория. Философско-методологическое изучение этой категории показывает, что образование может рассматриваться как ценность (общественная, государственная, личностная), как процесс (движение от цели к результату), система (выстроенность образовательных учреждений для дошкольников, различающихся по типу, направлению образования и т. д.), какрезультат (уровень образованности).

Образование как предмет дошкольной педагогики включает в себя две взаимосвязанных стороны — обучение и воспитание. Ориентация на образованность и предполагает создание новых теоретико-методических подходов, раскрывающих возможности активной самореализации, духовного развития детей, приобщение их к миру культуры, постижения окружающей действительности с учётом индивидуальных ценностей личности, т. д. Эти и многие другие вопросы, связанные с образованием детей, входят в предмет дошкольной педагогики как науки.

Основные задачи дошкольной педагогики как науки:

1) раскрытие законов, закономерностей образования дошкольников с учетом ценностей дошкольного возраста, индивидуальных особенностей детей и т. д.;

2) разработка новых методов, форм, средств, систем образования детей, управления дошкольным образованием;

3) изучение и обобщение практики работы ДОУ, опыта педагогической деятельности;

4) внедрение результатов исследований в ДОУ;

5) создание новых, альтернативных программ образования для дошкольников в условиях ДОУ и семьи.

Функции дошкольной педагогики как науки:

1) описательная –раскрываются педагогические теории, методики обучения, воспитания дошкольников;

2) объяснительная – раскрывается суть педагогических понятий с учетом возрастной специфики дошкольников, закономерности воспитания, обучения детей. Посредством экспериментальной работы дается объяснение педагогическим фактам, явлениям;

3) проективно-конструктивная – создаются системы дошкольного образования, модели педагогической работы, намечаются корректирующие меры и т. д.

4) преобразовательная – направлена на формирование качеств личности, повышение уровня знаний, умений, способностей (интеллектуальнопознавательных, художественных), развитие системы отношений к миру;

5) исследовательская – поиск и постановка новых проблем, определение стратегии исследований и т. д.;

6) прогностическая – дошкольная педагогика должна «забегать» вперед практики, предвидеть результаты педагогических воздействий и т. д.;

7) диагностическая – разрабатываются диагностические методики, критерии, показатели образования выявляется наличный уровень образованности детей и т. п.;

8) рефлексивная – самопознание, изучение самой дошкольной педагогики как науки.

Дошкольная педагогика выступает с трех позиций:

эмоциональноценностной
деятельностнопрактической
рациональной
научные знания, Отношениеученых, принципы, законы, практиков к научным закономерности, знаниям, концепциям, концепции и т. д. их позиции и т. д. Источники дошкольной педагогики как науки:практическая деятельность педагогов ДОУ, гувернеров, воспитателей детских домов и т. д.

1) педагогические теории, идеи педагогов прошлого, настоящего;

2) экспериментальные исследования научно-исследовательских институтов, центров, кафедр дошкольной педагогики, т. д.;

3) данные практики работы ДОУ, педагогический опыт;

4) данные смежных наук (психологии, физиологии, философии и т. д.)

Дошкольная педагогика в России начала активно развиваться в ХХ веке, что связано с созданием общественной системы дошкольного воспитания. Приоритетным направлением исследований в начале века стало всестороннее, гармоничное развитие личности; 40-е – 60-е годы – основным направлением явилось изучение научных подходов к обучению дошкольников; 70-е – 90-е годы исследовались гуманистический, личностный, деятельностный, системный, этнокультурный, аксиологический подходы к дошкольному образованию.

Результатом развития дошкольной педагогики стало отделение самостоятельных педагогических дисциплин: педагогики раннего детства и методик дошкольного воспитания, обучения.

Дошкольная педагогика тесно связана с другими науками о человеке: психологией, философией, социологией, этикой, эстетикой, анатомией, гигиеной и др. Идеи данных других наук помогают глубже исследовать закономерности образования дошкольников, обеспечивают более широким арсеналом методов исследования.

Основные понятия: объект, предмет, задачи дошкольной педагогики, функции дошкольной педагогики, еѐ источники.

Литература:

Дошкольная педагогика /Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой,

М., 1988, — ч. I, гл. I.

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, М. : Академия, 2000. – 450 с. Основы дошкольной педагогики /Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой, М., 1980, — с. 5-40.

Поддъяков Н. Н., Казарян Л. М. Педагогика дошкольного детства // Дошкольное воспитание, 1987, № 11, — с. 50-56.

Философские основы воспитания детей.

Философские основы воспитания детей обуславливают стратегию и тактику функционирования дошкольных образовательных учреждений. Существует большое количество понятий и их содержательных характеристик, составляющих фундамент философии воспитания. Это человек в аспекте воспитательной, самовоспитательной деятельности; социальная среда, обуславливающая развитие системы образования; педагог и его роль в обществе, образовательном учреждении и др. Можно выделить три основных направления философских знаний:

Читать еще:  Подходы к определению воспитания

1) онтология – теория бытия, ее проблемы что первично. Идеалисты понимают духовную реальность как первичную, реалисты считают материальный порядок первичен и не зависит от сознания человека;

2) аксиология – теория ценностей. Выделяя этические, эстетические, познавательные и другие ценности философия дает материал для воспитания;

3) гносеология – теория познания. Изучает природу знаний, сущность истины.

Эти направления воплотились в признанные педагогические теории: идеализм (реальность духовного происхождения); реализм (реальность материальна); неотомизм (ценности определены Богом, они абсолютны и вечны, реальность дуалистична при доминировании духовной среды над материальной); прагматизм (ценности относительны, реальность это опыт индивида, его взаимодействие со средой); экзистенциализм (реальность субъективна, ценности выбираются произвольно); диалектический материализм (реальность объективна и материальна, духовные явления вторичны, ценности продукт конкретного общества).

Осмысление воспитания на философском уровне позволяет выйти на междисциплинарное представление о ценностных, сущностных, процессуальных и результативных аспектах воспитания.

Существует ряд концепций, раскроем некоторые из них:

1) концепция свободного воспитания (конец 19 – начало 20 в. в.). Основные идеи теории свободного воспитания представлены в работах К. Е. Вентцеля, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта, М. Х. Свентицкой и др. Это необходимость предоставления детям свободы выбора игры или занятия, учет особенностей возраста ребенка, отсутствие строгой регламентации режимных процессов, отсутствие планов и программ, выбор материалов диктуется «планом жизни детей» (К. Е. Вентцель), их интересами и необходимостью пробуждения в ребенке творческих сил. Данный подход реализовывался в детских садах России в начале 20 века.

Концепция дошкольного воспитания В. В. Давыдова и В. А. Петровского (1989 год) содержит некоторые положения теории свободного воспитания. Однако не в плане заимствования, а в аспекте нового этапа развития педагогики как науки, обоснования личностно-ориентированной модели образования.

2) концепция природосообразности (Я. А. Коменский, М. Монтессори, К. Д. Ушинский др.). Это воспитание сообразно природе человека с учѐтом заложенных самой природой жизненных сил и стремлений к познанию мира, деятельности. В этой концепции прослеживается тесная связь педагогики с психологией, зависимость воспитания от особенностей душевной жизни детей, функционирования психических процессов.

3) гуманизм воспитания (Ж. Ж. Руссо, Я. Корчак, С. Т. Шацкий, К. Д. Ушинский, др.). Гуманизм как принцип мировоззрения опирается на убежденность в безграничные возможности человека, идею о праве человека на счастье, свободу и защиту достоинства личности и др. В дошкольном воспитании гуманизм подходов прослеживается в изменении взгляда на ребенка (он не только объект воспитания, но и субъект собственного развития), переосмыслениисущности процесса воспитания, его назначения (обращение к внутреннему миру ребенка, его интересам, мотивам поведения; создание условий для развития, самореализации; использование гуманных средств, методов и приемов воспитания, т. д.), в изменении целей воспитания (выделять как цель воспитания то, что значимо для каждого человека, например, приобщать к общечеловеческим ценностям; относить к цели воспитания каждого конкретного ребенка, отсюда цель воспитания должна быть личностно ориентированной).

Таким образом этот подход возвеличивает индивидуальность, неповторимость ребенка, самоценность человеческой личности.

Основные понятия: направления философских знаний, концепции воспитания.

Литература:

Гершунский Б. С. Философия образования: научный статус и задачи// Советская педагогика, 1991 № 4.

Ткачев С. Гуманизация педагогики// Дошкольное воспитание, 1996 № 3 Шварцман К. А. Философия воспитания. М., 1989 г.

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ

Дошкольная педагогика

Надежда Олеговна Пичугина, Галина Андреевна Айдашева, Светлана Викторовна Ассаулова

Дошкольная педагогика

Надежда Олеговна Пичугина Светлана Викторовна Ассаулова Галина Андреевна Айдашева

Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=181200

«Дошкольная педагогика»: Феникс; Москва; 2004

Аннотация

Вашему вниманию предлагается учебное пособие для учащихся педагогических училищ и студентов институтов, а также практикующих педагогов по дошкольному воспитанию. В нем в доступной форме, подробно, с привлечением практических примеров изложены основные концепции предмета, современные требования к развитию ребенка в свете реформирования школы.

Книга поможет расширить кругозор дошкольных воспитателей, обогатит их опытом современной педагогической мысли.

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ. ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Первые воспитательные системы сложились еще во времена античности (VI–V вв. до н. э.). Известны римские, афинские, спартанские школы, различавшиеся между собой методами и содержанием обучения, а также его целями. Так, древнегреческий философ Аристотель говорил о единстве физического воспитания, воспитания личности и воспитания общественного. При этом он подчеркивал, что «воспитание тела способствует воспитанию духа». Другой философ, Демокрит, утверждал, что процесс обучения и воспитания преобразует природу человека, формирует стремление постичь неизвестное, чувство ответственности и долга. Он подчеркивал, что воспитание ведет к обладанию тремя сокровищами: «хорошо мыслить», «хорошо говорить», «хорошо делать». Философы Древнего Рима также уделяли большое внимание проблеме воспитания детей. Так, Плутарх говорил о громадной важности обучения и воспитания ребенка в семье. Он был противником жесткого воспитания (считал, что надо избегать насилия, жестоких наказаний по отношению к детям) и сторонником поощрения послушания. При этом он подчеркивал необходимость материнского воспитания: «Мать должна оставаться кормилицей собственных детей». Сенека отводил воспитанию роль формирования самостоятельной личности, подчеркивая важность постижения подрастающим поколением нравственных основ. Главным методом воспитания он считал беседу с яркими примерами из реальной жизни. Древнеримский философ Квинтиллиан сравнивал ребенка с «драгоценным сосудом», который способен вместить в себя все хорошее или дурное. Именно поэтому он считал, что роль воспитания заключается в развитии позитивных качеств человеческой натуры. Он подчеркивал необходимость соединять воспитание ребенка и природную доброту человеческого существа. Практически все философы античности основной задачей воспитания полагали развитие в формирующейся личности добрых, положительных черт характера, законопослушания, уважения к старшим, наставникам, а также подавление дурных наклонностей. Именно эти постулаты педагогической науки прошли проверку временем от эпохи античности до наших дней.

Дата добавления: 2015-03-29 ; Просмотров: 1543 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Целенаправленность воспитания

Теоретические основы воспитания

Движущие силы и логика воспитательного процесса

Я осуждаю всякое насилие при воспитании. юной души, кото­рую растят в уважении к чести и свободе.

Вы ничему не можете научить человека.

Вы можете только по­мочь ему открыть это в себе.

Философские основы воспитания.

Любое знание, в то числе и по теории и методике воспитания, суще­ствует и развивается на трех уров­нях:

  • Методологическом(логика, философия науки, зани­мающаяся осмыслением методов исследования воспи­тания, толкованием предмета его и связей с другими явлениями окружающего мира),
  • Теоретическом(основное содержание добытого наукой знания по теории воспитания: например, теория вос­питывающего обучения И. Гербарта, общая теория раз­вития личности К.Д. Ушинского, теория воспитатель­ного коллектива А.С. Макаренко и др.),
  • Методическом(как прикладной уровень науки — орга­низация практической воспитательной деятельности, уровень технологий воспитательного процесса, педа­гогической техники и т.п.).
Читать еще:  Как воспитывать смелость в ребенке

Движущие силы и логика воспитательного процесса, техника его выстраивания определяются его фундаментальными, основолагающими характеристиками. Основные из них: диалектичность, противоречивость, целенаправлен­ность, систематичность, вариативность, оптимистичность.

А.С. Макаренко считал педагогику самой диалектичес­кой наукой, в которой все законы диалектики выражены с большей силой. В чем же проявляется диалектичность воспитательного процесса?

1. В воспитательном процессе переплетены и взаимообус­ловлены связи и зависимости разного плана: соци­альные, психологические, педагогические. Например, изменения в политике и идеологии влекут за собой из­менения ценностных ориентаций и, следовательно, ставят новые цели и задачи воспитания; экономичес­кие преобразования в обществе — материальную базу образования и воспитания; открытие новых психоло­гических концепций — во всем характере и методике воспитания.

2. Диалектичность воспитания проявляется в непрерыв­ном развитии, динамичности, изменчивости всех ком­понентов и процесса в целом. Примеры: в класс при­шел новый классный руководитель. дети пришли пос­ле лета выросшие и окрепшие. в классе случилось ЧП, введен новый учебный предмет, произошли бурные события в обществе. и т.п. — все влияет на содержание и методику воспитательного процесса.

3. Диалектичность процесса воспитания проявляется в его противоречивости.

Противоречия воспитательного процесса.

Общефилософский закон единства и борьбы противоположностей оп­ределяет противоречия как источник и движущую силу развития человека — школьника, детского кол­лектива, содержания и методики воспитательного про­цесса.

В философии и педагогике принято различать внут­ренние и внешние, общие и индивидуальные противо­речия. (Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстра­циях. М.,1999.С.98)

Внутренние это противоречия, порожденные конф­ликтом противоположных сторон внутри самого челове­ка: между возрастающими требованиями к самому себе и потенциальными возможностями его. («Я летом собира­юсь поехать с альплагерь, но смогу ли?», «Я много раз давала себе слово не лгать маме, но никак не могу сдер­жать его», «Я никак не могу научиться стойко сказать «нет», если все говорят «да»: мне трудно противостоять общественному мнению»).

Внешние — противоречия, порожденные взаимодей­ствием человека с окружающим миром. Например, внеш­ними требованиями, изменением обстоятельств, проти­востоянием социального окружения и природной среды, извечного противоречия «отцов» и «детей». В подростко­вом возрасте человек начинает осознанно им противо­стоять.

Общие (универсальные) противоречия как источник развития каждого человека и всех людей. Например, про­тиворечия между материальными и духовными потреб­ностями, между сознанием и поведением (особенно в школьном возрасте), между потребностями и возможно­стями их удовлетворения. Блестяще описал противоречия отрочества В.А. Сухомлинский в книге «Рождение граж­данина»:

«. с одной стороны, непримиримость к злу, неправ­де, готовность вступить в борьбу с малейшим отклоне­нием от истины и, с другой стороны, неумение разоб­раться в сложных явлениях жизни;

..подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу и в то же время не любит, чтобы его воспитывали;

. желание самоутвердиться и неумение это сделать;

. противоречие между желанием, с одной стороны, и ограниченностью сил, опыта, возможностью для осуще­ствления их, с другой;

. показное отрицание авторите­тов, увлечение идеальным и самомнение о том, что иде­альное может быть в нашей будничной жизни;

. удивление перед неисчерпаемостью науки, желание много знать, переживание вдохновения, радости интел­лектуального труда и в то же время поверхностное, даже легкомысленное отношение к учебе, ,к своим повседнев­ным заданиям;

. романтическая восторженность и . грубые выходки, моральное невежество, восхищение красотой и . ирони­ческое отношение к красоте».

Индивидуальные — противоречия, обусловленные кон­кретной ситуацией развития каждого человека. На разре­шении этих противоречий построен практически весь про­цесс самовоспитания: не мог — теперь могу, не умел — теперь умею, не знал — знаю и т.д.

Другие философские законы

Всеобщий закон — закон пе­рехода количественных изменений в качественные —интерпретируется в теории воспитания так: отражая ло­гику и механизм развития воспитанника, количествен­ные изменения в физическом, психическом и социаль­ном становлении в ходе воспитания приводят к суще­ственным качественным изменениям отдельных свойств и личности в целом. Так, включенный в позитивную вос­питывающую деятельность трудный подросток начинает проявлять трудолюбие, чувство долга, товарищества, це­леустремленность. Опыт подростков в организации раз­личных дел по методике КТД (коллективной творческой деятельности) позволяет постепенно наращивать качества самоактуализирующего типа личности.

Закон отрицание отрицания характеризует направление процесса развития личности и коллектива, единство поступательности и преемственности, возник­новение нового и относительной повторяемости старого. Например, при использовании воспитателем логики превращения соуправления в детском коллективе в подлинное самоуправ­ление детского коллектива, новых форм воспитания и традиционных дел в классе, становление более «взрос­лых» и качественно более высоких норм отношений «пе­дагог о воспитанник» (от организации и контроля педа­гогом всех дел к самодеятельности детей).

Как и любой процесс, воспитание развивается от про­стых форм, методов и приемов, технологий и техник к более сложным, благодаря умелому использованию педа­гогом тактики разрешения всех групп противоречий, уче­та действия всех трех общефилософских законов разви­тия — воспитательного процесса в целом и каждого его элемента.

Целенаправленность воспитания

На протяжении всей истории чело­вечества существовали различные под­ходы к воспитанию. Существовало и существует много точек зрения и кон­цепций воспитания. Они разнообразны и разноплановы. Но все их можно объединить в две основные большие группы, два основных направления.

Первое — видит суть и назначение воспитания в формировании личности, уп­равлении ее развитием согласно потребностям общества.

Второе направление, — гума­нистическое, обращено к личности воспитанника, к со­зданию условий для развития его внутренних потенциаль­ных возможностей, и на этой основе — к социализации и самоактуализации.

Передовая педагогическая мысль и практика всегда де­лали выбор в пользу второго.

Наставление Дельфийского оракула отцу Сократа по поводу воспита­ния сына гласит: «Пусть мальчик поступает так, как хо­чет, не мешай ему и не удерживай его. Ни в каких забо­тах он не нуждается, ибо одарен с рождения внутренним голосом, предостерегающим от недобрых поступков. И это не заменит тысячу наставников».

«. Каждое тело, движимое извне, не одушевлено, а движимое изнутри, из самого себя, одушевлено, потому что такова природа души. То, что движет само себя, есть не что иное, как душа» (Платон).

. Воспитывать «извлекать наружу то, что личность содер­жит внутри себя самой»

(Л.А.Мачадо, профессор универси­тета в Каракасе, автор книги «Революция в мышлении»).

«Громадное большинство людей суть люди самообра­зовавшиеся, саморазвившиеся, а не образованные и раз­витые кем-либо другим» (П.Ф. Каптерев).

Любая воспитательная цель имеет как бы две стороны: цель воспитателя — подарить ребенку (подрост­ку) всю прелесть и глубину окружающего мира, ориенти­ровать его в системе ценностных отношений к нему; а цель воспитанника — продуктивное присвоение этих ценнос­тей, самореализация своих потенциальных возможностей.

Имея в виду основные ценности сегодняшнего дня, принято считать, что цель современного воспитательно­го процесса — «человек свободный», «человек культур­ный», «человек мыслящий».

Эту цель должны понять и принять как воспитатели, так и воспитанники. Но растущий человек обладает мень­шим запасом знаний и меньшим жизненным опытом. И поэтому его мировосприятие нуждается в корректиров­ке, в выращивании системы ценностей подлинных и в отказе (добровольном!) от ценностей мнимых.

Читать еще:  Как воспитывать ребенка 7 лет мальчика

Глава II. Теоретические основы воспитания

Я осуждаю всякое насилие при воспитании. юной души, которую растят в уважении к чести и свободе.

Видишь, вон над планетой сияет Звезда Чести,

Поверь ей, она — самая ясная во Вселенной звезда.

Твердо скажи «нет» зависти, злобе и лести,

А Правде, Любви и Добру ты должен сказать «да»!

Оля Мялова, 14 лет

2.1. Движущие силы и логика воспитательного процесса

Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе.

Философские основы воспитания

Любое знание, в том числе по теории и методике воспитания, существует и развивается на трех уровнях:

1. методологическом (логика, философия науки, занимающаяся осмыслением методов исследования воспитания, толкованием предмета его и связей с другими явлениями окружающего мира).

2. Теоретическом (основное содержание добытого наукой знания по теории воспитания: например, теория воспитывающего обучения И. Гербарта, общая теория развития личности К.Д. Ушинского, теория воспитательного коллектива А.С. Макаренко и др.),

3. Методическом (как прикладной уровень науки — организация практической воспитательной деятельности, уровень технологий воспитательного процесса, педагогической техники и т.п.).

Движущие силы и логика воспитательного процесса, техника его выстраивания педагогически грамотным воспитателем определяются его фундаментальными, основополагающими характеристиками. Основные из них таковы: диалектичность, противоречивость, целенаправленность, систематичность, вариативность, оптимистичность. А.С. Макаренко считал педагогику самой диалектической наукой, в которой все законы диалектики выражены с большей силой. В чем же проявляется диалектичность воспитательного процесса?

1. В воспитательном процессе переплетены и взаимообусловлены связи и зависимости разного плана: социальные, психологические, педагогические. Например, изменения в политике и идеологии влекут за собой изменения ценностных ориентации и, следовательно, ставят новые цели и задачи воспитания; экономические преобразования в обществе — материальную базу образования и воспитания; открытие новых психологических концепций — во всем характере и методике воспитания.

2. Диалектичность воспитания проявляется в непрерывном развитии, динамичности, изменчивости всех компонентов и процесса в целом. Примеры: в класс пришел новый классный руководитель. дети пришли после лета выросшие и окрепшие. в классе случилось ЧП, введен новый учебный предмет, произошли бурные события в обществе. — все влияет на содержание и методику воспитательного процесса.

3. Диалектичность процесса воспитания проявляется в его противоречивости.

Противоречивость воспитательного процесса

Общефилософский закон единства и борьбы противоположностей определяет противоречия как источник и движущую силу развития человека (школьника); детского коллектива, содержания и методики воспитательного процесса.

В философии и педагогике (СНОСКА: Смирнов В.И. Обшая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999. С. 98) принято различать внутренние и внешние, общие и индивидуальные противоречия.

Внутренние — это противоречия, порожденные конфликтом противоположных сторон внутри самого человека: между возрастающими требованиями к самому себе и потенциальными возможностями его. («Я летом собираюсь поехать с альплагерь, но смогу ли?», «Я много раз давала себе слово не лгать маме, но никак не могу сдержать его», «Я никак не могу научиться стойко сказать «нет», если все говорят «да»: мне трудно противостоять общественному мнению»).

Внешние — противоречия, порожденные взаимодействием человека с окружающим миром. Например, внешними требованиями, изменением обстоятельств, противостоянием социального окружения и природной среды, извечного противоречия «отцов» и «детей». В подростковом возрасте человек начинает осознанно им противостоять. Например, характерна позиция по отношению ко злу в стихотворении Ольги Мяловой (14 лет):

К тебе вернусь со спокойной улыбкой Бесстрашно встречу жестокий взгляд. Да, смел ты, Враг мой. Но я смелее -Не испугаюсь, не убегу, Конечно, я убивать не умею, Но зло убить — это я смогу. Силен ты, враг мой. Но я сильнее — Пусть даже погибну в неравной борьбе. Не мечом, не дубиной тебя огрею, А сердцем удар нанесу тебе!

Общие (универсальные) — противоречия как источник развития каждого человека и всех людей. Например, противоречия между материальными и духовными потребностями, между сознанием и поведением (особенно в школьном возрасте), между потребностями и возможностями их удовлетворения. Блестяще описал противоречия отрочества В.А. Сухомлинский в книге «Рождение гражданина»:

§ «. с одной стороны, непримиримость к злу, неправде, готовность вступить в борьбу с малейшим отклонением от истины и, с другой стороны, неумение разобраться в сложных явлениях жизни;

§ . подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу и в то же время не любит, чтобы его воспитывали;

§ . желание самоутвердиться и неумение это сделать;

§ . противоречие между желанием, с одной стороны, и ограниченностью сил, опыта, возможностью для осуществления их, с другой; . показное отрицание авторитетов, увлечение идеальным и самомнение о том, что идеальное может быть в нашей будничной жизни;

§ . удивление перед неисчерпаемостью науки, желание много знать, переживание вдохновения, радости интеллектуального труда и в то же время поверхностное, даже легкомысленное отношение к учебе, к своим повседневным заданиям;

§ . романтическая восторженность и . грубые выходки, моральное невежество, восхищение красотой и . ироническое отношение к красоте».

Индивидуальные — противоречия, обусловленные конкретной ситуацией развития каждого человека. На разрешении этих противоречий построен практически весь процесс самовоспитания: не мог — теперь могу, не умел -теперь могу, не знал — знаю и т.д.

ДРУГИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ЗАКОНЫ

Другой всеобщий закон — закон перехода количественных изменений в качественные — интерпретируется в теории воспитания так: отражая логику и механизм развития воспитанника, количественные изменения в физическом, психическом и социальном становлении в ходе воспитания приводят к существенным качественным изменениям отдельных свойств и личности в целом. Так, включенный в позитивную воспитывающую деятельность трудный подросток начинает проявлять трудолюбие, чувство долга, товарищества, целеустремленность. Опыт подростков в организации различных дел по методике КТД (коллективной творческой деятельности) позволяет постепенно наращивать качества самоактуализирующего типа личности.

И наконец, закон отрицание отрицания характеризует направление процесса развития личности и коллектива, единство поступательности и преемственности, возникновение нового и относительной повторяемости старого. Хорошо видны проявления этого закона, например, при использовании воспитателем логики превращения соуправления в детском коллективе в подлинное самоуправление детского коллектива, новых форм воспитания и традиционных дел в классе, становление более «взрослых» и качественно более высоких норм отношений «педагог воспитанник» (от организации и контроля педагогом всех дел к самодеятельности детей).

Как и любой процесс, воспитание развивается от простых форм, методов и приемов, технологий и техник к более сложным благодаря умелому использованию педагогом тактики разрешения всех групп противоречий, учета действия всех трех общефилософских законов развития — воспитательного процесса в целом и каждого его элемента.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector