221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Формы семейного воспитания

Формы семейного устройства

Опека (попечительство) – постоянная форма устройства

  • Опека устанавливается решением органа опеки и попечительства по месту нахождения ребенка.
  • Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и несет полную ответственность за ребенка, тем не менее. существуют и ограничения: в некоторых случаях биологические родители или родственники имеют право навещать ребенка; на основании судебного решения он может быть возвращен родителям; опекун не вправе присвоить ребёнку свою фамилию, поменять имя, отчество, дату и место рождения.
  • Так как с точки зрения семейного законодательства по своей функции опекун — это скорее родитель, чем профессиональный воспитатель, в 2008 году было официально закреплено общее правило «один опекун — один ребенок», однако в интересах ребенка (детей) оно может не соблюдаться. Труд опекуна не оплачивается, однако опекун получает ежемесячные выплаты на содержание ребенка. При необходимости по исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жильё, за подопечным сохраняются различные дополнительные льготы. Органы опеки регулярно контролируют условиями содержания, воспитания и образования ребенка.
  • Любой ребенок, утративший родительское попечение, может быть передан под опеку на определенный или неопределенный срок, а требования к кандидатам в опекуны (попечители) немного мягче, чем к кандидатам в усыновители.

Приемная семья — постоянная форма устройства

  • Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями на определенный срок.
  • Деятельность приемного родителя по воспитанию ребенка – это возмездное оказание услуг государству; гражданин считается занятым и имеющим доход; трудовых отношений не возникает, однако страховой стаж (т.е. формирование индивидуальных пенсионных накоплений) осуществляется.
  • Обычно в приемную семью стараются передать детей, которых юридически или фактически сложно передать на усыновление или безвозмездную опеку (в силу проблем с правовым положением, возрастом и пр.). Биологические родители или родственники в отдельных случаях могут навещать ребёнка, изъятие, переустройство в другую семью (включая усыновление) ребенка возможно только с согласия приемного родителя.
  • Приемный родитель — это скорее профессиональный воспитатель, поэтому в общее количество детей в семье, включая воспитанников, может достигать 8 человек. В приемной семье один или оба родителя наделены полномочиями опекунов ребенка (детей) вплоть до его совершеннолетия, получают пособие на его содержание, вознаграждение за его воспитание и не состоят с ним в алиментных, наследственных, семейных отношениях.
  • С инициативой заключения договора о приемной семье может выступить как опекун (попечитель), так и орган опеки и попечительства. Такой договор может быть заключен не только в момент передачи ребенка в семью, но и позже, в отношении любого ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Патронат – временная форма устройства

  • Как региональная (а не общефедеральная) форма семейного устройства, патронат может не существовать в некоторых регионах РФ, и, даже если он существует, то его конкретные правила утверждаются каждым субъектом РФ самостоятельно.
  • Как правило, патронат устанавливается на основании договора между патронатным воспитателем и патронатной службой воспитательного учреждения. Воспитатель может быть принят в штат воспитательного учреждения.
  • Обычно под патронат передаются дети, которым временно требуется замещающая семья. Ребёнок может быть изъят из семьи воспитателя, передан на усыновление, возвращен биологическим родителям. Общение ребенка с биологическими родственниками, как правило, обязательно.
  • В патронатной семье один из родителей обычно имеет статус патронатного воспитателя, является сотрудников учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, и на время пребывания ребенка в семье разделяет ответственность за его воспитание с государственным опекуном, которым остается директор детского учреждения; патронатный воспитатель получает пособие на содержание ребенка и зарплату за его воспитание.
  • В г. Москве патронатное воспитание устанавливается только в случаях, когда невозможно применить иные формы семейного устройства.

Временная опека (попечительство) – гостевой режим пребывания

  • Дети, которые воспитываются в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей (детский дом, дом ребенка и пр.) могут посещать семьи граждан, не являющихся их опекунами (попечителями) в выходные и праздничные дни, каникулы.
  • Временная передача детей в семьи не является формой устройства и осуществляется в целях воспитания и гармоничного развития детей. Временная опека дает возможность сохранять родственные отношения в случаях, когда граждане не имеют возможности принять ребенка в семью на постоянной основе.
  • Формы общения с ребенком при временной опеке разнообразны – можно пригласить его в гости, на дачу, на отдых (в пансионат, санаторий) либо просто гулять и общаться в выходные дни. Запрещен вывоз ребенка за границу.
  • Срок непрерывного пребывания ребенка в семье при временной опеке – 3 месяца, в исключительных случаях он может быть продлен до 6 месяцев.

Предварительная опека (попечительство) – временная форма устройства

  • Ребенок, которому требуется немедленное назначение опекуна или попечителя (например, в случае гибели, немотивированного отсутствия родителей), может быть передан в семью граждан на предварительную опеку. Как правило, предварительный опекун (попечитель) ищется среди близких взрослых, которые знакомы с семьей и ребенком (родственники, друзья) либо среди граждан, которые уже состоят на учете органа опеки и попечительства в качестве кандидатов усыновители, в опекуны (попечители).
  • Главная задача предварительной опеки – не допустить попадания ребенка, внезапно оставшегося без родительской опеки, в интернатную систему.
  • Ребенок, помещенный под надзор в организацию для детей, оставшихся без попечения родителей (детский дом, дом ребенка и пр.), не может быть передан на предварительную опеку, поскольку юридически он уже имеет государственного опекуна (попечителя).
  • Предварительным опекуном (попечителем) может быть совершеннолетний дееспособный гражданин. Акт о предварительной опеке (попечительстве) составляется на основании документа, удостоверяющего личность гражданина, после проведения обследования его жилищно-бытовых условий.
  • Срок осуществления предварительной опеки (попечительства) от 6 до 8 месяцев. В течение этого срока должно быть принято решение о постоянном устройстве ребенка (в ту же или другую семью либо в организацию для детей, оставшихся без попечения родителей).

3. Методы и формы воспитания

Воспитание осуществляется с помощью системы методов, и может реализовываться в различных формах, которые используются с целью создания условий для становления и творческого самосовершенствования личности, развития коммуникативных способностей, социальной активности и зрелости, национального самосознания, гуманистической направленности личности.

В широком понимании форма – это способ организации, а метод – способ достижения результатов деятельности. Формы воспитания представляют собой внешнее выражение содержания воспитания, способов организации и взаимосвязи его отдельных элементов.

Выделяют массовые, групповые и индивидуальные формы воспита-

ния , каждая из которых имеет свою специфику. Так, массовые формы работы характеризуются эпизодичностью проведения воспитательных мероприятий и значительным количеством их участников. К ним относятся конференции, тематические вечера, смотры, конкурсы, олимпиады, фестивали, туризм и др. Групповые формы отличаются продолжительностью и постоянством в определенной группе. Такими формами являются диспуты, коллективные творческие дела, кружки, художественная самодеятельность, спортивные секции, экскурсии и т.д. Индивидуальная воспитательная работа предполагает самостоятельную работу воспитуемого над собой под руководством воспитателя, постепенно переходящую в самовоспитание.

Читать еще:  Ведущая идея школьного воспитания

Методы определяют конкретные пути реализации целей воспитания, повышения эффективности организации форм.

А. Макаренко, указывая на гуманистическую направленность воспитания, отмечал, что метод воспитания – это инструмент прикосновения к личности. Ю. Бабанский назначение методов воспитания видел в сотрудничестве воспитателей и воспитуемых. Метод воспитания, указывал он, — это способ взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых, направленный на решение воспитательных задач.

Методы воспитания — способы воздействия воспитателя на сознание, волю, чувства и поведение воспитуемых, направленных на выработку у них убеждений и навыков поведения.

Основными механизмами воздействия в воспитании являются:

• убеждение – логически аргументированное воздействие воспитателя на рациональную сферу сознания воспитуемых;

• внушение – воздействие воспитателя на сознание воспитуемых путем снижения сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания;

• заражение – бессознательная подверженность воспитуемых эмоциональному воздействию воспитателя;

• подражание – сознательное или бессознательное воспроизведение воспитуемыми опыта воспитателя.

Методы воспитания включают в себя приемы (совокупности конкретных действий в структуре метода), среди которых выделяют созидающие (похвала, просьба, доверие и др.) и тормозящие (намек, недоверие, осуждение и др.).

В современной педагогике принято выделять несколько групп методов, положив в основу классификации важнейшие этапы целостной структуры деятельности.

К первой группе относятся методы формирования сознания личности . К

ним относятся метод убеждения , основными формами реализации которого

являются беседы, лекции, диспуты, встречи, конференции и др. (не надо путать с формами воспитания) и метод положительного примера , т.е. целенаправленного и систематического воздействия воспитателя на воспитуемых силой личного примера, а также всеми видами положительных примеров как образцов для подражания, идеала в жизни (пример товарищей, примеры из литературы, искусства, жизнь выдающихся людей).

Во вторую группу входят методы организации и формирования опыта общественного поведения , с помощью которых формируются необходимые умения, вырабатываются требуемые привычки и навыки, создающие условия для осуществления положительных внутриколлективных взаимоотношений.

К ним относятся:

• метод упражнений (или метод приучения), заключающийся в органи-

зации планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий с целью их перехода в формы общественного поведения (различные виды заданий на групповую и индивидуальную деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и т.п.);

• метод педагогических требований , состоящий в предъявлении воспи-

туемым прямых (в виде указаний или даже приказов) или опосредованных (в виде просьбы, совета, намека и т.п.) требований;

• метод создания воспитывающих ситуаций, т.е. специально созданных педагогических условий, обеспечивающих организацию определенной формы общественного поведения. Примером таких ситуаций являются следующие: ситуация авансирования доверием, ситуация свободного выбора, ситуация соотнесения, ситуация соревнования, ситуация успеха, ситуация творчества и др.

В третью группу входят методы стимулирования деятельности и пове-

дения , к которым относятся методы поощрения и наказания, одобрения и осуждения, контроля, перспективы, общественного мнения.

Каждый метод позволяет решать определенные воспитательные задачи, но ни один из методов не является универсальным, позволяющим решить все задачи воспитания. Поэтому всегда воспитание обеспечивается применением совокупности методов.

Чтобы метод воспитания был эффективным, должны соблюдаться определенные условия.

Рассмотрим некоторые из них применительно к основным методам воспитания.

Убеждение – это воздействие педагога на рациональную сферу сознания ученика. При этом воздействие может осуществляться двумя путями: убежде-

ние словом и убеждение делом .

Убеждение словом предполагает разъяснение, доказательства либо опровержения, которые будут эффективны только тогда, когда они имеют строгую логику, подкреплены цифрами и фактами, проиллюстрированы примерами и эпизодами из жизни.

Убеждение делом предполагает применение живого практического примера путем личного показа, показа опыта других или организацию совместной деятельности.

Метод положительного примера предполагает воздействие на сознание и поведение воспитуемых системой положительных примеров, призванных служить им образцом для подражания, основой для формирования идеала поведения, стимулом и средством самовоспитания. При этом чаще всего используются примеры из жизни выдающихся людей, из истории своего государства и народа, из литературы и искусства, личный пример воспитателя.

Чтобы пример был действенным средством воспитания, должны соблюдаться следующие условия:

• общественная ценность примера;

• реальность достижения цели;

• близость к интересам воспитуемых;

• яркость, эмоциональность, заразительность примера;

• сочетание примера с другими методами.

Метод поощрения – предполагает внешнее активное стимулирование побуждений воспитуемого к положительной, инициативной, творческой деятельности. При этом могут использоваться самые разные средства: поощрительные жесты и мимика воспитателя, его поощрительные обращения к воспитаннику, оценка поступка ученика как образцового, объявление благодарности и т.д.

Поощрение действенно при следующих условиях:

• обоснованности и справедливости поощрения;

• торжественности ритуала поощрения и т.д.

Владея системой методов воспитания педагог может в каждом конкретном случае выбрать те из них, которые по его мнению, будут самыми рациональными. Будучи очень гибким, очень тонким инструментом прикосновения к личности, метод воспитания всегда обращен к коллективу, используется с учетом его динамики, зрелости, организованности. Следовательно, методы воспитания надо выбирать с учетом целей, содержания и принципов воспитания, а также конкретных педагогических задач и условий.

4.Семейное воспитание

Основы структуры личности каждого человека закладываются в семье. Семья – это первичная ячейка общества, где люди связаны кровными и родственными отношениями. Она объединяет супругов, детей и родителей. Брак двух людей еще не является семьей, она появляется с рождением детей. Основная функция семьи состоит в воспроизводстве человеческого рода, в рождении и воспитании детей.

Семья – это социальная группа, основанная на браке и родственных связях, и в то же время – это система межличностного взаимодействия, система целостная, органическая, упорядоченная, которая «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как места, где его ждут, любят, понимают, защищают.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи, процесс взаимодействия родителей и детей, который основан на родственной близости, любви и заботе, уважении и защищенности ребенка, который создает благоприятные условия для удовлетворения потребностей в развитии и саморазвитии духовно, морально и интеллектуально подготовленной личности. Семейное воспитание – это сложная система, которая зависит от многих факторов: наследственности и биологического (природного) здоровья детей и родителей, материальной обеспеченности, социального положения, уклада жизни, количества членов семьи, места проживания, отношения к ребенку и др. Все эти факторы переплетаются и проявляются по-разному в каждом конкретном случае.

Важнейшие в смысле семейного воспитания задачи семьи состоят в том, чтобы:

• создать наилучшие условия для роста и развития ребенка;

• обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребен-

• передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

• научить детей практическим навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

• воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

Семейное воспитание имеет также свои принципы , важнейшими из них являются:

Читать еще:  Как воспитать в мальчике характер

• гуманность и милосердие к растущему человеку;

• вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

• открытость и доверительность отношений с детьми;

• оптимистичность взаимоотношений в семье;

• последовательность в своих требованиях (нельзя требовать невозможно-

• оказание помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы. Содержание семейного воспитания охватывает все направления: физиче-

ское, эстетическое, трудовое, умственное, нравственное, среди которых особое место занимает нравственное воспитание и, в первую очередь, воспитание таких качеств как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим, младшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие.

Целью семейного воспитания является формирование личностных качеств, необходимых для того, чтобы достойно преодолеть преграды и трудности, встречающиеся на жизненном пути.

В семейном воспитании наиболее часто используются такие методы

как личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, контроль, поручение, похвала, сочувствие и др.

Особое значение для семейного воспитания имеет любовь к ребенку, однако, она должна быть не любой, а педагогически целесообразной, т.е. любовью во имя будущего ребенка. Слепая, неразумная родительская любовь ведет к изъянам в воспитании, порождает у детей потребительство, пренебрежение к труду, эгоизм.

Выделяют несколько типов неправильного воспитания детей в семье, в их числе:

• безнадзорность, бесконтрольность , когда родители слишком заняты своими делами и не уделяют необходимого внимания детям, в результате те предоставлены сами себе и часто попадают под влияние «уличных» компаний;

• гиперопека , когда ребенок находится под постоянным надзором, слышит от родителей запреты и приказания, в результате чего может стать нерешительным, безынициативным, боязливым;

• воспитание по типу «кумира» семьи , когда ребенок привыкает быть в центре внимания, им все время восхищаются, потакают любым его желаниям и просьбам, в результате он не может правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм;

• воспитание по типу Золушки , когда ребенок чувствует, что родители его не любят, тяготятся им. Он растет в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. В результате у ребенка может развиться невроз, чрезмерная чувствительность к невзгодам или озлобленность;

• « жестокое воспитание» когда ребенка наказывают за малейшую провинность и он растет в постоянном страхе. В результате он может стать черствым, жестким, изворотливым или агрессивным;

• воспитание в условиях повышенной моральной ответственности , ко-

гда ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать честолюбивые ожидания родителей, или когда на него возлагаются непосильные недетские заботы. В результате у детей появляются навязчивые страхи, постоянное чувство тревоги.

Неправильное семейное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.

Одним из самых недопустимых методов семейного воспитания является метод физического наказания, когда на детей воздействуют с помощью страха. Такое воспитание приводит к физическим, психическим и нравственным травмам, деформирующим поведение, у детей возникают сложности в адаптации, приспособлении к коллективу, почти неизбежно начинаются проблемы с учебой. Впоследствии они сами становятся жестокими.

Формы и методы воспитания в семье

В современном мире родители сами решают, как именно им воспитывать своего ребенка. Вообще, сколько семей – столько и мнений по поводу наилучшего метода воспитания. Однако существуют общие формы и методы воспитания в семье.

Фотогалерея: Формы и методы воспитания в семье

Формы воспитания

Воспитание «кнутом и пряником». Родителям стоит помнить, что воспитывая малыша, не стоит использовать ремень, крик или же применять рукоприкладство. Ребенок, которому пять лет, не понимает причин крика, он не осознает, что это наказание. В таких моментах лучше использовать угол. Если родители начинают прибегать к физическому насилию, то это значит, что они просто не могут по-другому доказать ребенку свою правоту, у них нет для этого аргументов. Если постоянно наказывать ребенка ремнем или кричать на него, то до добра это не доведет – ребенок просто начнет тихонько ненавидеть родителей, а вины при этом чувствовать за собой не будет. При воспитании стоит запастись терпением, постараться найти аргументы, чтобы доказать, что в чем-то ребенок не прав. Кричать, по мнению специалистов, стоит только в случае опасности, тогда у ребенка будет вырабатываться инстинкт самосохранения.

Воспитание «на равных». Стоит четко понимать, что при разговоре с ребенком нельзя допускать сюсюканья и другого искажения слов. Если не разговаривать с ним обычным языком, то это приведет к замедлению речи или неправильному произношению. С самых первых месяцев ребенку необходимо слышать правильную речь и тогда он научится говорить нормально. Несомненно, родителям надо помогать малышу морально, но при этом стоит избегать тотального контроля. Все это касается и наблюдения за ребенком – не надо молниеносно бросаться к малышу, если он вдруг упал в кроватке; не стоит за него собирать разбросанные игрушки, потому что он это должен делать сам – это его работа.

Воспитание подростка. Главное, что стоит помнить – подростки постоянно пытаются избежать чрезмерной опеки со стороны родителей. Но стоит разделять опеку и внимание, потому что во внимании ребенок как раз нуждается больше всего. Матери необходимо найти правильный подход к своему чаду, чтобы доступно объяснить ему какие вещи можно делать, а какие нет. Хорошо, если родители станут для ребенка в этот период друзьями, тогда он будет рассказывать все, что происходит в его жизни; нельзя терять доверие ребенка, иначе он будет неразговорчив и, возможно, даже замкнут.

Методы воспитания

Методы воспитания ребенка в семье – это тот путь, который позволяет осуществить целенаправленное влияние на его сознание и поведение со стороны родителей.

Убеждение

Это достаточно сложный метод. Пользоваться им надо аккуратно и осторожно: любое слово, даже случайное, может в чем-то убедить ребенка. Наибольший эффект в таком методе приносит показанный пример. Дети любят подражать взрослым, а особенно родителям. Однако стоит помнить, что подражают дети не только хорошим привычкам, но и плохим.

Требование

Без этого метода нет воспитания. Уже к маленькому ребенку родители предъявляют определенные требования. Главная форма таких требований – это распоряжение. Распоряжение стоит произносить спокойным, уравновешенным голосом, но делать это так, чтобы у ребенка не возникло даже мысли, что требование можно не делать. Нельзя кричать, злиться и нервничать.

Поощрение

К поощрениям можно отнести разные формы взаимодействия, в том числе совместные прогулки и игры, одобрение, доверие, похвала и даже материальное стимулирование. Чаще всего в семьях используют одобрение. Хотя одобрение это не совсем похвала, это подтверждение того, что ребенок делает все правильно. У малыша правильное поведение только формируется, поэтому ему необходимо слышать подтверждение правильности своих действий.

Похвала

Похвалой воспитатель выражает удовлетворение совершаемыми поступками и действиями воспитанника. Однако стоит быть внимательным, чтобы хвалебные слова не стали играть отрицательную роль. Такое бывает, когда ребенка чрезмерно хвалят.

Наказание

Эффективность от них бывает только тогда, когда они применяются редко. Прежде чем наказать, следует объяснить причины этого поступка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector