221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Функции семейного воспитания

Задачи и функции современного семейного воспитания

Особенности современной социально-педагогической ситуации. Идеи демократизации и гуманизации воспитания.

Закон Российской Федерации «Об образовании» об определяющем значении в формировании личности социума, общественной среды, семьи.

Забота родителей о здоровье, нравственности и развитии способностей детей – основная задача семейного воспитания.

Функции семейного воспитания в условиях гуманизации:

• приобщение воспитанников к ценностям гуманистической культуры, на этой основе формирования духовности и нравственности;

• социальная защита жизни, здоровья детей, создание условий для развития ребенка как субъекта культуры;

• оказание помощи ребенку в развитии его творческого потенциала, склонностей, способностей в жизненном самоопределении.

Известно, что определяющее значение в формировании личности ребенка имеют общественная среда, семья, а школа и другие подобные учреждения направляют этот процесс в русло конкретных педагогических задач. «Я, – писал драматург и писатель Виктор Розов, – придаю семье значение чрезвычайное. Это точка опоры. Нет семьи – растет сорная трава под названием перекати-поле. Дом – это место, переступая порог которого ты сбрасываешь всю тяжкую ношу дня, расслабляешься, отдыхаешь, набираешься сил для дня грядущего. И сколько бы мне ни говорили о воспитательном значении школы и других организаций, все-таки основы формирования духовного мира человека начинаются в семье».

Семья, как и школа, – это своего рода посредник между формирующейся личностью ребенка и обществом. Значит, родители должны иметь представление о целях и задачах, конечном результате воспитания, что поможет в воспитании собственного ребенка. А то на заданные родителям подобные вопросы можно услышать лишь один ответ: хочу, чтоб мой ребенок был хорошим человеком и все! Воспитание должно подготовить сегодняшнего ребенка и завтрашнего гражданина к жизни и работе в обществе. В законе Российской Федерации «Об образовании» записано, что мы должны обеспечить «формирование человека-гражданина, интегрированного в современном ему обществе и нацеленного на совершенствование этого общества; интеграцию личности в системе мировой и национальных культур». Родителям необходимо проектировать те качества, которые понадобятся ребенку для жизни в будущем. Но как их определить? Цель воспитания обусловливается и порождается особенностями современной социально-педагоги-ческой ситуации, ведь воспитание – зеркало (своего общества).

Современная социально-педагогическая ситуация отличается большой сложностью и противоречивостью. С тревогой и беспокойством, умом и сердцем учителя и родители пытаются осмыслить сущность происходящих процессов во всех сферах нашей жизни, более конкретно представить в этих сложных условиях новые нравственные и гражданские ориентиры.

Традиционная политика воспитания в современных условиях оказалась малопродуктивной, мы наблюдаем резкое обострение воспитательных проблем, усиление негативных явлений в молодежной и школьной среде. Причины содержатся как в экономической нестабильности и духовном разладе условий в обществе, так и в деятельности воспитательных учреждений.

Так, наблюдаются факты массового нарушения прав детей при приеме в учебные и дошкольные учреждения, «скрытый» отсев, всевозможная «селекция», в том числе по признакам материального положения. О равнодушии современной массовой школы к судьбам подрастающего поколения убедительно говорят следующие данные: уже в 1993 г. 1,7 млн. детей школьного возраста оказались «на улице», не получив никакого образования. Сегодня несколько утрачены даже такие, несомненно, значимые завоевания советского периода, как доступность образования, осуществление школой своих воспитательных функций и других ее достижений.

Молодые люди понимают, что нестабильность современного периода – не обычный спад социально-экономической сферы, а глубокий общий кризис, который обнаруживается в расстройстве потребительского рынка, разбалансированности экономики, инфляции, резком снижении производственной дисциплины, господстве «теневой» экономики, спекуляции. Все это становится причиной дефицита духовности, резкого спада интереса к учебе, труду, пренебрежение элементарными нормами нравственности. Многих учеников школ отличает бездуховность, эмоциональная напряженность, агрессивность, склонность к эгоизму, зависти, потребительству. Вместо стремления к созиданию доминирует страсть к распределению и перераспределению.

Наряду с теми, кто думает получить фундаментальное образование и именно таким образом обеспечить себе достойное будущее, многие ребята уже сегодня пытаются заниматься улучшением своего материального положения (причем последних не меньше, а то и больше). В основном это подростки из малообеспеченных семей с низким уровнем достатка.

Ассортименты магазинов, ломящихся от дорогостоящей прекрасной продукции, с низкой зарплатой родителей, выбивающихся из сил, чтобы прокормить семью, рождает понятное чувство протеста в душе школьника, желающего «жить, как все – ездить на красивой машине, есть вкусные продукты, носить нарядную одежду». Путь к достижению всего этого через собственные знания, тяжелую работу долог и очень труден, тем более, что награда может оказаться слишком скудной, если тебе не повезет устроиться куда-нибудь в иностранную фирму, уехать за границу или попасть в процветающее отечественное предприятие, организацию. Гораздо проще попытаться украсть, отнять, «разделить» с кем-то его достаток, морально оправдывая свои действия рассуждением о неправедности путей приобретения большого капитала, – ведь не нищих грабит бывший подросток.

Наблюдаются процессы отчуждения, необщительности среди сверстников, утрата традиций. Это усугубляется неподготовленностью основной массы населения к вступлению в рыночные отношения, ориентированные на многообразие форм собственности, личную инициативу, обогащение, предпринимательство.

Рынок – это сфера деловых альтернатив предпринимательского риска, своеобразный тренинг экономической самостоятельности и проявление незаурядности ума. Для молодых рынок может стать стимулом развития чувства хозяина, самостоятельности, самодеятельности.

В условиях рынка находят себя люди грамотные, талантливые, предприимчивые, деловые, трудолюбивые, умеющие быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям, способные к риску, самостоятельному выбору сфер деятельности, принятию ответственных решений.

Новые способы жизнедеятельности в условиях рынка потребуют изменения ценностных ориентаций молодых. Растет безработица, преступность, наркомания.

Безрадостная картина, открывающаяся за стенами школы, не может не пугать ее питомцев, поэтому не удивительно, что современные дети думают больше о том, на что они будут жить завтра, а не о «разумном, добром, вечном».

В это трудное время одной из сил, которая способна обеспечить гражданское согласие, является культура. Но в ней происходят опасные рыночные тенденции: коммерциализация культуры, литературы, искусства Законы рынка, меркантильная ориентация уже привели к значительному снижению качества произведений серьезной литературы, музыки, живописи.

Происходят серьезные перемены в детской и молодежной культуре. В последние годы настоящая литература резко утратила прежнюю значимость для общества в целом и молодежи в частности, она перестала быть «учителем жизни», так как не могла успеть и не успевала за общественными переменами. Не оставив юным времени на размышление над «вопросами вечности», действительность заставила одновременно отказаться от опыта родителей, запечатленного в книгах, – новое время требует новых решений. Один за другим закрываются детские клубы, вытесняемые коммерцией из удобных помещений на окраины и в подвалы. Распались многие из бесплатных кружков, оставшиеся перешли на хозрасчет. Разрушается старая государственная общедоступная система (которая строилась по принципу: «всем поровну, сколько достанется»). Формируется новая коммерческая, дорогая, элитная (дающая «за дорого» и не всем, а только избранным). Пока же обычный (и даже одаренный) ребенок из малоимущей семьи никому, кроме своих родителей, не нужен.

Глубокое влияние на социально-экономическую обстановку в стране оказывает сегодня обострение национальных конфликтов и религиозных противоборств, в которые втянуты подростки и молодежь. Под влиянием жизненных трудностей молодежные национальные движения порой выливаются в национал-шовинизм. Размываются понятия «Родина», «патриотизм». Страна стала «вулканом народов», и, как следствие, часть молодых отошла от принципа интернационализма.

Среди многочисленных факторов, негативно влияющих на молодежь, особо выделяются: отчуждение личности от общества, от национальных и культурных традиций; низкий статус образования и интеллектуальной деятельности в обществе; падение нравственности среди взрослых и молодежи; кризис семьи и семейного воспитания; ухудшение здоровья населения; социально-полити-ческие и экономические противоречия. Не менее опасен психологический настрой, характерный для определенной части молодежи: пессимизм, социальная апатия, стремление жить только сегодняшним днем, нежелание добросовестно трудиться.

Такая ситуация требует формирования особого типа личности, для которой характерна порядочность, справедливость, чувство человеческого достоинства. Если в самосознании и поведении молодых не будет этих качеств, цивилизованные рыночные отношения будут обречены на провал. Воспитание высоких нравственных качеств становится непременным условием подготовки деловых людей, способных возродить и развивать экономику.

Таким образом, общественное развитие привело к иному, чем прежде, осмыслению задач воспитания молодежи, вызвало необходимость его радикального обновления. Смысл изменения системы воспитания в стране, в условиях гуманизации и демократизации общественной жизни, радикальной экономической реформы, в ее гуманизации и демократизации, когда в совершенствовании человека видят не средство благополучия общества, а цель общественной жизни, когда развитие личности предполагает выявление и совершенствование всех сил человека. В статье 14 закона Российской Федерации «Об образовании» говорится о том, что система образования и воспитания должна быть ориентирована «на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». Следовательно, главная цель воспитания сегодня заключается в развитии личности, ее способностей, дарований, таланта.

Читать еще:  Особенности воспитания педагогика

Гуманизация – это поворот к ребенку, уважение его личного достоинства, доверие к нему, принятие его личных целей, запросов и интересов. Общей основой воспитания должна стать не какая-то конкретная идеология, а общечеловеческие ценности. Когда говорят «общечеловеческие нормы нравственности», имеют в виду понятие «добра», как его понимают все цивилизованные люди на земном шаре. Что же это за общечеловеческие ценности?

Высшая ценность – человеческая жизнь. Посягать на нее не имеет права никто. Она дана человеку природой, и только природа может ее забрать.

Другая ценность, осознанная человечеством на заре своего появления, – преклонение перед человеком, который дал тебе жизнь, обоготворение матери.

Родная земля, дом, семья – те ценности, из которых вырастает достоинство человека, стремление к свободе, его патриотизм и гражданственность.

Демократизация школы, превращение ее в открытую систему несет изменение общественной позиции педагога, его взаимоотношений с семьей. Актуальное значение приобретает не столько взаимодействие в нашем старом, традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.

Семья сегодня в значительной степени потеряла многие свойственные ей прежде функции, и процесс восстановления ее воспитательных функций идет медленно. В изменяющейся обстановке меняется роль, функции и задачи семейного воспитания. Важнейшими функциями семейного воспитания в условиях гуманизации становятся:

1. Приобщение детей к ценностям гуманистической культуры, на этой основе формирование духовности и нравственности. Родители могут помочь ребенку в усвоении и принятии им норм общечеловеческой морали, в накоплении эмоционально окрашенных ситуаций гуманного поведения, в ориентации среди произведений литературы, музыки, живописи.

2. Социальная защита жизни, здоровья детей. Трудно вспомнить время, когда ребенок чувствовал бы столь остро свою социальную незащищенность, как в последние 2–3 года. Очень тяжело ребенку в обществе. Первая задача родителей – защитить ребенка от жизненных невзгод, конфликтов, от холода, голода, одиночества и тем самым создать условия для свободного развития его духовных и физических сил. Защитником ребенка в семье выступает прежде всего мама, ей помогают в этом папа, бабушка, дедушка, братья и сестры.

3. Семья в большей степени, чем это было вчера, должна взять на себя компенсаторные функции – снятие психологического напряжения с ребенка, большую часть дня, проведенную в коллективе, другой тон, стиль отношений с ребенком – более спокойный, может быть, несколько «заторможенный» в сравнении с бурной, динамичной школьной жизнью, переключение внимания ребенка на домашние дела и заботы. Родителям необходимо прикладывать усилия для принятия детьми здорового образа жизни, укрепления физических сил детей.

4. Оказание помощи ребенку в развитии его творческого потенциала, склонностей, способностей в жизненном самоопределении. Родители имеют большие возможности в выявлении индивидуальных интересов детей, расширении их познавательного и культурного кругозора. Задача семьи – помочь ребенку в выборе кружков, спортивных секций, клубов, организовать совместный отдых. Социальная среда, окружающая детей, кажется им притягательной и таинственной, полной неожиданностей. Взрослым необходимо способствовать воспитанию у детей ответственности за дела и поступки, которые они совершают. Важно поддержать детей, умело направить их азарт, бескомпромиссность, энергию в русло сознательной деятельности. Без полноценного семейного воспитания невозможно вырастить духовно развитую личность, продолжателя традиции общества и народа.

Форма проведения – лекция-диалог.

В начале лекции родители на листочках письменно отвечают на вопрос: «Каково ваше личное мнение по поводу трудностей современной семьи?» В конце лекции каждый сопоставляет свое мнение с материалами, изложенными учителем, организуется общее обсуждение.

1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

2. Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя (классного воспитателя)// Вестник образования. 1991. №8.

3. Андреев. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. Изд-во Казанского университета, 1998. Глава 7.

4. Гурова Р. Вопрос вопросов – кого мы хотим воспитать// Воспитание школьников. 1991. №2.

5. Караковский В. A. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М., 1993.

6. Самоукина Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М., 1999.

7. Ткаченко Е. Гуманизация российского образования// Народное образование.1995. №6.

Функции семьи. Типы семейного воспитания.
творческая работа учащихся на тему

В данном материале раскрывается понятие семьи и семейного воспитания, перечислены и раскрыты типы и функции семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
funktsii_semi_i_tipy_semeynogo_vospitaniya.pptx2.87 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Дальневосточный государственный гуманитарно-технический колледж» (КГА ПОУ «ДВГГТК») ОТДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ Дисциплина: Социальный патронат различных типов семей и детей Тема: Функции семьи. Типы семейного воспитания Исполнитель : Братухина С.С. Студентка 2 курса Группы СР-21 Преподаватель : Каплюжникова Н.Ю. Владивосток 2015

Я решила раскрыть тему «Функции семьи. Типы семейного воспитания», так как считаю, что данная тема весьма актуальна в современном мире. Сейчас огромное число семей так или иначе выполняет далеко не все функции семьи. А ведь их не зря выделяют и характеризуют. Эти функции очень важны в совокупности. От того выполняются или не выполняются семейные функции, а особенно воспитательная функция, зависит то, каким вырастит ребёнок, как он будет расти, его психическое и физическое здоровье. А ведь дети- это наше будущее. Введение

Семья́ — социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся , в частности, следующими признаками: союзом мужчины и женщины; добровольностью вступления в брак; члены семьи связаны общностью быта; вступлением в брачные отношения; стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей. Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. Семья-это…

В отдельные исторические периоды, в разные социально-экономические условия семья выполняла и выполняет все или большинство из нижеперечисленных функций. Иногда часть из этих функций берет на себя государство, некие социальные институты. Важно понимать, что с течением времени в семье удельный вес каждой из функций может меняться. Какие-то функции выходят на первый план, а какие-то на второй или вообще исчезают. Функции семьи

Семьи, адекватно выполняющие все или большинство функций, называются функциональными. В случае нарушений многих функций (особенно приоритетных ) такие семьи называют дисфункциональными . Важно!

Репродуктивная Воспитательная Обучающая Коммуникативная Эмоциональная Духовно-психотерапевтическая Развлекательно-рекреативная Сексуально-эротическая Хозяйственно-бытовая Экономическая Статусная Первичного социального контроля Социализации Защитная Объединения усилий Какие же существуют функции семьи?

Мне особенно хотелось выделить эту функцию, так как развитие личности в течении всей жизни зависит от того, как воспитывался этот ребёнок в семье. Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с це­лью достижения желаемых результатов. Семейное воспитание

Тип семейного воспитания — валовая, интегративная характеристика внутрисемейных отношений, отношения родителей к своему родительскому долгу, разного рода ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребёнку, уровня родительской компетентности. А также это обобщенная характеристика сложных отношений внутри отдельно взятой семьи. Типы семейного воспитания

А декватностью – уместностью применения тех или иных принципов воспитания к конкретному ребенку с его особенностями; Динамичность – способность родительской позиции двигаться, меняться, переориентироваться, когда того требуют обстоятельства; Прогностичность – примерное представление результата использования тех или иных стилей и типов семейного воспитания. От чего зависят типы семейного воспитания.

Степень эмоционального принятия и заинтересованности родителей в ребенке; Проявление заботы, участия; Последовательность реализации определенных типов семейного воспитания ребенка; Требовательность; Способность родителей контролировать свои аффективные проявления; Уровень тревожности; Особенности управления внутри семьи в целом. Основа классификации типов семей и семейного воспитания берутся следующие параметры:

Эмоциональное отвержение Жестокое отношение Повышенная моральная ответственность Противоречивое воспитание Гипопротекция Гиперпротекия Ипохондричность Любовь Самые распространенные типы семейного воспитания

Эмоциональное отвержение – родители скудны в проявлениях эмоций к ребенку и очень скоро он также отучается проявлять эмоции по отношению к ним. Такие дети вырастают замкнутыми, у них чрезвычайно бедная эмоциональная сфера и низкая самооценка. Жестокое отношение – часто сопровождается эмоциональным неприятием. Жесткость может проявляться как в физическом, так и в психологическом насилии над ребенком. Дети, воспитываем ее таким образом, часто демонстрируют нарушения личности и высокий уровень агрессии. Повышенная моральная ответственность – возложение на ребенка несбывшихся чаяний и надежд, формальный подход к нему. Эмоциональная сфера таких детей также бедна, они теряются в интенсивно эмоционально окрашенных ситуациях. Противоречивое воспитание – возникает в случае конфронтации по поводу стилей воспитания внутри семьи. Такие дети вырастают тревожными, мнительными, лицемерными.

Гипопротекция – недостаток реального интереса к жизни ребенка, отсутствие контроля. «Безнадзорные» дети рискуют попасть под чужое негативное влияние. Гиперпротекия – гиперопека , стремление полностью контролировать ребенка типы неправильного семейного воспитания и оградить его от внешнего мира. Часто является следствием нереализованной потребности родителей в любви. Чрезмерно опекаемые дети вырастают эгоистичными, не способными нормально влиться в коллектив. Ипохондричность – развивается в тех семьях, где ребенок долго болел тяжелым заболеванием. Вся жизнь семьи завязана на его самочувствии, все преломляется сквозь призму болезни. Такие дети эгоцентричны, давят на жалость. Любовь – идеальный тип семейного воспитания, когда родители безоговорочно принимают ребенка, учитывают его интересы, поощряют инициативу.

На основании рассмотренного материала, можно говорить о том, что воспитание в семье напрямую влияет на дальнейшее развитие личности ребёнка. Важно знать какие существуют типы семейного воспитания и понимать как они влияют на ребёнка. Родители мало задумываются как на их ребёнка влияет такая, казалось бы мелочь для них, как например, нежелание выслушать ребёнка, после тяжёлого рабочего дня или физическое наказание за провинность, или же контроль всех сфер жизни своего ребёнка. И таких примеров много . Родителям необходимо оценивать своё поведение в отношении своих детей, дабы не вредить своим детям. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитательные функции семьи

По определению А.В. Мудрика, «семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены кото­рой связаны общностью быта, взаимной моральной ответ­ственностью и взаимопомощью, в ней вырабатываются со­вокупность норм, санкций и образцов поведения, регламен­тирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой» К Он выделяет следующие параметры семьи:

■ демографический — структура семьи (бездетная, однодетная, мало-или многодетная, полная или неполная);

и социально-культурный — образовательный уровень ро­дителей, их участие в жизни общества;

■ социально-экономический — имущественные характе­ристики и занятость родителей на работе;

■ технико-гигиенический — условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Семья — это ячейка общества. С одной стороны, она отра­жает все серьезные социальные изменения, произошедшие в обществе. С другой стороны, семья во многом определяет наше будущее, ибо она существенно влияет на формирова­ние личности будущего гражданина. Семья отражает в себе все серьезные социальные изменения, происходящие в на­шем обществе. Однако эти изменения не носят зеркального характера, они порой весьма неожиданны и своеобразны и в свою очередь оказывают существенное влияние на об­щественное развитие.

Издавна семья выполняла три основные функции: про­должение человеческого рода (деторождение), воспитание детей, совместное ведение хозяйства. Сегодня к базовым функциям семьи относят:

■ сохранение жизни и здоровья;

■ удовлетворение физических, материальных и духовных потребностей человека;

■ рождение и воспитание детей;

■ создание условий, благоприятных для развития и са­мореализации каждого члена семьи;

■ воспроизводство необходимых обществу человеческих ресурсов 1.

Таким образом, семья является институтом социализации и воспитания детей. В зависимости от того, как она реализу­ет эти функции, выделяют благоприятные семьи, где оба ро­дителя работают, семья достаточно материально обеспечена, родители занимаются воспитанием ребенка; а также семьи неблагоприятные, где ребенок чувствует себя ущербным, не может себе найти место. Сегодня также увеличивается чис­ло семей социального риска, имеющих трудноразрешимые проблемы, ограничивающие ее возможности в создании бла­гоприятных условий для жизни и полноценного развития всех ее членов. Появляется тип семьи «новых русских», вы­сокообеспеченной материально, но не всегда благополучной для того, чтобы воспитывать ребенка.

Благополучная семья строится на основе взаимной люб­ви супругов, в основе отношений которых лежит взаимное уважение, взаимопомощь, постепенно появляющиеся сход­ные оценочные суждения. С появлением детей семья при­обретает новые признаки коллектива: совместные цели и перспективы, совместная деятельность по уходу за ре­бенком, общие переживания, связанные с его появлени­ем и развитием. Ведущим, характерным для совместной коллективной деятельности должен быть элемент сопере­живания членов коллектива, в том числе и семейного (удача, неудача, ожидание результатов, поиск путей реше­ния и т. д.). Без сопереживания деятельность перестает быть совместной и превращается лишь в совпадающую во времени.

Семья как воспитательный коллектив обладает рядом спе­цифических особенностей. Прежде всего это коллектив, объединенный не только общностью цели и деятельностью по ее достижению, но и кровнородственными связями. Ро­дительские чувства, родительская любовь — это своеобраз­ный катализатор, ускоряющий развитие личности.

Во-вторых, это коллектив, общение членов которого про­исходит постоянно, в самых широких сферах, в разнооб­разных видах деятельности. Семья является сравнительно стабильным коллективом.

В-третьих, семья — разновозрастный коллектив, где старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений млад­шим.

Именно в семье закладывается и обеспечивается воспита­ние важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в ос­нове нравственного становления личности школьника.

Семья в силу глубокой специфичности воздействия на ре­бенка является необходимым фактором социального станов­ления. Только в семейном кругу можно создать и воспроиз­вести культуру истинно родственных отношений, освоить важнейшие социальные роли, сформировать эмоциональ­ную культуру, обогатить нравственный опыт, осуществлять половое воспитание детей, подготовить их к будущей се­мейной жизни.

Семья призвана обеспечить разумную организацию жиз­ни ребенка, помочь ему усвоить положительный опыт жиз­ни и труда старших поколений, накопить ценный индиви­дуальный опыт деятельности, привычек, отношений.

Закон об образовании обязывает семью создавать необхо­димые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать среднее образование и профессиональную подго­товку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной соб­ственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии.

Под влиянием всего уклада семейной жизни формиру­ются нравственная и общественная направленность лично­сти растущего человека, его ценностные ориентации и пси­хологические установки. Высоконравственное поведение взрослых в семье, постоянная помощь детям в осознании ими собственного нравственного опыта создают прочную ос­нову для выработки у школьников верных жизненных по­зиций.

Велика роль семьи в развитии духовных потребностей, интересов, склонностей ребенка. В повседневном свободном общении взрослых и детей создаются благоприятные воз­можности для обмена духовными ценностями. Хорошо зная своего ребенка, родители могут уже в раннем возрас­те обнаружить его индивидуальные склонности, помочь найти свое призвание. Дома ученик не только закрепляет усвоенные в школе знания, умения и навыки, но и приоб­ретает опыт самостоятельной работы. Книги из домашней библиотеки, журналы, газеты, радио- и телепередачи — постоянные спутники школьников в семье — обогащают его интеллект и чувства, расширяют культурный кругозор, если родители помогают ребенку в отборе источников ин­формации.

Семья может стать основой формирования глубоких мо­рально-эстетических чувств, оценок, суждений, на основе которых формируется богатство человеческих отношений — любовь, дружба, забота, уважение к старшим, стремление к улучшению окружающей обстановки, к самовоспитанию. В семье происходит волевое развитие ребенка, постоянная борьба мотивов «хочу» и «нельзя», повседневное приуче­ние детей к полезной деятельности, к преодолению матери­альных и моральных трудностей, к торможению желаний детей, вступающих в противоречие с реальными возможно­стями семьи.

Семейная жизнь во всем многообразии ее особенностей — психологических, моральных, бытовых — это и своеобраз­ная школа подготовки хорошего семьянина, школа будущих жен и мужей, матерей и отцов. Функции семейного воспитания неотделимы от задач, принципов и содержания учебно-воспитательного процесса школы, и в то же время они имеют свою специфику, обусловленную ролью семьи в жизни ребенка.

«Семейное воспитание — более или менее осознаваемые усилия, предпринимаемые старшими членами семьи, кото­рые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соот­ветствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша».

Успешность семейного воспитания зависит от личност­ных ресурсов семьи, ее состава, увлечений, вкусов, отноше­ний старших, взрослых и детей и др. Важное значение для воспитания ребенка имеет наличие и характер целей вос­питания, их осознание родителями, что определяется лич­ностными ресурсами семьи.

Характеристикой и условием семейного воспитания яв­ляется его стиль, который может определяться как автори­тарный или демократический. Чаще всего на практике эти стили сочетаются либо доминирует один стиль у отца, дру­гой — у матери.

Условием успешного воспитания ребенка является благо­приятная атмосфера в семье, которая в свою очередь зависит от многих факторов. Прежде всего она определяется отно­шениями супругов, родственников, взрослых и детей, кото­рые должны строиться на основе любви, доверия, искренно­сти, уважения достоинства каждого члена семьи, взаимном внимании друг к другу. Эффективным средством создания благоприятной атмосферы является совместная деятель­ность, труд, прогулки, посещения театра, обсуждения спек­таклей, фильмов, книг, семейных проблем. Созданию высо­конравственной атмосферы в семье способствуют семейные традиции: празднование дней рождения, подготовка сюрп­ризов друг другу к праздникам, выпуск семейных газет.

Атмосфера семьи в значительной мере зависит от ее со­става. Неполная семья создает трудности, которые невоз­можно в полной мере преодолеть, ребенок чувствует свою неполноценность. Уход из семьи одного из родителей нано­сит очень тяжелую травму детям. Часто это проявляется в снижении успеваемости, раздражительности и замкнуто­сти, грубости и недоверчивости.

Определенные трудности возникают и при воспитании единственного ребенка, который становится центром вни­мания. В такой семье ребенок лишен общения с другими детьми, повседневной заботы о брате или сестре. Значитель­но облегчается воспитание, если в семье несколько детей. Однако созданию таких семей сегодня препятствуют мате­риальные факторы.

Очень важно, чтобы ребенок с ранних лет был приобщен к делам и заботам семьи, выполнял определенные постоян­ные обязанности при организации быта семьи, участвовал в обсуждении хозяйственных вопросов.

Условием успеха в воспитании детей является авторитет родителей, который построен на уважении своих воспита­телей, доверии и подчинении их требованиям. Авторитет родителей определяется их позицией по отношению к де­тям, другим людям. В свое время А. С. Макаренко ввел по­нятие ложного авторитета, например: «авторитет подавле­ния» , построенный на угрозах, наказаниях, страхе, который приводит к тому, что дети растут забитыми, безвольными или агрессивными; «авторитет любви», когда родители без меры заласкивают своих детей; «авторитет подкупа», ког­да родители подкупают хорошее поведение ребенка, успехи его в учебе и др.

Подлинный авторитет родителей построен на уважении ребенка и высоких требованиях к нему и проявляется в стремлении ребенка поделиться своими трудностями и проблемами, радостями и заботами, обратиться за сове­том к родителям.

Необходимым условием воспитания детей в семье явля­ется соблюдение режима дня. Родители должны учитывать возраст ребенка при определении нагрузки на него и со­вместно с ним распределить время для занятий, отдыха, общения, посещения кружков, секций. При этом важно пре­дусмотреть время на труд, чтение, просмотр полезных теле­передач. Этому вопросу необходимо уделять первостепен­ное значение с первых дней рождения ребенка и особенно при поступлении в школу. Именно с нарушения режима дня начинается ухудшение здоровья детей, возникают про­блемы в воспитании.

Определенную роль в семейном воспитании играют мате­риальные условия, которые зависят от дохода на каждого члена семьи и определяют затраты на питание, организа­цию досуга, приобретение игр, литературы, оформление жилища, влияют на удовлетворение интересов и потребностей ребенка, создание условий для его развития.

Необходимо обеспечить единство требований к воспита­нию ребенка, которые связаны с выполнением режимных требований, отношением ребенка к своим обязанностям, по­ведением дома, в школе, общественных местах. Ребенок бы­стро разбирается в разноречивых требованиях, начинает подстраиваться под ситуацию, ловчить.

Особенно тяжело отражается на ребенке отсутствие согла­сованности между требованиями школы и семьи. Для обес­печения единства их действий необходимо организовать взаимодействие школы и семьи, так как объектом их заботы и влияния является один и тот же ребенок. Более того, школа располагает значительным арсеналом средств, которые мо­гут способствовать развитию отношений в семье, формиро­ванию благоприятной атмосферы, сплачивать семью, нрав­ственно обогащать опыт взаимодействия родителей и детей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Понятие семьи и семейного воспитания. Функции семьи

Семья — это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная груп­па, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяй­ства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

Семейное воспитание (как воспитательная деятельность родителей) — это взаи­модействие родителей и ребенка, основанное на родственной интимно-эмоциональ­ной близости, любви, заботе, уважении и защищенности ребенка и содействующее созданию благоприятных условий для его полноценного развития

Исследователи выделяют различные функции семьи.

1. Репродуктивная функция (функция продолжения человеческого рода, потреб­ность иметь и растить детей). На выполнение семьей этой функции влияет также ка­чество здоровья населения и уровень развития здравоохранения в стране.

2. Хозяйственно-экономическая функция: ведение общего хозяйства и бюджета, организация материально-бытовых условий на основе распределения семейных ро­лей и обязанностей, материальное обеспечение и забота о нетрудоспособных.

3. Организация досуга, рекреационная и психотерапевтическая функция. Семья — опора, убежище, где можно отдохнуть, восстановить свои силы, поддерживать здоро­вье, удовлетворять духовные потребности и т. п.

4. Функция первичной социализации. Семья — это первая социальная группа, влияющая на формирование личности ребенка. Естественно-биологические и соци­альные связи родителей и детей определяют особенности психики и первичную соци­ализацию детей. Роль семьи и состоит в постепенном введении ребенка в общество путем овладения им социальными ролями, необходимыми для адаптации в обществе. Задача семьи, родителей состоит в том, чтобы обучить ребенка социальному опыту, культуре, традициям той страны, в которой он родился и живет. Данная функция реализуется одновременно с воспитательной.

5. Воспитательная функция семьи (создание условий для формирования личнос­ти каждого члена семьи, передача, усвоение и воспроизведение социального, трудо­вого опыта, нравственных норм и духовных ценностей).

Особая значимость семейного воспитания обусловлена:

— глубоко эмоциональным, интимным характером семейного воспитания: оно стро­ится на кровном родстве, родительской любви к детям и ответных чувствах детей к родителям;

— постоянством и длительностью воспитательных воздействий родителей, других членов семьи в самых разнообразных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день;

— наличием объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи.

Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи. Первый аспект — собственно воспитание ребенка, формирование его личности, развитие его способностей. Второй аспект заключается в воспитательном воздействии семьи на члена семьи в течение всей его жизни. Третий аспект состоит в постоянном влиянии детей на родителей или других членов семьи, побуждающее их к самовоспитанию. Последнее означает, что семейное воспитание невозможно без самовоспитания родителей. В самом деле, сложно воспитать у ребенка качества, которыми сам не четыре основные группы факторов, обусловливающие жизнедеятельность семьи и, следовательно, семейное воспитание.

— Социально-культурные факторы. К ним относятся: гражданская позиция, ответственность родителей за воспитание детей, выполнение родителями функций материнства и отцовства; микроклимат семьи, непосредственно влияющий на эмоциональное самочувствие, благополучие всех членов семьи; уровень образования и профессиональной квалификации родителей; общая культура семьи. Не менее значение имеют такие факторы семейного воспитания, как духовное, моральное единство семьи, ее трудовой характер, авторитет родителей, семейные традиции, обычаи, культура общения родителей с детьми и уровень сформированности педагогической культуры родителей.

— Социально-экономические факторы определяются имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе. Воспитание ребенка требует серьезных материальных затрат на его содержание, образование, здравоохранение, удовлетворение культурных и иных потребностей. Приток женщин на рынок труда осложняет условия семейного воспитания.

— Технико-гигиенические факторы. Характеризуют воспитательный потенциал семьи в зависимости от места и условий (жилищных, материально-бытовых и других) проживания, особенностей образа жизни семьи. Например, различаются по воспитательным возможностям сельские и городские семьи.

— Демографический фактор. Структура и состав семьи (количество детей, наличие обоих родителей, других родственников и т. п.) также определяют особенности воспитания.

Все охарактеризованные выше факторы относятся к внутренним факторам семейного воспитания. Выделяют также и внешние факторы (В. В. Чечет): социально-экономические, политические, экологические условия; углубление процессов урбанизации и материального потребительства; увеличение числа разводов и снижение численности браков; снижение рождаемости и рост смертности; степень интеграции усилий семьи, учреждений образования, общества и государства. Например, в 90-е годы прошлого века в Беларуси вследствие нестабильности, социально-экономического кризиса в обществе наблюдался и кризис семьи, обострение объективных труд семейного воспитания. В настоящее время ситуация несколько стабилизировалась. Государство проводит социальную политику, направленную на поддержку института семьи, на охрану прав материнства и детства.

выделяют следующие основные принципы семейного воспитания:

— Гуманное отношение к ребенку.

— Оказание помощи ребенку, готовность создавать условия для его разностороннего развития.

— Вовлечение детей как равноправных участников в жизнедеятельность семьи,

— Социальная направленность семейного воспитания.

— Оптимистичность, открытость и доверительность взаимоотношений в семье, в том числе с детьми.

— Последовательность и согласованность родителей в своих требованиях к ребенку.

— Запрещение физических наказаний и наказаний, морально унижающих ребенка.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector