221madou.ru

Мама и Я
162 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Главные параметры качественного процесса воспитания

3.1. Ведущие характеристики процесса воспитания

— междисциплинарный подход в изучении сущности процесса воспитания;

-.особенности воспитательного процесса и его качественное своеобразие;

— сложности, проявляющиеся в воспитательном процессе.

1. Слово «воспитание» прочно вошло в нашу жизнь, мы часто употребляем его, не придавая значения тому, какой смысл мы вкладываем в это понятие. Наиболее общий взгляд на процесс воспитания – это передача взрослым и усвоение ребенком общественного опыта; это помощь взрослого в личностном развитии ребенка.

И у Вас, безусловно, уже сформировалось свое представление о воспитании, т.е. о наиболее целесообразных формах, методах и приемах, которые должен использовать взрослый в целях развития личности ребенка. Эти представления формировались у Вас в процессе приобретения своего жизненного опыта под влиянием семьи и школы, корректировались по мере повышения уровня Вашего образования и общей культуры.

Но насколько эти представления отражают главные, важнейшие характеристики процесса воспитания? Насколько Вы можете быть уверены в том, что Ваши представления охватывают все значимые для практики стороны (характеристики) этого процесса? Насколько Вы можете довериться собственному опыту для того, чтобы быть уверенным в правильности Ваших представлений, суждений и принимаемых решений?

Мы предлагаем Вам научное осмысление воспитательного процесса (воспитание в узком смысле, проявляющееся в деятельности воспитателя), которое предполагает, в первую очередь, познание его сущностных характеристик и особенностей. Эти характеристики, во-первых, отличают воспитательный процесс от всех других случайных и стихийных влияний, которые также оказывают развивающее и формирующее влияние на личность, потому эти характеристики определяют необходимость действий воспитателя; во-вторых, именно проявление этих характеристик позволяет воспитанию (воспитательной деятельности педагога) стать фактором, обусловливающим развитие личности.

Изучение данного вопроса позволит Вам проверить свои представления, сложившиеся в Вашем жизненном опыте, и соотнести их с теми, которые вырабатываются в педагогической науке. По мере необходимости Ваши представления могут корректироваться, изменяться, а возможно, Вы согласитесь с теми положениями, которые Вам будут предложены в данном разделе нашего курса. Осмысление научных основ процесса воспитания – важный этап Вашего профессионально-педагогического самоопределения, так как недостаточно выбрать профессию педагога, необходимо сформировать свою педагогическую позицию, которая позволяет ориентироваться в целях и содержании воспитательного процесса, формулировать принципы воспитательной деятельности. Умение воспитывать, как писал В.А.СУХОМЛИНСКИЙ, начинается с процесса «осмысливания воспитателем научных основ его деятельности» (130).

2. Научное осмысление воспитательного процесса позволяет различать употребление термина «воспитание» в разных научных смыслах (см. учебные пособия по списку литературы – 7;76;100-102;124;151; 152).

С точки зрения ФИЛОСОФИИ, воспитание – это процесс взаимодействия поколений, как сохранение опыта, его преемственности.

В СОЦИАЛЬНЫХ науках воспитание рассматривается как подготовка подрастающего поколения к жизни, выработка тех качеств, которые важны для социальной и профессиональной адаптации человека в обществе.

КУЛЬТУРОЛОГИ рассматривают воспитание как осуществление целенаправленной помощи ребенку в процессе его вхождения в современную культуру.

ПСИХОЛОГОВ интересует воспитание как перевод ребенка из одного состояния в другое, как процесс интериоризации, т.е. перевод внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности – убеждения, установки, формы поведения и др.

С точки зрения ПЕДАГОГИКИ, воспитывать – значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми.

Нас в первую очередь интересует воспитание как ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ, однако без исследований в смежных науках осмысление сущностных характеристик и особенностей воспитательного процесса было бы не полным.

Итак, научное осмысление воспитательного процесса предполагает умение различать использование термина «воспитание» как социального и как педагогического явления.

3. Исследование воспитания как педагогического явления (воспитания в узком смысле) предполагает выявление особенностей его влияния на процесс развития личности, которые отличают его от случайных и стихийных влияний, также оказывающих развивающий и формирующий характер.

В современной педагогике (см. по списку литературы) называются такие характеристики:

целенаправленность и осмысленность (наличие осознанной цели,

которая выступает к качестве социокультурного ориентира воспита-

воспитательная деятельность приобретает черты специально

— присутствие определенной системы организуемых влияний;

— применение специально разработанных и обоснованных средств,

форм и методов воспитательного процесса;

корректировка воспитательных влияний со стороны взрослого (соответ-

ствие процесса развития личности социокультурным ценностям);

создание необходимых условий, направленных на реализацию социокультурных целей и создание положительного опыта воспитанников;

— ожидаемый (предполагаемый) конкретный результат.

Традиционно в практике нашей школы сложилось представление о том, что воспитательный процесс должен быть направлен:

на организацию разнообразной и разносторонней деятельности воспитанников;

на использование важнейшей социальной функции – общения воспитанников со сверстниками и взрослыми в целях развития нравственно ценной личности;

на создание необходимых и многосторонних отношений к окружающему миру (к природе, науке, культуре, искусству) и особенно людям;

на специальное развитие гражданских, нравственных, волевых, эстетических и физических качеств личности;

на организацию специальных мер (перевоспитание), нейтрализующих или пресекающих негативные, недостойные поступки школьников (их взгляды, привычки);

Насколько данная направленность воспитательного процесса совпадает с Вашими представлениями? Что Вы можете добавить? Как Вы считаете, какие из направлений воспитательного процесса следует исключить? Почему?

4. В педагогике сформулированы основные характеристики воспитательного процесса, в которых просматриваются его особенности, отличающие его от всех других стихийных (внешних) влияний, имеющих для личности развивающее и формирующее значение.

Воспитательный процесс — это:

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ процесс, т.е. обусловленный, с одной стороны, социальными требованиями (ожиданиями) общества, а с другой стороны, — интересами, жизненными смыслами и планами личности, ее возможностями;

СОЗНАТЕЛЬНЫЙ и ПРЕДНАМЕРЕННЫЙ процесс, т.е. педагогом продумывается целесообразность воспитательных форм, методов и средств, а также условия их эффективного влияния на личность;

ПЛАНОМЕРНЫЙ процесс, когда продумывается последовательность педагогических действий в реализации поставленных задач развития личности;

ЕСТЕСТВЕННЫЙ процесс, который строится на учете индивидуальных особенностей развития личности и социальной ситуации ее развития; личность не должна чувствовать каких-либо «усилий» и преднамеренности воспитательных действий со стороны взрослого;

МНОГОФАКТОРНЫЙ и МНОГОПЛАНОВЫЙ процесс, так как на развитие личности оказывают влияние семья, школа, друзья, средства массовой информации, социально-экономическая ситуация в обществе и т.д.; его нельзя ограничить рамками отдельных форм воспитательной работы учебного учреждения или семьи;

СИСТЕМНЫЙ процесс, который направлен на создание условий для целостного развития личности;

ДЛИТЕЛЬНЫЙ и НЕПРЕРЫВНЫЙ процесс, который продолжается всю жизнь, меняется лишь позиция человека и соотношение различных воспитательных факторов;

ДВУСТОРОННИЙ процесс, т.е. обязательное участие в нем и взаимодействие двух сторон – учителя-воспитателя и ученика-воспитанника; воспитательный процесс рассматривается как процесс АКТИВНОГО и РАВНОПРАВНОГО (ПАРТНЕРСКОГО) взаимодействия воспитателей и воспитанников; причем, воспитанник выступает как СУБЪЕКТ воспитательных отношений, который сам осмысливает и усваивает нормы поведения, сам определяет ту или иную линию в своих отношениях с товарищами и т.д.;

Что Вам ранее было известно о воспитательном процессе? Какие другие его особенности Вы можете назвать? Какие, из названных выше, Вы оцениваете как устаревшие?

5. В последнее время появляется достаточно много публикаций, в которых авторы размышляют о так называемых «парадоксах» воспитания (см. 55; 123;128). Так, традиционно воспитание представляется как особый вид человеческой деятельности, как особая форма влияния взрослого, содействующая развитию личности. Однако в последнее время, когда происходит переосмысление основных педагогических положений и взглядов на процессы развития и воспитания, появляются суждения, утверждающие, что «не существует какого-то отдельного воспитания самого по себе. Воспитание не является самостоятельным видом человеческой активности, но присутствует в качестве аспекта многих видов деятельности и общения» (Цит. по 123, с. 23). «Парадокс» состоит в том, что воспитание как специально организованную деятельность нельзя увидеть. Воспитание существует только как аспект в труде, познании, игре, учебе, общении детей и взрослых.

Авторы исследуют особенности повседневной деятельности и общения детей, при которой участие взрослых приобретает характер воспитательной. Очевидно, и Ваш опыт позволяет утверждать, что не всегда участие ребенка в игре, общении и других видах деятельности благоприятно влияет на их развитие. И труд, и искусство, и учение только при определенных условиях оказывают развивающее влияние.

Все эти виды деятельности, по их мнению, можно отнести к воспитывающей деятельности, если они связаны с целенаправленными изменениями в ребенке, который трудится, познает, играет, учится, общается. При этом роль педагога состоит в том, чтобы участвовать вместе с детьми в каком-то общем деле, добиваясь, чтобы это дело благоприятно влияло на их развитие (123, с. 24).

Читать еще:  Принципы и понятия семейного воспитания

На самом деле, стоит ли создавать какие-то особые «формы жизни», отличающиеся от обычных? Но почему мог возникнуть такой вопрос?

Воспитательный процесс отличается от всех других социальных процессов некоторыми особенностями, которые действительно позволяют делать его незаметным, как для самого ребенка, так и для окружающих. Причем, воспитание как деятельность взрослого обязательно должна быть незаметной для детей, в общении со взрослыми они не должны чувствовать преднамеренности и какой-либо специальной организованности, отличающейся от их повседневной жизни, естественных ситуаций их деятельности и общения.

Из опыта Вам должно быть известно, что результативность воспитательного процесса определяется ни «волевыми усилиями», которые затрачивает воспитатель, ни количеством времени, ни тем более материальными затратами (хотя всё это имеет немаловажное значение). На первое место выступают: духовность, нравственность, образованность воспитателя. Но почему тогда у образованных и нравственных родителей не всегда формируются благополучные дети. А у не вполне «благополучных» родителей всё же могут вырастать умные дети.

В этих вопросах слышится сомнение относительно того, что воспитание как преднамеренная, специально организованная деятельность воспитателя действительно нужная, позволяющая всегда достигать поставленные цели.

Какие же особенности воспитательного процесса делают его таким сложным, а порой и непредсказуемым?

В воспитательном процессе происходит постоянное взаимодействие управляемого и стихийного, осознанного и ситуативного влияния на развитие ребенка.

В воспитательном процессе проявляется неопределенность результатов. Очень сложно, а порой невозможно оценить роль того или иного влияния воспитателя, в результатах воспитания проявляется «системность» всех влияний, их взаимодействие способствует развитию каждого конкретного «новообразования» в личности.

В школу ребенок приходит с уже сложившимися личными взглядами и привычками, которые не всегда «помогают» воспитателю, не всегда между ними складываются благоприятные отношения.

Воспитателю трудно «проникнуть» во внутреннее состояние ребенка, он и сам не может объяснить свои переживания.

Для процесса воспитания характерна вариативность результатов развития личности при одинаковом влиянии воспитателя.

Противоречивость процесса развития личности также создает сложности для воспитателя – они требуют обоснования и принятия конкретных решений.

Для процесса воспитания характерна отдаленность результатов развития от момента оказания непосредственного воспитательного влияния, на развитие личностных качеств требуется достаточно долгое время

Воспитательный процесс очень динамичен, подвижен, изменчив, что требует от воспитателя проявлять умение самому изменяться в соответствии с ситуацией, индивидуальными особенностями личности ребенка;

Что Вы могли бы добавить? Что подсказывает Вам Ваш опыт?

Общая характеристика процесса воспитания

Понятие «воспитание» является одним из центральных понятий в педагогике. От того, как производится трактовка этого термина, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности спрятанного за данным словом явления.

Исходное значение слово «воспитание» обусловлено корневой частью слова: «воспитание» – это вскармливание, питание ребенка, не приспособленного к жизни. Первоначально это слово в русском языке соответствовало своему исходному значению.

Конечно, в современном обществе, воспитание не ограничивается вскармливанием и научением каким-либо простейшим (пусть и жизненно необходимым) навыкам. Кроме того, в нашей обыденной жизни часто понятие «воспитание» приравнивается к «нравоучению», «наставлению», «длинному и нудному морализированию». Подобные явления показывают, насколько многие из нас далеки от педагогического знания и хотя бы минимального представления о сущности и необходимых составляющих воспитания.

Воспитание –процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной среды, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.

Исходя из определения, видно, что современная педагогика исходит из того, что понятие «воспитание» отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитуемых, их развивающихся отношений. Эти взаимодействия и обусловленные ими коммуникативные связи обозначаются понятием «воспитательные отношения».

Сущность воспитательного процесса заключается в том, что внешнее (объективное) становится достоянием внутреннего (субъективного), переводится в область сознания человека, с тем, чтобы найти свое выражение в результатах дальнейшего поведения и деятельности.

Аналогично, как в теории обучения, анализ закономерностей воспитания, выявление описываемых в них связей между различными компонентами воспитательного процесса, позволяет формулировать ключевые принципы, необходимые для практической организации воспитания.

Принципы воспитания – основные положения и нормативные требования, определяющие содержание, организационные формы и методы процесса воспитания.

Принципы воспитания – исходные положения о способах достижения воспитательных целей с учетом законов воспитательного процесса.

Принцип воспитания, по сути, – вывод, который основан на выявленной, подтвержденной и объясненной закономерности, которая, в свою очередь, обосновывается выявленными противоречиями, присущими процессу воспитания (например, между нравственно-этическим идеалом общества и реальным уровнем и поведением воспитанника, или между признанием определяющего значения деятельности в развитии личности и фактически преимущественно словесным характером воспитания).

К основным принципам воспитания относят:

1. Принцип общественной направленности воспитания, заключающийся в соответствии воспитания социальным потребностям, интересам народа, страны, традициям, нормам.

К. Роджерс: «В наше время надо гораздо больше знать и уметь, чтобы уменьшить напряженность в человеческих отношениях».

2. Принцип субъектности, заключающийся в развитии способности воспитанника сознавать свое «Я», оценивать себя, отстаивать свою позицию, сопротивляться негативному влиянию среды, проявлять личные качества и способности.

К. Бокль: «Способности человека, насколько учит нас опыт и аналогия, безграничны; нет никакого основания полагать даже какой-нибудь воображаемый предел, на котором остановится человеческий ум».

3. Принцип взаимодействия воспитания с общественными процессами.

4. Принцип целостности воспитательного процесса.

5. Принцип непрерывности воспитания.

6. Принцип опоры на положительное в воспитаннике, формирование жизненного оптимизма.

И.И. Мечников: «Эволюция чувства жизни в развитии человека составляет настоящую основу философии оптимизма. Оно, это чувство, имеет громадное значение и потому должно быть по возможности изучено».

7. Принцип взаимосвязи уважения и требовательности к личности воспитанника.

8. Принцип дифференцированного подхода к воспитанию.

9. Принцип сотрудничества педагогов и воспитанников.

10. Принцип активизации нравственно-волевых сил воспитанников с возбуждением непосредственного интереса к делу и профессиональному росту.

С.П. Королев: «Если ты сделал быстро, но плохо, все скоро забудут, что ты сделал быстро, но зато долго будут помнить, что ты сделал плохо. Если ты сделал что-то медленно, но хорошо, то все скоро забудут, что ты работал медленно, но будут долго помнить, что сделал хорошо».

Педагог должен всегда помнить, что принципы воспитания – это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного, полного, комплексного, одновременного и фронтального воплощения в практику. Среди принципов воспитания нет главных и второстепенных – они важны одинаково и все. Кроме того, принципы воспитания – не рецепты, они не заменят знаний, опыта и мастерства педагога.

В процессе осуществления процесса воспитания особую важность приобретает то, чем наполнено взаимодействие педагога с воспитанниками и воспитанников с окружающим миром. Очерчивая ту совокупность ценностных отношений, которая относительно полно исчерпывает значимые для человеческой жизни отношения, мы обращаемся к еще одной составляющей процесса воспитания – содержанию воспитания.

Содержание воспитания –основные ценностные отношения, которые формируются в процессе воспитания.

Ценностные отношения – это отношения человека к наивысшим ценностям (человек, жизнь, общество и т.д.), а так же совокупность общепринятых, выработанных культурой, отношений (свобода, совесть, справедливость, равенство).

Ценностные отношения носят обобщающий характер и включают в себя всю сумму значимого для человеческой жизни.

Рассмотрим составляющие основных ценностных отношений:

1. Ценностное отношение к природе – интегрирует в себе наслаждение флорой и фауной; заботу о животных и растениях; беспокойство по поводу гибели природы; стремление к общению с природой и т.д.

2. Ценностное отношение к человеку – интегрирует в себе умение обнаруживать присутствие другого человека в окружающей среде; умение учитывать автономию и интересы другого человека; умение помогать человеку по мере сил; умение понимать человека во всех его проявлениях, объясняя то, что кажется странным; содействовать благу человека на Земле и т.д.

3. Ценностное отношение к жизни – интегрирует в себе признание права на жизнь каждого человека; бережливость по отношению к любым проявлениям жизни; образ жизни, достойный человека; осмысленную жизненную позицию и т.д.

Читать еще:  Как воспитать хорошего сына

4. Ценностное отношение к обществу – интегрирует в себе знакомство с общепринятыми нормативами; знание правовых основ и политического устройства; патриотизм и любовь к Родине и т.д.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитание выступает в роли одного из факторов жизни и развития общества. С социальной точки зрения воспитание — целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом. Например, создание учебных заведений составляет одно из проявлений воспитания как социального явления. С исторической точки зрения воспитание — процесс передачи одним поколением другому всего накопленного социального опыта.

С психологической точки зрения воспитание — процесс целенаправленного развития способности человека отражать мир и взаимодействовать с миром. В педагогике воспитание — процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника с целью формирования определенных качеств и свойств личности, способствующих саморазвитию и самореализации личности.

Т.о., воспитание — это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождение ребенка в контекст современной культуры, становление его как человека. Поскольку воспитание во многом определяется взглядами, привычками, образом жизни воспитателя, это позволяет рассматривать данный процесс как нечто внешнее по отношению к личности ребенка.

Благодаря воспитанию складываются собственная психологическая структура личности. Воспитание должно быть целенаправленным, систематическим. Воспитание — долговременный, непрерывный процесс, переходящий в самовоспитание. Результаты носят отсроченный и неодинаковый для всех характер. Могут обнаружиться не сразу, а спустя время после окончания школы. На разных учащихся воспитание оказывает различное влияние, что объясняется многообразием факторов и наличием собственной воли у каждого воспитуемого.

Две основных функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности.

Воспитание в широком смысле — весь процесс формирования личности, происходящий под влиянием окружающей среды, условий, строя и усвоение ЗУНов. В узком смысле — это специально организованный, целенаправленный, систематический процесс, направленный на формирование определенных качеств и характеристик развивающейся личности.

Структура воспитания — совокупность 3-х элементов, наличие которых обуславливает результативность воспитания:

  • 1. воспитывающая среда — совокупность окружающих ребенка обстоятельств, влияющих на личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. Содержание среды как фактора развития личности включает пространственное окружение, социально-поведенческое окружение, событийное и информационное окружение. Педагогу необходимо учитывать в воспитании влияние на ребенка окружающей его среды.
  • 2. деятельность — фактор развития личности. Любое развитие — это всегда новообразования, кт. родились в процессе деятельности, целенаправленной активности личности. Деятельность — это активная форма отношения субъекта к объекту. Общение — это особый вид деятельности, оно сопровождает все ее разновидности. Если педагогу не удается наладить общение с детьми, то предметная деятельность вряд ли станет плодотворной.
  • 3. осмысление своего Я в мире — поднимает ребенка на принципиально новый уровень жизни. Центральным моментом осмысления является постижение ценностного отношения к действительности, окружающей ребенка.

Специфика процесса воспитания: цель воспитания опосредована заказом общества. Цель всегда социальна и исторична, процесс воспитания определяет настоящее, но ориентирован на будущее, процесс воспитания зависит от условий протекания, в нем взаимосвязаны цели, содержание и результат, методы и средства, воздействие субъектов друг на друга, степень активности каждого, воспитание — процесс двусторонний и активный.

Воспитанием корректируется влияние наследственности и среды. Задача воспитания — воздействуя на интеллектуальную, эмоционально-чувственную, волевую, поведенческую сферы личности, придать их развитию конкретную направленность. Воспитание должно следовать за развитием, оно помогает вызреванию того, что заложено в человеке, и должно быть приспособлено к задаткам и способностям человека. Воспитание направляет развитие. Оно — главная сила в формировании личности. Слабость воспитания тяжело сказывается на формировании личности, т.к. не создает иммунитета к «-» условиям жизни. (Рубинштейн). Воспитание подчиняет развитие человека намеченной цели. Это заполнение пробелов в программе человеческого развития. Воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки.

Воспитание нередко отождествляют с социализацией. Социализация представляет собой процесс социального развития человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия. Воспитание — это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

Воздействуя на развитие, воспитание само зависит от развития, опирается на достигнутый уровень развития. Цели и методы воспитания должны соответствовать не только достигнутому уровню развития (ребенок выполняет задания самостоятельно), но и зоне ближайшего развития (разрешает проблему с помощью взрослых) (Выготский). Задача воспитания в том, чтобы создать зону ближайшего развития, кт. перешла бы в зону актуального развития. Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, кт. еще не созрели, но находятся в стадии становления. Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, обусловленного влиянием наследственности и среды.

Без воспитания развитие практически невозможно: не помогая ребенку познавать окружающий его мир, осмысливать его проблемы, находить пути их разрешения, не приучая ребенка к определенным нормам поведения, не развивая в нем способности, социально и личностно значимые качества, мы тем самым затормаживаем его развитие. Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия. Наследственность и среда же действуют бессознательно.

Характеризуя воспитание, прежде всего, подчеркивают его социальную основу. Воспитание человека возникает и осуществляется только в человеческом обществе и находится в глубокой зависимости от особенностей и уровня развития общества. Человек не только биологическое существо, но и социальное, значит, его формирование зависит от организации общества, от системы образования страны. Структура и характер системы обусловливаются состоянием, тенденциями развития общества. Государство, органы власти выражают эти тенденции и создают соответствующие системы образования, условия для воспитания.

Психологи научно доказали связь: поступок — привычка — характер. Для педагогики, воспитания важно, что привычки, т.е. условные рефлексы, стереотипы поведения, можно сознательно, целенаправленно вырабатывать. Об этом один из первых писал еще К.Д. Ушинский. Следовательно воспитание — это образование условных рефлексов. Советский психолог С.Л. Рубинштейн справедливо утверждал, что социальное действует на личность сквозь призму природного, это путь развития, формирования личности под влиянием факторов окружения и главного из них — целенаправленного воспитания.

Психологи интерпретируют процесс воспитания как процесс интериоризации: это перевод социальных, внешних по отношению к личности знаний, норм, ценностей во внутренний план, личности, т.е. образование новых по мере развития психологических структур личности. Понятием «интериоризация» психологи объясняют механизм формирования личности в процессе воспитания. Человек видит, воспринимаем действия, поведение других, подражает им, воспроизводит образцы, осваивает, присваивает себе нечто внешнее, имеющееся в социокультурной среде, делает это своим и качественно в психологическом плане изменяется. На основе этого становится возможным обратный процесс — экстериоризация — перевод из внутреннего плана во внешний, в деятельность среди людей. Т.о., во взаимодействии с окружающей средой и происходит формирование сложной психологической структуры личности. Интериоризации способствует воспитание, работа, деятельность, занятия взрослого, воспитателя с ребенком.

Принцип воспитания в педагогике — исходные положения, определяющие основные требования к процессу воспитания, его содержанию, формам и методам. Принципы указывают ведущие направления воспитательной деятельности, характеризуют особый стиль воспитания.

Требования к принципам: 1. Обязательность. Принципы воспитания — это не совет, не рекомендации; они требуют обязательного и полного воплощения в практику 2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное применение на всех этапах воспитательного процесса 3. Равнозначность. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.

  • 1. Целеустремленность — подчинение всей воспитательной работы, большой и малой, общей цели воспитания, определяющей все стороны воспитания;
  • 2. Связь воспитания с трудом, жизненной практикой. Это одно из фундаментальных положений педагогики. Следование этому принципу обязывает школу, систему воспитания выдвигать такие цели воспитания и его содержание, которые обеспечивают расширение опыта воспитуемых, успешную адаптацию молодежи к жизни. Следуя принципу связи воспитания с трудом, школа, семья, общество должны организовывать разнообразную трудовую деятельность учащихся, вовлекать их в труд;
  • 3. Воспитание в коллективе и через коллектив — создание правильного влияния коллектива на личность, правильных внутриколлективных отношений. Участие в жизни здорового, развитого коллектива, созданного в классе, является мощным воспитывающим средством. Педагог должен уметь создавать коллектив воспитанников, руководить им и использовать как педагогическое средство;
  • 4. Активность и самодеятельность учащихся. А.С. Макаренко и Н.К. Крупская проблему самоуправления, активности и самодеятельности выдвигали на одно из первых мест. Активная, сознательная деятельность воспитанников, когда они вовлечены в деятельность внутренне, психологически, морально. Это значит, что деятельность имеет для них смысл, личное значение, хотя это не всегда осознается. Активность проявляется в интересе, в ответственности, в положительных эмоциях;
  • 5. Уважение к личности и высокая требовательность к ней;
  • 6. Учет возрастных и индивидуальных особенностей. Младшие школьники иначе, чем старшеклассники, пересказывают, запоминают, общаются и т.д. Возрастные особенности детей обязывают учителя правильно выбирать характер общения, помощи, методы воспитания детей разного возраста;
  • 7. Опора на положительное в воспитании;
  • 8. Единство и целостность воспитательного процесса: а) между обучением и воспитанием, б) между нравственным, физическим, эстетическим, трудовым, умственным воспитанием, в) единство требований всех педагогов, д) единство школы, семьи и общественности. Это болезненная проблема: школа требует одно, а общество, средства массовой информации, улица учат другому. Даже учителя внутри школы действуют не всегда согласованно. Действия учителей должны быть направлены на обеспечение согласованных действий, взаимопонимания, единства требований, позиций семьи, улицы и школы. Для этого общество, школа должны работать с семьей и социальным окружением подростков и детей: осуществлять педагогическое просвещение и даже воспитание родителей, организовывать социальную и педагогическую работу.
Читать еще:  Идея воспитания в педагогике

Описанная совокупность принципов воспитания представляет систему основных требований к процессу воспитания. Все принципы тесно связаны между собой, характеризуя общий взгляд современной науки на воспитание.

Особое значение имеет характер отношений воспитателя и воспитанника. 3 стиля воспитательной деятельности:

  • 1) авторитарный стиль воспитания — означает, что учитель как бы стоит над учениками, сам, без обсуждений с ними, принимает решения о том, что и как им делать, требует подчинения и безоговорочного выполнения.
  • 2) демократический стиль общения учителя предполагает обсуждение и совместное принятие решений, распределение дел, поручения, опору на инициативу, самостоятельность воспитанников, органы самоуправления и т. д.
  • 3) либеральный стиль воспитательной деятельности характеризуется тем, что педагоги предоставляют почти неограниченную свободу воспитанникам, право самим выбирать вид занятий, деятельности и способы их организации, устанавливать отношения, правила общежития и многое другое.

Редко встречаются люди, придерживающиеся одного стиля в чистом виде. Как правило, в поведении педагога есть черты нескольких стилей общения с преобладанием какого-либо из них, что обусловлено не только индивидуальными профессиональными особенностями учителя, но и принятой в обществе, школе концепцией воспитания.

Общая характеристика процесса воспитания

Понятие «воспитание» является одним из центральных понятий в педагогике. От того, как производится трактовка этого термина, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности спрятанного за данным словом явления.

Исходное значение слово «воспитание» обусловлено корневой частью слова: «воспитание» – это вскармливание, питание ребёнка, не приспособленного к жизни. Первоначально это слово в русском языке соответствовало своему исходному значению.

Конечно, в современном обществе, воспитание не ограничивается вскармливанием и научением каким-либо простейшим (пусть и жизненно необходимым) навыкам. Кроме того, в нашей обыденной жизни часто понятие «воспитание» приравнивается к «нравоучению», «наставлению», «длинному и нудному морализированию». Подобные явления показывают, насколько многие из нас далеки от педагогического знания и хотя бы минимального представления о сущности и необходимых составляющих воспитания.

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной среды, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.

Исходя из определения, видно, что современная педагогика исходит из того, что понятие воспитание отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитуемых, их развивающихся отношений. Эти взаимодействия и обусловленные ими коммуникативные связи обозначаются понятием воспитательные отношения.

Сущность воспитательного процесса заключается в том, что внешнее (объективное) становится достоянием внутреннего (субъективного), переводится в область сознания человека, с тем, чтобы найти свое выражение в результатах дальнейшего поведения и деятельности.

Для воспитания характерны следующие особенности:

  1. 1. Целенаправленность и планомерность процесса воспитания.
  2. 2. Двусторонность.
  3. 3. Целостность.
  4. 4. Противоречивость.
  5. 5. Скачкообразность.
  6. 6. Многофакторность.
  7. 7. Длительность.
  8. 8. Связь индивидуализации и социализации личности.
  9. 9. Системность.

Аналогично, как в теории обучения, анализ закономерностей воспитания, выявление описываемых в них связей между различными компонентами воспитательного процесса, позволяет формулировать ключевые принципы, необходимые для практической организации воспитания.

Принципы воспитания по своей сути -основные положения и нормативные требования, определяющие содержание, организационные формы и методы процесса воспитания.

Принципы воспитания – исходные положения о способах достижения воспитательных целей с учетом законов воспитательного процесса.

Принцип воспитания, по сути, – вывод, который основан на выявленной, подтверждённой и объяснённой закономерности, которая, в свою очередь, обосновывается выявленными противоречиями, присущими процессу воспитания (например, между нравственно-этическим идеалом общества и реальным уровнем и поведением воспитанника, или между признанием определяющего значения деятельности в развитии личности и фактически преимущественно словесным характером воспитания).

К основным принципам воспитания относят:

  1. Принцип общественной направленности воспитания, заключающийся в соответствии воспитания социальным потребностям, интересам народа, страны, традициям, нормам.
  2. Принцип субъектности, заключающийся в развитии способности воспитанника сознавать своё «Я», оценивать себя, отстаивать свою позицию, сопротивляться негативному влиянию среды, проявлять личные качества и способности.
  3. Принцип взаимодействия воспитания с общественными процессами.
  4. Принцип целостности воспитательного процесса.
  5. Принцип непрерывности воспитания.
  6. Принцип опоры на положительное в воспитаннике, формирование жизненного оптимизма.
  7. Принцип взаимосвязи уважения и требовательности к личности воспитанника.
  8. Принцип дифференцированного подхода к воспитанию.
  9. Принцип сотрудничества педагогов и воспитанников.

10. Принцип активизации нравственно-волевых сил воспитанников с возбуждением непосредственного интереса к делу и профессиональному росту.

Педагог должен всегда помнить, что принципы воспитания – это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного, полного, комплексного, одновременного и фронтального воплощения в практику. Среди принципов воспитания нет главных и второстепенных – они важны одинаково и все. Кроме того, принципы воспитания – не рецепты, они не заменят знаний, опыта и мастерства педагога.

В процессе осуществления процесса воспитания особую важность приобретает то, чем наполнено взаимодействие педагога с воспитанниками и воспитанников с окружающим миром. Очерчивая ту совокупность ценностных отношений, которая относительно полно исчерпывает значимые для человеческой жизни отношения, мы обращаемся к ещё одной составляющей процесса воспитания – содержанию воспитания.

Содержание воспитания – основные ценностные отношения, которые формируются в процессе воспитания.

Ценностные отношения – это отношения человека к наивысшим ценностям (человек, жизнь, общество и т.д.), а так же совокупность общепринятых, выработанных культурой, отношений (свобода, совесть, справедливость, равенство).

Ценностные отношения носят обобщающий характер и включают в себя всю сумму значимого для человеческой жизни.

Рассмотрим составляющие основных ценностных отношений:

  • Ценностное отношение к природе – интегрирует в себе наслаждение флорой и фауной; заботу о животных и растениях; беспокойство по поводу гибели природы; стремление к общению с природой и т.д.
  • Ценностное отношение к человеку – интегрирует в себе умение обнаруживать присутствие другого человека в окружающей среде; умение учитывать автономию и интересы другого человека; умение помогать человеку по мере сил; умение понимать человека во всех его проявлениях, объясняя то, что кажется странным; содействовать благу человека на Земле и т.д.
  • Ценностное отношение к жизни – интегрирует в себе признание права на жизнь каждого человека; бережливость по отношению к любым проявлениям жизни; образ жизни, достойный человека; осмысленную жизненную позицию и т.д.
  • Ценностное отношение к обществу – интегрирует в себе знакомство с общепринятыми нормативами; знание правовых основ и политического устройства; патриотизм и любовь к Родине и т.д.
|следующая лекция ==>
Технология контроля образовательного процесса|Основные методы воспитания

Дата добавления: 2017-04-20 ; просмотров: 1960 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector