221madou.ru

Мама и Я
10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Голос и процесс его воспитания кратко

Тема 8. Голос и процесс его воспитания

Занятие проводится в интерактивной форме (мастер — класс)

Вопросы

а. звучность и выразительность

б. как добиться звучности

а. быстрота речи

б. недостатки тембра

в.тембр и его роль в передаче чувств

Практическая часть

Упражнения для постановки правильного дыхания.

Задание 1. Основная стойка Руки на поясе. На счет «раз» — подняться на носки, отведя локти назад. На счет «два» — спуститься на полную ступню, локти вперед, Темп медленный. При подъеме на носки — вдох, при опускании выдох. Повторите четыре раза.

Задание 2. Сделайте глубокий вдох и наполните легкие воздухом. Задержите дыхание, а затем скажите: “Ура, ура, ура”.

Задание 3. Представьте себе, что перед вами пять свечей. Погасите их по очереди резкими толчками выдыхаемого воздуха, добирая воздух после каждого толчка.

Задание 4. Тяните “а-а-а”, меняя звучность. Начинайте тихо и постепенно наращивайте звук, а затем снижайте его до полного вымирания.

Задание 5. Прочтите отрывок из поэмы А.С. Пушкина “Полтава” вслух, громко, не теряя связности мысли, производя добор дыхания в начале, середине и конце строки.

Задание 6.Выполните упражнения для постановки голоса Работа над дикцией. Артикуляционная гимнастика. Комплекс упражнений, тренирующих согласные, свистящие и шипящие звуки.

Задание 7. Тренировочные упражнения на произнесение скороговорок, насыщенных звуками с различными артикуляционными характеристиками.

Скороговорки: “Рапортовал, да недорапортовал, стал дорапортовывать — зарапортовался”, «Маланья – болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала”, «От топота копыт пыль по полю летит», «У осы не усы, не усища, а усики» и др.

Литература

1. Введенская Л.А, Павлова Л.Г. Деловая риторика. Ростов-на-Дону, 2000.

2. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. М., 2000.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г, Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи, Ростов-на-Дону, 2003.

4. Введенская Л.А.,Павлова Л.Г. Риторика для юристов Ростов-на-Дону, 2002.

5. Власенко Н.А. Язык права. Иркутск, 1997.

6. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.

7. Граудина Л.К. Русская риторика: Хрестоматия. дискутивно-полемическое красноречие. М.,2005.

8. Е.Н. Зарецкая. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации, гл. 8.

9. Ивакина Н.И. Основы судебного красноречия. М., 2001.

10. Кузнецов И.Н. Риторика. Минск, 2003.

11. Сопер П. Основы искусства речи М., 1992.

Тема 9. Интонация и пауза в устной речи

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10990 — | 8204 — или читать все.

Характеристика голоса и процесс его воспитания.

Поставить голос – значит, выявить природные задатки речеголосового аппарата и развить их, т.е. улучшить звучание речи путем тренировки.

Постановка голоса предполагает слаженную качественную работу трех составляющих: речевого дыхания, дикции и собственно голоса.

Назначение речевого дыхания – обеспечить достаточно сильную, ровную струю воздуха, проходящую через голосовые связки, чтобы голос был достаточно громким и ровным (не дрожал, не качался и не затухал бесконтрольно). Речевое дыхание должно быть незаметным (по возможности не стоит пыхтеть, сопеть и тяжело вздыхать без надобности).

Особенности речевого дыхания:
— Короткий вдох (лучше носом, но можно и ртом, если нос «свистит»).
— Объем вдоха – больше покойного (покойный вдох мы делаем, когда спим или просто дышим).
— Продолжительный, ровный (незатухающий) выдох, во время которого говорим.
— Соотношение времени вдоха и выдоха – примерно 1 : 10.
— Очередной вдох надо совершать по мере физической необходимости, во время ближайшей речевой паузы, быстро и незаметно. (Ораторы, которые «задыхаются» во время речи, как правило, делают преждевременный вдох, не освобождая легкие от излишков углекислого газа).

Хорошая дикция позволяет услышать речь в самых дальних рядах зала даже при слабом голосе. Плохая дикция – глушитель речи, грубый ее недостаток. Для обеспечения четкой дикции требуется дисциплина в произношении каждого согласного звука. Следует говорить «активным ртом». Это значит, что при произнесении речи, губы должны быть слегка напряжены, (а не произвольно болтаться). Согласные звуки надо четко артикулировать. Также надо стремиться создать во рту максимальный объем, чтобы язык не сдавливался окружающей поверхностью щек и челюстей и, таким образом, обеспечивал четкое формирование звуков.

Для увеличения объема ротовой полости и гортани, необходима также работа внутриглоточной артикуляции (мягкого нёба и гортанной щели):
1. Приподнять мягкое нёбо, т.е., глоточный «купол» (ощущения: хочется зевнуть).
2. Опустить гортанную щель (ощущения: кадык оттянут вниз, появляется звонкость, «металл» в голосе). Работа внутриглоточной артикуляции увеличивает объем ротовой полости и гортани, обеспечивая, таким образом, более качественное звучание голоса и рефлекторно улучшает смыкание голосовых связок.

Постановка голоса требует развития следующих характеристик голоса: силы, тональности и тембра.

1. Сила голоса тренируется громким пением и декламированием (произнесением речей). Голосовые связки – обычные мышцы, которые можно усилить путем тренировок.

2. Тональность голоса можно расширить, т.е. приблизить к потенциальным природным границам диапазона, делая напевные и речевые упражнения на нотах, приближающихся к крайнему верхнему и нижнему пределам диапазона (т.е. петь и говорить достаточно громко на завышенных и заниженных тонах – смотря в какую сторону вы собираетесь раздвинуть диапазон).

3. Тембр голоса показывает его насыщенность добавочными тонами (т.н. обертонами), — к основному тону голоса, рожденному в голосовых связках, прибавляются обертона, т.е. эхо, появившееся в результате отражения звуковой волны, рожденной в голосовых связках, от стенок резонаторов.

Резонаторы – это естественные полости в теле человека: грудной резонатор (легкие, трахея, бронхи), головной (ротовая полость, носоглотка) и центральный (гортань). Для того чтобы работа резонаторов обеспечивала максимальную окраску голоса, надо говорить на центре голоса.

Центр голоса – это та нота в диапазоне голоса, которая звучит при минимальном напряжении голосового аппарата. Определяется он «расслабленным стоном». (Представьте, что вы обессилены и расслабьтесь. Сделайте вдох, расслабьте гортань и начните выдыхать воздух сначала бесшумно, а затем попытайтесь издать самый слабый звук, на который способны – попробуйте простонать, как раненый, пытающийся подать признаки жизни. Прозвучавшая нота – центр голоса). Центр голоса укрепляется громким пением и декламированием на центральной голосовой ноте.

Читать еще:  Сенсорное воспитание детей

Помимо специальных напевных и речевых упражнений, голос можно тренировать, контролируя элементы постановки голоса в повседневных разговорах.

Очень важно, чтобы увеличение тренировочных нагрузок на голосовые связки происходило не в ущерб качеству звучания.

Поставленный речевой голос – сильный, насыщен обертонами, не дрожит, не качается, не сипит, не хрипит.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Голос и процесс его воспитания

В обыденной жизни наш голосовой аппарат довольно легко справлялся с нагрузкой, предлагаемой ему возникающими обстоятельствами. Но вот человеку приходится говорить перед аудиторией, говорить активно, убеждая десятки людей, говорить длительное время. В этих изменившихся условиях бытовых навыков речи, привычных приемов голосоведения уже недостает. Публичная речь ставит перед голосовым аппаратом сложные задачи, неумелое пользование им в условиях повышенной нагрузки чаще всего приводит к возникновению различных функциональных, а порой и органических заболеваний.

Хорошо поставленный голос оратора дает возможность передать слушателям в звучащем слове мельчайшие смысловые оттенки, помогает аудитории воспринять мысль говорящего во всей ее содержательной полноте, создает определенный эмоциональный настрой, облегчающий восприятие. Наоборот, тусклый, монотонный, неразвитый голос быстро притупляет восприятие слушающих, мешает им вникнуть в существо дела.

От чего же зависит нормальное звучание голоса? Как можно развить его, или, как часто еще говорят, поставить? Какими знаниями, навыками и умениями в этой области должен обладать выступающий с речью?

Выделяются следующие основные качества профессионального речевого голоса:

  • Первое — достаточная сила звука . Он должен быть слышен в любой аудитории, даже при отсутствии технических средств усиления. Это качество носит название динамического диапазона голоса. Не следует смешивать понятия «сила звука» и «громкость». Сила звука — величина объективная, это — реальная энергия звука, измеряемая в децибелах. Громкость — субъективное понятие, связанное с нашим восприятием звука той или иной силы.
  • Второе — посыл звука , то есть его способность достигать нужной точки, долетать до каждого слушателя.
  • Третье — подвижность, гибкость голоса, так называемый звуковысотный диапазон, позволяющий передавать мысль говорящего во всей ее полноте и разнообразии оттенков в меняющемся интонационном мелодическом рисунке устной речи.
  • Четвертое — тембр голоса . От того, насколько выразителен голос в своей тембральной окраске, зависит легкость восприятия слушателями смысла высказывания.
  • Пятое — полетность звука , его способность выделяться на фоне других звуков и шумов, не смешиваясь с ними, не теряясь среди них.
  • Шестое — выносливость , малая утомляемость голоса, позволяющая не терять основные свойства звучания при длительном интенсивном выступлении, выдерживать значительную голосовую нагрузку.

Как же выработать у себя эти необходимые голосовые качества?

Первый этап работы над голосом — освобождение фонационных путей, создание наилучших условий для свободного звучания. Для этого необходимо снять излишнее мышечное напряжение в области гортани, где расположены голосовые связки, и плечевого пояса. После этого можно переходить к следующему этапу — отыскать под наслоениями привычек свой естественный, свободный природный голос, то звучание, которое является для каждого из нас максимально органичным, возникает легко, без всяких мышечных усилий.

Наиболее простым и эффективным способом нахождения такого звучания признаны упражнения типа «Стон», «Баюканье».

Упражнение 1. «Стон». Представьте себе, что вам нездоровится. Болит голова, горло. Вам надо обратить на себя внимание кого-либо из близких, находящихся в той же комнате. Голосовое усилие, особенно связанное с физическим напряжением гортани, причиняет боль.

Привлеките к себе внимание легким звуком, родившимся на самых кончиках губ: «ммммм. мм. ммммм. ».

Не изображайте болезнь, просто немного расслабьтесь физически, пусть ваш стон будет похож на легкое мычание, возникающее на самых кончиках сомкнутых губ. Не напрягайтесь, не сопровождайте звук придыхательным толчком, — это стон, а не оханье и тем более не кряхтенье. Следите за дыханием, пусть оно будет достаточно активным, как бы сдувает этот легкий звук с кончиков губ.

Как только вы привыкнете собирать звук в одну точку, фокусируя его на кончиках губ, так чтобы ощутить их вибрацию, можно переходить к следующему упражнению.

Упражнение 2. «Баюканье». Сядьте удобно, свободно, расслабясь, сохраняя прямую осанку. Вам предстоит убаюкать малыша. Вы устали, сами хотите спать, а малыш все никак не засыпает. Потихоньку баюкайте его тихим мычанием сквозь сомкнутые губы: «ммм-ммм-ммм-м. ммм-ммм-ммм-м. » . Чуть раскачивайтесь в такт баюканью. Только не пойте, не включайте голос, а именно негромко мычите, не раскрывая рта, ровно, спокойно, без резких звуковых толчков, но достаточно энергично. Дыхание активное, спокойное. Рот приоткрыт, звук рождается не в горле, а на кончиках губ, так что вы ощущаете их вибрацию.

Теперь попробуйте в конце каждого созвучия чуть приоткрыть губы, заканчивая его гласным звуком «а»: «ммм-ммм-ммм-ма. ммм-ммм-ммм-ма. ммм-ммм-ммм-ма. » .

Выпускайте гласный звук «а» в конце каждого созвучия: «ммааммаа-ма. ммаа-ммаа-ма. ммаа-ммаа-мма. » . Не открывайте на гласном звуке широко рот. Пусть гласные чуть выдуваются через губы, собранные как для свиста, не полощите звуком горло, звук возникает на кончиках губ.

Упражнение 3. «Радиограмма». Попробуйте передать звуком, как азбукой Морзе, нужный сигнал. Настройте свой передатчик на нужную волну: «ммммм. ммммм. ммм. » .

Высота звука здесь должна быть, как и в предыдущих упражнениях, наиболее органичной для вас, звук рождается свободно, на самых кончиках губ. Положив руку на воображаемый ключ, начинайте отстукивать свой сигнал, пусть он звучит как зуммер: «ммам-мам-мам. мам-мам-мам. мммаммм-мммаммм. » . Не проговаривайте звуки, а «мычите» свой текст, пусть короткая гласная как бы прорывается сквозь непрерывное звучание согласной.

Читать еще:  Умственное воспитание детей

Снова пошлите свою радиограмму, только теперь уже пользуясь всеми гласными основного ряда, расположенными в порядке: «А», «Э», «О», «У», «Ы», «И» .

Повторяйте многократно свой текст: «мммаммм. мммэммм. мммоммм. мммуммм. мммыммм. мммиммм. » . Не пойте гласные, а отстукивайте их своим «ключом» отрывисто, коротко на фоне непрерывного согласного звука «м».

Теперь передайте текст: «ма-ма-маммм. мэ-мэ-мэммм. мо-мо-моммм. му-му-муммм. мы-мы-мыммм. ми-ми-миммм . ».

Мы ввели в наши упражнения гласные звуки. Они, в силу различия в образовании, могут зазвучать в разных местах нашего речевого аппарата — у зубов, в куполе твердого нёба, в гортани. Возникает так называемая «пестрота гласных». Чтобы справиться с ней, следует научиться собирать все гласные в одну точку, как бы фокусируя их на кончиках губ.

Упражнение 4. «Перекличка в лесу». Окликните друзей, находящихся неподалеку: «Аа-ааа-аууу!» . Пусть голос звучит негромко, без всякого напряжения, на отзвуке, напоминая отдаленное эхо. Не раскрывайте слишком широко рот, следите за тем, чтобы звуки «а» и «у» возникали не в полости рта, а на самом кончике чуть собранных губ.

Никто не отозвался. Позовите чуть активнее: «Эээ-эээ-эээй!» .

Не позволяйте гласным менять позицию, «заваливаться» назад, не допускайте придыхания, горлового призвука. Все звуки образуются в одной точке — на самом кончике губ.

Следующий этап работы — развитие динамического диапазона голоса, который зависит от умелого использования дыхания и резонаторов акустической системы.

Для усиления звука голоса необходимо, в первую очередь, активизировать дыхание, а затем умело использовать резонаторы — акустическую систему, способную усиливать звук. Такой природной системой в нашем теле служат полости, расположенные над связками (глотка, лицевые пазухи, купол твердого нёба, черепная коробка), или так называемая верхняя система резонаторов, и нижняя система, расположенная под связками, — в первую очередь грудная полость.

При направленности звука в нижние резонаторы включается грудной регистр голоса, наиболее богатый дополнительными тонами (обертонами), придающими голосу определенную тембральную окраску. От грудного (нижнего) регистра зависит сила и выразительность звука. При тренировке этой системы ощущается сильная вибрация грудной клетки. Головной (или верхний) регистр придает звуку голоса звонкость, полетность. Для него характерны звуки высокого тона. Этот регистр беднее обертонами, зато от него зависит звучность, слышимость голоса.

Особого внимания требует основной регистр речевого голоса (в отличие от певческого, где допускается использование каждого из регистров отдельно) микст — смешанный регистр, при котором резонация усиливается в направлении, обратном высоте тона. Так, при низких тонах, когда грудная резонация и так достаточно сильна, нужно стремиться максимально использовать верхний (головной) резонатор, а при высоких тонах, включающих головные резонаторы, — нижний (грудной) резонатор. Только в этом случае мы можем обеспечить активное и ровное звучание во всем диапазоне.

Во всех упражнениях на развитие динамического диапазона необходимо особо внимательно следить за верным голосоведением, свободой фонационных путей, хорошим посылом. Все это требует четкой работы дыхания. Время от времени необходимо проверять себя на упражнениях по развитию дыхания и на первых голосовых упражнениях.

Ниже приводятся примеры упражнений, помогающих вырабатывать верную резонацию.

Упражнение 5. «Колокола». Попробуйте имитировать голосом звучание большого колокола: «бом-м-м. бом-м-м. бом-м-м. ».

Короткий удар гласной «о» на удобной для вас низкой ноте и долгое гудение на звуке «м». Следите за тем, чтобы оба звука не «заваливались» назад, а звучали бы в передней позиции, на губах.

А теперь перебросьте звук в верхний регистр — зазвонили малые колокола, образуя веселый перезвон: «бим-бим-биммм. бим-бим-биммм. бим-бим-биммм. ».

Звук должен свободно возникать на кончиках губ, без мышечного напряжения на удобной для вас высокой ноте.

Объедините звучание всех ваших «колоколов» в среднем тоне: «баммм. баммм. баммм. баммм. баммм. ».

Положите одну руку на грудь, а другую на темя, контролируя оба резонатора, которые должны звучать одновременно. При верной позиции звука должна ощущаться сильная вибрация в области «маски» (носовые пазухи, зубы, губы).

Продолжением работы над речевым голосом является развитие звуковысотного диапазона. Он служит основным средством интонационно-мелодической выразительности голоса. «. Хорошие голоса в разговорной речи редки, — писал К.С. Станиславский. — Если же они и встречаются, то оказываются недостаточными по силе и по диапазону. А с голосом, поставленным на квинту, не выразишь «жизни человеческого духа».

Человеческий голос способен меняться по высоте в очень большом диапазоне. Для тренированного речевого голоса этот диапазон равен примерно двум октавам, однако в обыденной речи чаще всего обходятся гораздо меньшим диапазоном.

Диапазон голоса — качество, развиваемое специальными упражнениями. Делать их следует очень осторожно, следя за добором дыхания, за правильной позицией звука, «фокусированного» на кончиках губ. Не следует стремиться достичь предельной высоты звука, надо останавливаться, прежде чем возникает голосовое напряжение. Не нужно все время непрерывно идти вверх по диапазону, время от времени необходимо делать небольшие «отходы» — понижения, после чего можно продолжать голосовой подъем. Вот некоторые из таких упражнений.

Упражнение 6. «Книжки». Прочтите отрывок из стихотворения С. Маршака «Книжка про книжки»:

У Скворцова / Гришки / Жили-были / Книжки —
Грязные, / Лохматые, / Рваные, / Горбатые,
Без конца / И без начала, / Переплеты / Как мочала,
На листах / Каракули. / Книжки / Горько / Плакали.

Распределите звуковое нарастание в соответствии с нарастанием по смыслу. Повышайте звук от строчки к строчке постепенно, по полутонам, не стремитесь непременно «забраться» на самые верха; как только появится напряжение, отступите по тону назад и затем снова продолжайте равномерное повышение. Зато понижение пусть будет активным, тремя резкими ступенями:

Книжки / горько / плакали!

Воспитание речевого голоса — работа кропотливая и настойчивая. Важно усвоить методические приемы, позволяющие вести дальнейшую тренировку самостоятельно. Назовем основные из них:

  • навык контроля за активным смешанным диафрагмально-реберным дыханием, обеспечивающим нормальный процесс голосоведения;
  • контроль за свободой фонационных путей, снятие напряжения с мышц гортани и плечевого пояса;
  • умение «сфокусировать» звук на кончиках губ, убирая «пестроту гласных», сравнивая гласные;
  • навыки развития звуковысотного диапазона, исключающего звуковой монотон;
  • навыки речи на смешанном регистре («миксте»);
  • навыки ровного, слитного звучания при активном посыле звука.
Читать еще:  Творческое воспитание детей дошкольного возраста

Помимо специальной тренировки необходимо следить за своей бытовой речью. Не говорите при расслабленном дыхании, не напрягайте мышц шеи. Если в области гортани возникает чрезмерное мышечное напряжение — зажим, его можно убрать, вызвав сознательно ощущение зевка. Зевок этот следует делать, не открывая рта, по возможности незаметно для окружающих. Собирайте звук на кончиках губ, не говорите на одной ноте, особенно высокой, добивайтесь ровного, слитного звучания при активном посыле звука, используйте смешанный регистр.

Голос и процесс его воспитания

ТЕМА 7. ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ РЕЧИ

Речевой аппарат

Эффективность публичного выступления зависит не только от содержания речи, соблюдения норм литературного языка, но и от технического оформления выступления, то есть, как произноситься речь.

Техника речи включает в себя следующие компоненты: темп – скорость речи. В понятие темпа входят: быстрота речи в целом, длительность звучания отдельных слов, пауза; тембр – характерная артикуляционно-акустическая окраска голоса; дикция – четкое произнесение букв, слов и предложений в соответствии с нормативными правилами произношения и ударения.

Голосообразование – сложный многофункциональный процесс. Он совершается в организме человека автоматически, согласно особой «программе», вырабатываемой специальными центрами, которые находятся в коре головного мозга. Эта программа зависит от того какую речевую задачу должен решать человек в данной ситуации. В условиях публичного выступления перед голосовым аппаратом ставятся сложные задачи, обусловленные повышенной нагрузкой: психологической, эмоциональной и т. д. Необходимо оттачивать техническое мастерство речи. Хорошо поставленный голос оратора создает определенный эмоциональный настрой, способствует смысловому восприятию выступления.

Речевой аппарат состоит из четырех частей: дыхательных органов, вибраторов, резонаторов и артикуляторов.

Дыхательные органы – нечто вроде мехов; они включают легкие, мускулатуру, втягивающую воздух в легкие, и другие мышцы, которые для сильных и контролируемых выдыханий, требуемых речью, выталкивают воздух из легких.

Вибраторы– это голосовые связки. Они расположены горизонтально в дыхательном горле, где оно переходит в гортань, и прикреплены к передней стенке так, что в ослабленном состоянии образуют римскую цифру V. Когда они напряжены и сомкнуты, устремляющийся вверх из легких воздушный поток заставляет их быстро вибрировать, порождая звуковые голосообразующие колебания.

Резонаторы– включают гортань полости рта и носа. Они усиливают и обогащают звук, возникший благодаря действию голосовых связок. Изменения в форме и объеме полости рта придают во время речи отчетливость каждому звуку или создают резонанс.

Актикуляторы, наиболее важные из которых язык и губы, нижняя челюсть и мягкое небо, образуют из звуков слоги и слова.

Эти части голосового аппарата участвуют в создании свойств голоса:

— темп (характеристика голоса: быстрый, средний, медленный);

— сила (характеристика голоса: громкий, средний, тихий);

— высота (характеристика голоса: низкий, средний, высокий).

Таким образом, владение голосом является важнейшим качеством не только оратора, но и любого человека. Поэтому необходимо управлять своим голосом.

Голос и процесс его воспитания

(звучность, выразительность, высота голоса)

Голос – это мы и наши мысли. То, что мы говорим, в значительной мере предопределяет, будет ли нас слушать аудитория. Но от нашего голоса зависит, можно или нельзя нас слушать вообще. Важными свойствами голоса являются звучность, выразительность и высота.

Звучность – дает возможность донести речь до всей аудитории, с помощью звука, делая его то громче, то тише. Звучность голоса дает оратору возможность донести речь до всей аудитории. Недостаток звучности в процессе выступления сопровождается репликами: «Говорите громче!». Хорошая звучность голоса способствует тому, что аудитория слышит каждое произнесенное слово.

Чтобы добиться звучности голоса, в первую очередь необходимо:

-правильно поставить дыхание, оно должно быть глубоким, частым и контролируемым;

— повысить четкость артикуляции;

Выразительность – отмечает важность того или иного слова в предложении. Выразительность в пределах одного слова называется ударением. К выразительности речи также относят ритм и интонацию. Они в тексте определяются эмоционально-оценочным смыслом, выражающим отношение автора к изображаемому.

Интонация имеет большое значение при произнесении речи. Акустический компонент интонации – тон. Тон (греч. Tonos «натянутая веревка, натяжение, напряжение». Тон звуков речи, предполагает высоту гласных, сонорных и звонких шумных согласных. Он формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые связки, полости рта и носа. В результате колебания голосовых связок возникает основной тон звука, важнейший компонент речевой интонации. С помощью тона создается мелодический рисунок речи (Русский язык и культура речи. Введенская, Павлова, с.361).

Существует четыре вида интонации: восходящая, нисходящая, ускоряющаяся и замедляющаяся. Их чередование и делает речь изящной и обаятельной. Некоторые ораторы часть своей речи (обычно заключение) произносят в восходящей и ускоряющейся интонации, чем достигают особой выразительности.

Основной задачей оратора является умение тонировать собственную речь. При этом необходимо иметь в виду, что не украшает речь и слишком высокий и слишком низкий тон (высокий тон утомляет, низкий – требует большого напряжения). Большим недостатком речи является монотонность. Она возникает в том случае, когда высота звука остается неизменной на всем протяжении речи.

Высота – диапазон голоса, то есть совокупность звуков различной высоты.

Диапазон голоса соответствует показателям музыкальной шкалы и определяется частотой колебаний голосовых связок в секунду. Перемена в высоте звучания достигается двумя путями: переходом и плавным скольжением. Переход представляет сдвиг в высоте от одной звуковой единицы к другой, причем за звуковую единицу принимается слог. Скольжение, или модуляция, — это смена высоты в пределах одной звуковой единицы (В.Н.Кузнецов, с.33). Высота голоса бывает низкой, средней, высокой.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector