221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Голос и процесс его воспитания

Характеристика голоса и процесс его воспитания.

Поставить голос – значит, выявить природные задатки речеголосового аппарата и развить их, т.е. улучшить звучание речи путем тренировки.

Постановка голоса предполагает слаженную качественную работу трех составляющих: речевого дыхания, дикции и собственно голоса.

Назначение речевого дыхания – обеспечить достаточно сильную, ровную струю воздуха, проходящую через голосовые связки, чтобы голос был достаточно громким и ровным (не дрожал, не качался и не затухал бесконтрольно). Речевое дыхание должно быть незаметным (по возможности не стоит пыхтеть, сопеть и тяжело вздыхать без надобности).

Особенности речевого дыхания:
— Короткий вдох (лучше носом, но можно и ртом, если нос «свистит»).
— Объем вдоха – больше покойного (покойный вдох мы делаем, когда спим или просто дышим).
— Продолжительный, ровный (незатухающий) выдох, во время которого говорим.
— Соотношение времени вдоха и выдоха – примерно 1 : 10.
— Очередной вдох надо совершать по мере физической необходимости, во время ближайшей речевой паузы, быстро и незаметно. (Ораторы, которые «задыхаются» во время речи, как правило, делают преждевременный вдох, не освобождая легкие от излишков углекислого газа).

Хорошая дикция позволяет услышать речь в самых дальних рядах зала даже при слабом голосе. Плохая дикция – глушитель речи, грубый ее недостаток. Для обеспечения четкой дикции требуется дисциплина в произношении каждого согласного звука. Следует говорить «активным ртом». Это значит, что при произнесении речи, губы должны быть слегка напряжены, (а не произвольно болтаться). Согласные звуки надо четко артикулировать. Также надо стремиться создать во рту максимальный объем, чтобы язык не сдавливался окружающей поверхностью щек и челюстей и, таким образом, обеспечивал четкое формирование звуков.

Для увеличения объема ротовой полости и гортани, необходима также работа внутриглоточной артикуляции (мягкого нёба и гортанной щели):
1. Приподнять мягкое нёбо, т.е., глоточный «купол» (ощущения: хочется зевнуть).
2. Опустить гортанную щель (ощущения: кадык оттянут вниз, появляется звонкость, «металл» в голосе). Работа внутриглоточной артикуляции увеличивает объем ротовой полости и гортани, обеспечивая, таким образом, более качественное звучание голоса и рефлекторно улучшает смыкание голосовых связок.

Постановка голоса требует развития следующих характеристик голоса: силы, тональности и тембра.

1. Сила голоса тренируется громким пением и декламированием (произнесением речей). Голосовые связки – обычные мышцы, которые можно усилить путем тренировок.

2. Тональность голоса можно расширить, т.е. приблизить к потенциальным природным границам диапазона, делая напевные и речевые упражнения на нотах, приближающихся к крайнему верхнему и нижнему пределам диапазона (т.е. петь и говорить достаточно громко на завышенных и заниженных тонах – смотря в какую сторону вы собираетесь раздвинуть диапазон).

3. Тембр голоса показывает его насыщенность добавочными тонами (т.н. обертонами), — к основному тону голоса, рожденному в голосовых связках, прибавляются обертона, т.е. эхо, появившееся в результате отражения звуковой волны, рожденной в голосовых связках, от стенок резонаторов.

Резонаторы – это естественные полости в теле человека: грудной резонатор (легкие, трахея, бронхи), головной (ротовая полость, носоглотка) и центральный (гортань). Для того чтобы работа резонаторов обеспечивала максимальную окраску голоса, надо говорить на центре голоса.

Центр голоса – это та нота в диапазоне голоса, которая звучит при минимальном напряжении голосового аппарата. Определяется он «расслабленным стоном». (Представьте, что вы обессилены и расслабьтесь. Сделайте вдох, расслабьте гортань и начните выдыхать воздух сначала бесшумно, а затем попытайтесь издать самый слабый звук, на который способны – попробуйте простонать, как раненый, пытающийся подать признаки жизни. Прозвучавшая нота – центр голоса). Центр голоса укрепляется громким пением и декламированием на центральной голосовой ноте.

Помимо специальных напевных и речевых упражнений, голос можно тренировать, контролируя элементы постановки голоса в повседневных разговорах.

Очень важно, чтобы увеличение тренировочных нагрузок на голосовые связки происходило не в ущерб качеству звучания.

Поставленный речевой голос – сильный, насыщен обертонами, не дрожит, не качается, не сипит, не хрипит.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

По сценической речи

Место проведения: Центр внешкольной работы, актовый зал.

Время проведения: 19 ноября 2011 г.

Возраст воспитанников: 12-14 лет

Тема занятия: Голос и процесс его воспитания.

Цели занятия: Освоение воспитанниками игровой методики воспитания собственного голоса.

Задачи:

Образовательная – усвоение методических приемов для тренировки речевого голоса.

Воспитательная – воспитание потребности совершенствовать свои голосовые качества

Развивающая – развитие динамического и звуковысотного диапазона голоса.

Материальное и методическое обеспечение занятия: план урока, конспект, журнал учета посещаемости обучающихся, наглядный материал, карточки с заданиями.

Ход занятия:

3.Организационный этап

Цель: организация начала занятия, создание психологического настроя, подготовка студентов к работе.

Приветствие воспитанников, проверка по спискам наличия учащихся. Тест-игра на создание психологического настроя японских психологов «По десятибалльной шкале».

2. Подготовительный этап

Цель: обеспечение мотивации воспитанника к восприятию нового материала, сообщение темы, цели занятия.

Вот мы сейчас с вами поговорили. Горло ни у кого не болит, никто не устал. В обыденной жизни голосовой аппарат довольно легко справляется с нагрузкой, предлагаемой ему возникающими обстоятельствами. Я приглашаю Лену на сцену и прошу прочитать монолог перед всей группой. (воспитанница читает, ошибается, голос то громче, то тише). Стоп! Видите, условия изменились. Речь стала публичной и она ставит перед голосовым аппаратом сложные задачи. Неумелое пользование голосовым аппаратом в условиях повышенной нагрузки приводит к заболеваниям.

Сегодня мы с вами поговорим о механизме голосообразования, рассмотрим основные качества профессионального речевого голоса, определим какие недостатки у каждого из нас, и как их можно устранить. А также разучим игровую методику работы над голосом.

3. Основной этап

Цель: усвоение новых знаний; первичная проверка понимания; закрепление знаний.

Теоретический материал. Рассмотрим основные понятия темы: «Голосообразование», «Сила звука», «Динамический диапазон голоса», «Подвижность», «Тембр», «Выносливость». Этапы работы над голосом.

Голосообразование — сложный многофункциональ­ный процесс, который совершается в организме человека автоматически, согласно особой «программе», выраба­тываемой специальными центрами, которые находятся в коре головного мозга. Эта программа зависит от того, какую речевую задачу должен решать человек в данной ситуации.

Выделяются основные качества профессионального речевого голоса:

· Сила звука — динамический диапазон голоса, он должен быть слышен в любой аудитории.

· Посыл звука — способность достигать нужной точки, долетать до каждого слушателя.

· Подвижность, гибкость — интонационно-мелодический рисунок.

· Полетность звука — способность выделяться на фоне других звуков и шумов.

· Выносливость — малая утомляемость голоса.

Первый этап работы над голосом — освобождение фонационных путей, создание наилучших условий для свободного звучания. Для этого необходимо снять излишнее мышечное напряжение в области гортани, где расположены голосовые связки, и плечевого пояса. После этого можно переходить к следующему этапу — отыскать свой естественный, свободный природный голос, то звучание, которое является для каждого из нас максимально органичным, возникает легко, без всяких мышечных усилий.

Практическая работа.

Теоретический материал сопровождается звуковой иллюстрацией (разные голоса записаны на фонограмму) и выполнением упражнений (которые тут же разучиваются).

· «Радиограмма». Попробуйте передать звуком, как азбукой Морзе, нужный сигнал. Настройте свой пере­датчик на нужную волну: «ммммм. ммммм. ммм. ». Высота звука здесь должна быть органичной для вас, звук рождается свободно, на самых кончиках губ. Положив руку на воображаемый ключ, начинайте отстукивать свой сигнал, пусть он звучит как зуммер: «ммам-мам-мам. мам-мам-мам. мммаммм-мммаммм. ». Не про­говаривайте звуки, а «мычите» свой текст, пусть короткая гласная как бы прорывается сквозь непрерывное. Звучание согласной. Снова пошлите свою радиограмму, только теперь пользуясь всеми гласными основного ряда, распо­ложенными в порядке: «А», «Э», «О», «У», «Ы», «И». Повторяйте, многократно свой текст: «мммаммм. мммэммм. мммоммм. мммуммм. мммыммм. мммиммм. ». Не пойте гласные, а отстукивайте их своим «ключом» отрывисто, коротко на фоне непре­рывного согласного звука «м».

· «Перекличка в лесу» Окликните друзей, находя­щихся неподалеку: «Аа-ааа-аууу!». Пусть голос звучит негромко, без всякого напряжения, на отзвуке, напо­миная отдаленное эхо. Не раскрывайте слишком ши­роко рот, следите за тем, чтобы звуки «а» и «у» возни­кали не в полости рта, а на самом кончике чуть собранных губ. Никто не отозвался. Позовите чуть активнее: «Эээ-эээ-эээй!». Не позволяйте гласным менять позицию, «завали­ваться» назад, не допускайте придыхания, горлового призвука. Все звуки образуются в одной точке — на самом кончике губ.

Читать еще:  Механизмы семейного воспитания это

· «Колокола» Попробуйте имитировать голосом зву­чание большого колокола: «бом-м-м. бом-м-м. бом-м-м. ». Короткий удар гласной «о» на удобной для вас низкой ноте и долгое гудение на звуке «м». Следите за тем, чтобы оба звука не «заваливались» назад, а звуча­ли бы в передней позиции, на губах. А теперь перебросьте звук в верхний регистр — зазвонили малые колокола, образуя веселый перезвон: «бим-бим-бимммбим-бим-оиммм. бим-бим-биммм. ». Звук должен свободно возникать на 42, 15, 16, 41кончиках губ, без мышечного напряжения на удобной для вас высо­кой ноте. Объедините звучание всех ваших «колоколов» в среднем тоне: «баммм. баммм. баммм. баммм. баммм. ». Положите одну руку на грудь, а другую на темя, контролируя оба резонатора, которые должны звучать одновременно. При верной позиции звука должна ощу­щаться сильная вибрация в области «маски» (носовые пазухи, зубы, губы).

· «Глашатаи». Возьмите текст глашатая из пьесы А. Н. Островского «Снегурочка»:

Слушайте — послушайте, На частые ступени,

Государеву волю! В дубовые двери,

Идите в красные ворота В государевы палаты,

На красный царский двор. Суд судить, ряд рядить.

Созывайте народ этим кличем. Произносите текст громко, чуть растягивая гласные, на широком актив­ном дыхании, очень точно собрав звук, как бы в рупор мегафона. Можете для начала даже поднести к губам сложенные рупором ладони, фокусируя в них звук голоса. Не забывайте добирать дыхание после каждой строчки. Выдох должен быть ровным, не только не ослабевающим, но даже усиливающимся в конце каж­дой строки.

4. Контрольный этап

Цель:выявление качества, уровня знаний; коррекционная работа.

Устный опрос и выполнение (самостоятельно) некоторых упражнений.

· Каков механизм голосообразования?

· Охарактеризуйте основные качества речевого профессионального голоса.

· Каковы условия для свободного звучания голоса? Какими упражнениями его тренируют (продемонстрируйте то, которое запомнили).

· Что такое «посыл звука»? Как его тренировать? И др.

5. Итоговый этап

Цель: дать оценку успешности достижения цели, анализ причин достижения или не достижения цели.

Педагог оценивает занятие. Достигнута ли цель. Усвоили ли воспитанники коллектива материал, особенно практический. Дает литературу по пройденной теме, где можно почитать дополнительный материал: Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. – Ростов–на-Дону: Феникс, 2006.

6. Информационный этап

Цель: сообщение о домашнем задании, о перспективах следующих занятий.

Составить план тренировки собственного голоса. Отработать изученные упражнения.

Приложение № 9.

Разработка (постановочного плана) литературного, драматургического материала

1. Режиссёрский анализ

1.1. Автор, его время и творчество

1.2. Первое впечатление от пьесы

1.3. Обоснование выбора

1.4. Сюжетный пересказ

1.5. Протокол происходящего, событийный ряд

1.6. Анализ композиционных, жанровых и стилевых особенностей

2. Режиссёрский замысел

2.1. Режиссёрское решение темы, идеи, конфликта пьесы

2.2. Сверхзадача, сквозное действие и «зерно»

2.3. Расстановка действующих лиц в конфликте

2.4. Сценическое решение характеров

2.5. Художественный образ

3. Режиссёрский план постановки

3.1 . Определение жанра

3.2 . Отбор режиссёрских выразительных средств

А) Композиция спектакля

Б) Перспектива ролей в создании спектакля

В) Принципы мизансценирования

Г) Атмосфера в спектакле

Д) Темпо — ритм в спектакле

Е) Музыкальная и шумовая партитура

Ж) Световая партитура

Список используемой литературыПриложение

Приложение № 10.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10280 — | 7951 — или читать все.

Голос и процесс его воспитания

Голосообразование— сложный многофункциональный процесс. Он совершается в организме человека автомати­чески, согласно особой «программе», вырабатываемой спе­циальными центрами, которые находятся в коре головно­го мозга. Эта программа зависит от того, какую речевую задачу должен решать человек в данной ситуации.

В обыденной жизни наш голосовой аппарат довольно легко справлялся с нагрузкой, предлагаемой ему возника­ющими обстоятельствами. Но вот человеку приходится говорить перед аудиторией, говорить активно, убеждая десятки людей, говорить длительное время. В этих изменившихся условиях бытовых навыков речи, привычныхприемов голосоведения уже недостает. Публичная речь ставит перед голосовым аппаратом сложные задачи, не­умелое пользование им в условиях повышенной нагрузки чаще всего приводит к возникновению различных функ­циональных, а порой и органических заболеваний.

Хорошо поставленный голос оратора дает возможность передать слушателям в звучащем слове мельчайшие смыс­ловые оттенки, помогает аудитории воспринять мысль го­ворящего во всей ее содержательной полноте, создает оп­ределенный эмоциональный настрой, облегчающий воспри­ятие. Наоборот, тусклый, монотонный, неразвитый голос быстро притупляет восприятие слушающих, мешает им вникнуть в существо дела.

От чего же зависит нормальное звучание голоса? Как можно развить его, или, как часто еще говорят, поста­вить? Какими знаниями, навыками и умениями в этой области должен обладать выступающий с речью?

Выделяются следующие основные качества профес­сионального речевого голоса:

Первое — достаточная сила звука-. Ондолжен быть слышен в любой аудитории, даже при отсутствии тех­нических средств усиления. Это качество носит название динамического диапазона голоса.

Второе — посыл звука,то есть его способность достигать нужной точки, долетать до каждого слушателя.

Третье — подвижность, гибкостьголоса, так называе­мый звуковысотный диапазон, позволяющий передавать мысль говорящего во всей ее полноте и разнообразии от­тенков в меняющемся интонационном мелодическом ри­сунке устной речи.

Четвертое — тембрголоса. От того, насколько выра­зителен голос в своей тембральной окраске, зависит лег­кость восприятия слушателями смысла высказывания.

Пятое — полетность звука, его способность выделяться на фоне других звуков и шумов, не смешиваясь с ними, не теряясь среди них.

Шестое — выносливость, малая утомляемость голоса, позволяющая не терять основные свойства звучания при длительном интенсивном выступлении, выдерживать зна­чительную голосовую нагрузку.

Как же выработать у себя эти необходимые голосовые качества?

Первый этап работы над голосом — освобождение фона­ционных путей, создание наилучших условий для свобод­ного звучания. Для этого необходимо снять излишнее мы­шечное напряжение в области гортани, где расположены голосовые связки, и плечевого пояса. После этого можно переходить к следующему этапу — отыскать под наслоени­ями привычек свой естественный, свободный природный голос, то звучание, которое является для каждого из нас максимально органичным, возникает легко, без всяких мышечных усилий.

Наиболее простым и эффективным способом нахождения такого звучания признаны упражнения типа «Стон», «Ба­юканье».

«Стон». Представьте себе, что вам нездоровится. Болит голова, горло. Вам надо обратить на себя внимание кого-либо из близких, находящихся в той же комнате. Голосо­вое усилие, особенно связанное с физическим напряжени­ем гортани, причиняет боль.

Привлеките к себе внимание легким звуком, родившимся на самых кончиках губ: «ммммм. мм. ммммм. ».

Не изображайте болезнь, просто немного расслабьтесь физически, пусть ваш стон будет похож на легкое мыча­ние, возникающее на самых кончиках сомкнутых губ. Не напрягайтесь, не сопровождайте звук придыхательным толчком, — это стон, а не оханье и тем более не кряхтенье!

Следите за дыханием, пусть оно будет достаточно ак­тивным, как бы сдувает этот легкий звук с кончиков губ.

Как только вы привыкнете собирать звук в одну точку, фокусируя его на кончиках губ, так чтобы ощутить их вибрацию, можно переходить к следующему упражнению.

«Баюканье».Сядьте удобно, свободно, расслабясь, со­храняя прямую осанку. Вам предстоит убаюкать малыша. Вы устали, сами хотите спать, а малыш все никак не за­сыпает. Потихоньку баюкайте его тихим мычанием сквозь сомкнутые губы: «ммм-ммм-ммм-м. ммм-ммм-ммм-м. ». Чуть раскачивайтесь в такт баюканью. Только не пойте, не включайте голос, а именно негромко мычите, не рас­крывая рта, ровно, спокойно, без резких звуковых толч­ков, но достаточно энергично. Дыхание активное, спокой­ное. Рот приоткрыт, звук рождается не в горле, а на кон­чиках губ, так что вы ощущаете их вибрацию.

Теперь попробуйте в конце каждого созвучия чуть при­открыть губы, заканчивая его гласным звуком «а»: «ммм-ммм-ммм-ма . ммм-ммм-ммм-ма. ммм-ммм-ммм-ма. ».

Выпускайте гласный звук «а» в конце каждого созвучия: «ммааммаа-ма. ммаа-ммаа-ма. ммаа-ммаа-мма. ». Не открывайте на гласном звуке широко рот. Пусть гласные чуть выдуваются через губы, собранные как для свиста, не полощите звуком горло, звук возникает на кончиках губ.

«Радиограмма». Попробуйте передать звуком, как аз­букой Морзе, нужный сигнал. Настройте свой передатчик на нужную волну: «ммммм. ммммм. ммм. ».

Высота звука здесь должна быть, как и в предыдущих упражнениях, наиболее органичной для вас, звук рожда­ется свободно, на самых кончиках губ. Положив руку на воображаемый ключ* начинайте отстукивать свой сигнал, пусть он звучит как зуммер: «ммам-мам-мам. мам-мам-мам. мммаммм-мммаммм. ». Не проговаривайте звуки, а «мычите» свой текст, пусть короткая гласная как бы прорывается сквозь непрерывное звучание согласной.

Снова пошлите свою радиограмму, только теперь уже пользуясь всеми гласными основного ряда, расположенными в порядке: «А», «Э», «О», «У», «Ы», «И».

Повторяйте многократно свой текст: «мммаммм. мммэммм. мммоммм. мммуммм. мммыммм. мммиммм. ». Не пойте гласные, а отстукивайте их своим «ключом» отрывисто, коротко на фоне непрерывного со­гласного звука «м».

Читать еще:  Этапы развития воспитания

Теперь передайте текст: «ма-ма-маммм. мэ-мэ-мэммм. мо-мо-моммм. му-му-муммм. мы-мы-мыммм. ми-ми-миммм . ».

Мы ввели в наши упражнения гласные звуки. Они, в силу различия в образовании, могут зазвучать в разных местах нашего речевого аппарата — у зубов, в куполе твер­дого нёба, в гортани. Возникает так называемая «пест­рота гласных». Чтобы справиться с ней, следует научить­ся собирать все гласные в одну точку, как бы фокусируя их на кончиках губ.

«Перекличка в лесу».Окликните друзей, находящихся неподалеку: «Аа-ааа-аууу!». Пусть голос звучит негромко, без всякого напряжения, на отзвуке, напоминая отдален­ное эхо. Не раскрывайте слишком широко рот, следите за тем, чтобы звуки «а» и «у» возникали не в полости рта, а на самом кончике чуть собранных губ.

Никто не отозвался. Позовите чуть активнее: «Эээ-эээ-эээй!».

Не позволяйте гласным менять позицию, «заваливаться» назад, не допускайте придыхания, горлового призвука. Все звуки образуются в одной точке — на самом кончике губ.

Хорошим упражнением для сравнивания гласных мо­жет послужить стихотворение С. Кирсанова «Станция «Маяковская»:

На новом Я будто

я снова в стихи

радуюсь — к поэту

здесь на встречу

так светло! с ним.

Читайте стихи четко, немного скандируя слова, делая заметное ударение на каждом слоге, не теряя при этом целостности, слиянности мысли. Помните, что каждое слово (или группа слов), стоящее на одной строчке-ступеньке поэтической лесенки, отделяется от другого паузой.

Следите за точной фокусировкой всех гласных на кон­чиках губ. Четко произносите каждый согласный звук.

В работе над речевым голосом нельзя обойти такой важ­ный элемент, как посыл звука.Он связан не с увеличени­ем силы звука, а с умением направить звук в нужную точку, добросить его до слушателей. Легкий, но энергич­ный толчок диафрагмы при выдохе позволяет нам подбро­сить звук кверху, как мячик, послать его на большое рас­стояние. Для отработки посыла звука выполняется уп­ражнение «Скакалка»(текст З.В. Савковой).

Со скакалкой я скачу, Голос звучен, льется ровно
Научиться я хочу И не прыгаю я словно.

Так владеть дыханьем, Раз — два!

Звук держать оно могло Раз — два!

бы Раз!
Глубоко, ритмично было Можно
И меня не подводило. прыгать

Я скачу без передышки целый

И не чувствую одышки. час.

Читайте его вслух, скандируя по слогам, в ритме чело­века, прыгающего со скакалкой (можно начинать упраж­нение, сопровождая его легкими поскоками). Не торопи­тесь. Успевайте добирать дыхание, следите за его равно­мерностью. Не разваливайте гласные звуки, они должны быть сфокусированы на кончиках губ, собранных как для свиста. Представьте себе, что вы говорите в рупор мегафона.

Следующий этап работы — развитие динамического ди­апазонаголоса, который зависит от умелого использования дыхания и резонаторов акустической системы.

Для усиления звука голоса необходимо, в первую оче­редь, активизировать дыхание, а затем умело использовать резонаторы— акустическую систему, способную усиливать звук. Такой природной системой в нашем теле служат по­лости, расположенные над связками(глотка, лицевые па­зухи, купол твердого нёба, черепная коробка), или так называемая верхняясистема резонаторов, и нижняясис тема, расположенная под связками,— в первую очередь грудная полость.

При направленности звука в нижние резонаторы вклю­чается грудной регистрголоса, наиболее богатый допол­нительными тонами (обертонами), придающими голосу определенную тембральную окраску. От грудного (нижне­го) регистра зависит сила и выразительность звука. При тренировке этой системы ощущается сильная вибрация грудной клетки.

Головной(или верхний) регистрпридает звуку голоса звонкость, полетность. Для него характерны звуки высо­кого тона. Этот регистр беднее обертонами, зато от него зависит звучность, слышимость голоса.

Особого внимания требует основной регистр речевого голоса (в отличие от певческого, где допускается исполь­зование каждого из регистров отдельно) — микст— сме­шанный регистр, при котором резонацияусиливается в направлении, обратном высоте тона.Так, при низких тонах, когда грудная резонация и так достаточно сильна, нужно стремиться максимально использовать верхний (го­ловной) резонатор, а при высоких тонах, включающих головные резонаторы, — нижний (грудной) резонатор. Толь­ко в этом случае мы можем обеспечить активное и ровное звучание во всем диапазоне.

Во всех упражнениях на развитие динамического диа­пазона необходимо особо внимательно следить за верным голосоведением, свободой фонационных путей, хорошим посылом. Все это требует четкой работы дыхания. Время от времени необходимо проверять себя на упражнениях по развитию дыхания и на первых голосовых упражнениях.

Ниже приводятся примеры упражнений, помогающих вырабатывать верную резонацию.

«Колокола».Попробуйте имитировать голосом звучание большого колокола: «бом-м-м. бом-м-м. бом-м-м. ».

Короткий удар гласной «о» на удобной для вас низкой ноте и долгое гудение на звуке «м». Следите за тем, чтобы оба звука не «заваливались» назад, а звучали бы в пере­дней позиции, на губах.

А теперь перебросьте звук в верхний регистр — зазво­нили малые колокола, образуя веселый перезвон: «бим-бим-биммм. бим-бим-биммм. бим-бим-биммм. ».

Звук должен свободно возникать на кончиках губ, без мышечного напряжения на удобной для вас высокой ноте.

Объедините звучание всех ваших «колоколов» в сред­нем тоне: «баммм. баммм. баммм. баммм. баммм. ».

Положите одну руку на грудь, а другую на темя, конт­ролируя оба резонатора, которые должны звучать одно­временно. При верной позиции звука должна ощущаться сильная вибрация в области «маски» (носовые пазухи, зубы, губы).

«Барабанщик».Барабанщик отбивает походный марш:

Пам-пара-па-памм-паммм. Пам-пара-па-памм-паммм. Пам-пара-па-памм-паммм. Пам. Памм. Паммм.

Продолжите это упражнение словами стихотворения А. Барто:

Голос и процесс его воспитания

В обыденной жизни наш голосовой аппарат довольно легко справлялся с нагрузкой, предлагаемой ему возникающими обстоятельствами. Но вот человеку приходится говорить перед аудиторией, говорить активно, убеждая десятки людей, говорить длительное время. В этих изменившихся условиях бытовых навыков речи, привычных приемов голосоведения уже недостает. Публичная речь ставит перед голосовым аппаратом сложные задачи, неумелое пользование им в условиях повышенной нагрузки чаще всего приводит к возникновению различных функциональных, а порой и органических заболеваний.

Хорошо поставленный голос оратора дает возможность передать слушателям в звучащем слове мельчайшие смысловые оттенки, помогает аудитории воспринять мысль говорящего во всей ее содержательной полноте, создает определенный эмоциональный настрой, облегчающий восприятие. Наоборот, тусклый, монотонный, неразвитый голос быстро притупляет восприятие слушающих, мешает им вникнуть в существо дела.

От чего же зависит нормальное звучание голоса? Как можно развить его, или, как часто еще говорят, поставить? Какими знаниями, навыками и умениями в этой области должен обладать выступающий с речью?

Выделяются следующие основные качества профессионального речевого голоса:

  • Первое — достаточная сила звука . Он должен быть слышен в любой аудитории, даже при отсутствии технических средств усиления. Это качество носит название динамического диапазона голоса. Не следует смешивать понятия «сила звука» и «громкость». Сила звука — величина объективная, это — реальная энергия звука, измеряемая в децибелах. Громкость — субъективное понятие, связанное с нашим восприятием звука той или иной силы.
  • Второе — посыл звука , то есть его способность достигать нужной точки, долетать до каждого слушателя.
  • Третье — подвижность, гибкость голоса, так называемый звуковысотный диапазон, позволяющий передавать мысль говорящего во всей ее полноте и разнообразии оттенков в меняющемся интонационном мелодическом рисунке устной речи.
  • Четвертое — тембр голоса . От того, насколько выразителен голос в своей тембральной окраске, зависит легкость восприятия слушателями смысла высказывания.
  • Пятое — полетность звука , его способность выделяться на фоне других звуков и шумов, не смешиваясь с ними, не теряясь среди них.
  • Шестое — выносливость , малая утомляемость голоса, позволяющая не терять основные свойства звучания при длительном интенсивном выступлении, выдерживать значительную голосовую нагрузку.

Как же выработать у себя эти необходимые голосовые качества?

Первый этап работы над голосом — освобождение фонационных путей, создание наилучших условий для свободного звучания. Для этого необходимо снять излишнее мышечное напряжение в области гортани, где расположены голосовые связки, и плечевого пояса. После этого можно переходить к следующему этапу — отыскать под наслоениями привычек свой естественный, свободный природный голос, то звучание, которое является для каждого из нас максимально органичным, возникает легко, без всяких мышечных усилий.

Наиболее простым и эффективным способом нахождения такого звучания признаны упражнения типа «Стон», «Баюканье».

Упражнение 1. «Стон». Представьте себе, что вам нездоровится. Болит голова, горло. Вам надо обратить на себя внимание кого-либо из близких, находящихся в той же комнате. Голосовое усилие, особенно связанное с физическим напряжением гортани, причиняет боль.

Привлеките к себе внимание легким звуком, родившимся на самых кончиках губ: «ммммм. мм. ммммм. ».

Читать еще:  Мультики правила поведения для воспитанных детей

Не изображайте болезнь, просто немного расслабьтесь физически, пусть ваш стон будет похож на легкое мычание, возникающее на самых кончиках сомкнутых губ. Не напрягайтесь, не сопровождайте звук придыхательным толчком, — это стон, а не оханье и тем более не кряхтенье. Следите за дыханием, пусть оно будет достаточно активным, как бы сдувает этот легкий звук с кончиков губ.

Как только вы привыкнете собирать звук в одну точку, фокусируя его на кончиках губ, так чтобы ощутить их вибрацию, можно переходить к следующему упражнению.

Упражнение 2. «Баюканье». Сядьте удобно, свободно, расслабясь, сохраняя прямую осанку. Вам предстоит убаюкать малыша. Вы устали, сами хотите спать, а малыш все никак не засыпает. Потихоньку баюкайте его тихим мычанием сквозь сомкнутые губы: «ммм-ммм-ммм-м. ммм-ммм-ммм-м. » . Чуть раскачивайтесь в такт баюканью. Только не пойте, не включайте голос, а именно негромко мычите, не раскрывая рта, ровно, спокойно, без резких звуковых толчков, но достаточно энергично. Дыхание активное, спокойное. Рот приоткрыт, звук рождается не в горле, а на кончиках губ, так что вы ощущаете их вибрацию.

Теперь попробуйте в конце каждого созвучия чуть приоткрыть губы, заканчивая его гласным звуком «а»: «ммм-ммм-ммм-ма. ммм-ммм-ммм-ма. ммм-ммм-ммм-ма. » .

Выпускайте гласный звук «а» в конце каждого созвучия: «ммааммаа-ма. ммаа-ммаа-ма. ммаа-ммаа-мма. » . Не открывайте на гласном звуке широко рот. Пусть гласные чуть выдуваются через губы, собранные как для свиста, не полощите звуком горло, звук возникает на кончиках губ.

Упражнение 3. «Радиограмма». Попробуйте передать звуком, как азбукой Морзе, нужный сигнал. Настройте свой передатчик на нужную волну: «ммммм. ммммм. ммм. » .

Высота звука здесь должна быть, как и в предыдущих упражнениях, наиболее органичной для вас, звук рождается свободно, на самых кончиках губ. Положив руку на воображаемый ключ, начинайте отстукивать свой сигнал, пусть он звучит как зуммер: «ммам-мам-мам. мам-мам-мам. мммаммм-мммаммм. » . Не проговаривайте звуки, а «мычите» свой текст, пусть короткая гласная как бы прорывается сквозь непрерывное звучание согласной.

Снова пошлите свою радиограмму, только теперь уже пользуясь всеми гласными основного ряда, расположенными в порядке: «А», «Э», «О», «У», «Ы», «И» .

Повторяйте многократно свой текст: «мммаммм. мммэммм. мммоммм. мммуммм. мммыммм. мммиммм. » . Не пойте гласные, а отстукивайте их своим «ключом» отрывисто, коротко на фоне непрерывного согласного звука «м».

Теперь передайте текст: «ма-ма-маммм. мэ-мэ-мэммм. мо-мо-моммм. му-му-муммм. мы-мы-мыммм. ми-ми-миммм . ».

Мы ввели в наши упражнения гласные звуки. Они, в силу различия в образовании, могут зазвучать в разных местах нашего речевого аппарата — у зубов, в куполе твердого нёба, в гортани. Возникает так называемая «пестрота гласных». Чтобы справиться с ней, следует научиться собирать все гласные в одну точку, как бы фокусируя их на кончиках губ.

Упражнение 4. «Перекличка в лесу». Окликните друзей, находящихся неподалеку: «Аа-ааа-аууу!» . Пусть голос звучит негромко, без всякого напряжения, на отзвуке, напоминая отдаленное эхо. Не раскрывайте слишком широко рот, следите за тем, чтобы звуки «а» и «у» возникали не в полости рта, а на самом кончике чуть собранных губ.

Никто не отозвался. Позовите чуть активнее: «Эээ-эээ-эээй!» .

Не позволяйте гласным менять позицию, «заваливаться» назад, не допускайте придыхания, горлового призвука. Все звуки образуются в одной точке — на самом кончике губ.

Следующий этап работы — развитие динамического диапазона голоса, который зависит от умелого использования дыхания и резонаторов акустической системы.

Для усиления звука голоса необходимо, в первую очередь, активизировать дыхание, а затем умело использовать резонаторы — акустическую систему, способную усиливать звук. Такой природной системой в нашем теле служат полости, расположенные над связками (глотка, лицевые пазухи, купол твердого нёба, черепная коробка), или так называемая верхняя система резонаторов, и нижняя система, расположенная под связками, — в первую очередь грудная полость.

При направленности звука в нижние резонаторы включается грудной регистр голоса, наиболее богатый дополнительными тонами (обертонами), придающими голосу определенную тембральную окраску. От грудного (нижнего) регистра зависит сила и выразительность звука. При тренировке этой системы ощущается сильная вибрация грудной клетки. Головной (или верхний) регистр придает звуку голоса звонкость, полетность. Для него характерны звуки высокого тона. Этот регистр беднее обертонами, зато от него зависит звучность, слышимость голоса.

Особого внимания требует основной регистр речевого голоса (в отличие от певческого, где допускается использование каждого из регистров отдельно) микст — смешанный регистр, при котором резонация усиливается в направлении, обратном высоте тона. Так, при низких тонах, когда грудная резонация и так достаточно сильна, нужно стремиться максимально использовать верхний (головной) резонатор, а при высоких тонах, включающих головные резонаторы, — нижний (грудной) резонатор. Только в этом случае мы можем обеспечить активное и ровное звучание во всем диапазоне.

Во всех упражнениях на развитие динамического диапазона необходимо особо внимательно следить за верным голосоведением, свободой фонационных путей, хорошим посылом. Все это требует четкой работы дыхания. Время от времени необходимо проверять себя на упражнениях по развитию дыхания и на первых голосовых упражнениях.

Ниже приводятся примеры упражнений, помогающих вырабатывать верную резонацию.

Упражнение 5. «Колокола». Попробуйте имитировать голосом звучание большого колокола: «бом-м-м. бом-м-м. бом-м-м. ».

Короткий удар гласной «о» на удобной для вас низкой ноте и долгое гудение на звуке «м». Следите за тем, чтобы оба звука не «заваливались» назад, а звучали бы в передней позиции, на губах.

А теперь перебросьте звук в верхний регистр — зазвонили малые колокола, образуя веселый перезвон: «бим-бим-биммм. бим-бим-биммм. бим-бим-биммм. ».

Звук должен свободно возникать на кончиках губ, без мышечного напряжения на удобной для вас высокой ноте.

Объедините звучание всех ваших «колоколов» в среднем тоне: «баммм. баммм. баммм. баммм. баммм. ».

Положите одну руку на грудь, а другую на темя, контролируя оба резонатора, которые должны звучать одновременно. При верной позиции звука должна ощущаться сильная вибрация в области «маски» (носовые пазухи, зубы, губы).

Продолжением работы над речевым голосом является развитие звуковысотного диапазона. Он служит основным средством интонационно-мелодической выразительности голоса. «. Хорошие голоса в разговорной речи редки, — писал К.С. Станиславский. — Если же они и встречаются, то оказываются недостаточными по силе и по диапазону. А с голосом, поставленным на квинту, не выразишь «жизни человеческого духа».

Человеческий голос способен меняться по высоте в очень большом диапазоне. Для тренированного речевого голоса этот диапазон равен примерно двум октавам, однако в обыденной речи чаще всего обходятся гораздо меньшим диапазоном.

Диапазон голоса — качество, развиваемое специальными упражнениями. Делать их следует очень осторожно, следя за добором дыхания, за правильной позицией звука, «фокусированного» на кончиках губ. Не следует стремиться достичь предельной высоты звука, надо останавливаться, прежде чем возникает голосовое напряжение. Не нужно все время непрерывно идти вверх по диапазону, время от времени необходимо делать небольшие «отходы» — понижения, после чего можно продолжать голосовой подъем. Вот некоторые из таких упражнений.

Упражнение 6. «Книжки». Прочтите отрывок из стихотворения С. Маршака «Книжка про книжки»:

У Скворцова / Гришки / Жили-были / Книжки —
Грязные, / Лохматые, / Рваные, / Горбатые,
Без конца / И без начала, / Переплеты / Как мочала,
На листах / Каракули. / Книжки / Горько / Плакали.

Распределите звуковое нарастание в соответствии с нарастанием по смыслу. Повышайте звук от строчки к строчке постепенно, по полутонам, не стремитесь непременно «забраться» на самые верха; как только появится напряжение, отступите по тону назад и затем снова продолжайте равномерное повышение. Зато понижение пусть будет активным, тремя резкими ступенями:

Книжки / горько / плакали!

Воспитание речевого голоса — работа кропотливая и настойчивая. Важно усвоить методические приемы, позволяющие вести дальнейшую тренировку самостоятельно. Назовем основные из них:

  • навык контроля за активным смешанным диафрагмально-реберным дыханием, обеспечивающим нормальный процесс голосоведения;
  • контроль за свободой фонационных путей, снятие напряжения с мышц гортани и плечевого пояса;
  • умение «сфокусировать» звук на кончиках губ, убирая «пестроту гласных», сравнивая гласные;
  • навыки развития звуковысотного диапазона, исключающего звуковой монотон;
  • навыки речи на смешанном регистре («миксте»);
  • навыки ровного, слитного звучания при активном посыле звука.

Помимо специальной тренировки необходимо следить за своей бытовой речью. Не говорите при расслабленном дыхании, не напрягайте мышц шеи. Если в области гортани возникает чрезмерное мышечное напряжение — зажим, его можно убрать, вызвав сознательно ощущение зевка. Зевок этот следует делать, не открывая рта, по возможности незаметно для окружающих. Собирайте звук на кончиках губ, не говорите на одной ноте, особенно высокой, добивайтесь ровного, слитного звучания при активном посыле звука, используйте смешанный регистр.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector