221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Художественно творческое воспитание дошкольников

Значение художественно-эстетического воспитания в развитии детей дошкольного возраста

С самого раннего детства ребенок обращает внимание на красивые, яркие предметы вокруг него, по-разному реагирует на различную музыку. Чтение стихов или сказок, рассматривание картинок подсознательно порождают в нем множество приятных эмоций. По мере роста и развития ребенка подсознательное становится все более осознанным, формируется художественно-эстетический вкус, стремление к творческой деятельности. Однако происходит это не само по себе, а в процессе воспитания. Развивая эстетические чувства малыша, родители закладывают фундамент его богатого духовного мира. Поэтому значимость художественно-эстетического воспитания нельзя недооценивать.

Чем это полезно?

Художественно-эстетическое воспитание – процесс сложный, кропотливый, поскольку неразрывно связан с эмоциональной, творческой составляющей детской психики.

Что это дает ребенку?

  • Развивает способность видеть красоту в окружающем мире, искусстве, отношениях людей, быту, природе.
  • Воспитывает чувства, ум ребенка.
  • Обогащает эмоциональную сферу.
  • Помогает развивать фантазию, воображение.
  • Стимулирует желание создавать собственные творческие работы.
  • Ориентирует на получение навыков художественной, а также другой творческой деятельности.
  • Формирует представления о видах искусства.
  • Учит понимать художественную и практическую ценность произведений искусства (музыки, живописи, фольклора, литературы).
  • Учит сопереживать персонажам литературных произведений.
  • Дает представление о понятиях «прекрасное», «безобразное», «гармония», «дисгармония», «трагическое», «комическое».
  • Обогащает чувственный опыт.
  • Формирует эстетический вкус.
  • Учит нравственности.
  • Стимулирует познавательную активность.
  • Обогащает духовную сферу.

Маленький ребенок с раннего возраста учится на примере родителей и того окружения, в котором он растет. Поэтому создавайте для него благоприятные условия, которые будут способствовать формированию чувства прекрасного. Пример должен быть правильным. Ваша одежда, речь, поведение, игрушки для малыша – все это должно закладывать в крохе первые эстетические чувства.

Красота и искусство

Любая методика художественно-эстетического развития дошкольников состоит из художественной части (умение понимать и ценить искусство, творить самому) и эстетической (формирование основ вкуса, гармонии, чувства прекрасного). Осознанным развитием этих сфер можно заниматься с раннего дошкольного возраста, постепенно обогащая опыт ребенка.

Создавая благоприятную среду для эстетического развития, родителям важно позаботиться о том, чтобы дом был чистым, уютным, в нем присутствовали художественные элементы (картины, статуэтки). Если во всем этом чувствуется вкус, со временем ребенок научится его понимать, а затем – развивать это качество в себе.

Научить чувствовать прекрасное лучше всего может природа. Поэтому необходимо дать ребенку представление об этой красоте. Для этого важны частые выезды на природу, рассказы родителей о том, как гармонично в ней все устроено, какие красивые линии, формы, цвета у растений, животных, какая гармония присутствует в цветовой палитре природных ландшафтов в разные времена года. При этом очень важно объяснять и показывать на своем примере, что к природе нужно относиться бережно – не ломать ветки, не убивать просто так насекомых, не бросать мусор в водоем, а увозить его с собой в пакете.

Кроме прочего, выезды на природу будут способствовать гармонизации семейных отношений, расширению кругозора, развитию речи ребенка.

Для развития художественной составляющей интеллекта у детей дошкольного возраста надо постепенно погружать их в мир искусства. Примерно с 2 лет можно знакомить кроху с репродукциями известных картин, изображения на которых будут ему понятны (персонажи или сюжеты сказок, изображения животных, натюрморты с фруктами, цветами). Полезна будет классическая музыка, которую дома включают периодически. В этом возрасте уже можно посещать кукольный театр.

Примерно с 3–4 лет можно начинать обсуждать с крохой услышанное или увиденное, делиться впечатлениями, рассказывать о музыкальных инструментах.

С 4–5 лет полезно посещать с малышом детские музеи или выставки. Немного позже можно познакомить ребенка с детской филармонией или балетом, посещая с ним представления, соответствующие возрасту.

В качестве развивающих наглядных пособий для воспитания чувства прекрасного могут выступать предметы окружения (картины, портреты писателей, постеры с пейзажами), а также плакаты, знакомящие с разными видами ремесел (гжель, хохлома, палех, жостово, дымково), альбомы репродукций, пособия по лепке из глины или пластилина, конструированию из природных материалов, готовые наборы для детского творчества.

Само собой, в детской библиотеке должны быть соответствующие книги. Какие? Прежде всего, сборники русских народных сказок – кладезь народной мудрости. Персонажи этих сказок могут научить ребенка ценить добро, осуждать зло, не совершать плохих поступков, быть трудолюбивым, помогать друзьям – то есть дать дошкольнику нравственную основу для эстетического развития. Из классических произведений в эту категорию можно отнести, в первую очередь, сказки А. Пушкина, сказки и рассказы Н. Носова.

Произведения Ф. Тютчева, А. Фета, И. Бунина помогут малышу воспринимать и ценить красоту родной природы.

Что еще могут сделать родители?

Роль родителей в процессе воспитания художественно-эстетических чувств огромна. Они могут не только с раннего возраста подавать ребенку пример, но и создавать необходимые условия для развития в своем крохе «прекрасного, доброго, вечного». Для этого важно:

  • ограничить время слушания радиостанций, просмотра телевизора, игр за компьютером;
  • выбирать для малыша «старые и добрые» мультфильмы, сказки, развивающие передачи;
  • обсуждая, помогать дошкольнику осмысливать впечатления от произведений искусства;
  • подбирать и выразительно читать лучшие произведения художественной литературы (стихи и сказки классиков, произведения фольклора);
  • часто устраивать живое общение с природой (ходить в парк, выезжать в лес, к пруду, посещать зоопарк);
  • заниматься с ребенком творчеством: петь, рисовать, лепить, танцевать, конструировать, собирать мозаику, клеить панно, инсценировать. Будет прекрасно, если ребенок отразит в своих творениях чувства, вызванные в нем произведениями искусства (посещением картинной галереи, прослушиванием музыкального или литературного произведения) либо общением с живой природой.

Творческие занятия способствуют воспитанию у дошкольников художественно-эстетических качеств, формированию важных навыков:

  • умения составлять композицию;
  • гармонично сочетать цвета и формы;
  • осваивать принципы построения узоров и орнаментов;
  • использовать воображение;
  • развивать терпение, упорство, усидчивость;
  • тренировать мелкую моторику, глазомер;
  • мыслить образно.

Игровое художественное творчество

Известно, что основной вид деятельности ребенка – игра. Один из способов наиболее легко, но при этом глубоко погрузить малыша в творческую, художественную деятельность – предлагать ему сюжетно-ролевые игры. Они помогают познавать межличностные отношения и демонстрировать свои способности. В таких играх дети пользуются своими личными средствами выразительности: речью, интонациями, пением, мимикой, пластикой. Даже самые простые из таких игр развивают эстетическое начало в малышах. Например, играя в «дочки-матери», девочка учится проявлять нежность, ласку, заботу, любовь; играя в доктора, малыш учится сопереживать, помогать другим.

Истинно художественными можно назвать такие виды сюжетных игр, как, скажем, «музыкальный концерт» (особенно для мамы или бабушки, ко дню рождения или к 8 Марта), «праздник» (малыши учатся организовывать и проводить праздник, который порадует гостей), «театр» (многим детям нравится проявлять свои актерские способности, а деткам скромным и стеснительным это помогает раскрепоститься и поверить в себя). Кроме всего прочего, такие виды игр способствуют возникновению между детьми дружбы, основанной на совместных эстетических переживаниях.

Организуя и проводя такие игровые занятия с детьми, взрослые, прежде всего, должны научить детей чувствовать образ того героя, который они хотят воплотить, понимать и уметь передавать его характер.

Также важно всемерно поощрять инициативу детей, их творческое, художественное начало.

Полезные занятия

Кроме всего перечисленного развитию художественно-эстетического начала у дошкольников способствуют и другие игры. В том числе – групповые.

  • «Ищу тебя». Тот, кому выпала роль ведущего, ищет детей по определенным признакам (с серыми глазами, в одежде красного цвета, с именем на гласную букву). Те, кто соответствует заданному параметру, должны подбежать к ведущему. Тот, кто не успел или ошибся, становится ведущим.
  • «Под звуки музыки». Детям предлагается классическое музыкальное произведение (например, «Осенняя песнь» из цикла «Времена года» Чайковского) и несколько репродукций пейзажей с разными временами года («Золотая осень» И. Левитана, «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Рожь» И. Шишкина). Дети должны прослушать музыку и решить, какая из картин соответствует тому настроению, которое мелодия передает («Золотая осень»).
  • «Весна пришла». Детям показывают несколько изображений времен года. Если на картине присутствуют признаки весны, дети подают знак (топают, хлопают, подпрыгивают). Подобную игру можно проводить и по другим временам года. Важно, чтобы дошкольники научились правильно определять признаки любого из них.
  • «Чудеса красок». Каждый ребенок получает набор карточек, на каждой из которых изображено по три воздушных шарика. Два окрашены основными цветами (красным и желтым, или синим и желтым, или красным и синим), а третий – не окрашен вовсе. Задача малышей – смешать присутствующие цвета на палитре и выяснить, какой цвет при этом получится, чтобы затем раскрасить им прозрачный шарик (оранжевый, зеленый, фиолетовый). Победит тот, кто быстрее и аккуратнее справится с работой.
Читать еще:  Как правильно воспитать мальчика

Итак, художественно-эстетическое воспитание – важная часть гармоничного развития маленькой личности. Чтобы этого добиться, взрослые должны сами во всем быть примером, создать соответствующую развивающую среду, организовать активное общение малыша с природой и искусством, предложить ему разнообразную творческую деятельность и всеми способами поощрять его творческие порывы.

Художественное воспитание детей дошкольного возраста

Дата публикации: 20.04.2017 2017-04-20

Статья просмотрена: 1296 раз

Библиографическое описание:

Золотухина А. А., Чичканова Т. А. Художественное воспитание детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 72-73. — URL https://moluch.ru/archive/149/41615/ (дата обращения: 23.03.2020).

Художественное воспитание детей дошкольного возраста – предмет устойчивого внимания специалистов в области педагогики искусства. Динамика теоретических взглядов исследователей, изменения возрастных особенностей подрастающего поколения, образовательных парадигм, интереса к педагогическому потенциалу искусства не снимают, но лишь усиливают вопрос о принципиальном значении этого процесса для становления гармоничной личности ребенка (Е.И. Игнатьев, А.М. Мелик-Пашаев, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Е.А. Флерина и др.). Художественное начало и эстетика жизни ребенка в этот возрастной период влияют на его дальнейшее интеллектуально-творческое развитие и личностное становление, способствуют выработке стандартов поведения в социуме, форм взаимодействия с действительностью. Под художественным воспитанием H.H. Фомина, Б.М. Неменский понимают формирование мировосприятия ребенка средствами искусства [6].

Художественное воспитание предполагает воспитание средствами искусства. Согласно классическим исследованиям, его основная цель – формирование культуры творческой личности, которая проявляет себя общественно и индивидуально и которая в процессе выявления внутреннего образа и в творческом восприятии внешнего мира создает художественные ценности. Основная его задача – формирование позитивного и активного отношения ребенка к искусству, потребности в нем. Б.М. Неменский считает, что искусство совершает гигантскую работу по эстетическому формированию личности, оно приобщает к огромному опыту эстетических ценностей, «очеловечивает». Воспитывающая функция искусства связана с его воздействующей природой: диалог в основе восприятия; эмоциональное воздействие (эффект сопереживания); творческие возможности воображения и художественная интуиция; коллективная форма восприятия искусства; целостное отображение окружающего мира [4, с. 78].

Основными положениями «художественного воспитания» являются [9]: 1) процесс целенаправленного воспитания «чувства прекрасного»; 2) формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее; 3) формирование художественного вкуса; 4) развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения создавать продукты ручного творчества. К содержанию художественного воспитания относят [3]: а) художественное образование и развитие компетентности в области искусства, б) формирование их художественного сознания и вкуса при активном общении с искусством, в) раскрытие художественно-творческого потенциала и способностей детей в самостоятельном художественном творчестве. Каждое из направлений художественного воспитания по содержанию и целям выступает самостоятельно, но все они обогащают и обусловливают друг друга.

Художественное воспитание в понимании В.И. Волынкина – это целенаправленно формируемая потребность и способность ребенка осваивать и создавать мир духовных ценностей [1, c. 33]. Задачи воспитания: 1) создание запаса элементарных знаний и впечатлений для обеспечения «художественного интереса»: звуковые, цветовые и пластические впечатления, знания о природе, о мире художественных ценностей, что формирует чувственно-эмоциональный опыт; 2) развитие способностей художественного восприятия (эмоциональное переживание и оценивание эстетически значимых предметов и явлений); 3) формирование художественно-творческой способности (ребенок самостоятельно создает продукты ручного творчества) (Г.С. Лабковская, Д.Б. Лихачев, Е.М. Торшилова и др.) [5, c. 240-244]. Компонентами художественного воспитания являются: 1) освоение художественных средств передачи образа (цвет, форма, пропорции, пространство, объем, композиция); 2) освоение сенсорных эталонов и перцептивных действий; 3) восприятие и оценка произведений на основе понимания выразительных средств художественного образа. Методика художественного воспитания предполагает [3]: 1) формирование художественного сознания ребенка; 2) художественную деятельность и творчество; 3) стимулирование и мотивацию в общении с искусством. Искусство приобщает детей к творчеству как художественно-образному мышлению на основе деятельности и восприятия [2, с. 307].

Период дошкольного возраста в развитии изобразительного творчества характеризуется тем, что у ребенка появляется желание изображать предметный мир в соответствии с реальностью (на основе аналитико-синтетического мышления, фантазии, воображения), он стремится выявить особенности объектов, анализировать, делать выводы [8, c. 59]. Взрослый в этом контексте интересен ребенку как посредник и носитель художественного опыта, что требует от педагога осуществления функции «мотиватора», «транслятора» художественных идей, принятия им инновационных процессов в области художественного образования и постоянного самосовершенствования [7].

Таким образом, художественное воспитание – одно из направлений сложной структуры воспитательной деятельности в период детства, от уровня которого зависят качественные характеристики личности ребенка.

1. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2007. – 441 с.

2. Зимняя И.А. Стратегии воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы. – М.: Издательский сервис, 2004. – 480 с.

3. Недосекина А.Г. Система художественного воспитания студентов в вузе: дис. … д-ра пед. наук. / Магнитогорский гос. ун-т. – Магнитогорск, 2007. – 192 с.

4. Неменский Б.М. Педагогика искусства. – М.: Просвещение, 2007. – 256 с.

5. Пагута Т.И. Система эстетического воспитания младших школьников // Вектор науки ТГУ Серия: Педагогика, психология. – 2013. – № 2. – С. 240-244.

6. Фомина H.H., Неменский Б.М. Художественное воспитание // Педагогическая энциклопедия. URL: http://www.otrok.ru/teach/enc/txt/22/ page28.html.

7. Чичканова Т. А. Кадровый потенциал инновационных процессов в образовательном пространстве / Т.А. Чичканова, Н.С. Искрин // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 163-166.

8. Чичканова Т. А. Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (7). — С. 59–61.

9. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: ИЦ «Академия», 2002. – 256 с.

Развитие и воспитание дошкольников посредством художественного творчества

Ольга Сульдина
Развитие и воспитание дошкольников посредством художественного творчества

Воспитать творческую личность, то — есть сформировать контекст, условия и установку на творчество, с одной стороны, и потребность и побуждение к творчеству, с другой, нельзя без специальных усилий общества, без соответствующей политики, направленной на эту культурную цель. Будучи по своей природе существом творческим, человек обладает склонностью к художественной деятельности. С раннего возраста дети пробуют свои силы в области пения, рисования, искусства слова.

Развивать и совершенствовать эти склонности и способности – одна из задач эстетического и художественного воспитания и развития, которые являются одним из важнейших средств качественного совершенствования человеческой природы.

Художественное воспитание дошкольников включает в себя занятия графикой, лепкой, живописью, оригами и многим другим видами искусства. Любая художественная деятельность ребенка и занятия творчеством формируют у него образное мышление, способствуют развитию фантазии, а также помогают выразить свои ощущения и эмоции. Ребенок, который еще плохо выражает свои мысли словами, всегда сможет выразить их в творчестве, в искусстве. Творчество открывает перед ним широкий простор для выбора средств передачи своих чувств и эмоций внешнему миру, помогает поделиться переживаниями. Художественная деятельность успокаивает ребенка и его нервную систему, способствуют развитию терпения и усидчивости.

Цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов, но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.

Читать еще:  Особенности воспитания педагогика

Цель художественного воспитания дошкольников – это создание условий для целостного эмоционального и эстетического развития детей дошкольного возраста, приобщение их к искусству различных жанров, художественному творчеству. Дошкольники учатся лепке, рисованию, различным поделкам и многому другому. Изобразительная и другие виды искусства развивают фантазию, усидчивость, память и мелкую моторику рук. Кроме того, занятия доставляют детям массу удовольствия.

Художественное воспитание дошкольников – это одно из самых важных направлений в развитии ребенка, которое требует особого внимания. Это составная часть эстетического воспитания детей, и начинается она фактически с момента рождения. Художественное воспитание эффективно влияет на общее развитие личности ребенка, способствует его интеллектуальному и нравственному развитию.

Приобщение ребенка дошкольного возраста к искусству формируется такими средствами,как:

• ознакомление дошкольников с творчеством и различными произведениями искусства, увлечение их этим занятием, нахождение у них творческого потенциала;

• занятия с дошкольниками, в зависимости от возрастных и личностных особенностей, различными видами художественной творческой деятельности, обеспечение свободного выбора ребенком направления в творчестве.

Художественная литература и художественное творчествонаправлены на формирование у детей:

художественного вкуса;

творческих умений;

Справедливо утверждение, что если люди перестанут читать – они перестанут думать. В наши дни необходимо признание процесса чтения, определяющим в образовании и нравственном становлении человека.

Формирование ребенка как читателя начинается с раннего возраста, а старший дошкольный возраст специалисты называют «библиотечным» – за интерес детей к книгам. Но для того, чтобы ребенок вырос умеющим хорошо ориентироваться в книжном мире, риторически грамотным, вдумчивым, способным сопереживать героям книг, а затем и окружающим, необходимы дополнительные специальные «библиотечные» занятия. Знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

Основная задача педагога – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

Художественная литература открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она не только развлекает, радует детей, но и закладывает основы нравственности, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает образцы литературного языка.

«Одна из самых важных проблем педагогики – дать ребенку жизнь в мире книг. Я вижу воспитательную задачу исключительной важности в том, чтобы чтение стало самой сильной, неодолимой духовной страстью каждого ребенка, чтобы в книге человек на всю жизнь нашел привлекательное и роскошное общение с мыслью, красотой, величием русского духа, неисчерпаемым источником знаний. Этому надо учить, учить и учить – приобщению к радостям жизни в мире книг». Эти слова принадлежат российскому педагогу В. А. Сухомлинскому.

В настоящее время в российском образовании провозглашен принцип вариативности, дающий возможность педагогическим коллективам выбирать и моделировать педагогический процесс в любом ракурсе. Это направление является прогрессивным в образовании, так как открываются возможности для разработки различных вариантов содержания образовательного процесса, использования средств современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур, научной разработки и практического обоснования новых идей и технологий.

Для ознакомления с художественной литературой используется различный дидактический материал, иллюстрации к программным художественным произведениям, пальчиковые куклы, настольный театр, что способствует повышению интереса детей к занятиям, активации речевой деятельности.

В системе инновационных методов и приёмов в педагогике всё больше места занимают специальные техники,такие как: сказкотерапия, куклотерапия, краскография, использование предметов-заменителей.

В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний.

Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

Изобразительная деятельность – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок, детская поделка являются мощным средством познания и отображения действительности, в них раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.

Один из любимых видов детской деятельности – рисование. Рисунки детей ярко и многосторонне отражают окружающий их мир. Дети любят рисовать положительных персонажей, вызвавших их симпатии. Этим они выявляют свои положительные эмоции, правильно оценивают поступки героев.

Лепка – один из видов изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она благотворно влияет на всестороннее развитие ребёнка. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для ребёнка.

Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности формирует, эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка по своему характеру требует, с одной стороны развитых ощущений и восприятия, а с другой – сама совершенствует эти восприятия и ощущения. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления у детей опорой для зрения является осязание предмета.

Таким образом, занятия художественным творчеством способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Педагогический смысл этого состоит в том, что в воспитании нельзя ограничиваться лишь одним жанром искусства. Только их совокупность обеспечит полноценное эстетическое развитие ребенка.

«Развитие художественного творчества дошкольников с применением нетрадиционных техник». Консультация для педагогов Кемеровская область Юргинский городской округ Управление образованием Администрации города Юрги Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством малых форм устного народного творчества» Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через малые формы устного народного творчества». Духовно-нравственное.

Консультация для родителей «Развитие художественного творчества детей в семье» «Развитие художественного творчества детей в семье» Занятия по изобразительной деятельности, которые регулярно проводятся в детском саду,.

Опыт работы «Воспитание любви к малой Родине детей старшего дошкольного возраста посредством художественного творчества» Там, где сладко пахнет смородиной, Там, где дом и родная земля,- Это всё называется родина, Дорогая, родная земля! Даже солнце здесь светит.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством творчества» Отчёт по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через творчество » Выполнила Воспитатель: Мкртчян М. А.

Воспитание и развитие детей средствами художественного конструирования из бумаги в технике оригами в подготовительной группе .Проект: Воспитание и развитие детей средствами художественного конструирования из бумаги в технике оригами в подготовительной группе..

Рабочая программа «Развитие детского художественного творчества и моторики рук у детей дошкольного возраста» Цель программы: Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности дошкольников в процессе создания образов,.

Развитие творчества дошкольников в нерегламентированной деятельности посредством изобразительного искусства Развитие творчества дошкольников в нерегламентированной деятельности через изобразительное искусство Презентация «Радости жизни-радости.

Развитие у детей дошкольного возраста элементарного изобразительного творчества посредством нетрадиционных методик «…чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский Работая долгое время с детьми, я обратила внимание.

Экологическое воспитание у дошкольников посредством моделирования В наших современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания приобретает.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.
статья на тему

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи и должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольника к школьному обучению.

Эти задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, трудовой.

Одним из видов детской деятельности является раздел «художественно-эстетического воспитания». Этот раздел включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация), культурно – досуговую деятельность, конструирование и ручной труд, музыкальное воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи и должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольника к школьному обучению.

Эти задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, трудовой.

Одним из видов детской деятельности является раздел «художественно-эстетического воспитания». Этот раздел включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация), культурно – досуговую деятельность, конструирование и ручной труд, музыкальное воспитание.

Реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях:

  • Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  • Основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь.
  • Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразие для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.
  • Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного ассоциативного мышления и воображения.
  • Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения.
  • Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.
  • Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой.
  • Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьёй.

Неоценимое значение в эстетическом воспитании имеет искусство, как классическое, так и народное. Оно должно входить в жизнь детей с раннего возраста. В дошкольном учреждении произведения искусства используются в трех направлениях.

Широкая опора на региональный материал, его специфику: природу, искусство – как классическое, так и народное. Знакомство с современным искусством и его творцами, работающими в поселке, городе, крае. Познание детьми достопримечательностей, их окружающих, знаменательных событий.

  • Первое направление – искусство, в том числе народное, включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды. Так на занятиях и вне их может звучать музыка, а произведения изобразительного искусства используются в оформлении дошкольного учреждения.
  • Второе направление – искусство составляет содержание образования: детей знакомят с разными видами искусства, с событиями, явлениями, объектами, раскрываемыми художниками, музыкантами, писателями и поэтами в их произведениях; с выразительными средствами, позволяющими создавать яркие образы действительности.
  • Третье направление – искусство используется в разных видах художественной деятельности, служит развитию детского художественного творчества. Образы искусства являются эталоном прекрасного.

Цель художественного воспитания – эстетическое и художественное развитие детей дошкольного возраста.

Ознакомление с искусством в детском саду начинается с раннего возраста, и продолжается на протяжении всего дошкольного детства.

Задача художественного воспитания – развитие художественного восприятия, чувств и эмоций, воображения, мышления, памяти, речи: приобщение к элементарным знаниям в области искусства; формирование интереса к произведениям искусства; развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества; формирование основ художественно- эстетической культуры личности.

Содержание художественного воспитания включает, в том числе знания и умения в области народного искусства, знакомство с фольклором, изделия художественных промыслов, народным костюмом.

Постепенно диапазон народных художественных промыслов расширяется.

Для восприятия и понимания детям наиболее доступны народная игрушка (филимоновская, богородская, дымковская, каргопольская), народные игрушки – забавы (пирамидка, грибок, матрешка), с которыми дети легко могут действовать, а также народные детские песенки, песенки — потешки, хороводы, народные игры и т.д.

На занятиях по ознакомлению с народным искусством, во второй его части — после рассказа и показа, воспитатель предоставляет детям возможность заняться продуктивной деятельностью: украсить бумажные игрушки, чашки, ложки, костюм в соответствии с особенностями какого-либо промысла; можно изготовить подарки и расписать их.

Знакомство с видами искусства можно разбить на следующие этапы:

  • Общее знакомство с видами искусства (показ, слушание произведений или исполнение их взрослым, детьми; выделение основного средства выразительности, например звука, слова, движения, цвета).
  • Рассказ об истории возникновения того или иного вида искусства.
  • Рассказ о материалах и предметах, использующихся для создания образа, их показ.
  • Показ работ данного вида искусства (показ отличительных особенностей).
  • Знакомство с работами разных авторов, творивших в одном и том же виде искусства.
  • Сравнение разных работ искусства, выделение особенностей изображения предметов и явлений в разных видах искусства.
  • Подведение детей к выделению работ искусства в окружающем мире; объяснение необходимости их сохранения и бережного отношения к ним.

Таким образом, ознакомление с искусством начинается с отдельных его видов и жанров, наиболее доступных детям, с реализации способностей детей в разных видах творческой деятельности. По мере расширения знаний об искусстве детей учат сравнивать работы одного Ии разных жанров, а также работы разных видов искусства. Завершается работа формированием понятия «искусство» как отражения окружающего мира в художественных образах.

Знакомить с декоративно – прикладным искусством можно начинать со второй младшей группы (3 — 4 года). Дети этого возраста могут рисовать, лепить отдельные предметы, создавать аппликации из готовых форм, передавать несложный сюжет, украшать силуэт предмета, вырезанного воспитателем из бумаги (дымковская игрушка, чашка, блюдце).

Знакомство детей с дымковской, филимоновской игрушкой обогатит их представления о прекрасном и вызовет интерес к украшению предметов, поэтому следует побудить их любоваться игрушкой, а также обращать внимание на яркие цветовые образы, причем не только в народной игрушке, но и на картинках, иллюстрациях. Детей учат украшать различные силуэты, например: юбку дымковской барышни, платочек, варежки, чашки и т.д. Для росписи доступными им элементами дымковской техники (линии, точки, пятнышки, клетки).

Детей пятого года жизни продолжают знакомить с изделиями народного искусства: дымковской, филимоновской игрушкой, городецкой росписью. Они уже способны не только воспринимать роспись, цветовой строй, композицию, элементы узора, но и сами рисовать простые элементы, украшать самостоятельно вылепленные игрушки или вырезанные педагогом из бумаги силуэты. Вначале нужно показать детям несколько разных дымковских фигурок, вместе с ними рассмотреть их, определить их характерные особенности (белый фон, яркие, разноцветные узоры), составные части узора (линии широкие и тонкие, прямые и волнистые, пятнышки, точки, клеточки, кольца, круги и т.д.). Затем детей следует познакомить с филимоновской росписью, научить выделять её особенности (роспись по белому фону зелеными, красными и золотыми елочками, линиями, солнышками и др.). Целесообразно предоставлять детям возможность оформлять силуэты предметов быта (посуды, одежды и т.д.).

С целью развития декоративного творчества в старшей группе нужно продолжать знакомить дошкольников с изделиями народного искусства, углублять их знания, создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи (цветовой строй, элементы композиции), добиваясь разнообразия используемых элементов и тщательности исполнения. Для этого при рассматривании росписи надо обращать внимание детей на ранее не замечаемые ими элементы. Их знакомят с городецкой росписью, её цветовым решением. По мере освоения городецкой росписи можно начать знакомить детей хохломской росписью.

На занятиях по декоративно – прикладной деятельности в подготовительной группе следует продолжать формировать у детей представление об искусстве народных мастеров. На основе всей предшествующей работы к этому возрасту они уже способны не только воспринимать произведения народного декоративно-прикладного искусства, но и создавать собственные по мотивам росписей того или иного промысла в последовательности. Для освоения и творческого воплощения (для передачи в изобразительной деятельности) детям доступны такие промыслы, как хохломская, жостовская, городецкая, гжельская роспись и др.

Дети могут создавать декоративные композиции в рисунке, лепке, аппликации как по мотивам народных промыслов, так и по собственному замыслу. Им надо дать понять, что при создании декоративных композиций можно использовать глину, бересту, бумагу, ткань, дерево, стекло, металл и другие материалы. Это развивает представление детей о народном декоративно-прикладном искусстве в целом, художественный вкус, эстетические интересы. Создание декоративных изделий способствует развитию чувства формы, цвета, ритма, композиции; позволяет понять выразительные средства народных промыслов, их специфику.

Знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством необходимо прежде всего на подлинных предметах – изделиях народных мастеров. Можно использовать художественные альбомы, таблицы, а также специально разработанные для дошкольных учреждений альбомы – тетради по народному искусству.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector