221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Художественно творческое воспитание

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.
статья на тему

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи и должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольника к школьному обучению.

Эти задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, трудовой.

Одним из видов детской деятельности является раздел «художественно-эстетического воспитания». Этот раздел включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация), культурно – досуговую деятельность, конструирование и ручной труд, музыкальное воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи и должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольника к школьному обучению.

Эти задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, трудовой.

Одним из видов детской деятельности является раздел «художественно-эстетического воспитания». Этот раздел включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация), культурно – досуговую деятельность, конструирование и ручной труд, музыкальное воспитание.

Реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях:

  • Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  • Основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь.
  • Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразие для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.
  • Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного ассоциативного мышления и воображения.
  • Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения.
  • Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.
  • Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой.
  • Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьёй.

Неоценимое значение в эстетическом воспитании имеет искусство, как классическое, так и народное. Оно должно входить в жизнь детей с раннего возраста. В дошкольном учреждении произведения искусства используются в трех направлениях.

Широкая опора на региональный материал, его специфику: природу, искусство – как классическое, так и народное. Знакомство с современным искусством и его творцами, работающими в поселке, городе, крае. Познание детьми достопримечательностей, их окружающих, знаменательных событий.

  • Первое направление – искусство, в том числе народное, включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды. Так на занятиях и вне их может звучать музыка, а произведения изобразительного искусства используются в оформлении дошкольного учреждения.
  • Второе направление – искусство составляет содержание образования: детей знакомят с разными видами искусства, с событиями, явлениями, объектами, раскрываемыми художниками, музыкантами, писателями и поэтами в их произведениях; с выразительными средствами, позволяющими создавать яркие образы действительности.
  • Третье направление – искусство используется в разных видах художественной деятельности, служит развитию детского художественного творчества. Образы искусства являются эталоном прекрасного.

Цель художественного воспитания – эстетическое и художественное развитие детей дошкольного возраста.

Ознакомление с искусством в детском саду начинается с раннего возраста, и продолжается на протяжении всего дошкольного детства.

Задача художественного воспитания – развитие художественного восприятия, чувств и эмоций, воображения, мышления, памяти, речи: приобщение к элементарным знаниям в области искусства; формирование интереса к произведениям искусства; развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества; формирование основ художественно- эстетической культуры личности.

Содержание художественного воспитания включает, в том числе знания и умения в области народного искусства, знакомство с фольклором, изделия художественных промыслов, народным костюмом.

Постепенно диапазон народных художественных промыслов расширяется.

Для восприятия и понимания детям наиболее доступны народная игрушка (филимоновская, богородская, дымковская, каргопольская), народные игрушки – забавы (пирамидка, грибок, матрешка), с которыми дети легко могут действовать, а также народные детские песенки, песенки — потешки, хороводы, народные игры и т.д.

На занятиях по ознакомлению с народным искусством, во второй его части — после рассказа и показа, воспитатель предоставляет детям возможность заняться продуктивной деятельностью: украсить бумажные игрушки, чашки, ложки, костюм в соответствии с особенностями какого-либо промысла; можно изготовить подарки и расписать их.

Знакомство с видами искусства можно разбить на следующие этапы:

  • Общее знакомство с видами искусства (показ, слушание произведений или исполнение их взрослым, детьми; выделение основного средства выразительности, например звука, слова, движения, цвета).
  • Рассказ об истории возникновения того или иного вида искусства.
  • Рассказ о материалах и предметах, использующихся для создания образа, их показ.
  • Показ работ данного вида искусства (показ отличительных особенностей).
  • Знакомство с работами разных авторов, творивших в одном и том же виде искусства.
  • Сравнение разных работ искусства, выделение особенностей изображения предметов и явлений в разных видах искусства.
  • Подведение детей к выделению работ искусства в окружающем мире; объяснение необходимости их сохранения и бережного отношения к ним.

Таким образом, ознакомление с искусством начинается с отдельных его видов и жанров, наиболее доступных детям, с реализации способностей детей в разных видах творческой деятельности. По мере расширения знаний об искусстве детей учат сравнивать работы одного Ии разных жанров, а также работы разных видов искусства. Завершается работа формированием понятия «искусство» как отражения окружающего мира в художественных образах.

Знакомить с декоративно – прикладным искусством можно начинать со второй младшей группы (3 — 4 года). Дети этого возраста могут рисовать, лепить отдельные предметы, создавать аппликации из готовых форм, передавать несложный сюжет, украшать силуэт предмета, вырезанного воспитателем из бумаги (дымковская игрушка, чашка, блюдце).

Знакомство детей с дымковской, филимоновской игрушкой обогатит их представления о прекрасном и вызовет интерес к украшению предметов, поэтому следует побудить их любоваться игрушкой, а также обращать внимание на яркие цветовые образы, причем не только в народной игрушке, но и на картинках, иллюстрациях. Детей учат украшать различные силуэты, например: юбку дымковской барышни, платочек, варежки, чашки и т.д. Для росписи доступными им элементами дымковской техники (линии, точки, пятнышки, клетки).

Детей пятого года жизни продолжают знакомить с изделиями народного искусства: дымковской, филимоновской игрушкой, городецкой росписью. Они уже способны не только воспринимать роспись, цветовой строй, композицию, элементы узора, но и сами рисовать простые элементы, украшать самостоятельно вылепленные игрушки или вырезанные педагогом из бумаги силуэты. Вначале нужно показать детям несколько разных дымковских фигурок, вместе с ними рассмотреть их, определить их характерные особенности (белый фон, яркие, разноцветные узоры), составные части узора (линии широкие и тонкие, прямые и волнистые, пятнышки, точки, клеточки, кольца, круги и т.д.). Затем детей следует познакомить с филимоновской росписью, научить выделять её особенности (роспись по белому фону зелеными, красными и золотыми елочками, линиями, солнышками и др.). Целесообразно предоставлять детям возможность оформлять силуэты предметов быта (посуды, одежды и т.д.).

С целью развития декоративного творчества в старшей группе нужно продолжать знакомить дошкольников с изделиями народного искусства, углублять их знания, создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи (цветовой строй, элементы композиции), добиваясь разнообразия используемых элементов и тщательности исполнения. Для этого при рассматривании росписи надо обращать внимание детей на ранее не замечаемые ими элементы. Их знакомят с городецкой росписью, её цветовым решением. По мере освоения городецкой росписи можно начать знакомить детей хохломской росписью.

На занятиях по декоративно – прикладной деятельности в подготовительной группе следует продолжать формировать у детей представление об искусстве народных мастеров. На основе всей предшествующей работы к этому возрасту они уже способны не только воспринимать произведения народного декоративно-прикладного искусства, но и создавать собственные по мотивам росписей того или иного промысла в последовательности. Для освоения и творческого воплощения (для передачи в изобразительной деятельности) детям доступны такие промыслы, как хохломская, жостовская, городецкая, гжельская роспись и др.

Дети могут создавать декоративные композиции в рисунке, лепке, аппликации как по мотивам народных промыслов, так и по собственному замыслу. Им надо дать понять, что при создании декоративных композиций можно использовать глину, бересту, бумагу, ткань, дерево, стекло, металл и другие материалы. Это развивает представление детей о народном декоративно-прикладном искусстве в целом, художественный вкус, эстетические интересы. Создание декоративных изделий способствует развитию чувства формы, цвета, ритма, композиции; позволяет понять выразительные средства народных промыслов, их специфику.

Знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством необходимо прежде всего на подлинных предметах – изделиях народных мастеров. Можно использовать художественные альбомы, таблицы, а также специально разработанные для дошкольных учреждений альбомы – тетради по народному искусству.

«Художественно-творческое воспитание детей и создание комфортной обстановки в ДОУ»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 20 «Ромашка»

Тема: «Художественно-творческое воспитание детей и создание комфортной обстановки в ДОУ»

Художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

Изобразительная деятельность служит средством расширения, закрепления и осмысления представлений детей об окружающем мире, влияет на воспитание чувств и формирование понятий.

Художественное творчество – лишь одно из средств воспитания. Комплексное сочетание разнообразных средств и форм в процессе воспитательного воздействия на детей делает это воздействие более плодотворным и интересным. Взаимосвязь различных видов детской деятельности позволяет углубить и расширить представления детей об окружающем мире, повысить эмоционально – положительное влияние на процесс воспитания, сделать этот процесс более эффективным.

Программные задачи по художественному творчеству взаимосвязаны с целями и задачами по другим направлениям работы. Решение конкретных задач опирается на то, что дети узнали, чему научились раньше, и не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на других занятиях, прогулках, экскурсиях, в играх, в повседневной жизни. Так, знания о форме предметов дети получают до того, как им предлагается изобразить предметы, — в дидактических играх, в играх с разнообразными игрушками, в процессе наблюдений, рассматривания иллюстраций. Большое значение для всестороннего эстетического воспитания детей имеет взаимосвязь всех видов изобразительной деятельности: рисования, лепки, аппликации, художественного конструирования.

Художественное творчество включает основные задачи психолого-педагогической работы:

развитие продуктивной деятельности детей;

развитие детского творчества;

приобщение к изобразительному искусству.

Специфика реализации содержания данной области заключается в следующем:

• Продуктивная деятельность – деятельность, в результате которой создаётся некий продукт, может быть не только репродуктивной (например, рисование предмета так, как научили), но и творческой (например, рисование по собственному замыслу), что позволяет в рамках данной области наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие детского творчества;

• Понятие «продуктивная (творческая) деятельность детей» позволяет интегрировать содержание данной области в другие образовательные области Программы — возможности развития воображения и творческих способностей ребёнка (Например, с «Познанием» в части конструирования, рисования, « Речевое развитие» — рисование, и др.).

Содержание и результаты всех образовательных областей могут быть обогащены и закреплены с использованием средств продуктивной деятельности детей.

А сейчас совершим небольшой экскурс по ступеням – с первой младшей группы до подготовительной к школе.

Для детей 2-3 лет основными задачами являются:

• формирование интереса к изобразительной деятельности, как деятельности дающий результат;

• знакомство с материалами для продуктивной деятельности и приемам работы с ними;

• развитие чувства цвета и умение различать и называть основные цвета;

• развитие композиционных навыков;

• совершенствование технических навыков;

• знакомство с народным творчеством;

• знакомство с народными игрушками: дымковской, матрешкой;

• воспитание эстетического восприятия.

Младший возраст 3-4 года:

• готовить к восприятию произведений искусства;

• готовить детей к посещению театра;

• приобщать к декоративной деятельности;

• вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающий результат;

• продолжать знакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими;

• научить пониманию рисунка взрослого, как изображения предмета;

• рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки и на вопросы воспитателя.

Средний дошкольный возраст 4-5 лет

• приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему;

• познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора;

• познакомить с архитектурой;

• закреплять знания о книге, книжной иллюстрации;

• продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности;

• обогащать представления детей об искусстве;

• продолжать развивать интерес к лепке;

• воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.

Начиная со старшей группы

• учить выделять, называть, группировать произведения по видам искусства;

• познакомить с жанрами изобразительного искусства;

• познакомить с произведениями живописи;

• подвести к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства»;

• развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира, совершенствовать изобразительные навыки и умения;

• учить создавать сюжетные композиции;

• продолжать знакомить с изделиями народных промыслов;

• знать особенности изобразительных материалов.

Подготовительная к школе группа 6-7 лет

• формировать основы художественной культуры;

• развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства;

• познакомить со спецификой храмовой архитектуры;

• создавать индивидуальные и коллективные рисунки, композиции на темы окружающей жизни и литературных произведений;

• создавать декоративные композиции способами налепа и барельефа;

• продолжать знакомить с изделиями народных промыслов;

• знать особенности изобразительных материалов.

Среда должна соответствовать содержанию образовательной программы разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным возможностям детей.

Предполагает возможность изменений, позволяющих вынести на первый план ту или иную функцию пространства, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды образовательного процесса.

Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих художественную, познавательную, игровую, двигательную активность.

Среда обеспечивает свободный доступ детей к материалам, пособиям. Предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.

Таким образом, необходимо систематически проводить анализ состояния предметно-пространственной среды с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями (единство стиля, гармония цвета, использование при оформлении произведений искусства, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т.п.)

Наполняемость предметно-пространственной среды должна обеспечивать всестороннее развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса (если предметная развивающая среда одной из образовательных областей выпадает, то данная среда не отвечает требованиям ФГОС ДО), так как не соответствует основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-коммуникативному; познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию.

Предметно-пространственная среда это не только наполняемость центров, это и дизайн, и соблюдение СанПиНа, и соответствие тематики недели.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке ИЗО во второй младшей группе:

Наборы цветных карандашей, фломастеров

Гуашь, акварель, восковые мелки, мелки

Кисточки, баночки для вода

Бумага для рисования разного формата; разного качества

Губки из поролона, печати; салфетки для рук

Пластилин, глина, дощечки для лепки

Навесные валики с рулонами бумаги

Иллюстрации с отражение сезона

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке для среднего дошкольного возраста:

Материал для творческой деятельности:

— цветная и белая бумага (глянцевая, гофрированная, прозрачная, блестящая); картон (белый, цветной); обои, нитки, ткани, ленты

— гуашь, акварель, фломастеры, восковые мелки, акварель, формочки

— глина, пластилин, соленое тесто, наборы для творчества

Материалы для декорирования:

— пуговицы, бусины, семена, веточки, вырезки из журналов, фантики, наклейки, ткань, кожа, фольга, тесьма

— кисти, баночки для воды, ножницы, доски для лепки, формы, печатки, поролон, шаблоны, трафареты

— книжки-раскраски, репродукции картин, портреты художников, предметы декоративно-прикладного искусства;

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке для старшей подготовительной к школе группы:

Материал для творческой деятельности:

— цветная и белая бумага (глянцевая, гофрированная, прозрачная, блестящая); картон (белый, цветной); обои, нитки, ткани, ленты

— гуашь, акварель, фломастеры, восковые мелки, акварель, формочки

— глина, пластилин, соленое тесто, наборы для творчества

Материалы для декорирования:

— пуговицы, бусины, семена, веточки, вырезки из журналов, фантики, наклейки, ткань, кожа, фольга, тесьма

— кисти, баночки для воды, ножницы, доски для лепки, формы, печатки, поролон, шаблоны, трафареты, валик

— мольберт, клеенчатые скатерти

— книжки-раскраски, репродукции картин, портреты художников, предметы декоративно-прикладного искусства;

— подборка художников, скульпторов, архитекторов;

— мини-музеи прикладного искусства, детские энциклопедии;

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке ИЗО в первой младшей группе:

Карандаши цветные в отдельных подставках, коробках

Листы белой и цветной бумаги

Кисточки, гуашь, баночки для воды

Клей, формы, оставшиеся после занятия по аппликации

Пластилин в виде шариков, дощечки

Предмет, который сейчас изучается на занятиях по изобразительной деятельности, его графическое изображение

Задачи художественного воспитания

Понятие художественного воспитания

Художественное воспитание – это процесс по формированию у ребенка мировосприятия посредством искусства.

Процесс художественного воспитания может быть как стихийным, так и педагогически направленным.

В процессе художественно воспитания ребенок приобщается к различным видам искусства, учится их воспринимать через собственную творческую деятельность (музыка, рисование, лепка, пение и т.д.).

Различные виды искусства с рождения окружают ребенка и оказывают влияние на формирование и воспитание у него чувств, вкусов, общего отношения к жизни. С возрастом ребенок входит в мир все осознанней, у него возникают привычки и вкусы, опираясь на которые он выбирает то, что ему кажется красивым и привлекательным.

Включение в образовательный процесс художественного воспитания способствует установлению связи личности ребенка с разнообразными сторонами художественной культуры, ее познанию и осмыслению.

Художественное воспитание включает в себя две стороны:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • Художественные произведения искусства (ознакомление, изучение, восприятие и т.д. данных произведений ребенком).
  • Собственное художественное творчество ребенка (рисование, лепка, пение, танцы и т.д.).

Художественное воспитания не просто приобщает ребенка к прекрасному, воспитывает в нем эстетические и нравственные качества, но способствует тому, что каждый становится наследником культуры предков на современном уровне.

Художественное воспитания оказывает влияние на различные стороны личности ребенка, а также на его физические способности, такие как зрение, слух, глазомер и т.д. Все это необходимо ребенку для полноценного существования в обществе.

Цель и задачи художественного воспитания

Основная цель художественного воспитания — формирование гармонично развитой личности, у которой развито эстетическое сознание и компетенции.

Для достижения поставленной цели перед художественным воспитанием ставятся задачи. На сегодняшний день выделяют три основные задачи художественного воспитания.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Первая задача художественного воспитания – формирование необходимого запаса элементарных эстетических знаний и умений.

Данные знания необходимы, так как без них невозможно развитее интереса к эстетическим предметам и явлениям, возникновения склонности и интереса к прекрасному.

Для решения первой задачи педагог должен уметь подобрать такие предметы и явления, которые будут отвечать указанным параметрам, и соответствовать представлениям о прекрасном. Таким образом, у ребенка будет осуществляться формирование чувственно-эмоционального опыта.

Кроме того решение первой задачи требует формирования у ребенка знаний о природе, человеке, самом себе, окружающем мире, художественных ценностях и т.д.

Вторая задача художественного воспитания – на основании полученных знаний, формирование и развитие способностей художественного и эстетического восприятия социально-психологических качеств личности, для обеспечения возможности эмоционально переживать, оценивать и наслаждаться эстетически прекрасными предметами и явлениями.

Данная задача направлена на то, чтобы в первую очередь вызвать у ребенка интерес и желание на получение эстетических навыков и умений.

В настоящее время в образовательных учреждениях решению этой задачи уделяется недостаточно внимания. Детей знакомят с художественными произведениями искусства, исключительно с целью, чтобы они запомнили автора и название произведения. Например, знакомство с живописью состоит в быстром ознакомлении с картинами (репродукциями, иллюстрациями). Дети успевают только лишь торопливо посмотреть на картину, при этом у них ничто не вызывает изумления или восторга. Это связано с тем, что у них попросту не достаточно времени, ничто не заставляет их остановиться и изучить картину внимательнее, вникнуть в нее, понято то, что хотел передать художник.

Такое беглое ознакомление с шедеврами искусства, исключает из воспитательно-образовательного процесса его главную составляющую – любование. Эстетическое любование взаимосвязано со способностью переживать гамму чувств, глубокое духовное наслаждение от созерцания прекрасного, либо напротив отвращение при встречи с безобразным. Любование произведением искусства вызывает гамму чувств, которые ребенок должен обязательно пережить и прочувствовать. Например, это могут быть юмористические чувства от созерцания смешного; эмоциональный гнев от несправедливости; чувство страха от трагического и т.д. Все пережитые ребенком чувства способствуют его духовному обогащению и развитию. Эстетическое переживание напрямую связано со способностью эстетического суждения художественного произведения.

Таким образом, одна из составляющих этой задачи является формирование таких качества ребенка, которые позволили бы ему дать самостоятельную с учетом возрастных возможностей, критическую оценку любому произведению, высказать суждение по поводу него и своего собственного психического состояния.

Третья задача художественного воспитания – формирование у ребенка творческой способности, на основании задатков заложенных в нем от рождения.

Решение данной задачи подразумевает формирование у ребенка тех творческих способностей, к которым он проявляет наибольший интерес, и которые у него заложены природой. То есть, развивать творческие способности каждого ребенка необходимо индивидуально, тем самым превращая его в отдельную творческую личность.

Суть данной задачи состоит в том, что у ребенка не просто формируют эстетические знания и умения, но и развивают желание самому активно принимать участие в создании прекрасного в искусстве, повседневной окружающей жизни, в быту и т.д. Самостоятельно создавать продукты ручного творчества.

Рассмотренные задачи частично отражают сущность художественно воспитания, так как помимо педагогических подходов существуют и психологические. Их суть состоит в том, что в процессе художественно воспитания у ребенка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий, которые отражают психологическую сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени эстетической культуры человека.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Художественное воспитание детей дошкольного возраста

Дата публикации: 20.04.2017 2017-04-20

Статья просмотрена: 1296 раз

Библиографическое описание:

Золотухина А. А., Чичканова Т. А. Художественное воспитание детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 72-73. — URL https://moluch.ru/archive/149/41615/ (дата обращения: 23.03.2020).

Художественное воспитание детей дошкольного возраста – предмет устойчивого внимания специалистов в области педагогики искусства. Динамика теоретических взглядов исследователей, изменения возрастных особенностей подрастающего поколения, образовательных парадигм, интереса к педагогическому потенциалу искусства не снимают, но лишь усиливают вопрос о принципиальном значении этого процесса для становления гармоничной личности ребенка (Е.И. Игнатьев, А.М. Мелик-Пашаев, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Е.А. Флерина и др.). Художественное начало и эстетика жизни ребенка в этот возрастной период влияют на его дальнейшее интеллектуально-творческое развитие и личностное становление, способствуют выработке стандартов поведения в социуме, форм взаимодействия с действительностью. Под художественным воспитанием H.H. Фомина, Б.М. Неменский понимают формирование мировосприятия ребенка средствами искусства [6].

Художественное воспитание предполагает воспитание средствами искусства. Согласно классическим исследованиям, его основная цель – формирование культуры творческой личности, которая проявляет себя общественно и индивидуально и которая в процессе выявления внутреннего образа и в творческом восприятии внешнего мира создает художественные ценности. Основная его задача – формирование позитивного и активного отношения ребенка к искусству, потребности в нем. Б.М. Неменский считает, что искусство совершает гигантскую работу по эстетическому формированию личности, оно приобщает к огромному опыту эстетических ценностей, «очеловечивает». Воспитывающая функция искусства связана с его воздействующей природой: диалог в основе восприятия; эмоциональное воздействие (эффект сопереживания); творческие возможности воображения и художественная интуиция; коллективная форма восприятия искусства; целостное отображение окружающего мира [4, с. 78].

Основными положениями «художественного воспитания» являются [9]: 1) процесс целенаправленного воспитания «чувства прекрасного»; 2) формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее; 3) формирование художественного вкуса; 4) развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения создавать продукты ручного творчества. К содержанию художественного воспитания относят [3]: а) художественное образование и развитие компетентности в области искусства, б) формирование их художественного сознания и вкуса при активном общении с искусством, в) раскрытие художественно-творческого потенциала и способностей детей в самостоятельном художественном творчестве. Каждое из направлений художественного воспитания по содержанию и целям выступает самостоятельно, но все они обогащают и обусловливают друг друга.

Художественное воспитание в понимании В.И. Волынкина – это целенаправленно формируемая потребность и способность ребенка осваивать и создавать мир духовных ценностей [1, c. 33]. Задачи воспитания: 1) создание запаса элементарных знаний и впечатлений для обеспечения «художественного интереса»: звуковые, цветовые и пластические впечатления, знания о природе, о мире художественных ценностей, что формирует чувственно-эмоциональный опыт; 2) развитие способностей художественного восприятия (эмоциональное переживание и оценивание эстетически значимых предметов и явлений); 3) формирование художественно-творческой способности (ребенок самостоятельно создает продукты ручного творчества) (Г.С. Лабковская, Д.Б. Лихачев, Е.М. Торшилова и др.) [5, c. 240-244]. Компонентами художественного воспитания являются: 1) освоение художественных средств передачи образа (цвет, форма, пропорции, пространство, объем, композиция); 2) освоение сенсорных эталонов и перцептивных действий; 3) восприятие и оценка произведений на основе понимания выразительных средств художественного образа. Методика художественного воспитания предполагает [3]: 1) формирование художественного сознания ребенка; 2) художественную деятельность и творчество; 3) стимулирование и мотивацию в общении с искусством. Искусство приобщает детей к творчеству как художественно-образному мышлению на основе деятельности и восприятия [2, с. 307].

Период дошкольного возраста в развитии изобразительного творчества характеризуется тем, что у ребенка появляется желание изображать предметный мир в соответствии с реальностью (на основе аналитико-синтетического мышления, фантазии, воображения), он стремится выявить особенности объектов, анализировать, делать выводы [8, c. 59]. Взрослый в этом контексте интересен ребенку как посредник и носитель художественного опыта, что требует от педагога осуществления функции «мотиватора», «транслятора» художественных идей, принятия им инновационных процессов в области художественного образования и постоянного самосовершенствования [7].

Таким образом, художественное воспитание – одно из направлений сложной структуры воспитательной деятельности в период детства, от уровня которого зависят качественные характеристики личности ребенка.

1. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2007. – 441 с.

2. Зимняя И.А. Стратегии воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы. – М.: Издательский сервис, 2004. – 480 с.

3. Недосекина А.Г. Система художественного воспитания студентов в вузе: дис. … д-ра пед. наук. / Магнитогорский гос. ун-т. – Магнитогорск, 2007. – 192 с.

4. Неменский Б.М. Педагогика искусства. – М.: Просвещение, 2007. – 256 с.

5. Пагута Т.И. Система эстетического воспитания младших школьников // Вектор науки ТГУ Серия: Педагогика, психология. – 2013. – № 2. – С. 240-244.

6. Фомина H.H., Неменский Б.М. Художественное воспитание // Педагогическая энциклопедия. URL: http://www.otrok.ru/teach/enc/txt/22/ page28.html.

7. Чичканова Т. А. Кадровый потенциал инновационных процессов в образовательном пространстве / Т.А. Чичканова, Н.С. Искрин // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 163-166.

8. Чичканова Т. А. Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (7). — С. 59–61.

9. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: ИЦ «Академия», 2002. – 256 с.

Читать еще:  Какова роль родителей в воспитании детей аргументы
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector