221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Художественное воспитание это

Художественное воспитание

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека . 2006 .

Смотреть что такое «Художественное воспитание» в других словарях:

художественное воспитание — meninis lavinimas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Kurios nors meninės veiklos (tapybos, muzikos ir pan.) srities mokėjimų ir gebėjimų ugdymas. Mokykloje mokoma piešti, dainuoti, groti, lipdyti, šokti ir kt. Šių dalykų mokymas turi reikšmės … Enciklopedinis edukologijos žodynas

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ — формирование мировосприятия ребенка средствами иск ва (всех его видов и жанров). Может быть стихийным и педагогически направленным В X в входит приобщение ребенка к разл проявлениям иск ва через их восприятие и собств. творческую деятельность… … Российская педагогическая энциклопедия

Художественное воспитание — часть эстетического воспитания (См. Эстетическое воспитание); формирование средствами искусства (См. Искусство) эстетического восприятия действительности, развитие художественно творческих способностей в различных областях искусства и… … Большая советская энциклопедия

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ — целенаправленный процесс формирования способности воспринимать, чувствовать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности, развитие способностей и дарований в различных областях искусства … Профессиональное образование. Словарь

Художественное творчество — вид общественно полезной и производственной деятельности, состоящей в создании новых эстетических ценностей и прежде всего произведений искусства. Художественное творчество, его организация, содержание, технология, является предметом и основой… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

воспитание — Аристократическое, благородное, благочестивое (устар.), бережное, всестороннее, гармоническое (устар.), гармоничное, демократическое, доброе (устар.), дурное, духовное, европейское, жесткое, жестокое, заботливое, зверское (разг.), идиллическое,… … Словарь эпитетов

Воспитание — – целенаправленный и организованный процесс формирования личности; целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становления его социальности; целенаправленный процесс передачи социального опыта от одного … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Художественное образование — в СССР, система подготовки мастеров изобразительного, декоративно прикладного и промышленного искусства, архитекторов художников, искусствоведов, художников педагогов. На Руси первоначально существовало в форме индивидуальной подготовки… … Большая советская энциклопедия

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО детей — выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребенка худож. форме X т составная часть системы эстетич. и худож. воспитания, средство развития личности Проявлением X т могут быть отд работы… … Российская педагогическая энциклопедия

Воспитание художественное — формирование у воспитанников способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им, развитие потребностей в художественно творческой деятельности и создании эстетических ценностей. (Коджаспирова Г.М.… … Педагогический терминологический словарь

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Найдено 5 определений термина ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Воспитание художественное

формирование у воспитанников способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им, развитие потребностей в художественно -творческой деятельности и создании эстетических ценностей.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

формирование мировоззрения ребенка средствами искусства. Х. В. приобщает ребенка к различным проявлениям искусства как через восприятие и осмысление художественной культуры, так и через собственную творческую деятельность.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

целенаправленный процесс формирования способности воспринимать, чувствовать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности, развитие способностей и дарований в различных областях искусства.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

формирование мировосприятия ребенка средствами искусства. Может быть стихийным и педагогически направленным. Х.в. приобщает ребенка к различным проявлениям искусства через их восприятие и их собственную творческую деятельность. Различные виды искусства являются частью окружающей ребенка действительности и с первых лет его жизни влияют на воспитание чувств, вкусов и отношение к самой жизни. Подрастая, ребенок входит в этот мир осознаннее, учась отбирать то, что наиболее близко его характеру. Включенное в образовательный процесс Х.в. устанавливает связь развивающейся личности с различными сторонами художественной культуры, делает возможным ее осмысление. Другая сторона Х.в. — собственное художественное творчество ребенка. Х.в. делает человека наследником культуры предков, но уже на современном уровне отношений к природе, человеку, обществу. Х.в. развивает зрение, слух, пространственные, цветовые, конструктивно композиционные способности. В перспективе это необходимо для любой профессии. Задачи Х.в. ребенка в учебном процессе решаются с помощью взрослого посредника, способного организовать и руководить контактом ребенка с миром прекрасного. Формирование принципов и методов целенаправленного Х.в. подрастающего поколения связано, с одной стороны, с процессами определения и осознания родовой, видовой, жанровой и социальной дифференциации искусств, а также с утверждением места художника в обществе, с другой — с определением общих принципов популяризации художественных знаний. Одним из ранних опытов в этом направлении стало многотомное сочинение итальянского архитектора и художника 16 в. Дж. Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения» (1550, рус. пер., т. 1-4, 1956-70). В 18 в. в трудах Ф. Шиллера было определено отличие строго научного познания от научно-художественного. Тогда же, в связи с появлением жанра литературной популяризации научных знаний, немецким философом и писателем И.Г. Гаманом была поставлена проблема соответствия методов изложения знаний о науке и культуре психологическим особенностям юных читателей. Построенное на научном исследовании популярное повествование стало в 20 в. самым распространенным методом массового Х.в. (начиная с подросткового возраста) — в преподавании искусства в школе, в научно-популярной литературе, кинематографе, на телевидении, в музейной работе и др. В России попытки систематического Х.в. учащихся общеобразовательных школ предпринимались с 20-х гг. 19 в. гл.о. в лицеях и гимназиях. Во 2-й половине 19 в. Х.в. стало осуществляться и в начальной школе. На рубеже 19-20 вв. в работу по Х.в. включились педагогические общества, издательства, общедоступные музеи. В 1916 Институт истории искусств в Петрограде начал разработку проблемы школьного художественного образования и воспитания, подготовки преподавателей истории искусства. В первые годы советской власти были предприняты попытки создать систему, объединяющую различные формы популяризации искусства при ведущем значении урока в школе. В рамках единой трудовой школы была разработана (1918-19) программа художественного образования, предусматривавшая наглядное знакомство с памятниками изобразительного искусства, живописи, скульптуры и архитектуры. Получили распространение экскурсии; открывались художественные студии, кружки и школы. Ведущую роль в теоретической разработке содержания и методики проведения экскурсий сыграл А.В. Бакушинский. Его наблюдения совпадали с выводами, сделанными Н.И. Романовым (в то время директор Музея изящных искусств; ныне Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), о воспитательной эффективности систематических экскурсий. Однако осуществить на практике программные замыслы всеобщего Х.в. детей средствами искусства долгое время не удавалось, т.к. с 20-х гг. школа была ориентирована на узкопрактическое образование учащихся и даже предмет «Рисование» в основном готовил учеников к урокам черчения. Серьезная работа по Х.в. велась в основном вне школы — в художественных музеях, концертных залах и театрах (Н.И. Сац и др.). В 70-х гг. по инициативе и под руководством Союза художников и Союза композиторов лаборатории НИИ ХВ АПН приступили к разработке содержания Х.в. учащихся средствами искусства. Известность получили программа музыкального образования, разработанная под руководством Д.Б. Кабалевского, и программа художественного развития, разработанная под руководством Б.М. Неменского. Центральным звеном Х.в. в школе являются уроки музыки, изобразительного искусства, литературного чтения и др. Х.в. занимаются учреждения дополнительного образования детей (художественные и музыкальные школы, школы искусств, кружки, студии, дома детского творчества), а также музеи. См. также Эстетическое воспитание

Читать еще:  Семейное воспитание ребенка и его значение

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

формирование мировосприятия ребенка средствами иск-ва (всех его видов и жанров). Может быть стихийным и педагогически направленным В X в входит приобщение ребенка к разл проявлениям иск-ва через их восприятие и собств. творческую деятельность Разл виды иск-в входят в жизнь ребенка как часть окружающей его действительности с первых лет жизни, влияют на воспитание его чувств, вкусов и отношение к самой жизни Подрастая, ребенок входит в этот мир осознаннее, учась отбирать то, что наиб. близко его характеру Включенное в образоват. процесс X в устанавливает связь развивающейся личности с разл сторонами худож. культуры, делает возможным ее осмысление Другая сторона X в — собств. художественное творчество ребенка X в делает человека наследником культуры предков, но уже на совр. уровне отношений к природе, человеку, обществу X в развивает зрение, слух, пространственные, цветовые, конструктивно-композиц способности В перспективе это необходимо для любой профессии Особые качества каждого вида иск-ва (музыки, живописи, архитектуры, скульптуры и т.д. ). определяют специфику приобщения детей разного возраста к их восприятию, а также освоению навыков практич. деятельности Задача X в ребенка в уч. процессе решается с помощью взрослого посредника, способного организовать и (учитывая возрастные и психол особенности). руководить контактом ребенка с миром прекрасного

Воспитат. функции иск-ва осознавались еще в древности Так, уже иск-во цивилизаций Древнего Востока и античности выступало как сильнейшее средство общественного, религ, эстетич. воздействия, оказывало влияние на формирование мировоззрения человека Формирование принципов и методов целенаправленного X в подрастающего поколения связано, с одной стороны, с процессами определения и осознания родовой, видовой, жанровой и социальной дифференциации иск-в, а также с утверждением места художника в обществе, с другой — с определением общих принципов популяризации худож. знаний Одним из ранних опытов в этом направлении стало многотомное сочинение итал архитектора и художника 16 в Дж Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения» (1550, рус пер, т 1—4, 1956—70), увлекательный рассказ о сложных явлениях духовной культуры В 18 в в трудах Ф Шиллера было определено отличие строго науч. познания от науч. -художественного, суть к-рого в создании условий, благоприятствующих познанию или формированию установки на восприятие объекта познания и эстетич. переживания Тогда же, в связи с появлением жанра лит популяризации науч. знаний, нем философом и писателем И Г Гаманом была поставлена проблема соответствия методов изложения знаний о науке и культуре психол особенностям юных читателей Построенное на науч. исследовании популярное повествование стало в 20 в самым распространенным методом массового X в (начиная с подросткового возраста) — в преподавании иск-ва в школе, в науч. -популярной лит-ре, кинематографе, на телевидении, в музейной работе и др.

В России попытки систематич. X в уч-ся общеобразоват. школ предпринимались с 20-х гг 19 в, гл. обр. в лицеях и гимназиях Во 2-й пол 19 в к X в учащихся стали обращаться и нач школы, использовавшие в практике уч книги К Д Ушинского и др. На рубеже 19—20 вв в работу по X в включились пед. об-ва, изд-ва, общедоступные музеи Значит. место стало уделяться творческим занятиям с воспитанниками учреждений дошкольного воспитания В 1916 Ин-т истории иск-в в Петербурге приступил к науч. разработке проблемы шк. худож. образования и воспитания, подготовки преподавателей истории иск-ва

В первые годы сов власти были предприняты попытки создать систему, объединяющую разл формы популяризации иск-ва при ведущем значении урока в школе Была разработана (1918—19). программа худож. образования в рамках единой трудовой школы, охватывающего классные и внеклассные формы работы Программа предусматривала наглядное знакомство с памятниками изобразит иск-ва, живописи, скульптуры и архитектуры Получили распространение экскурсии в музеи, на выставки, за город, для знакомства с памятниками архитектуры и др. Открывались художественные студии, кружки и школы, проводились беседы и лекции, в т.ч. по истории иск-ва.

Ведущую роль в теоретич разработке содержания и методики проведения экскурсий сыграл А В Бакушинский Его наблюдения совпадали с выводами, сделанными тогда же директором Музея изящных иск-в (ныне Музей изобразит иск-в им А С Пушкина). Н И Романовым Они пришли к единому мнению о воспитат. эффективности систематич. экскурсий, позволяющих постепенно, через контакт с подлинными произведениями мастеров приобщать учащихся к пониманию иск-ва.

Однако осуществить на практике программные замыслы всеобщего X в детей средствами иск-ва долгое время не удавалось, т к с 20-х гг школа была ориентирована гл. обр. на узкопрактич. образование учащихся и даже предмет «Рисование» выполнял прежде всего задачу подготовки к урокам черчения Серьезная работа по изучению особенностей восприятия иск-ва юными зрителями шла в основном вне школы — в худож. музеях, концертных залах и театрах (Н И Сац и др.). В 70-х гг по инициативе и под руководством Союза художников и Союза композиторов лаборатории НИИ

ХВ АПН приступили к созданию системы X в учащихся средствами иск-ва Известность получили программа муз. образования, разработанная под руководством Д Б Кабалевского, и программа худож. развития, разработанная под руководством Б M Йеменского С нач 90-х гг в практике общеобразоват. школы используются рус варианты данных программ X в, разрабатываемые для отд регионов, а также специально для отд уч заведений

Читать еще:  Художественное воспитание детей дошкольного возраста

Центр звеном X в в школе являются уроки музыки, изобразит иск-ва, лит чтения и др, программа к-рых определяет объем и систему знаний, умений и навыков применительно к возрастным возможностям детей Следующие звенья системы дет. худ. самодеятельность в кружках (драматич, хореографич, хоровых, изобразит творчества), студиях, музеях и т.д. (выявление художественно одаренных, способных детей), а затем занятия в дет. худож, муз. и др. школах (подготовка одаренных детей к проф. школе).

Критерий пед. эффективности внешк. работы с детьми — формирование самостоятельности в изучении и освоении иск-ва, проявляющейся в разл формах само-деят творчества, в посещении музеев, выставок, театров, лекториев, в чтении спец. лит-ры по вопросам иск-ва, знакомстве с соответствующими телепередачами и кинофильмами и их активном обсуждении при постоянном пед. руководстве

Лит Задачи и методы изучения иск-в Дополнение Краткий отчет о деятельности Рос Ин-та истории иск-в за 1912—1923 гг, II, 1924, БожовичЛ И, Личность и ее формирование в дет. возрасте, M, 1968, В и и n e p Б P, Статьи об иск-ве, [М, 1970], Кабалевский Д Б, Прекрасноепробуж дает доброе, M, 1973, его же, Воспитание ума и сердца, M, 1984, Бакушинский А В, Исследования и статьи, M, 1981, МеликПашаевА А, Педагогика иск-ва и творческие способности, M, 1981, Неменский Б Мудрость красоты, M, 19872, его же, Культура — искусство — образование,M, 1993

Задачи художественного воспитания

Понятие художественного воспитания

Художественное воспитание – это процесс по формированию у ребенка мировосприятия посредством искусства.

Процесс художественного воспитания может быть как стихийным, так и педагогически направленным.

В процессе художественно воспитания ребенок приобщается к различным видам искусства, учится их воспринимать через собственную творческую деятельность (музыка, рисование, лепка, пение и т.д.).

Различные виды искусства с рождения окружают ребенка и оказывают влияние на формирование и воспитание у него чувств, вкусов, общего отношения к жизни. С возрастом ребенок входит в мир все осознанней, у него возникают привычки и вкусы, опираясь на которые он выбирает то, что ему кажется красивым и привлекательным.

Включение в образовательный процесс художественного воспитания способствует установлению связи личности ребенка с разнообразными сторонами художественной культуры, ее познанию и осмыслению.

Художественное воспитание включает в себя две стороны:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • Художественные произведения искусства (ознакомление, изучение, восприятие и т.д. данных произведений ребенком).
  • Собственное художественное творчество ребенка (рисование, лепка, пение, танцы и т.д.).

Художественное воспитания не просто приобщает ребенка к прекрасному, воспитывает в нем эстетические и нравственные качества, но способствует тому, что каждый становится наследником культуры предков на современном уровне.

Художественное воспитания оказывает влияние на различные стороны личности ребенка, а также на его физические способности, такие как зрение, слух, глазомер и т.д. Все это необходимо ребенку для полноценного существования в обществе.

Цель и задачи художественного воспитания

Основная цель художественного воспитания — формирование гармонично развитой личности, у которой развито эстетическое сознание и компетенции.

Для достижения поставленной цели перед художественным воспитанием ставятся задачи. На сегодняшний день выделяют три основные задачи художественного воспитания.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Первая задача художественного воспитания – формирование необходимого запаса элементарных эстетических знаний и умений.

Данные знания необходимы, так как без них невозможно развитее интереса к эстетическим предметам и явлениям, возникновения склонности и интереса к прекрасному.

Для решения первой задачи педагог должен уметь подобрать такие предметы и явления, которые будут отвечать указанным параметрам, и соответствовать представлениям о прекрасном. Таким образом, у ребенка будет осуществляться формирование чувственно-эмоционального опыта.

Кроме того решение первой задачи требует формирования у ребенка знаний о природе, человеке, самом себе, окружающем мире, художественных ценностях и т.д.

Вторая задача художественного воспитания – на основании полученных знаний, формирование и развитие способностей художественного и эстетического восприятия социально-психологических качеств личности, для обеспечения возможности эмоционально переживать, оценивать и наслаждаться эстетически прекрасными предметами и явлениями.

Данная задача направлена на то, чтобы в первую очередь вызвать у ребенка интерес и желание на получение эстетических навыков и умений.

В настоящее время в образовательных учреждениях решению этой задачи уделяется недостаточно внимания. Детей знакомят с художественными произведениями искусства, исключительно с целью, чтобы они запомнили автора и название произведения. Например, знакомство с живописью состоит в быстром ознакомлении с картинами (репродукциями, иллюстрациями). Дети успевают только лишь торопливо посмотреть на картину, при этом у них ничто не вызывает изумления или восторга. Это связано с тем, что у них попросту не достаточно времени, ничто не заставляет их остановиться и изучить картину внимательнее, вникнуть в нее, понято то, что хотел передать художник.

Такое беглое ознакомление с шедеврами искусства, исключает из воспитательно-образовательного процесса его главную составляющую – любование. Эстетическое любование взаимосвязано со способностью переживать гамму чувств, глубокое духовное наслаждение от созерцания прекрасного, либо напротив отвращение при встречи с безобразным. Любование произведением искусства вызывает гамму чувств, которые ребенок должен обязательно пережить и прочувствовать. Например, это могут быть юмористические чувства от созерцания смешного; эмоциональный гнев от несправедливости; чувство страха от трагического и т.д. Все пережитые ребенком чувства способствуют его духовному обогащению и развитию. Эстетическое переживание напрямую связано со способностью эстетического суждения художественного произведения.

Таким образом, одна из составляющих этой задачи является формирование таких качества ребенка, которые позволили бы ему дать самостоятельную с учетом возрастных возможностей, критическую оценку любому произведению, высказать суждение по поводу него и своего собственного психического состояния.

Третья задача художественного воспитания – формирование у ребенка творческой способности, на основании задатков заложенных в нем от рождения.

Решение данной задачи подразумевает формирование у ребенка тех творческих способностей, к которым он проявляет наибольший интерес, и которые у него заложены природой. То есть, развивать творческие способности каждого ребенка необходимо индивидуально, тем самым превращая его в отдельную творческую личность.

Суть данной задачи состоит в том, что у ребенка не просто формируют эстетические знания и умения, но и развивают желание самому активно принимать участие в создании прекрасного в искусстве, повседневной окружающей жизни, в быту и т.д. Самостоятельно создавать продукты ручного творчества.

Читать еще:  Как воспитывать гиперактивного мальчика

Рассмотренные задачи частично отражают сущность художественно воспитания, так как помимо педагогических подходов существуют и психологические. Их суть состоит в том, что в процессе художественно воспитания у ребенка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий, которые отражают психологическую сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени эстетической культуры человека.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Художественное воспитание детей дошкольного возраста

Дата публикации: 20.04.2017 2017-04-20

Статья просмотрена: 1296 раз

Библиографическое описание:

Золотухина А. А., Чичканова Т. А. Художественное воспитание детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 72-73. — URL https://moluch.ru/archive/149/41615/ (дата обращения: 23.03.2020).

Художественное воспитание детей дошкольного возраста – предмет устойчивого внимания специалистов в области педагогики искусства. Динамика теоретических взглядов исследователей, изменения возрастных особенностей подрастающего поколения, образовательных парадигм, интереса к педагогическому потенциалу искусства не снимают, но лишь усиливают вопрос о принципиальном значении этого процесса для становления гармоничной личности ребенка (Е.И. Игнатьев, А.М. Мелик-Пашаев, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Е.А. Флерина и др.). Художественное начало и эстетика жизни ребенка в этот возрастной период влияют на его дальнейшее интеллектуально-творческое развитие и личностное становление, способствуют выработке стандартов поведения в социуме, форм взаимодействия с действительностью. Под художественным воспитанием H.H. Фомина, Б.М. Неменский понимают формирование мировосприятия ребенка средствами искусства [6].

Художественное воспитание предполагает воспитание средствами искусства. Согласно классическим исследованиям, его основная цель – формирование культуры творческой личности, которая проявляет себя общественно и индивидуально и которая в процессе выявления внутреннего образа и в творческом восприятии внешнего мира создает художественные ценности. Основная его задача – формирование позитивного и активного отношения ребенка к искусству, потребности в нем. Б.М. Неменский считает, что искусство совершает гигантскую работу по эстетическому формированию личности, оно приобщает к огромному опыту эстетических ценностей, «очеловечивает». Воспитывающая функция искусства связана с его воздействующей природой: диалог в основе восприятия; эмоциональное воздействие (эффект сопереживания); творческие возможности воображения и художественная интуиция; коллективная форма восприятия искусства; целостное отображение окружающего мира [4, с. 78].

Основными положениями «художественного воспитания» являются [9]: 1) процесс целенаправленного воспитания «чувства прекрасного»; 2) формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее; 3) формирование художественного вкуса; 4) развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения создавать продукты ручного творчества. К содержанию художественного воспитания относят [3]: а) художественное образование и развитие компетентности в области искусства, б) формирование их художественного сознания и вкуса при активном общении с искусством, в) раскрытие художественно-творческого потенциала и способностей детей в самостоятельном художественном творчестве. Каждое из направлений художественного воспитания по содержанию и целям выступает самостоятельно, но все они обогащают и обусловливают друг друга.

Художественное воспитание в понимании В.И. Волынкина – это целенаправленно формируемая потребность и способность ребенка осваивать и создавать мир духовных ценностей [1, c. 33]. Задачи воспитания: 1) создание запаса элементарных знаний и впечатлений для обеспечения «художественного интереса»: звуковые, цветовые и пластические впечатления, знания о природе, о мире художественных ценностей, что формирует чувственно-эмоциональный опыт; 2) развитие способностей художественного восприятия (эмоциональное переживание и оценивание эстетически значимых предметов и явлений); 3) формирование художественно-творческой способности (ребенок самостоятельно создает продукты ручного творчества) (Г.С. Лабковская, Д.Б. Лихачев, Е.М. Торшилова и др.) [5, c. 240-244]. Компонентами художественного воспитания являются: 1) освоение художественных средств передачи образа (цвет, форма, пропорции, пространство, объем, композиция); 2) освоение сенсорных эталонов и перцептивных действий; 3) восприятие и оценка произведений на основе понимания выразительных средств художественного образа. Методика художественного воспитания предполагает [3]: 1) формирование художественного сознания ребенка; 2) художественную деятельность и творчество; 3) стимулирование и мотивацию в общении с искусством. Искусство приобщает детей к творчеству как художественно-образному мышлению на основе деятельности и восприятия [2, с. 307].

Период дошкольного возраста в развитии изобразительного творчества характеризуется тем, что у ребенка появляется желание изображать предметный мир в соответствии с реальностью (на основе аналитико-синтетического мышления, фантазии, воображения), он стремится выявить особенности объектов, анализировать, делать выводы [8, c. 59]. Взрослый в этом контексте интересен ребенку как посредник и носитель художественного опыта, что требует от педагога осуществления функции «мотиватора», «транслятора» художественных идей, принятия им инновационных процессов в области художественного образования и постоянного самосовершенствования [7].

Таким образом, художественное воспитание – одно из направлений сложной структуры воспитательной деятельности в период детства, от уровня которого зависят качественные характеристики личности ребенка.

1. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2007. – 441 с.

2. Зимняя И.А. Стратегии воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы. – М.: Издательский сервис, 2004. – 480 с.

3. Недосекина А.Г. Система художественного воспитания студентов в вузе: дис. … д-ра пед. наук. / Магнитогорский гос. ун-т. – Магнитогорск, 2007. – 192 с.

4. Неменский Б.М. Педагогика искусства. – М.: Просвещение, 2007. – 256 с.

5. Пагута Т.И. Система эстетического воспитания младших школьников // Вектор науки ТГУ Серия: Педагогика, психология. – 2013. – № 2. – С. 240-244.

6. Фомина H.H., Неменский Б.М. Художественное воспитание // Педагогическая энциклопедия. URL: http://www.otrok.ru/teach/enc/txt/22/ page28.html.

7. Чичканова Т. А. Кадровый потенциал инновационных процессов в образовательном пространстве / Т.А. Чичканова, Н.С. Искрин // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 163-166.

8. Чичканова Т. А. Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (7). — С. 59–61.

9. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: ИЦ «Академия», 2002. – 256 с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector