221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

И воспитания построенных на основе

Домострой» XVI века как свод взглядов на воспитание

Важным свидетельством быта и воспитания средневековой Руси служит «Домострой» — книга, в которой выражен идеал средневекового воспитания и семейного быта на Руси, одна из вершин педагогической мысли конца XVII в.Составил «Домострой» известный деятель из ближайшего окружения Ивана Грозного – священник Сильвестр. В этом сочинении нашла отражение русская педагогическая мысль, носившая ярко выраженный православный характер.

В «Домострое» описывается патриархальный режим семейной жизни, основанный на беспрекословном подчинении жены и детей мужчине – главе семьи. Все наставления, особенно относительно жены и детей, окрашены ветхозаветностью: «должен муж жену свою наказывать и вразумлять наедине страхом, а, наказав, простить и попенять», «наказывай сына своего в юности его и успокоит тебя в старости твоей и придаст красоты душе твоей; не жалей, бей ребенка, если прутом посечешь его, не умрет, но здоровье будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти». «Домострой» композиционно делится на три составные части. В первой содержатся назидания относительно религиозной жизни. Для родителей, заботившихся о развитии своих детей, главной должна была быть задача нравственно-религиозного воспитания.

Вторая часть сочинения посвящена семейным отношениям; она включает в себя, главным образом, специальные наставления о необходимости обучения детей тому, что нужно в домашнем обиходе, илишь после этого перед родителями ставится задача обучения подрастающего поколения грамоте, книжным наукам. «Домострой» XVI в. в целом отражает те же идеалы, которые сложились в Древней Руси в первые десятилетия после принятия христианства.

Третья часть «Домостроя» посвящена устройству дома, содержит хозяйственные рекомендации.

Заключает книгу результат использования данных в ней наставлений, представленный на примерах.

«Домострой» требует воспитывать детей в «страхе божьем», повиноваться наставникам и старшим, любить детей и заботиться о них, воспитывать такие добродетели, как мужество, настойчивость, трудолюбие, бережливость и др. Основными способами воспитания назывались суровая дисциплина, систематические наказания, в том числе физические («воспитать во всяком наказании»). Методами воспитания являлись телесные наказания, суровые методы подавления воли; девочки воспитывались как затворницы; вместе с тем, «Домострой» призывает любить детей и заботиться о них.

Воспитание, по «Домострою», направлено на развитие у детей чувства ответственности перед государством, церковью и родителями. Как следует из педагогической программы «Домостроя», грамотность не являлась первостепенным условием воспитания, а ставилась в одном ряду обучением техническим промыслам, рукоделию и адресовалась лишь людям чиновным (приказным) и духовному сословию. Наивысшей целью воспитания объявлялась не книжность, а духовная мудрость.

40.Киево-Могилянская коллегия (академия).

Заметную роль в освоении западного педагогического влияния при сохранении национальных традиций сыграли “братские” школы, в деятельности которых приняли участие Иван Федоров, Герасим Смотрицкий, Демьян Наливайко и др. Наиболее известна Киевская братская школа, оказавшаяся предтечей созданной в 1632 г. Киевско-Могилянской коллегии (с 1701 г. Академия), которую возглавлял митрополит Петр Могила (1596/97-1647).

Это было первое высшее учебное заведение на Руси, в котором училось 1200 человек. Для преподавания различных наук были приглашены из Львовской школы (школа Львовского братства) православные учителя. В Академии было три отделения: младшее, среднее и старшее. Достаточно много внимания уделялось философии, богословию и юридическим наукам. Выпускники получали образование на уровне западноевропейских схоластических стандартов. Некоторые из них (Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, Арсений Сатановский, Феофан Прокопович) приняли деятельное участие в становлении славяно-греко-латинского педагогического подхода в Москве в XVII в., а также в создании на Руси новых учебных заведений, приближающихся к западноевропейским образцам. Так, Арсений Сатановский, Епифаний Славинецкий, Дамаскин Птицкий стали учителями одной из первых московских школ (XVII в.), организованной боярином Ф.М. Ртищевым.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, правомерно утверждать, что русская педагогика отличалась самостоятельностью и оригинальностью, имела гуманистическую направленность и богатые традиции. Уже «Поучение Владимира Мономаха детям», этот ранний памятник педагогической литературы Киевской Руси, в XI в. призывал к воспитанию в детях любви к Родине, мужества, трудолюбия, гуманного отношения к людям. В ту пору было мало школ и педагогические высказывания были рассчитаны преимущественно на семейное воспитание.

Развитие образования в России в XVII-XVIII вв.

Дата добавления: 2015-03-31 ; Просмотров: 5193 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Понятие «воспитание» сегодня (в рамках ФГОС)

«В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы».
В. Сухомлинский.

Слово «воспитание» сегодня на слуху у каждого родителя, который задумывается о жизни ребенка в обществе и коллективе. А что включает в себя понятие «воспитание»? Если мы обратимся к словарю, то прочитаем: Воспитание– целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание– это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции. Исходное значение слова «воспитание» обусловлено корневой частью слова «воспитание» – это вскармливание, питание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении. Сегодня, говоря о воспитании, меньше всего подразумевают «питание», а если имеют в виду это значение, то в широком духовном значении. Воспитание – в широком смысле слова – деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта. В узком смысле – планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к жизни и труду. Сегодня, работая по новым стандартам, мы обращаем внимание, что воспитание обучающихся должно быть построено на основе базовых национальных ценностей российского общества, и направлено на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России. Такое положение дел требует серьезного, вдумчивого переосмысления самого понятия «воспитание» и создания новых подходов к построению воспитательной работы в школе. Воспитание – это актуализация человеческого качества в человеке, которая происходит в диалоге воспитателя и воспитанника (и эта актуализация имеет отношение к ним обоим). Цель воспитания направлена на формирование рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей. Воспитание сегодня – прежде всего работа со смыслами, ценностями, системой отношений человека, его эмоционально-волевой и рефлексивными сферами, со всем тем, что позволяет человеку осознавать, оценивать и усовершенствовать себя, делая при этом главным критерием собственных действий и поступков совесть. В более узком, педагогическом, смысле воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности ребенка, подготовку его к жизни, привитие ему определенных навыков поведения, личностных качеств. Это и есть цель воспитания. Под воспитанием понимается как процесс, так и результат воспитательной деятельности. Различают такие виды воспитания: нравственное, умственное, физическое, трудовое, эстетическое, гендерное и др.

Таким образом, целью воспитания является формирование всесторонне развитой личности. Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи. Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе. Поэтому, сегодня цели воспитания – это ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий. Проблема воспитания – сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. Все начинается с семьи. В повседневном общении с детьми сеются семена характера, которые потом дадут добрые или злые всходы. Именно об этом напоминает всем известная народная мудрость, о которой мы часто забываем в суете обыденности: “Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку– пожнешь характер, посеешь характер– пожнешь судьбу”. А пренебрежение ею дорого стоит. Очень часто школьные неудачи наших детей, их трудное вхождение в коллектив, неумение и нежелание учиться – результат родительских просчетов и ошибок, тех отношений, которые царят в семье, тех жизненных ориентаций, которые в ней усваиваются. Поэтому с самого начала жизни ребенка вокруг него не должно быть суеты и разнобоя в предъявляемых ему требованиях. Однако, без соответствующей работы необходимый уровень развития ребенка не будет достигнут. Часто родители, уделяя большое внимание приобретению малышом различных знаний, умений, навыков, пускают на самотек формирование психологических процессов, обуславливающих успешность его общего развития. В школе нередко в 1-м классе встречаются дети, которые свободно владеют речью, обладают необходимым запасом знаний об окружающем, умеют читать, считать, но, в то же время, являются неподготовленными к школьной жизни. Если проанализировать трудности, с которыми сталкивается младший школьник, то можно обнаружить за ними допущенные родителями просчеты в воспитании. У одного не выработана познавательная потребность, в результате интерес к учению быстро улетучивается. Другой не владеет способами приобретения знаний и, сталкиваясь с трудностями, не умеет их преодолевать. У третьего не сформированы общие основы деятельности, он не может организовывать свой труд, контролировать свои действия, концентрировать и распределять внимание при выполнении различных заданий. Четвертый не знает, зачем он учится. Все эти дети нуждаются в постоянной опеке, т. к. привыкли получать от взрослых все в готовом виде. Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Семья– первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок– будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Сила влияния семьи в том, что влияние осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях. Поэтому нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к принятию жизненных принципов и норм поведения. Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни семьи, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов детей, формированию новых, расширению их кругозора. Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, какая речевая среда в семье и др. Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, – это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Главными задачами педагогов в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей семейного воспитания ребенка. Учитель должен общаться с родителями, хочет он того или нет. В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Моя практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы. Отношения «Учитель – родители» могут существовать и формироваться определенным образом и без прямых контактов их участников. Связующим звеном в этом случае становится ребенок. Однако отсутствие контактов родителей со школой, а также несогласованные действия школы и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию ребенка. Избежать недопонимания, разобщенности в решении педагогических проблем с детьми учителю поможет опора на следующие нравственные нормы:

  • чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей, за их психолого-педагогическую компетентность;
  • активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями(а не обращение к ним лишь в тех случаях, когда необходима их помощь);
  • уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения;
  • повышение авторитета родителей в глазах детей ( показ детям наиболее ценных качеств их родителей, учет этих качеств и способностей родителей в педагогической деятельности);
  • тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям (при этом важно не перекладывать на них свои обязанности);
Читать еще:  Воспитание с целью обеспечить выживание содержание воспитания

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Семья должна представлять собой коллектив единомышленников и действовать согласно со школой, поэтому главными задачами педагогов являются следующие:

  • обучение родителей приемам, способам и стилю обучения взрослых и детей, членов семьи;
  • оказание помощи в осознании позитивных и негативных ситуаций.

Социально-психологическая защищенность, успешность достижений ребенка зависят от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.

Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания. К.Д. Ушинский писал: «Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его для счастья, и приготовить к труду жизни»

  1. «Популярная психология для родителей» под редакцией А.А. Бодалева, М., Педагогика 1988.
  2. Л.А. Кулик, Н.И. Берестов «Семейное воспитание» – М., Просвещение, 1990.
  3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  5. Популярная психология для родителей; 2-е изд., испр. Под ред. А.С. Спиваковской. – СПб: Союз, 1997.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ

Содержание — определяющая сторона целого, единство его частей, элементов, его свойств и связей, основная суть, количество чего-либо, находящееся в чем-то другом [1] .

Категория «содержание» отражает внутреннюю сторону предмета, его сущностное наполнение. Следовательно содержание воспитания следует понимать как его предметную основу, где есть ответ на вопрос: «Чему следует воспитывать?». Содержание воспитания отбирается в соответствии с поставленными целями и задачами развития ребенка, смыслами и ценностями воспитания. Отечественные цели, задачи, смыслы и ценности воспитания позволяют определить современное содержание воспитания и представить его как часть историко-культурного, бытийного, социального, духовного, нравственного опыта человечества, которая в педагогически интерпретированном виде интериоризируется воспитанниками и трансформируется в интеллект, личностные качества и практические действия (А.Н. Ходусов).

Читать еще:  Участие отца в воспитании детей

Содержание воспитания интериоризируется ребенком в процессе его бытия, становится бытийным наполнителем. Содержание воспитания всегда педагогически целесообразно. Педагогическая целесообразность содержания воспитания предполагает его упорядочение, структурирование. Содержание воспитания всегда полиструктурно, так как обращено к целостной личности и связано с ее развитием. Вместе с тем Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, Л.Я. Зорина, В.М. Меньшиков, Н.Д. Никандров утверждают, что в структуре воспитания должны быть выделены «ценности содержания воспитания», которые определяют его уровневую структуру (В.М. Меньшиков).

Первый уровень — знание о духовном мире. Это знание о духовной реальности, о духовности общества и человека.

Второй уровень — знание об объективном мире: мире природном, мире материальном. Этот мир изучают естественные науки, и это научное знание в самом широком смысле этого понятия.

Третий уровень — идеи о человеческом мире, человеческих отношениях, человеческой культуре. В свою очередь, эти знания можно разделить на общечеловеческие — то, что значимо для всего человечества; национальные — ценности, значимые для данного народа; корпоративные — ценности, относящиеся к той или иной сфере: трудовой, познавательной, эстетической и т.д.; индивидуальные — ценности, значимые для отдельного человека.

Помимо «знаниевого», содержание воспитания включает в себя деятельностный компонент, который направлен на формирование человеческой деятельности. Формирование деятельности связано с тем или иным знанием, поскольку, какую бы деятельность человек ни осваивал, он осваивает ее через знания, через способ получения и способ внедрения знания: трудовое воспитание так или иначе основано на освоении труда, и обучение математике имеет в основе своей познавательную деятельность. При этом знание становится знанием только в процессе его функционирования.

В рамках деятельностного компонента выделяется творческий компонент, предполагающий формирование способностей человека к созданию нового, деятельности в нестандартной ситуации. В настоящее время формированию творческих способностей человека придается огромное значение, поскольку это не только важно для современного общества, но во многом есть истинное выражение человеческой сущности. Поэтому воспитание призвано не только подготовить человека к освоению существующего уровня культуры, но и сформировать человека, способного изменять этот уровень. В настоящее время этому аспекту воспитания уделяется громадное значение в педагогической науке (В.С. Библер, Г.Д. Дмитриев, О.В. Долженко, В.П. Зинченко, Э.В. Ильенков, М.В. Кларин).

Важнейший компонент содержания воспитания — мотивационно-смысловой, который определяет ценности, становящиеся смыслами воспитания для человека, смыслами человеческой деятельности и человеческой жизни.

Можно выделить несколько групп таких смыслов-ценностей.

Первая группа — это духовные ценности.

Вторая группа — общечеловеческие ценности. Это осознание своей ответственности и значимости своей деятельности перед человечеством.

Третья группа — национальные, народные ценности. Это ответственность человека перед своим народом.

К четвертой группе относятся ценности корпоративные (профессиональные, сословные, групповые и т.д.) и ответственность человека перед той или иной корпорацией.

Пятую группу ценностей составляют ценности индивидуальные, ответственность человека перед собой (В.М. Меньшиков).

В.А. Караковский считает, что содержание воспитания определяют восемь общечеловеческих ценностей: Земля — общий дом человечества (людей и природы), Отечество (Родина), семья, труд, знания, культура, мир (согласие между людьми).

Интересной представляется структура содержания воспитания, созданная А.Ф. Лазурским и С.Л. Франком. В основание ее положены «отношения личности со средой».

  • 1. Отношение к вещам.
  • 2. Отношение к природе и животным.
  • 3. Отношение к отдельным людям.
  • 4. Половая любовь.
  • 5. Отношение к социальной группе.
  • 6. Отношение к семье.
  • 7. Отношение к государству.
  • 8. Отношение к труду.
  • 9. Отношение к материальному обеспечению и собственности.
  • 10. Отношение к внешним нормам жизни (к праву, к правилам вежливости и приличий).
  • 11. Отношение к нравственности.
  • 12. Отношение к миросозерцанию и религии.
  • 13. Отношение к науке и знанию.
  • 14. Отношение к искусству.
  • 15. Отношение к себе самому (к своей физической и психической жизни, к своей личности).

По мнению Е.В. Бондаревской, основными структурными компонентами содержания воспитания являются:

  • • воспитание свободной личности (высокий уровень самосознания, гражданственность; чувство собственного достоинства, самоуважения, самодисциплины, честность, ориентирование в духовных ценностях жизни, самостоятельность в принятии решений и ответственность, свободный выбор содержания жизнедеятельности);
  • • воспитание гуманной личности (милосердие, доброта, способность к состраданию, сопереживанию, альтруизм, терпимость, доброжелательность, скромность, готовность оказывать помощь ближним и дальним, стремление к миру, добрососедству, понимание целей человеческой жизни);
  • • воспитание духовной личности (потребность в познании и самопознании, в красоте, рефлексии, общении, поиске смысла жизни, автономия внутреннего мира, цельность);
  • • воспитание творческой личности (развитые способности, потребность в преобразующей деятельности, знания, умения, навыки, развитый интеллект, интуиция, жизнетворчество);
  • • воспитание практической личности (знание основ экономики, трудолюбие, хозяйственность, компьютерная грамотность, владение иностранными языками, знание народных, религиозных обычаев, здоровый образ жизни, физическая закалка, эстетический вкус, хорошие манеры, обустройство дома, обеспечение благосостояния семьи).

Н.Е. Щуркова утверждает, что структуру содержания воспитания должны составлять ценностные отношения личности ребенка к природе как общему дому человечества и нормам культурной жизни, к человеку как субъекту жизни и наивысшей ценности на земле, к социальному устройству человеческой жизни, к образу жизни (бытию — Л.Н. Ходусов), достойному Человека, к индивидуальному выбору жизненного пути.

Таким образом, в структуре содержания воспитания можно выделить несколько блоков, выполняющих различные функции в развитии ребенка (И.А. Колесникова):

  • • Первый блок — институциональные (государственные) социокультурные нормы и традиции (функция адаптации).
  • • Второй блок — творчество самого воспитанника по отношению к своему человеческому образу (человеческому бытию — Л.Н. Ходусов) — креативная функция.
  • • Третий блок — восполнение «пробелов» в воспитании (корректирующая функция).
  • • Четвертый блок — «культивирование» в ребенке идеальных личностных свойств и поведенческих характеристик, обращенных в будущее воспитанника (прогностическая функция). Специально отобранное и педагогически интерпретированное

содержание воспитания позволяет использовать его в качестве средства социализации ребенка, адаптируя его к определенному социальному укладу жизнедеятельности и собственному бытию ребенка.

Состав содержания воспитания детей структурируется в направлениях воспитания: духовно-нравственное воспитание, умственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, физическое воспитание.

Содержание воспитания направлено на развитие сущностных человеческих сфер ребенка (О.С. Гребенюк, М.И. Рожков).

В интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о духовно-нравственных смыслах и ценностях; нравственный идеал, нормы поведения и деятельности, поступки и т.д.

В мотивационной сфере необходимо формировать нравственноволевые потребности в совершении нравственных поступков.

В волевой сфере необходимо формировать способность совершать нравственные поступки.

В предметно-прагматической сфере необходимо формировать нравственное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию на основе интериоризации смыслов и ценностей духовного бытия.

В сфере саморегуляции — развивать активность ребенка как субъекта воспитания с формированием правомерности нравственного выбора. Саморегуляция должна осуществляться в соответствии с известной формулой С.Л. Рубинштейна о преломлении внешнего через внутреннее: саморегуляция осуществляется как система внутреннего обеспечения направленности действия при наличии множества внешних условий и возможностей.

Читать еще:  Воспитание хороших манер

Содержание воспитания всегда объективно, персонифицировано, ориентировано на решение задач воспитания детей конкретного возраста (возрастная модификация содержания воспитания). Кроме того, содержание воспитания бывает полиструк- турным, охватывающим некую совокупность направлений воспитания, или моноструктурным, обращенным к конкретному направлению (например, содержание воспитания в программе А.И. Шемшуриной «Этическая грамматика»).

Источники формирования содержания воспитания. В источниках формирования содержания воспитания выделяют смысловые и ценностные единицы, которые определяют его гуманистическую направленность. Таких источников несколько (И.А. Колесникова).

  • 1. История и культура (культура цивилизации как культура человечества, национальная культура, этническая культура, культура региона, культура семьи, культура образовательной организации). Именно культура является средой, которая растит и питает личность (П.А. Флоренский) 1 . В движении человека (ребенка) к пространству культуры происходит его движение к вертикалям духовности, собственно, происходит воспроизводство в нем культуры, «окультуривание».
  • 2. Смыслы и ценности бытия ребенка. Интериоризация ребенком смыслов и ценностей для личностной и субъектной идентификации актуализирует эти источники формирования содержания воспи-

Флоренский П.А. Разум и диалектика // Богословский вестник. 1914. № 9.

тания как развивающие личность. В этом случае (по Н.Е. Щурковой) начинает работать алгоритм: освоение смыслов и ценностей; усвоение смыслов и ценностей; присвоение смыслов и ценностей.

  • 3. Эмоции и чувства ребенка, раскрывающиеся в его бытии. Именно через эмоции и чувства происходит «переработка» смыслов и ценностей бытия ребенка, ибо без «человеческих эмоций» никогда не было, нет и не может быть человеческого искания истины (Ш.А. Амонашвили).
  • 4. Духовно-нравственные образы, идеалы ребенка, которые формируют у него впечатления, мысли, убеждения, переживания нравственности бытия. От этого зависит направленность личностных ориентаций ребенка, мыслей и поведения (Ш.А. Амонашвили).
  • 5. Отношения. М.С. Каган обращает внимание на первичность в жизни человека мира отношений. Форма и наполнение отношений между людьми задаются и координируются в ходе реализации содержания воспитания (И.А. Колесникова).
  • 6. Нормы, социально-психологические эталоны, стандарты, стереотипы поведения, традиции, ритуалы и т.д. обеспечивают реализацию содержания воспитания, упорядочивая взаимодействие субъектов процесса воспитания и их активность.

Содержание воспитания может быть представлено в виде моделей содержания воспитания детей и (или) программ воспитания, построенных на основе принципа возрастной модификации.

Задания для самостоятельной работы

  • 1. Дайте определение понятия «содержание» и «содержание воспитания».
  • 2. Охарактеризуйте уровневую структуру содержания воспитания.
  • 3. Охарактеризуйте смыслы-ценности содержания воспитания (подход В.М. Меньшикова, В.А. Караковского, А.Ф. Лазурского, С.Л. Франка, Е.В. Бондаревской).
  • 4. Охарактеризуйте структуру содержания воспитания (подход И.А. Колесниковой, Н.Е. Щурковой).
  • 5. Охарактеризуйте функции содержания воспитания (подход О.С. Гребенюка, М.И. Рожкова).
  • 6. Охарактеризуйте источники содержания воспитания.
  • 1. Воспитательная деятельность педагога / под ред. В.А. Сластенина. М., 2008.
  • 2. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа учебно-воспитательного процесса. М., 1993.
  • 3. Меньшиков В.М. Воспитание в Западной Европе и России: смыслы и направления развития. Курск, 2008.
  • 4. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М., 2004.
  • 1. Безрукова В.С. Педагогика. СПб., 2006.
  • 2. Лазурский А.Ф., Франк С.Л. Программа исследования личности в ее отношениях к среде // Мир человека. Калуга, 1996. Вып. 2. С. 64.
  • 3. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. М., 2004.
  • 4. Методика воспитательной работы / под ред. В.А. Сластенина. М., 2007.
  • 5. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998. С. 165—
  • 166.

Отечественные воспитательные системы

4. Воспитательная система общей заботы.Идея общей заботы была выдвинута ленинградским ученым
И.П. Ивановым в конце 50-х гг. XX в.В основе создания воспитательной системы, согласно это идее, лежат следующие принципы:социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер и романтизм деятельности, творчество. При этом учитываются такие идеиколлективного творческого воспитания, как коллективная организация деятельности, коллективное творчество, коллективное целеполагание, создание ситуаций-образцов, эмоциональное насыщение жизни коллектива, общественная направленность деятельности коллектива. Идея общей заботы перекликается с идеями Л. Кольберга.
Воспитательная система общей заботы предполагает систему коллективных творческих дел. В
организации коллективной творческой деятельности отмечаются несколько этапов: предварительная работа воспитателей; коллективное планирование; коллективная подготовка; проведение; коллективное подведение итогов; ближайшее последействие.

Одной из наиболее важных характеристик воспитательной системы, построенной на основе идеи общей заботы, является соуправление и самоуправление.

В данной воспитательной системе используются разнообразные формы, методы, приемы обученияи воспитания: общественный смотр званий, уроки творчества, деловые и ролевые игры, конференции и брифинги, дидактические сказки, «Робинзонада», КВН и т.д.

5. Воспитательная система школы диалога культур. Идея диалогана уровне содержания обучения и воспитания, на уровне методов целостного педагогического процесса является стержневой и оригинальной в воспитательной системе школы диалога культур, основателем которой является С. Курганов.Школа диалога культур предполагает углубленное освоение диалогизма как основного определения мысли вообще. Диалог в этой школе — это не только и не столько наилучший путь ковладению истиной, это не только эвристически значимый прием более эффективного усвоения знаний, умений и т.д., это и суть самой мысли.

Школа диалога культур актуальна в условиях возрастания культурообразующей роли школы и образования в целом. Результатом воспитательной деятельности должна стать базовая культура личности. Главное в культуре — не предметы и знания, а ценности и нормы, способы мышления и творчество. Процесс воспитания в школе диалога культур — процесс культуроемкого развития личности.

6. Гуманистическая воспитательная система современной массовой школы.Основатель этой системы В.А. Караковский.Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, егоинтересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Кроме администрации школы и педагогического совета (в котором иногда участвуют и старшеклассники) существует еще и большой совет, включающий в себя кроме педагогов представителей от всех классов, начиная с шестых.

В сфере деятельности прочно утвердился творческий подход, стремление к оригинальному и необычному. Творчество, порядочность, юмор — это те самые главные качества, которые необходимы и педагогу, и ученику для их признания в школе.

Существенной характеристикой системы В.А. Караковского является использование коммунарской методики, или методики коллективной творческой деятельности.

7. Воспитательная система школы-комплекса.Школа-комплекс — относительно новый тип школы, отвечающий современным требованиям. Относительно новый потому, что опыт образовательно-воспитательных учреждений СТ. Шацкого, А.С. Макаренко, Ф.Ф. Брюховецкого, А.А. Захаренко, В.А. Караковскогои многих других — это, в сущности, опыт создания школ-комплексов, только в разное время и в разных условиях. Главное преимущество школы-комплекса — ее истинный гуманизм, когда в отличие от различных элитарных школ, школ с углубленным изучением отдельных предметов создаются равные возможности и условия для обучения и воспитания каждого ребенка.

В этой школе дети и взрослые объединены общей атмосферой гуманных отношений, здесь реализуется соотнесение педагогических целей (развитие личности) и целей самих детей (удовлетворение актуальных потребностей личности). Учебный процесс не регламентируется жесткостью и обязательностью программ и режимов. Происходит совпадение интересов: деятельность, значимая для ученика (музыка, живопись, спорт, техника), оказывается значимой и для школы.

Таким образом, создание воспитательной системы школы-комплекса позволяет каждому школьнику выстроить пространство для самореализации, определить возможности общения, самораскрытия и самосовершенствования.

Особое место в школе-комплексе занимает школа раннего развития, в которой по индивидуальным программам обучаются все будущие ученики I класса. Они обязательно проходят педагогическое диагностирование особенностей, интересов и возможностей с целью последующей дифференциации и индивидуализации обучения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector