221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как перевоспитать непослушного ребенка

Трудный ребенок: что делать с детьми, которые не слушаются

Трудные дети — вечная головная боль родителей и педагогов. С детским непослушанием так или иначе сталкиваются 99% мам и пап. И как бы это ни казалось парадоксальным, но в большинстве случаев плохое поведение детей удается победить, первым делом в корне пересмотрев поведенческие реакции самих родителей!

Главный закон педагогики всех времен и народов: маленькая птичка не управляет стаей

Пожалуй, большинство детских психологов и педагогов всего мира, какие бы концепции воспитания они ни пропагандировали, сходятся в едином мнении: ребенок в семье всегда должен занимать место подчиненного (ведомого), а не подчинителя (ведущего).

Главный закон педагогики гласит: маленькая птичка не может управлять стаей. Иными словами: ребенок не может подчинять себе (с помощью своих криков, истерик и капризов) волю взрослых людей. В противном случае это явное и страшное допущение со стороны родителей и других домочадцев может в будущем навредить всей семье, причинив существенный урон психике самого ребенка.

Однако родители должны понимать, что «подчинение воле взрослых» это отнюдь не насилие над личностью малыша или постоянное принуждение его воли желаниям взрослых членов семьи. Нет! Но ребенок должен понимать с самых юных лет, что все решения в семье принимают именно родители, и что любой запрет должен исполняться беспрекословно — в первую очередь потому, что он обеспечивает безопасность самого ребенка.

Откуда берутся «трудные дети»?

Прежде, чем научиться бороться с детскими капризами и истериками, стоит выяснить, как и когда вообще милые крохи превращаются в «трудных» непослушных детей. На самом деле, поведение ребенка в семье (как и поведенческие реакции детеныша в стае) в первую очередь и самым тесным образом зависят от поведения взрослых. Есть несколько типичных и наиболее распространенных ситуаций, когда дети-«ангелочки» превращаются в «монстров», садясь родителям «на шею». Дети становятся капризными, непослушными и истеричными, когда:

  1. В семье отсутствуют педагогические принципы. Например: родитель общается с ребенком исключительно на фоне собственного настроения — сегодня папа добрый и разрешил смотреть мультики до полуночи, завтра папа не в духе и уже в 21:00 загнал ребенка спать.
  2. Когда педагогические принципы взрослых членов семьи резко разнятся. Например: на просьбу ребенка посмотреть мультики после 21 вечера папа говорит «нельзя ни в коем случае», а мама — дает добро. Важно, чтобы родители (а желательно — и все прочие домочадцы) были едины в своих позициях.
  3. Когда родители или прочие домочадцы «ведутся» на детские капризы и истерики. Маленькие дети выстраивают свое поведение на уровне инстинктов и условных рефлексов, которые они улавливают мгновенно. Если малыш с помощью истерики, ора и плача может добиться от взрослых то, чего он хочет, он будет пользоваться этим приемом всегда и до тех пор, пока он срабатывает. И только в том случае, когда вопли и истерики перестанут приводить его к желаемому результату, ребенок наконец перестанет орать.

Обратите внимание, что детки никогда не капризничают, не кричат, не плачут и не устраивают истерик перед телевизором, мебелью, игрушками или совершенно посторонним человеком. Как бы ни был мал ребенок, он всегда четко различает — кто реагирует на его «концерт», а чьи нервы бесполезно «расшатывать» с помощью крика и скандала. Если вы «даете слабину» и пасуете перед детскими капризами — вы будете жить с ними бок о бок все то время, пока ребенок делит с вами одно пространство.

Как прекратить детские истерики: на раз-два!

Большинство родителей полагает, что превратить «трудного» непослушного и истеричного ребенка в «ангела» — это сродни чуду. Но в действительности этот педагогический «маневр» совсем не сложный, но требует от родителей особых моральных усилий, выдержки и воли. И оно того стоит! Причем, чем раньше вы начнете практиковать этот прием — тем более спокойным и послушным будет расти ваш ребенок. Итак:

Старая схема (так обычно поступают большинство родителей): как только ваш малыш заливался плачем и криками, топал ногами и бился головой об пол — вы «подлетали» к нему и были готовы на все, чтобы его успокоить. В том числе — соглашались исполнить его желание. Одним словом, вы вели себя по принципу «Сделаю что угодно, лишь бы дитя не плакало. ».

Новая схема (так следует поступать тем, кто хочет «перевоспитать» непослушного ребенка): как только малыш стал кричать и «скандалить», вы спокойно улыбаетесь ему и выходите из комнаты. Но ребенок должен знать, что вы продолжаете его слышать. И пока он кричит, вы в поле его видимости не возвращаетесь. Но как только (хоть на секунду!) ребенок прекратил орать и плакать — вы опять же с улыбкой возвращаетесь к нему, демонстрируя всю свою родительскую нежность и любовь. Увидев вас, малыш снова начнет орать — вы так же спокойно вновь покидаете комнату. И снова возвращаетесь к нему с объятиями, улыбкой и всем своим родительским обожанием ровно в тот момент, когда он снова прекращает орать.

Таким образом рано или чуть позже ребенок «сообразит» (на уровне рефлексов): когда он истерит — его оставляют одного, его не слушают и не слушаются. Но как только он перестает кричать и «скандалить» — к нему снова возвращаются, его любят и готовы выслушать.

Известный популярный детский врач, доктор Е. О. Комаровский: «Как правило, на формирование у ребенка стойкого рефлекса «Когда я ору — я никому не нужен, а когда я молчу — меня все любят» уходит 2-3 дня. Если родители продержатся это время — они получат послушного малыша, если нет — будут и дальше сталкиваться с детскими истериками, капризами и непослушанием»

Волшебное слово «Нельзя»: кому и зачем нужны запреты

Никакое воспитание детей невозможно без запретов. И от того, насколько правильно вы пользуетесь запрещающими словами (типа «нет», «нельзя» и т.п.), зависит в большей степени и поведение ребенка. Так называемые «трудные» дети чаще всего встречаются в семьях, в которых взрослые произносят запреты «нет, нельзя» либо слишком часто (по поводу и без), либо не произносят их вовсе — то есть ребенок растет в режиме полной вседозволенности.

Меж тем, родители должны правильно и максимально осторожно использовать запреты при воспитании детей. В первую очередь потому, что от этого зачастую зависит безопасность самого ребенка и его окружения.

От того, насколько адекватно (а стало быть — быстро и системно) ребенок реагирует на запрет, зависит в первую очередь его безопасность. Если малыш катится на самокате, увлекшись процессом, и тут же останавливается перед потоком машин, четко и послушно среагировав на мамин крик «Стой, дальше нельзя!» -—это спасет ему жизнь. А если ребенок не приучен «железно» реагировать на запреты, вы не сможете уберечь его от несчастного случая: не реагируя на «нельзя», он полезет руками в огонь, выскочит на проезжую часть, опрокинет на себя кастрюлю с кипятком и т.п.

В определенном смысле запретное слово «Нельзя» имеет для малыша охранное свойство. Ваша родительская задача приучить ребенка мгновенно реагировать на сигнал и послушно ему следовать.

Именно потому, что запреты играют столь важную роль в воспитании послушных детей, родители должны уметь ими правильно пользоваться. Есть несколько правил, которые им в этом помогут:

  1. Употреблять само слово «нельзя» надо редко и только по делу (чаще всего — либо если запрет касается безопасности самого ребенка и других людей, либо для того, чтобы соблюсти общепринятую социальную норму — нельзя бросать мусор где попало, нельзя обзываться и драться и т.п.)
  2. Ребенок должен четко понимать, что если ему что-то запрещают — этот запрет действует всегда. Например: если у ребенка сильнейшая аллергия на молочный белок и ему нельзя мороженое, то даже если он принесет из школы 15 «пятерок» разом — мороженое все равно будет нельзя.
  3. Запреты типа «нет» или «нельзя» никогда не обсуждаются. Безусловно, родители должны максимально подробно и доходчиво растолковать малышу, почему они запрещают ему то или иное, но сам факт запрета никогда не должен становится предметом дискуссии.
  4. Недопустимо, чтобы позиции родителей на предмет какого-либо запрета расходились. Например папа сказал «нет», а мама — «ладно, разочек можно»;
  5. Любое «нет» должно соблюдаться повсеместно: и в Африке спустя 5 лет — оно тоже будет «нет». В большей степени это правило касается даже не детей и родителей, а более дальних родственников — бабушек и дедушек, тетушек и дядюшек и проч. Нередко ведь случается такая ситуация: например, дома сладости после 17 вечера есть нельзя (это портит зубы), а у бабушки на каникулах — можно сколько угодно и когда вздумалось. Ничего нет хорошего в том, что в разных местах ребенок живет по разным правилам.

Если ничего не помогает

В 99% случаев плохого поведения у ребятишек, проблема эта носит исключительно педагогический характер. Как только родители начнут правильно выстраивать свои взаимоотношения с малышом (научатся адекватно использовать запреты и перестанут реагировать на детские крики и слезы) — капризы и истерики ребенка сойдут на «нет».

Доктор Е. О. Комаровский: «Если родители ведут себя правильно и несгибаемо, последовательно и принципиально, если они сохраняют присутствует духа перед детскими капризами и истериками и их силы воли хватает на то, чтобы не сдаться, то любые, даже самые сильные и шумные, истерики у ребенка пройдут стопроцентно и буквально за несколько дней. Мамы и папы, запомните: если ребенок не добивается своей цели с помощью истерик, он просто прекращает орать».

Но если вы все делаете правильно, не реагируете на капризы и истерики, четко следуете вышеупомянутым правилам, а эффекта так и не добились — и малыш по-прежнему сильно кричит, требуя своего, и продолжает истерить — с большой долей вероятности вам нужно показать такого ребенка специалистам (неврологу, психологу и т.п.), потому что причина в этом случае может быть не педагогическая, а медицинская.

Самые важные принципы воспитания

Тема детского воспитания — необъятна, многогранна, многослойна и вообще трудна для восприятия обычными людьми. Ежегодно в свет выпускаются тонны умных книг, посвященных воспитанию детей, но как и сто лет назад, большинство родителей то и дело оказывается перед лицом проблем, связанных с непослушанием их детей. И этим родителям при решении проблем необходима некая опора, некие основные принципы, на которые они должны были бы ориентироваться. К таким принципам можно отнести:

  1. Всегда щедро хвалите ребенка, когда он ведет себя правильно. Увы, но большинство родителей «грешат» тем, что воспринимают хорошие поступки малыша как должное, а плохие — как из ряда вон выходящее. На самом деле, ребенок еще только выстраивает свои поведенческие реакции и модели, для него зачастую еще не существует оценок «хорошо» и «плохо», и он ориентируется на оценку близких ему людей. Хвалите и поощряйте его послушание и хорошее поведение, и он с радостью будет стараться как можно чаще поступать именно так, как вы одобряете.
  2. Если малыш капризничает и ведет себя не правильно — не судите ребенка как личность! А судите только его поведение в конкретный момент. Например: допустим, мальчик Петя плохо ведет себя на детской площадке — толкается, обижает других ребятишек и отбирает у них совки и ведра. Взрослым так и тянет поругать Петю: «Ты — плохой мальчик, ты — злюка и жадина!». Вот это и есть пример осуждения Пети, как личности. Если такие посылы станут системными — в какой-то момент Петя действительно превратится в плохого мальчика. Ругайте Петю правильно: «Ты почему себя так плохо ведешь? Почему толкаешься и обижаешь других? Только плохие ребята обижают других, но ты ведь хороший мальчик! А ведешь себя сегодня как плохой — придется мне тебя наказать. ». Так ребенок будет понимать, что он сам по себе — хороший, его любят и уважают, но вот его поведение сегодня — неправильное.
  3. Всегда берите в расчет возраст и развитие вашего ребенка.
  4. Требования, которые вы предъявляете ребенку, должны быть разумны.
  5. Наказания за проступки должны быть последовательны во времени (нельзя лишать трехлетнего малыша вечерних мультиков за то, что он утром плевался кашей — маленький ребенок не сможет осознать связь проступок-наказание).
  6. Наказывая ребенка, вы сами должны быть спокойны.

Любой психолог вам подтвердит: всякий собеседник, в том числе и ребенок (каким бы маленьким он не был), гораздо лучше вас слышит, когда вы не кричите, а говорите спокойно.

  1. Разговаривая с ребенком (особенно в ситуациях, когда он не слушается, капризничает, истерит, а вы — раздражены и сердитесь), всегда ориентируйтесь на свой тон и манеру разговора — хотели бы вы сами, чтобы с вами разговаривали таким образом?
  2. Вы всегда должны быть уверены, что ребенок понимает вас.
  3. Личный пример всегда работает намного лучше, чем посыл о том, как правильно или не правильно поступать. Иначе говоря принцип: «Делая как я» воспитывает ребенка в разы эффективнее, чем принцип «Делай так, как я говорю». Будьте примером для своих ребятишек, помните, что осознанно или нет, но они во многом — ваша копия.
  4. Как родитель, как взрослый, вы всегда должны быть готовы к пересмотрю ваших решений. Особенно это касается родителей детей 10 и страше лет, когда ребенок уже способен вступать в обсуждения, приводить аргументы и доводы и т.п. Он должен понимать, что решение — всегда за вами, но что вы готовы выслушать его и при определенных обстоятельствах вы можете изменить свои решения в пользу ребенка.
  5. Стремитесь донести до ребенка, каким будет результат его поступков (особенно в том случае, если он поступает неправильно). Если малыш выбрасывает из кроватки игрушки — не поднимайте их, и кроха быстро усвоит, что в результате такого поведения он лишается игрушек. С детьми постарше и в более серьезных ситуациях можно просто проговаривать — что случится, если малыш поступит так-то и так-то.
Читать еще:  Ненадлежащее воспитание это

Растить послушного и адекватного ребенка не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Родителям лишь необходимо анализировать и контролировать собственные поведенческие реакции — быть малышу достойным примером, не «идти на поводу» у детских истерик и капризов, охотно разговаривать с ребенком, спокойно растолковывая ему те или иные свои решения.

5 августа 2018 · Текст: Полина Сошка · Фото: Legion-Media

Непослушный ребенок: Простой воспитательный прием, который работает

Экологичное родительство: Чем непослушнее ребенок, тем более измотанным и злым становится родитель. Пора разорвать этот замкнутый круг! А всего-то нужно усвоить один простой, но жутко действенный, педагогический прием.

Чем непослушнее ребенок, тем более измотанным и злым становится родитель. Пора разорвать этот замкнутый круг! А всего-то нужно усвоить один простой, но жутко действенный, педагогический прием. Какой? Рассказываем.

Дети – как и взрослые – не хотят, чтобы ими командовали

Это было странно. Я, консультант по проблемному детскому поведению, уже годы работающая с детьми, была в растерянности — я не могла справиться с шестилеткой, которая залезла на шкаф прямо в моей приемной.

– Я сказала слезай!

– Нет! И ты меня не заставишь!

Она была права. Я не могу ее заставить. Я была сбита с толку и она чувствовала это.

– Сейчас же спускайся, иначе ты не получишь наш традиционный подарок в конце приема.

– Ну и ладно, мне все равно!

– Если ты сейчас же не слезешь, я расскажу о твоем поведении твоей маме.

– Ну и ладно, рассказывай!

Ну да, поспорить вдоволь ей сейчас хотелось так сильно, что даже наказание не могло ее испугать.

Как типичный ребенок с сильной волей она не боялась моих угроз и не слушала мои команды. Короче, это был мой педагогический провал.

После еще пары грозных и не работающих фраз до меня, наконец, дошло: зачем я все это делаю? Она ведь в курсе, что ведет себя плохо, я же только накаляю ситуацию своими угрозами.

Поэтому я изменила свой тон. Посмотрела на нее и улыбнулась.

– Мы сегодня так здорово провели время вместе. Я бы не хотела, чтобы главным твоим впечатлением от нашей встречи остался вот этот дурацкий спор.

Она немедленно смягчилась и мне, наконец, удалось установить с ней контакт. А еще через пару минут она слезла со шкафа и обняла меня.

В этой ситуации я забыла о том, что наши слова действительно производят большое впечатление на детей.

Я настаивала на своем вместо того, чтобы разговаривать мягко. Хотя знала, что именно эта девочка больше всего ненавидит, когда ее заставляют что-то делать.

Школьный преподаватель, который ведет блог под ником Teacher Tom, недавно написал, что, по статистике, примерно 80% фраз, с которыми взрослые обращаются к детям, это команды. Только вдумайтесь! 80%!

Это значит, что 8 из 10 наших обращений к детям, это слова о том, что нужно сделать, и как это сделать так, чтоб оправдать наши ожидания.

Неудивительно, что дети так часто и много с нами спорят. Что им еще остается?

Нам, как взрослым, кажется, что именно мы должны указывать детям на их ошибки и давать указания. И, конечно же, это важно. Но не 80% же процентов времени!

После того, как я провела множество сеансов с волевыми, упрямыми детьми, я поняла: чем больше команд я им отдаю, тем хуже становится наша связь.

Но как же найти нужные слова?

Обычно это нетрудно, если помнить вот об этих трех вещах:

1. эти слова должны описывать нежелательное поведение, от которого нам хотелось бы избавиться

2. эти слова должны быть утверждением – не командой

3. в этих словах не должно содержаться угроз наказания

«Кажется, в этой комнате все вещи валяются на полу»

«Быстро убери весь этот бардак!»

«Я вижу, что все фигуры упали, потому что ты задел их рукой»

«Прекрати ложиться на стол – ты все фигуры уже побросал!»

«Ты только что бросила свою игрушку в сестру, потому что разозлилась на нее»

«Быстро иди в свою комнату!»

Вы поразитесь, насколько быстрее и охотнее ребенок начинает исправлять свое поведение, если оно отмечено не командой и окриком, а спокойным утверждением.

Я своими глазами видела, как жутко непослушные дети очень охотно реагируют на фразы вроде «Кажется, одна книга все еще валяется на полу» или «Весь песок высыпался прямо на пол». При этом на окрики типа «Убери за собой!» или уловки вроде «Если ты уберешь за собой, я дам тебе подарочек» они не реагировали вовсе.

Когда мы используем утверждения вместо команд, мы заводим с ребенком диалог.

Говоря «Убираться в комнате ужасно неприятно, я знаю. Тут все еще гора вещей, которые нужно разложить по местам» мы начинаем разговор о том, как сильно ребенок не любит убираться и почему это кажется ему таким тяжелым делом. То есть, мы можем вместе с ним обсудить этот вопрос и придумать некий оптимальный план уборки комнаты.

Говоря «Сколько раз мне еще нужно сказать, чтобы ты убрал, наконец, этот свинарник! Никакого интернета, пока не уберешься!» мы получаем изрядную ссору, детскую истерику и измотанную маму, которая уже готова вернуть планшет обратно, только чтоб не слушать эти крики.

Используя утверждения, мы получаем продуктивную беседу вместо утомительных споров и ссор.

Конечно же использование фраз-утверждений не избавит вас раз и навсегда от всех проблем с детьми. Но эта техника совершенно точно поможет вам изменить манеру общения с вашим ребенком.

  • вы сможете спокойно обсуждать нежелательное поведение
  • вы будете тратить меньше нервов
  • вы будете меньше ссориться с ребенком

Попробуйте! И не отчаивайтесь, если команды и крики все еще занимают 80% вашего общения с ребенком. Перестроиться на более спокойный лад бывает не так-то просто. Но как только вы начнете замечать положительные изменения, вам станет гораздо проще заменять команды на утверждения. Понятно, что все мы люди и можем сорваться время от времени, но это будет «иногда», а не «постоянно».

опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь

Автор: Аманда Ройтер

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Что делать, если ребенок нервный и непослушный: причины детского невроза

На тему послушных и непослушных детей можно говорить очень долго. На самом деле, причин детского непослушания может быть сколько угодно и, наверное, на свете нет ни одного ребенка, который был бы послушен абсолютно во всем. Чтобы разобраться в том, почему ребенок может быть нервным и непослушным и как воспитать гармонически развитую личность, необходимо выяснить, что же на самом деле является причиной непослушания и какими последствиями грозит такая особенность поведения ребенка.

Причины непослушания детей

Говоря о причинах детского непослушания, нельзя не отметить тот факт, что на капризы детей большое значение имеет реакция общества. Многие родители испытывают смущение, когда их ребенок начинает капризничать на людях. Стыд и смущение обусловлено тем, что все современные родители сами воспитывались в советские времена совершенно в других традициях, избалованностью детей, виной чему являются сами родители.

Читать еще:  Воспитание дошкольников это

У каждого родителя есть какая-то потребность, которую он хочет удовлетворить. Плохое поведение малыша часто препятствует этому, что вызывает негодование, расстройство и даже агрессию взрослых. Причины того, почему ребенок плохо себя ведет, могут быть самыми различными.

  1. Самой распространенной и основной причиной непослушания детей является банальное привлечение к себе внимания. Возможно, он испытывает нехватку общения, внимания от родителей и таким образом выражает свой протест. На интуитивном уровне дети понимают, что отрицательное событие притягивает к себе больше внимания, чем положительное или нейтральное, и активно пользуются этим важным постулатом.
  2. Проявляя непослушание, ребенок может пытаться отстаивать свою точку зрения, доказывать свое мнение и прочее, отстаивая свое место под солнцем. Иными словами, ребенок проявляет свою самостоятельность, а родитель по каким-либо причинам его ограничивает в этом.
  3. Непослушание из чувства мести. Мстить дети могут абсолютно по разным причинам: может быть, родители что-либо пообещали малышу и не сдержали данного обещания, может быть, родители развелись и многое другое.
  4. Разочарование ребенка в своих силах также может стать причиной его плохого поведения. Ему легче отказаться от какого-либо действия, чем принять на себя ответственность и что-то делать.
  5. Расстройства и заболевания нервной системы ребенка. В этом случае родителям следует быть наиболее терпеливыми, ведь нервные расстройства, если их не лечить, могут иметь печальные последствия, влияющие на процессы формирования и становления личности ребенка.

Невроз: причина непослушания детей или следствие


Неврозом называют расстройство психики обратимого характера, вызванное различными стрессовыми ситуациями. Переживания могут накапливаться и тяжело переноситься человеком, и в частности малышом. Существует несколько видов расстройств нервной системы. К ним относят невроз навязчивых состояний, невроз страха, астенический, ипохондрический неврозы, депрессивный невроз и другие.

Следует сказать, что неврозы являются не только причиной непослушания детей, но и могут быть следствием такого поведения. Постоянные капризы, истерики и огорчения постепенно приводят к расстройствам нервной системы малыша.

Странности в поведении ребенка должны быть немедленным сигналом к действию родителей. Дети подвержены нервным расстройствам и неврозам, и причиной плохого поведения ребенка часто может быть именно такая проблема. Все дети индивидуальны, и некоторые из них подвержены тем или иным заболеваниям, которые менее устойчивы как физически, так и психологически.

Обычно, если ребенок родился без каких-либо нервно-психических заболеваний, но сталкивается с различными негативными факторами, провоцирующими заболевания нервной системы, невроз развивается к 5-7 годам его жизни. До этого возраста заболевание проявляется в виде отдельных симптомов, которые мало осознаются родителями и переживаются.

Причины детского невроза

Чаще всего, неврозам подвергаются те малыши, у которых очень жесткие авторитарные родители. Причинами неврозов у детей могут быть острые психические воздействия, сопровождающиеся сильным испугом.

Негативным фактором являются и различные психотравмирующие ситуации: например, развод родителей, пьянство в семье, конфликты со сверстниками, адаптация в детском саду или начальной школе и прочие. Также причиной психологических неврозов могут быть эмоциональные депривации (т.е. дефицит ласки, любви и внимания ребенку со стороны родителей).

Появлению неврозов способствуют и некоторые внутренние факторы. К таким можно отнести не только чрезмерную пугливость, тревожность ребенка, но и другие особенности его личности, которые напрямую связаны с психическим инфантилизмом. Кроме того, развитию заболевания предшествуют различные невропатические состояния, проявления эмоциональной неустойчивости детской психики и прочие комплексы. Также родителям нужно обратить особое внимание на поведение малыша и особенности изменений его возрастной реактивности нервной системы в переходные периоды.

Существует три вида возрастных изменений детской психики:

  • от 2 до 4 лет;
  • от 5 до 8 лет;
  • пубертатный период или переходный кризис.

Стоит отметить, что подобные расстройства возникают у тех детей, в семьях которых господствует неблагоприятная психологическая обстановка. Если ребенок любимый, желанный, долгожданный, то нервные расстройства ему практически не страшны.

Еще одним немаловажным фактором возникновения неврозов у детей является взаимодействие ребенка с членами семьи. Все, что происходит в семье, какая в ней царит атмосфера, отражается на малыше, в силу его чувствительности, тесной связи с другими членами. Играет роль не только отношение родителей к ребенку, но и их взаимоотношения между собой.

Помимо семьи причинами детских неврозов могут быть какие-то катастрофы, переезд, болезнь родных людей, смерть кого-то из близких. Но и в этом случае большую роль играет то, как родители помогают ребенку справиться с этими травмирующими ситуациями, сколько времени и внимания было уделено малышу, чтобы он сумел преодолеть эти трудности.

Скрытые конфликты проявляются в болезнях ребенка. Можно наблюдать, что малыш заболевание чаще всего тогда, когда у родителей возникают напряженные отношения. Скрытые конфликты могут проявляться также в нарушении поведения детей и нарушении их состояний. Фактором развития невроза могут быть и новые условия в семье, например, изменение состава семьи, развод или рождение еще одного ребенка.

Признаки и проявления невроза у детей

Родителям следует понимать, что неврозы сами собой не проходят. Они имеют свойство трансформироваться, встраиваться в структуру личности, превращаясь в невротический склад характера. Если пустить проблему на самотек, то во взрослом возрасте она может проявиться в таких состояниях, как нерешительность, заниженная самооценка, неспособность выстраивать коммуникацию с другими людьми, с противоположным полом, на работе, неспособность достигать желаемое и другое.

Симптоматика неврозов выражается появлением страхов, тревог, нарушением игровой деятельности ребенка. Часто у детей возникают проблемы со сном, развивается энурез, могут быть расстройства желудочно-кишечного тракта. Одним из проявлений невроза у детей является нарушение речи: заикание, появление нервного кашля.

Как помочь ребенку справиться с невротическим расстройством

К сожалению, случается, что родители приписывают проблемы своих детей внешним обстоятельствам и особенно не волнуются. Они считают, что эти проблемы пройдут сами собой или с возрастом. Однако справиться с болезнью самостоятельно, без помощи специалиста при лечении неврозов различной этиологии, зачастую бывает очень сложно. Лечением заболеваний нервной системы и психики занимаются врач-невролог и психолог. Чуткость и внимательность родителей к ребенку важны, чтобы вовремя заметить, что изменилось в его состоянии или поведении, с целью предотвращения дальнейшего расстройства.

Психолог поможет определить, каковы причины психического расстройства, выяснить, что повлияло на изменение состояния. Основной способ работы с детьми – это игра, с помощью которой специалист и попытается найти пути решения возникшей проблемы, исходя из причин ее появления.

Также помогает избавиться от нервного расстройства такие виды терапии, как арт-терапия, сказко-терапия, телесное ориентирование, помогающее снять зажатость ребенка. Очень важно, если в процесс лечения будут включены и сами родители, которые будут принимать активное участие в предложенных психологом играх-занятиях. В этом случае может быть скорректированы способы общения и поведения родителей с детьми, родителям удастся лучше понять особенности детской психики.

Таким образом, неврозы являются не просто причиной непослушания детей, а следствием множества негативных факторов, травмирующих психику ребенка, в результате которых он и перестает слушаться и демонстрировать плохое поведение.

Особенности воспитания «сложного» ребенка, советы родителям

Как уже говорилось, если причина непослушания малыша не имеет психического характера, то все остальные факторы – это реакция ребенка на какое-то неудовлетворение своих требований и желаний. А, следовательно, чтобы убрать раздражающий фактор, вызывающий подобное поведение, необходимо создать для ребенка комфортные условия. Например, если он испытывает недостаток родительской любви и внимания, необходимо пересмотреть свой день так, чтобы в плотном родительском «графике» нашлось 1,5-2 часа для занятия с малышом. Если малыш требует самостоятельности и пытается ее проявлять каким-либо образом, необходимо предоставить ему больше свободы, и незаметно от него контролировать этот процесс. То же самое следует сделать, проанализировав остальные причины детского непослушания.

Важно помнить и о типе темперамента своего ребенка, так как от него тоже зависит, как воспитывать того или иного малыша. Например, если для воспитания ребенка-холерика родителям очень важно проявлять максимум сдержанности и флегматичности, то с малышом-флегматиком маме или папе придется стать вечным и активным двигателем, чтобы суметь растормошить его.

Кстати, педиатры утверждают, что проблема непослушных детей возникает ни в 3-5 лет, когда ребенок начинает баловаться и безобразничать, а гораздо раньше. Еще, будучи новорожденным младенцем, он уже может проявлять какие-либо черты своего характера или темперамента. Поэтому решать проблему непослушания следует как можно раньше. Родителям важно быть очень внимательными и чуткими по отношению к своим детям, чтобы вовремя замечать малейшие изменения в их поведении.

Запрещая ребенку что-либо с целью воспитания в нем послушания, родители должны сохранять стойкость характера и силу воли. Довольно часто случается, что характер, темперамент и сила воли у ребенка намного более выражены, чем у родителей. Если родители не в состоянии решить проблему непослушания последовательно и принципиально, то им нужна помощь специалиста психолога.

Очень важным моментов воспитания «сложного» ребенка является то, чтобы он видел причинно-следственные связи своим поступкам и осознавал, к каким последствиям они могут привести. Т.е. если ребенок отказывается есть, не нужно пытаться затолкать в него еще ложку «за маму, за папу, за бабушку» и прочих знакомых и членов семьи, а просто убрать тарелку из поля зрения. Или, например, ребенок провинился в чем-то утром, но в качестве наказания, его лишили вечерних мультфильмов или прочтения сказок перед сном. На самом деле, пока дойдет время до вечера, уже никто, ни родители, ни сам малыш, уже не будут помнить, за что его наказали.

Заключение

Самое главное в отношениях с детьми — это любовь. Более того, любовь – это то чувство, которого часто не хватает и самим родителям, причем не только в семье, но и за ее пределами. Но важно правильно трактовать это понятие, не путая его со вседозволенностью. Детей баловать можно и нужно, но делать это в меру, чтобы окончательно не разбаловать ребенка, а потом бороться с его непослушанием, причиной которого стали сами родители.

Воспитание ребенка

  • Развитие ребенка
  • Статьи
  • Воспитание ребенка
  • Особенности воспитания непослушных детей

Ответы специалистов на четыре непростых вопроса о том, как воспитывать непослушных детей

Особенности воспитания непослушных детей

Существует тема, которая находит отклик у большинства родителей, – подходы к воспитанию непослушных детей. В статье представлены одни из самых сложных вопросов о непослушании и вызывающем поведении детей, а также несколько испытанных стратегий борьбы с подобными поведенческими проблемами.

Вопрос 1

Тринадцатилетняя девочка настырна и непокорна. Она не помогает матери в домашних делах, небрежно относится к дорогим вещам, таким как планшет и мобильный телефон, и проявляет тотальное безразличие и лень по отношению к жизни в целом. Мать постоянно ворчит и выкрикивает требования и угрозы, но это не помогает. Родители просто в отчаянии! Как можно помочь им в этой ситуации?

Большинству родителей, безусловно, знакома и близка подобная ситуация. Но дело тут вот в чем: упреки и споры с детьми (или с кем угодно) никогда не помогают. Подумайте над тем, есть ли в вашей жизни близкий человек – супруг, коллега, родитель или родственник, который использует упреки, чтобы изменить непонравившееся ему поведение или ситуацию. Когда это происходит, как вы реагируете и что делаете? Скорее всего, вас расстраивает попытка решить проблему с помощью придирок, и вы просто игнорируете этого человека.

Дети поступают точно так же. Родители выказывают свое недовольство, придираются – в результате стресса, искреннего разочарования или просто по привычке – и ожидают результатов. Важно понимать, что ворчание и упреки не приводят ни к чему кроме испорченных взаимоотношений между вами и ребенком. А все потому, что дети понимают, что родители будут снова и снова повторять одно и то же и не приведут свои угрозы в исполнение, не возложат на них должную ответственность. Чем больше мы упрекаем детей, придираемся к ним, тем больше они игнорируют нас и те правила, которые мы пытаемся установить, например, выполнение домашних обязанностей. Это превращается в замкнутый круг. Но если вы прекратите придирки и начнете поступать немного по-другому, ваш ребенок начнет обращать на вас внимание.

Начните с простого: вмените ему в обязанность выполнение одного задания по дому и не перегружайте длинным списком дел. Например, вы хотите, чтобы ребенок мыл после себя посуду, выносил мусор и раскладывал свое белье после стирки. Сначала поставьте в приоритет выполнение ребенком одного задания, например, попросите его забирать и раскладывать по полкам свою выстиранную одежду. Такой приоритет поможет вам обоим установить реалистичные ожидания, выполнять задание до конца и добиваться успеха.

Планируйте способы, с помощью которых вам будет легче добиться от ребенка выполнения его обязанностей. Мы иногда выкрикиваем приказы, например: «Убери свою чистую одежду в шкаф немедленно, сейчас же!», но затем отказываемся следовать собственным ограничениям и не подвергаем ребенка последствиям нарушения правил, которые мы сами же и установили. Будет лучше, если вы станете говорить спокойно и авторитетно: «На тебе сегодня лежит ответственность разложить свою чистую одежду по полкам. Пожалуйста, сделай это перед тем, как сесть за переписку с друзьями». А затем развернитесь и выйдите из комнаты. Это придаст вам авторитет, потому что вы проявляете спокойствие и сохраняете контроль над эмоциями.

Поначалу, как только вы прекратите придираться к ребенку, кричать и упрашивать его, то, вероятно, почувствуете себя немного странно и неловко. Действуйте так, будто вы уверены в себе и ожидаете, что работа по дому будет выполнена обязательно. Сначала вам потребуется подключить актерский талант, но затем, когда дети увидят, что в вашем поведении происходят глубокие, но позитивные изменения, это застанет их врасплох. Они начнут понимать, что упреки и придирки остались в прошлом, и они уже не смогут строить из себя «жертву».

Вопрос 2

Непослушная пятилетняя девочка огрызается в ответ на родительcкие требования, закатывает истерики и считает, что она может указывать взрослым, что им нужно делать. Родители безуспешно испробовали все известные им способы, чтобы заставить ребенка вести себя подобающим образом. Как еще можно помочь девочке встать на правильный путь?

Каким бы невыносимым ни был этот воспитательный момент, родителям не стоит беспокоиться: по большей части это совершенно нормально. По сути, это тест, который ваш ребенок заставляет проходить вас, своих родителей. Причина истерик, как правило, заключается в том, что малыш не получает того, чего хочет. Когда что-то идет не по его собственному плану, он расстраивается и для того, чтобы привлечь ваше внимание, впадает в истерику.

Как же прекратить проявление таких эмоциональных всплесков? По мнению специалистов, эффективно прекратить проявление эмоциональных всплесков можно только игнорируя их. Конечно, легче сказать, чем сделать, но когда вы употребляете свой авторитет, чтобы прекратить истерику ребенка, это только распаляет его и дает ему повод продолжать истерить, поскольку он видит, что вы реагируете на его поведение. В этот момент ничего нельзя сделать. На самом деле, почти все, что вы попытаетесь делать, только усугубит ситуацию. Только после того, как ребенок успокоится, вам стоит попытаться поговорить с ним.

Дайте ребенку передышку. Иногда, когда он возбужден и взволнован, лучше всего дать ему возможность «выпустить пар». Позвольте ему кричать, топать ногами или рыдать. Одновременно старайтесь игнорировать его истерику, и вы начнете оказывать нужное воздействие. Дав ребенку «пространство», вы позволите ему выпустить свои негативные эмоции наружу, взять себя в руки и вернуть самообладание, при этом не перекрикивая вас.

Одна из любимых стратегий, которые предлагают специалисты, – просто крепкие объятия! Вы можете подумать, что это глупо, ведь ребенок находится в состоянии нервного срыва, но обнимая ребенка с любовью во время истерики, вы даете ему понять, что любите его несмотря ни на что, и предоставляете ему безопасное место тогда, когда он эмоционально не в состоянии справиться с ситуацией.

Вопрос 3

В многодетной семье с матерью-одиночкой один из сыновей ведет себя неуважительно и вызывающе по отношению к ней. Помимо того что он не желает помогать по дому или делать домашние задания, он издевается над младшим братом, ворует его игрушки и постоянно оскорбляет его. Мать в этой ситуации чувствует себя беспомощной, и ее действия не приводят к изменению поведения ребенка. Она устала и раздражена. Как можно помочь ей в этой ситуации?

Воспитание детей может оказаться сложной задачей, даже когда задействованы оба родителя, но делать это в одиночку еще труднее. Когда один ребенок ведет себя отвратительно по отношению к брату или сестре, это, как правило, происходит потому, что он просто не знает, как справиться с собственными эмоциями и решить проблему.

В первую очередь, когда вы видите, как один ребенок плохо относится к другому, очень важно сохранять спокойствие и самоконтроль. Если вы сможете оставаться спокойными и не горячиться, то научите своих детей управлять эмоциями соответствующим образом. Если вы вошли в кухню и стали свидетелем того, как ребенок кричит на своего брата, потому что тот ест вместо того, чтобы вынести мусор, не кричите в ответ, а спокойно пригласите ребенка перекусить вместе с вами, а затем спросите у него наедине уверенным тоном: «Что тебя так расстроило? Ты же знаешь, что в нашей семье мы относимся друг к другу по-доброму, без гнева». Возможно, он будет слишком зол, чтобы ответить подобающим образом, но зато вы дадите ему понять, что видите, что он плохо контролирует свое поведение, но при этом больше заинтересованы в том, чтобы узнать о том, что его беспокоит и заставляет нервничать, нежели в том, чтобы кричать на него за то, что он поступает неправильно.

Если ваши дети еще не научились справляться с гневом и другими негативными эмоциями, им важно узнать о том, как можно выпустить пар, не оскорбляя других и себя. Многие взрослые в детстве не научились контролировать свои эмоции, поэтому, когда у нас что-то идет не так и мы срываемся на глазах у детей, то показываем им, что реагировать с помощью гнева – это нормально.

Представим, что вы везете детей на тренировку и вас пытается подрезать другая машина. Если вы потеряете самообладание, начнете жать на гудок и обзывать водителя, то научите ребенка, что плохо относиться к другим людям только потому, что они рассердили вас, – это нормальное поведение. Попробуйте сдержать себя и сказать: «Ничего себе, маме срочно нужно сделать парочку глубоких вдохов, потому что тот водитель явно нарушает правила. Я надеюсь, что у него есть очень веская причина для такого решения». Таким высказыванием вы закладываете основы правильного реагирования в случае, когда кто-то делает что-то, что раздражает вас или злит. Если вы постоянно демонстрируете детям спокойное поведение в реальных жизненных ситуациях, они начнут делать то же самое в повседневной жизни.

Очень часто плохое поведение ребенка по отношению к брату или сестре вызвано его желанием и потребностью в вашем индивидуальном внимании к нему. Порой его трудно обеспечить, особенно если учесть, что вы тяжело работали весь день, занимались домашним хозяйством и заботились обо всех своих детях. Ищите возможности в течение дня/недели уделять десять-пятнадцать минут вашего безраздельного внимания каждому из детей. Это время можно выкраивать по утрам, когда остальные дети еще спят, или после ужина, во время мытья посуды. Минуты теплого общения с ребенком помогут сократить количество эмоциональных вспышек и конфликтов братьев и сестер в будущем.

Вопрос 4

Как лучше всего дать понять своим детям, что вы не собираетесь терпеть грубое и дерзкое поведение в семье?

Великолепный вопрос. Специалисты считают, что мы можем помочь нашим детям стать вежливыми и послушными, если с самого начала последовательно и четко объясним, чего ожидаем от них. Последовательность очень важна, конечно, если вы не хотите подкреплять вредные привычки. Как только ваш ребенок достаточно повзрослеет, чтобы понять, что плохое поведение приводит к негативным для него последствиям, не давайте ему шансов на повторение проявления нежелательного поведения. В противном случае все, что вы говорите, он не будет воспринимать всерьез и сочтет, что плохое поведение может сойти ему с рук, потому что вы сами несерьезно относитесь к собственным правилам.

Если вы пришли в гости к другу вашего сына, а ваш сын отозвался о его матери крайне нелицеприятным образом, скажите твердо: «Ты же знаешь, в нашей семье такие слова недопустимы. Мы сейчас же идем домой, чтобы у тебя было время подумать о том, что ты сказал» и уйдите немедленно после того, как он извинится. Не торгуйтесь с ребенком, не предлагайте ему мороженое или деньги в обмен на лучшее поведение. Такие действия наносят наибольший вред, ими вы только будете потакать плохому поведению и можете спровоцировать еще худшее в будущем, потому что ребенок захочет проверить, как далеко может подтолкнуть вас, прежде чем вы предложите еще одну сделку.

Будьте сторонником позитивных перемен! Развивайте у ваших детей доброе отношение к другим людям. Хвалите их за хорошее поведение, награждайте, когда они демонстрируют готовность к сотрудничеству. Положительное подкрепление может оказать большое влияние на воспитание ответственного ребенка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector